Сообщение о мифах: Мифы и легенды со всего мира

Мифы и легенды народов мира

«Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным».
Станислав Ежи Лец

Мифы и легенды народов мира – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они сами по себе – шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание этих легенд и мифов дает ключ к пониманию поэзии Гете и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

Мифы и легенды сопровождают нашу жизнь с самого раннего детства, питая нашу веру в чудеса, когда мы зачитываемся невероятными подвигами древнерусских героев, захватывающими странствиями Одиссея, приключениями персонажей сказок народов мира. Миф не покидает нас и позже, когда мы отыскиваем в ночном небе Марс или Юпитер, созвездия Ориона или Центавра, названные именами мифических персонажей. В повседневной жизни мы продолжаем сталкиваться с остатками мифов древних народов: когда измеряем время как в Древнем Вавилоне, когда проводим Олимпийские игры или справляем масленицу и, даже когда едим «геркулесовую» кашу. Миф находится рядом с нами, когда мы замираем перед полотнами великих живописцев — Рембрандта («Даная»), Рубенса («Персей и Андромеда»), Васнецова («Богатыри») или слушаем «Гибель Богов» Вагнера.

Мы приглашаем вас совершить увлекательное путешествие в фантастическую и загадочную страну под названием – Мифология. Представленные на выставке книги позволят лучше понять смысл многих произведений искусства, помогут разобраться в литературных сюжетах мифологии, разбудят игру воображения и расширят кругозор.

Библиографический список литературы:

1. Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука : словарь-справочник / под ред. В.Н. Яхро. — Москва: Высшая школа, 1995. — 382 с.: ил., 8 л. ил. — ISBN 5-06-003182-9: 13500 р.
Словарь-справочник содержит свыше 800 статей по древнегреческой и римской литературе, театру, изобразительному искусству, философии науке. Дается характеристика творчества античных поэтов и писателей, историков и ораторов, скульпторов и архитекторов, философов и деятелей науки; приводятся сведения о важнейших памятниках античной архитектуры, пластики и живописи, о понятиях и терминах из области античных литературных жанров и стихосложения, о реалиях театральных представлений.
В словаре-справочнике находят освещение также важнейшие исторические события и мифологические сюжеты, знание которых необходимо для понимания явлений античной культуры.

 

2. Асов, А.И. Славянские боги и рождение Руси / А.И. Асов. — Москва: Вече, 1999. — 542 с. — (Великие тайны). — ISBN 5-7838-0449-5: 28 р.
В книге А. И. Асова, писателя и литературоведа, впервые собраны и изложены предания о богах и прародителях славян, дан свод источников по древней славянской языческой (ведической) культуре и приведены цитаты из этих источников славянской мифологии. В книге представлены уникальные иллюстрации славянского дохристианского искусства. Особую ценность настоящему изданию придает то, что в нем впервые опубликован полный, уточненный перевод `Книги Велеса`, которую можно называть священным писанием славян. Книга издается в авторской редакции.

 

3. Гемуев, И.Н. Легенды и были таежного края / И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев, А.И. Соловьев; АН СССР, Сиб. отд-ние ; под ред. Р.С. Василевского. — (Страницы истории нашей Родины). — Библиогр.: с. 173 — 174. — ISBN 5-02-029181-1: 2 р. 68 к.
Эта книга — о «темных» веках истории Западной Сибири, мало известных даже историкам. Легендами окутаны времена князей и их дружин, крепостей на берегах сибирских рек, подвигов богатырей. Таежное средневековье предстает в этой книге как своеобразная, полная драматизма эпоха. Данные археологии и этнографии позволили авторам отделить вымысел от исторической действительности и представить читателю картины жизни и быта средневековых предков сегодняшних хантов, манси и селькупов.

 

4. Грушко, Е.А. Энциклопедия русских примет / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. — Москва : Эксмо-Пресс, 2000. — 431 с. : ил. — Библиогр. : с. 412. — ISBN 5-04-004217-5 : 53 р. 32 к.
За свою тысячелетнюю историю наш народ тонко подмечал жизнь природы и накопил целую сокровищницу примет. Можно ли по полету ласточки предсказать погоду? Верно ли, что на молодом месяце рыба клюет? Правда ли, что заяц, перебежавший дорогу, к несчастью? Подобных примет, порою самых загадочных и невероятных, собрано в этой энциклопедии великое множество. Кстати, это первое в России столь полное собрание русских примет.

