Сообщение августин блаженный: Августин Блаженный биография кратко – творчество и самое важное учение философа Аврелия

Августин Блаженный и его учение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА» Кафедра философии Реферат на тему: «Августин Блаженный и его учение». Москва 2010 Оглавление Введение Биография Этапы творчества Влияние на христианство Учения Августина Сочинения Список использованной литературы Введение Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского.

Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех

Финансовая математика (19 задач с решениями)

Юридические основы аудита

Эффект финансового рычага

Эффект производственного рычага

Эффект операционного рычага в финансовом менеджменте

12.

Философия Августина Аврелия (Блаженного). И Фомы Аквинского.

Наиболее яркий представитель патристики – Августин Аврелий (Блаженный)(354 – 430 гг.). Его главные труды: «Исповедь», «О граде Божьем». В произведениях Августина мифологические и библейские сюжеты сочетаются с религиозно-философскими размышлениями.

Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма.

Учение о Боге и мире.

Бог рассматривается им как начало всего сущего, как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени. Мир представляет собой лестницу, где есть высшее (бестелесное и божественное) и низшее (телесное и материальное). Т.е. в мире существует иерархия – жесткий, установленный Богом порядок.

Учение о познании.Внешний изменчивый мир не может быть источником истины, таковым может быть только вечное, т. е. Бог. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей жизни человека. Постичь истину можно только путемоткровения. Таким образом, Августин выдвигает тезис о превосходстве веры над разумом («верить, чтобы понимать» – суть теории познания Августина). Разум постигает явления видимого мира, а вера приводит к осознанию вечного.

Учение о душе. Душа, поавгустину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна, она бестелесна, нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие способности – разум, воля и память.

Проблема свободы воли. Августин развивал идею божественной предопределенности. Но в мире существует добро и зло, поэтому возникает вопрос о природе зла. Августин утверждал, что Бог творит только добро, зло – это отсутствие добра и возникает в результате человеческой деятельности, т.к. от рождения человеку дана свобода воли.

Взгляды на общественную жизнь. Социальное неравенствоавгустин рассматривает как результат грехопадения человечества и считает его основным принципом бытия общества. Государство должно носить теократический характер и служить интересам Церкви. Историю человечества Августин представлял как борьбу двух царств – Божьего и земного. В Божье царство входит меньшая часть человечества – это люди искренне верующие, живущие «по духу». Град земной составляют люди, живущие «по плоти» (неверующие, язычники). Представителем града Божьего на земле являетсяцерковь, следовательно, ее власть выше светской.

Фома аквинский(1225 – 1274 гг.) – монах родом из Италии, католический теолог, профессор богословского факультета Парижского университета. После смерти был причислен к лику святых. Его учение –томизм– на долгие годы стало официальной доктриной католической церкви.

Творчество Ф.Аквинского охватило ряд областей знания: теологию, философию, право. Его главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В основе учения Ф.Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля.

В центре внимания Ф.Аквинского вопрос о соотношении веры и разума. Он предложил оригинальное решение этого вопроса, основанное на понимании необходимости признать успехи науки. По мнению Ф.Аквинского, наука и религия отличаются по методу получения истины. Наука и тесно связанная с ней философия опираются на опыт и разум, а религия основана на вере и ищет истину в откровении, в Священном писании. Задача науки – объяснение закономерностей природного мира и получение достоверного знания о нем. Но разум нередко ошибается, а органы чувств вводят в заблуждение. Вера достовернее и ценнее разума.

Религиозные догматы не могут быть доказаны человеческим разумом в силу ограниченности его возможностей, их надо принять на веру. Однако ряд религиозных положений нуждаются в философском обосновании – не ради подтверждения их истинности, а ради большей доходчивости. Т.обр., наука и философия нужны для укрепления веры («

знать, чтобы верить»).

Примером такого подхода является разработанная Ф.Аквинским система доказательств существования Бога. Он полагает, что доказать существование Бога можно лишь косвенно – путем изучения предметов и явлений, сотворенных им:

1)все, что движется, имеет источник движения , значит, существует первоисточник движения – Бог;

2)каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех вещей и явлений – Бог;

3)все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;

4)во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5)все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

Значение учения Ф.Аквинского заключается в том, что он создал глубоко продуманную религиозно-философскую систему, в которой нашлось объяснение Богу, природе, человеку.

Схоластика («школьная философия») стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких слоев населения.

Философское мышлениездесь рассматривалоськак средство для доказательства истинности религиозной веры.

8 вещей, которым мы можем научиться у Августина

Имеет ли значение Августин?

Что значит для нас сейчас Августин? Что есть в его жизни и работе, что все еще говорит о христианской жизни сегодня, и в какой степени его мысли оригинальны для него? Был ли он просто повторением того, что было сделано раньше, или он выбрал новые пути, которые остались полезными для современной церкви?

1. Важность настоящих отношений с Богом

Первое, что мы замечаем в нем, — это акцент, который он делал на отношении человека к Богу. Он жил в мире, который быстро становился христианским, по крайней мере, в формальном и публичном смысле. Ему было бы очень легко плыть по течению, как это делали многие его современники.

Но Августин исповедовал, что он стал христианином только тогда, когда в его сердце поселился Святой Дух Божий, а не раньше.

Ему пришлось столкнуться лицом к лицу со своей греховностью и полной неспособностью спасти себя. Он был вынужден признать, что у него не было никакой надежды, кроме как довериться Иисусу Христу, Который умер, чтобы заплатить цену за его грех. Он должен был усвоить, что быть христианином — значит находиться в общении с Сыном Божьим, быть соединенным с Ним в глубоко индивидуальном союзе, основанном на личном убеждении, а не на внешней поддержке или традиции. От начала до конца его вера была хождением с Богом, которое можно было выразить только как диалог между двумя духами. Уберите это, и не о чем было бы вообще говорить — ни веры, которую нужно исповедовать, ни жизни, чтобы жить.

2. Необходимость церкви

Следующим в списке идет его приверженность церкви. Августин знал, что хотя каждый христианин должен иметь личную веру, не зависящую от внешних обрядов и традиций, он также принадлежит и к вселенской церкви. Христиане не могут уйти из церкви и жить сами по себе, как будто никто другой для них недостаточно хорош. Могут быть веские причины для создания новых общин, но верующие должны быть в общении с другими и не отрезать себя, как будто никто другой не настолько хорош или чист, как они.

Христиане не могут оставить церковь и жить самостоятельно, как будто никто другой для них недостаточно хорош.

Не существует такого понятия, как чистое или совершенное собрание, в чем на собственном опыте убедились те, кто пытался создать такие вещи. На всяком месте пшеница и плевелы растут вместе до жатвы; овцы и козлы будут разделены только на последнем суде. Именно Августин первым ясно сформулировал это как причину не отделяться от церкви, и его логика так же актуальна сегодня, как и тогда, когда он писал.

3. Беспомощность человечества

Августин также учил нас, что человечество объединено грехом и бунтом против Бога и не может спасти себя. Те, кто встречался со Христом, усвоили, что они должны полностью доверять Ему и не полагаться на свои собственные усилия, качества или наследство для своего спасения.

Дела, которые они совершают как христиане, — это те дела, которые заповеданы Богом, но они имеют смысл только в контексте отношений, которые Он уже установил со Своим народом. Если это отношение правильное, то все, что делает христианин, будет прощено Богом, каким бы плохим или бесплодным оно ни было. Но если это отношение неправильное, то даже «хорошие» работы будут бесполезны, потому что им не хватает контекста и обоснования.

4. Высший авторитет Библии

Августин также учил церковь, что Слово Божье можно найти в Библии и больше нигде. Он страдал от проблемы, связанной с тем, что он был незнаком с оригинальными языками Писания и имел в своем распоряжении неадекватные текстовые ресурсы. В результате его толкование часто ошибочно, и ему нельзя доверять.

Однако, поскольку он представлял Библию как единое всеобъемлющее послание от Бога, эти ошибки в деталях были менее серьезными, чем могли бы быть в противном случае. Он никогда не обращался к отдельному стиху таким образом, чтобы он противоречил общему свидетельству Писания в целом. Например, он не использовал утверждение, что «Бог есть любовь», таким образом, чтобы исключить вечное наказание в аду, о котором сам Иисус предупреждал своих последователей. Как бы ни понималось выражение «Бог есть любовь», оно должно было согласовываться с существованием вечного проклятия. Не раз это ощущение «всей воли Божией» предохраняло Августина от ошибок, в которые он мог бы впасть в противном случае.

Представление Августина о более широкой картине имеет большое значение для церкви, потому что существует постоянное искушение вырвать библейские стихи из контекста и использовать их таким образом, который противоречит общему посланию Божьего Слова. Существует также искушение ввести человеческие традиции, которых нет в Писании, и сделать их проверкой ортодоксальности. Метод интерпретации Августина был разработан, чтобы предотвратить подобные заблуждения, и чудо состоит в том, что, несмотря на ограниченность доступных ему ресурсов, он преуспел так же, как и он.

Конечно, мы не должны всегда следовать за ним и должны поправлять его, когда можем показать, что он был не прав. Однако это верно для любого толкователя Писания — никто не всегда все делает правильно! Чего мы не должны делать, так это отвергать Августина из-за его ограниченности и отрицать, что он может чему-то нас научить. Его выводы, возможно, не всегда были правильными, но его методы и принципы остаются на удивление верными даже по прошествии стольких столетий.

5. Троица любви

Августин учил церковь, что Бог есть Троица любви. Он, конечно, не изобретал идею о том, что Бог есть любовь; это ясно сказано в Новом Завете (1 Иоанна 4:15). Он также не построил учения о Троице, которое унаследовал как от своих греческих, так и от своих латинских предков.

То, что сделал Августин — так, как никому до него не удавалось, — это соединил эти две вещи. Любовь не может существовать сама по себе, потому что она не является вещью или атрибутом, которым обладает вещь. Другими словами, Бог не может быть любовью, если ему нечего любить. Но если бы это что-то не было частью его самого, он не был бы совершенен. Библия не учит нас тому, что Богу нужно было творение, чтобы иметь что-то, что можно любить, потому что, если бы это было правдой, без него Он не мог бы полностью быть самим собой. Так рассуждал Августин, что Бог должен быть любовью внутри себя. По его мнению, Отец — это тот, кто любит, Сын — это тот, кого любят («возлюбленный Сын», явившийся в крещении Иисуса), а Святой Дух — это любовь, которая течет между ними и связывает их вместе. Более того, именно Дух связывает верующих с Богом и делает нас причастниками через принятие той любви, которая присуща бытию Троицы.

Понимая таким образом Бога, Августин не только объяснял Троицу, но и делал ее необходимой частью божественного бытия. Без структуры Триединства Бог не был бы той любовью, о которой Он говорит в Новом Завете. Более того, говорил Августин, внутреннюю необходимость Триединого божества можно увидеть в составе людей, созданных по его образу и подобию. Тот факт, что наш разум обладает памятью, интеллектом и волей — все они могут быть различимы, но не разделены, и все они одинаково важны, если мы хотим любить Бога, наших ближних и самих себя, как мы призваны, является дополнительным. свидетельство согласованности Творца и его творения.

6. Цель Вселенной

Далее Августин учил, что Бог создал мир с определенной целью. Тот факт, что он поместил свой собственный триединый образ в Адама, который должен был стать венцом его творения, учит нас тому, что у загадочного действия Бога была причина, которую мы не можем полностью понять или оценить.

Никто не может сказать, зачем Бог создал мир. Ему не нужно было этого делать, и хотя это был акт любви с его стороны, мы не знаем, почему он решил выразить себя именно таким образом. Что еще более важно, мы не можем сказать, почему он создал существ, которые не только были свободны не подчиняться его воле, но и которые не были бы в результате уничтожены. Сатана восстал против Бога и был изгнан с неба, но не был устранен. Наоборот, он по-прежнему князь мира сего, и род человеческий поддался искушению подчиниться ему. Почему это случилось? Разве Бог не мог предотвратить это?

Джеральд Брей

Сосредоточив внимание на личном преображении Августина и его зависимости от Слова Божьего, автор Джеральд Брей показывает нам, как этот древний теолог может обострять и ободрять современных христиан.

С нашей человеческой точки зрения, мы не можем понять многое из того, что мы переживаем или наблюдаем в окружающем нас мире. Но мы можем быть уверены, что в Божьем плане есть цель, которая однажды откроется нам. Иногда, как в случае с воскресением Иисуса, мы видим, в чем заключается эта цель, потому что она осуществляется в пределах временных рамок, которые мы можем уловить. Но в других случаях Божьи планы не связаны с нашим расписанием. Для него день как тысяча лет, так и свершение его воли скрыто от наших глаз.

Августин не мог знать, что его мир исчезнет и что новая христианская культура, во многом основанная на его идеях, возникнет столетия спустя в Западной Европе. Он, вероятно, был бы поражен, если бы подумал, что люди по-прежнему будут читать не только его основные произведения, но даже его письма и проповеди, спустя столько поколений. Но он знал, что в его жизни действовала божественная цель и что Бог использовал его таким образом, который он не мог полностью оценить, и именно это имело для него значение.

7. Христианская жизнь как путь веры

Августин также учил нас, что жизнь христианина — это путь, по которому мы идем с верой. В контексте его богословия это важное дополнение к учению о предопределении, которое, если оно не персонифицировано, может легко выглядеть своего рода фатализмом.

Августин не считал, что христианин должен просто сидеть сложа руки и позволять событиям идти своим чередом. Быть в отношениях с Богом означает жить с Ним, разделять его мысли, иметь разум Христа и ежедневно исполнять Его волю в силе Святого Духа. От рождения до смерти каждое мгновение бодрствования принадлежит Богу, даже если мы неверующие.

Это часть послания, которое он передает в своих исповеданиях , где он рассматривает различные аспекты своей дохристианской жизни и указывает, как Бог использовал их для достижения своих целей и как Августин уже встал на христианский путь, даже хотя он не осознавал этого в то время.

8. Христианская жизнь как миссия

Наконец, Августин учил нас, что христианская миссия важна, где бы она ни осуществлялась. Августин был человеком, сведущим в философии и риторике. Чтобы преследовать эти интересы, ему необходимо было отправиться туда, где происходило действие — в Карфаген, Рим и Милан, резиденцию Западной империи в то время. Если бы он остался дома в Тагасте, такая карьера была бы немыслима.

Однако после того, как он стал христианином, его судьба изменилась. Он вернулся обратно — из Милана в Рим, затем обратно в Карфаген и даже на некоторое время в Фагасту. Через несколько лет его вызвали в Гиппо, портовый город средней важности в коммерческом плане, не известный какими-либо литературными или академическими достижениями. Он не хотел быть епископом и не хотел провести остаток своей жизни в таком захолустье.

Более тридцати лет он был вынужден проповедовать в общинах, которые мало ценили его гений и скорее шли в театр, чем слушали его. Ему приходилось снова и снова писать против донатизма и пелагианства, ошибок, которые его острый ум, должно быть, находил смехотворными на каком-то уровне, но которые беспокоили церковь, которой он должен был служить. Так или иначе, он находил время и для других дел, но, должно быть, было много дней, когда он уставал от борьбы и желал заняться чем-то другим.

Самая влиятельная жизнь

Августин умер, зная, что через несколько дней варвары войдут в Гиппон, который они в то время осаждали, и он, должно быть, опасался, что дело всей его жизни будет сожжено. Все обернулось не так уж плохо, но в Гиппо не должно было остаться прочного наследия его трудов. Нет великой базилики с высеченным на ней именем. Нет академической кафедры, посвященной его памяти. Нет даже скамейки в парке с табличкой о том, что за нее заплатило его имение.

Невооруженным глазом ничего не было видно. Однако, как мы знаем, то, что тогда должно было выглядеть как довольно незначительное служение в провинциальном городке, стало фоном для самой продуктивной жизни, какой когда-либо жил любой теолог в западном мире. Поколения христиан, которые никогда не подошли бы к Гиппону, прочли бы написанное Августином в жарких и пыльных покоях, бывших его земным жилищем, и поразились бы его дарам и уму.

Более того, они были бы тронуты — как и мы до сих пор — его страстью ко Христу, и отошли бы от его писаний более решительными, чем когда-либо, чтобы идти путем, намеченным для них Богом.


Джеральд Брэй, (DLitt, University of Paris-Sorbonne), профессор-исследователь Школы Богословия Бисона и директор по исследованиям Latimer Trust. Он плодовитый писатель и является автором или редактором множества книг, в том числе «Доктрина Бога» ; Библейское толкование ; Бог есть любовь ;   и Бог сказал .


Crossway — это некоммерческое христианское служение, которое существует исключительно для цель провозглашения Евангелия через публикации содержание, основанное на Евангелии и Библии. Узнайте больше или сделайте пожертвование сегодня на crossway.org/about.

Об исповеди святого Августина

 

Введение

Августин, вероятно, начал работу над Признаниями около 397 года, когда ему было 43 года. Точная мотивация Августина написать историю своей жизни в тот момент не ясна, но есть по крайней мере две возможные причины.

Во-первых, современники относились к нему с подозрением из-за его классического образования с языческим влиянием; его блестящая общественная карьера ритора; и его статус бывшего манихея. В разгар видной роли Августина в спорах о донатистах его подозревали как его враги-донатисты, так и осторожные союзники-католики. Одна цель Confessions, тогда , должен был защитить себя от такого рода критики, объяснив, как он пришел к своей христианской вере, и продемонстрировав, что его убеждения были истинно христианскими.

Другим мотивом могла быть небольшая переписка между близким другом Августина Алипием и известным новообращенным христианином Паулином из Нолы, римским аристократом, который отрекся от мира и своего огромного семейного состояния после обращения в христианство. Алипий написал Павлину и прислал ему некоторые произведения Августина. Паулин ответил, чтобы попросить Алипия рассказать о жизни и обращении Алипия. Алипий, по-видимому, передал просьбу Августину, что может объяснить место, посвященное истории жизни Алипия в Книге 6.

Слово «признание» имеет несколько значений, каждое из которых действует на протяжении всей работы. Исповедь может означать признание своих грехов, что Августин делает с удовольствием, исповедуя не только свои амбиции и похоть, но и свою интеллектуальную гордость, свою неуместную веру в манихейство и непонимание христианства. Исповедь также означает заявление о вере, и этот аспект отражен в подробном отчете Августина о том, как он пришел к своим христианским убеждениям и своему познанию Бога. Наконец, исповедь означает вознесение хвалы, и в Исповедь, Августин постоянно восхваляет Бога, милостиво направившего его путь и избавившего от страданий и заблуждений. По сути, исповедей — это одна длинная молитва.

Структурно Признания делятся на три сегмента: Книги с 1 по 9 рассказывают о жизни Августина и его духовном путешествии. Книга 10 представляет собой обсуждение природы памяти и исследование искушений, с которыми все еще сталкивался Августин. Книги с 11 по 13 представляют собой расширенное толкование первой главы Бытия. Резкие различия между этими тремя частями поставили много вопросов о единстве 9-го0113 Признания. Сам Августин прокомментировал в своих Retractiones , что первые десять книг были о нем самом, а остальные три — о Священных Писаниях. Некоторые критики утверждают, что на самом деле « исповедей » не имеют единой структуры, и Августин просто действовал без общего плана работы. Другие считают, что последние четыре книги были добавлены позже. Третьи утверждали, что Признаний на самом деле незакончены и что Августин задумал автобиографическую часть просто как введение в гораздо более длинную работу, либо полный анализ книги Бытие (Августин произвел несколько из этих анализов) или катехизис для новых членов церкви. Другие критики указывали на повторяющиеся темы в трех разделах — в частности, исследования памяти и времени — в попытках найти объединяющие элементы. Другой способ взглянуть на структуру Confessions — рассматривать это как путешествие во времени: первая часть напоминает о прошлом Августина; средний смотрит на его нынешнее положение; в то время как третья часть исследует деятельность Бога в истории, от начала мира, простираясь через настоящее и в будущее. Тем не менее, многие читатели считают, что Признаний должны были заканчиваться на Книге 9, и даже сегодня вы можете найти копии, которые не включают последние четыре книги.

Признаний всегда называют историей обращения. Августин действительно претерпевает несколько обращений: в манихейство; к поиску истины, с цицероновской Гортензий; к интеллектуальному принятию христианского учения; и, наконец, к эмоциональному принятию христианской веры. Однако термин «конверсия» несколько вводит в заблуждение. Даже молодой Августин никогда не сомневался в существовании Бога. Хотя он немного заигрывал с радикальным скептицизмом академиков, он всегда был уверен, даже будучи манихеем, что Христос был спасителем мира. Августин просто ошибся в деталях — с его точки зрения, катастрофически неправильно. Читатели, не разделяющие религиозных убеждений Августина, заметят, что он предполагает, что Бог существует, поэтому находит Бога, которого ожидает. Вера Августина всегда окрашивает его интерпретацию событий и является его меркой для определения истины или лжи. Confessions — это в каком-то смысле личная история Августина, но в то же время это история почти мифологического или архетипического характера. Августин — это своего рода обыватель, представляющий заблудшее и борющееся человечество, пытающееся заново открыть для себя божественное, единственный источник истинного мира и удовлетворения. Как и в сказке, исход Признаний никогда не вызывает сомнений; его герою суждено, как предвидит Моника, найти то, что ищет.

Влияния Августина: неоплатонизм

Неоплатонизм уходит своими корнями в платонизм , философию, изложенную греческим философом Платоном (умер в 347 г. до н.э.). Одной из отличительных черт платонизма является его утверждение о том, что видимые, осязаемые формы физического мира основаны на нематериальных моделях, называемых формами или идеями. Осязаемые формы преходящи, неустойчивы и несовершенны, тогда как идеальные формы вечны, совершенны и неизменны. Физические формы многочисленны и разнообразны, но идеальные Формы едины и едины. Платонизм придает этим качествам определенную иерархию ценности: вечность выше временного; единство выше разделения; нематериальное выше материального. В платонизме преходящий физический мир, в котором обитает человечество, становится неким ущербным проявлением совершенной и вечной модели, которая может быть воспринята только интеллектом, а не чувствами.

Философы-неоплатоники Плотин (ок. 205–270 гг. н. э.) и его ученик Порфирий (232–ок. 300 гг. н. э.) расширили философские идеи Платона до нечто более похожего на полноценную космологию. В «Эннеадах » Плотин предложил верховное божество с тремя аспектами. «Единый» — это трансцендентная, невыразимая божественная сила, источник всего сущего. Он завершен и самодостаточен. Его совершенная сила спонтанно перетекает во второй аспект, Интеллект (Разум или Nous ), который созерцает силу Единого. Созерцая Единое, Разум производит Идеи или Формы. Таким образом, единство Единого перетекает в разделение и множественность. Эти Формы транслируются в физический мир творческой деятельностью Мировой Души. В нематериальном мире высшая часть Души созерцает Разум, а в материальном мире низшая часть Души создает и управляет физическими формами. Согласно Плотину, Душа, нисходя из нематериального в материальный мир, забывает часть своей божественной природы. Таким образом, все человеческие индивидуальные души разделяют божественность Единого и в конечном итоге вернутся в божественное царство, из которого они пришли, после того, как сбросят свои физические тела. Порфирий развил идеи Плотина о душе, утверждая, что индивидуальные человеческие души на самом деле отделены от Мировой Души и ниже ее. Однако посредством проявления добродетели и созерцания духовного человеческая душа может подняться из низшего, материального царства к высшему благу, абсолютной красоте и совершенству нематериального Единого. Августин упоминает об этом платоническом «восхождении души» в Книге 9. признаний.

Христиане, со своей стороны, с глубоким подозрением относились к платонизму и ко всем старым языческим философиям, вытесненным христианством. Тем не менее, неоплатонизм обладал качествами, которые делали его привлекательным для интеллектуальных христиан. Тройственная модель божества неоплатонизма хорошо согласовывалась с христианским учением о Святой Троице. Акцент неоплатонизма на трансцендентном, нематериальном царстве как высшем благе также апеллировал к аскетической жилке христианства. Августин обнаружил, что неоплатонизм содержит в себе все основные идеи христианства, за тем важным исключением, что он не признавал Христа.

Влияния Августина: манихейство

Другим большим духовным влиянием Августина была религия манихейства. На самом деле манихейство было одной из нескольких гностических религий, процветавших в этот период. Гностические религии (от gnosis, греческое слово, означающее знание) обещают верующим тайные знания, скрытые от неверующих, которые приведут к спасению. Гностические религии также крайне дуалистичны, рассматривая вселенную как поле битвы между противоборствующими силами добра и зла. Как и все гностические религии, манихейство считало тьму и физический мир проявлением зла, а свет — проявлением добра.

Манихейство было основано пророком Мани (216-277 гг. н.э.). Родившийся в Персии, Мани был воспитан в христианской секте, но в молодости он получил ряд откровений, которые привели его к основанию новой религии.

Манихейство отличалось разработанной и подробной космологией. Согласно манихейскому мифу, Свет и Тьма изначально существовали отдельно, не зная друг о друге. Царство Света, управляемое Отцом, состояло из пяти упорядоченных элементов, называемых Огонь, Вода, Воздух, Эфир и Свет. Его противоположность, царство Тьмы и материи, состояло из пяти беспорядочных элементов. Затем Князь Тьмы обнаружил царство Света и попытался завоевать его. Для защиты Света Отец произвел Мать Живого, которая, в свою очередь, произвела Первочеловека. Вместе с пятью стихиями Первочеловек вышел на битву с Тьмой, но был побежден, и демоны Тьмы пожрали его Свет.

Свет попал в ловушку злой физической материи. Чтобы спасти Свет, Отец создал Живой Дух. Вместе Первочеловек и Живой Дух сразились с демонами Тьмы. Из трупов демонов они сотворили небо и землю. Они образовали солнце и луну из высвободившихся кусочков Света. Растения и животные образовались в результате абортов и эякуляций демонов, пытавшихся заключить в тюрьму Свет. Демоны, охваченные похотью, совокуплялись, в конце концов рождая первую человеческую пару, Адама и Еву. Спасение началось, когда Адам получил просвещение о своем истинном состоянии от Первочеловека. Одним из центральных верований манихейства было представление о том, что у каждого человека есть две враждующие души: одна часть Света, а другая злая. Человеческий грех был вызван деятельностью этой злой души; спасение придет, когда добрая часть души освободится от материи и сможет вернуться в царство чистого Света. Посредством похоти и акта размножения Тьма пытается заключить в материю все больше и больше частиц Света. Через Мани истинное откровение знания позволит верующим высвободить Свет внутри себя и достичь спасения.

Верующие манихеи были двух типов. Избранные, достигнув духовного совершенства, практиковали крайний аскетизм, регулярно постились, придерживались строгой веганской диеты и воздерживались от всякой половой жизни. Слушатели, составлявшие большинство верующих, посвятили себя заботе об Избранных. Слушатели не придерживались тех же строгих стандартов аскетизма, но их увещевали не иметь детей, потому что это заключало в тюрьму больше Света внутри материи. Манихеи не должны были есть никакой пищи, полученной от животных, потому что после того, как она была мертва и, следовательно, лишена Света, плоть животных была не чем иным, как злой материей. Однако употребление в пищу фруктов и овощей было священным действием. Растения содержали Свет, и, съев их, Избранные Манихеи освободили Свет от рабства. Наконец, ни один манихей не должен был давать пищу неверующему, потому что, делая это, манихеи заключали бы в тюрьму больше частиц Света в материи. (Августин высмеивает это убеждение в Книге 3.10.)

Манихейство имело сильный миссионерский элемент, поэтому оно быстро распространилось по Ближнему Востоку. Поскольку манихейство впитало в себя некоторые элементы христианства, оно понравилось многим традиционным христианам. Однако манихеи считали христианство ошибочной и неполной религией. Они резко критиковали моральные недостатки ветхозаветных патриархов, таких как Авраам, Давид и Моисей. Манихеи указывали на истории Ветхого Завета, в которых описывались эпизоды похоти, гнева, насилия и обмана, чтобы подтвердить свои заявления о том, что ветхозаветный Бог на самом деле был злым демоном, а не Богом Света. Манихеи считали, что некоторые части Нового Завета верны, но они утверждали, что книги Нового Завета были изменены, чтобы исказить настоящие учения Христа, отражающие истинную веру манихейства. Манихеи специально отвергли идею о том, что Христос был рожден от человеческой матери в материальном теле, потому что они рассматривали тело как зло. Поэтому было также невозможно, чтобы Христос мог принять физическую смерть на кресте. Несмотря на свою популярность, манихейство рассматривалось большинством гражданских властей как подрывное и неоднократно запрещалось. К шестому веку манихейство в значительной степени исчезло в западной части империи, хотя оно сохранилось и в 14 веке в некоторых частях Китая, а религии, подобные манихейству, вновь появились в Европе в средние века.

Августин был слушателем манихеев почти десять лет, и в исповеданиях, он часто ссылается на манихейскую доктрину и практику. Хотя они явно различаются, манихейство и неоплатонизм сходятся в нескольких основных идеях: материя есть зло (или, по крайней мере, низшее) и ловушка человеческого духа; что человеческие духи содержат некую искру божественного, которая должна покинуть материальный мир, чтобы воссоединиться с высшим Добром; и что истинная реальность не та, которую люди видят вокруг себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *