Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Горе от ума Грибоедов)
Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов — любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами.
Софья — основной сюжетный партнёр Чацкого, она занимает особое место в системе персонажей комедии. Любовный конфликт с Софией вовлёк героя в конфликт со всеми в обществе, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. Она человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.
В характере Софии есть качества, резко выделяющие её среди людей фамусовского общества. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в её пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
В характере Софии есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в этом образе Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают её одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся в доме Фамусова гостей, убеждённой в том, что Чацкий — совершенно нормальный человек.
София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит её в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, она настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров).
София, любительница французских романов, очень сентиментальна. Она идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства.
Отношение Софии к Чацкому совершенно иное. Она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять его, избегает объяснений. София несправедлива к Чацкому, считая его чёрствым и бессердечным: «Не человек, змея». София приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть своё безразличие к нему: «На что вы мне?».
София, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдаётся любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Эта любовь — своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы найти ей богатого жениха.
София самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии её любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упрёков, жалоб, слёз моих не смейте ожидать, не стоите вы их. ..». София осознаёт самообман, винит только себя и искренне раскаивается. В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остаётся и следа. Судьба Софьи, на первый взгляд, неожиданна, но в полном соответствии с логикой её характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого, Действительно, как тонко заметил Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии горем, жизненной катастрофой.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и во взаимоотношениях в Софьей. Вот почему в комедии образ Софьи играет немаловажную роль.
Чацкий, отсутствовавший три года, возвратившись, замечает, что Софья, его любимая девушка, очень изменилась — и внутренне, и внешне, и по отношению к нему, Чацкому. Сцена встречи бывших влюбленных построена автором на контрасте: Чацкий, оживленный, болтливый, спешащий узнать новости, и Софья, отвечающая на многочисленные вопросы сначала неохотно, затем с раздражением. От Чацкого не укрывается странное поведение Софьи:
Удивлены? И только? Вот прием!
Как будто не прошло недели;
Как будто бы вчера вдвоем
Мы мочи нет друг другу надоели.
Ни на волос любви! Куда как хороши!
В этом маленьком диалоге происходит завязка двух основных сюжешыл лнни5 Чацкий-Софья и Чацкий — фамусовское общество. В разговоре с Фамусовым, в котором тот раскрывает свою жизненную философию «и награжденья брать и весело пожить , Чацкий узнает, что Фамусов не выдает Софью за него замуж потому, что у него на примете есть завидный жених — Скалозуб. В этой сцене видно, как Фамусов всячески угождает гостю, и как пренебрежительно относится к Чацкому, замечая, впрочем, что «он малый с головой», но в службе не видит смысла.
Отсюда и начинается борьба Чацкого за Софью, поиск человека, которого она любит. Желание разобраться в чувствах девушки и ведет к обострению взаимоотношений героя со средой. В разговорах со скалозубом, Фамусовым, Молчалиным Чацкий не скрывает своего резко отрицательного отношения к крепостничеству, отвергает предрассудки, страстно отстаивает идеалы справедливости, свободы, просвещения. Чем более он пытается понять. Что случилось с Софьей, тем более узнает фамусовское общество, и тем более протестует против него. Таким образом, частная линия (Чацкий-Софья) осложняется общественной коллизией, которая становится ведущей. Образ Софьи — своеобразная пружина, движущая основной конфликт пьесы.
Однако образ ценен и с точки зрения того, что происходит с личностью в фамусов-ском обществе. Эта девушка наделена хорошими качествами: она умна, обладает сильным характером. Софья любознательна, много читает (отец замечает — ей сна нет от французских книг), свободна от предрассудков в любви.
Эта девушка поневоле симпатична. В Софье нас привлекает способность глубоко переживать и искренне любить. Когда ей открылось истинное лицо Молчалина, она сумела признать свою ошибку и не уронить свое достоинство, хотя ей было нестерпимо больно.
Все же Софья дитя фамусовского общества. Все лучшие качества ее характера не могут получить развития в нем. Поэтому Софья оказалась способна на подлость, наговорив на Чацкого, не увидела в Молчалине беспринципного и безнравственного человека.
В своем произведении Грибоедов сумел новаторски подойти к жанру комедии.
Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является одним из выдающихся произведений первой половины XIX века. Все герои пьесы являют собой типичные образы, обладают неповторимыми индивидуальными чертами характера. Грибоедов стремится изобразить своих героев такими же сложными, каким сложными бывают реальные люди.
Представителем наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» является Софья. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» очень хорошо говорит о смешении в Софье «хороших инстинктов с ложью», «живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения», что она «загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Автор обнаружил в ней «задатки недюжинной натуры», потому-то «недаром ее любил и Чацкий».
От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не — случайно обратила внимание на Молчалина, своими чертами и своим поведением напоминавшего ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Для отца Софьи в книгах — все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и «уездной барышне», пушкинской Татьяне — Ричардсон, Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего, Софья и сконструировала тот идеальный образ, который ей видится в Молчалине.
Героиня грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь первый жесткий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают ей на долю. Поэтому Софья — характер, который может быть еще развит и раскрыт «до конца» только в будущем. Уже первые явления пьесы рисуют натуру живую, увлекающуюся, своевольную, обещающую своим поведением бурное развитие событий. Вспомним гончаровские слова о том, что в ее «физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Грибоедову было необходимо наметить эти качества героини уже в первых явлениях пьесы, до того как в действие включится главный герой. Это было важно именно потому, что в контактах с ним Софья все же замыкается в себе, ускользает, и для зрителей может остаться не до конца ясной внутренняя мотивировка ее поступков.
Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Чацкий это понимает и свои речи адресует, прежде всего, Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест». Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.
Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужамальчика, мужаслуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.
Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, задуманный и выполненный, очень близкий Чацкому. Критики Н. К. Писарев и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…»
Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.
Совершенно справедливо Н. К. Писарев отмечал, что «драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже».
В своеобразную борьбу с Чацким Софья постепенно втягивается и в какой-то момент утрачивает возможность чувствовать грань, отделяющую колкие, раздраженные от поступка явно бесчестного действия. Но видимо, именно потому-то ее можно отнести к одному из самых живых и деятельных персонажей комедии. Софья — яркая индивидуальность, а не только определенный социальный тип и определенная нравственная модель.
А. С. Грибоедов в своей комедии сумел показать не только жизнь современников, но и создал ряд незабываемых образов, не менее интересных современному читателю и зрителю. Как говорил Гончаров, именно поэтому «Горе от ума» «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью».
похожие материалы
< Предыдущая | Следующая > |
---|
For the Love of Grief на Apple Podcasts
12 эпизодов
For The Love of Grief — подкаст, который ведет Одетт Молд MBE, где она открыто говорит о часто табуированной и скрытой теме жизни после смерти любимого человека . Шоу организовано Софией Гиблин, покровительницей благотворительной организации Harry’s Rainbow и основателем благотворительной организации Clear Sky Children’s. София присоединяется к Одетт в беседах, которые затрагивают темы о детях, посещающих похороны, общественной поддержке и поддержке нашего собственного благополучия, когда мы воспитываем осиротевшего ребенка. У Одетт и Софии есть непосредственный опыт смерти любимого человека в ближайшем окружении и создание детских благотворительных организаций для помощи другим. В этом подкасте они также поделятся своими историями горя и тем, что они нашли полезным в нашем многолетнем опыте работы с детьми и семьями.
Празднование юбилеев и торжеств
Празднование годовщин и торжеств
Ведущие Одетт Молд и София Гиблин рассказывают, как семьи могут вспомнить своих покойных близких в этом заключительном эпизоде.
Первый год после потери близкого человека особенно тяжелый. События и особые даты, такие как дни рождения, годовщины свадьбы, День матери и отца и Рождество, часто бывают мрачными и эмоционально заряженными. Многие семьи испытывают затруднения, когда думают о том, чтобы отпраздновать память своего покойного любимого человека.
Следующие годы не обязательно будут легче, напоминает слушателям Одетт. Не ожидайте, что к седьмому или восьмому году вы соберете все полностью вместе — вы можете подумать, что справляетесь, а затем внезапно у вас снова могут возникнуть трудности примерно в это же время. Всегда помните о себе и окружающих, добавляет она.
Многие семьи склонны менять свои традиции в связи с такими событиями, как Рождество, иногда уезжая в отпуск вместо того, чтобы оставаться дома. На самом деле речь идет о том, чтобы делать то, что лучше всего подходит для вашей семьи, будь то нарушение традиции или посвящение некоторого времени воспоминаниям о том, кого вы потеряли.
Key Takeaways
Первый год после потери любимого человека особенно труден, когда речь идет о годовщинах и событиях. Не думайте, что другие не борются только потому, что это не первый год после потери. Делайте то, что лучше всего подходит для вашей семьи. Ресурсы
Harry’s RainbowОдетт Молд на LinkedInSophia Giblin на LinkedIn Пожертвовать Harry’s RainbowКак вы можете поддержать осиротевшего родителя
Как поддержать скорбящего родителя
Ведущие Одетт Молд и София Гиблин обсуждают, как родители могут поддержать себя после потери ребенка в предпоследнем эпизоде первого сезона. потерять Гарри. Ей не нравилось, когда люди пытались утешить ее, говоря, что понимают, через что она проходит, потому что это не так: только тот, кто потерял собственного ребенка, может понять уникальную боль похорон своего ребенка. И когда люди хвалили ее силу, говоря, что они не смогут держаться, как она, это заставляло ее чувствовать, что она не может быть уязвимой перед ними.
Что действительно помогло ей, так это то, что люди, желающие поговорить о Гарри и вспомнить его, отправили простое сообщение в годовщину его смерти. Эти вещи имели огромное значение для Одетт и ее семьи.
Одетт советует слушателям, знавшим умершего ребенка, записать воспоминания о нем на открытке и отправить семье покойного. Ваша память об их любимом человеке будет бесценна для них.
Key Takeaways
Вместо того, чтобы говорить, что вы понимаете потерю родителей, утешьте их, предложив помочь им всем, чем вы можете. Семьи ценят, когда люди протягивают руку помощи и вспоминают своих покойных близких. семья — это то, чем они будут дорожить. Ресурсы
Harry’s RainbowОдетт Молд на LinkedInСофия Гиблин на LinkedInПожертвовать на Harry’s RainbowКак поддержать ребенка, потерявшего родителя
Как поддержать ребенка, потерявшего родителя
Соведущая София Гиблин рассказывает о своем опыте потери родителя в подростковом возрасте и о том, как ей приходится справляться, будучи старшей из четырех детей.
У мамы Софии был диагностирован рак в год ее GCSEs. У их семьи были основания надеяться, что ей станет лучше после химиотерапии, но ей становилось все хуже и хуже. Видеть, как ее здоровье ухудшается из-за лечения, уже было достаточно травматично, но София была вынуждена внезапно смириться с потерей матери, когда отец усадил ее и ее братьев и сестер, чтобы объяснить, что их мать не выживет. Не прошло и недели, как их мама умерла.
Идти по жизни с этим горем в сердце было трудно. София не чувствовала себя в безопасности со своими чувствами и не хотела говорить о своей боли, опасаясь, что это вызовет боль и у других. Она подавляла их и пыталась обездвижить, и если она находила кого-то, с кем, по ее мнению, было достаточно безопасно поговорить, она прощупывала воду, чтобы увидеть, насколько безопасно.
Одетт и София напоминают слушателям о важности создания безопасного пространства для детей, чтобы они могли поделиться своими чувствами, мыслями, страхами, желаниями и проблемами.
Key Takeaways:
У Софии совсем не было времени смириться с потерей мамы. Иногда люди подавляют свои чувства и не говорят о них с другими, потому что не чувствуют себя в безопасности с ними. Важно, чтобы взрослые создавали безопасные пространства для детей, чтобы они могли поделиться своими мыслями.Роль школы в горестном путешествии учащегося
Роль школы в переживании горя ученика
В этом выпуске ведущие Одетт Молд и София Гиблин рассказывают о том, как школы могут повлиять на горе ребенка.
Во всех школах должна быть политика в отношении утраты, рекомендуют Одетт и София, которая охватывает всю информацию, которую школа должна знать, что им нужно делать и как реагировать на инцидент в их школьном сообществе. Персонал офиса должен быть проинструктирован о том, как реагировать на родителей или опекунов, информирующих школу о смерти члена семьи учащегося.
Вам не нужно быть штатным сотрудником, чтобы привести вещи в движение — если вы считаете, что можете что-то сделать, вы можете позвонить в местную школу и внести предложения — вы даже можете связаться с такими организациями, как «Радуга Гарри». Важно создать атмосферу сопереживания, чтобы ученики могли встречать их с добротой и пониманием, когда они скорбят.
Общение необходимо при поддержке скорбящего ученика. Родители и учителя не могут постоянно контактировать друг с другом, но даже наличие одного ключевого сотрудника, с которым они могут поговорить, имеет большое значение.
Ключевые выводы:
Сотрудники офиса должны быть проинструктированы о том, как реагировать на родителей или опекунов, информирующих школу о смерти члена семьи учащегося. Важно поддерживать атмосферу и культуру сопереживания в школе. ключевые сотрудники, с которыми родители и учащиеся могут общаться.Как вы на самом деле можете помочь семье скорбящего?
Как вы можете реально помочь семье скорбящего?
For the Love of Grief — это подкаст, в котором рассказывается о воспитании детей после потери. Горе не проходит, оно всегда будет жить с нами. В этом эпизоде ведущие Одетт Молд и София Гиблин исследуют роль сообщества в путешествии по горю.
Большинство сообществ готовы помочь членам, которые скорбят о потере близкого человека, но иногда они не знают, как помочь. Некоторые люди могут даже избегать людей, потерявших близких, потому что они не знают, что сказать, поэтому вообще ничего не говорят. Вместо того, чтобы делать это, лучше на самом деле сказать им, что вы не знаете, что сказать — такая простая фраза, как «Я не понимаю, через что вы проходите, но я здесь для вас», может иметь большое значение. .
Чтобы лучше подготовиться, подумайте, что вы можете предложить, прежде чем начинать разговор. Это что-то практичное? Это эмоциональная поддержка? Знаете ли вы об организации, которая может помочь семье?
Частично то, что делает общение таким трудным, — это отвращение общества к разговорам о смерти и умирании, несмотря на то, что это естественная часть жизни. Мы также реагируем на новости о том, что близкие других людей умирают, так же, как и в первый раз, подозревает София. Мы с трудом реагируем на других, потому что нам не на что ориентироваться.
Key Takeaways:
Вместо того, чтобы вообще ничего не говорить, когда вы не знаете, что сказать, вы можете буквально просто сказать, что не знаете, что сказать. ваше сообщество, прежде чем вы начнете разговор. Мы часто изо всех сил пытаемся предложить поддержку людям, потерявшим близких, потому что люди когда-то изо всех сил пытались предложить поддержку нам. Ресурсы
Harry’s RainbowОдетт Молд на LinkedInSophia Giblin на LinkedInПожертвовать на Harry’s RainbowВоспитание горюющего ребенка и другие советы семьям, потерявшим близких
Воспитание горюющего ребенка и другие советы для семей погибших
В этом выпуске ведущие Одетт Молд и София Гиблин обсуждают, как родители могут удовлетворить потребности детей, потерявших близких.
Установление границ в отношении своих физических потребностей, таких как хороший ночной отдых, важно для развития вашего ребенка. Родители должны быть смелыми и решительными, чтобы поддерживать эти границы даже в горе, особенно в отношении сна и питания.
Что касается психического благополучия, то здоровое выражение своих чувств — хороший способ поддержать и поощрить своих детей. Если они увидят, что вы подавляете свои эмоции и не говорите о них, они могут применить тот же подход. Это может быть не очень хорошо для них — они могут захотеть поговорить об этом, но вы не даете им возможности сделать это.
Мы часто чувствуем, что, будучи взрослыми, мы должны все время быть главными, но иногда лучше позволить детям взять на себя инициативу и просто установить границы, в которых они играют. Вот как мы их учим: если они все делали по четким инструкциям, они научатся следовать указаниям, а не думать самостоятельно.
Основные выводы:
Родители должны быть смелыми и решительными, чтобы поддерживать границы с детьми даже в горе. Вместо того, чтобы подавлять свои эмоции как родитель, вы должны сообщать о своих чувствах — помните, что ваш ребенок наблюдает за тем, что вы делаете, чтобы знать, что он должен делать. Иногда мы должны позволять детям брать на себя инициативу и просто создавать границы, в которых они играют. Ресурсы
Harry’s RainbowOdette Mold на LinkedInSophia Giblin на LinkedIn
Лучшие подкасты для детей и семьи
Как горе меняет мозг
Источник: Дэвид Матос/Unsplash
В Книга радости: прочное счастье в меняющемся мире , соавтор (с Далай-ламой и Десмондом Туту) и рассказчик Дуглас Карлтон Абрамс рассказывает рассказ об отце, получившем черепно-мозговую травму. Какое-то время это было так, но когда он пришел в себя, другой его сын сказал ему: «Мне жаль, что это случилось с тобой».
И отец ответил. «Ничего страшного. Это часть моей учебной программы».
Это часть моей учебной программы.
Полезная метафора для жизни и горя.
«Размышление о горе как о форме обучения делает [горе] немного более знакомым и помогает нам понять», — сказала психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор, автор книги Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся. Любовь и потеря .
До того, как О’Коннор начала изучать горе, у нее были общепринятые представления о нем. «У меня было очень традиционное мнение, что это событие, которое происходит с нами, и поэтому мы должны реагировать на этот стресс и восстанавливаться».
Но вскоре она поняла, что горе — это не просто дополнительный стресс; что более важно, это было глубокое вычитание. «Мне на самом деле не приходило в голову, что мозг должен приспосабливаться к потере этого человека, который обеспечивает все это утешение и вознаграждение, и мы должны выяснить, как жить в мире с этим отсутствием».
Научиться жить с отсутствием — самый важный урок в учебной программе «Горе 101».
Детский сад горя — это хаос
Очень раннее горе — это хаотичное внутреннее состояние. Наш мозг вращается, как сломанный жесткий диск, пытаясь найти человека, которого мы потеряли. Они проходят сценарий за сценарием, и все заканчиваются тем, что любимый человек выживает. Они изо всех сил пытаются понять невообразимое будущее. И все это, одновременно обсуждая жизненные потребности: просыпаться, принимать душ, есть. И мы должны выполнять более сложные задачи — работать, воспитывать детей и взаимодействовать с другими.
В начале горя этот хаос прекрасен. Не весело, но и не удивительно. Раннее горе — это неуправляемый детский сад, с трудными новыми мыслями и эмоциями, буйствующими в нашем мозгу. Стоит ли удивляться, что горе также истощает физически? «Это похоже на то, как будто вы пытаетесь научиться считать, одновременно участвуя в марафоне», — сказал О’Коннор — отсюда и туман в голове, на который многие из нас жалуются.
Нервная тяжелая утрата
Наш мозг тратит энергию только на поиски потерянных близких. Исследователи определили то, что они называют нейронами «здесь, сейчас, рядом», которые эволюционировали, чтобы помочь нам отслеживать близких, от которых мы зависим. Когда телесное присутствие нашего любимого человека внезапно исчезает (и это кажется внезапным, даже когда мы его ожидаем), наш мозг не сразу перестает смотреть. Они должны со временем усвоить, что человека больше нет здесь, сейчас, рядом.
И, изучая полевок, исследователи заметили то, что они называют «нейронами партнерского подхода» в миндалевидном теле. Это «нейроны, которые активизируются, когда вы приближаетесь к партнеру», — говорит О’Коннор. «По мере того, как связи становятся сильнее, таких нейронов становится больше». Что происходит с этими нейронами, когда любимый человек уходит? Мы еще не знаем. Эта область исследований является достаточно новой, и лонгитюдные исследования еще не завершены.
Осознанность и горе
Наш мозг также должен научиться справляться с сильными эмоциями, включая печаль и то, что я считаю ее сопровождающими гремлинами: чувство вины, размышления и сожаление. В то время как печаль неизбежна и здорова, гремлины препятствуют исцелению. Одна из гипотез утверждает, что размышления — это способ избежать мучительной печали чистого горя, либо отвлекая себя чувством вины и сожаления, либо живя в мире лучших результатов.
«Все эти истории, которые мы рассказываем себе, эти виртуальные реальности, которые мы придумываем, все эти истории заканчиваются словами «а потом мой любимый человек выжил», — сказал О’Коннор. «Но, конечно, это не реальность. Как бы ни было больно сталкиваться с этим, это также мир, в котором вы живете сейчас. Проведение большого количества времени в этом виртуальном мире не помогает нам общаться с окружающими нас людьми, не помогает нам понять, что мы должны делать сегодня».
Сегодня, здесь и сейчас можно обрести покой: Да, его нет, но небо голубое, и кардинал на птичьей ванночке, и кофе у меня горячий . Хотел бы я, чтобы он был здесь, наслаждаясь утром со мной? Конечно. Но это не так, и желание приносит только боль. Это практика внимательности, позволяющая замечать, когда ваш ум блуждает по темным проходам, и возвращать его к настоящему моменту.
Нейронная перестройка
Нейроны, которые активируются вместе, связываются друг с другом, поэтому моя стратегия для скорбных гремлинов заключалась в том, чтобы изгонять их — снова и снова. Я не хочу, чтобы мой мозг уносил меня в темные места каждый раз, когда я думаю о Томе. Когда мой разум начинает идти по темному пути, я говорю, часто вслух: «Слишком поздно». Иногда я блокирую мысли визуализацией чего-то, что представляет для меня Тома, или, лучше, любовным воспоминанием о нем, чтобы укрепить эту нейронную связь.
Возможно, это звучит как-то по-медицински. Поверьте мне: было много жалких рыданий. Но волны горя — это нечто другое, с чем мы учимся справляться. В первые месяцы после смерти Тома я сдерживала слезы, опасаясь, что, вырвавшись на свободу, они уже никогда не остановятся. В конце концов плотина прорвалась, но я узнал, что даже самые первобытные вопли в конце концов стихают. Они подошли и прошли сквозь меня. Поэтому, когда я почувствовал желание заплакать, я плакал, пока плач не прекратился, как всегда, до тех пор, пока в следующий раз я не позволю ему снова пройти сквозь меня. Я до сих пор использую этот навык, потому что слезы еще не закончились и, возможно, никогда не закончатся. Я научился незаметно плакать в супермаркетах и других общественных местах. (Солнцезащитные очки, конечно.)
Этот урок нельзя пропускать
Важно отметить, что сдерживать настоящую боль горя наркотиками, алкоголем, работой, размышлениями или чем-то еще, что вы используете для побега, не то же самое, что справляться с ней. Конечно, отдыхать от боли — это прекрасно. Сначала я отправился в недельное путешествие, убегая от боли так долго, как только мог, прежде чем вернуться домой, чтобы начать плакать.
Но длительное избегание боли не учит ваш мозг, как ее обрабатывать. Пребывание дома в одиночестве не поможет вашему мозгу научиться функционировать в мире без вашего человека. А избегание мест, людей или действий, которые напоминают вам о человеке, «выводит нас из нашей повседневной жизни», — говорит О’Коннор. «Это мешает нам иметь глубокие и часто значимые взаимодействия, которые мы можем иметь».