 

5. Грушко, Е.А. Энциклопедия русских суеверий / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. — Москва : Эксмо-Пресс, 2000. — 559 с. : ил. — Библиогр. : с. 531 — 534. — ISBN 5-04-005166-2 : 53 р. 32 к.
Кто из нас не замирал перед черной кошкой, перебежавшей дорогу? Не загадывал желания при виде падающей звезды? Не шептал `самодельные` заклинания, чтобы все сошлось так, как нам хочется? В памяти народной веками копились поверья, приметы, заклинания, магические рецепты и обряды, толкование снов. .. Теперь они перед вами, собранные в этой совершенно уникальной книге. И кто может сказать — суеверия ли это или вековой народный опыт, одна из граней народной мудрости? Суеверия? Что же вы тогда остановились перед перебежавшей дорогу черной кошкой?..

 

6. Грушко, Е.А. Энциклопедия русских чудес / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. — Москва : Эксмо-Пресс, 2000. — 591 с. : ил. — Библиогр. : с. 577 — 578. — ISBN 5-04-003665-5 : 53 р. 32 к.
Чудесное, загадочное, сверхъестественное сопутствует нашему народу на протяжении всей тысячелетней истории. В этой книге собраны самые невероятные случаи из жизни русских государей, полководцев, ученых, литераторов, прорицателей, чудаков — и даже юродивых. Подобное полное собрание чудес появляется в нашем Отечестве впервые.

 

7. Демонология эпохи Возрождения / общ. ред. и сост. М.А. Тимофеева. — Москва: РОССПЭН, 1996. — 464 с.: ил. — ISBN 5-86004-021-0: 19375 р.
Впервые Издание позволяет ознакомиться с демонологическими трактатами и памфлетами, появившимися в Западной Европе в 16 — 17 веках. Деяния дьявола и его подручные, демоническая иерархия, акты колдовства и связи с миром Тьмы, воспринимаемые как реальность — вот что привлекает внимание авторов этих произведений, среди которых Д. Гиффорд, Ф. фон Шпее, С. Сирано де Бержерак и другие известные деятели этого времени. Во второй части книги представлены различные точки зрения на это явление наших современников, пытающихся разобраться в причинах возникновения веры в дьявола и развернувшейся в эпоху Возрождения `охоты на ведьм`. Книга снабжена примечаниями и редкими иллюстрациями, большинство произведений переводится на русский язык впервые.

 

8. Древняя Русь в свете зарубежных источников : учеб. пособие для вузов / М.В. Бибиков, Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон; под ред. Е.А. Мельниковой ; ред. совет: В.И. Бахмин [и др.]. — Москва : Логос, 2003. — 606 с. — Библиогр.: с. 557 — 563. — ISBN 5-91040-260-3: 161 р. 50 к.
Приводится обзор зарубежных источников о Древней Руси от античности до середины XIII в. Впервые в аналитическом виде представлены сведения, содержащиеся в разножанровых памятниках на греческом, арабском, древнескандинавском, латинском и других языках, о социальном и политическом строе, хозяйстве и торговле, культуре и верованиях, международных связях восточных славян и других народов Восточной Европы.

 

9. Забылин, М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. / М. М. Забылин. – Москва : Книга Принтшоп, 1990. – 616 с.
Репринтное воспроизведение издания 1880 года. Это уникальный сборник разнообразных этнографических сведений об обычаях и традициях русского народа, составленный М. Забылиным. В книге собрана бесценная информация о русских праздниках, свадебных и других обрядах, суевериях, сведения о верованиях в колдунов, ведьм и нечистую силу, а также приметы, заклинания и заговоры, бытовавшие в народе. Особый раздел посвящен народной медицине, в нем приведен старинный травник-цветник. Отдельный интерес представляет глава о быте на Руси: описание мужских и женских костюмов, архитектуры домов и домашней утвари, традиционных блюд и напитков. Вы найдете здесь и любопытные легенды о древних кладах, описание распространенных на Руси народных музыкальных инструментов, а также некоторые русские народные присловья и старинные народные песни.

 

10. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков : учеб. пособие для вузов / В.Т. Звиревич. — Москва : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. — 348 с. — Библиогр. : с. 345. — ISBN 5-8291-0166-1 (Академический проект) : 85 р.
В пособии представлены в основном наиболее значительные философские имена древности и Средневековья. Оно разработано преимущественно на материале первоисточников с учетом современной научной литературы. Особенно важно то обстоятельство, что взгляды философов излагаются близко к подлиннику, без сколько-нибудь значительных искажений. Это позволяет читателю достаточно подробно ознакомиться с философскими произведениями данного периода.

 

11. История Древнего Востока: учебник для студентов вузов, обучающихся по напр. и спец. «История» / А.А. Вигасин [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд.; перераб. и доп. — Москва: Высшая школа, 1999. — 462 с.: ил. — ISBN 5-06-003438-0: 59 р. 50 к.
Учебник включает пять разделов: Древний Египет, Передняя Азия; Иран и Средняя Азия; Южная Азия; страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Материал охватывает период до конца эпохи древности и начала средневековья. В 3-е издание внесены уточнения и добавления в свете новых достижений археологов и историков. Учебник иллюстрирован, снабжен синхронистическими и хронологическими таблицами, картосхемами и обширной библиографией.

 

12. История Древней Греции: учебник для студентов вузов, обучающихся по напр. и спец. «История» / Ю.В. Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд.; перераб. и доп. — Москва : Высшая школа, 2000. — 399 с.: ил. — ISBN 5-06-003676-6 : 78 р. 50 к.
Учебник содержит систематическое изложение происхождения, формирования, расцвета и упадка древнегреческой цевилизации, начиная с первичной государственности Крита и кончая эллинистическим Египтом, завоеванным в конце I века до н. э. Римом.

 

13. История религии: в 2 т.: учебник для вузов. Т. 1 / В.В. Винокуров; под ред. И.Н. Яблокова. — 3-е изд.; доп. и испр. — М.: Высшая школа, 2007. — 464 с. — Текст: непосредственный. — ISBN 978-5-06-005788-1: 363 р.
В первом томе двухтомной «Истории религии» на богатом этнографическом, религиоведческом материале авторы раскрывают исторический процесс развития религии от зарождения архаичных форм религиозности и племенных культов до формирования религий древних цивилизаций и национальных религий: индуизма, митраизма, зороастризма, даосизма, конфуцианства, иудаизма и др.

 

14. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. — М. : Мысль, 1993. — 959 с. — Текст : непосредственный. — ISBN 5-244-00721-1 : 210 р.
Настоящее издание представляет собой вторую из серии книг, включающих ранние произведения А.Ф.Лосева, замечательного русского философа и филолога. Том целиком составляют «Очерки античного символизма и мифологии» — фундаментальный труд, в котором автор, широко исследуя античную мысль и культуру, а также историю восприятия античности европейской культурой, развивает свою оригинальную концепцию платонизма.

 

15. Немировский, А.И. Мифы древней Эллады / А.И. Немировский. — Москва : Просвещение, 1992. — 319 с. : ил. — ISBN 5-09-003140-1: 7000 р.
В книге в увлекательной форме изложены древнегреческие мифы о происхождении космоса, Земли и человечества, о борьбе богов и титанов, о богах Олимпа и героях Древней Греции, о подвигах Геракла и аргонавтах, о Трое и Троянской войне. Автор, писатель и ученый-специалист в области истории древнего мира, излагает мифы в современном прочтении и с учетом нового в исторической науке. Это позволит читателю взглянуть на мифы не просто как на занимательные рассказы, но и как на своеобразный источник сведений по истории Древней Эллады.

 

16. Руднев, В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов / В.А. Руднев. — Л.: Лениздат, 1989. — 160 с.: ил. — Текст : непосредственный. — ISBN 5-289-00253-7: 8 р. 35 к.
В книге рассказывается о том, как складывались и развивались народные обряды и праздники. Показан процесс формирования церковных обрядов и таинств.

 

17. Сергейчик, Е.М. Философия истории / Е.М. Сергейчик; Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб. : Лань [и др.], 2002. — 687 с. — (Мир философии). — ISBN 5-8114-0333-Х : 99 р. 46 к.
В учебнике через призму трех сложившихся в культуре исторических типов рациональности — мифологической, религиозной и философской (классической, неклассической и постнеклассической) — дается анализ представлений об истории ее сущности и смысле, формах осуществления и способах постижения, субъекте действия и движущих силах.

 

18. Славянская мифология: энцикл. словарь / Ин-т славяноведения ; отв. ред. С.М. Толстая. — 2-е изд. ; испр. и доп. — Москва : Международные отношения, 2002. — 510 с.: ил. — ISBN 5-7133-1069-8: 106 р. 67 к.
Энциклопедический словарь «Славянская мифология» содержит толкование основных образов и символов славянской мифологии. Статьи посвящены славянским божествам, персонажам народной демонологии, обычаям славян, традиционным праздникам, мифологии животного и растительного мира, природных явлений и т. д.

 

19. Стульгинскис, С.А. Космические легенды Востока : древ. легенды, соврем. легенды / С.А. Стульгинскис. — Москва : Сфера, 1992. — 208 с. — ISBN 5-87212-005-2 : 7000 р.
Стульгинскис С. А. «Космические легенды Востока», написанные по работам Е. П. Блаватской, А. Безант и Н. К. Рериха для многих читателей покажутся откровением. «Космические легенды Востока» открывают нам этих людей, как глубоких мистиков, посвященных в тайны мироздания. В этой книге представлена уникальная информация о строении Живой Вселенной, о Небесных братьях, о существовании в глубокой древности расы гигантов, о древней Лемурии, об Атлантиде, о прошлых воплощениях человека, и о многом другом.

 

20. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. — М. : Политиздат, 1990. — 622 с. — (Библиотека атеистической литературы). — Текст : непосредственный. — 3 р. 50 к.
Книга представляет из себя собрание работ, посвященных описанию таких ранних религиозных форм, как тотемизм, ведовство, знахарство, шаманизм, а также исследованиям, раскрывающим вопрос происхождения религии и ее развития. Несмотря на то, что издание опубликовано более 30 лет назад, оно не теряет своей актуальности.

 

21. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. — 4-е изд. ; испр. и доп. — Москва : Изд-во политической литературы, 1986. — 576 с.: ил. — (Библиотека атеистической литературы). — Библиогр. в конце гл. — Текст: непосредственный. — 40 р. 98 к.
Анализируя богатый материал, накопленный этнографией и археологией, «священные» книги и богословскую литературу всевозможных направлений, автор дает общий обзор религий различных народов и стран: от зарождения примитивных первоначальных верований до формирования так называемых мировых религий.

 

Адрес: пр-т Ленина, 25, отдел обслуживания корпуса ХТ (ХТ-102)
Телефон для справок: 8(4822)78-33-45 (доб.1)
Контактное лицо: Шиманская Т.А.

Миф | это… Что такое Миф?

Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид

Сбор аргонавтов, аттический краснофигурный кратер вазописца Ниобы, 460—450 до н. э.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия)

[1]. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Содержание

  • 1 Античная литература
  • 2 Средние века и Возрождение
  • 3 Новое время и Современность
  • 4 Мифологическое мировоззрение
  • 5 Миф по А. Ф. Лосеву
  • 6 Миф по Ролану Барту
  • 7 Миф по Ф. Х. Кессиди
  • 8 См. также
  • 9 Литература
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

Различные типы отношения поэта к мифам удобно прослеживать на материале античной литературы. Всем известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его «почву». Это можно отнести прежде всего к гомеровскому эпосу («Илиада», «Одиссея»), который отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собственной литературой (ему подобны «Веды», «Махабхарата», «Рамаяна», «Пураны» в Индии, «Авеста» в Иране, «Эдда» в германо-скандинавском мире и другие).

Подход Гомера к действительности («эпическая объективность», т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, — всё это насквозь проникнуто мифологическим стилем миропонимания. Известно, что действия и психическое состояния героев Гомера мотивируются вмешательством многочисленных богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что «мифология и Гомер суть одно и то же…» (Фридрих Шеллинг, «Философия искусства»). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению мифов; мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.

Позднее греческие поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к мифам, но зато подвергают их решительной переработке — приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние мифов сохраняется в период расцвета греческой трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологических сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, он превращает саму историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетическую гармонизацию мифов (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом литературной игры и учёного коллекционирования (Каллимах из Кирены).

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

Средние века и Возрождение

Средневековая поэзия продолжала вергилиевское отношение к мифам, Возрождение — овидиевское.

Начиная с позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, идиллии Ф.Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают своего апогея к XVIII веку.

Однако к концу XVIII века выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к мифам происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма (мифический образ не «означает» нечто, но «есть» это нечто или он есть содержательная форма, находящаяся в органическом единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (Античность), а различные по внутренним законам мифологии миры; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской мифологии и мифов Востока.

В XVII веке, английский философ Френсис Бекон в сочинении «О мудрости древних» утверждал — «мифы в поэтической форме хранят древнейшую философию, моральные сентенции или научные истины, смысл которых скрыт под покровом символов и аллегорий».

Новое время и Современность

В 40-70-x годах XIX века грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Рихарда Вагнера; его подход создал большую традицию.

XX век выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к мифам; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьёзного изучения научной теории мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса, а также в «Кентавре» Джона Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифами (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифов отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

Мифологическое мировоззрение

Основная статья: Мифология

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

Миф по А. Ф. Лосеву

В своей монографии «Диалектика мифа» А.  Ф. Лосев даёт следующее определение:

Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Следует также принимать во внимание, что хотя термином «миф» иногда назывались Лосевым разные религиозные системы, но этот труд — «Диалектика мифа» был лишь альтернативой (иногда неудачной, в связи с преследованиями со стороны советских властей) «диалектическому материализму».

Миф по Ролану Барту

Ролан Барт рассматривает миф как семиологическую систему, обращаясь при этом к известной модели знака Соссюра, выделявшего в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов. Согласно Барту, в мифе мы обнаруживаем ту же трёхэлементную систему, однако, специфика его в том, что миф представляет собой вторичную семиологическую систему, надстроенную над первой языковой системой или языком-объектом. Эту вторичную семиологическую систему или собственно миф Барт называет «метаязыком» потому, что это вторичный язык, на котором говорят о первом. При исследовании семиологической структуры мифа Барт вводит свою нетрадиционную терминологию. Означающее, подчёркивает он, может рассматриваться с двух точек зрения: как результирущий элемент первой языковой системы и как исходный элемент мифологической системы. В качестве конечного элемента первой системы Барт называет означающее смыслом, в плане мифа — формой. Означаемое мифологической системы получает название концепта, а её третий элемент представляет значение. Это вызвано, по мнению Барта, тем, что выражение знак двусмысленно, так как означающее мифа уже образовано из знаков языка.

Согласно Барту, третий элемент семиологической системы — значение или собственно миф — создаётся за счёт деформации отношения между концептом и смыслом. Здесь Барт проводит аналогию со сложной семиологической системой психоанализа. Подобно тому как у Фрейда латентный смысл поведения деформирует его явный смысл, также и в мифе концепт искажает или точнее «отчуждает» смысл. Эта деформация, согласно Барту, возможна потому, что сама форма мифа образована языковым смыслом, подчинённым концепту. Значение мифа представляет постоянное чередование смысла означающего и его формы, языка-объекта и метаязыка. Именно эта двойственность, по Барту, определяет особенность значения в мифе. Хотя миф это сообщение, определяемое в большей степени своей интенцией, тем не менее буквальный смысл заслоняет эту интенцию.

Раскрывая коннотативные механизмы мифотворчества, Барт подчёркивает, что миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Касаясь проблемы «чтения» и расшифровки мифа, Барт пытается ответить на вопрос как происходит его восприятие. Согласно Барту, миф не скрывает свои коннотативные значения, он «натурализует» их. Натурализация концепта является основной функцией мифа. Миф стремится выглядеть как нечто естественное, «само собой разумеющееся». Он воспринимается как безобидное сообщение не потому, что его интенции тщательно скрыты, иначе они утратили бы свою эффективность, а потому, что они «натурализованы». В результате мифологизации означающее и означаемое представляются «читателю» мифа связанными естественным образом. Любая семиологическая система есть система значимостей, но потребитель мифов принимает значение за систему фактов.

Миф по Ф. Х. Кессиди

Ф. Х. Кессиди писал — «миф — это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание», не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание. Грезы, волны фантазии — вот что такое миф»[2].

См. также

  • Мономиф
  • Байка
  • Фантастика
  • Мифы народов мира (энциклопедия)

Литература

  • Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 — 312 с. — ISBN 5-8242-0048-3; 2-е изд., 2004 — ISBN 5-8242-0076-9.
  • Алексанян Е.А. Миф и реальность (на художественном материале современной прозы) // Научные труды. Вопросы филологии. — Ереван: Лингва, 2004. — ISBN 99930-79-63-4.
  • Шевченко О. К. Миф как форма освоения власти // Культура Народов Причерноморья (Симферополь). 2009. № 162. С. 166—168.

Примечания

  1. Гринин Л. Е. 2010. Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века. Лекция 1. Древний Восток. Философия и общество, № 1, с. 3–44. [1]
  2. Кесиди Ф. Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. — 312 с.

Ссылки

  • Миф. Ру
  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа
  • Феномен мифа
  • Подборка литературы по теории мифа
  • Энциклопедия мифов

Смысл жизни: «Джозеф Кэмпбелл о силе мифа с Биллом Мойерсом»

«Мифы — это ключи к духовным возможностям человеческой жизни», — объясняет ученый Джозеф Кэмпбелл в начале знаменитой серии PBS Джозеф Кэмпбелл о силе мифа с Биллом Мойерсом . Его определение мифа состоит не в том, что мифы являются примерами поиска смысла жизни, а в том, что мифы представляют собой непрерывный поиск «жизненного опыта». Согласно Кэмпбеллу, мифы — все мифы — говорят нам, что смысл жизни — это жизненный опыт: «Вечность — это не какое-то более позднее время, вечность — это не долгое время. Вечность не имеет ничего общего со временем! Это то измерение здесь и сейчас, которое отсекает мышление и время… Вот оно. Если вы не получите его здесь, вы не получите его нигде. Ощущение вечности прямо здесь и сейчас — функция жизни».

Сила мифа впервые был показан в виде сериала из шести частей в 1988 году. Кэмпбелл провел несколько бесед с Мойерсом, отмеченным наградами журналистом, на ранчо Скайуокера Джорджа Лукаса за предыдущие два года. Они обсудили работу Кэмпбелла и его теории мифологии, символизма, человеческого опыта и то, как мифы поразительно похожи на протяжении всей истории человечества, с одними и теми же символами, историями и темами, повторяющимися на протяжении веков в самых разных культурах.

Этот двухтомный набор DVD представляет сериал в его оригинальной шестисерийной форме с введением Мойерса. Кэмпбелл скончался до того, как какой-либо из эпизодов был показан в эфире, поэтому в этих представлениях есть ощущение торжественности, но сами эпизоды живые и увлекательные. Энергия и искренняя, очевидная страсть каждого человека к темам поднимают эти обсуждения далеко за пределы обстановки, в которой они происходят, которая, по сути, представляет собой тепло освещенную, почти невзрачную комнату с двумя стульями, стоящими друг напротив друга. Это похоже на уютную беседу у камина. Поскольку один из участников оказался профессором Колледжа Сары Лоуренс и ведущим мировым специалистом по мифологии, это также немного похоже на курс лекций, но это самая увлекательная лекция, которую вы когда-либо посещали.

В первом эпизоде, Приключения героя , дается обзор структуры мифов. Независимо от культуры или традиции, герой каждого мифа совершает одно и то же путешествие. Каждый герой уходит, взаимодействует с другими архетипическими существами и сталкивается с такими же испытаниями, завершает свой поиск или выполняет свою цель (иногда не завершать свой поиск) и возвращается, каким-то образом измененным.

В эти эпические путешествия отправляются не только король Артур с обнаженным мечом или герои в стиле Люка Скайуокера, владеющие световым мечом. Приключение также может быть связано с внутренним исследованием и духовным поиском. Ни в коем случае не осуждая, не опровергая и не обесценивая ни одну из бесчисленных мировых систем верований, Кэмпбелл отмечает, что это мифическое путешествие присутствует — и почти идентично — во многих основных религиях. Будда, Моисей, Иисус, например; все отправлялись в духовные поиски, встречались с союзниками или врагами, каждый подвергался испытаниям и каждый возвращался преображенным.

Episode Two, The Message of the Myth исследует, как по своей сути все мифы существуют, чтобы учить нас. Они рассказывают нам о себе и других, и они показывают нам, как жить своей жизнью. В этом эпизоде ​​все становится по-настоящему интересным, поскольку Кэмпбелл с легким ликованием отмечает, что мифы служат не только фольклорным функциям в обществе: «делай это», «не ешь это», «будь осторожен, когда путешествие туда» и т. д. «Миф, — поясняет он, — есть поле отсчета… метафоры абсолютно трансцендентного». Мифы — это путеводители по самой жизни со всей ее красотой и таинственностью. Они отражают концепцию преодоления двойственности (потому что, хотя вещи приходят парами и все имеет свою противоположность, не может быть добра без зла). Мифы — это ключи к пониманию всего человеческого опыта.

Первые рассказчики рассказывает о том, как древние культуры стремились понять свое существование и объяснить свою связь с миром через рассказывание историй и ритуалы. Эти сказки и обычаи, такие как ритуалы, в которых охотник благодарит и чтит дух животного, которое он убил, чтобы оно было готово вернуться, чтобы на него снова охотились, или шаман воспроизводит охоту или урожай, чтобы гарантировать цикл продолжается, развиваясь как способ для людей жить в гармонии с природой.

Эти мифы передавались из поколения в поколение и теперь стали поучительными рассказами.

Кэмпбелл явно обладает даром рассказчика, поскольку он рассказывает версию «Жены Бизона», а затем продолжает восхищаться тем, как индейцы равнин потеряли всю основу для своего общества менее чем за одно поколение из-за резни бизонов в 1880-е годы. Мойерс спрашивает его об уменьшении влияния мифов, и Кэмпбелл признает, что по мере того, как общества продвигались вперед без руководства этими историями и ритуалами, преступность росла, а ресурсы истощались. Он также признает, что современный мир движется намного быстрее, чем мифы, традиционно развивавшиеся в прошлом, и это одна из причин, по которой они могут казаться не такими распространенными или актуальными, как когда-то. Однако он также указывает, что все время возникают новые мифы (умело используя компьютерную эпоху в качестве одного из примеров) и что художники все чаще выполняют социальные роли шамана и учителя.

Четвертый эпизод посвящен Жертве и Блаженству . Он повторяет многие из уже обсуждавшихся идей, используя концепции обновления и / или преодоления смерти через жертвоприношение, как буквальное (человеческое, животное), так и образное (ритуал мессы), а также идею о том, что нужно быть послушным обществу, а не следовать собственному блаженству. . Пятый эпизод «Любовь и богиня » исследует вековые верования, общие для матриархальных религий, непорочного зачатия и истории распятия. Мойерс был таким же внимательным, как и зрители, поскольку Кэмпбелл рассказывает обо всем, от возникновения романтической любви в мифических сказках, таких как история Тристана и Изольды, до теории большого взрыва. Большая часть этого эпизода посвящена идее священного женского начала, Матери-Земли и образам богинь плодородия, но, вероятно, из-за акцента на немного более современных и/или западных легендах зрители узнают гораздо больше историй, на которые ссылается Кэмпбелл. чем они могут быть в других эпизодах.

Последний эпизод, Masks of Eternity , был снят в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В нем двое мужчин говорят о бесконечности и о том, что одной из потребностей, которые у нас есть как часть человеческого опыта, является отождествление с ним. Кэмпбелл указывает, что все культуры создают «маски», которые являются именами и образами Бога, и они служат метафорами для «невыразимой трансцендентности, бытия за пределами всего бытия и идеи за пределами всех мыслей». На протяжении всей серии Кэмпбелл часто возвращает дискурс к примерам из своей жизни, но не более того, чем в этом заключении. Он осознавал, что приближается к своей собственной смерти, которая, как он знал, была не концом, а всего лишь еще одним шагом в его восприятии вечности, и смотрел на нее так же, как смотрел на изучаемые им мифы, с надеждой, с большим количеством вопросов. чем ответы и, прежде всего, стремление к открытиям.

Сила мифа — это мощное и захватывающее приключение, тем более, что оно кажется простым. В этом смысле это тоже похоже на мифы, которые любил Кэмпбелл. Джозеф Кэмпбелл проповедовал не с этого стула, а напротив Билла Мойерса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *