Хорошо темперированный клавир – система темперации: VIKENT.RU
Цикл произведений Иоганна Себастьяна Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения (I-й том издан в 1722 г., II-й – в 1744).
Полное название: «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом — в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки».
Часто для обозначения произведения используется аббревиатура: ХТК.
Этот цикл имел важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
Необходимые пояснения:
— Под настройкой музыкального инструмента понимают установление высоты звуков, а также соотношений между высотами разных звуков, извлекаемых из данного инструмента. Настройка производится, например, путём придания струнам инструмента разного натяжения – и, соответственно, изменения частот их колебаний;
— Важно понимать, что во время И.С. Баха не существовало современных клавишных инструментов (клавиров), таких как рояль. Клавишные инструменты (клавиры) того времени – это клавесин, клавикорд и орган, и настраивались они иначе, чем современные…
Название «Хорошо темперированный клавир» предполагает использование клавишного инструмента, настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных (!) тональностях.
Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй. Во времена И.С. Баха были распространены другие системы настройки. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а некоторые музыкальные приёмы создавали впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Таким неравномерным строем являлся, например, известный со времен античности «пифагоров строй»
Использование неравномерных строев накладывало на музыку той эпохи серьёзные ограничения, но попытки создания более «правильных» способов настройки предпринимались уже долгое время.
Считается, что первый равномерно-темперированный строй создал в 1584 году китайский музыкант, математик и астроном Чжу Цзай Юй [р. 1536]. Идея равномерной темперации Чжу Цзай Юя каким-то образом стала известна в Европе… Впервые она упоминается в неопубликованных трудах фламандского математика Симона Стевина [1548-1620].
Попытки создать сборник пьес для всех двадцати четырёх тональностей предпринимались и до И.С. Баха (например, в 1702 году органист Иоганн Фишер создал цикл «Ariadne musica», и И. С. Бах даже позаимствовал у него тему для одной из фуг II-го тома ХТК). Но опубликованные в 1722 г. первый, а в 1744 – второй том «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха стали наиболее известными и убедительными аргументами перехода к новому строю. И.С. Бах продемонстрировал, сколько новых возможностей несёт музыкантам того времени новая технология настройки инструментов
Самые известные в мире композиторов классический музыки
Послушать что-нибудь из классики – что может быть лучше?! Особенно на выходных, когда хочется расслабиться, забыть о тревогах дня, заботах трудовой недели, помечтать о прекрасном, да и просто поднять себе настроение. Подумать только, классические произведения были созданы гениальными авторами так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой. Как признает Ванесса Мэй, классические произведения гениальны, а все гениальное не может быть скучным.
Наверное, все великие композиторы обладают особым слухом, особой чувствительностью к тону и мелодии, что и позволило им создавать музыку, которой наслаждаются десятки поколений не только их соотечественников, но и поклонников классической музыки во всем мире. Если вы еще сомневаетесь, любите ли вы классическую музыку, тогда вам нужно встретиться с Бенджамином Цандером, и вы убедитесь, что на самом деле, вы уже давний поклонник прекрасной музыки.
А сегодня мы будем говорить о 10-ке самых известных в мире композиторов.
Иоганн Себастьян Бах
Первое место заслуженно принадлежит Иоганну Себастьяну Баху. Родился гений в Германии. Талантливейший композитор писал музыку для клавесина и органа. Композитор не создал нового стиля в музыке. Но он смог создать совершенство во всех стилях своего времени. Он является автором более 1000 сочинений. В своих произведениях Бах соединял разные музыкальные стили, с которыми он знакомился в течение жизни. Часто музыкальный романтизм соединялся со стилем барокко. При жизни Иоганн Бах как композитор не получил заслуженного признания, интерес к его музыке возник почти 100 лет спустя его смерти. Сегодня его называют одним из самых великих композиторов когда-либо живущих на земле. Его уникальность как человека, педагога и музыканта отражалась в его музыки. Бах заложил основы музыки Нового и Новейшего времени, разделив историю музыки на добаховскую и послебаховскую. Существует мнение, что музыка Баха мрачна и угрюма. Его музыка скорее фундаментальна и основательна, сдержанна и сосредоточенна. Как размышления зрелого, умудренного жизнью человека. Творчество Баха оказало влияние на многих композиторов. Некоторые из них брали пример с его произведений или использовали темы из них. А музыканты всего мира играют музыку Баха, восхищаясь ее красотой и совершенством. Одно из самых нашумевших произведений – «Брандербургские концерты» – отличное доказательство того, что музыку Баха нельзя считать слишком мрачной:
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт по праву считается гением. В 4 года он уже свободно играл на скрипке и клавесине, в 6 лет начал сочинять музыку, а в 7 уже умело импровизировал на клавесине, скрипке и органе, состязаясь с известными музыкантами. Уже в 14 лет Моцарт – признанный композитор, а в 15 лет – член музыкальных академий Болоньи и Вероны. От природы он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он создал поразительное количество произведений – 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. Композитор не хотел подражать, он пытался создать новую модель, отражающую новую индивидуальность музыки. Не случайно в Германии музыку Моцарта называют «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Величайший мелодист особое значение придавал опере. Оперы Моцарта – эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Одно из самых узнаваемых произведений – «Турецкий марш»:
Людвиг ван Бетховен
Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Бетховен – один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни – болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ – «Лунная соната»:
Ричард Вагнер
С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него – только средство. Ричард Вагнер – создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности. Вагнер – автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:
Франц Шуберт
Австрийский композитор Франц Шуберт – музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Поэтому Франц Шуберт в 10-ке лучших. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, по использованию жанров, идей и перевоплощений, преобладающим и определяющим в его музыке является вокально-песенная лирика. До Шуберта песня считалась незначительным жанром, и именно он возвел ее в степень художественного совершенства. Более того, он соединил, казалось бы, не соединяемое, песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии. Вокально-песенная лирика – это мир простых и глубоких, тончайших и даже интимных человеческих переживаний, выраженный не словом, а звуком. Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта – «Вечерняя серенада»:
Роберт Шуман
С не менее трагичной судьбой немецкий композитор Роберт Шуман – один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана, который просто обязан услышать каждый:
Фредерик Шопен
Фредерик Шопен, пожалуй, самый знаменитый поляк в мире музыке. Ни до, ни после композитора не рождался музыкальный гений такого уровня в Польше. Поляки невероятно гордятся своим великим соотечественником, да и в своем творчестве клмпозитор не раз воспевает родину, восхищается красотой пейзажей, сокрушается о трагическом прошлом, мечтает о великом будущем. Фредерик Шопен – один из немногих композиторов, который писал музыку исключительно для фортепиано. В его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, а вот фортепианные пьесы представлены во всем многообразии. Его произведения – основа репертуара многих известных пианистов. Фредерик Шопен – польский композитор, который также известен как талантливый пианист. Он прожил всего 39 лет, но успел создать немало шедевров: баллады, прелюдии, вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы, этюды, сонаты и многое-многое другое. Одно из них – «Баллада №1, соль минор».
Ференц Лист
Ференц Лист является одним из величайших композиторов мира. Он прожил относительно долгую и удивительно насыщенную жизнь, познал нищету и богатство, встретил любовь и столкнулся с презрением. Кроме таланта от рождения он обладал фантастической работоспособностью. Ференц Лист заслужил не только восхищение знатоков и поклонников музыки. И как композитор, и как пианист он получил всеобщее одобрение европейских критиков XIX столетия. Он создал более 1300 произведений и подобно Фредерику Шопену отдавал предпочтение произведениям для фортепиано. Блестящий пианист, Ференц Лист умел воспроизводить на рояле звучание целого оркестра, мастерски импровизировал, обладал фантастической памятью музыкальных композиций, ему не было равных в чтении нот с листа. У него был патетический стиль исполнения, что также отразилось на его музыке, эмоционально-страстной и героически-приподнятой, создающей красочные музыкальные картины и производящие неизгладимое впечатление на слушателей. Визитной карточкой композитора являются концерты для фортепиано. Одно из таких произведений «Годы странствий». А одно из наиболее известных произведений Листа – «Грезы любви»:
Иоганнес Брамс
Значительной фигурой романтического периода в музыке является Иоганнес Брамс. Слушать и любить музыку Брамса считается хорошим вкусом и характерным признаком романтичной натуры. Брамс не написал ни одной оперы, однако он создал произведения во всех других жанрах. Особенную славу Брамсу принесли его симфонии. Уже в первых произведениях проявляется самобытность композитора, которая со временем преобразилась в собственный стиль. Если рассмотреть все произведения Брамса, нельзя сказать, что на композитора сильно оказывало влияние творчество его предшественников или современников. А по масштабу творчества Брамса часто сравнивают с Бахом и Бетховеном. Наверное, это сравнение оправдано в том смысле, что творчество трех великих немцев представляют собой кульминацию целой эпохи в истории музыки. В отличие от Ференца Листа жизнь Иоганнеса Брамса была лишена бурных событий. Он предпочитал спокойное творчество, при жизни заслужил признание своего таланта и всеобщее уважение, а также был удостоен немалых почестей. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием», произведение, которое автор создавал целых 10 лет и посвятил своей матери. В своей музыке Брамс воспевает вечные ценности человеческой жизни, которые заключаются в красоте природы, искусстве великих талантов прошлого, культуре своей родины.
Джузеппе Верди
Какая десятка лучших композиторов без Джузеппе Верди?! Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить. Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки.
Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка – это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе. Сюжеты опер, по признанию самого Верди, должны быть «оригинальными, интересными и… страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, он не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, а просто писал оперы по-новому. Триумфальное шествие одного из шедевров Верди – оперы «Аида» – пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.
История кантат Баха
«Только во славу Божию». Этими словами Бах заканчивал каждую из своих двухсот духовных кантат. Но с таким большим выбором трудно понять, с чего начать. Наш гид открывает сокровищницу богатой и великолепной музыки.
Каждую Пасху шедевры Баха, Страсти по Иоанну и Матфею, находят отклик у миллионов слушателей по всему миру. В то время как драматизм и духовная глубина «Страстей» Баха продолжают привлекать достаточно страстных новообращенных, его возвышенные церковные кантаты часто кажутся недоступными для новичков.
Но пусть вас не пугают барьеры незнакомости или огромное количество предметов. Примерно 200 сохранившихся духовных кантат Баха содержат некоторые из его величайших произведений, созданных с последовательностью изобретательности и вдохновения, которые настолько близки к совершенству, насколько это возможно. Они лежат в основе его произведений, охватывая поразительный диапазон экспрессии и музыкальных стилей.
Во время работы концертмейстером при Веймарском дворе (1714-1716) и снова в годы работы кантором в лейпцигской церкви св.), Бах должен был поставить короткие, многочастные хоровые произведения для сопровождения регулярных и случайных церковных служб. Он поднял свою и без того превосходную игру, чтобы создавать кантаты для воскресенья, праздничных дней, свадеб и похорон, отпечатав свой особый гений в новой форме драматической религиозной музыки, популярной в лютеранских общинах Германии. Церковная кантата взяла за основу итальянские образцы, во многом равнозначные священным мини-операм.
Следуя новой моде на драматическую религиозную музыку, Бах впервые обратился к церковной кантате на Пасху 1707 года с отставанием Христа в Тодесбандене, BWV 4. Больше он написал при дворе Саксен-Веймара, многие из которых были уничтожены или утеряны во время переезд композитора в Лейпциг в мае 1723 г.
Между 1723 годом и первым исполнением «Страстей по Матфею» в Страстную пятницу 1727 года Бах написал более 150 кантат, перерабатывая существующие пьесы и изобретая новую музыку с изнурительной скоростью почти по одной в неделю. Если он писал под давлением своего начальства, как предполагают некоторые ученые, он также делал это для большей славы Бога и с преданностью своему делу.
Около трех четвертей лейпцигских кантат Баха сохранились и могут быть сгруппированы в три более или менее полных цикла в соответствии с моделью церковного года. На основании только этих произведений справедливо будет сказать, что композитор и его современники рассматривали жизнь как грандиозную репетицию смерти.
В качестве текстов кантат Бах использовал религиозную поэзию, библейские цитаты и стихи из лютеранских гимнов, полные эмоций и ярких выражений человеческих страданий. Опубликованные источники слов дали возможность для припевов, сольных песен, драматических речитативов и коллективных гимнов. Для своего второго цикла кантат (1724–1725) Бах порвал с условностями и изобрел единую форму кантаты, основанную на словах и музыке сезонных гимнов. Он использовал первый и последний куплет соответствующего гимна для вступительной и заключительной частей, аранжируя и перефразируя слова средних куплетов в соответствии с обстановкой в виде речитативов и арий.
Монументальное произведение Джона Элиота Гардинера «Паломничество кантат Баха», прокатившееся по Европе в 2000 году, доказало, что современные слушатели могут понять произведения, изначально задуманные для усиления ортодоксальных лютеранских проповедей.
«Кантаты Баха привлекают наше внимание как свидетельство высочайшего искусства, христианской веры и истории западной культуры, и поэтому требуют, чтобы мы примирились с ними», — отмечает немецкий ученый Альфред Дюрр.
«Это включает в себя не только чуткое реагирование на их культурный контекст, но и добросовестное рассмотрение вопроса об их актуальности для нашего времени».
Проект Гардинера, посвященный тысячелетию, подкрепленный его решением выпускать свои плоды на специальной этикетке, вышел далеко за рамки «добросовестной борьбы» Дюрра. Гардинер и его сотрудники открыли аудитории всех вероисповеданий и ни одной, что многогранный взгляд Баха на человеческое состояние остается столь же живым и актуальным сегодня, как и почти три столетия назад.
Другие, в том числе Масааки Судзуки и Тон Купман, помогли донести кантаты Баха до более широкой аудитории, чем когда-либо прежде. Их продолжающиеся полнозаписывающие циклы опираются на прочные основы первого периодно-инструментального цикла произведений, заложенного в XIX в. 70-е и 1980-е годы, Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт. Благодаря циклу современных инструментов Хельмута Риллинга и записям отдельных кантат Филиппа Эрревеге самое время познакомиться с кантатным наследием Баха.
Ухо бросается в глаза разнообразием сочинений Баха. Можно было слушать шесть-семь его кантат и никогда не уставать от изобретательного блеска его музыки. Трудность для многих заключается в сочетании слова «церковь» с кантатой, не говоря уже о багаже лютеранского богословия, болезненных текстах и прославлении Царства Божьего в основе этих необычных произведений.
И все же эта музыка звучит свежо и живо для современных ушей, в отличие от многих композиций, завершенных только в прошлом году. Прежде всего, сущностная человечность баховского гения касается всего его кантатного творчества и превращает каждое произведение в священное приношение в звуке.
Загляните в тайный мир нумерологии и головоломок Баха
Примерно в 14 миллиардах миль отсюда плавает 12-дюймовая позолоченная пластинка. Этот артефакт был размещен на борту 9-го0035 Voyager 1 в 1977 году (и еще один на родственном корабле Voyager 2), и теперь, давно совершив запланированные облеты планет, он устремляется в глубокий космос со скоростью, почти в 500 раз превышающей скорость звука. Золотая пластинка, созданная для того, чтобы рассказать историю человеческой цивилизации любому инопланетянину, столкнувшемуся с ней, включает в себя изображения, математические уравнения, астрономические координаты и звуки. Его цель — передать — в отсутствие общего языка — не только факты человеческого существования, но и свидетельства нашего разума.
Одним из элегантных способов сделать это возможным является использование музыки, которая, помимо лирического содержания, не нуждается ни в визуальном представлении, ни в лексиконе звуковых объектов. Он говорит сам за себя через общую ткань частот – амплитуду во времени – которая может быть выгравирована прямо и без фильтрации на поверхности диска. Важность музыки для проекта очевидна: на поверхности пластинки вручную выгравирована надпись «Создателям музыки — все миры, все времена».
Золотая пластинка. Courtesy НАСА/ВикипедияПри решении вопроса о том, какая музыка может олицетворять вершину человеческого духа и интеллекта, неизбежно был предложен Иоганн Себастьян Бах, но, согласно непроверенному, но непреодолимому анекдоту, возникло некоторое несогласие, потому что представление музыки такой красоты и интеллекта для любого внеземного слушателя было бы «просто хвастовством».
В конечном счете, среди 27 похвально разнообразных музыкальных произведений, включенных в пластинку, целых три принадлежат Баху, что позволяет предположить, что он один представляет более 11 процентов ценности всей нашей музыкальной истории. Это видение музыки Баха, парящей над Землей как символа музыкального совершенства, перекликается с господствующим восприятием искусства Баха: каким-то трансцендентным, вневременным и не от мира сего. Его музыка представляет собой вершину озабоченности эпохи барокко контрапунктом, но также может быть легко адаптирована для широкого спектра инструментов, эпох и стилей, от «классики» до джаза, поп-музыки и электроники.
У музыкантов и любителей музыки быстро заканчиваются превосходные степени, чтобы описать его предполагаемую гениальность. Для Бетховена он был «бессмертным богом гармонии»; Вагнеру «самое изумительное чудо во всей музыке»; Максу Регеру «начало и конец всей музыки». И Брамс заявил в письме Кларе Шуман относительно Чаконы Баха :
На одном нотоносце для маленького инструмента человек пишет целый мир глубочайших мыслей и самых сильных чувств. Если бы я вообразил, что мог бы создать, даже задумать это произведение, я совершенно уверен, что избыток волнения и потрясающих переживаний свел бы меня с ума.
Связь с божественным никогда не за горами, как в шутке Маурисио Кагеля о том, что никто больше не верит в Бога, но все верят в Баха, или даже, говоря словами современного философа-атеиста, что Бах — лучший аргумент в пользу существования Бога.
С репутацией его музыки как некой «вечной истины» и последствиями их божественной транскрипции легко забыть, что такая небесная работа была результатом земных трудов. По слепой случайности технологической истории у нас остались прекрасные рукописи, но минимальные записи о реальном стрессе, обучении, ограниченном времени и чернильном беспорядке, когда перо прикладывало к странице. Если талант Баха действительно был дан Богом, то это был дар, который требовал возмещения за десятилетия постоянного обучения, изучения партитур Вивальди при свете свечи с замирающими глазами, прохождения 280 миль только для того, чтобы посмотреть выступление одного органиста, повторного использования композиционных материал, адаптация к меняющимся вкусам, и все это на фоне головокружительного множества профессиональных требований, неуклюжих надсмотрщиков, раздражительных критиков, тщеславной королевской власти и личных трагедий.
Чтобы оценить музыку Баха (которую я, как и многие другие, нахожу ошеломляюще красивой), может быть поучительно понять и механику, и механику: музыкальные системы, и самого человека — отложив в сторону любую общепринятую мудрость о его предполагаемый блеск.
О Бахе можно сразу кое-что узнать по его портретам, а точнее по их скудости – учитывая его нехватку времени и нежелание заниматься самовозвеличиванием. Художники жаловались, что он никогда не оставался на месте достаточно долго, чтобы запечатлеть сходство, и те немногие его портреты, которые у нас есть, говорят больше о его музыке, чем о его внешности и характере: он служит реквизитом, чтобы держать фрагмент произведения или носить его. скрытый музыкальный код на его одежде; это музыка на переднем плане, а не музыкант.
Больше всего Бах был хитер и в музыке, и в жизни, обожал загадки, игры и вообще изобретательные озорства. Его монограмма на восковой печати и кубке была его собственным дизайном, и на первый взгляд она выглядит как богато украшенный декоративный симметричный гребень из переплетающихся завитков. На самом деле он состоит из его инициалов JSB, наложенных друг на друга и зеркально отраженных, что вполне уместно, поскольку в его музыке используются зеркальные инверсии, и, как и монограмма, это что-то сразу прекрасное, но со скрытым смыслом.
Воссоздание монограммы Баха, составленной из его инициалов, наложенных в обычном и зеркальном виде. Изображение предоставлено авторомДругой пример того, как Бах кодирует информацию в декорации, можно найти на титульном листе его 24 прелюдий и фуг для Хорошо темперированный клавир (первая прелюдия которого включена в Золотой Записывать). Часто эта серия произведений (по одной для каждой мажорной и минорной тональности) ошибочно считается написанной для ныне повсеместно распространенной четно- темперированной системы. В равномерно темперированной системе разница высоты тона между каждой хроматической нотой (например, каждой соседней нотой на фортепиано) одинакова. С хорошо темперированная система , однако промежутки немного различаются и настроены для обеспечения звучности в некоторых тональностях ближе к тем, которые возникают из «естественного» гармонического ряда. Хоры, струнные ансамбли и другие инструменты, не связанные системой фиксированной высоты тона, имеют тенденцию сходиться в этих «более чистых» интервалах в исполнении — струнные ансамбли и хоры делают тонкие, но точные настройки, чтобы аккорды резонировали, и они отклоняются от фиксированной сетки из 12 нот. линии ровного темперированного инструмента, такого как современное фортепиано.
Имя Баха в немецкой нотной системе произносит навязчивую хроматическую мелодию
Существует бесчисленное количество хорошо темперированных систем, и несколько во времена Баха, однако на протяжении столетий оставался вопрос, какую систему Бах использовал для The Well- темперированный клавир и как звучала бы каждая из этих клавиш. Только в 2005 году, через четверть тысячелетия после его создания, музыковед Брэдли Леман выдвинул аргумент, что декоративный символ в верхней части страницы, который на протяжении поколений считался декоративной «бессмысленной» серией петель, содержал закодированные инструкции по созданию темперамента, скрытые на виду. Леман предполагает, что три типа петли (простая, узловатая и двойная) представляют собой по-разному настроенные промежутки между нотами, и один из них обозначается буквой «до»:0003 Декоративный завиток на титульном листе Хорошо темперированный клавир ; его различные петли, возможно, предполагают использование темперамента настройки. Изображение любезно предоставлено Википедией
Но Бах не только скрывал сообщения в декоративных формах, но иногда в самой своей музыке. Его имя в немецкой системе обозначений, которая, в отличие от остального западного мира, начинается от А до Н, произносит навязчивую хроматическую мелодию. Бах любил включать этот мотив в свою музыку, и поколения композиторов от Листа до Брамса, Шенберга и Арво Пярта писали дань уважения Баху, используя эту мелодию:0003 Мотив БАХА. Общественное достояние Аудиозапись мотива БАХа в исполнении Бриджит Мермикидес Эти четыре ноты могут быть даже представлены как одна, на пересечении четырех ключей, в символизации распятия – чтение по часовой стрелке сверху, ключи тенор, альт, высокие частоты в тональности до мажор (или ля минор), высокие частоты фа мажор (или ре минор): Бах, который был одержим нумерологией, продолжил кодификацию своего имени и, сложив алфавитное расположение этих букв, получил «число Баха» 14 (2 + 1 + 3 + 8) , число, которое будет повторяться во многих его композициях. Он также появляется в так называемом портрете Вольбаха 1750 года, на котором Бах носит 14 (неестественно близких) пуговиц на жилете. Библейское количество пуговиц на его пальто (семь, обозначающих день субботний, и семь первоначальных разделов Библии) также вряд ли случайно. Действительно, увлечение Баха нумерологией привело к скрытой (и часто чрезмерно усердной) охоте за числовым значением всей его музыки. На более раннем портрете 1748 года работы Элиаса Готтлоба Османа Бах держит короткое произведение Canon Triplex in Six Voices , его вступительное произведение в Общество музыкальных наук — коллектив элитных композиторов, в который входили Гендель и Телеман, считал, что музыка тесно связана с науками и космосом, и это мнение разделялось с концепцией Пифагора о «Гармонии сфер». Бах, конечно, был принят, но позволил Генделю занять свое место перед ним, так что Бах мог стать 14-м участником. Сама часть из Вариации Гольдберга, первый из четырех основных поздних сборников сочинений Баха (или «суммирующих произведений») и важный вклад в клавишный репертуар. Опубликованная в 1741 году, она представляет собой арию с набором вариаций. После их завершения Бах — постоянный мастер — не удержался от того, чтобы добавить на последней странице набор канонов, основанных на басовой партии арии. Сколько из этих канонов он написал? Четырнадцать, конечно. Три короткие строки на портрете 1748 года не являются фрагментом или карикатурой произведения — на самом деле это целое произведение. Чтобы лучше понять, почему пьеса может поместиться в несколько тактов и почему Бах с гордостью позирует и представляет ее своим уважаемым коллегам, требуется немного понимания канонических принципов. То, что он мог так экономно воплощать свои сложные музыкальные мысли, свидетельствует о его техническом и музыкальном мастерстве. Простейшая форма канона известна как круглый — или «вечный» канон — вспомните «Брат Жак»). Он включает в себя мелодию, одинаково сыгранную несколькими голосами (инструментальными слоями), начиная с разных временных интервалов. Это «фазирование» одной мелодической линии создает более сложную текстуру и взаимодействие из этого простого компонента. Его основная механика показана в примере ниже. Первый голос поет закольцованную мелодию, состоящую из трех фраз (A-C), второй и третий голоса поют мелодию из трех фраз, но смещенную на одну и две фразы соответственно: Это приводит к тому, что все фразы слышатся вместе, распределяясь между голосами в теоретически бесконечном цикле. Для создания такого простого канона может потребоваться начать с фразы А, а затем сочинить материал для дополнительных слоев над ней. Тем не менее, можно использовать более сложный обратный инжиниринг: если мы начнем с полного набора дополнительных фраз, которые хорошо сочетаются друг с другом с точки зрения ритмического интереса и гармонического согласования, то мы можем нарезать составляющие фразы и соединить их в предпочтительной линейной форме. заказ. Затем голоса перестраивают этот стек в соответствии с каноническим процессом. Но искусство канонического письма — особенно в случае Баха — гораздо глубже, чем этот простой пример. Некоторые каноны включают фразы, которые при задержке переносятся на разные интервалы или ритмически растягиваются. Они могут быть перевернуты вверх дном («перевернуты»), идти в обратном направлении («ретроградно», как в «крабовых канонах» Баха) или даже и то, и другое, как в «настольных канонах», которые музыканты могут читать одновременно с одного нотоносца со своего собственного нотоносца. перспективы по обе стороны стола. Можно даже накладывать несколько канонов друг на друга и играть одновременно — даже на одном (обычно клавишном) инструменте. Они предлагают большую композиционную сложность и ограничения, чем простой раунд, представленный выше, и Бах упивался такими вызовами. Возьмите Баха Canon Triplex в шести голосах с портрета 1748 года.
Мы также должны признать, что произведение требует тщательной обработки.
Музыка, изображенная на портрете Canon Triplex , представляет собой не просто один канон, где одна мелодия накладывается сама на себя, а три одновременных канона. Кроме того, каждый из этих канонов не является простой задержкой материала, а включает в себя переворачивание мелодии с ног на голову против задержанной версии самой себя.
Каноническая структура Баха Canon Triplex in Six Voices . Изображение предоставлено авторомВ отличие от простого раунда, здесь каждый канон обязывает внутреннюю согласованность (например, A1 и A2 составляют приятную фразу, а A1 и A2 работают вместе, если один из них перевернут). Кроме того, этот коллективный стек должен работать с двумя другими стеками с аналогичными ограничениями. Мы должны, конечно, восхищаться мастерством Баха в достижении таких канонических наслаждений и передаче этих музыкальных идей с таким изяществом. Тем не менее, мы должны также признать, что пьеса требует некоторой тщательной обработки, хотя она остается полностью в одной тональности и структурно статична (или бесконечна). Музыкальный выход каким-то образом ограничен наложенными ограничениями.
Однако Бах достаточно думал о Canon Triplex — скорее открытке, чем о грандиозном произведении, — чтобы увековечить его на своем портрете. Это раскрывает некоторые глубокие аспекты музыкального мастерства и концепции Баха, которые не являются общепринятыми музыкальными приемами даже в нашей современной музыкальной культуре. Их можно назвать:
- кодирование : в Canon Triplex слои музыкального значения, источник музыкальных объектов и даже сами его инструкции скрыты под поверхностью музыки. Загадка, которую нужно решить, или вечная тайна;
- плюрипотентность : в этом произведении (и родственных ему канонах и вариациях) ария Голдберга басовая партия украдкой переработана в кажущиеся бесконечными музыкальные формы. Композиции для Баха представляют собой не фиксированные единичные объекты, а плотные созвездия композиционных возможностей; и
- множественность : музыка часто рассматривается как существующая в четких и иерархических слоях — например, мелодический слой «на» аккордах «на» басовой партии. Однако мотивы Canon Triplex несут в себе множество функций, они являются мелодиями и (через трансформацию) аккомпанементами — сами себе.
Этот последний прием — множественность — является ДНК музыкальной дисциплины контрапункта — взаимодействия нескольких музыкальных линий, которые являются как независимыми мелодиями, так и коллективно гармонично связанными. Бах по праву считается мастером контрапункта. Это очевидно — возможно, определяющая черта — во всех его работах. Наиболее прямо в его канонах, которые действуют — и иногда несправедливо отбрасываются — как музыкальные игрушки: подобно колыбели Ньютона, они приходят в движение и быстро образуют завораживающий, но короткий повторяющийся узор, пока не остановлены вручную. Однако там, где такая каноническая и контрапунктическая механика встречается с более традиционной (и законченной) композиционной структурой, это его мастерство фуги 9.0035 .
Фуга (от латинского fugere , что означает «убегать» или «преследовать») — музыкальная форма, которая, хотя и изменчива по темпу, размеру, длительности и гармонии, всегда следует заданному сценарию. В его центре находится одна мелодическая фраза («тема»), которая составляет основу тематического материала фуги в нескольких независимых музыкальных голосах (или «частях»). Первый голос начинает самостоятельную констатацию темы, а затем продолжает «контр-тему», дополняя второй голос, который повторно представляет тему (обычно с другим интервалом). Этот шаблон продолжается до тех пор, пока не будут введены все (обычно три или четыре голоса), и произведение развивается, исследуя более отдаленные гармонии и вариации — расширяя, сокращая и перерабатывая тематический материал, сохраняя при этом семейную связь.
Наконец, голоса возвращаются к исходной тональности и повторяют тему, чтобы закончить. Этот разговор между несколькими и равными голосами, независимо связанными между собой, связан тематическим материалом и взаимным гармоническим согласием на службе всеобъемлющей структуры. Опять же, мы видим здесь плюрипотентность субъекта фуги в ее многочисленных вариациях и контекстах. Мы также наблюдаем множественность каждого из голосов, которые действуют как самостоятельные и одинаково важные мелодии ( горизонтальная когерентность) и как аккомпанементы и гармонизации друг друга ( вертикальная когерентность).
Бах был мастером такого тонкого жонглирования, и он выбирал или создавал предметы, которые имели мелодическую индивидуальность и интерес, а также были достаточно податливы для выполнения нескольких функций. При этом он произвел с ошеломляющей производительностью множество изощренных фуг, каждая из которых была очень выразительным музыкальным произведением сама по себе, а также логическим решением поставленной им самим головоломки. В Хорошо темперированный клавир В одиночку он исполнил фуги (некоторые до пяти голосов) для каждой из 24 мажорных и минорных тональностей, а затем примерно через 20 лет снова повторил все упражнение во второй книге. Бах приобрел такой опыт, мастерство и беглость в написании фуги, что якобы мог импровизировать их даже по требованию.
Сообщения о мастерстве Баха побудили короля Пруссии Фридриха II неоднократно приглашать его в свой дворец. Фридрих Великий был страстным флейтистом, нанявшим сына Баха Карла Филиппа Эмануэля в качестве клавесиниста в своем частном оркестре, и имел подлинную страсть к музыке, сочиняя множество произведений для себя и для своего ансамбля, по сообщениям, репетируя по четыре часа в день и не флейта и складной клавесин с собой в военные походы. Как это часто бывает с людьми, наделенными богатством и властью, он любил окружать и связывать себя с лучшими музыкантами, художниками и поэтами. Несмотря на несколько просьб о компании Баха, они встретились только один раз и на несколько часов, когда Бах совершил тягостное путешествие из Лейпцига в великолепный городской дворец Фридриха Stadtschloss в Берлине. Бах, всегда стремившийся к покровительству, также воспользовался возможностью впервые увидеть своего нового внука.
«Неспособность» Баха выполнить просьбу короля — важный и важный момент в истории музыки. и пределы – его ремесла. После того, как Бах попробовал коллекцию клавишных Фридриха, король пришел к тому, что явно было спланированной атакой. Несмотря на то, что Фредерик искренне восхищался музыкальными способностями и заслуживал признания, ему также нравилось демонстрировать свою силу и ставить своих подданных на их место. Вольтер утверждал, что для Фридриха друг был чем-то вроде «раба», а приглашение на обед — возможностью «подшучивать над тобой весь вечер». Поинтересовавшись заявленным мастерством Баха, он спросил мастера, не возражает ли тот импровизировать фугу на тему, созданную самим королем, и тут же представил ему следующую тему:0003 Королевская тема в рукописи Баха. Изображение предоставлено IMSLP Аудио из The Royal Theme
Это искусно созданный вызов. Он выполняет явные черты фугального сюжета с четким тональным центром и логичной фразировкой — он мелодически связен. Однако во всех других отношениях это чертовски сложно: использование хроматических нот и их ритмическое размещение на протяжении всей его длительности делают их зверем для переговоров в контрапунктической обстановке, что требует значительных сложных гармонических навыков. Фридрих вполне мог сговориться с музыкальными экспертами (возможно, даже с сыном Баха), чтобы расставить эту ловушку для виртуоза, и поэтому просьба импровизировать трехголосную фугу была, вероятно, рождена не столько из озорства, сколько из невинного любопытства относительно пределов композиционных возможностей Баха. гений. Однако, несмотря на то, что он был утомлен и не отдохнул от долгого пути, и под пристальным взглядом короля и компании именитых музыкантов, Бах каким-то образом сумел загнать эту запутанную мелодию в прекрасно сработанную трехголосную фугу, представляя три голоса с дьявольским объект, а затем позволить им летать независимо друг от друга, вместе исследуя еще более далекие и запутанные гармонии. Бах даже — при всех этих ограничениях — использовал мелодические и ритмические черты более «попсового» стиля позднего барокко, который, как он знал, нравился Фредерику.
Первая страница Баха Ricercar à 3 (трехголосная фуга) на королевскую тему с полными изложениями темы, аннотированными в тонике (красный) и доминанте (синий). Изображение предоставлено IMSLP и аннотировано автором. Аудио из Баха Ricercar à 3 (фуга из трех частей) на королевскую тему. Он немедленно потребовал, чтобы Бах состряпал на ту же тему шестиголосную фугу. Это был немалый вопрос – в обеих книгах Хорошо темперированный клавир , Бах лишь изредка использовал целых пять голосов — и это были гораздо более любезные, самостоятельно выбранные фуговые темы, и с роскошью сочинять на досуге, а не импровизировать перед публикой . Вместо того, чтобы принять этот вызов, Бах импровизировал фугу из шести частей на выбранную им тему.«Неспособность» Баха выполнить просьбу короля — важный и глубокий момент в истории музыки. Возможно, он нашел потрясающе элегантное «решение» головоломки из шести частей на королевскую тему вскоре после своего возвращения в Лейпциг, но в тот момент с королем это было за пределами его вдохновения и навыков реального времени. Таким образом, неспособность Баха выполнить поставленную задачу 7 мая 1747 года фактически приводит к более четкому определению всех его музыкальных достижений: удобный миф о вдохновленном Богом композиторе рассеивается, чтобы открыть, возможно, более чудесное реальное и с трудом завоеванное ремесло. Бах был весьма замечательным человеком-ремесленником с ограничениями, а не кем-то, у кого была горячая линия к Богу.
Бах быстро сопоставил транскрипцию (или адаптацию) своей импровизации из трех частей и фуги из шести частей, наряду с ошеломляющей коллекцией остроумных канонов, пьес, созданных с учетом игровых способностей, вкуса и ансамбля Фридриха, раскрывающих плюрипотентность неуклюжего Королевская тема. Это музыкальное подношение продемонстрировало зеркальные структуры, бесконечно возрастающие или удлиняющиеся каноны (чтобы отразить растущую славу и состояние короля), замысловатые головоломки, глубокое фугальное мастерство, библейские и нумерологические ссылки и закодированные аббревиатуры в названиях произведений. Слои внешнего и музыкального смысла сосуществуют и переплетаются в сложной фуге фуг.
В течение нескольких недель после их встречи Бах отправил королю Музыкальное подношение , но — как это часто бывает с теми, кто обладает привилегиями власти — у нас нет записей о том, чтобы Фридрих благодарил Баха, подтверждал получение или исполнял или каким-либо образом заниматься этой необычной работой. Тем не менее, мы наслаждаемся и восхищаемся им и по сей день, и дар ловушки Фридриха заключается не только в том, что он спровоцировал одно из последних крупных произведений Баха, но и в том, что он дает нам уникально ценное представление о мастерстве Баха — застывший момент его процесс, а не только его вписанные остатки.
Музыкальное приношение также послужило толчком к созданию последнего (незавершенного) произведения Баха, Искусство фуги – аналогичный тезис о мотивной плюрипотентности в канонической и фугальной формах, но на этот раз на тему собственного сочинения Баха. выбор. К этому времени зрение и пишущая рука Баха были в плохом состоянии из-за многолетней постоянной работы, а серия хирургических операций на глазах (страшно представить, к чему они были причастны) оставили его с периодической слепотой вплоть до его смерти от инсульта 28 июля 1750 г.
Искусство фуги осталось незавершенным. В написанной им последней (неполной) фуге (обозначенной здесь Contrapunctus ) отдельные голоса обрываются резко, не вместе, а по очереди. Надпись под фугой переводится как: «В тот момент, когда композитор вводит имя BACH [для которого английское обозначение будет B ♭ – A – C – B ♮ ] в контрсубъекте этой фуги, композитор умер. Глубокая тишина ощущается, когда фуга звучит в этой незавершенной (но в каком-то смысле законченной) форме. Но это острое и точное решение жизни и музыки Баха могло быть до некоторой степени фикцией.
Последняя (незавершенная) страница Контрапункта XIV Баха из Искусство фуги . Предоставлено ВикипедиейЭто тщеславие Баха, возвращающегося к Господу, когда он заключает собственное имя в свою «божественно вдохновленную» музыку, слишком заманчиво, чтобы сопротивляться пересказу. Однако такая версия событий плохо выдерживает критику. Рукопись, по-видимому, написана рукой самого Баха, что позволяет предположить, что она предшествовала его окончательному ухудшению здоровья, а не была, как нас заставляют поверить, продиктована слепому Карлу Филиппу Эмануэлю. Скорее всего, это «постановочная» глубина, особенно если обратить внимание на номер фуги в сборнике — 14, конечно. Это, опять же, не божественное вмешательство, а пример мастерства Баха — и лукавства — работающего на нескольких уровнях для музыкального и экстра-музыкального выразительного эффекта.