Согласно древнерусских летописных источников первые упоминания о москве – Согласно древнерусских летописных источников, первые упоминания о Москве

Древняя Москва XII — XV веков

(Основание Кремля. Сооружение стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. Картина А. Васнецова)

В древние времена XII века нынешняя территория города была покрыта по левому берегу Москвы-реки густым лесом, прорезаемым многочисленными речками и ручьями, притоками реки Москвы, из которых наиболее значительными были: река Пресня на западе, река Неглинная с рекой Напрудной в центре и река Яуза с притоками на востоке.

На правом же берегу реки Москвы, в черте, Замоскворечья, притоков не было. Берег представлял собой большую поляну, окаймленную по краям лесом.

На высоких берегах рек в XII веке уже жили люди в «городищах» — небольших селениях, окруженных земляным валом и рвом. Жители этих городищ занимались земледелием, скотоводством и охотой, а также торговлей с купцами, проезжавшими по реке Москве с Волги в Балтийское море. Об этом говорят найденные здесь старые восточные монеты. Принадлежали жители к племени славян-вятичей.

1147 г.

— Первое летописное упоминание о Москве.

Основанием Москвы считается первое упоминание города в древних русских летописях. Одна из таких летописей Лаврентьевская (1377 года) хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Указывается точная дата, когда суздальский Князь Юрий Долгорукий  пригласил на встречу Князя Черниговского Святослава Олеговича со словами: «Приде ко мне брате, в Москов». По некоторым подсчетам встреча русских князей произошла 4 апреля 1147 года. Этот год поныне считается официальным годом основания Москвы.

Судя по тому, что приглашенным князьям встреча понравилась «учинен был обед силен», город уже имел достаточного, для столь широкого гостеприимства, хозяйства и был уже сложившимся древнерусским городом, укрепленный крепостным валом и рвом с расположенными по округе деревнями и селами. А спустя ещё несколько лет вокруг него уже была возведена деревянная стена, ставшая будущем Кремлем.

1156 г. — Построена первая деревянная крепостная стена — Московский Кремль.

(Строительство деревянных стен Кремля. XII век. Картина А. Васнецова)

Местоположение Москвы было удобным, от нее можно было держать путь и в Ростов — на север, и во Владимир — на восток. Здесь же пересечение сухопутных и водных путей было благоприятно для установления торговых связей Москвы с соседними княжествами. Юрий Долгорукий построил на этом мысу небольшую деревянную крепость, в 1331 году впервые названную Кремлём. После возведения крепости значение посада ещё больше возросло. Он стал расширяться на север и к востоку от крепости.

Кроме речной дороги, в XII веке через Москву проходили и сухопутные дороги из других городов: Рязани, Смоленска, Новгорода, Владимира, Суздаля. С северо-запада шла дорога из Великого Новгорода через город Волоколамск и потому называвшаяся Волоцкой. С запада к городу подходила дорога из Смоленска.

У брода на месте будущего Большого Каменного моста, где эта дорога пересекалась с Волоцкой, уже в XII веке начинался посад — дворы и лавки ремесленников и торговцев, обслуживавших проезжавших по этим дорогам. Позже посад протянулся к востоку. Таким образом, здесь появилась первая известная улица Москвы, названная в 1468 году Великой или Большой.

1238 г. — Нашествие Батыя, пожар Москвы и разорение города монгол-татарами.

1326 г. — Закладка в Кремле первого каменного Успенского собора.

(Кремль при князе Московском Иване Калите. XIV век. Картина А. Васнецова)

1339—1340 гг. — Вокруг Кремля возводятся новые крепостные стены из дубовых бревен.

После постройки дубовых стен Кремля, охвативших его территорию с востока между современными Ср. Арсенальной и 2-й Безымянной башнями, посад был оттеснен восточнее, но ещё в пределах современного Кремля. Через Москву был построен первый москворецкий деревянный мост, вероятно, «живой» — из лежавших прямо на воде связанных между собой брёвен.

1367—1368 гг. — Постройка первых каменных (из белого камня) кремлевских стен.

(Кремль при князе Московском Дмитрии Донском. XIV век. Картина А. Васнецова)

Постройка белокаменых стен Кремля, дошедших на востоке до Красной площади, вытеснила посад на современную территорию последней и дальше в сторону современных улиц Варварки, Ильинки, Никольской. Сюда повернула и Волоцкая дорога, почему северо-восточный угол крепости и не был застроен белокаменными стенами.

1380 г. — На Куликовом поле русские войска под водительством московского князя Дмитрия Донского громят монгол-татарскую рать Мамая.

1480 г. — В Москве строится первый жилой каменный дом.

1475—1479 гг. — Постройка нового каменного Успенского собора в Кремле.

1485—1495 гг. — Сооружение новых кирпичных стен и башен Кремля, существую​щих и поныне.

1487—1491 гг. — Сооружение Грановитой палаты в Кремле.

(Московский Кремль, со знакомыми и поныне стенами, при Великом князе Московском Иване III в конце XV века. Картина А. Васнецова)

Когда Иван III строил новые стены из кирпича, сохранившиеся до нашего времени, он захватил ими тот не застроенный белокаменными стенами северо-восточный участок крепости и Волоцкая дорога ещё раз переместилась. Также был передвинут в связи с этим и Москворецкий мост ниже по реке.

moscowchronology.ru

11 апреля 1147 г. — впервые упомянуто слово Москва

Примерно через 9 лет, как сообщают летописные источники, князь Юрий, находясь в Киеве, поручил укрепить Москов (Москву) деревянными стенами и рвом.

Поселение на берегу реки Москва – в месте её слияния с рекой Неглинной – при Юрии Долгоруком появилось на Боровицком холме – во владениях местного боярина Степана Кучки. В берестяной грамоте второй половины XII века эти места именуются Кучковым – по «фамилии» боярина. При этом лингвисты считают, что фамилия боярина, как и понятие «Москва», имеют финно-угорское происхождение. Так, по одной из версий фамилия Кучка происходит от марийского диалектного «кучкиж» — «орёл», либо от «кучк», «кучык» — короткий, короток.

У термина «Москва» ещё больше версий о происхождении. Сторонники идеи о финно-угорском названии склоняются к версии о том, что «Москва» происходит от финно-угорского слова «искривлённая», которым характеризуется река на месте основания города. По другой версии, слово «Москва» можно перевести как «смородина» — и тоже с одного из языков финно-угорской группы.

Славянисты спорят со сторонниками финно-угорской версии названия, заявляя о том, что никакого отношения ни к «смородине», ни к «искривлённой» Москва не имеет. Предлагается версия, которая сопоставляет современное русскоязычное понятие «промозглый» с праславянскими диалектическими образованиями «моск» и «мозг», которые переводились как «сырой». Сторонники этой версии отстаивают свою позицию, приводя данные о том, что рек с похожими названиями – множество в самых разных славянских государствах. Так, в современном Раховском районе Закарпатской области Украины протекает тоже Москва (длиной всего около 1,5 км) – приток Тисы. Кроме того, в современных Польше, Германии, Белоруссии, Болгарии есть как реки, так и населённые пункты, названия которых имеют аналогичный корень – Москава (Мозгава), Московец, Московица и связаны именно с понятием «сырой», «сырость».

В свою очередь сторонники финно-угорской теории происхождения названия заявляют, что тот факт, что река Москва протекает и в Закарпатье, только доказывает тот факт, что название связано с угорскими языками. Дело в том, что сегодня на территории Закарпатской области Украины проживают десятки тысяч этнически венгров, язык которых относится к финно-угорскому семейству. Мало того, приводятся финно-угорские «доказательства» названий других рек и населённых пунктов Московского региона – Икша, Курга.

Есть и те, кто относит появление названия к балтийской группе языков. И каждый при этом стоит на своём.

fishki.net

Первое упоминание Москвы в Летописи

Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий пригласил на встречу своего союзника, князя Новгородского и Северского Святослава Ольговича, 4 апреля 1147 года послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». По-видимому, в те времена это была обычная княжеская усадьба, где суздальский князь Юрий Долгорукий останавливался при поездках на киевский юг.

     В Ипатьевской летописи упоминание Москвы датируется 1147 годом, когда Юрий Долгорукий созвал военный совет в городе и позвал «На Московь» Новгород-Северского князя Святослава Олеговича. Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы.

     Некоторое время город назывался Кучков, по имени владевшего этими землями боярина Степана Кучки, казненного Юрием Долгоруким, а затем за ним укрепилось название по имени Москвы-реки. Что означает слово Москва — лингвисты и на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Предполагают, что слово Москва — финно-угорского происхождения, и означает по разным версиям: смородина, мутная, искривленная.

     Причины, по которым Юрий Долгорукий казнил боярина Кучку, точно не известны. Предположительно, боярин не хотел передавать свои земли князю и оказывал сопротивление его планам. Предания рассказывают, что после казни Юрий оглядел близлежащие земли и повелел строить на них деревянный град.

     В результате этого были возведены укрепленные деревянные стены Кремля, которые служили для защиты жителей бывших сел Кучкова и новых поселенцев, постройки княжьего двора и некоторые другие строения. Также заслуга Юрия Долгорукого заключается в том, что он способствовал распространению христианства среди населения этой местности, которое все еще находилось под сильным влиянием язычества и волхвов.

     Возраст Москвы точно не известен. Ее возраст может превышать 1 000 лет, о чем свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках. Согласно Тверской летописи, чье сообщение ставится под сомнение рядом историков, спустя 9 лет, в 1156 году Юрий Долгорукий заложил на месте древнего поселения город и выстроил новую крепость.

     Эта запись вызывает сомнения у историков, так как существуют некоторые противоречия, например, в 1156 году Юрий Долгорукий княжил в Киеве, и если, как предполагают историки, он основал Москву во время своего визита в Ростово-Суздальское княжество, то удивительно, что этот факт остался незамеченным летописцами.

     Часть историков относят основание города Москвы к 1153 году. Существуют также предположения, что укрепительные сооружения возводились не Юрием Долгоруким, а его сыном Андреем. После своего основания и вплоть до нашествия Батыя Москва была пограничным городом Владимиро-Суздальского княжества. Сведений о том, посещал ли позднее Юрий Долгорукий, основанный по его повелению город, нет.

ruspekh.ru

В каком веке было первое летописное упоминание о Москве

Первое летописное упоминание о Москве

Как бы то ни было, но впервые имя Москва появляется в одной из древнейших русских летописей – Ипатьевской – под 1147 годом от Рождества Христова, и под 6655-м – от Сотворения мира.

Москва упоминается в связи с тем, что 28 марта, в пятницу, на пятой неделе Великого поста, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий – шестой сын Великого Киевского князя Владимира Мономаха – призвал в свою вотчину Москву («на Москву» , или «в Москов» ) своего союзника и друга, Новгород-Северского и Белгородского князя Святослава Ольговича, который поддерживал Юрия Долгорукого в его борьбе за великое княжение в Киеве. (Святослав Ольгович через четыре года стал отцом князя Игоря – героя «Слова о полку Игореве» , – прославившегося из-за своего неудачного похода на половцев в 1185 году. )

28 марта 1147 года здесь, на Москве, Юрий Долгорукий дал в честь Святослава Ольговича «обед силен» . Обед оказался настолько «сильным» , что даже был упомянут в летописи, хотя в тот день, когда сотрапезники сели за стол, был Великий пост. С этого-то момента и началась письменная история Москвы, сделавшая эпизод княжеской трапезы неожиданно чем-то знаменательным, неким прообразом отличительных качеств – радушия, гостеприимства и веселия, присущих Москве во все времена.

Видели в этом эпизоде и еще более провиденциальное явление: Москва с первых же шагов явилась провозвестницей будущей истории, став «добрым пристанищем устойчивого, сосредоточенного и могущественного развития Русской земли… Москва тем и стала сильною и опередила других, что постоянно и неуклонно звала к себе разрозненные русские земли на честный пир народного единства и крепкого государственного союза» – как писал И. Е Забелин.

В другом историческом источнике – повести «О начале царствующего великого града Москвы» , созданной в XVII веке, автор писал, что после пира князь Юрий «взыде на гору и обозрев с нее очима своими семо и овамо (налево и направо) по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал древян град и прозва его званием реки тоя Москвы, текущия под ним» .

Итак, первой достоверной датой упоминания Москвы в летописи принято считать 28 марта 1147 года

otvet.mail.ru

Первое упоминание о Москве

4 апреля 1147 г. является датой первого упоминания о Москве в летописи. Была ли Москва в это время уже городом или нет, нельзя сказать вполне определенно, но есть данные, которые склоняют нас к мысли, что она уже сделалась городом в древнерусском смысле этого слова, то есть была обнесена укреплениями. Ведь Москва рисуется нам крайним пунктом владений Юрия Долгорукого на западе, так же как Лобынск при устье Протвы был крайним северным городом черниговского князя Святослава Ольговича, а о Лобынске летопись говорит как о городе. Святослав едет из Лобынска в Москву как будто по знакомой местности, посылая вперед своего сына Олега с малой дружиной. Нет и намека на то, что дело происходит в какой-то отдаленной глухой стране, где опасности подстерегают путников на каждом повороте. На то же намекает и рассказ об обильном пиршестве, которым хозяин-князь угощает своих гостей, подаривших ему пардуса — живого барса или просто барсову шкуру. Видимо, в Москве можно было встретить и хорошо накормить дорогих гостей. Недаром И. Е. Забелин в своей «Истории Москвы», приводя известие 1147 г., рисует перед читателем картину богатой княжеской вотчины, к которой тянулись многие села и деревни, обслуживавшие крупное княжеское хозяйство. Предание о боярине Кучке — первом владельце Москвы Мы видели, что Москва была городом вятичей. Между тем в первом летописном известии 1147 г. Москва оказывается городом, принадлежавшим не черниговским, а ростово-суздальским князьям. Москва была городом Юрия Долгорукого. Позже Москва неизменно оказывалась во владении также ростово-суздальских, а не рязанских князей, хотя ближайшие Лопасня и Коломна до конца XIII в. остаются рязанскими волостями. Когда же Москва перестала быть городом вятичей и перешла во владение суздальских князей, земли которых были заселены кривичами, как она попала в руки Юрия Долгорукого? Позднейшие московские легенды хорошо помнили о древнем московском владельце, боярине Стефане Ивановиче Кучке, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого, насильственно ею завладевшего.
Предания о Кучке дошли до нас в двух поздних повестях или сказаниях о начале Москвы. Первую из них С. К. Шамбинаго назвал хронографическою повестью, другую — новеллой по характеру их содержания. Первая повесть носит название «О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся». Она начинается рассуждениями о том, как древний Рим и второй Рим — Константинополь возникли на крови, а потому и Москва как третий Рим должна была создаться «…по кровопролитию же и по закланию кровей многих». Таким образом, и при основании Москва во всем была равна своим предшественникам — Риму и Константинополю. В доказательство этой мысли приводится следующий рассказ, который мы передаем в переводе на современный язык.
В 1158 г. великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва, по обеим сторонам Москвы-реки села красные. Этими селами владел тогда боярин некий богатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобающею честью, какая надлежит великим князьям, а поносил его к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же его Петра и Акима, молодых и очень красивых, и единственную дочь, такую же благообразную и красивую, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему, ко князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною. И возлюбил те села и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потом князь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил и сыновей, рано умерших. И был у него отец его князь Юрий Владимирович немало времени и заповедал сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населить и распространить». Далее говорится, что Улита и ее братья Кучковичи устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. За смерть князя отомстил его брат Михалко Юрьевич. Он перебил убийц брата, а Улиту велел «…повесити на вратах и растреляти из многих луков». К этому рассказу прибавлен краткий летописец, оканчивающийся известием о смерти Ивана Калиты.
Прежде чем перейти к рассмотрению исторического значения повести о зачале Москвы, расскажем о содержании второй повести, которая носит все черты устного народного сказания, какой-то исторической песни, нередко сбиваясь на песенный лад, с типичными оборотами народной поэзии. Она так и начинается песенными словами: «И почему было Москве царством быть и хто то знал, что Москве государством слыти».
По словам повести, на берегах Москвы когда-то стояли «…села красны хороши» боярина Кучки и его двух сыновей-красавцев, «…и не было столь хороших во всей Руской земле». Князь Даниил велел боярину отдать своих сыновей к нему на службу. Кучка побоялся отказать и отдал их Даниилу, а тот взял их к себе во двор, пожаловал одного в стольники, а другого в чашники. Братья понравились княгине Улите Юрьевне и сделались ее любовниками. Преступная связь должна была обнаружиться, и Улита вместе с Кучковичами задумала убить князя. Братья напали на князя во время охоты, но Даниил ускакал на коне. Бросив коня, он побежал к реке Оке и стал умолять перевозчика перевезти его на другой берег реки, обещая подарить дорогой перстень. Перевозчик протянул за перстнем весло, схватил перстень, а затем оттолкнул лодку и оставил князя на берегу. В отчаянии Даниил побежал вдоль Оки. Наступил вечер «…темных осенних ночей». Не зная, куда укрыться, князь влез в сруб, где был похоронен мертвец, и заснул в срубе, забыв страх «от мертвого». Кучковичи испугались, что упустили князя живым, но злая княгиня Улита дала им любимого княжеского пса — «выжлеца» (т. е. гончую собаку). Пес стал искать хозяина и нашел дорогу к срубу: «…и забив пес главу свою в срубец, а сам весь пес в срубец не вместися». Кучковичи нашли и убили князя, а сами вернулись в Суздаль и стали жить с княгиней. Тогда верный слуга Даниила увез его малолетнего сына Ивана во Владимир к дяде Андрею Александровичу. Тот отомстил убийцам и воспитал Ивана Даниловича.
Какое же зерно истины найдем мы в обоих повествованиях?
Древнейшие летописи ничего не знают о боярине или тысяцком Кучке, но его дети Кучковичи и Петр, «зять Кучков», — лица исторические. Они составили заговор против Андрея Боголюбского и убили его в 1174 г. Начальник же убийцам был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин ключник, Яким Кучкович, сообщает Ипатьевская летопись). Повесть о зачале царствующего града Москвы делает Петра и Акима братьями, называет и княгиню Улиту их сестрой, а их отцом боярина Кучку. Но можно ли сомневаться в том, что боярин Кучка действительно существовал, если нам известны его зять и сын? Видимо, это была сплоченная и сильная боярская семья, настоящий род Кучковичей, оставивший по себе прочную память в народных преданиях. Еще долго после убиения Андрея Боголюбского ходили легенды о Кучковичах, записанные не позже середины XV в. Рассказывали, что Всеволод Большое Гнездо отомстил за убитого брата: «Кучковичи поймал, и в коробы саждая в озере истопил». Предание о гибели Кучковичей прочно держалось в людской памяти, и даже в XIX в. поблизости от Владимира показывали болотистые озера, по поверхности которых передвигались плавучие торфяные островки — их считали коробьями с останками проклятых Кучковичей.
Имя Кучки осталось не только в легендах, но и в названиях местностей. В XV в. в Суздальской земле упоминается волость Кучка, в Москве тогда же хорошо знали урочище Кучково поле, находившееся в районе позднейших Сретенских ворот. Но самое важное то, что еще во второй половине XII в. Москва носила двойное название: «Москва рекше Кучково». Иными словами: «Москва, то есть Кучково». Таким образом, предание XVI-XVII вв., рассказывающее об обычном московском эпизоде — преступной связи боярыни-княгини с молодыми слугами ее мужа, эпизоде, увековеченном в знаменитой песне о Ваньке-ключнике, сохранило отзвук какого-то действительного события, связанного с именем Кучки. Боярина Кучку народное предание считало первым владельцем Москвы. Обратим внимание и на то, что само название Кучково оканчивалось на «о», как обычно называют до сих пор села в Московской области, да и вообще в России, по имени их владельцев (Федорово, Иваново, Петрово и т. д.), «Села красные» боярина Кучки («Кучково село») — это историческая реальность. Они говорят нам о первом владельце Москвы, боярине Кучке, вероятно, имевшем укрепленный замок-городок, который позже заменил княжеский городок Москва. Была ли с этим связана какая-либо личная трагедия первого московского владельца Кучки или нет, этого мы достоверно не знаем, но упорная традиция о насильственном захвате Москвы суздальскими князьями, возможно, опирается на действительные факты. Напомним здесь, что Кучково поле в Москве находилось поблизости от реки Неглинки и городища Николы на Грачах. Нет ничего невероятного в том, что легендарный Кучка был одним из вятических старшин или князьков, отстаивавших свои земли от притязаний Юрия Долгорукого.

mirznanii.com

Древние города Подмосковья эпохи домонгольской Руси

Домонгольская, а соответственно – и домосковская, Русь – страна великих русских городов: Киева, Новгорода, Смоленска, Чернигова, Рязани, Ростова, Суздаля, Владимира… Об их истории написаны многие тома научных и научно-популярных книг, снимаются фильмы, открываются новые выставки и музейные экспозиции. А какие города располагались в это время, более 770 лет назад, в нынешнем культурно-географическом сердце России: на территории современной Москвы и Московской области? Что сохранилось от этих городов до настоящего времени?

Схема древних городов Подмосковья домонгольской эпохи

В эпоху домонгольской Руси на территории современного Московского региона располагалось по крайней мере семнадцать русских городов: Волоколамск, Дмитров, Дубна, Зарайск (Осетр), Звенигород, Коломна, Колтеск, Лобынск, Можайск, Москва, Перевитск, Перемышль Московский, Ростиславль Рязанский, Свирельск, Тешилов, Тушков и Хотунь.

Информация, которой мы располагаем об этих городах, неравнозначна. Об одном из них – загадочном городе Свирельске – мы почти ничего не знаем, кроме его имени, не известно даже точное место его расположения. Другие города уже много лет изучают археологические экспедиции Института археологии РАН, иных научных учреждений и музеев. Древнейшие этапы истории этих городов мы можем представить относительно подробно – хотя в прошлом каждого из них таится еще немало тайн и загадок.

Некоторые древнерусские города Московского региона постепенно развились в заметные городские центры: Волоколамск – древний новгородский город на торговом пути из Низовских земель в Новгород; Можайск, возникший как восточный форпост Смоленского княжества; основанная рязанцами Коломна. Москва из небольшого городка стала мегаполисом и столицей огромной страны. Другие древние города Подмосковья погибли: например, Колтеск – в монголо-татарское нашествие; или Ростиславль – позднее, во время активных войн Москвы с Крымским ханством.

Древнерусская Дубна.
Наперсный крест и кресты тельники металлические каменные янтарные

На их месте сейчас нет никакого населенного пункта, только археологические памятники – остатки древних укреплений и насыщенный следами древней жизни слой земли, именуемый в археологии «культурным слоем». Другие города сохранились как небольшие деревни и села – например, Тешилов и Тушков. А древнерусская Дубна, ставшая после нашествия селом Городище на Дубенском устье, теперь входит в состав современного города Дубны, основанного в середине ХХ веке, и является его историческим предшественником.

На территории современной Московской области в эпоху до татаро-монгольского нашествия смыкались земли пяти древнерусских княжеств. Центральные, северные и северо-восточные районы нынешней области входили в состав территории Ростово-Суздальского (позднее – Владимиро-Суздальского) княжества, предшественника Московской Руси. К нему относился бассейн реки Клязьмы, среднее течение реки Москвы, бассейн реки Дубны и ее притоков, правобережье Верхней Волги.

Практически все города на этой территории были основаны или укреплены ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. В их числе Дубна, Дмитров, Москва, вероятно, Звенигород и Перемышль Московский. К XIII веку земли этого княжества расширились, в них вошли районы по нижнему течению реки Москвы вплоть до ее устья (Коломна). На юго-востоке современной Московской области, в среднем течении реки Оки, располагались земли Рязанского княжества.

Древнерусская Дубна. Крест-энколпион

К числу рязанских городов относились Ростиславль, Перевитск, Зарайск (Осетр), первое время рязанской была Коломна. На юго-западе Московской области, по берегам Оки и ее притоков, в составе Черниговского княжества были построены города Тешилов, Колтеск, Лобынск (позднее отошел к Рязанскому княжеству). Западная часть области – верховья реки Москвы – принадлежали первоначально Смоленскому княжеству.

Здесь находился смоленский город-форпост Можайск. В северо-западной части нынешнего Подмосковья Ростово-Суздальское княжество граничило с Новгородской землей. Здесь на торговом пути в Новгород находился древний новгородский город Волоколамск (Волок Ламский). Все древнерусские города Подмосковья расположены на берегах рек. Место древнего города в гидрографической системе Волго-Окского междуречья являлось одним из ключевых факторов, оказывающих решительное влияние на его историю.

Большинство древних городов Московской области упоминаются в летописях начиная с середины XII века. Самое раннее летописное упоминание, вероятнее всего, относится к древнерусской Дубне (1134 год, Новгородская перваялетопись). Вторым, под 1135 годом, упоминается Волоколамск. Список дат первых летописных упоминаний древнерусских городов Московской области (указываются только города, впервые упомянутые в домонгольское время):

1134 – Дубна
1135 – Волоколамск
1146 или 1147 – Колтеск, Лобынск
1147 – Москва, Тешилов
1152 – Перемышль Московский (по данным В.Н. Татищева)
1153 – Ростиславль
1154 – Дмитров
1177 – Коломна
1225 – Зарайск (Осетр), возможно, под именем Осетр – 1146.
1231 – Можайск

1 Волоколамск

Волоколамск – Волок на Ламе (Волок Ламский). Древний новгородский город, располагался в излучине левого берега реки Городни, у впадения ее в реку Ламу (притока реки Шоши бассейна Волги), на торговом пути, связываю­щем новгородские земли с Волго-Окским бассейном. Впервые упоминается в летописи под 1135 годом. Культурный слой домонгольского времени выявлен на территории Волоколамского городища и окружающих его посадов. Оборонительные конструкции XII века обнаружены в нижних слоях окружающего городище вала высотой до 6 метров.

2 Дмитров

Дмитров, согласно летописному указанию основан в 1154 году Юрием Долгоруким. Археологические данные подтверждают существование города с середины XII века. Дмитровский кремль – укрепленная часть древнего города – расположен на правом берегу реки Яхромы (притока реки Сестры бассейна Волги). Его окружает вал высотой до 7 метров. В кремле и вокруг него, на территории посадов, обнаружены многочисленные культурные остатки домонгольского периода.

Большинство специалистов считают несомненной связь названия города с именем великомученика Дмитрия Солунского, что позволяет обоснованно предположить появление здесь Дмитриевской церкви одновременно с созданием города или в первые годы его существования. Возможно, именно в этой церкви первоначально находилась происходящая из Дмитрова известная икона Дмитрия Солунского, написанная в конце XII – начале XIII вв.

3 Дубна

Древнерусская Дубна располагалась на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Дубны. Основана Юрием Долгоруким на месте ранее суще­ствовавшего русского поселения. Впервые упоминается в летописи под 1134 годом, таким образом, имеет наиболее раннее упоминание из всех древнерусских городов Московской области. Исследован небольшой фрагмент сохранившихся оборонительных сооружений и отдельные участки жилой застройки. В ближайших окрестностях на правом и левом берегах Волги, левом и правом берегах реки Дубны расположено пять селищ, являющихся остатками посадов древнерусского города.

Одно из них, Пекуновское селище, имеет, судя по всему, более ранее происхождение и содержит многочисленные материалы, связанные с функционированием Волжского торгового пути в X-XI вв. Вероятно, это селище являлось историческим предшественником древнерусской Дубны. В его окрестностях расположено два крупных курганных могильника XI-XII вв., в которых, вероятно, похоронены жители Пекуновского селища и города Дубны. Несколько более позднее христианское кладбище древнерусской Дубны располагалось на правом берегу Волги, на склоне песчаного бугра у южных окраин городского посада.

Древнерусская Дубна являлась региональным административным, торговым, военным и духовным центром XII – первой трети XIII вв. Будучи на первом этапе своей истории пограничной крепостью большого Ростово-Суздальского княжества, в дальнейшем она вошла в состав Переяславского княжества со столицей в Переяславле Залесском. Судя по материалам археологических исследований, в городе осуществлялось таможенное освидетельствование товаров, которые везли по рекам Волге и Дубне; здесь располагались местная администрация и гарнизон, работали многочисленные ремесленники, была православная церковь.

Город как минимум дважды сгорал в междоусобных воинах – в 1149 и 1216 годах, после этого отстраивался заново. Погиб в ходе монголо-татарского нашествия, в январе-феврале 1238 года. В дальнейшем на месте города существовало село Городище (оно же село Дубна) – нынешняя улица Ратмино города Дубны Московской области, в XV-XVI вв. здесь же действовал средневековый таможенный пункт «Дубенское мыто».

4 Зарайск (Осетр)

Город Зарайск (он же Заразск, в домонгольское время, возможно, назывался Осетр) располагается на мысу правого берега реки Осетр (притока реки Ока). Впервые упоминается в летописи под 1225 годом. С Зарайском связано предание о добровольной гибели княгини Евпраксии, муж которой, князь Федор Юрьевич, был убит в стане Батыя. По преданию, под Зарайском собирал свое ополчение Евпатий Коловрат. Культурный слой домонгольского Зарайска выявлен на территории более позднего Зарайского кремля и в его окрестностях.

5 Звенигород

Древнерусский Звенигород располагался на мысу левого берега реки Москвы, на западной окраине левобережной части современного города. Звенигород возник в середине XII века, ко времени монголо-татарского нашествия он уже был относительно крупным городским центром. Впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты около 1339 года. Остатки укрепленной части домонгольского Звенигорода представляют собой крупное городище с сохранившимися участками вала XII века; вокруг него расположены посады. В культурном слое древнерусского Звенигорода найдено две берестяные грамоты. Обе они датируются первой половиной XII в.

Одна является коротким отрывком какого-то письма со словами: «а мне не надобно», вторая представляет собой полностью сохранившийся текст письма от Говеновой вдовы к Неженцу с требованием выплатить то, что Неженец был должен покойному Говену, и угрозой судебного преследования: «От Говеновой [вдовы] к Неженцу. Дай шестьдесят кун ладейных (т.е. за ладью или на ладью). [Так] сказал Говен перед смертью (букв.: идя на суд), а поп записывал. Дай [их] Луке. Если же не дашь, то я возьму у князя отрока и вместе [с ним] приеду — это тебе станет в большую сумму».

6 Коломна

Коломна расположена при впадении реки Коломенки в реку Москву. Впервые упоминается в летописи под 1177 годом как пограничный город Рязанского княжества. Культурный слой домонгольского времени выявлен на территории позднего кремля и в его окрестностях. В 1237 году в районе Коломны произошла крупная битва русских отрядов с войсками Батыя, закончившаяся победой татаро-монголов, взятием и разрушением города.

7 Колтеск

Город Колтеск располагался на левом берегу реки Мутенки, правого притока реки Оки. Впервые упоминается в летописи под 1146 или 1147 годом в связи с походом Святослава «Пришедшю от Святославу в Колтеск городок». Городище Колтово, представляющее собой остатки детинца древнерусского города, практически полностью разрушено при строительстве автодороги, сохранившиеся участки культурного слоя содержат материалы домонгольского периода. Вокруг городища расположено несколько селищ – остатки городских посадов. Город погиб во время татаро-монгольского нашествия.

8 Лобынск

Город Лобынск (Лобыньск) располагался на мысу левого берега реки Оки, при устье ее притока, реки Протвы. В настоящее время на этом месте находится село Дракино. Площадка памятника была заселена еще в VIII-X вв., первоначальное селище на этом месте относится к ранним вятичам. Городской культурный слой фиксируется начиная с XII в. Впервые упоминается в летописи под 1146 или 1147 годом. В XII в. принадлежал Черниговскому княжеству, в XIII в. – Рязанскому. Город погиб в ходе татаро-монгольского нашествия, возможно, после этого на некоторое время возродился.

9 Можайск

Можайск расположен на правом берегу реки Москвы, при устье реки Можайки. Основан в XII веке, впервые упоминается в летописи под 1231 годом. Сохранилась укрепленная часть древнерусского города – Можайский кремль, окруженный валом высотой до 3 м. В ходе археологических исследований на его территории обнаружены многочисленные материалы домонгольского периода.

10 Москва

Древнерусская Москва располагалась по левому берегу одноименной реки, на мысу при впадении в нее реки Неглинной. Сейчас это место находится в юго­западной части Московского Кремля. Русское поселение на месте нынешней Москвы возникает не позднее XI века. Город впервые упоминается в летописи под 1147 годом. Археологическими исследованиями выявлены остатки мысового городища конца XI в., располагавшегося при впадении реки Неглинной в реку Москву, материалы торгово-ремесленного посада XI-XII вв., существовавшего в окрестностях крепости.

Картина Апполинария Васнецова «Основание Москвы»

В центральной части крепости располагалась деревянная церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. В 1156 году Андрей Боголюбский ставит в Москве по указанию Юрия Долгорукого новую деревянную крепость. В 1177 г. ее сжег рязанский князь Глеб Ростиславич, но затем она была быстро восстановлена. В начале XIII века Москва становится центром удельного княжества. В 1238 году, во время монголо-татарского нашествия, город был взят штурмом, разграблен и сожжен. Возвышение Москвы и ее становление как столицы русского государства происходит в период ордынского ига.

11 Перевитск

Город Перевитск располагался на мысу правого берега реки Оки, в районе современного села Перевицкий Торжок. Площадка городища прямоугольной формы окружена валом высотой до 7 м. Древнерусский Перевитск входил в состав Рязанского княжества. Он упоминается в летописи лишь под 1389 годом, однако материалы археологических исследований позволяют уверенно относить основание города к домонгольскому времени.

12 Перемышль Московский

Перемышль Московский располагался на мысу правого берега реки Моча (бассейн реки Москвы), между оврагами. Его остатки известны как Сатино-Та­тарское городище. Площадка укрепленной части древнего города окружена валом высотой до 6 м и рвом глубиной до 4 м; вокруг расположено несколько неукрепленных селищ – остатки городского посада. Раскопаны остатки домов и укреплений XII-XIII вв. По сведениям В.Н. Татищева, основан в 1152 г. Юрием Долгоруким. Некоторые современные исследователи высказывают сомнения в датировке времени создания города домонгольским временем и относят его к более позднему периоду.

13 Ростиславль Рязанский

Ростиславль, древнерусский город, располагавшийся на мысу правого берега реки Оки, в окрестностях современного села Полуряденки. Городище с напольной стороны ограничено рвом и валом высотой до 4,5 м. К укрепленной части города примыкают посады. Основан, по летописным сведениям, рязанским князем Ростиславом Ярославичем в 1153 году. Под более поздними слоями и конструкциями исследованы остатки жилых и оборонительных сооружений XII­XIII вв. Выделяется особая группа керамики «ростиславльского типа», датирующаяся XII-XIV вв.

Об основании Ростиславля известно из Никоновской летописи: «Князь Ростислав Ярославич Рязанский создал во имя свое град Ростиславль у Оки реки». В мае 1183 года Ростиславль стал одним из пунктов сбора войска коалиции русских князей для похода в Волжскую Булгарию, которую возглавлял Всеволод Большое Гнездо.

В 1342 году князь Ярослав Александрович Пронский переносит столицу Рязанского княжества из Переяславля Рязанского в Ростиславль. С этим были связаны кровавые события. В 1340 году рязанский князь Иван Иванович Коротопол убил своего родственника Александра Михайловича Пронского в пылу борьбы за власть. Через два года его сын Ярослав получил от хана Джанибека ярлык на рязанское княжение и татарское войско.

В 1342 году Ярослав взял Переяславль и выгнал оттуда своего дядю Ивана. Однако, оставаться в городе, который взял с помощью татар, не решился и перенес столицу в один из крупнейших городов Рязанского княжества того времени. Вероятно, Ростиславль оставался столицей на протяжении ещё двух лет, до смерти Ярослава Пронского в 1344 году.

С присоединением в 1521 году Рязанского княжества к Москве Ростиславль утратил свое значение крупного центра, уступив его соседнему Зарайску, где к 1531 году была выстроена кирпичная крепость. Во время борьбы с крымскими татарами Ростиславль оказался одним из многочисленных укреплений вдоль Оки. Вероятно, в это время неоднократно разорялся, вследствие чего и пришёл в упадок.

В 1874 году территория Ростиславля использовалась крестьянами как пашня. В XX в. здесь были огороды местных жителей, потом — яблоневый сад. В настоящее время городище Ростиславль частично поросло лесом, а большая часть его площадки покрыта травостоем. С 1994 года началались археологические работы. С 2000 г. на городище ежегодно работает ростиславская археологическая экспедиция.

14 Свирельск

Упоминается в летописи под 1176 годом, в связи с походом черниговского князя Олега Святославовича. Город располагался на территории современной Московской области,судя по всему – в бассейне реки Оки. Точное местоположение города не установлено.

15 Тешилов

Город Тешилов располагался на правом берегу реки Оки, на участке между двумя глубокими оврагами, близ современного села Спас-Тешилово. С напольной стороны городища сохранился вал высотой до 6 м и ров глубиной до 4 м. Упоминается в летописи под 1147 годом. На площадке городища и окружающих его селищ – посадов древнерусского города – выявлены многочисленные культурные остатки XII-XIII вв. В 1237 году был сожжен татаро-монголами.

16 Тушков

Город Тушков располагался на мысу правого берега реки Москвы, в районе нынешней деревни Тушков городок. Сохранилось городище, представляющее собой остатки укрепленной части древнерусского малого города, существовавшего с XII-XIII веков, окруженное валом высотой до 6 м и рвом глубиной до 3,5 м. На территории городища исследованы остатки жилых построек, следы кузнечного и ювелирного производств. К югу и востоку от городища располагались посады.

17 Хотунь

Город Хотунь находился на мысу левого берега реки Лопасня, левого притока реки Оки. Остатки городища – детинца древнерусского города – расположены близ южной окраины села Хатунь. Большая часть городища занята современным кладбищем. Впервые упоминается в духовной грамоте 1401-1402 гг., однако материалы археологических исследований позволяют обоснованно предполагать существование города уже в домонгольский период.

Пекуновское селище. Сборы с берегового обрыва

Пекуновское селище. Кресты-тельники 12-13 века

Материал создан: 31.08.2015

комментарии к статье



iamruss.ru

4 апреля 1147 года в летописях впервые упоминается Москва — Общество. Новости, Новости России — EADaily

Первым достоверным летописным упоминанием о Москве считается указание Ипатьевской летописи на встречу в городке под названием Москов ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Указано, что встреча состоялась в день «Пятка на Похвалу Богородицы», что позволяет совершенно точно ее датировать — дело было в субботу 4 апреля 1147 года.

Согласно летописи «О зачале Московского княжения», которую подробно изучил и затем связно пересказал В. Н. Татищев, территория сия не принадлежала князю с рождения. Известно, что села на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями. Если верить Татищеву, который ссылается на недошедшую до нас летопись, опальный боярин после ссоры с князем собрался было бежать в Киев со своей женой, которая была любовницей Долгорукого. Однако князь настиг и убил его в Москве, возвратившись из похода на Торжок зимой 1146—47 гг.

Однако многие историки к этой версии относятся весьма скептически, считая ее скорее романтической легендой, правда, с плохим концом. Тем не менее имя погибшего Кучки не было стерто из истории — даже перейдя в княжеское, Москва некоторое время продолжала носить второе название «Кучково». А район между Лубянкой и Сретенскими воротами аж до XV в. был известен как Кучково поле.

Зато факт встречи союзных князей в апреле 1147 в Москве является совершенно бесспорным, поскольку его подтверждает и Киевская летопись, при этом так же называя место встречи, как «Москов». Она прямо сообщает, что в 6655 году (т.е. в 1147 от Рождества Христова) все на тот же день «Пятка на Похвалу Богородицы» (т.е. 4 апреля) Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, Святослава Ольговича, в Москву для переговоров: «Приди ко мнѣ брате въ Московъ. Ст҃ославъ же ѣха к нему съ дѣтѧтемъ своим Ѡлгомъ». Эта встреча сопровождалась роскошным пиром («обед силён») и обменом подарками. От этого события, как от первого письменного упоминания, принято отсчитывать историю Москвы.

Хотя, согласно различным косвенным летописным данным и результатам археологических раскопок, Москва основана значительно раньше 1147 года. Вскрыты остатки деревянной мостовой 11 века, и даже само первое летописное упоминание о Москве свидетельствует о том, что в городе уже было что-то вроде боярских или княжеских хором. Где суздальскому князю Юрию было не стыдно устроить прием своему союзнику, изгнанному из Чернигова князю Святославу Ольговичу. Кстати, именно с этой встречи началась война за киевский престол, которого Долгорукий все же добился через 10 лет. Однако эта победа стоила ему жизни и не прибавила большой славы. А обессмертило имя Юрия не обладание Киевом, к которому он так стремился, а застолье, устроенное в маленьком городке на краю княжества…

eadaily.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *