Сон преступление и наказание: Сон Раскольникова – суть в “Преступлении и наказании”

Сон Раскольникова – суть в “Преступлении и наказании”

Сны Раскольникова – важная составляющая романа «Преступление и наказание». В них он более полно раскрывается как личность, как многогранная фигура. Так какова же суть снов Раскольникова?

Сон как художественный прием

На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.

В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.

Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя.

Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.

Сны Раскольникова до преступления

Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.

Еще один сон перед преступлением- сон про оазис.

Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).

Сны Раскольникова после преступления

После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.

В другом сновидении Родион практически повторяет совершенное наяву. Он отправляется в дом старухи-процентщицы и собирается ее убить. Только старуха не боится его, а лишь смеется над его попытками. Благодаря этому сну главный герой понимает, что он не «особенный человек», которому позволено быть вершителем судеб.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Сон Раскольникова». Сны являются отражением нашей души и переживаний, и главный герой не стал исключением. Сновидения мучают его, заставляют переживать ужасные моменты, что ведет к саморазрушению в реальной жизни.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алексей Шабалин

    13/16

  • Assol Martynenkova

    15/16

  • Лариса Подоплелова

    13/16

  • Катя Чечётко

    16/16

  • Марина Смолина

    15/16

  • Дмитрий Тимербаев

    14/16

  • Наталья Садовская

    13/16

  • Ирина Мешкова

    16/16

  • Юлия Садырина

    9/16

  • Татьяна Веревкина

    16/16

Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица)

Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.) 

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

В романе «Преступление и наказание» автор рассказывает нам о снах Раскольникова и Свидригайлова.


Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»

Сон о лошади (часть 1 глава V)

Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает ему о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:

«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…» 
«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» 
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»

Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека): во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной
жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Смотрите:

— Краткое содержание сна о лошади

— Анализ сна о лошади

— Текст сна о лошади

Сон об Африке (часть 1 глава VI)

Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:

«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…
»

Этот сон представляет собой полный контраст с реальной жизнью Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.  

Смотрите:
-Текст сна об Африке


Сон об Илье Петровиче и хозяйке (часть 2 глава II)

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова. Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:

«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» 
«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…» 
«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

В этом сне воплощается страх Раскольникова того, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции.

Смотрите:

— Текст сна об Илье Петровиче и хозяйке

Сон о смеющейся старухе (часть 3 глава VI)

Раскольников видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице перед тем, как к нему приходит Свидригайлов. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не
удается и смех старухи только усиливается:

«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей – на лестнице, в помещениях и т.д.:

«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его и в реальности.  

Смотрите: 

— Анализ сна о старухе

— Текст сна о старухе

Сон о конце света (Эпилог глава II)

Это последний сон Раскольникова. Сон о конце света снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»

Этот сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.

Смотрите:

— Текст сна о конце света

Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Последний сон Раскольникова в «Преступлении и наказании» — это пророчество 2021 года

В эпилоге перевода романа Федора Достоевского « Преступление и наказание », выпущенного Norton Critical Edition в 2018 году, главному герою, Родиону Раскольникову снится лихорадочный сон, в котором происходят его события предвещают суматоху 2021 года. Роман основан на путешествии Раскольникова как обедневшего бывшего студента и восходящего социопата, который планирует убить ростовщика за свои деньги. Поскольку гордость Раскольникова и противоречивые нравы отчуждают его от общества, читатель проходит через его запутанные, но убийственные планы и умственное упадок, пока он не заболевает. Здесь начинается пророчество 2021 года.

Истерическое состояние Раскольникова ухудшается после начала его тюремного заключения, заставляя его видеть сон о распространении нигилизма в виде вируса. События, описанные в этом сне, очень красноречиво говорят о двойных пандемиях — глобальной вспышке COVID-19 и распространении дезинформации через социальные сети — которые преследовали 2020 год, а теперь преследуют 2021 год.

Параллели между COVID-19 и инфекцией во сне Раскольникова явно очевидны. В повествовании Достоевского о сне показано распространение вируса из восточного полушария в западное, описывая его как «какую-то страшную, ранее неизвестную заразу, которая двигалась на Европу из глубин Азии».

Пандемия COVID-19 устрашающе повторила этот маршрут, зародившись в Китае, затем распространившись по Европе и почти во все уголки мира. Кроме того, оба являются очень смертельными и заразными заболеваниями. Раскольников предвидел, что «все погибнут, кроме избранных», и что болезнь распространится на «целые народы». Хотя миллионы людей выздоровели от COVID-19, число погибших превысило 2 000 000 человек, что делает его одним из самых смертельных инфекционных заболеваний, когда-либо встречавшихся в истории человечества.

Эти корреляции между рассказом Достоевского о фиктивной болезни и современным положением дел поразительно точны. Хотя вполне вероятно, что сходство между этим вымышленным отрывком и современной ситуацией с COVID-19 просто случайное, важно подчеркнуть тот факт, что Достоевский смог определить и предвидеть траекторию, по которой движется мир, — траекторию глобализации.

Выбор Достоевским воображаемого вируса в качестве своего метафорического средства для исследования последствий этого явления становится еще более мучительным в сочетании с распространением ложной информации. Реакция на болезнь, изображенная во сне Раскольникова, чрезвычайно символична для вторжения фальшивых новостей через социальные сети и пропаганду, которая стала настолько распространенной в 2021 году. В своем сне Раскольников вспоминает, как симптомы вируса привели к социальному коллапсу в « бессмысленный бред».

Что еще более пугающе, те, кто был заражен в романе, стали «одержимыми и безумными» из-за веры в то, что «их заявления, их научные выводы [и] их моральные убеждения» «непогрешимы». Иными словами, болезнь сделала их эгоцентричными личностями, которые считали себя всегда абсолютно правильными во всем, что они говорили, делали или во что верили, что они не могли понять друг друга и поэтому не могли договориться о том, что «составляет добро и зло.»

Диссонанс между отдельными людьми и группами достигает апогея, когда люди начинают отыгрывать; Достоевский рассказывает о собраниях общины, созванных без видимой причины сигналами тревоги, которые привели к беспочвенным обвинениям, насильственной «резне» и «голоду», все это перерастало в непреодолимое «беспокойство». Достоевский резюмирует этот кризис в одной жестокой фразе: «Погибло почти все и все».

Достоевский опасался, что распространение нигилистической идеологии вызовет безумие, позволив каждому считать себя единственным обладателем истины. Тем не менее, как в 2020, так и в 2021 году этот сдвиг вызвала не доктрина нигилизма, а скорее использование современным обществом социальных сетей и дезинформации для дальнейшего увеличения расстояния между народами нашей страны. В свете недавних событий вне пандемии, в частности штурма Капитолия США ярыми сторонниками Трампа, изображение эпидемии во сне Раскольникова представляет собой мрачное отражение событий, произошедших сегодня.

Социальные сети, хотя и являются основным источником новостей для многих людей, стали площадкой для опасных злоупотреблений со стороны агрессоров. Сторонники Трампа использовали сайты социальных сетей, в том числе Gab и Parler, в качестве онлайн-доски для рисования, чтобы организовать свою атаку на Капитолий, чтобы помешать Конгрессу подтвердить победу президента Джо Байдена. Этот исторический инцидент показал нам, что такое вопиющее вторжение в американскую демократию могло произойти на федеральной земле, и действительно ознаменовал черный день для человечества. Это то, что Достоевский слишком точно предсказал в романе.

В конечном счете, я считаю, что вещий сон Раскольникова может и должен быть услышан как тревожный сигнал для современного общества. Кажется, мы как вид разработали идеальный набор технологических инструментов и поляризованный политический климат, чтобы по спирали привести к той катастрофе, которую предсказывает Достоевский. Чтобы избежать этой зловещей участи, нам нужно вновь посвятить себя коллективному пониманию реальности, и не просто реальности, а основанной на чутком понимании общего блага, которое приведет наш прогресс в правильном направлении.

Этот роман прекрасно описывает кризис дезинформации и рекомендует несколько контрмер, чтобы защитить себя от социальных сетей и друг от друга. Если Раскольников, чей моральный компас так же сломан, как и у цивилизации 2021 года, сможет искупить свою вину и преодолеть свои проступки, я верю, что у нас еще есть надежда.

Сон о лошади Раскольникова (Достоевский) – Библиоклепта

Раскольникову приснился страшный сон. Ему снилось, что он вернулся в свое детство в маленький городок, где родился. Ему было около семи лет, и он гулял за городом с отцом праздничным вечером. День был серый и тяжелый, местность была именно такой, какой он ее помнил; действительно, во сне он помнил это гораздо ярче, чем в памяти. Городок стоял на ровной, голой, как ладонь, ровной площадке, и рядом с ним не было даже ивы; только вдали лежала роща, темным пятном на самом краю горизонта. В нескольких шагах за последним базарным огородом стоял трактир, большой трактир, который всегда вызывал в нем чувство отвращения, даже страха, когда он проходил мимо него с отцом. Там всегда была толпа, всегда крики, смех и брань, отвратительное хриплое пение и часто драки. Около трактира толпились пьяные и ужасного вида фигуры. Он прижимался к отцу, дрожа всем телом при встрече с ними. Около трактира дорога превратилась в пыльную колею, пыль на которой всегда была черной. Это была извилистая дорога, и шагов через сто она поворачивала направо, к кладбищу. Посреди кладбища стояла каменная церковь с зеленым куполом, куда он два-три раза в год ходил с отцом и матерью к обедне, когда служили панихиду в память о его бабушке, давно умершей, и кого он никогда не видел. В таких случаях брали на белом блюде, завернутом в салфетку, особый сорт рисовой каши с налепленным в виде креста изюмом. Он любил эту церковь, старомодные, неукрашенные иконы и старого священника с трясущейся головой. Рядом с могилкой бабушки, отмеченной камнем, находилась могилка его младшего брата, умершего в шестимесячном возрасте. Он его совсем не помнил, но ему рассказывали о его младшем брате, и всякий раз, когда он бывал на кладбище, он благоговейно и благоговейно крестился и кланялся и целовал могилку. И вот ему приснилось, что он шел с отцом мимо трактира по дороге на кладбище; он держал отца за руку и с ужасом смотрел на трактир. Особое обстоятельство привлекло его внимание: как будто шло какое-то празднество, толпились пестро одетые горожане, бабы, их мужья и всякая шушера, все поющие и все более или менее пьяные. Возле входа в трактир стояла телега, но странная телега. Это была одна из тех больших повозок, запряженных тяжелыми ломовыми лошадьми и нагруженных бочками с вином или другими тяжелыми товарами. Ему всегда нравилось смотреть на этих огромных ломовых лошадей с их длинными гривами, толстыми ногами и медленным ровным шагом, тянущихся по идеальной горе без видимого усилия, как будто с повозкой идти легче, чем без нее. Но теперь, как ни странно, в оглобах такой телеги он увидел худенького рыженького зверька, одну из тех крестьянских кляч, которые, как он часто видел, напрягались изо всех сил под тяжелым грузом дров или сена, особенно когда колеса были застрял в грязи или в колее. И мужики так жестоко били их, иногда даже по носу и по глазам, и ему было так жалко, так жалко их, что чуть не плакал, и мать всегда отводила его от окна. Вдруг раздался большой гул крика, пения и балалайки, и из кабака вышло несколько крупных и очень пьяных мужиков в красных и синих рубахах и накинутых на плечи шинелях.

«Садитесь, садитесь!» — закричал один из них, толстошеий молодой мужик с мясистым, красным, как морковь, лицом. — Я вас всех провожу, садитесь!

Но тотчас же в толпе раздался смех и возгласы.

«Взять нас всех с таким зверем!»

– Ты что, Миколка, с ума сошел, что такую ​​клячу в такую ​​телегу сажаешь?

«А этой кобыле двадцать лет, товарищи!»

— Садитесь, я вас всех возьму, — снова закричал Миколка, вскочив первый в телегу, схватив вожжи и выпрямившись вперед. — Гнедая уехала с Матвеем, — крикнул он с телеги, — а эта скотина, товарищи, прямо сердце мне разбивает, мне кажется, что я могу ее убить. Она просто ест голову. Входи, говорю тебе! Я заставлю ее галопом! Она поскачет! и он взял кнут, с удовольствием приготовившись выпороть кобылицу.

«Входи! Пойдем!» Толпа рассмеялась. — Слышите, она поскачет!

«Вот галоп! В ней не было галопа последние десять лет!

«Она побежит!»

«Не бейте ее, товарищи, возьмите каждый по кнуту, готовьтесь!»

«Хорошо! Отдай это ей!»

Все влезли в телегу Миколки, смеясь и шутя. Вошло шесть человек, и еще оставалось место для большего. Притащили толстую румяную женщину. Она была одета в красное ситцевое платье, в остроконечный головной убор, расшитый бисером, и в толстых кожаных туфлях; она щелкала орехи и смеялась. Толпа вокруг них тоже смеялась, да и как им было не смеяться? Эта несчастная кляча должна была тащить их все возы галопом! Два молодца в телеге как раз готовили кнуты в помощь Миколке. С криком «теперь» кобыла рванула изо всех сил, но не галопировала, а едва могла двигаться вперед; она боролась с ногами, задыхаясь и содрогаясь от ударов трех плетей, которые сыпались на нее, как град. Смех в телеге и в толпе удвоился, но Миколка пришел в ярость и бешено хлестнул кобылу, как будто полагая, что она и в самом деле может скакать.

— Позвольте и мне войти, товарищи, — крикнул в толпе возбужденный аппетит молодой человек.

— Садитесь, все садитесь, — закричал Миколка, — она вас всех потянет. Я забью ее до смерти!» И он бил и бил кобылу вне себя от ярости.

– Отец, отец, – кричал он, – отец, что они делают? Отец, они бьют бедную лошадь!»

«Пойдем, пойдем!» сказал его отец. «Они пьяны и глупы, они веселятся; отойди, не смотри!» и он хотел увлечь его, но тот вырвался из его руки и, вне себя от ужаса, побежал к лошади. Бедному зверю было плохо. Она задыхалась, стояла на месте, потом снова дергалась и чуть не падала.

– Забей ее насмерть, – закричал Миколка, – дошло до того. Я сделаю для нее!»

«Ты что, христианин ты, дьявол?» — крикнул старик в толпе.

«Кто-нибудь видел подобное? Такая жалкая кляча тащит такой воз, — сказал другой.

«Ты ее убьешь», — крикнул третий.

«Не лезь! Это моя собственность, я буду делать то, что хочу. Заходите, побольше вас! Входите, все вы! Я заставлю ее галопом поскакать!..»

Вдруг смех перешел в рев и заглушил все: кобыла, разбуженная градом ударов, начала слабо брыкаться. Даже старик не мог сдержать улыбку. Только подумать о таком несчастном маленьком зверьке, пытающемся брыкаться!

Два хлопца в толпе схватили нагайки и побежали к кобыле бить ее по ребрам. По одному бежали в каждую сторону.

«Бей ее по морде, по глазам, по глазам», — закричал Миколка.

— Дайте нам песню, товарищи, — крикнул кто-то в телеге, и все в телеге заиграли разгульную песню, бряцая бубном и свистя. Женщина продолжала щелкать орехи и смеяться.

… Он бежал рядом с кобылой, бежал впереди нее, видел, как ее хлестали по глазам, прямо по глазам! Он плакал, он чувствовал, что задыхается, его слезы текли рекой. Один из мужчин ударил его кнутом по лицу, он этого не почувствовал. Заламывая руки и крича, он бросился к седому старику с седой бородой, который неодобрительно качал головой. Одна женщина схватила его за руку и хотела увести, но он вырвался от нее и побежал обратно к кобыле. Она была почти на последнем издыхании, но снова начала брыкаться.

— Я научу тебя пинать, — яростно закричал Миколка. Он бросил кнут, наклонился вперед и поднял со дна телеги длинную, толстую оглоблю, взялся обеими руками за один конец и с усилием взмахнул ею над кобылой.

«Он ее раздавит», — кричали вокруг него. — Он убьет ее!

— Это моя собственность, — закричал Миколка и размашистым ударом обрушил древко. Раздался звук тяжелого удара.

«Бей ее, бей ее! Почему ты остановился? — кричали голоса в толпе.

И Миколка второй раз взмахнул оглоблей, и он второй раз упал на позвоночник несчастной кобыле. Она опустилась на корточки, но рванулась вперед и изо всех сил рванула вперед, тянула то в одну, то в другую сторону, пытаясь сдвинуть тележку. Но шесть кнутов атаковали ее со всех сторон, и древко снова поднялось и обрушилось на нее в третий раз, потом в четвертый, тяжелыми размеренными ударами. Миколка был в ярости, что не может убить ее с одного удара.

«Она крутая», — кричали в толпе.

«Сейчас упадет, товарищи, скоро ей конец», — сказал восхищенный зритель в толпе.

«Принеси ей топор! Прикончи ее, — крикнул третий.

«Я вам покажу! Отойди, — в исступлении закричал Миколка; бросил оглобли, нагнулся в телеге и взял железный лом. — Берегись, — закричал он и изо всей силы нанес сокрушительный удар по бедной кобыле. Удар пришелся; кобыла пошатнулась, опустилась назад, попыталась тянуть, но прут снова с размашистым ударом упал ей на спину, и она упала на землю, как бревно.

— Добейте ее, — закричал Миколка и вне себя выпрыгнул из телеги. Несколько молодых людей, тоже раскрасневшихся от пьянства, схватили все, что попадалось под руку: кнуты, палки, жерди, и побежали к умирающей кобыле. Миколка встал сбоку и стал наносить ломом беспорядочные удары. Кобыла вытянула голову, глубоко вздохнула и умерла.

— Ты ее зарезал, — крикнул кто-то в толпе.

«Почему бы ей тогда не скакать?»

«Моя собственность!» — крикнул Миколка с налитыми кровью глазами, размахивая прутом в руках. Он стоял, как бы сожалея, что ему больше нечего бить.

«Не ошибитесь, вы не христианин», — кричали многие голоса в толпе.

Но бедный мальчик, вне себя, пробрался, крича, сквозь толпу к гнедой кляче, обнял руками ее окровавленную мертвую голову и поцеловал ее, поцеловал глаза и поцеловал губы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *