Три свидания — Соловьев. Полный текст стихотворения — Три свидания
Заранее над смертью торжествуя
И цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев…
Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества…
Не трижды ль ты далась живому взгляду –
Не мысленным движением, о нет! –
В предвестие, иль в помощь, иль в награду
На зов души твой образ был ответ.
1
И в первый раз, — о, как давно то было! –
Тому минуло тридцать шесть годов,
Как детская душа нежданно ощутила
Тоску любви с тревогой смутных снов.
Мне девять лет, она [1]… ей девять тоже.
«Был майский день в Москве», как молвил Фет.
Признался я. Молчание. О, Боже
Соперник есть. А! он мне даст ответ.
Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье.
Душа кипит в потоке страстных мук.
Житейское… отложим… попеченье –
Тянулся, замирал и замер звук.
Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток, — бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.
И детская любовь чужой мне стала,
Душа моя — к житейскому слепа…
И немка-бонна грустно повторяла:
«Володинька — ах! слишком он глупа!»
2
Прошли года. Доцентом и магистром
Я мчуся за границу в первый раз.
Берлин, Ганновер, Кёльн — в движенье быстром
Мелькнули вдруг и скрылися из глаз.
Не света центр, Париж, не край испанский,
Не яркий блеск восточной пестроты –
Моей мечтою был Музей Британский,
И он не обманул моей мечты.
Забуду ль вас, блаженные полгода?
Не призраки минутной красоты,
Не быт людей, не страсти, не природа –
Всей, всей душой одна владела ты.
Пусть там снуют людские мириады
Под грохот огнедышащих машин,
Пусть зиждутся бездушные громады, –
Святая тишина, я здесь один.
Ну, разумеется, cum grano salis [2]!
Я одинок был, но не мизантроп;
В уединении и люди попадались,
Из коих мне теперь назвать кого б?
Жаль, в свой размер вложить я не сумею
Их имена, не чуждые молвы…
Скажу: два-три британских чудодея
Да два иль три доцента из Москвы.
Всё ж больше я один в читальном зале;
И верьте иль не верьте — видит Бог,
Что тайные мне силы выбирали
Всё, что о ней читать я только мог.
Когда же прихоти греховные внушали
Мне книгу взять «из оперы другой» –
Такие тут истории бывали,
Что я в смущенье уходил домой.
И вот однажды — к осени то было –
Я ей сказал: «О Божества расцвет
Ты здесь, я чую, — что же не явила
Себя глазам моим ты с детских лет?»
И только я помыслил это слово –
Вдруг золотой лазурью все полно,
И предо мной она сияет снова –
Одно ее лицо — оно одно.
И то мгновенье долгим счастьем стало,
К земным делам опять душа слепа,
И если речь «серьезный» слух встречала,
Она была невнятна и глупа.
3
Я ей сказал: «Твоё лицо явилось,
Но всю тебя хочу я увидать.
Чем для ребенка ты не поскупилась,
В том — юноше нельзя же отказать!»
«В Египте будь!» — внутри раздался голос.
В Париж — и к югу пар меня несет.
С рассудком чувство даже не боролось:
Рассудок промолчал, как идиот.
На Льон, Турин, Пьяченцу и Анкону,
На Фермо, Бари, Бриндизи — и вот
По синему трепещущему лону
Уж мчит меня британский пароход.
Кредит и кров мне предложил в Каире
Отель «Аббат» — его уж нет, увы!
Уютный, скромный, лучший в целом мире…
Там были русские, и даже из Москвы.
Всех тешил генерал — десятый номер, –
Кавказскую он помнил старину…
Его назвать не грех — давно он помер,
И лихом я его не помяну.
То Ростислав Фаддеев был известный,
В отставке воин и владел пером.
Назвать кокотку иль собор поместный –
Ресурсов тьма была сокрыта в нём.
Мы дважды в день сходились за табльдотом;
Он весело и много говорил,
Не лез в карман за скользким анекдотом
И философствовал по мере сил.
Я ждал меж тем заветного свиданья,
И вот однажды, в тихий час ночной,
Как ветерка прохладное дыханье:
«В пустыне я — иди туда за мной».
Идти пешком (из Лондона в Сахару
Не возят даром молодых людей, –
В моем кармане — хоть кататься шару,
И я живу в кредит уж много дней)
Бог весть куда, без денег, без припасов,
И я в один прекрасный день пошёл –
Как дядя Влас, что написал Некрасов.
(Ну, как-никак, а рифму я нашёл) [3].
Смеялась, верно, ты, как средь пустыни
В цилиндре высочайшем и в пальто,
За чёрта принятый, в здоровом бедуине
Я дрожь испуга вызвал и за то
Чуть не убит, — как шумно, по-арабски
Совет держали шейхи двух родов,
Что делать им со мной, как после рабски
Скрутили руки и без лишних слов
Подальше отвели, преблагородно
Мне руки развязали — и ушли.
Смеюсь с тобой: богам и людям сродно
Смеяться бедам, раз они прошли.
Тем временем немая ночь на землю
Спустилась прямо, без обиняков.
Кругом лишь тишину одну я внемлю
Да вижу мрак средь звёздных огоньков.
Прилегши наземь, я глядел и слушал…
Довольно гнусно вдруг завыл шакал;
В своих мечтах меня он, верно, кушал,
А на него и палки я не взял.
Шакал-то что! Вот холодно ужасно…
Должно быть, нуль, — а жарко было днём…
Сверкают звезды беспощадно ясно;
И блеск, и холод — во вражде со сном.
И долго я лежал в дремоте жуткой,
И вот повеяло: «Усни, мой бедный друг!»
И я уснул; когда ж проснулся чутко –
Дышали розами земля и неба круг.
И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня, [4]
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки –
Всё обнял тут один недвижный взор…
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
Всё видел я, и всё одно лишь было –
Один лишь образ женской красоты…
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне — одна лишь ты.
О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал…
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось –
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.
Дух бодр! Но все ж не ел я двое суток,
И начинал тускнеть мой высший взгляд.
Увы! как ты ни будь душою чуток,
А голод ведь не тётка, говорят.
На запад солнца путь держал я к Нилу
И вечером пришел домой в Каир.
Улыбки розовой душа следы хранила,
На сапогах — виднелось много дыр.
Со стороны всё было очень глупо
(Я факты рассказал, виденье скрыв).
В молчанье генерал, поевши супа,
Так начал важно, взор в меня вперив:
«Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять:
Не мастерица ведь людская тупость
Виды безумья точно различать.
А потому, коль вам прослыть обидно
Помешанным иль просто дураком, –
Об этом происшествии постыдном
Не говорите больше ни при ком».
И много он острил, а предо мною
Уже лучился голубой туман
И, побежден таинственной красою,
Вдаль уходил житейский океан.
* * *
Ещё невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества.
Предчувствием над смертью торжествуя
И цепь времен мечтою одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
А ты прости нетвердый мой напев!
1. Она этой строфы была простою маленькой барышней и не имеет ничего общего с тою ты, к которой обращено вступление. (Примеч. Вл. Соловьева.)
2. С иронией (букв.: с крупинкой соли) (лат.).
3. Прием нахождения рифмы, освященный примером Пушкина и тем более простительный в настоящем случае, что автор, будучи более неопытен, чем молод, первый раз пишет стихи в повествовательном роде. (Примеч. Вл. Соловьева.)
4. Стих Лермонтова. (Примеч. Вл. Соловьева.)
1898 г.
Владимир Соловьев — Три свидания: читать стих, текст стихотворения полностью
Заранее над смертью торжествуя
И цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев…
Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества…
Не трижды ль ты далась живому взгляду –
Не мысленным движением, о нет! –
В предвестие, иль в помощь, иль в награду
На зов души твой образ был ответ.
1
И в первый раз,– о, как давно то было! –
Тому минуло тридцать шесть годов,
Как детская душа нежданно ощутила
Тоску любви с тревогой смутных снов.
Мне девять лет, онах… ей девять тоже.
«Был майский день в Москве», как молвил Фет.
Признался я. Молчание. О, Боже
Соперник есть. А! он мне даст ответ.
Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье.
Душа кипит в потоке страстных мук.
Житейское… отложим… попеченье –
Тянулся, замирал и замер звук.
Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток,– бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.
И детская любовь чужой мне стала,
Душа моя – к житейскому слепа…
И немка-бонна грустно повторяла:
«Володинька – ах! слишком он глупа!»
2
Прошли года. Доцентом и магистром
Я мчуся за границу в первый раз.
Берлин, Ганновер, Кёльн – в движенье быстром
Мелькнули вдруг и скрылися из глаз.
Не света центр, Париж, не край испанский,
Не яркий блеск восточной пестроты –
Моей мечтою был Музей Британский,
И он не обманул моей мечты.
Забуду ль вас, блаженные полгода?
Не призраки минутной красоты,
Не быт людей, не страсти, не природа –
Всей, всей душой одна владела ты.
Пусть там снуют людские мириады
Под грохот огнедышащих машин,
Пусть зиждутся бездушные громады, –
Святая тишина, я здесь один.
Ну, разумеется, cum grano salis!
Я одинок был, но не мизантроп;
В уединении и люди попадались,
Из коих мне теперь назвать кого б?
Жаль, в свой размер вложить я не сумею
Их имена, не чуждые молвы…
Скажу: два-три британских чудодея
Да два иль три доцента из Москвы.
Всё ж больше я один в читальном зале;
И верьте иль не верьте – видит Бог,
Что тайные мне силы выбирали
Всё, что о ней читать я только мог.
Когда же прихоти греховные внушали
Мне книгу взять «из оперы другой» –
Такие тут истории бывали,
Что я в смущенье уходил домой.
И вот однажды – к осени то было –
Я ей сказал: «О Божества расцвет
Ты здесь, я чую,– что же не явила
Себя глазам моим ты с детских лет?»
И только я помыслил это слово –
Вдруг золотой лазурью все полно,
И предо мной она сияет снова –
Одно ее лицо – оно одно.
И то мгновенье долгим счастьем стало,
К земным делам опять душа слепа,
И если речь «серьезный» слух встречала,
Она была невнятна и глупа.
3
Я ей сказал: «Твоё лицо явилось,
Но всю тебя хочу я увидать.
Чем для ребенка ты не поскупилась,
В том – юноше нельзя же отказать!»
«В Египте будь!» – внутри раздался голос.
В Париж – и к югу пар меня несет.
С рассудком чувство даже не боролось:
Рассудок промолчал, как идиот.
На Льон, Турин, Пьяченцу и Анкону,
На Фермо, Бари, Бриндизи – и вот
По синему трепещущему лону
Уж мчит меня британский пароход.
Кредит и кров мне предложил в Каире
Отель «Аббат» – его уж нет, увы!
Уютный, скромный, лучший в целом мире…
Там были русские, и даже из Москвы.
Всех тешил генерал – десятый номер, –
Кавказскую он помнил старину…
Его назвать не грех – давно он помер,
И лихом я его не помяну.
То Ростислав Фаддеев был известный,
В отставке воин и владел пером.
Назвать кокотку иль собор поместный –
Ресурсов тьма была сокрыта в нём.
Мы дважды в день сходились за табльдотом;
Он весело и много говорил,
Не лез в карман за скользким анекдотом
И философствовал по мере сил.
Я ждал меж тем заветного свиданья,
И вот однажды, в тихий час ночной,
Как ветерка прохладное дыханье:
«В пустыне я – иди туда за мной».
Идти пешком (из Лондона в Сахару
Не возят даром молодых людей, –
В моем кармане – хоть кататься шару,
И я живу в кредит уж много дней)
Бог весть куда, без денег, без припасов,
И я в один прекрасный день пошёл –
Как дядя Влас, что написал Некрасов.
(Ну, как-никак, а рифму я нашёл).
Смеялась, верно, ты, как средь пустыни
В цилиндре высочайшем и в пальто,
За чёрта принятый, в здоровом бедуине
Я дрожь испуга вызвал и за то
Чуть не убит,– как шумно, по-арабски
Совет держали шейхи двух родов,
Что делать им со мной, как после рабски
Скрутили руки и без лишних слов
Подальше отвели, преблагородно
Мне руки развязали – и ушли.
Смеюсь с тобой: богам и людям сродно
Смеяться бедам, раз они прошли.
Тем временем немая ночь на землю
Спустилась прямо, без обиняков.
Кругом лишь тишину одну я внемлю
Да вижу мрак средь звёздных огоньков.
Прилегши наземь, я глядел и слушал…
Довольно гнусно вдруг завыл шакал;
В своих мечтах меня он, верно, кушал,
А на него и палки я не взял.
Шакал-то что! Вот холодно ужасно…
Должно быть, нуль,– а жарко было днём…
Сверкают звезды беспощадно ясно;
И блеск, и холод – во вражде со сном.
И долго я лежал в дремоте жуткой,
И вот повеяло: «Усни, мой бедный друг!»
И я уснул; когда ж проснулся чутко –
Дышали розами земля и неба круг.
И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки –
Всё обнял тут один недвижный взор…
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
Всё видел я, и всё одно лишь было –
Один лишь образ женской красоты…
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне – одна лишь ты.
О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал…
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось –
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.
Дух бодр! Но все ж не ел я двое суток,
И начинал тускнеть мой высший взгляд.
Увы! как ты ни будь душою чуток,
А голод ведь не тётка, говорят.
На запад солнца путь держал я к Нилу
И вечером пришел домой в Каир.
Улыбки розовой душа следы хранила,
На сапогах – виднелось много дыр.
Со стороны всё было очень глупо
(Я факты рассказал, виденье скрыв).
В молчанье генерал, поевши супа,
Так начал важно, взор в меня вперив:
«Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять:
Не мастерица ведь людская тупость
Виды безумья точно различать.
А потому, коль вам прослыть обидно
Помешанным иль просто дураком, –
Об этом происшествии постыдном
Не говорите больше ни при ком».
И много он острил, а предо мною
Уже лучился голубой туман
И, побежден таинственной красою,
Вдаль уходил житейский океан.
* * *
Ещё невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества.
Предчувствием над смертью торжествуя
И цепь времен мечтою одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
А ты прости нетвердый мой напев!
Владимир Сергеевич Соловьев в «Трех свиданиях» помещает центральное понятие своей философии – Вечную Женственность – в профанные декорации.
Стихотворение написано осенью 1898 года. Его автору в эту пору 45 лет, он известен как философ, публицист, поэт. На этот же период приходится ухудшение его здоровья, которое и привело В. Соловьева к смерти через 2 года. Пока же он успел наведаться в Египет. По жанру – ироническая автобиография, рассказ визионера, рифмовка перекрестная, 50 строф, поэма из 3 частей с прологом и эпилогом. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая, первая строфа обыгрывается и в финале. Поэт описывает три случая, которые он счел явлениями так называемой «вечной Женственности». Женское начало, понятие «Мировой души» занимают особое место в его философской системе. Лексика с мнимой высокопарностью, местами шутливая, заметно подражание А. Пушкину. Итак, в 9 лет мальчик впервые «ощутил тоску любви» и загляделся на ровесницу. Однажды в храме ему привиделась некая женщина «в лазури золотистой». К девочке он вмиг охладел и задумался об идеальном мире, больше метафизическом, чем физическом. В молодости В. Соловьев увлекся оккультизмом, изучал гностицизм, решил, что и сам в состоянии создать учение о Боге, человеке, мире, которое превзойдет все существующие в приближении к истине. Тогда-то ему повторно показалась идеальная возлюбленная. По дороге из библиотеки он воззвал к «вечной подруге» — и вдруг узрел «ее лицо» все в той же «золотой лазури». Все земное ему опротивело. Наконец, в 23 года последнее видение. Дело было ночью в Египте. Иллюзия в «образе женской красоты» опять возникла перед ним. Пестрая сюжетная канва остается зарисовкой, ее персонажи не запоминаются (ну, разве что шакал), насмешливый тон сбивает с толку: уж не издевается ли писатель над «мистическим опытом» (и был ли он в таком случае вообще?), а заодно над читателем. Не наносит ли он этому «нечто» оскорбление подобным тоном? Впрочем, в строках о «лазури» он сентиментален и возвышен. Страстный мечтатель, он ироничен по отношению к себе и людям как к смертным, ограниченным существам. Исподволь еще и намекает, что нашел свою правду не в «официальной религии», учености, цивилизации, а посреди пустыни. Герой – избранник высших сил, хотя эту мысль и не педалирует. Эпитеты: трепещущему, скользким, жуткой. Сравнение: за черта. Олицетворение: немая ночь. Метафора: розы в душе. Восклицания, вопросы, прямая речь. Инверсия: прошли года, владела ты, тешил генерал. Рефреном проходит тема глупости. Фразеологизмы: кататься шару (шаром покати, то есть, пусто), голод не тетка. Обилие прозаизмов и в описаниях, и во внутреннем монологе героя.
«Три свидания» В. Соловьева – одна из философских концепций рубежа веков, изложенная в стихотворной форме.
Флоренс Найтингейл — Национальный архив
- Задания
- Фон
- Заметки учителя
- Внешние ссылки
- Связь с учебным планом
4 ноября 1854 года Флоренс Найтингейл прибыла в Турцию с группой из 38 медсестер из Англии. Великобритания находилась в состоянии войны с Россией в конфликте, названном Крымской войной (1854-1856 гг.). Базовый армейский госпиталь в Скутари в Константинополе был грязным, плохо снабженным бинтами и мылом, а у пациентов не было надлежащей еды и лекарств.
Флоренс Найтингейл обнаружила, что раненые и умирающие мужчины спали в переполненных грязных комнатах, часто без одеял. Эти условия означали, что они часто заражались другими болезнями, такими как тиф, холера и дизентерия. Часто от этих болезней умирало больше мужчин, чем от полученных травм.
Когда она прибыла в госпиталь, армейские врачи отказались от помощи медсестер. Флоренс Найтингейл поняла, что если врачи собираются допустить ее медсестер к работе, то они должны делать свою работу очень хорошо.
Используйте источники этого урока, чтобы узнать, почему Флоренс Найтингейл считается важной фигурой и основательницей современного ухода за больными.
Задания
Посмотрите на Источник 1
«Флоренс Найтингейл осматривает палату военного госпиталя в Скутари». Цветная литография, ок. 1856 г., Э. Уокер по мотивам У. Симпсона. © Библиотека Wellcome, Лондон.
Это фотография одной из палат больницы Скутари.
- Сможете ли вы найти Флоренс Найтингейл на картинке?
- Что она делает?
- Как другие люди на этом снимке ухаживают за пациентами?
- Как вы думаете, почему в этой комнате открыты окна?
- Как вы думаете, это было бы удобное место для проживания? Назовите свои причины.
- Это цветной печатный рисунок. Каковы преимущества и недостатки использования этого, чтобы узнать о работе Флоренс Найтингейл?
- Чем отличается эта больничная палата от сегодняшней?
См. Источник 2
Выдержка из «Отчета о состоянии госпиталей британской армии в Крыму и Скутари» 1855 г., ссылка в каталоге: WO 33/1
В этом отчете описывается работа Флоренс Найтингейл и ее медсестры в больнице в Скутари.
- Какую работу выполняли медсестры в больнице Скутари?
- Какой человек нужен для этой работы?
- Что делали медсестры, когда вы посещали больницу или врача?
- Как вы думаете, в чем основные отличия медсестер времен Флоренс Найтингейл от сегодняшних?
- Как вы думаете, почему был написан этот отчет?
Посмотрите на источник 3
Это карта Европы, на которой показано расположение госпиталя и основной район боевых действий.
- Можете ли вы найти больницу Скутари и Британию на карте?
- Как вы думаете, как раненые солдаты могли добраться до госпиталя в Скутари?
- Как вы думаете, это было бы легкое путешествие?
- Как вы думаете, почему солдатский госпиталь находился так далеко от зоны боевых действий, показанной зеленым цветом?
См.
Источник 4Выдержка из брошюры для новых медицинских сестер, направляющихся в Крым, под названием «Правила и положения для медицинских сестер, прикомандированных к военным госпиталям на Востоке». В нем перечислялась униформа, которую должно предоставить правительство, другая одежда, которую необходимо принести, и обязанности медсестры. Каталожный номер: WO 43/963
- Как вы думаете, зачем этим медсестрам понадобилось столько разной одежды?
- Как вы думаете, насколько легко было бы передвигаться и работать в этой одежде?
- Как вы думаете, почему медсестрам сразу не выдали всю одежду?
- Как они должны были хранить свою одежду?
- Назовите любые ЧЕТЫРЕ вещи, которые медсестры должны были обеспечить сами (не включая дополнительную одежду)?
- Какую униформу сегодня носят медсестры?
- Почему эту униформу удобнее и легче носить?
См. Источник 5
Фотография оригинального крымского военного экипажа Флоренс Найтингейл, 1905 г. Ссылка на каталог: Копия 1/489 (f130)
Во время Крымской войны лондонские иллюстрированные новости опубликовали фотографию Флоренс Найтингейл на запряженной лошади карета, которую она использовала при осмотре военных госпиталей в Крыму. Говорят, что его прозвали «Грузовиком Флори». Модели кареты были изготовлены и куплены ее многочисленными поклонниками на родине. Оригинальная коляска была возвращена в Великобританию и передана Школе подготовки медсестер Соловья в больнице Святого Томаса. Сейчас он выставлен в доме сестры Флоренс, Claydon House.
- Как вы думаете, почему Флоренс инспектировала больницы в Крыму?
- Как вы думаете, почему она продолжала делать это как часть своей работы?
- Каково было путешествовать в этой карете?
См. Источник 6a
Передняя обложка файла о статуе Флоренс Найтингейл, каталожный номер: WORK 20/67
королевские здания и парки, общественные здания и занимается защитой и уходом за древними памятниками и статуями.
- Можете ли вы найти код «РАБОТА» на этом документе?
- Что код говорит вам о том, о чем может быть этот файл?
- Теперь прочитайте исходник. О чем это?
- В какой части Лондона находилась статуя Флоренс Найтингейл?
- Какие еще две статуи нужно поставить рядом?
- Можете ли вы объяснить или выяснить, как были связаны эти три статуи?
- Когда этот документ можно было увидеть публике в первый раз?
- Как раньше назывался Национальный архив?
Посмотрите на источник 6b
Фотография площади Ватерлоо в Лондоне, вид с востока, на которой видны мемориал времен Крымской войны и статуи Флоренс Найтингейл и Сиднея Герберта Леа © Wikimedia Commons
- Можете ли вы найти статуи Флоренс Найтингейл; Лорд Сидней Герберт? Крымский мемориал?
- Кем был Сидней Герберт (1810-61)?
Посмотрите на источник 7
Фотография статуи Мэри Сикол, медсестры ямайского происхождения, открытая в больнице Святого Томаса, 2016 г. © Wikimedia Commons
Когда началась Крымская война, Мэри Сикол решила помочь. В 1854 году британские власти и Флоренс Найтингейл отказали ей в уходе за больными, и таким образом она оплатила свой проезд в Крым. Она работала на фронте, раздавая лекарства и еду, и вместе с Томасом Дэем устроила «Британскую гостиницу» за линией фронта под Балаклавой, где они ухаживали за ранеными.
- Вы можете описать этот мемориал?
- Как художник изобразил Мэри Сикол? [Подсказка: ее положение, выражение ее лица]
- Как вы думаете, почему на создание статуи в ее память ушло много времени?
- Узнайте больше о роли Мэри Сикол в Крыму.
Фон
Флоренс Найтингейл (1820-1910) была британской медсестрой, социальным реформатором и статистиком. Она была основоположником современного ухода за больными. Она происходила из богатой семьи, родилась в Италии и названа в честь города, в котором родилась.
Когда она выросла, она решила, что хочет помогать больным и раненым, и хотела стать медсестрой. Когда Флоренс сказала своим родителям, что они, по их мнению, несчастливы, это не было респектабельной профессией.
В конце концов, ее отец разрешил ей поехать в Германию для обучения в 1844 году в госпитале в Кайзерверте, Германия. Вернувшись, она стала суперинтендантом госпиталя для джентльменов на Харли-стрит в Лондоне.
Когда в 1854 году в Крыму началась война, правительство рассчитывало, что она продлится несколько месяцев, а на самом деле длилась 2 года. Они не были готовы к тому, сколько солдат будет ранено, и это было одной из причин, по которой госпитали находились в таком плачевном состоянии. Репортер газеты Times прислал несколько отчетов о больницах, и люди в Британии начали требовать, чтобы с ними что-то сделали. Это произошло, когда вмешался военный министр Сидни Герберт и попросил Флоренс Найтингейл организовать и взять на себя ответственность за медсестер, которых нужно отправить на войну.
Чтобы обеспечить чистоту и хорошее питание раненых, Флоренс Найтингейл организовала прачечные для стирки белья и одежды и кухни для приготовления пищи. Это значительно улучшило медицинские и санитарные условия в Скутари, снизило уровень смертности. Работа Флоренс Найтингейл и ее медсестер устанавливает стандарты современного ухода за больными.
Флоренс Найтингейл часто называют «леди с лампой», и эта цитата относится к статье, опубликованной о ней в газете «Таймс» 8 февраля 1855 года, которая гласит:
«Она без преувеличения «ангел-служитель» в этих больницах, и когда ее стройная фигура тихо скользит по каждому коридору, лицо каждого бедняги смягчается от благодарности при виде ее. Когда все медицинские работники отправятся спать и тишина и тьма окутают эти мили лежащих на земле больных, ее можно будет наблюдать в одиночестве с маленькой лампой в руке, совершающей одиночные обходы».
Флоренс и ее медсестрам потребовалось 13 дней, чтобы добраться до Скутари. Они прибыли на корабле в Булонь, а затем по суше в Марсель, где у них был перерыв в пути. Из Марселя они доставили почтовый пароход «Вектис» в Скутари.
Другими женщинами, которые ухаживали за больными во время Крымской войны, являются Мэри Сикол и Элизабет (Бетси) Дэвис. Оба предложили Найтингейл работу в ее больнице в Скутари, но Сикол отказали, а Дэвис был одним из тех, кого отправили в Скутари, но Соловей не разыскивал его.
Флоренс вернулась после войны национальной героиней. Она была потрясена условиями в госпитале и начала кампанию по улучшению качества ухода за больными в военных госпиталях. В октябре 1856 года она встретилась с королевой Викторией и принцем Альбертом, а в 1857 году дала показания Санитарной комиссии. Это помогло с созданием Военно-медицинского колледжа.
В 1859 году Флоренс опубликовала книгу «Заметки о сестринском деле», которая издается до сих пор. Она также основала Соловьиную школу и дом для медсестер в больнице Святого Томаса в Лондоне в 1860 году. Она оказала большое влияние на кампании по улучшению здравоохранения в 19 и 20 веках.
До самой смерти Найтингейл поощряла развитие сестринского дела в Великобритании и за рубежом. Основная причина, по которой мы ее помним, заключается в том, что она проделала большую работу по просвещению людей о важности содержания больниц в чистоте и отсутствии инфекций, и эта работа ведется сегодня в современных больницах.
Тем не менее, Флоренс Найтингейл также следует помнить за ее навыки статистика, и благодаря этому она стала первой женщиной-членом Королевского статистического общества в 1858 году. Она смогла объяснить в виде диаграммы, что большинство смертей, зарегистрированных в армии больницы возникали из-за болезней, а не из-за боевых ранений, и эту болезнь можно было контролировать с помощью хорошего питания, вентиляции и укрытия. Ее диаграмма теперь называется «диаграммой Розы». Это был настоящий прорыв для тех, кто работал со статистикой и, конечно же, очень ясно показал абсолютную важность хорошей санитарии для армии и общества.
Флоренс Найтингейл стала первой женщиной, награжденной орденом «За заслуги».
Заметки учителя
Этот урок предназначен для использования на ключевых этапах 1 и 2 в рамках расследования Флоренс Найтингейл. Предлагается, чтобы более сложные текстовые источники читались учащимися и их учителем/помощником вместе. Вы также можете попросить учеников подчеркнуть ключевые слова/фразы в стенограммах, чтобы помочь разобраться в этих источниках. Также предоставляется упрощенная стенограмма для Источника 2, которую можно использовать по мере необходимости. Учащиеся могут работать в парах над визуальными источниками.
Цели урока
- Познакомить учащихся с идеей использования первоисточников для получения сведений о прошлом
- Рассмотреть, какие различные источники мы можем использовать, чтобы узнать о прошлом
- Какие вопросы следует задавать источникам?
- Ввести понятие значимости. Почему мы запоминаем определенные цифры?
- Поймите, что значение приписывается людям в то время и тому, как мы живем сегодня
- Важны ли статуи для поминовения?
Какие еще первоисточники о Флоренс Найтингейл могут изучить ученики?
Отличным источником оригинальных документов, касающихся Флоренс Найтингейл, которые можно обсудить с учениками, являются два блога Национального архива, перечисленные во внешних ссылках. Здесь вы найдете ее свидетельство о рождении и «паспорт» для Крыма, оригинальную фотографию Флоренс Найтингейл в Скутари, другие документы о ее работе и последнюю фотографию Флоренс Найтингейл в старости, а также еще одну статую Флоренс Найтингейл в Дерби, где она провела большую часть своего детства.
- Могут ли ученики выяснить, подтверждают ли их учебники/тематические сборники то, что они узнали из первоисточников, использованных на этом уроке?
- Эти тексты сообщают им что-нибудь новое или необычное о Флоренс Найтингейл?
- Расширьте свое расследование и сравните роль Флоренс Найтингейл с Мэри Сикол, ее современницей.
Дополнительные мероприятия
Мэри Сикол
Ученики при поддержке своего учителя составляют график жизни Мэри Сикол.
- Сравните некоторые учебники истории 1970-х годов с сегодняшними и посмотрите, как они теперь рассказывают историю сестринского дела во время Крымской войны.
- Обсудите, почему роль Мэри Сикол в Крымской войне игнорировалась в более ранних книгах по истории
- Почему в 2016 году в больнице Св. Фомы в честь Мэри Сикол построили мемориал?
Эдит Кавелл
Сравните жизнь и работу Флоренс Найтингейл с кем-то из другого времени, Эдит Кавелл, известной медсестрой во время Первой мировой войны.
Ролевая игра Флоренс Найтингейл [Работа в группах по 3 человека]
Конец сентября 1854 года. Флоренс Найтингейл и Сидней Герберт, военный министр, берут интервью у женщины, которая хочет поехать в Крым медсестрой.
- Какие вопросы вы хотите задать?
- Используйте Источник 2, чтобы помочь вам написать вопросы, чтобы решить, какой должна быть хорошая медсестра. Напишите 6-8 вопросов.
- Теперь соберитесь в группу из трех человек. Один человек должен сыграть роль женщины, которая хочет поехать в Крым медсестрой. Двое других играют Флоренс и Сидни и задают вопросы, на которые вы определились. В конце концов вы должны определиться, человек устраивается на работу медсестрой в Крыму.
Источники
Иллюстрация – КОПИЯ 1/11
Источник 1 – «Одна из палат больницы в Скутари», иллюстрация, опубликованная 21 апреля 1856 г. издательством Paul & Dominic Colnaghi & Co – Wellcome Library, Лондон
Источник 2 – Выдержка из «Отчета о состоянии госпиталей британской армии в Крыму и Скутари». Каталог, ссылка: WO 33/1
Источник 3 – © Maps in Minutes, 1999
Источник 4 – Выдержка из Правил и положений для медсестер, прикрепленных к военным госпиталям на Востоке. Каталожный номер: WO 43/963
Источник 5 — Фотография оригинальной крымской военной кареты Флоренс Найтингейл, 1905 г. Ссылка в каталоге: Копия 1/489 (f130)
Источник 6a — Передняя обложка файла о статуе Флоренс Найтингейл, ссылка в каталоге: WORK 20/67
Источник 6b — Фотография площади Ватерлоо в Лондоне, вид с востока, на которой виден мемориал Крымской войны и статуи Флоренс Найтингейл и Сидни Герберта из Леа © Wikimedia Commons
Источник 7 — Фотография статуи Мэри Сикол, родившейся на Ямайке Открытие медсестры в больнице Святого Томаса, 2016 г. © Wikimedia Commons
Внешние ссылки
https://www.bbc.co.uk/teach/florence-nightingale-saving-lives-with-statistics/zjksmfr
Подробнее о Флоренс Найтингейл и видео, объясняющее ее знаменитую «диаграмму роз».
https://www.bbc.co.uk/teach/school-radio/audio-stories-the-lady-with-the-lamp/zmcfhbk
Аудиорассказ о жизни Флоренс Найтингейл
https:/ /www.florence-nightingale.co.uk/resources/
Дополнительные ресурсы музея Флоренс Найтингейл
Два блога Национального архива, демонстрирующие еще больше оригинальных источников о жизни Флоренс Найтингейл:
https://blog.nationalarchives.gov.uk/life-of-florence-nightingale-part-one/
https://blog. nationalarchives.gov.uk/lady-in-the-archives-the-life-of-florence-nightingale-part-two/
Подробнее о жизни и достижениях Мэри Сикол
https://www.maryseacoletrust.org. Великобритания/узнать о Мэри/
Связь с учебным планом
Ключевой этап 1:
Жизни выдающихся личностей прошлого, которые внесли свой вклад в национальные и международные достижения
Наверх
Флоренс Найтингейл: Дама с лампой
Здоровье и медицина
Флоренс Найтингейл (1820-1910) была легендой при жизни и одной из самых известных женщин в британской истории. Ее работа в Крыму задала стандарты современного ухода за больными. Всю оставшуюся жизнь она продолжала выступать за улучшение санитарных условий как в военных, так и в гражданских больницах.
Флоренс Найтингейл в Скутари, 1856
Флоренс Найтингейл в Скутари, 1856
Обучение и назначение
Родившись в богатой семье, Флоренс преодолела узкие возможности, предлагаемые девушкам ее положения. В 1851 году, несмотря на неодобрение семьи, она прошла курс обучения медсестер в Германии.
Вдохновленная газетными сообщениями о страданиях солдат в Крымской войне (1854-1856 гг.), Флоренс откликнулась на призыв правительства нанять медсестер. Вскоре она была назначена суперинтендантом медсестер в восточных больницах.
Больница и кладбище в Скутари, 1856 г.
Больница и кладбище в Скутари, 1856 г.
Прибытие в Скутари
21 октября 1854 года Флоренс и ее группа медсестер покинули Лондон. Они пересекли Ла-Манш и отправились через Францию в Марсель. Оттуда они отплыли в Константинополь (ныне Стамбул), прибыв туда 3 ноября.
В Скутари, недалеко от Константинополя, условия были ужасными. В грязной и кишащей паразитами больнице не хватало даже самого необходимого оборудования и провизии. Медицинский персонал был завален большим количеством солдат, переправляемых через Черное море с войны в Крыму. Эти пациенты чаще страдали от болезней, чем от боевых ранений.
«Все кишели паразитами, огромные вши ползали по их лицам и одежде. Многие были покрыты пятнами грязи, грязи, крови и пороха. Некоторые были полностью истощены лихорадкой и дизентерией. Зрелище было жалкое, такого я еще никогда не видел…‘В устройстве этой больницы было какое-то необъяснимое пренебрежение. В течение нескольких часов после прибытия мужчин на месте не было ни припасов, ни обслуживающего персонала, ни необходимых закусок. В этот день я в одиночку лечил раны и нужды 74 беспомощных мужчин».
Помощник хирурга Генри Беллью описывает больницу Скутари , январь 1855 г.
Несмотря на эти условия, армейские врачи-мужчины не нуждались в помощи Флоренс и ее медсестер. Сначала они восприняли ее мнение как посягательство на их профессионализм. Но после того, как в ноябре 1854 года в битве при Инкермане прибыли новые раненые, персонал вскоре полностью напрягся и принял помощь медсестер.
Флоренс и ее медсестры улучшили медико-санитарное устройство, устроили продовольственные кухни, стирали белье и одежду, писали домой от имени солдат и вводили читальные залы.
Лампа Флоренс Найтингейл, ок. 1856 г.
Лампа Флоренс Найтингейл, ок. 1856 г.
Дама с лампой
Флоренс получила прозвище «Дама с лампой» во время работы в Scutari. «Таймс» сообщила, что по ночам она ходила среди кроватей, проверяя раненых, держа в руке фонарь.
Образ «Дамы с лампой» захватил воображение публики, и вскоре Флоренс стала знаменитостью. Одним из главных создателей культа Соловья был Генри Уодсворт Лонгфелло, который увековечил ее в своей поэме «Санта Филомена»9. 0367 .
«Дама с лампой будет стоять.
В великой истории земли,
Благородный тип добра,
Героическая женственность».
‘Санта Филомена’ Генри Уодсворта Лонгфелло , 1857 г.
Флоренс и ее медсестры значительно улучшили комфорт мужчин в Скутари. Но к февралю 1855 года смертность в больнице возросла до 42 процентов. Флоренс ошибочно возложила ответственность за большое количество смертей на неадекватное питание, а не на плохие санитарные условия.
Невентилируемое здание стояло на поврежденной канализации. Смертность снизилась только после того, как санитарная комиссия отремонтировала канализацию и улучшила вентиляцию.
Флоренс Найтингейл в военном госпитале в Скутари, 1855 г.
Флоренс Найтингейл в военном госпитале в Скутари, 1855 г. недостатки в медицинском обслуживании больных и раненых в Скутари. Она написала о нехватке обученных санитаров в палатах и указала, что от решения этой ситуации «могут зависеть сотни жизней».
Письмо генерал-лейтенанта сэра Джона Бургойна о Флоренс Найтингейл, 27 марта 1855 г.
Неприятности и беспорядки
Лорд Раглан сочувствовал, но другие были менее восторженны. Генерал сэр Джон Бургойн полагал, что, хотя «больницы, на мой взгляд, находятся в отличном состоянии» и пациенты довольны, существует «подводный поток неприятностей и беспорядков».
Он чувствовал, что Флоренс «не казалась любезной в обычном общении с равными или вышестоящими. Она любит править и дарит всю свою нежность тем, кто от нее зависит».
Флоренс, набросок во время болезни, 1856 г.
Флоренс, набросок, во время ее болезни, 1856 г.
Крымская лихорадка армия под Балаклавой. Через несколько дней после прибытия в гавань ее поразила «крымская лихорадка».
Хотя опасались, что она была близка к смерти, лорд Раглан смог телеграфировать в Лондон, что к 24 мая она вне опасности. Однако ее выздоровление было медленным, чему отчасти мешал ее напряженный график.
«Большую часть дня я был без еды по необходимости, кроме небольшого количества коньяка и воды (видите, я начинаю пить, как мои товарищи в армии)»
Флоренс Найтингейл пишет Сиднею Герберту, военному секретарю, во время болезни , 1855 г.
Когда она вернулась к своим обязанностям, напряженные поездки в отдаленные полевые госпитали сказались на хрупком здоровье Флоренс. Ей дали повозку с мулом, но однажды ночью она перевернулась. Полковник Уильям МакМердо из сухопутного транспортного корпуса подарил ей ее крымскую повозку, которая также служила машиной скорой помощи.
Модель экипажа Флоренс Найтингейл в Крыму, 1856 г.
Статистика
Флоренс также была новаторским статистиком. Когда она прибыла в Скутари, количество смертей не записывалось должным образом. Использование ею статистических данных развеяло слухи и слухи, а диаграммы представили веские доказательства в поддержку ее рекомендаций по реформированию ухода за пациентами.
Проанализировав данные , она обнаружила, что у солдат было больше шансов выжить, если они оставались в госпиталях на фронте (где смертность составляла 12,5%), чем если бы их переводили в госпиталь в Скутари (где смертность составляла 37,5%). процент смертности). В 1859 г., в знак признания ее новаторской работы она была избрана первой женщиной-членом Королевского статистического общества.
Приведенная ниже диаграмма, которую Флоренс включила в одну из своих книг, позволяла сравнивать несколько данных на одной диаграмме. Он ясно показал, что в Крыму в 1855-56 годах от болезней (показаны синим цветом) погибло больше солдат, чем от ран (показаны красным).
Nightingale Training School
Флоренс вернулась в Англию в августе 1856 года. В последующие годы она продолжала выступать за реформу сестринского дела и за более чистые больницы.
К 1859 году доброжелатели пожертвовали более 40 000 фунтов стерлингов Соловьиному фонду. Флоренс использовала эти деньги, чтобы 9 июля 1860 года открыть Школу обучения Соловьев в больнице Святого Томаса. Флоренс также опубликовала две книги, «Заметки о больнице» (1859 г.) и «Заметки о сестринском деле» (1859 г.), которые заложили основы современной сестринской практики.
Драгоценность Соловья, подаренная королевой Викторией Флоренс Найтингейл в 1855 году
Соловьиный драгоценный камень, подаренный королевой Викторией Флоренс Найтингейл в 1855 году
Признание и восхищение
Флоренс была осыпана наградами и орденами в знак признания ее работы. Она стала национальной иконой.
Ее современная известность отразилась в производстве товаров, посвященных ее достижениям. Сама Флоренс стеснялась публичности и была потрясена полученной ею лестью. Но это не помешало развитию целой индустрии, основанной на ее знаменитости.
Сама королева Виктория наградила Флоренс украшенной драгоценными камнями брошью, созданной ее мужем, принцем Альбертом. Он был посвящен: «Мисс Флоренс Найтингейл в знак уважения и благодарности за ее преданность храбрым солдатам королевы».
Флоренс Найтингейл была первой из восьми женщин, получивших орден «За заслуги».
Членство в очень престижном Ордене ограничено Властелином и максимум 24 другими одновременно.
Орден за заслуги перед Флоренс Найтингейл в 1907
Бюст, подаренный Флоренс Найтингейл военнослужащими британской армии в 1862 г.
Бюст, подаренный Флоренс Найтингейл военнослужащими британской армии в 1862 г. Несмотря на то, что она была прикована к постели в течение многих лет, она по-прежнему неустанно выступала за улучшение стандартов здоровья.
Она умерла 13 августа 1910 года в возрасте 90 лет. Родственники отказались от предложения похоронить ее в Вестминстерском аббатстве. Вместо этого ее похоронили в церкви Святой Маргариты в Ист-Уэллоу, недалеко от дома ее родителей.
Флоренс Найтингейл, 1860
Наследие
До Флоренс Найтингейл медсестра не считалась респектабельной профессией. За исключением монахинь, женщины, работавшие медсестрами, часто были плохо обучены и плохо дисциплинированы.