Философское учение Сократа. Сократ о нравственной основе жизни человека и устройства общественной жизни — Студопедия
Философия Сократа касается человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее само себя. Сущность человека сосредоточается в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой — установить истину. Истина — объективно независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, беседы, когда уточняются понятия. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использовал метод индукции (общее из частного). По отношению к материальному миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания — в этом суть, предмет философии. Познать самого себя — означает найти общие для всех людей нравственные качества. Человек с помощью души управляет страстями и приобретает счастье, т.
к. душа становится добродетельной и гармоничной Человек является строителем счастья/несчастья. Он пытался систематизировать речь: люди порождают зло, т.к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к благу для себя, а не к благу вообще. Т.о. Сократ начал искать единственные значения слов — отвлеченные понятия. Знание, по Сократу, есть мысль, понятия об общем, которые раскрываются через определения. Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличался в противоречиях – сократический метод — Ирония (майевтика)– показать челу, думающему, что он знает, что на самом деле он ничего-то и не знает. Сократ сравнивал свои приемы с искусством повивальной бабки – он помогал рождению истины в людях. Философия по Сократу — учение о том как следует жить. Главная задача познания — познание самого себя. Диалог – основной метод нахождения истины.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.
Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как ‘всеобщее’, служащее основной всех частных добродетелей.
Задаче нахождения ‘всеобщего’ должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод.
‘Сократический’ метод, имевший своей задачей обнаружение ‘истины’ путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической ‘диалектики’. ‘Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины’. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблимости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.
Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к ‘заветам отцов’. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе ‘дерзости’ изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках ‘благородных господ’.
Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлимой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.
Сократ — противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии — обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы — безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа — вот главное.
Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина — это нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. А по Сократу, аристократия — это наилучшая форма государственного устройства.
«Учение о нравственности» и героическая смерть
Семинар 1
- Сократ: «Учение о нравственности» и ге
роическая смерть. - Эпикуреизм (общая характеристика учения). Эпикур.
- Скептицизм (общая характеристика учения). Пирон.
- Стоики (характеристика, этапы развития, представители). Зенон, Сенек, Аврелий.
1. Сократ (Sokrates) (470/469 до н.
э., Афины, — 399, там же), древнегреческий
философ.
Сын ваятеля; проповедовал на
улицах и площадях, ставя своей целью борьбу
с софистами и воспитание молодёжи. Был
казнён (принял яд цикуты), как гласило
официальное обвинение, за введение новых
божеств и за развращение молодёжи в новом
духе. Сократ не оставил после себя каких-либо
сочинений; важнейшими источниками сведений
о его жизни и учении являются сочинения
его учеников — Ксенофонта и Платона,
в большинстве диалогов которого Сократ
выступает как главное действующее лицо.
В реальных нравственных отношениях существуют, по Сократу, ограниченность и противоречивость моральных оценок. Это следствие невежества людей, их нежелание познать сущность. Существенное же в морали – это неизменные и вечные добродетели, главной из которых является мудрость. Она позволяет постичь цель жизни и составляет деятельность, соответствующую божественному предначертанию. Источник блага – Бог.
Сократ полагал, что смысл жизни человека,
высшее благо – в достижении счастья. Этика должна помочь
человеку построить жизнь в соответствии
с этой целью.
Счастье – это содержание –
благоразумного, добродетельного бытия,
т.е. только моральный человек может быть
счастливым (или разумным, что, по сути,
тоже самое). Здесь эвдемонистическая установка Сократа
Знание – основа добродетельности
(каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание
– источник аморальности, т.е. истина и добро
совпадают. Т.е. моральные ценности только
тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком
как истинные. Поэтому столь постоянное
внимание он обращает на нравственное
воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием,
причем процесс нравственного совершенствования
длится всю сознательную жизнь: «Лучше
всех живет, я думаю, тот, кто больше всех
заботится о том, чтобы делаться как можно
лучше, а приятнее всех – кто больше всех
сознает, что он делается лучше.
Героическая смерть Сократа.
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха(обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:
Сократ сперва ходил,
потом сказал, что ноги тяжелеют,
и лег на спину: так велел тот
человек.
Картина же отравления цикутой
куда как более неприглядна, возможны
припадки, напоминающие эпилептические,
пена изо рта, тошнота, рвота, паралич.
Сам Платон никогда не упоминает в своём
труде, чем именно отравили Сократа, лишь
называя это общим словом «яд». В недавнее
время была предпринята попытка установить
яд, от которого погиб Сократ, в результате
автор пришёл к выводу, что был использован
болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина
отравления которым более подходит к тому,
что описал Платон.
2. Эпику́р (греч. Επίκουρος; 342/
Подлинным источником познания,
который никогда нас не обманывает, являются чувства. Объективно существующие
вещи «источают» потоки
атомов, каждый из этих потоков внутренне
содержит образ вещи, который
запечатлевается в душе. Результат этого
воздействия есть ощущения, которые истинны,
если соответствуют вещам, и ложны, если
способны передавать иллюзорную видимость
соответствия вещам. Ощущения являются
основой для формирования представлений,
которые сохраняются в памяти. Их совокупность
может быть названа прошлым опытом. Имена
человеческого языка фиксируют представления
. Значением имен служат представления,
соотнесенные через образ (поток атомов)

Кроме обычных пяти органов чувств, Эпикур выделяет наслаждение и страдание, которые являются оценочным комплексом, позволяющим различать не только истину и ложь, но также добро и зло. Отс ю да вытекает знаменитый принцип свободы эпикурейства, который на самом деле выступает не просто как некоторая внутренняя активная позиция, а как выражение самого устройства мира. Это была не субъективная воля человека, но объективное положение дел. То, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Философия предназначена для познания путей к наслаждению и вместе с этикой – к счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек живет в мире страстей, должен иметь обоснованные убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти, которые способны разрушить основы общественного договора.
3. Пирро́н из Элиды (др.-греч.
Πύρρων, ок. 360 до н.
э. — 270 до н. э.) — древнегреческий
философ. Основатель древней скептической
школы. Он придерживался того мнения, что
ничто в действительности не является
ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым,
ни несправедливым, так как в себе все
одинаково (αδιάφορον — безразличное),
и поэтому оно не в большей степени одно,
чем другое. Все неодинаковое, различное
является (произвольными) человеческими
установлениями и обычаями. Вещи недоступны
для нашего познания; на этом основан метод
воздержания от суждений. В качестве же
практически-нравственного идеального
метода отсюда выводится «невозмутимость»,
«безмятежность» (атараксия).
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий,
исследующий) — философское направление,
выдвигающее сомнение в качестве принципа
мышления, особенно сомнение в надёжности
истины. Умеренный скептицизм ограничивается
познанием фактов, проявляя сдержанность
по отношению ко всем гипотезам и теориям.
В обыденном смысле скептицизм — психологическое
состояние неуверенности, сомнения в чем-либо,
заставляющее воздерживаться от высказывания
категорических суждений.
4. Зено́н Эле́йский (др.-греч. Ζήνων ὁ Ἐλεάτης) (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. Эти дискуссии продолжаются и в настоящее время.
Лу́ций А́нней Сене́ка (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.
Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
Сын Луция (Марка) Аннея
Сенеки Старшего (выдающегося ритора
и историка) и Гельвии.
Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников . В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. — середина II века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.).
Учение стоиков принято
разделять на три части: логику, физику
и этику.
Известно их сравнение философии
с фруктовым садом: логика соответствует
ограде, которая его защищает, физика является
растущим деревом, а этика — плодами. Также
свою систему классификации стоики сравнивали
с животным и с яйцом. В первом случае кости
— логика, мясо — физика, душа животного
— этика; во втором — скорлупа — логика,
белок — физика, а желток яйца — этика.
Зенон делил философию на физику, этику и логику (последний термин, возможно, именно Зенон ввёл в философское обращение). Клеанф же различал в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к делению Зенона, ставя, как и тот, на первое место логику. Но если Зенон ставил после логики физику, то Хрисипп — этику .
СОКРАТ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Сократ и нравственность
Многие существенные вопросы, определяющие современное развитие психологии, открыты для работ древнегреческих философов. Их генетические объяснения и структура души — три индикатора.
Были обыски в тех крупных частных секторах, например, как велась маленькая личная жизнь. Идея работы Сократа состоит в помощи собранных вопросов, которые помогают посреднику найти правильный ответ. Говоря о морали, Сократ связывал ее с человеческим поведением. Мораль – это дар, который люди получают в результате своих поступков. Однако, чтобы считать то или иное поведение нравственным, вы должны сначала признать, что благословение существует. В результате Сократ связал мораль с мыслью, утверждая, что добродетель состоит в том, чтобы знать, что хорошо, и применять это знание на практике. Например, человек, умеющий справляться с трудными обстоятельствами, смелый и проявляет свою компетентность. В результате очень важно сначала проинструктировать людей, продемонстрировать разницу между правильным и неправильным и оценить их работу. Зная различие между правильным и неправильным. (Грин, 2001)
Сократ чувствовал, что деньги и власть могут подорвать нравственность и что для поддержания нравственности необходимо управлять и тем, и другим.
Читая «Защиту Сократа» Платона, имейте в виду, что он защищал свою деятельность по «развращению молодежи», описанную афинским правительством, и считал, что не делает ничего плохого. Философия Сократа в настоящее время широко признана как содержащая одни из самых глубоких идей в мире по широкому кругу тем.
Сократ считал, что конституция была правильной, требуя от граждан участия в политике и служения государству. Чтобы руководить, необходимы люди, способные критически мыслить, и Сократ помогал молодым людям в их подготовке к жизни служения. Республика определяет, как должна осуществляться демократия с помощью иерархии многих социальных классов, а платоновская защита Сократа создает ощущение, что демократия не может выжить без философии, а философия не может выжить без морали.
Сократ хотел посвятить свою жизнь изучению философии и распространению своих идей среди всех, кто готов был его слушать. Он считал, что деньги ставят под угрозу способность человека мыслить и делают его жадным.
Богатство позволяет человеку стать покровителем образовательных учреждений и общественных организаций, что может быть чрезвычайно полезным для общества. Возможность того, что Сократ развращает афинскую молодежь, является деликатной позицией, потому что философия, которую он проповедовал, может рассматриваться либо как ересь, либо как конструктивный эффект. В конце концов, его обвинили в том, что он развращает греческих детей, критикуя их богов и потенциально подстрекая их стать атеистами.
Несмотря на то, что Афины были демократическим государством, скорее всего, ими правили несколько видных семей. Религия, скорее всего, использовалась этими семьями для наблюдения за населением и управления им, а философия Сократа могла рассматриваться как угроза их правлению. Сократ, с другой стороны, считал, что государство является основой жизни каждого афинянина и что каждый гражданин должен служить государству.
«Если вы слышали от кого-нибудь, что я берусь обучать людей и собирать плату, то и в этом нет правды, хотя, с другой стороны, я думаю, что хорошо, если кто-то может обучать других», — Сократ.
сказал. Сократ считал, что взимать плату за философские беседы неуместно, потому что это испортит мораль философии и что каждый должен иметь возможность участвовать в философии. Хотя Сократ отказался брать плату за свою философию, его убеждения неверны в современном обществе, потому что чем больше денег мы тратим на образование, тем более качественное образование мы получаем.
Система высшего образования Соединенных Штатов является предметом зависти всего мира, потому что студенты Гарварда, Йеля, Университета Дьюка и более мелких университетов, таких как Лафайет, получают выгоду от великолепия образования, имея возможность учиться, как Сократ защищал древнюю Грецию. Сократ, на мой взгляд, не учел возможность будущих изменений в структуре общества. Современное качественное образование требует значительных затрат.
В афинском обществе Сократа можно определить как радикального мыслителя, бросившего вызов традиционным верованиям города. Однако когда дело дошло до уголовных обвинений, Сократ предупредил присяжных, что его казнь может быть рискованной, заявив: «Можете быть уверены, что если вы казните того парня, которого я только что описал, вы не причините мне больше вреда, чем себе.
” Сократ говорил присяжным, что общество не выдержит, если будут убиты люди, которые думают о различных сферах жизни, таких как торговля, религия и политика. Потому что сообществу или нации нужны люди, которые критически думают о том, как сделать общество лучше.
Обсуждая этику, Сократ связал человеческое поведение. Этическое качество – это дар человеческой деятельности. Любой способ количественной оценки любого происходящего как этического, важно знать предтечу, этот дар. Сократ последовательно связывал этическое качество с разумом, думая, что праведность состоит из информации о большом и действующем несоответствии с этой информацией. Например, человек, который понимает, как действовать в случае неудачи, смел и сопровождает информацию. Поэтому в первую очередь важно подготовить людей, показать им различие между добром и злом, а затем уравновесить их прямо в нем. Познавая контраст между добром и злом, человек начинает узнавать это самостоятельно. Таким образом, Сократ появляется в огромном количестве направлений, связанных с администрированием экзаменационных интересов из общей проверки, человек (Kreef, 2010)
«Познай себя» — мантра Сократа.
Сам Сократ понимал под знанием не обращение «внутри» — к собственным переживаниям и состояниям сознания, анализ поступков и отношения к ним, нравственные оценки и нормы поведения человека в различных жизненных ситуациях, — а обращение « вовне» – к собственным переживаниям и состояниям сознания, и анализу поступков и отношения к ним, нравственным оценкам и нормам поведения человека в различных жизненных ситуациях. Это привело к новому пониманию сущности души.
Для Сократа отношение человека к носителю интеллектуальных и нравственных качеств становится важнейшим, если софисты принимают за отправную точку отношение человека не к природе, а к другим людям. Позже даже утверждали, что Сократ был основоположником психотерапии, пытавшейся с помощью слова выявить то, что скрывается за внешними проявлениями умственного труда.
Во всяком случае, в его методах были скрыты те идеи, которые веками играли значительную роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли ставилась в зависимость от проблемы, что мешало ее обычному течению.
Собеседник Сократа столкнулся с системой расспросов, которые он использовал для выяснения интеллектуальной деятельности собеседника. Во-вторых, эта деятельность поначалу носила диалогический характер. Оба признака: проблемная направленность познания и диалогика, предполагающая социальное происхождение знания как корня в субъект-субъектной дискуссии, являются в столетии первичными ориентирами экспериментальной психологии мышления.
По словам его учеников, мы знаем об этом философе, который стал образцом бескорыстия, честности и независимости мысли для всех эпох. Он никогда ничего не писал и не считал себя мудрым учителем или тем, кто разъясняет чужие стремления к истине.
Вслед за Сократом, у которого индивидуальный предмет был прежде всего торжеством, понятие души наполнилось новым содержанием предмета. Он создал уникальную сущность, о которой физический мир не подозревает. Диалектико-диалектическая техника Сократа предполагает свободу человека и основывается на демократическом постулате, что человек есть ответственное существо, способное познавать истину и принимать решения, основанные на страхе и риске.
Сократ атаковал поверхностные претензии на пансофию и непогрешимость, используя сарказм, чтобы «проверить» их, тем самым ниспровергнув все вымышленные, псевдосерьезные и фальшивые авторитеты. Ирония Сократа — это поиск настоящего и положительного, обращение к тому, что прежде было серьезным и значительным, к их продолжающемуся «испытанию». Ирония Сократа проистекает из его страсти к мудрости, и она сосредоточена на том, чтобы выявить эту любовь как высшую ценность.
Сократ считал, что разум пронизывает всю вселенную и что человеческий разум является второстепенным компонентом общего разума. Сократ апеллировал к порядку во Вселенной как к доказательству существования высшего Разума, ссылаясь на соответствие органов чувств человека природным явлениям: глаза созданы для зрения, уши – для слуха и т.д.
Сократ, в отличие от софистов, не проявлял превосходства над своими коллегами; вместо этого он стремился научиться различать их за маской пансофического невежества. Глубокое духовное начало он рассматривал как тренировку мышления человека, умение находить в себе (самом себе) главную задачу жизни.
По его собственным словам, он был представлен афинскому народу оводом на коне, который никогда не забывает о душе.
Кстати, решение этой непопулярной проблемы избрал Сократ, — тайна, освобождающая от самоуверенности, от безосновательного принятия чужой точки зрения. Поначалу Сократ кажется образцом первой оппозиции: он признает свое невежество и дает возможность говорящему доказать это как миф. Затем через тактичные вопросы доводит до противоположного посредника, видевшего духовное превосходство Сократа и его невежество. Тонкая цель — не разрушение нравов; Наоборот, из-за запутанных отношений со всеми посторонними в расистских взглядах выражается общее представление об этом духовном начале, навязанное каждому индивидууму. Самостоятельное открытие истинного человека Сократа, имя которому майевтика. Магнетика «рождение души, а не тела», это путь истинного рождения, где есть человек через учителя.
Философия должна стать учением о том, как должен жить человек; Философия производит общее понимание вещей, определяет существующую единую основу и представляется благом — главной целью человеческого разума.
Непротиворечивая основа человеческой жизни не существует вне духовных устремлений человека и не существует как безразличное природное начало. Только когда Униформа становится миссией человека, и она дается в виде идеи, он будет счастлив (Rachel’s, & Rachel’s, 2007).
Многие интеллектуалы последующих эпох возражали против такого смешения науки и морали. Однако непонятный современному уму этический рационализм Сократа был особенно актуален в период, когда разрушались патриархально-общинные отношения, как и традиционная религия. Без помощи софистов еще не окрепший человек общительности остался один, стал рабом своих желаний, стал бояться самого себя.
Сократ, который учил, что главный вопрос жизни — это вопрос добра и зла и что человек может и должен делать правильный выбор во всех ситуациях, имел возможность продемонстрировать практичность того, чему он учил, на личном примере. На суде у него был выбор: бросить философствовать и жить или продолжать практику под страхом смертной казни.
Для Сократа отказ от миссии был равносилен отказу от жизни, в смысле этого слова. Он решил умереть. Другие варианты не подходили для кого-то с целостной и справедливой натурой Сократа. Это все еще указано Гегелем. С точкой зрения Гегеля не соглашались Т.Гомперцем и другие ученые. У него есть поклонники и противники.
Сократ считал производство культурных богатств главной целью человеческой жизни. И, по Сократу, духовные блага раскрываются и обретаются в поисках, в самом исследовании и других, в «заботе о душе», в том смысле, что отказ от такого поиска равносилен отказу от жизни. Диалог и диалектический метод определения понятий, по Сократу, являются важнейшими предпосылками совместного поиска истины.
СОКРИТ. :
Сократ считает, что моральная истина является личной. Что он имеет в виду под этим и как мы приходим к этой истине?
Ответ Катерины Пангалло
Сократ пришел к нравственной истине с помощью разговорного метода, который мы называем диалектикой.
Другими словами, он задавал вопросы своему собеседнику, например: «Что такое добродетель?» Когда его партнер отвечает, он задает еще один вопрос об ответе. Затем он задавал еще вопросы, и очень часто в конце диалога другой человек был вынужден признать, что не знает ответа на первый вопрос. Он просто предположил, что знает, или придерживался общепринятой точки зрения. Такую диалектику изобрел Сократ, поэтому она и называется сократовским методом.
Сама по себе эта игра вопросов и ответов никуда не приведет. Одна из причин, по которой афиняне так не любили Сократа, заключалась в том, что он демонстрировал их невежество. На самом деле прямо у них перед носом есть метод установления истины. Оно состоит в следующем: Сократ обычно опирался на примеры из разных образов жизни. Например, предположим, что мы хотим знать, что хорошо. Сократ спрашивал, хорошо это или плохо, если капитан корабля выбрасывает свой корабль на берег и причиняет много повреждений? Если сапожник сделает мне маленькую обувь, это хорошо или плохо? Если пекарь оставляет в хлебе дохлых мух, это хорошо или плохо? Каждый из этих людей прекрасно знает свои обязанности и, следовательно, что хорошо, а что плохо в их профессии.
Из-за этого Сократ принял точку зрения, что знание того, что хорошо, приведет к тому, что эти люди будут поступать правильно. Итак, в этом ограниченном смысле они обладают знанием добра. Теперь вы можете продолжить этот список примеров для всего общества. В любой ситуации люди знают, что хорошо, и ведут себя соответственно.
Проблема в том, что слишком часто они этого не делают. В этих случаях Сократ сказал бы, что ими движут мотивы делать добро для себя, но в конечном итоге они делают плохие вещи для всех остальных. Сократ сказал бы, что это основано на путанице в отношении того, что для них хорошо. Следовательно, любое поведение, которое не является хорошим, на самом деле свидетельствует о замешательстве этого человека, которое является невежеством. Вы можете видеть дрейф этого, который заключается в том, что вы быстро сделаете вывод из всех этих случаев, что лучше делать добро, чем делать плохо. Мы называем это выводом по индукции. Обычно индукция имеет дело с частными примерами, которые в сумме дают некоторую общую черту.
В этом случае Сократ сказал бы, что всегда лучше делать добро, чем зло.
Исходя из этого, Сократ пришел к пониманию, что люди, совершающие плохие поступки, не могут сделать такой вывод, и поэтому они невежественны. Поэтому важно привлечь их внимание и показать им, что это путь к получению знаний.
И вот как он установил диалектический метод для воспитания афинян, с целью их саморазвития и правдивости.
Однако Сократ не думал, что знает ответы на все вопросы. Но он видел, что никто другой их тоже не знал, и поэтому его вопросы были открыты для обсуждения всеми людьми. Сократ упорствовал в своих расспросах на рыночной площади и на улице, потому что хотел подтолкнуть афинян к исследованию себя и своей жизни. Сократ утверждал, что жить продуманной жизнью — это хорошая жизнь, потому что она соответствует добродетелям.
Фактически Сократ был основателем моральной философии. За исключением того, что он хотел дать эту философию людям, чтобы они стали хорошими гражданами.
Сократ считал, что если у человека есть хорошие моральные нормы, он будет применять их на практике и станет хорошим гражданином. Под этим он подразумевает, что как только мы обнаружим эти моральные добродетели, мы сможем использовать их с пользой и совершать действия на благо всего общества.
Вывод из всего этого состоит в том, что моральная истина — это не абстрактное понятие, не предмет для обсуждения философами в социальном вакууме. Нравственная истина индивидуальна, потому что она влияет на общество во благо и во зло. Самое главное моральная истина несется в общество каждым индивидуумом. Таким образом, если общество желает быть моральным институтом, это может быть так только в том случае, если каждый гражданин осознает и действует в соответствии со своим знанием морального добра.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Член-учредитель Международного общества философов (ISFP) Просмотреть все сообщения Джеффри Клемпнера
сообщить об этом объявлении -бесплатно
Ask a Philosopher 2011-2021 Джеффри Клемпнер
сообщите об этом объявлении0117
Спросите у философа 1999-2001 Джеффри Клемпнер
сообщите об этом объявлении
Подать заявку на бесплатное членство в Международном обществе философовПоиск:- klempner.


