Сообщение 5 класс мифы древней греции: Миф о Геракле — урок. История, 5 класс.

весело читать, легко запоминать. Веселый пересказ древнегреческих мифов для пятиклассников

Редко кому из будущих пятиклассников удается осилить «Мифы Древней Греции», которые обычно задают читать на лето. У нас отличная новость: теперь вместо тяжеловесной книжки Куна можно прочесть веселое переложение мифов от польского писателя Гжегожа Касдепке. Так дети не только будут в курсе мифологических сюжетов, но и хорошо запомнят их, ведь греческие боги и герои представлены в них… очень современно.

Рождение Афродиты

Если бы какому-нибудь греческому богу пришло в голову устроить конкурс «Мисс Олимп», то точно победила бы Афродита — прекраснейшая из прекрасных. Разумеется, это нисколько не радовало остальных богинь. Гера, жена Зевса, или Афина, богиня мудрости, ей просто завидовали. Мудрость мудростью, но каждой женщине хочется быть красивой, не правда ли? Даже богине. А по сравнению с Афродитой все, даже самые миловидные девушки, выглядели как увядшие цветы. Так что нет ничего удивительного в том, что когда Афродита появилась на Олимпе, все боги воскликнули: «Вау!», а богини скривились.

Давайте все-таки начнем сначала. Тем более что начало в этой истории необыкновенное. Так вот, представьте себе, что у Афродиты не было родителей — ни мамы, ни папы. «Откуда же она появилась?» — спросите вы. Хороший вопрос. И шокирующий ответ: в одно прекрасное утро Афродита появилась из морской пены. Вот просто так.

На берегу ее уже ждали божества красоты, обаяния и пленительного шарма, различные Улыбки, Поцелуи и Нежности; они причесали ее, одели (потому что она была голенькая, как младенец), а потом появилась прекрасная повозка — колесница, в которую они запрягли воробьев и белых голубей, и свита царицы красоты могла отправляться в путь. Прямо на Олимп!

Жаль тех, кто этого не видел. В волосах Афродиты блестели капельки росы, над ее головой порхали поющие птицы, чудесные одеяния, в которые она была облачена, были прекраснее самой радуги, а когда на вершине Олимпа богиня вышла из колесницы, под ее стопами расцвели цветы!

— Прелестна, — вздыхали боги.

— Слишком накрашенная, — ворчали богини.

Хотя и они должны были признать, что Афродита производила впечатление. Сам Зевс, повелитель Олимпа, наблюдал за ней с большим удовольствием. Даже со слишком большим удовольствием, как позже утверждала его жена Гера.


Миф об Афродите и Адонисе

С прибытием Афродиты на Олимпе настало веселое время. Каждый день проходили какие-нибудь мероприятия, балы, каждый вечер богиня красоты плясала под музыку в окружении восторженных богов. Поутру толпы ухажеров выстраивались в ряд у ее дворца, куда бы она ни пошла — везде ее сопровождали воздыхатели. И каждый хотел на ней жениться — некоторые так сильно этого желали, что даже забывали, что уже женаты.

— Сделай что-нибудь! — потребовала наконец Гера, тряся очарованного Зевса. — Это уже просто невозможно!

Волей-неволей Зевс согласился с ее словами. С момента появления Афродиты боги позабыли о своих обязанностях. «Лучше всего отдать ее кому-нибудь в жены, — подумал Зевс. — Это отрезвит остальных поклонников. Кто бы подошел на роль мужа Афродиты? Кто-нибудь солидный, трудолюбивый… Такой, как божественный кузнец Гефест!»

Трудно было себе представить менее подходящую партию. Гефест, вечно угрюмый и занятый делом, не видел ничего, кроме своей кузницы. Честно говоря, он был единственным, кто не обратил внимания на Афродиту. Она же, в свою очередь, скучала в его компании. Она все рвалась куда-то: то на гулянье, то на пир, то на концерт, а Гефесту после работы никуда уже не хотелось выходить. Ничего удивительного в том, что в скором времени их браку пришел конец. И они смогли вздохнуть с облегчением. Особенно Афродита, которая успела уже влюбиться в Ареса, бога войны.

Она сопровождала его в военных походах, научилась управлять его боевой колесницей — в общем, не отходила от него ни на шаг. Казалось, ее любви нет ни конца, ни края. Однако вскоре Афродита (которая, как многие красивые женщины, была очень влюбчива) перестала вздыхать по Аресу и начала по. .. Адонису. Какой же это был скандал!

Адонис, конечно, был очень красивым молодым человеком, но где он, а где бог? Слыханное ли это дело, чтобы богиня влюблялась в человека?! Но в этот раз Афродита полюбила по-настоящему. Каждый день она отправлялась из своего небесного дворца на встречу с любимым и всем вокруг говорила, что никогда прежде не была так счастлива.

Арес от зависти скрежетал зубами.

— Погоди у меня, — ворчал он и клялся отомстить Афродите. Никак он не мог понять, что кто-то мог выбрать человека вместо бога. — Погоди…

Ждала Афродита недолго.

Однажды, когда Адонис отправился на охоту, затаившийся в гуще Арес превратился в огромного кабана… и набросился на охотника! Какая же это была схватка! Адонис, хотя и был человеком, защищался очень достойно и почти одолел разъяренного зверя. Но Аресу удалось ранить храброго охотника своими мощными клыками. Адонис упал на землю и умер, прежде чем Афродита успела прийти ему на помощь.

Трудно описать скорбь прекраснейшей из богинь. В страхе перед ее горем и гневом замер весь Олимп. Казалось, целый мир погрузился в отчаяние. Афродита плакала над телом любимого и умоляла Зевса что-нибудь сделать.

— Ведь для тебя нет ничего невозможного, — всхлипывала она. — Умоляю тебя, умоляю…

Даже Гера не в состоянии была дальше это слушать.

— Ну сделай что-нибудь! — потрясла она мужа. — Ты бог или кто? Афродита его по-настоящему любит!

Наконец Зевс не выдержал и вернул из царства мертвых душу Адониса. Однако ему пришлось пообещать Аиду, повелителю подземного мира, что шесть месяцев Адонис будет проводить на земле, а остальные полгода — в его мрачном царстве. Нельзя ведь так просто обмануть смерть.

С того времени жизнь Афродиты сильно изменилась. Уже не веселилась она так шумно, как прежде, не ходила на все эти балы и прочие мероприятия. Каждую весну она красиво наряжалась (а вместе с ней и весь мир) к прибытию любимого и радовалась каждой минуте, которую они могли провести вместе. А когда кончалось лето и Адонису приходилось возвращаться в подземелье, опечаленная Афродита сбрасывала свои прекрасные разноцветные одежды и погружалась в ожидание. На земле же наступала грустная осень…

Пигмалион и Галатея

В один осенний день Афродита, тоскуя по любимому, гуляла в одиночестве по Кипру и вдруг увидела нечто, что ее невероятно тронуло. Перед каменным изваянием красивой женщины стоял молодой человек — скульптор по имени Пигмалион. Он что-то тихо нашептывал статуе, а потом обнял ее так, как обнимают дорогого человека. Афродита подошла ближе, заинтригованная видом этой необычной пары.

— Умоляю, Афродита, — услышала богиня шепот Пигмалиона. — Ты как никто другой знаешь, что значит любить больше всего на свете. Пожалуйста, сделай так, чтобы она ожила, — и поцеловал статую, будто бы это была живая девушка.

Богиня была потрясена. Еще недавно она сама о том же просила Зевса. Нет ничего хуже любви, у которой даже надежды нет сбыться. Растроганная Афродита обратила свой взор к обнимающему изваяние юноше, коснулась ладонью каменной статуи и…

— Я люблю тебя, — прошептала ожившая девушка и поцеловала Пигмалиона.

Все это действительно произошло, что можно легко проверить. Как? На острове Кипр до сих пор можно увидеть храм Афродиты. Его построил царь Кинир. А знаете, кем был Кинир? Внуком Пигмалиона и Галатеи — девушки, которую оживила богиня любви и красоты Афродита.

Мифы о сотворении мира 3

Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий.

Мифы — это не рассказы, не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

Всех древних людей интересовал один из главных вопросов: как появился и как устроен наш мир? Науки ещё не было и объяснить явления природы сами люди не могли. А мифы помогали им выжить в сложном и диком мире, много-много лет назад 

Хорошо сохранились и широко известны мифы Древней Греции. Вот как в них говорится о происхождении мира.

Миф Древней Греции о происхождении мира

«В начале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, прекрасная, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое Небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь… Начал создаваться мир…»

(По Н. А. Куну)

Отрывок из собрания карельских сказаний «Калевала» о создании мира

Вот тогда воды хозяйка, мать воды и дева неба,
подняла из волн колено, из воды плечо явила
для гнезда красивой утке, для уютного жилища.

Утка, стройное созданье, все летает, все кружится,
видит среди волн колено на морском просторе синем,
приняла его за кочку, бугорочек травянистый,
полетала, покружилась, на колено опустилась,

сделала себе жилище, чтобы в нем снести яички,
шесть из золота яичек, к ним седьмое – из железа.
Принялась яички парить, нагревать колено девы.
День сидела, два сидела, вот уже сидит и третий.

Тут сама воды хозяйка, мать воды и дева неба,
чувствует: горит колено, кожа как огонь пылает,
думает: сгорит колено, сухожилия спекутся.
Дева дернула коленом, мощно вздрогнула всем телом –
яйца на воду скатились, на волну они упали,
на осколки раскололись, на кусочки раскрошились.
Не пропали яйца в тине, в глубине воды – осколки,
все куски преобразились, вид приобрели красивый:

что в яйце являлось низом, стало матерью-землею,
что в яйце являлось верхом, верхним небом обернулось,
что в желтке являлось верхом, в небе солнцем заблистало,
что в белке являлось верхом, то луною засияло,

что в яйце пестрее было, стало звездами на небе,
что в яйце темнее было, стало тучами на небе.
Времена идут все дальше, чередой проходят годы
на земле под новым солнцем, новым месяцем полночным.

Миф древних индийцев о сотворении мира

Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Миф древних китайцев о сотворении мира

Вселенная первоначально представляла собой некоторое подобие содержимого куриного яйца. В это время внутри этого яйца родился Пань-Гу. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное и тяжелое (инь) — землю. 18 тысяч лет Пань-Гу вырастал на три метра в день, и так небо отделилось от земли. Когда Пань-Гу умер, из частей его тела произошел мир. Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом. Его левый глаз — солнцем, а правый — луной. Четыре конечности Пань-Гу образовали четыре стороны света, пять частей его тела — пять священных гор. Его кровь стала реками, а жилы и вены — дорогами на земле. Его плоть стала почвой на полях, волосы на голове и усы — созвездиями, волосы на теле — травой и деревьями. Его зубы и кости превратились в золото и камни, костный мозг — в жемчуг и нефрит, его пот стал дождем и росой. После смерти Пань-Гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.

Славянские мифы о сотворении мира

К сожалению, тексты мифов наших предков — древних славян не сохранились до нынешних времен, не дошли до нас. Ученым удалось восстановить лишь некоторые элементы славянских мифов с помощью данных археологии, на основе упоминаний в летописях и по следам в устном народном творчестве.

Предания о сотворении мира многочисленны и многообразны. Но главный миф, который лежит в их основе, принадлежит глубочайшей древности. Славяне представляли мир рождающимся из воды. Такое верование основывается на действительном, постепенном выходе суши из-под вод, ее покрывавших.

По языческим преданиям нашего народа, в творении видимого мира участвовали чистая и нечистая сила. Первая все творила прекрасно, а вторая – портила. Оба божества участвуют в творческой деятельности природы: темное – как представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов, и светлое – как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце.

В основе мифа лежит мысль о весеннем обновлении природы, о созидании мировой жизни из того омертвения и кажущегося небытия, в какое погружает ее зима. Та же мысль кроется и в славянских преданиях. В начале весны пробужденный Перун выезжает на огненной колеснице, во всем своем грозном величии, на великое дело творчества – разит громовыми стрелами толпы демонов и, рассыпая плодотворное семя дождя, засевает землю разными злаками.

Вместе с этим он выводит из-за густых туч и туманов небесные светила и как бы создает их из тех самоцветных каменьев, которые до сего времени были сокрыты демонами зимы и мрака на дне воздушного, облачного океана.

Выводя яркое, вешнее солнце, он творит белый свет, т. е. по основному смыслу этого выражения – дает миру ясные дни, а по смыслу более широкому – созидает вселенную.

Солнечные лучи топят льды и снега, претворяя их мертвые массы в шумные, многоводные потоки, и только тогда начинается земная жизнь со всей ее роскошью и разнообразием, когда выступит наконец земля из-под вод весеннего разлива и будет овеяна южными ветрами.

Именно отсюда возник миф, что земля рождается из воды и выплывает из ее пучин силой божественного дуновения. По древнему верованию, земля волей Божьей вышла из морской бездны, в которой до начала мира была погружена вместе с солнцем, месяцем, звездами, молнией и ветрами.

Самая жизнь на земле зародилась с той минуты, когда внутри ее загорелся огонь, т. е. когда лучи весеннего солнца согрели мерзлую землю и пробудили в ней силу плодородия.

Существовало верование, что вселенную созидали царь-огонь и царица-вода, т. е. молния и дождь, небесный огонь солнца и живая вода весенних разливов. Замечательно, что слово «творить» указывает на воду, как на существенный элемент творчества. «Раствор» – это смесь воды с чем-нибудь сухим.

Во всех мифологиях божество весенних гроз как оплодотворитель земли и податель урожаев наделяется творческой силой. От его дыхания произошли ветры, от его слов – громы, от слез – дожди, от густых волос – облака и тучи.

Все эти сказания уходят корнями в один из древнейших мифов. На великий подвиг создания мира выступают две стихийные силы: светлая и темная. Несмотря на очевидное стремление народной фантазии возвести стародавний миф к позднейшим христианским воззрениям, вся обстановка предания указывает, что здесь идет речь о боге-громовнике (Перуне) и демоне мрачных туч:

«В начале света благоволил Бог выдвинуть землю. Он позвал черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принести ему. – Ладно, думает сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни слова…

Господь куда ни бросит землю – она вдруг является такая ровная-ровная, что на одном конце станешь – то на другом все видно, что делается на земле. Сатана смотрит… хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил: чего он хочет? Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего сатану, и он где приляжет – там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет – там вырастет гора, где привскачет – там высунется поднебесная гора. И так, бегая по всей земле, он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и превысоких гор».

***

Сотворение мира в славянской мифологии также связывается с именем Сварога – бога неба и небесного огня, духовного владыки нашей вселенной. Он супруг Лады, отец Даждьбога – прародителя русичей, родоначальник большинства славянских богов.

По одним преданиям, Сварог нашел волшебный камень Алатырь, произнес заклятье, и камень стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Появилась Мать Сыра-Земля. В славянской мифологии Алатырь-камень – всем камням отец, священная скала в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. А на нем стоит мировое дерево – древо жизни, ось мира. Нижняя часть древа (корни) связана с подземным миром, средняя (ствол) – с земным, а верхняя (ветви) – с небесным, высшим. Служит он троном всем верховным богам.

По другим преданиям, до рождения света тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род. Род – родник вселенной, отец богов. Род родил Любовь – Ладу-матушку. Долго мучился Род, долго тужился. И родил он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан – море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода он, разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась. Солнце вышло тогда из лица его – самого Рода небесного, прародителя и отца богов! Месяц светлый – из груди его; звезды частые – из очей его; зори ясные – из бровей его; ночи темные – да из дум его; ветры буйные – из дыхания его; дождь и снег, и град – от слезы его; громом с молнией голос стал его – самого Рода небесного, прародителя и отца богов!

Род родил Сварога небесного. Сварог стал прокладывать путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб начинался день, а на смену дню прилетала ночь. Стал Сварог свои владенья оглядывать. Видит – Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.

– Где же мать-Земля? – опечалился он. Тут заметил: что-то в Океане-море чернеется. Это уточка серая плавает, пеной серою порожденная.

– Ты не знаешь ли, где Земля лежит? – спросил Сварог серу уточку.

– Под водой Земля, – ответила уточка, – глубоко в Океане схоронена…

– По велению Рода небесного, по хотенью-желанью сварожьему, Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула, целый год в пучине скрывалась. Как год кончился – поднялась со дна.

– Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток. Волосок всего не доплыла я…

– Помоги нам, Род! – тут воззвал Сварог. Поднялись тогда ветры буйные, расшумелось море синее… Вдунул ветром Род силу в уточку. И сказал Сварог серой уточке:

– По велению Рода небесного, по хотенью-желанью сварожьему, Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и два года в пучине скрывалась. Как срок кончился – поднялась со дна.

– Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток. На полволоса не доплыла я…

– Помоги, отец! – вскрикнул тут Сварог. Поднялись тогда вет ры буйные, и по небу пошли тучи грозные, разразилась буря великая, голос Рода – гром – небеса потряс, и ударила в уточку молния. Род вдохнул тем силу великую бурей грозною в серу уточку. И снова заклял Сварог серу уточку:

– По велению Рода небесного, по хотенью-желанию сварожьему, Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и три года в пучине скрывалась. Как срок кончился – поднялась со дна. В клюве горсть земли принесла она.

Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять.

– Обогрей-ка, Красно Солнышко, освети-ка, Месяц светлый, подсобите, ветры буйные! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку мать-кормилицу. Помоги нам, Род! Лада, помоги!

Землю мнет Сварог – греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное – запеклась Сыра-Земля сверху корочкой, остудил затем ее Месяц светлый. Так создал Сварог Землю-матушку Три подземные свода он в ней учредил – три подземных, пекельных царства. А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного – змея дивного, многосильного. Тяжела его доля – держать ему много тысяч лет Землю-матушку Так была рождена Мать Сыра-Земля. Так на Змеe она упокоилась. Если Юша-Змей пошевелится – Мать Сыра-Земля поворотится.

 ***

А вот предание, записанное в Северной Руси уже в христианские времена: «По окиян-морю плавало два гоголя: первый бел гоголь, а другой чорен гоголь. И теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и сатана. По Божью повелению, по Богородицыну благословению, сатана выздынул со дна синя моря горсть земли. Из той горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля, а сатана понаделал непроходимых пропастей, шильев (ущелий) и высоких гор.

И ударил Господь молотком и создал свое воинство, и пошла между ними великая война. Поначалу одолевала было рать сатаны, но под конец взяла верх сила небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеса сатанино воинство, и попадало оно на землю в разные места отчего и появились водяные, лешие и домовые».

Подобное же предание находим и в апокрифической литературе. «До сотворения мира сидел Господь Саваоф в трех каморах на воздусех, и был свет от лица его семьдесять-седьмерицей светлее света сего, ризы его были белее снегу, светозарнее солнца. Не было тогда ни неба, ни земли, ни моря, ни облаков, ни звезд, ни зари, не было ни дней, ни ночей.

И рече Господь: буди небо хрустальное и буди заря, и облака, и звезды! И ветры дунул из недр своих, и рай насадил на востоке, и сам Господь воссел на востоке в лепоте славы своей, а гром – глас Господень, в колеснице огненной утвержден, а молния – слово Господне, из уст Божьих исходит.

Потом создал Господь море Тивериадское, безбрежное, и сниде на море по воздуху… и виде на море гоголя плавающа, а той есть рекомый сатана – заплелся в тине морской. И рече Господь Сатанаилу, аки не ведая его: ты кто еси за человек? И рече ему сатана: аз есмь бог. – А мене како нарещи? Отвечав же сатана: ты Бог Богом и Господь Господем. Аще бы сатана не рек Господу так, тут же бы сокрушил его Господь на море Тивериадском. И рече Господь Сатанаилу: понырни в море и вынеси мне песку и камень. И взяв Господь песку и камень, и рассея (песок) по морю, и глаголя: буди земля толста и пространна!

Затем взял Господь камень, преломил надвое, и из одной половины от ударов Божьего жезла вылетели духи чистые, из другой же половины набил сатана бесчисленную силу бесовскую. Но Михаил-архангел низверг его со всеми бесами с высокого неба.

Созданная Богом земля была утверждена на тридцати трех китах».

Вот еще один вариант древнего предания: «Не было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода, смешанная с землей, как жидкое тесто. Долго ходили Бог и Сатана по воде, наконец утомились и решили отдохнуть. А отдохнуть негде. Тогда Бог приказал Сатане:

– Нырни на дно моря и вытащи несколько крупинок земли со словами: „Во имя Господне, иди, земля, за мною“, и неси мне наверх.

Сатана, нырнул на дно моря, захватил горсть земли и думает себе: „Зачем мне говорить: „Во имя Господне“, чем я хуже Бога?“ Зажал он землю в кулаке и сказал:

– Во имя мое, земля, иди за мною.

Но когда он вынырнул, оказалось, что в руках у него нет ни песчинки. Сатана снова нырнул на дно, набрал горсть земли и снова сказал:

– Во имя мое, иди, земля, за мной.

И снова ничего не вытащил. Бог сказал ему:

– Ты снова меня не послушался и захотел сделать по-своему. Однако напрасна твоя затея, ничего у тебя не выйдет. Ныряй и скажи, как я тебя научил.

Сатана нырнул в третий раз, набрал земли, и, когда он упомянул имя Божье, ему удалось вытащить пригоршню земли.

Взял Бог эту землю, посыпал по воде, и на ней образовался небольшой пригорок с травой и деревьями. Бог, утомившийся от работы, лег и заснул, а Сатану взяла досада, что он не такой всемогущий, поэтому решил он Бога утопить. Взял Сатана Бога на руки, чтобы бросить в воду, и видит, что земля перед ним приросла на десять шагов. Он побежал к воде, чтобы утопить Бога, но по мере того, как он бежал, земля все прирастала и прирастала, и Сатана никак не мог добежать до воды. Положил Сатана Бога на землю и думает: „Земля тоненькая, как скорлупа. Я прокопаю яму до воды и брошу туда Бога“. Но сколько он ни копал, не смог докопать до воды.

Вот почему на свете так много земли – ее „набегал“ Сатана, когда хотел уничтожить Бога.

Тем временем Бог проснулся и сказал:

– Теперь ты понял, что ты бессилен по сравнению со мной – земля и вода подчиняются мне, а не тебе. А яма, которую ты выкопал, понадобится тебе самому – под пекло».

Как видим, наибольшее распространение получила легенда о совместном творении мира Богом и его соратником, который постепенно становится противником Господа. Этот соратник-противник в разных вариантах легенды может именоваться Сатаной, Идолом, Лукавым, отпавшим ангелом и т. п.

 ***

Сотворив землю, Бог укрепил ее на рыбах, которые плавают в море. Каждые семь лет рыба то опускается, то поднимается, в результате чего одни годы бывают дождливыми, другие засушливыми. Когда рыба шевелится, переворачиваясь на другой бок, случаются землетрясения.

В некоторых областях считают, что рыба, держащая на себе землю, лежит, свернувшись кольцом, и сжимает зубами свой хвост, а землетрясения бывают тогда, когда она выпускает хвост изо рта.

Иногда полагают, что землю держат попеременно две рыбы – самец и самка: когда ее держит самец, земля поднимается выше над поверхностью моря и год бывает засушливым. Когда землю держит самка, то земля оказывается ближе к воде, в результате реки и моря выходят из берегов и лето бывает мокрым.

А еще говорят, будто земля покоится на «воде высокой», вода – на камне, камень – на четырех золотых китах, плавающих в огненной реке. А все вместе держится на железном дубу, который стоит на силе Божией.

Реки, озера и источники выкопали птицы. По приказанию Бога они собрались все вместе и сначала вырыли русла рек и ложа для водоемов, а потом наносили туда воды. По другим поверьям, вся земля в середине изрезана жилами, по которым на поверхность выходит вода. А еще говорят, будто посредине земли находится ее «пуп» – дыра, из которой вытекает вода, растекаясь затем по рекам, озерам и иным водоемам.

В народе верили, что горы, ущелья, болота, трясины и другие неплодородные и неудобные для проживания людей части земли – дело рук сатаны. Когда сатана достал по повелению Бога землю со дна моря, то отдал ее Богу не всю, немного он припрятал за щекой. Когда же Бог повелел земле, брошенной им на поверхность моря, расти, стала расти и земля за щекой у сатаны. Тот принялся ее выплевывать, и из плевков сатаны получились горы, болота и другие бесплодные места.

По другим легендам, Бог, создавая землю, варил ее, и пузыри, образовавшиеся, пока земля кипела, остыв, превратились в горы. А еще рассказывают, что в начале мира земля была жидкой, Бог с сатаной сжимали ее с двух сторон, чтобы отжать лишнюю влагу, из выступившей от сильного сжатия почвы получились горы.

Купить Мифы народов мира

Смотрите также:

Славянские мифические герои в картинках

Мифы о сотворении мира 3 — 5 класс

Славянские мифы для детей 4 -5 класса

Проект времена года

5 важнейших басен греческой мифологии

Эхо и Нарцисс, Джон Уильям Уотерхаус, 1903 г., через музеи Ливерпуля; с Аполлон и Дафна , Джанлоренцо Бернини, 1622-24, via Galleria Borghese, Рим

 

Публий Овидий Назон, более известный как Овидий, был римским политиком, ставшим поэтом, жившим в первые годы империи. Его имя, возможно, ничего не говорит, но он, вероятно, является причиной того, что другие, такие как Зевс, Аполлон и Афродита, знают. В 8 году нашей эры под покровительством Цезаря Августа Овидий опубликовал сборник из более чем 250 историй из греческой мифологии, который он назвал Метаморфозы . Название метко означает «преобразования», в соответствии с темой перемен, которая пронизывает все его басни.

 

Это также соответствует духу древнегреческого мира, который Сократ и Платон унаследовали от Гомера и Пифагора. Ту, в которой вся вселенная была живой, разумной и благотворной, а человеческая душа вращалась в бесконечном колесе трансформации — от рождения к смерти и к возрождению — в каждой своей итерации обретая разные формы.

 

Как пишет Овидий в лице Пифагора, философа VI века до н. э., «все подвержено изменению и ничто — смерти».

 

Греческая мифология и Древняя Греция
Афинский Акрополь в Древней Греции, Жан-Клод Гольвин, via Jean-Claude Golvin

 

Метаморфозы начинается с мифа о сотворении мира, как и многие другие: истории о великом потопе. Он переходит в эпос, представляя множество богов, богинь, нимф, монстров и непостоянных людей, часто становящихся жертвами любого или всех из вышеупомянутых.

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Греческая мифология должна была наставлять и предостерегать. Он также стремился объяснить природные явления, такие как смена времен года или фиксированное положение созвездий.

 

Но вне зависимости от того, раскрыт ли их более глубокий смысл, эфирный мир, в котором происходят эти басни, на протяжении тысячелетий очаровывал слушателей и читателей. Вот 5 основных басен из Древней Греции:

 

1. Питон

 

«Когда тепло и влага смешиваются, мы знаем, что они ведут к зачатию; все обязано своим первоначалом этим двум элементам». Овидий, Питон: Книга I

 

Руины храма Пифийского оракула, Дельфы, через brewminate.com

 

После потопа из тепла и влаги земли появились живые существа во множестве форм. Среди них был большой змей по имени Питон. Змея терроризировала жителей Парнаса, горного района вокруг Дельф во внутренней части Древней Греции. Не в силах защитить себя от этого, Аполлон, бог солнечного света, решил вмешаться. Он атаковал чудовищного зверя 1000 стрел, пробивших его бронированную кожу. Шипя и корчась, он рухнул и умер в луже собственного черного яда.

 

В ознаменование этого события Аполлон учредил традицию Пифийских игр. Они стали вторыми по важности Всегреческими играми после Олимпийских игр и проводились раз в два года до 4 века нашей эры.

 

Согласно греческой мифологии, мертвый питон был помещен под храм Дельф, сердце древней Греции. Его гниющий труп был источником испарений и дыма, которые поднимались от решеток пола в зале оракула.

 

2. Дафна

 

«Ее мягкая белая грудь была окружена слоем коры, ее волосы превратились в листву, ее руки в ветви». Овидий, Дафна: Книга I

 

Аполлон и Дафна , Джанлоренцо Бернини, 1622-24, виа Галерея Боргезе, Рим

 

Эрос, более известный под своим римским именем Купидон, появился в окрестностях Парнаса вскоре после победы Аполлона над питоном. Бог-ребенок, сын Ареса и Афродиты, надел на свой печально известный лук стрелу из золота и воткнул ее в грудь бога солнца.

 

Затем он заметил прекрасную водяную нимфу по имени Дафна, дочь реки Пеней. Он прицелился и воткнул ей в грудь свинцовую стрелу. Золотая стрела охватила Аполлона внезапной влюбленностью. Он заметил Дафну и был поражен.

 

Но свинцовая Дафна произвела противоположный эффект. Она была отвергнута Аполлоном и бежала, пытаясь уклониться от него. Бегая так быстро, как только могла, с Аполлоном, следовавшим за ней, она позвала своего отца, речного потамоса, и попросила его изменить ее форму на что-то менее желательное.

 

Ее желание было исполнено, и кожа Дафны превратилась в кору. Ее руки превратились в ветки, а сочные волосы превратились в букет листьев. Внезапно приросшая к месту прекрасная Дафна превратилась в лавровое дерево.

 

Но ее драматическая трансформация была напрасной, потому что это не помешало Аполлону полюбить ее. Он ласкал ее кору и венчал себя лавровым венком из ее ветвей. Он пообещал, что все будущие императоры Рима поступят так же.

 

Мозаика Аполлона и Дафны с виллы в древней Антиохии, конец 3 века н.э., через Художественный музей Принстонского университета

 

Селевк, один из диадохов Александра Македонского, утверждал, что события этой басни греческой мифологии на самом деле произошли вблизи Антиохии, а не Парнаса. Прямо за пределами своей столицы он построил святилище, посвященное Аполлону, и назвал его Дафна. Его рощи ароматных цветов и чувственных удовольствий прославились как убежище для влюбленных. «Если Антиохию сравнивают с Парижем, то Дафну можно назвать ее Версалем», — писал английский классик Уильям Смит.

 

В нашу эру император Юлиан посещал сады, чтобы принести жертвы Гелиосу. В своих письмах он отмечал, что дерево наяды все еще стоит среди пышных рощ.

 

3. Фаэтон

 

«Представьте себе королевский престол Солнца, внушительное здание с высокими колоннами, сверкающее золотом и сверкающей бронзой». Овидий, Фатеон: Книга II

 

Helios, термальные купальни Сечени, Будапешт, через Wikimedia Commons

 

В греческой мифологии мать Климена, океанида, рассказала Фаэтону, что его отцом является бог солнца Гелиос. Но все еще сомневаясь, мальчик решает посетить дворец солнца и попросить подтверждения.

 

Гелиос тепло приветствует Фаэтона и подтверждает, что он на самом деле отец мальчика. Но и этого ему было мало: Фаэтон попросил, чтобы ему позволили в качестве подарка испытать колесницу отца — ту самую колесницу, на которой Гелиос каждое утро на рассвете поднимался в небо, чтобы наполнить мир светом на весь день.

 

Гелиос уступил требованиям сына, но тут же пожалел об этом. Он вспомнил, как трудно было управлять колесницей, и умолял Фаэтона передумать.

 

Но мальчик был упрям, и Гелиос поклялся Стигийским болотом никогда не нарушать клятвы. Ведь если клятва, данная священным слиянием реки Стикс, будет нарушена, нарушителя клятвы ждет нечто худшее, чем смерть.

 

Итак, Фаэтон сел на колесницу своего отца, выкованную из золота и серебра Вулканом, богом огня. И в час рассвета он щелкнул поводьями своих четырех лошадей.

 

К сожалению, все закончилось, так и не начавшись. Лошади были неуправляемы: Огненный, Даунстид, Скорчер и Блэйз рванули в разные стороны, волоча Фаэтона и солнце на американских горках по небу.

 

Падение Фаэтона на саркофаге, II век н.э., через Эрмитаж

 

Мир внизу вспыхнул в эпическом пожаре. И это стало настолько сильным, что Гея, мать-земля, призвала Зевса вмешаться.

Царь богов метнул молнию в Фаэтона, сбив его с колесницы. Мальчик упал с неба и приземлился в реке Эриданос, которая в древние времена считалась где-то в Центральной Европе.

 

Оплакивая смерть сына, Гелиос ушел в затмение; весь мир погрузился во тьму. Сестры Фаэтона плакали месяцами, пока однажды в горе не превратились в деревья, а их слезы не превратились в сок.

 

Гелиос был в ярости от Зевса и объявил, что больше не будет управлять колесницей солнца. Но на совете богов его заставили передумать. Итак, солнце наконец вышло из затмения и продолжает восходить каждое утро.

 

Хотя в греческой мифологии может быть много разных интерпретаций басен, Платон предположил, что Фаэтон представляет собой крупные небесные возмущения, которые неизбежно воздействуют на землю «после долгих промежутков времени». Он также отметил, что мать Фаэтона, водяная нимфа, и его отец, бог огня, являются символами двух элементов, которые чаще всего приводят к гибели людей.

 

4. Каллисто

 

«Но хотя теперь ее тело было медвежьим, ее эмоции были человеческими». Овидий, Каллисто: Книга II

 

Курс Империи: Аркадское государство , Томас Коул, 1858 г., через Музей и библиотеку Нью-Йоркского исторического общества

 

Согласно другой басне из греческой мифологии, жила-была прекрасная аркадская дева по имени Каллисто. Она была любимой ученицей Артемиды, целомудренной богини луны, и вместе с другими девственными девами они составляли контингент охотниц.

 

Зевс случайно заметил ее одну в лесу, когда он был в одном из своих развратных настроений. Итак, он спустился в Аркадию в Древней Греции, замаскированный под образ Артемиды. Таким образом, он обманом заставил ничего не подозревающую Каллисто поцеловать его, а затем приступил к ее изнасилованию.

 

Когда настоящая Артемида и ее девственницы-охотницы обнаружили, что Каллисто забеременела, они отреклись от нее из своей общины.

В довершение всего жена Зевса Гера решила отомстить ей за действия Зевса.

 

После того, как Каллисто родила сына Аркаса, Гера превратила ее в медведицу и прокляла бродить по лесам Аркадии в этой форме, сохранив при этом свои человеческие мысли и эмоции.

 

Цифровая фотография Большой и Малой Медведицы, сделанная Консорциумом космических грантов НАСА в Западной Вирджинии

 

Прошло пятнадцать лет, и Аркас, теперь уже подросток, охотился в лесу, когда наткнулся на медведя. Каллисто могла узнать своего сына, хотя не видела его с самого рождения. Но, конечно же, он не мог узнать свою мать.

 

Через мгновение после того, как Зевс пронзил ее острием копья, он решил вмешаться. Чувствуя некоторое раскаяние за свой поступок, он не мог позволить сыну убить мать своего ребенка.

 

Так что он мгновенно превратил Аркаса в медведя и перенес его и Каллисто на небеса. Он установил их в виде созвездий на ночном небе, Большой Медведицы и Малой Медведицы, где люди всегда будут восхищаться ими.

 

5. Нарцисс и Эхо

 

«Внезапно его существо было переполнено видением красоты. Он смотрел на себя с изумлением». Овидий, Нарцисс и Эхо: Книга III

 

Эхо и Нарцисс, Джон Уильям Уотерхаус, 1903 год, через Ливерпульский музей; со статуей так называемого «Нарцисса», II век нашей эры, через Музей Гетти

 

Эта последняя басня является одной из самых известных в греческой мифологии. Он переносит нас в Беотию, внутренний регион древней Греции, расположенный к северо-западу от Аттики.

 

Нарцисс, чрезвычайно привлекательный подросток, сын Кефиса, речного бога, и Лириопы, водяной нимфы. Когда он был младенцем, оракул посоветовал Лириопе, что он доживет до глубокой старости, «пока никогда не узнает себя».

 

Так шестнадцать лет, в блаженном неведении о своей красоте, он уклонялся от желаний своих поклонников. Затем его обнаружила Эхо, нимфа, которая была проклята повторять только последние несколько слов других и никогда не говорить за себя.

 

Она возжелала мальчика и тайно последовала за ним на одной из его охот в лесу. Но он чувствовал ее присутствие и крикнул: «Кто-нибудь есть?»

 

«Один здесь?» Она ответила. Нарцисс был поражен. «Мы должны объединиться!» — позвал он своего скрытого спутника.


Итак, Эхо прыгнула на него из своего укрытия и напугала до ярости. Нарцисс проклял несчастную нимфу, и она в смущении убежала. Она ушла, чтобы спрятаться в мрачных пещерах, где до сих пор пребывает в своем позоре.

 

Ее кожа растаяла, и от нее остались только кости и голос. Затем ее кости распались, и она стала только голосом и камнем.

 

Нарцисс и Эхо , Ричард Бакстер, через Ричарда Бакстера

 

Нарцисс продолжал в том же духе, насмехаясь над теми, кто пытался его полюбить. Пока однажды нимфа не призвала богов проклясть мальчика за его подлость. В тот день он наткнулся на серебристую лужу и влюбился в то, что отразилось на нем.

 

«Растянувшись на траве, он увидел звезды-близнецы, свои два глаза, волнистые кудри, похожие на локоны бога, Аполлона или Вакха, гладкие, как шелк, щеки, шею цвета слоновой кости и великолепное лицо со смесью румянца и румянца. кремовая белизна».

 

Он попытался поцеловать свое отражение, но вода рябила и искажала фигуру на другой стороне. Он взывал к деревьям и богам, крича в агонии о своей душевной боли. Слезы, катившиеся по его лицу, заслонили мальчика с другой стороны.

 

Боль Нарцисса стала невыносимой. Он положил голову на траву возле бассейна и умер. Его труп был сожжен в Аиде, подземном мире греческой мифологии, и из его пепла вырос необычный цветок с золотой трубой и бледно-белыми лепестками.

 

Хотя греческая мифология не всегда прямолинейна, в данном случае посыл совершенно ясен: не будь нарциссом.

Зачем изучать греческую мифологию? — Это для меня китайская грамота!

Раздел 1: Зачем изучать греческую мифологию?

Хорхе Роян, Статуя Афины-Паллады Парламент, Вена, Австрия, 2007 г. $\ccbysa$

Прежде чем читать

Обсудите следующие вопросы с одноклассником.

  1. Какие истории или объяснения вы слышали о том, как зародилась жизнь на Земле?
  2. Посмотрите на следующие фотографии. Что они показывают? Какие из изображений кажутся вам знакомыми?
А Б С Д Е
Ф Г Н я

 

[1]

3. Просмотрите следующее чтение. Как вы думаете, какова авторская цель текста: информировать, развлекать или убеждать? Как это повлияет на то, как вы делаете заметки во время чтения?

Эти предложения из следующего чтения. Насколько это возможно, вы должны угадывать словарный запас во время чтения и избегать использования словаря, если вы не чувствуете, что не понимаете материал. Используйте контекст темы и предложения, чтобы угадать значение слов в полужирный .

  1. Мифы универсальны . Практически они есть во всех культурах.
  2. …многие приверженцы религий считают истории своей религии правдивыми и поэтому возражают против того, чтобы истории считались мифами.
  3. Они были политеистами, то есть верили, что существует множество богов, наблюдающих практически за каждым аспектом жизни – тьмой, любовью, болью, местью
  4. Сократу было 9 лет0026 приговорил к смертной казни и заставил отравиться.
  5. К концу 200-х годов н.э. многие элиты Римской империи обратили в христианство, что привело к окончательному упадку греческой религии.
  6. Некоторые мыслители утверждали, что мифы являются результатом персонификации объектов и сил.
  7. Древние поклонялись природным явлениям, таким как огонь и воздух, постепенно обожествляя их. Например, согласно этой теории, древние склонны рассматривать вещи как богов, а не как простые объекты.
  8. Некоторые, особенно в начале, были терпимы к другим религиям, даже смешивая местные религиозные праздники с христианскими в надежде обратить язычников в христианство.

Чарити Давенпорт

В этой статье использованы материалы из статьи Википедии «Миф», $\ccbysa$

Что такое миф?

Мифы универсальны. Они есть практически во всех культурах. Но что такое миф? Слово «миф» здесь имеет два очень разных значения, одно из которых мы будем использовать чаще в контексте этого учебника. Большинство людей скажут, что слово «миф» означает, что что-то не соответствует действительности. Многие будут утверждать, что греческая мифология — это изучение историй, происходящих из древней мертвой религии, которая умерла, потому что люди узнали, что эти истории не соответствуют действительности. Но на самом деле это искаженное определение слова «миф», которое по-гречески просто означает «история». Обычно мы рассматриваем мифы как истории, содержащие религиозные или магические элементы, точнее повествования или истории, играющие фундаментальную роль в обществе, такие как основополагающие сказки или мифы о происхождении. Главными героями мифов обычно являются боги, полубоги или сверхъестественные люди. По этому определению миф , значит, истории из Библии и Корана тоже содержат мифы. Эта идея может вызвать у некоторых чувство дискомфорта, как будто истории, столь важные для их религии, не соответствуют действительности. Поскольку термин миф широко используется для обозначения того, что история не объективно правдива, идентификация повествования как мифа может быть в высшей степени политической: многие приверженцы религий рассматривают истории своей религии как правдивые и поэтому возражают против характеристик историй. как мифы. Но здесь «миф» означает просто «история», обычно та, которая передавалась из поколения в поколение в течение сотен лет, имела очень важное значение для древнего общества и продолжает иметь важное значение для современного общества. Маркировка всех религиозных повествований цифрой мифы можно рассматривать как одинаково трактующие различные традиции.

История греческой мифологии

Истории, составляющие греческую мифологию, которая изучает греческие мифы, существуют уже тысячи лет. Многие из них были потеряны из-за войн или уничтожены с течением времени, тем более что многие истории передавались только через устные традиции. Это также означает, что может быть много версий одного и того же греческого мифа.

У греков было совсем другое представление о боге, чем у авраамических религий. Они были политеистами, то есть верили, что существует множество богов, наблюдающих практически за каждым аспектом жизни — тьмой, любовью, болью, местью, и особенно правящих природой, таких как боги или другие магические существа, принадлежащие солнцу, луне, море, деревья, цветы и животные. Таким образом, древние греки пытались осмыслить окружающие их природные явления до открытия науки — почему происходили землетрясения, почему море гневно вздымалось, почему были бури или холодные зимы — были, вероятно, деяниями или наказанием богов, к древним грекам.

Другое отличие состоит в том, что древнегреческие боги были очень несовершенными и не всегда справедливыми. Они совершали ошибки, влюблялись, ревновали и создавали проблемы, как и люди. Многие из богов или магических существ могли изменять форму, то есть они могли становиться животными или другими людьми. Но самое главное, чтобы люди знали свое место. То, что боги кажутся людьми, не означает, что они находятся на том же уровне. Неуважение к богам может стоить человеку жизни.

Информации о том, когда зародилась эта греческая религия, немного, но многие произведения были созданы в период с 7 по 2 века до нашей эры. До этого иллюстрации сюжетных событий были найдены на вазах еще в 9 веке до нашей эры. Одним из известных авторов является Гомер, хотя никто не уверен, существовал ли он на самом деле и писали ли более одного человека знаменитые эпические рассказы Гомера «Илиада» о Троянской войне или «Одиссея» о путешествии одного человека домой после той войны. . Пьесы были очень популярны в Древней Греции, многие спектакли были написаны Софоклом и Еврипидом в 4 веке до нашей эры.

Греческая ваза работы Евфрония, 515 г. до н.э., фото, сделанное Исмуном в 2017 г., $\ccbysa$

Начиная с 3 века до н.э. греческая религия переживала упадок. В это время греческая мысль начала расширяться. В этот период появились философы, врачи и другие люди, которые задавались вопросом, что происходит в их жизни. Они не обязательно думали, что плохие вещи происходят из-за того, что боги наказывают людей. Например, Гиппократ, известный как «отец медицины», заметил, что люди болеют от антисанитарии и нездорового питания — не потому, что их наказывают боги. Примерно в это же время знаменитый философ Сократ создал «Сократические вопросы», в которых, чтобы получить ответы, нужно задавать вопросы. Сократ стал могущественным философом, что не понравилось многим религиозным и политическим деятелям. В конце концов он был арестован и обвинен в развращении умов людей и в ереси, что означает неверие в государственную религию. Сократа приговорили к смертной казни и заставили отравиться.

Изображение Овидия, 1567 год $\ccpd$

Когда Римская империя захватила Грецию в 146 году до н. э., ее упадок продолжился. Однако римляне заимствовали многое из греческой религии и художественных стилей того времени. Вот почему многие боги в греческой мифологии также имеют латинские или римские имена. Например, вы можете знать богиню любви по-гречески как Афродиту, а по-латыни как Венеру. Они даже представили своих собственных богов, которые взаимодействовали с греческими, такими как Янус, бог дверей, откуда и взялся месяц январь. Примерно в первом веке нашей эры Овидий написал свою знаменитую книгу «Метаморфозы» , в котором основное внимание уделяется преобразованиям в природе, а Вергилий написал «Энеиду» , историю основания Рима с 29 по 19 г. до н.э. Оба были написаны на латыни и являются важными источниками мифологических историй.

Триумф христианства, Томмазо Лаурети (1530–1602), $\ccpd$

К концу 200-х годов н. э. многие представители элиты Римской империи обратились в христианство, что привело к окончательному упадку греческой религии. У разных королей и императоров того времени были разные правила для тех, кто молился языческим или неавраамическим богам. Некоторые, особенно в начале, были терпимы к другим религиям, даже смешивая местные религиозные праздники с христианскими в надежде обратить язычников в христианство. Вот почему многие христианские праздники, такие как Рождество и Пасха, имеют нерелигиозные обычаи, такие как украшение деревьев в доме и дарение подарков на Рождество, а также рисунки из яиц и кроликов, символизирующие возобновление жизни весной на Пасху. Но к концу 300-х годов н. э. многие люди подвергались преследованиям за то, что были язычниками. К 500-м годам греческая языческая религия практически исчезла.

Но почему-то, может быть, это колоритные персонажи, может быть, это драма, может быть, это истории о любви, приключениях и общечеловеческих эмоциях, которые превосходят время и пространство, истории этой религии возрождаются каждые несколько сотен лет , и до сих пор популярны. Интересно отметить, что древнегреческие драматурги не должны были точно воспроизводить традиционные мифы, адаптируя их для сцены. Вместо этого они воссоздавали мифы и создавали новые версии для развлечения публики, и по сей день писатели вдохновляются греческими мифами и создают на их основе свои собственные развлекательные произведения. Многие средние и старшие школы в США и Великобритании требуют, чтобы учащиеся читали и изучали эти древние истории в рамках своих литературных курсов. И поэтому для изучающих английский язык тоже важно ознакомиться с этими историями.

Зачем изучать греческую мифологию?

Истории Древней Греции вот уже много лет являются предметом глубокого академического изучения. Ученые, изучающие сравнительную мифологию, нашли много универсальных тем в мировых мифологиях, которые помогают объяснить живучесть этих историй. Некоторые считают, что эти истории были рассказаны для того, чтобы установить модели нравственного поведения, показывая как благоприятное, так и наказание, которое некоторые получали за совершение аморальных поступков. Одна теория утверждает, что мифы — это искаженные описания исторических событий. Согласно этой теории, рассказчики неоднократно уточняют исторические описания, пока персонажи в этих описаниях не обретают статус богов. Эта теория названа эвгемеризмом в честь мифолога Евгемера (ок. 320 г. до н. э.), который предположил, что греческие боги произошли от легенд о людях. Некоторые теории предполагают, что мифы зародились как аллегории природных явлений: Аполлон представляет солнце, Посейдон представляет воду и так далее.  Согласно другой теории, мифы зародились как аллегории философских или духовных понятий: Афина олицетворяет мудрое суждение, – желание Афродиты и так далее. Точно так же некоторые мыслители утверждали, что мифы возникают в результате олицетворения объектов и сил. По мнению этих мыслителей, древние поклонялись природным явлениям, таким как огонь и воздух, постепенно обожествляя их. Например, согласно этой теории, древние склонны рассматривать вещи как богов, а не как простые объекты. Таким образом, они описывали природные явления как деяния личных богов, порождая мифы.

Известный психолог Карл Юнг (1875–1961), чьи работы оказали влияние не только на психиатрию, но и на антропологию, археологию, литературу, философию и религиоведение, считал, что мифы и сны являются выражением «коллективного бессознательного». , поскольку они выражают основные идеи, которые являются частью человеческого вида в целом. Другими словами, мифы выражают мудрость, которая передавалась из поколения в поколение, возможно, посредством эволюции или какого-то духовного процесса. Для юнгианцев это общее происхождение в коллективном бессознательном объясняет, почему мифы из обществ на противоположных концах земли могут быть поразительно похожими. Юнгианский анализ классической мифологии утверждал бы, что главные боги и богини выражают архетипы, или общие человеческие характеристики, которые повсюду присущи человеческому мышлению. По его мнению, изучение историй из прошлого помогает нам узнать о человеческом опыте, который у нас есть сегодня.

Даже спустя 1500 лет после упадка этой политеистической греческой религии истории и желание их изучать остаются. Отсылки к греческой мифологии можно найти практически везде — в искусстве, архитектуре, языке, литературе, музыке и культуре большей части США и Европы. Красота историй вдохновила поколения людей во всем мире на творчество. Джоан Роулинг, автор знаменитой серии книг о Гарри Поттере, получила степень в области классики, изучая греко-римскую историю и культуру. Скульптуры и произведения искусства, созданные сотни лет назад или даже два дня назад, могли быть вдохновлены историей из греческой мифологии. И даже слова, которые мы используем в английском языке, связаны с этими древними историями. Это относится и к историям на вашем языке?

Популярные книги, вдохновленные греческой мифологией, в местном книжном магазине. Фото предоставлено: Charity Davenport, $\ccbyncsa$ Спектакль 2004 года по опере Еврипида «Медея», первоначально написанной в 431 году до нашей эры. Фото предоставлено: Театр и танец Университета Оттербейн в Огайо, $\ccbysa$

 

Вопросы на понимание

Используя свои слова, ответьте на приведенные ниже вопросы в соответствии с чтением. Отметьте, где вы нашли ответ в своем чтении.

  1. В чем разница между двумя определениями слова «миф»?
  2. Почему греки создали эти истории?
  3. Какие два основных события вызвали упадок греческой религии?
  4. Когда был официальный конец древнегреческой религии?
  5. Какие пять теорий (или тем) сравнительной мифологии объясняются при чтении?
  6. Почему греческая мифология важна для студентов, изучающих английский язык?

Критическое мышление: из моего опыта

Подумайте о народной сказке или древней истории из вашей культуры, которую до сих пор рассказывают. Ответьте на следующие вопросы по рассказу.

  1. Напишите краткое изложение событий рассказа.
  2. В чем заключается важное послание этой истории? Преподает ли это урок?
  3. Есть ли праздники или фестивали, связанные с этой историей? Объясните, если да.
  4. Эта история все еще используется в массовой культуре? Объясните, если да.
  5. Есть ли в этой истории произведения искусства, скульптуры или статуи?
  6. Создал ли этот рассказ какую-либо лексику или идиомы, которые до сих пор используются в вашем языке? Приведите словарь и объясните значение, если да.

Как только вы закончите это чтение, бегло просмотрите следующее. Как вы думаете, какова авторская цель текста: информировать, развлекать или убеждать? Как это повлияет на то, как вы будете делать заметки о прочитанном?

Уровень CEFR: Низкий уровень CEF B2

Щелкните здесь для получения дополнительных ресурсов, связанных с этим чтением!

 


  1. Изображение предоставлено для упражнения «Прежде чем вы прочитаете»: Гарри Поттер: OpenClipart-Vectors на pixabay, $\cczero$ • Логотип Versace: Шон Харквейл на Flickr, $\ccbync$ • Статуя Атласа: Лоуренс OP на Flickr, $\ccbync$ • Знак Starbucks: фото CharityDavenport, $\ccbyncsa$ • Фигурка Чудо-женщины: Brickset на Flickr, $\ccby$ • Обувь Nike: Скотт Ричи на Flickr, $\ccby$ • Олимпийские кольца: Алистер Росс на Flickr, $\ccby$ • Прометей в Рокфеллеровском центре: Сын Граучо на Flickr, $\ccby$ • Шкатулка Pandora: автор yun.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *