Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. :: Сочиняшка.Ру
План:
1. Предыстория и причины крещения Руси.
2. Крещение князя Владимира и дружины.
3. Учреждение церковной организации в Киеве.
4. Крещение других русских земель.
5. Христианство в XI-XII вв.
6. Результаты крещения Руси.
Предыстория и причины крещения Руси
В IX – первой половине XI вв. христианство становится государственной религией у большинства народов Центральной и Восточной Европы. К числу этих народов принадлежали и восточные славяне, принявшие христианство по византийскому образцу. Этот процесс был закономерен и имел в своем основании серьезные перемены в развитии общества и все более усложняющиеся международные отношения.
Византийские источники сообщают, что в 860 г. после похода русов на Константинополь и подписания выгодного мирного договора какая-то часть участников похода также принимает христианство. В 867 г. о крещении русов упоминает константинопольский патриарх Фотий. В 957 г. в Константинополе принимает крещение княгиня Ольга. Этот пример, безусловно, оказал влияние на ближайшее окружение правительницы. Однако для обращения в новую веру всех восточных славян говорить было еще слишком рано.
Как свидетельствуют источники, Святослав Игоревич подумывал последовать примеру своей матери, но опасался разгневать дружину (убежденных язычников). Это говорит о том, что власть киевского князя не была абсолютной. Только при условии ее усиления могла возникнуть потребность для введения единой религии.
Это случилось уже в правление Владимира Святославича. Его известная языческая реформа с постановкой во главе пантеона Перуна – первая попытка утверждения главного бога-покровителя княжеской власти.
Реформа не дала желаемого результата, поэтому Владимир начинает выбирать между господствующими в соседних странах монотеистическими религиями. Результат хорошо известен: киевский князь решил принять христианство от Византии.
Главными причинами такого выбора были: наличие в княжеском окружении людей, уже обращенных в христианство; обоюдное желание Византии и Киевской Руси заключить прочный союз; серьезное византийское влияние на восточных славян и т.
Отношения между Киевом и Константинополем были относительно гладкими, чего нельзя сказать о непрерывных конфликтах славян с хазарами (иудаизм) и волжскими булгарами (мусульманство). Папский престол находился слишком далеко, поэтому принятие католичества мало бы чем помогло киевскому князю. Союз с византийским христианством выглядел более предпочтительным.
Крещение князя Владимира и дружины
Среди историков нет единого мнения относительно точной даты и обстоятельств крещения князя Владимира с дружиной.
Согласно летописному рассказу («Корсунской легенде»), Владимир крестился в 988 г. в Херсонесе (Корсуне). Захватив этот византийский город, князь внезапно ослеп и пообещал принять крещение после исцеления. Произошло «чудо», и прозревший Владимир исполнил свой обещание. После этого киевский князь посватался за сестру византийского императора Василия II Анну. Брак был заключен, так как Владимир грозился продолжить военные действия против Византии.
Многие исследователи подвергают сомнению эту версию, утверждая, что Владимир крестился уже в 986-987 гг. в Киеве. После этого он помог императору в подавлении восстания Варды Фоки в обмен на согласие выдать за него Анну. Василий II отказался выполнить условие договора, поэтому Владимир и осуществил захват Херсонеса в 988-989 гг.
Сам факт осады и взятия города киевским князем не вызывает сомнений, как и последующая свадьба с византийской царевной. Крещение Владимира произошло по разным версиям в период между 986-989 гг. Некоторые историки выдвигают версию, что было два крещения: предварительное в Киеве и официальное в Херсонесе.
Вместе с Владимиром приняли крещение и многие члены его дружины. После возвращения с Анной в Киев князь принял решение приступить к введению христианства на всей территории государства, что явно свидетельствует об усилении его авторитета и власти. Начало было положено в столице Древней Руси. Владимир приказал разрушить языческий пантеон, вслед за чем последовало массовое крещение киевлян в Днепре.
Официальная дата этого события – 988 г., что вновь приводит к путанице в точной датировке событий. Наиболее распространена следующая версия. В 987 г. крещение принял Владимир и ряд дружинников. В 988 г. состоялось знаменитое крещение Руси в Киеве. В 988-989 гг. киевский князь совершил поход на Херсонес, результатом чего стала его женитьба на Анне.
Учреждение церковной организации в Киеве
Владимир привез из Херсонеса в Киев иконы, священные сосуда, мощи святых. Также на Русь с ним прибыли митрополит Феодор Ефесский (вскоре вернувшийся в Византию) и несколько епископов. Первоначально просвещением Киевской земли занимался херсонский архиепископ.
Точная дата основания Киевской митрополии неизвестна. Одни историки считают, что это произошло сразу же после крещения Руси (т. е. в 988-989 гг.). Я Н. Щапов приводит убедительные доказательства, что Киевская митрополия была основана между 995 и 997 гг. В качестве первого митрополита, присланного на Русь патриархом Фотием, называются имена Феофилакта Севастийского, Михаила, Леона. В древнерусских летописях впервые киевский митрополит (Феопемпт) вообще упоминается лишь в связи с освящением в 1039 г. Десятинной церкви.
Крещение других русских земель
В Киеве крещение прошло довольно-таки спокойно. Вероятно, в столице уже было достаточно много христиан, да и Владимир располагал мощным аппаратом принуждения. Не вызвала особых затруднений христианизация других городов Среднего Поднепровья. Но на остальных территориях Киевской Руси князю и миссионерам пришлось столкнуться с мощным сопротивлением язычества.Следующим объектом христианизации стала Новгородская земля. Свидетельство об этом событии имеется в Новгородской первой летописи, которая относит его к 989 г. Крещением в Новгороде руководили архиепископ Иоаким (Аким) Корсунянин, воевода Добрыня и киевский тысяцкий Путята. Не обошлось без столкновений с язычниками: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Владимир и его сыновья прилагали значительные усилия по христианизации всей Киевской Руси. Проследить этот процесс помогают археологические раскопки. В дружинных погребениях, относящихся к концу X – началу XI вв., были обнаружены кресты-тельники. В этот период они уже встречаются в самом Киеве, на Верхнем Днепре и Верхней Волге, в земле радимичей, будущей Ростово-Суздальской земле. Эти находки доказывают, что представители знати быстро осознавали необходимость принятия новой общегосударственной религии.
В самых отдаленных от Киева районах процесс христианизации носил ярко выраженный насильственный характер. Так обстояло дело в Ростовской и Муромской землях. Владимир Мономах совершил ряд походов на вятичей, одной из главных целей которых было их крещение. В летописях содержатся свидетельства об активном сопротивлении язычников во главе с волхвами, гибели христианских миссионеров.
Следует отметить, что жители крупных городов охотнее и быстрее принимали новую религию. В глухих сельских районах процесс христианизации растягивался на столетия. Миссионерская деятельность в таких землях была очень опасна.
Владимир Святославич начинает рассылать по городам епископов и диаконов. Древнейшие русские епископства возникли в Новгороде, Чернигове, Ростове, Белгороде, Турове, Переяславле.
Огромное значение в процессе христианизации имело церковное строительство. Величественные соборы и храмы поражали сознание древних славян, что оказывалось намного действеннее проповедей миссионеров и насильственного крещения.
Христианство в XI-XII вв
Как уже было сказано, процесс христианизации занял очень долгое время. Язычество не собиралось сдавать свои позиции и активно сопротивлялось насаждению новой религии. В XI веке произошло несколько крупных т. н. «восстаний волхвов» в Суздальской, Ростовской и Белозерской землях, в Киеве и Новгороде (1071 г.).
Многие люди, приняв крещение, продолжали верить в своих прежних богов, тайно совершать языческие обряды, обращаться за помощью к волхвам.
Самым значительным успехом миссионеров в рассматриваемый период стала повсеместная замена трупосожжения на трупоположение (т. е. предание тел земле). В то же время при раскопках сельских кладбищ XI-XII вв. обнаружено очень мало предметов, связанных с христианством. Таким образом, подавляющая часть населения продолжала придерживаться язычества.
Все же следует признать, что постепенно православие все глубже проникало в народное самосознание, становилось неотъемлемой частью древнерусской культуры. XI-XII вв. – период активного строительства храмов на всей территории Киевской Руси.
Все древнерусские князья подчеркивали свою приверженность православию, а священники и монахи становились для людей образцами праведности и настоящими духовными учителями.
Результаты крещения Руси
Результаты крещения Руси были огромны и проявились во всех областях политической, социальной и культурной жизни государства.
Прежде всего, существенно повысился авторитет Киевской Руси на международной арене. Вместо непрочного союза варварских племен, поклоняющихся своим многочисленным богам, возникло монолитное государство с единой религией. Русь автоматически становилась союзником и преемником могущественной Византийской империи. С этим были вынуждены считаться ее ближайшие соседи.
Принятие православия дало мощный толчок культурному развитию страны. Это проявилось в области литературы (летописи), архитектуры (строительство церквей), живописи (иконопись) и т. д. Древнерусские мастера могли опираться на богатый культурный опыт Византии.
С крещения Руси по сути берет начало русская письменность и русская литература. Все без исключения летописцы были священниками или монахами, которые являлись самой образованной категорией в древнерусском обществе. Уже во второй половине XI века грамотность широко распространяется среди городского населения. А первые образцы деловой письменности относятся к концу X века.
Распространение православия усиливало великокняжескую власть, что в целом вело к укреплению государства, сплочению населения, размыванию межплеменных границ и формированию единой нации.
Крещение Руси на века предопределило культурное развитие и исторический путь России. Вплоть до 1917 г. православное мироощущение господствовало практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Даже в современную эпоху термины «русский» и «православный» многими воспринимаются чуть ли не в качестве синонимов.
Рекомендуем к ознакомлению:
Краткое содержание «Повести временных лет» по главам
«Повесть временных лет» — один из самых ранних летописных сводов, составленных Преподобным Нестором и дошедшим до наших дней. Данное произведение является достоянием русского народа. Благодаря трудам великого летописца нам доподлинно известно становление земли русской, история народов и государства.
Славяне
После великого потопа и гибели Ноя его сыновья делят Землю и заключают соглашение не нарушать уделы друг друга. Владение северными и западными территориями по жребию выпало старшему, Иафету. Среднему, Хаму юг, младший Сим стал править восточной стороной.
Вскоре после этого род людской разозлил Господа, и Всевышний обрушил свой гнев на человечество. Бог разрушил недостроенную Вавилонскую башню, и разделил возгордившихся на народности.
Интересное: Сочинение на тему «Древнерусская литература»
Так, каждый человек стал жить в определенном месте и говорить на своем языке.
На землях Иафета обосновались славяне. Позднее они переселились ближе к Дунаю, а потом и по берегам Днепра. Часть славян расселилась по полям, за что и получила название Поляне. Они были миролюбивыми и кроткими. А те, кто обосновался в лесах, были жестокими и беспощадными, их называли Древляне.
Апостол Андрей
Андрей странствует по берегам Черного моря, приобщая народы к христианской вере. Остановившись на ночевку на побережье Днепра, он предвещает своим последователям воздвижение в этом месте славного Киева с множеством церквей. Помолившись, апостол благословил собравшихся, и поставил крест. Позднее слова святого сбылись, город построили именно на этом месте.
По возвращении на землю римскую, Андрей рассказывает жителям о земле словенской, где позднее возведут Новгород. О необычных традициях того народа. О том, что дома они строят из дерева, обливаются там квасом, хлещут себя прутьями, а потом выползают в еле живом состоянии и поливаются ледяной водой, а после радостные и живые. Недогадливые римляне не понимают, зачем славяне так мучают себя. Апостол им разъясняет, что это омовение.
Кий
На приднепровских холмах жили три брата: Кий, Щек и младший Хорив. Они воздвигли город, и назвали его в честь Кия, Киевом. Так они и проживали все вместе в этом городе. Приняв почести от византийского правителя, Кий возвращался домой. На обратном пути он остановился у берегов Дуная. Эта местность очень понравилась князю. Он основал здесь городок Киевец, и планировал там остаться. Местным не понравился Кий, и ему пришлось вернуться в родной Киев. Он завершает свою достойную жизнь дома. Младшие братья умирают здесь же.
Хазарские набеги
После кончины братьев, на полян стали нападать хазары, они обложили народ данью. Жители Киева, с каждого дома отдали разбойникам по мечу. Довольные хазары вернулись в родные земли и показали дань своему правителю и старейшинам. Мудрые старцы сразу предупредили хазарского князя об опасности, исходящей от добытой дани. В последствие так и вышло, русские князья одолели хазарских захватчиков.
Название «Русская земля»
В древних византийских писаниях сказывается о походе «Руси» на Царьград, обремененных на севере от податей варягам, а на юге хазарским племенам. Жители севера изгоняют варягов. Не имея единой власти, своего правителя народы начинают конфликтовать. Чувствуя, что ни к чему хорошему это не приведет, а они лишь поубивают друг друга. Северное племя обращается к врагам варягам, послать им князя, который бы руководил ими. На их просьбу отзываются три брата. Рюрик стал княжить в Новгороде. Синеус занял Белозерск. Трувор обосновался в Изборске. Не прошло и пары лет, как братья Рюрика скоропостижно скончались. Он берет всю власть в свои руки, а править городами повелевает варягам «Руси». Отсюда и пошло понятие «Русская земля».
Аскольд и Дир
В услужении у Рюрика были Дир да Аскольд. Они просят позволения у своего князя отправиться служить в Царьград. По пути в Византию они замечают на берегу Днепра город Киев. Узнав от местных жителей, что у них нет князя, бояре самовольно остаются править полянами.
Захватив власть, Аскольд и Дир решают завоевать византийские земли. Они идут войной на Царьград. Однако их план проваливается. Царь византийский вместе с патриархом, обратившись к Богу, без особого труда избавляются от неприятелей.
В Новгороде умирает Рюрик. Бразды правления, перед своей гибелью он передает родственнику Олегу. Сын Рюрика еще совсем младенец, поэтому не может руководить государством. Олег начал свое правление с захвата южных городов. Добравшись до Киева, он узнает, что Аскольд и Дир самозванцы, и не имеют права княжить. С помощью хитрости он предает бояр смерти.
Олег
Киев опять стался без правителей, но Олег не хочет возвращаться в Новгород и остается в городе. Вскоре он начинает княжить в городе трех братьев, а потом и вовсе называет его столицей земли русской.
Олег правит мудро, он создает множество новых городов, захватывает земли древлян, облагает недругов данью. Царьград, и тот оказывается под гнетом Олега, местные жители нарекают князя «Вещим».
Несколько лет прошло с тех пор, как Олег распростился со своим верным другом, конем. Волхвы предсказали гибель государя от скакуна, и Олег велел слугам заботиться о коне, но к нему не приводить.
Великий князь много и долго скучал по своему товарищу, и вот однажды он решил узнать, что с ним стало. Олегу доложили, что его боевой друг скончался, а его прах покоится высоко на холме. Правитель решает почтить память коня, не раз выручавшего его от беды. Он думает, что мертвые кости не могут стать причиной его гибели. Придя на могилу, князь видит череп коня и, насмехаясь, задевает его ногой. Оттуда выползает змея и жалит Олега. Предсказание сбывается, вскоре после этого государь занедужил и скончался.
Гибель Игоря
После смерти Вещего Олега взял власть в свои руки Игорь. Правление нового князя было весьма безуспешным. Он обложил народы еще большим гнетом, чем его предшественник. Византийцы дважды подверглись набегам нового князя. Недовольные народы откупаются щедро, полагая, что набеги прекратятся. В то же время войско Игоря, устраивает бунт по поводу разделения дани, они уговаривают князя совершить еще один набег, дабы увеличить подати. Незадачливый государь идет на поводу у своих дружинников, и их жадность заканчивается гибелью. Войско и сам князь были убиты около города Искоростень.
Жена Игоря Ольга
После гибели Игоря, его жена Ольга вдовствует. На руках с малолетним Святославом, сыном государевым. Они живут в Киеве. Ольга очень мудрая женщина. Древляне хотят отдать ее в жены своему правителю. Но Ольга, благодаря своей сообразительности уходит от не желаемого замужества. Она идет войной на древлян, большая их часть погибает, а оставшиеся должны будут платить огромные подать. Искоростень уничтожают воины Ольги. Ее супруг отомщен.
Крещение Ольги
Византийский правитель хочет женить на себе Ольгу. Верная покойному мужу, княгиня принимает крещение от византийского царя, тем самым освобождает себя от уз брака. Государь поражен сообразительностью Ольги, он ее отпускает домой.
Всю свою жизнь великая княгиня проводит в Киеве. Она занимается воспитанием Святослава, а потом и своих внуков. Она здесь же и умирает.
Войны Святослава
Святослав вырос смелым и справедливым человеком. Князь был не подкупным. Он побеждал во всех сражениях и завоевывал еще больший авторитет у греческих народов.
Однажды, после очередного похода Святослав ехал домой. Он потерял множество своих воинов. До дома князь так и не доехал. Его убил правитель печенежский, Кури.
Крещение Руси
Княжить Киевом начинает внук Ольги, Владимир. Князь поклоняется язычникам, ведет непотребный образ жизни. Многие народы приходят к Владимиру, дабы он принял их веру, но он отказывается.
Позднее князь решает принять христианство. Но этот процесс затягивается. Лишь после ослепления, Владимир просит его окрестить. После обряда к нему возвращается зрение. Пораженный таким исцелением, князь повелевает принять христианскую веру всему своему народу. Происходит крещение Руси.
Борьба с печенегами
Белгород долгое время держит в осаде печенежское племя. У горожан припасы все вышли, но сдаваться они не намерены. Мудрые старейшины предлагают обмануть врагов, показать им, что продовольствия у них достаточно. Они разыгрывают представление, где в колодце вместо воды находится кушанье. Ошеломленные увиденным чудом печенеги отступают. Осада снята, жители спасены.
Расправы с волхвами
Много народа пострадало от обмана и грабежей волхвов, большинство лишились жизни. Так бы и продолжалось дальше, если бы в услужении князя киевского не нашлось умного воеводы. Звали его Яном Вышатичем. Он избавил людской род от злодейств кудесников, Ян расправился с волхвами.
Ослепление князя теребовольского
Князья русские договариваются о мире на Руси. Собрание правителей проходит в городе Любеч. Они клянутся не нарушать уделов своих собратьев и не затевать войны. Порешивши на этом, все расходятся по своим сторонам.
Правнука Ярослава Мудрого Василько Ростиславича по приказу Святополка, лишают зрения. Виной всему наговоры Давыда Игоревича. Владимир Мономах в бешенстве, он возмущен поведением братьев. Князья, разобравшись в случившемся, изгоняют Давыда из его владений, оставляю тому право княжить в Дорогобуже. Там он и проводит свою жизнь до конца дней. Василько вновь правит Теребовлем.
Победа над половцами
Русские князья Владимир и Святополк, идут войной на племена половцев. Сражение было кровопролитным, поверженные половцы покинули поле битвы. Белдюзь, половецкий князь попадает в плен к русским государям. Он пытается предложить выкуп за свою жизнь, но его убивают.
Enduring Word Bible Commentary От Матфея, глава 3
Видео к Евангелию от Матфея 3:От Матфея 3:13-17 – Крещение Иоанна
A. Общественное служение Иоанна Крестителя.
1. (1-2) Послание Иоанна Крестителя.
В те дни пришел Иоанн Креститель и проповедовал в пустыне Иудейской и говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!
а. В те дни пришел Иоанн Креститель : Матфей знакомит нас с одним из очаровательных персонажей Нового Завета. Это был Иоанн, рожденный Захарией и Елисаветой, чье чудесное рождение у этой слишком старой пары было объявлено вместе с его призывом стать предвестником Мессии в Луки 1.
i. В те дни : «Это общий термин, который мало раскрывает хронологически, но настаивает на том, что описание является историческим». (Карсон)
б. Проповедуя в пустыне Иудейской и говоря: «Покайтесь» : Послание Джона было призывом к покаянию. Некоторые люди думают, что покаяние в основном связано с чувствами , особенно с сожалением о своем грехе. Прекрасно сожалеть о своем грехе, но покаяться — это не слово «чувства». Это действий слов. Джон сказал своим слушателям передумать, а не просто сожалеть о том, что они сделали. Покаяние говорит о смене направления, а не о печали в сердце.
я. Мы должны раскаяться сделать , прежде чем мы сможем прийти к Богу? Да и нет. Покаяние не описывает что-то, что мы должны сделать, прежде чем придем к Богу; он описывает, на что похоже приход к Богу. Если вы находитесь в Нью-Йорке, и я говорю вам приехать в Лос-Анджелес, мне не нужно говорить: «Покиньте Нью-Йорк и приезжайте в Лос-Анджелес». Приехать в Лос-Анджелес — это покинуть Нью-Йорк, и если я не уехал из Нью-Йорка, то уж точно не приехал в Лос-Анджелес. Мы не можем прийти в Царство Небесное , если мы не оставим наш грех и эгоистичную жизнь.
ii. Призыв к покаянию важен, и им нельзя пренебрегать. Совершенно правильно будет сказать, что это первое слово Евангелия .
· Покайтесь было первым словом Евангелия от Иоанна Крестителя (Матфея 3:1-2).
· Покайтесь было первым словом Евангелия Иисуса (Матфея 4:17 и Марка 1:14-15).
· Покайтесь было первым словом в проповедническом служении двенадцати учеников (Марка 6:12).
· Покайтесь было первым словом в проповеднических наставлениях, которые Иисус дал Своим ученикам после Своего воскресения (Луки 24:46-47).
· Покайтесь было первым словом увещевания в первой христианской проповеди (Деяния 2:38).
· Покайтесь было первым словом в устах Апостола Павла через его служение (Деяния 26:19-20).
iii. Пустыня , в которой проповедовал Иоанн, была не совсем пустыней. «Здесь жарко и, если не считать самого Иордана, в значительной степени засушливо, хотя и не безлюдно». (Карсон)
с. Ибо Царство Небесное близко : Иоанн хотел, чтобы люди знали, что Царство Небесное было рядом с – так же близко, как ваша рука . Это было не так далеко и не так мечтательно, как они себе представляли. Вот почему Иоанн так настойчиво призывал к покаянию. Если Царство Небесное под рукой , то надо готовить сейчас .
я. Основное послание Иоанна было не «Ты грешник, тебе нужно покаяться». Основное сообщение Джона было « Царь Мессия грядет ». Призыв к покаянию был ответом на известие о том, что Царь и Его Царство грядут – действительно, в каком-то смысле уже здесь.
ii. Некоторые диспенсационалисты видят разницу между Царством Небесным и Царством Божьим — доминирующими терминами, используемыми у Марка и Луки. Идея состоит в том, что Царство Божье является нынешним духовным царством, но Царство Небесное относится к грядущей тысячелетней земле во всем ее великолепии. Гораздо лучшее объяснение состоит в том, что Матфей просто использовал термин 9.0015 Царство Небесное вместо Царство Божье , чтобы не обидеть еврейских читателей, которые часто отвергали прямые ссылки на Бога и вместо Него напрямую ссылались на Его жилище.
iii. Адам Кларк дает еще одну идею: «Но почему это называется царством НЕБЕС? Потому что Бог задумал, чтобы Его царство благодати здесь было похоже на царство славы наверху. И поэтому наш Господь учит нас молиться: «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе».
2. (3-4) Личность Иоанна Крестителя.
Ибо это тот, о ком говорил пророк Исайя, говоря:
«Голос вопиющего в пустыне:
‘Приготовьте путь Господу;
Сделай Его стези прямыми». а пищей его были акриды и дикий мед.
а. Приготовьте путь Господу : Матфей использовал этот отрывок из Исайи 40:3, чтобы определить Иоанна Крестителя как предсказанного предшественника Мессии. В этой роли целью Джона было подготовить сердец для Мессии и принести осознание греха среди Израиля, чтобы они могли получить спасение от греха, предложенное Мессией (Матфея 1:21).
я. «Согласно Иоанна 1:23, Креститель однажды применил этот отрывок к себе. Здесь Мэтью делает это за него». (Карсон)
б. Сделай Его пути прямыми : Отрывок, который цитирует Матфей (Исаия 40:3), имеет в виду строительство великой дороги для прибытия величественного царя. Идея состоит в том, чтобы заполнить дыры и сбить холмы, стоящие на пути.
и. «Идея взята из практики восточных монархов, которые всякий раз, когда они отправлялись в поход или путешествовали по пустынной стране, посылали перед собой предвестников , чтобы подготовить все к их переходу; и пионеров до открыть пройти , до уровня путей , а до убрать все препятствия ». (Кларк)
ii. Идея приготовить путь Господу — это словесный образ, потому что настоящее приготовление должно происходить в наших сердцах. Строительство дороги очень похоже на подготовку, которую Бог должен сделать в наших сердцах. Они оба дороги, им обоим приходится иметь дело с множеством разных проблем и сред, и им обоим нужен опытный инженер.
III. Иисус был грядущим Мессией и Царем, а Иоанн Креститель был тем, кто вопиял в пустыне , и через свою весть о покаянии он трудился над приготовлением пути Господу . Мы часто не в состоянии оценить, насколько важна подготовка работы ГОСПОДА. Любая великая работа Бога начинается с великой подготовки .
iv. «Сердца человеческие были как пустыня, в которой нет пути; но как верные подданные прокладывают дороги для приближения возлюбленных князей, так люди должны были приветствовать Господа, и их сердца были очищены и готовы принять Его». (Сперджен)
v. В Исайи 40:3 путь Яхве подготовлен и устроен прямо; в Матфея 3:3 это путь Иисуса. Это отождествление Иисуса с Яхве распространено в Новом Завете (например, в Исходе 13:21 и 1 Коринфянам 10:4; Исаии 6:1 и Иоанна 12:41).
в. Одетый в верблюжью шерсть, с кожаным ремнем : В своей личности и служении Иоанн Креститель копировал смелого Илию (4 Царств 1:8), который бесстрашно призывал Израиль к покаянию.
я. «И у Илии, и у Иоанна были суровые служения, в которых строгая одежда и диета подтверждали их послание и осуждали идолопоклонство физической и духовной мягкости». (Карсон)
ii. В духе сегодняшнего века служение Иоанна было бы совсем другим. Он не начал бы в пустыне. Он бы не одевался смешно. Он не стал бы проповедовать такое прямое послание. Он использовал маркетинговые опросы и фокус-группы, чтобы отточить свое сообщение и презентацию. Иоанн был движим не духом сегодняшнего века, а Духом Божьим.
iii. Дело не в том, что Иоанн Креститель был , пытающимся стать , как предсказал этот подобный Илии предтеча в Малахии 4:5, как будто он сам решил сделать это своей судьбой и общественным имиджем. Иоанн знал слова, сказанные его отцу Захарии еще до его рождения: Он также пойдет перед Ним в духе и силе Илии, чтобы «обратить сердца отцов к детям», а непослушных — к мудрости праведников, чтобы приготовить народ, приготовленный для Господа. (Луки 1:17) Это просто тот, кем был Иоанн Креститель , и можно сказать, что он был этим еще до того, как был сотворен в утробе матери.
iv. «Его рацион, хотя и ограниченный, был питательным и легко доступным в дикой местности». (Франция)
iv. «Господи, пусть моя пища, мое питье или одежда не мешают мне в Твоем деле!» (Сперджен)
3. (5-6) Успех служения Джона.
Тогда Иерусалим, вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
а. Тогда Иерусалим, вся Иудея и вся окрестность Иорданская вышли к нему : Служение Иоанна встретило чудесный отклик. Было много людей, которые осознали свою греховность, свою потребность приготовиться к Мессии и были готовы сделать что-то об этом.
я. По благословению Божьему весть Иоанна о покаянии и призыве приготовиться к приходу Мессии принесла большие плоды. «Крещение предназначалось для грешников, и ни один еврей никогда не считал себя грешником, оторванным от Бога. Теперь впервые в своей национальной истории евреи осознали свой собственный грех и свою явную нужду в Боге. Никогда прежде не было такого уникального национального движения покаяния и поиска Бога». (Барклай)
ii. «Его проповедь вызвала широкое движение возрождения, а его последователи составили значительную группу в иудаизме, которая сохранила свое отдельное существование и после новозаветного периода». (Франция)
III. На самом деле Иосиф Флавий написал больше об Иоанне Крестителе, чем об Иисусе. Влияние Иоанна Крестителя очевидно спустя десятилетия после начала его служения, как видно из Деяний 18:25 и 19:3.
iv. Вся Иудея и вся область : «Термин все , повторенный здесь дважды, достаточен для того, чтобы мы знали, что часто в Писании он означает не более чем много , ибо невозможно представить, что каждый отдельный человек в Иерусалиме и в окрестностях Иордана ходили послушать Иоанна Крестителя, но многие пошли». (Пул)
б. И были крещены им : При крещении Иоанн предложил церемониальное омовение, которое исповедовало грех, и сделал что-то , чтобы продемонстрировать покаяние. Прежде чем мы сможем обрести Царство Небесное, мы должны признать свою нищету духа (Матфея 5:3). Этот тип осознания греха является основой для большинства возрождений и пробуждений.
я. Крещение просто означает «погружать или подавлять». Иоанн не окроплял, когда крестил . Как и в некоторых других иудейских церемониальных омовениях, Иоанн полностью погружал тех, кого крестил. «Естественно, поэтому крещение было не простым окроплением водой, а омовением, в котором было омыто все его тело». (Барклай)
ii. Крещение практиковалось в еврейской общине уже в форме церемониальных погружений, но, как правило, только среди язычников, пожелавших стать евреями. Для еврея во времена Иоанна принять крещение означало, по сути, сказать: «Я исповедую, что я так же далек от Бога, как и язычник, и мне нужно примириться с Ним». Это была настоящая работа Святого Духа.
iii. Крещение Иоанна могло быть связано с иудейской практикой крещения новообращенных из язычников или с некоторыми церемониальными омовениями, которые практиковали иудеи того времени. Хотя там могут быть какие-то ссылки, в то же время это было уникальный — настолько уникальный, что Джон стал просто известен как «Креститель». Если бы этим занималось много людей, это не было бы уникальным названием.
iv. «Крещение Иоанна было нововведением. Ближайшими современными параллелями являются самокрещение язычника, ставшего прозелитом, и повторяющиеся ритуальные омовения (также совершаемые самостоятельно) в Кумране». (Франция)
v. Христианское крещение похоже на крещение Иоанна в том смысле, что оно свидетельствует о покаянии, но это нечто большее. это крестился во Христа , то есть в Его смерть и воскресение (Римлянам 6:3).
в. Исповедь своих грехов : Это был еще один важный аспект, который является дополнением к призыву к покаянию. Эти евреи очень серьезно относились к тому, чтобы примириться с Богом.
я. «Причастие означает, при исповедании ; нет, при условии, что они признались. Это исповедание грехов отдельными людьми было новым явлением в Израиле. Была коллективная исповедь в великий день искупления и индивидуальная исповедь в некоторых оговоренных случаях (Числа 5:7), но не было великого стихийного самоизлияния кающихся душ — каждого в отдельности. Должно быть, это было волнующее зрелище». (Брюс)
ii. « Исповедание своих грехов », которое сопровождало крещение в Иордане, придало ему смысл. Помимо признания вины, это было бы простое омовение человека, не имеющее духовного значения». (Сперджен)
4. (7-12) Противостояние Иоанна фарисеям и саддукеям.
Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто предупредил вас бежать от грядущего гнева? Итак сотворите плоды, достойные покаяния, и не думайте говорить в себе: «У нас есть Авраам, как наш отец». Ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. И даже теперь топор лежит при корне деревьев. Поэтому всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас водою в покаяние, но Тот, Кто идет за мною, сильнее меня, чьи сандалии я недостоин носить. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем. Его веялка — это в руке Его, и Он тщательно очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу; а солому сожжет огнем неугасимым».
а. Когда он увидел приход многих фарисеев и саддукеев : Это наше знакомство с этими двумя важными группами в иудаизме первого века. Эти две группы были очень разными и часто конфликтовали. Вместе они представляли руководство иудаизма.
я. Мэтью Пул указал на четыре особенности фарисеев.
· Они верили, что человек становится праведником, соблюдая закон, и таким образом они считали себя праведными.
· Они часто неверно истолковывали закон.
· Они считали, что многие традиции имеют такой же авторитет, как и Писание.
· Они часто были лицемерами в своей практике, пренебрегая сутью и духом закона ради аспектов внешнего соблюдения.
ii. Брюс называл фарисеев «законными педантами, виртуозами в религии». О саддукеях он сказал, что они были «людьми деловыми и мирскими, в основном принадлежащими к классу священнослужителей».
б. Отродье змей! Кто предупредил вас бежать от грядущего гнева : Иоанн обвинил этих лидеров в том, что они хотят явиться в тревоге за Мессию, но не раскаиваются по-настоящему и не готовят свои сердца. Поэтому Иоанн потребовал плодов, достойных покаяния .
я. «Многие фарисеи и саддукеи, возможно, пришли для крещения с хвастовством, которое характеризовало их другую религиозную деятельность… они демонстрировали миру, насколько они были готовы к Мессии, хотя и не покаялись по-настоящему». (Карсон) Джон напомнил им, что настоящее раскаяние проявится в жизни. Это должно быть дело жить покаяние, а не только говорить покаяние.
ii. «Вы приходите сюда и ввязываетесь в толпу кающихся, но этого недостаточно, истинное покаяние не бесплодно… вы должны принести плоды святости, плоды, которые могут соответствовать природе истинного покаяния». (пул)
iii. Конечно, большая часть еврейского народа верила в грядущий гнев ; разница заключалась в целях этого решения. «Они представляли себе суд над языческими народами; он думал об этом как о безбожниках в Израиле». (Брюс)
iv. Мы можем многому научиться из проповеди Иоанна Крестителя: « Бегите от грядущего гнева ».
· Этот гнев — гнев Бога .
· Этот гнев справедлив и заслужен.
· Эту ярость часто игнорируют или не принимают во внимание, потому что она не мгновенна; это , чтобы прийти .
· Этот гнев не менее неотвратим только потому, что он задерживается и грядет .
· Этот гнев ужасен, когда приходит, потому что это гнев Божий.
· Этому гневу невозможно противостоять; единственный способ выжить — это успешно сбежать от него .
v. То, что Джон сказал им делать, также поучительно: бегите .
· К бежать подразумевает немедленные действия .
· К бежать подразумевает быстрое действие .
· На бегите подразумевает прямое движение без отклонений .
в. Не думайте говорить себе: «Отец у нас Авраам» : Иоанн предупреждает их перестать верить в свое еврейское наследие, потому что они должны искренне покаяться, а не просто верить в заслуги Авраама.
я. В то время широко учили, что заслуг Авраама достаточно для спасения любого еврея и что еврей не может попасть в ад. Иоанн указывает, что эти фарисеи и саддукеи принадлежат к другой семье; они отродье гадюк – то есть семья, связанная со змеями!
ii. Даже сейчас топор лежит у корней деревьев : «Было замечено, что здесь имеется намек на лесоруба, который, пометив дерево для рубки, кладет свой топор на его корень и снимает верхнюю одежду, чтобы он мог сильнее наносить удары. , и что его работа может быть быстро выполнена ». (Кларк)
iii. «Иоанн пришел не для того, чтобы просто подрезать и подстригать; он был хозяином острого топора, который должен был срубить каждое бесполезное дерево». (Сперджен)
d. Я действительно крещу вас водой в покаяние : Крещение Иоанна было одним из покаяний . В этом отношении оно не было идентично христианскому крещению или крещению во Христа (Римлянам 6:3), которое включает демонстрацию покаяния и очищения, но также признает отождествление верующего со смертью, погребением и воскресением Иисуса (Римлянам 6:3-4).
эл. Чьи сандалии я не достоин носить : Иоанн осознает свое место перед Иисусом. Он один недостоин носить сандалии Иисуса, и он не считал себя намного выше тех, кого он призвал к покаянию, и он знал, где он стоял по отношению к Иисусу (вместо того, чтобы гордиться толпами, которые он собирал, и ответом, который он видел).
я. Говоря это, Иоанн поставил себя ниже по отношению к Иисусу, чем обычный ученик нормального раввина. «От ученика раввина ожидалось, что он будет фактически рабом своего хозяина, но снять обувь было непосильной задачей даже для ученика ( Кетубот 9).0030 96а)».
ф. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем. Его лопата в Его руке, и Он тщательно очистит Свою гумно : Иоанн предупреждает их, чтобы они готовились к пришествию Мессии, потому что Он грядет с судом.
я. Крещу вас Святым Духом : Это обещанное излияние Духа, обещанное в Новом Завете (Иезекииль 37:14).
ii. И огонь : Крестить огнем означает принести огни суда, которые очистят чистых, но уничтожат нечестивых, как мякина . Пленка — бесполезный остаток стебля пшеницы после удаления зерна зерна. Эти гордые и нераскаявшиеся лидеры были так же бесполезны для Бога. «Очищение огнем также было пророческой надеждой (Исаия 4:4; Захария 13:9; Малахия 3:2; ср. Исаия 1:25). Таким образом, Иоанн предсказывает реальное очищение, в отличие от его собственного чисто внешнего символа». (Франция)
iii. «Веялка подбросила обоих в воздух. Ветер сдул мякину, и более тяжелое зерно упало, чтобы его собрать с земли. Рассыпанную мякину подметали и сжигали, а гумно расчищали». (Карсон)
iv. Иудейские лидеры думали, что Мессия придет с судом, но только против врагов Израиля. Они были слепы в своей самодовольной уверенности в том, что только другим нужно было примириться с Богом. У многих сегодня такая же идея. «Иоанн Креститель очень нужен сегодня. Многое из того, что мы называем христианством, есть не что иное, как христианизированное язычество… нам нужно, чтобы Иоанн Креститель пришел со своими суровыми словами о топоре, веялке и огне. Ничто меньшее не поможет подготовить путь для нового пришествия Христа». (Мейер)
B. Служение Иоанна при крещении Иисуса.
1. (13-14) Иисус приходит к Иоанну для крещения.
Затем Иисус пришел из Галилеи к Иоанну на Иордане, чтобы креститься от него. И Иоанн пытался помешать Ему, говоря: «Мне нужно креститься от Тебя, и Ты идешь ко мне?»
а. Затем Иисус пришел из Галилеи к Иоанну на Иордане, чтобы креститься : Это знаменательное появление Иисуса из Его многолетнего безвестности. Эти первые дела в Его публичном служении имеют большое значение для понимания остальной части Его служения.
б. Иисус пришел : Никто не принуждал Иисуса креститься. Он пришел к Иоанну по Своему собственному выбору. Есть некоторые старые и ложные предания (упомянутые у Барклая), что Иисус крестился из-за давления со стороны Его матери и братьев. Поскольку все остальные делали это, они думали, что Он тоже должен это делать.
в. Мне нужно креститься от Тебя, и Ты придешь ко мне : Джон понял присущую этой ситуации иронию. Иисусу не в чем было каяться, и Иисусу было бы правильнее крестить Иоанна.
и. Это было так, как если бы Иоанн сказал Иисусу: «Мне нужно твое крещение Духом и огнем, а не ты мое водное крещение». (Франция)
2. (15) Иисус позволяет Иоанну крестить Себя.
Но Иисус сказал ему в ответ: позволь быть так теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Затем он позволил Ему.
а. Подобает нам исполнить всякую правду : Иисус понял, почему это показалось Иоанну странным, но тем не менее было необходимо исполнить всякую правду . Дело не в том, что одно это действие само по себе исполняло всю праведность, но это был еще один важный шаг в общей миссии Иисуса по отождествлению с падшим и грешным человеком, миссии, которая в конечном итоге будет выполнена только на кресте.
я. Тем не менее любому наблюдателю было бы легко подумать, что Иисус был просто еще одним крестившимся грешником; поэтому Он отождествлял себя с грешным человеком. «Крещение Христа могло вызвать непонимание, как и Его общение с мытарями и грешниками. Он был доволен тем, что его неправильно поняли». (Брюс)
б. Затем он позволил Ему : Целью Иисуса было полностью отождествить Себя с грешным человеком. Это именно то, что Он сделал в Своем рождении, Своем воспитании и Своей смерти. Итак, здесь, поскольку Иоанн позволил Ему быть , Иисус стоял на месте грешного человека.
я. «В крещении Он исповедал, как Свои, грехи, которых не совершал, и раскаялся в них перед Богом. Он был причислен к преступникам и понес грехи многих». (Морган)
ii. Есть также смысл, в котором это было важным новым началом для Иисуса; не в смысле отказа от греха, а в том, чтобы порвать со Своей предыдущей жизнью. «В соответствии с символическим значением обряда, как обозначающего смерть для ветхой жизни и воскресение для новой, Иисус пришел креститься в смысле умирания для ветхих естественных отношений к родителям, ближним и земному призванию и посвящения Себя отныне к Его публичному мессианскому призванию». (Брюс)
3. (16-17) Божественное свидетельство статуса Иисуса как Сына Божьего.
Когда Он крестился, Иисус сразу вышел из воды; и вот, небеса отверзлись Ему, и Он увидел Духа Божия, сходящего, как голубь, и восходящего на Него. И вдруг с неба раздался голос , говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
а. Отверзлись небеса : Для Бога-Отца было важно публично продемонстрировать, что крещение Иисуса было не таким, как чье-либо еще, в том смысле, что оно было проявлением покаяния. было не проявление покаяния, а праведное отождествление с грешниками, движимое любовью, было благоугодно Отцу.
б. Дух Божий спустился подобно голубю : Это был драматический опыт со Святым Духом, когда Дух Божий сошел на Иисуса таким образом, который можно было увидеть (что-то вроде сошествия Духа Божьего). на собравшихся учеников в Деяниях 2:1-4).
я. Луки 3:22 говорит об этом так: И Дух Святой сошел на Него в телесном виде в виде голубя . Каким-то образом Дух присутствовал и «слетел» на Иисуса подобно голубю . Что бы это ни было, это было реально. Иоанна 1:32-34 указывает, что Иоанн Креститель видел это явление и понял, что оно означает.
ii. Это не было временным даром Духа Божьего . Свидетельство Иоанна Крестителя в Иоанна 1:32-33, когда он сказал, что видел Духа, спустившегося с неба, как голубя, и Он остался на Нем . Иисус собирался начать Свое общественное служение, и Он должен был сделать это в силе Духа Божьего . «Именно Дух Божий дал успех служению Иисуса Христа». (Сперджен)
iii. Как голубь представляет работу Святого Духа:
· Как голубь, работа Святого Духа может быть быстрой.
· Как голубь, работа Святого Духа может быть мягкой и нежной.
· Как голубь, работа Святого Духа приносит мир.
· Как голубь, работа Святого Духа безвредна.
· Как голубь, работа Святого Духа говорит о любви.
в. Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение : Когда этот голос Бога Отца проговорил с неба, все знали, что Иисус был не просто еще одним крестившимся человеком. Они знали, что Иисус был совершенным ( в котором я очень доволен ) Сыном Божьим, отождествляющим себя с грешным человеком. Благодаря этому все знали, что Иисус был другим. Иисус крестился, чтобы его опознали с грешным человеком, но Он также крестился, чтобы отождествиться с до грешного человека.
я. Луки 3:21 говорит нам, что небеса были открыты, когда Иисус молился. «Когда он молился; ибо молитва есть ключ к небу, с помощью которого мы можем почерпнуть из сокровищницы Божией обильную милость для себя и других». (Трапп)
ii. В этом Бог-Отец также выразил Свое одобрение жизни Иисуса до этого момента. «Божественным провозглашением при крещении Бог возвестил о присутствии Царя и поставил печать Своего одобрения на уже прожитые годы». (Морган)
д. Дух Божий нисходит… Мой возлюбленный Сын : Мы не должны упустить очевидный момент: Бог Отец любит Бога Сына и передал эту любовь через Бога Духа Святого . Здесь мы видим любовные отношения и сотрудничество между Лицами Троицы в одном случае, когда Отец, Сын и Святой Дух были проявлены одновременно.
я. «Бог так возлюбил Своего Сына, что отдал Ему во владение весь мир, Псалом 2; но он так возлюбил мир, что отдал Сына и все за его искупление». (Трапп)
ii. Нет никаких предположений, что Иисус стал Сыном Божьим благодаря этому опыту. «Нам не нужно предполагать, что у Иисуса не было предыдущего опыта Духа; видение символизирует его назначение на мессианскую работу, а не новый духовный статус». (Франция)
© David Guzik, 2018. Распространение запрещено без разрешения
Enduring Word Bible Commentary Luke Chapter 3
A. Миссия Иоанна Крестителя.
1. (1-2а) Время описывается применительно к современным политическим и религиозным лидерам.
В пятнадцатый же год царствования Тиверия кесаря, Понтий Пилат, правитель Иудеи, Ирод, четвертовластник Галилеи, Филипп, брат его, четвертовластник Итурии и области Трахонитской, Лисаний четвертовластник Авилине, а Анна и Каиафа были первосвященниками,
а. На пятнадцатом году правления Тиберия Цезаря : Библейская хронология может быть сложным делом. Из светских исторических записей мы с уверенностью знаем, что вообще время это было, но трудно быть уверенным точно когда это было. По лучшим подсчетам это где-то между 27 и 29 годами нашей эры.
b. Тиберий Цезарь… Понтий Пилат… Ирод… Филипп… Лисаний : Лука перечислил политических лидеров региона, в котором жил и служил Иисус. Как любой хороший историк, Лука дал реальную историческую основу. Это не сказка, начинающаяся со слов «жили-были».
я. Лука дал больше, чем хронологическую меру; он также рассказал нам кое-что о духе времени.
· Тиберий был императором, известным своей жестокостью и суровостью.
· Понтий Пилат также был известен жестокими убийствами евреев в Иудее и бесчувственностью к евреям.
· Правители из рода Ирода Великого ( Ирод , Филипп и Лисаний ) были известны своей коррумпированностью и жестокостью.
ii. При всем этом Лука напоминает и своим первоначальным читателям, и нам сегодня о развращенности и моральной деградации Римской империи, особенно в таких отдаленных провинциях, как Иудея.
III. Историческая реальность этих правителей не подлежит сомнению. Археологи обнаружили конкретные, неопровержимые доказательства того, что эти люди жили и правили в этих местах и в это время.
iv. Когда Ирод Великий умер, он разделил свое царство между тремя своими сыновьями Иродом , Филиппом и Лисанием . «Титул тетрарх буквально означает правитель четвертой части … позже это слово расширило свое значение и стало обозначать правителя любой части». (Барклай)
с. Каиафа… Анна : Лука также перечислил религиозных лидеров Иудеи в период служения Иисуса. Каиафа на самом деле был первосвященником, но его тесть Анна (патриарх семьи) имел реальное влияние среди священников.
я. Упоминание об этих двух коррумпированных первосвященниках напоминает нам, что иудейские лидеры больше интересовались силовой политикой, чем служением Богу.
ii. 19 ноября90, ученые обнаружили то, что они считают фамильной гробницей Каиафы . На древнем погребальном ящике (склеп ) той эпохи есть надпись: Иосиф, сын Каиафы . В ящике были обнаружены останки 60-летнего мужчины.
2. (2b-3) Служение Иоанна Крестителя.
Слово Божие было к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И ходил по всей округе Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
а. Слово Божие было к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне : Иоанн жил в пустыне от юности своей (Луки 1:80). Но теперь, побуждаемый словом Божьим , Иоанн начал исполнять свое высшее призвание: быть предвестником Мессии.
я. Лука тщательно поместил работу Иоанна в исторический контекст, потому что «для Луки появление Иоанна Крестителя было одной из петель, на которых вращалась история». (Барклай)
б. Проповедь крещения покаяния для отпущения грехов : Идея, стоящая за отпущением , заключается не только в прощении, но также в свободе и избавлении (как в проповедовать избавление… отпустить на свободу в Луки 4:18). Покаяние может принести истинную свободу в Мессии тем, кто ее получил.
я. Послание Джона было призывом к покаянию . Некоторые люди думают, что покаяние в основном связано с чувствами , особенно с сожалением о своем грехе. Прекрасно сожалеть о своем грехе, но покаяться — это не слово «чувства». Это действий слов. Джон сказал своим слушателям передумать, а не просто сожалеть о том, что они сделали. Покаяние говорит о смене направления, а не о печали в сердце.
в. Крещение покаяния : В самом обряде крещения (обрядовое погружение) не было ничего странного. Странно было то, что евреев подчинились крещению. Это был обычный ритуал для язычников, которые хотели стать евреями. Для еврея принять крещение означало сказать что-то вроде: «Я такой же плохой, как язычник-язычник». Это было истинным признаком смиренного покаяния, радикального нового посвящения себя Господу.
и. «Крещение водой, независимо от того, понималось ли оно кумранской общиной как применимое к себе или проповедовалось еврейскими миссионерами новообращенным из язычников, символизировало духовное очищение от греха, результат прощения». (паштет)
ii. Это отличается от нашего крещения во Христа (Римлянам 6:3-4), где наше погружение в воду отождествляет нас со смертью и воскресением Иисуса. Это крещение покаяния , представленное Иоанном, определило человека с его потребностью примириться с Богом и очиститься.
3. (4-6) Служение Иоанна как исполнение пророчества.
Как написано в книге слов пророка Исайи, говоря:
«Глас вопиющего в пустыне:
‘Приготовьте путь Господу;
Сделай Его пути прямыми.
Всякая долина наполнится
И всякая гора и холм понизятся;
Кривые места должны стать прямыми
И неровные пути станут гладкими;
И узрит всякая плоть спасение Божие».
а. Как написано в книге слов пророка Исаии : Лука соединил Иоанна Крестителя с пророчествующим Исайей (Исайя 40:3-5). Сам Иоанн знал об этом с ранних дней, потому что его отец знал об этом еще до рождения Иоанна (Луки 1:76-77).
б. Приготовь путь Господу : Великое послание Иоанна заключалось в том, что можно исправить. Мессия здесь, чтобы делать то, что слишком велико для человека: заполнять долины, выравнивать горы, делать кривые дороги прямыми и неровными дорогами гладкими.
и. Евреи в то время думали, что проблема в основном в « их » — то есть в политически угнетавших их римлянах. Джон дал им понять, что, если разобраться, проблема действительно заключалась в меня , а не их . Я должен примириться с Богом.
в. Всякая плоть увидит спасение Божие : Путь Мессии должен быть приготовлен. Он пришел к всему человечеству . (НИВ)
и. «Проще говоря, тема проповеди Иоанна заключалась в том, что мессианская эра близка». (паштет)
B. Послание Иоанна Крестителя.
1. (7-9) Послание Иоанна к множеству людей.
Тогда он сказал народу, пришедшему креститься от него: «Отродья ехиднины! Кто предупредил вас бежать от грядущего гнева? Посему сотворите плоды, достойные покаяния, и не начинайте говорить в себе: «У нас Авраам как отец наш ». Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. И даже теперь топор лежит при корне деревьев. Поэтому всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
а. Отродье змей! Кто предупредил вас бежать от грядущего гнева? Обращаться к аудитории как к семейству змей не принято начинать проповедь. Спросить их: «, почему ты вообще здесь? ”не гладкое введение. Но Джона не интересовала проповедь мягкого послания или щекотка ушей.
я. Проще говоря, Джон был странным. Любой человек, который так проповедовал, жил в пустыне, носил забавную одежду и питался кузнечиками и диким медом, был просто странный . У Иисуса не было начищенного передового человека в костюме за тысячу долларов и с прической за двести долларов. Бог часто использует странных людей.
б. Не начинайте говорить себе: «Отец у нас Авраам». : Иоанн предостерегал от упования на заслуги Авраама как на достаточные для спасения. Широко распространено мнение, что заслуг Авраама достаточно для спасения любого еврея и что ни один из потомков Авраама, Исаака и Иакова не может попасть в ад.
с. Принесите достойные покаяния плоды : Джон не безосновательно потребовал хороших плодов . Истинное покаяние всегда будет иметь плод – а основной плод христианской жизни любовь (Галатам 5:22 и 1 Коринфянам 13:1-3).
2. (10-14) Послание Иоанна к конкретным людям.
И спрашивал его народ, говоря: «Что же нам делать?» Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, пусть делает то же». Тогда пришли и мытари креститься и говорят Ему: Учитель, что нам делать? И сказал им: «Не собирайте больше, чем вам назначено». Спрашивали его и воины, говоря: «И что нам делать?» Поэтому он сказал им: «Не запугивайте никого и не обвиняйте ложно, а довольствуйтесь своим жалованьем».
а. Что же нам делать? Инструкции Джона были вполне обычными. Он требовал, чтобы люди делились, чтобы они были справедливы друг к другу и чтобы они не были подлыми и жестокими; чтобы они были довольны тем, что получили. Это то, чему мы учим наших самых маленьких детей.
я. Непорочность в обычных вещах по-прежнему является признаком истинного покаяния. Иногда мы думаем, что Бог требует от нас великих или невозможных вещей, чтобы продемонстрировать покаяние. Часто вместо этого Он ищет целостность в обычных вещах.
ii. Он показал тебе, о человек, что хорошо; и чего требует от тебя Господь, как не поступать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим? (Михей 6:8)
б. Собирайте не больше, чем вам назначено… Не запугивайте никого и не обвиняйте ложно, довольствуйтесь своим жалованьем : Джон не считал сбор налогов или военную службу злом по своей сути. Он не повелел им оставить свои профессии, но вести себя в них честно.
и. Римляне взимали налоги, продавая с аукциона право взимать налоги тому, кто больше заплатит. Поскольку сборщик налогов мог покрывать свои расходы и получать прибыль, только получая как можно больше, этих людей сильно ненавидели.
ii. «Это были сборщики пошлин, сборщики пошлин для римлян, и большинство из них были жадными захватчиками. Мытарями их называли, потому что они занимались publica , товарами империи». (Трапп)
3. (15-18) Иоанн указывает вперед на большего и на большее крещение.
Когда же народ был в ожидании и все рассуждали в сердцах своих об Иоанне, был ли он Христом или нет, Иоанн отвечал, говоря всем: «Я действительно крещу вас водою; но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремешок от сандалии. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем. Его веялка — это в Его руке, и Он тщательно очистит Свою гумно и соберет пшеницу в Свой амбар; а солому сожжет огнем неугасимым». И со многими другими увещеваниями он проповедовал народу.
а. Все рассуждали в своих сердцах об Иоанне, был ли он Христом или нет : Иоанн произвел такое влияние, что люди логически задавались вопросом, был ли он Мессией. Вместо того, чтобы взращивать собственную популярность, он отдал всю ее Иисусу. Джон указал на Тот, кто сильнее меня .
б. Чьи ремешки от сандалий я недостоин развязать : Раввины времен Иисуса учили, что учитель может потребовать от своих последователей практически чего угодно, кроме , чтобы они сняли с него сандалии. Это считалось слишком унизительным, чтобы требовать. Однако Иоанн сказал, что он недостоин даже сделать это для Иисуса.
я. У Джона было много причин для гордости, но он был смирен. У него было чудесное рождение, предсказанная судьба, человек, призванный лично исполнить великие пророческие обетования, сильный проповедник и человек с большим числом последователей.
ii. «По какой причине, как вы думаете, Джон всегда сохранял свое надлежащее положение? Не потому ли, что у него было высокое представление о своем Учителе и глубокое почтение к нему? Ах, братья, из-за того, что мы мало ценим Христа, Господу часто небезопасно доверять нам что-либо, кроме самого низкого положения». (Сперджен)
III. Джон был одновременно строгим и скромным . Это слишком редкое сочетание.
в. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем : Иоанн сказал, что Мессия придет с другим крещением. Излияние Святого Духа было обещано как часть Нового Завета. Нам обещано погружение , переполнение Святым Духом в нашей жизни. Это часто переживалось, когда за людей молились, возлагая на них руки (Деяния 6:6, 8:17, 9).:17, 13:3-4 и 19:6).
д. Его веялка в Его руке, и Он тщательно очистит Свою гумно : Мессия также принесет крещение огнем, огнем, который очистит и уничтожит недостающее, как огонь сжигает бесполезная чепуха. Божья сила всегда преобразующая, очищающая сила.
я. Мессия также будет тем, кто отделит истинное от ложного, отделит пшеницу от плевел; веер в Его руке . Иуда отделен от Петра; один вор богохульствует, другой верит.
4. (19-20) Проиллюстрирована смелость послания Иоанна.

Но Ирод четвертовластник, будучи обличен им за Иродиаду, жену брата своего Филиппа, и за все злодеяния, которые сделал Ирод, еще прибавил еще то, что он заключил Иоанна в темницу.
а. Ирод четвертовластник, получивший от него упрек в отношении Иродиады : Отношения между Иродом и Иродиадой были и сложными, и греховными. Он был ее дядей, и он соблазнил ее у своего сводного брата. Женившись на Иродиаде, Ирод сразу женился на женщине и на своей племяннице, и на невестке.
и. «В свете таких отрывков, как Левит 18:16 и 20:21, которые конкретно запрещают мужчине вступать в сексуальные отношения с женой своего брата, действия Ирода требуют осуждения». (Паштет)
б. Он заключил Иоанна в темницу : За то, что Иоанн так смело отстаивал истину, Ирод, погрязший в безнравственности, наказал его.
я. «Иосиф Флавий говорит, что причина ареста заключалась в том, что Ирод «боялся, как бы большое влияние Иоанна на народ не могло поставить его в его силу и склонность поднять восстание; потому что они, казалось, были готовы сделать все, что он посоветует». (Барклай)
C. Иоанн крестит Иисуса.
1. (21а) Иисус крестится вместе с другими.
Когда крестился весь народ, было так, что крестился и Иисус;
а. Когда весь народ крестился : Был замечательный отклик на дело Иоанна Крестителя, и многие пришли покаяться и принять крещение. Однажды среди толпы пришел и Иисус креститься.
б. Иисус также крестился : Иисус не принял крещения, потому что Он был грешником, которому нужно было покаяться и очиститься от Своих грехов. Он сделал это, чтобы полностью отождествить Себя с грешным человеком. Это было то самое сердце, которое привело Его к окончательному отождествлению с грешным человеком на кресте.
2. (21b-22) Божественное свидетельство того, что Иисус был Сыном Божьим.
И пока Он молился, небо открылось. И Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и раздался с неба голос, который сказал: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе я очень доволен».
а. И пока Он молился : Мы замечаем неоднократный акцент Луки на молитве. Другие евангелисты описывают это событие, но только Лука указывает, что это произошло 90 015, когда Он молился 9.0016 .
б. Святой Дух… и голос пришел с небес : Все три Лица Троицы явились одновременно. Святой Дух пришел в телесной форме в виде голубя . Был услышан голос Бога Отца, и возлюбленный Сын был крещен.
я. Были некоторые видимые, осязаемые доказательства того, что Святой Дух сошел на Иисуса. То же самое произошло и с апостолами, когда в день Пятидесятницы над их головами появилось что-то вроде огненных языков.
ii. «Чем была эта сцена в жизни Господа, тем Пятидесятница была для Церкви. Затем она была помазана для своей божественной миссии среди людей; на ней покоилось помазание Святого, которое должно было продолжаться и обновляться по мере того, как медленно проходили столетия». (Мейер)
г. Ты Мой возлюбленный Сын; в Тебе я очень доволен : Голос с небес не оставил сомнений. Это было не просто крещение еще одного грешника; это был безгрешный, Вечный Сын Божий, угодивший Отцу Своим отождествлением с грешным человеком.
· Ты Сын Мой возлюбленный — это эхо Псалма 2:7, славного Мессианского Псалма.
· В Тебе я очень доволен — это эхо Исаии 42:1, обозначающее Иисуса как страдающего Слугу, о котором говорится в этом более широком отрывке.
д. В Тебе я очень доволен : Иисус начал Свое земное служение с благословения Отца и содействующей силы Святого Духа. В Иисусе мы можем иметь то же самое.
я. В Иисусе мы можем слышать, как Отец говорит нам: Это Мой любимый сын, в тебе я очень доволен .
ii. В Иисусе Святой Дух может сойти на нас для усиления и благословения.
D. Родословная Иисуса.
1. (23а) Возраст Иисуса, когда Он начал Свое служение.
Теперь Сам Иисус начал Свое служение в около тридцати лет,
а. Тридцать лет : Кажется, это был возраст полной зрелости еврейского ума. Священники могли начинать свое служение только в 30 лет (Числа 4:2-3).
2. (23b-38) Родословная Луки об Иисусе.
Бытие (как предполагалось) сын Иосифа, сын Илия, сын Матфата, сын Левия, сын Мелхи, сын Янны , сын Иосифа, сын Маттафии, сын Амоса, сын Наума, сын Если, сын Наггая, сын Маафа, сына Маттафии, сына Семей, сына Иосифа, сына Иуды, сына Иоанны, сына сына Резы, сына Зоровавеля, сына Шеалтиила, сына Нери, сына Мелхи, сына Адди, сына Косама, сына Эльмодама, сына Эльмодама, сына Эр, сын Хосе, 9 лет0029 сын Елиезера, сын Иорима, сын Матфата, сын Левия, сын Симеона, сын Иуды, сын Иосифа, сын Иосифа, сын Левия сын Ионана, сын Елиакима, сын Мелеи, сын Менана, сын Маттафы, сын Натана, сын Давида, сын Джесси, сын Оведа, сына Вооза, сына Салмона, сына Наассона, сына Амминадава, сына Рама, сына Хецрона,
9 сына сына Иуды, сына Иакова, сына Исаака, сына Авраама, сына Фарры, сына Нахора, сына Серуг, сын Реу, 9 лет0029 сын Фалека, сын Евера, сын Шелы, сын Каинана, сын Арфаксада, сын Сима, сын Ноя сын Ламеха, сын Мафусаила, сын Еноха, сын Иареда, сын Махалалеила, сын Каинана, сын 29 Еноса, сын Сета, сын Адама, сына Бога.
а. Будучи (как предполагалось) сыном Иосифа : По древнему обычаю родословные почти всегда велись по отцу, а не по матери. Это было проблемой в уникальной ситуации непорочного зачатия.
я. Лука расходится в повествовании Матфея от Давида и далее, но оба они заканчивают свои генеалогии Иосифом. Лучшим объяснением этого, по-видимому, является то, что Лука следовал линии Марии ( фактических 9029 Иисуса).0030 родословная), в то время как Матфей следовал линии Иосифа (Его законная родословная путем усыновления). Именно это имел в виду Лука в своей важной фразе: « — это (как предполагалось) сын Иосифа ».
ii. Лука начал с Иосифа , потому что он следовал правильной форме и не включал женщин в свою родословную
b. Сын… сын : Тот факт, что Лука мог дать генеалогическую историю Иисуса, не был чем-то необычным. Иосиф Флавий проследил свою генеалогию по «публичным записям» ( Автобиография , абзац 1). Также было хорошо известно, что знаменитый рабби Гилель мог доказать свое происхождение от царя Давида со ссылкой на государственные реестры.