Софья и чацкий горе от ума: Любовь Чацкого и Софьи (Горе от ума) – история взаимоотношений

Любовь Чацкого и Софьи (Горе от ума) – история взаимоотношений

Любовь Чацкого и Софьи – двигатель сюжета комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Именно влюбленность главного героя в Софью становится причиной его приезда в дом Фамусова, а признание Софьей Чацкого сумасшедшим – причиной его отъезда.

До отъезда Чацкого за границу

Софья и Чацкий были близки до отъезда героя за границу. Девушка признается своей служанке Лизе, что взаимоотношения были связаны с привычкой постоянно находиться рядом друг с другом, так как Софья и Чацкий воспитывались и росли вместе. Софья не поддерживает то, что Чацкий покидает дом Фамусовых, она уверена, что если человек любит кого-то, то он не будет стремиться «ездить так далеко» от него.

Чувства Софьи к Чацкому

Дочь Фамусова за годы отсутствия своего давнего друга влюбляется в Молчалина. Поэтому Чацкого она встречает холодно и даже враждебно. Девушка расценивает их прошлые отношения как юношескую влюбленность.

Софья упрекает Чацкого за то, что он любит пошутить над другими людьми. Она называет его бесчувственным и равнодушным к окружающим, все слова Чацкого, по мнению героини, колки. Про себя Софья называет Чацкого змеей. Она не готова отвечать на чувства главного героя взаимностью, потому что все ее устремления направлены на будущее с Молчалиным.

Софья становится раздражительной, так как Чацкий догадывается о ее отношениях с Молчалиным. Для нее приезд старого друга – несчастье. Взаимоотношения Софьи и Чацкого были обречены на провал. Героиня искренна с Чацким, она высказывает ему все, что думает о его характере и манере поведения. Девушка не может вынести презрительных слов Чацкого относительно Молчалина. Его резкие и колкие, по мнению Софьи, слова, адресованные всему обществу, вызывают у Софьи только гнев. В результате героиня в разговоре с одним из гостей рассказывает о том, что Чацкий – сумасшедший.

Чувства Чацкого к Софье

Александр Андреевич Чацкий относится ко всему фамусовскому обществу негативно, истинной причиной его появления в доме Фамусова стала ближайшая возможность увидеть свою возлюбленную.

Пока герой «Горе от ума» находился за границей, его мировоззрение полностью изменилось, однако любовь к Софье не только оставалась прежней, но и возросла.

Чацкий искренне рад встрече с Софьей, но он и искренне не понимает, почему его возлюбленная относится к нему равнодушно. Чацкий пытается в разговорах с Софьей вспомнить их былые отношения, однако его попытки оказываются тщетными. Главный герой комедии догадывается о том, что Софья влюблена в другого. Видя то, как девушка отреагировала на падение Молчалина, он хочет убедиться в ее симпатии к нему. Поэтому Чацкий начинает серьезный разговор, в ходе которого Софья говорит о том, что ей милее весь свет, кроме него. Чацкий пытается доказать возлюбленной истинность своего чувства. Главный герой отмечает, что для него весь мир является прахом и суетой по сравнению с тем, кем для него является Софья. Чацкий говорит о том, что все его мысли и желания направлены на одну только Софью. Главный герой пытается показать, что Молчалин – не пара Софье, однако девушка остается верна своим принципам.

Так, приехавший к Софье Чацкий оказывается оклеветанным собственной возлюбленной. Главный герой узнает о том, что именно Софья распустила слух о том, что он сумасшедший. Он в растерянности говорит о том, что ехал в дом Фамусова, потому что думал, что его счастье совсем близко. Чацкий называет себя слепцом и обращается к Софье. Он упрекает ее в том, что она забыла все то, что было между ними прежде, что она обратила эту память в шутку и отдала предпочтение недостойному ее человеку. Чацкий порицает Софью за то, что она не сказала ему правду о том, что все его поступки ей противны. Главный герой комедии разрывает все отношения с бывшей возлюбленной и уезжает из Москвы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Любовь Чацкого и Софьи», рассмотрит чувства героев, участвующих в любовном конфликте.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Владислав Тугай

    12/15

  • Антон Данщиков

    13/15

  • Мухаммад Гамзатов

    14/15

  • Li Na

    15/15

  • Анна Скетч

    14/15

  • Anna Gordeeva

    11/15

  • Марьям Ибрагимовна

    6/15

  • Ильюша Дидинсайд

    15/15

  • Саид Эмирханов

    15/15

  • Алёнка Жаркова

    13/15

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума»: отношения, любовь, история взаимоотношений

Фамусов и Петрушка.
Художник М. Башилов

Чацкий, Софья и Молчалин являются центральными персонажами комедии «Горе от ума» Грибоедова.

В этой статье представлены образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума», описание отношений героев, истории любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, Молчалина и Софьи.

Смотрите: 
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума»: отношения, любовь, история взаимоотношений

Софья Павловна Фамусова — 17-летняя прелестная девушка, дворянка, дочь богатого московского чиновника Фамусова. Софья, как все светские барышни, знает французский язык, умеет танцевать и играет на музыкальных инструментах:

«…В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…»

Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, друг Фамусовых. Покойный отец Чацкого был другом господина Фамусова. Чацкий — остроумный, гордый молодой человек, осуждающий нравы современного дворянского общества:

«…Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок…»  

Алексей Степанович Молчалин — секретарь господина Фамусова, хитрый и расчетливый человек. Молчалин старается всем угодить и понравиться, чтоб извлечь свою выгоду:

«…Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья…»  

Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии «Горе от ума»

После того, как родители Чацкого умерли, господин Фамусов взял юного Чацкого к себе на воспитание:

«…Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату…»

Чацкий и Софья выросли вместе. Их связывает детская дружба:

«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой. ..»
«…где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам…»

Когда-то Софья любила Чацкого, а он любил ее:

«…Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его…»

3 года назад Чацкий уехал в путешествие по миру, и Софья быстро о нем забыла. Она влюбилась в подлого «тихоню» Молчалина:

«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..»

Теперь, спустя три года, Чацкий возвращается в Россию (это происходит в самом начале комедии). Его чувства к Софье не изменились — он по-прежнему влюблен в нее:

«…И всё‑таки я вас без памяти люблю…»
«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!..»

Чацкий не подозревает, что Софья разлюбила его и что теперь она влюблена в Молчалина:

«…Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов…»

Чацкий не догадывается, что Софья тайно встречается с Молчалиным и запирается с ним по ночам в своей комнате:

«…Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало?..»

Софья не подозревает, что Молчалин обманывает ее и притворяется влюбленным ради выгоды:

«…Ее / По должности, тебя…»
«…И вот любовника я принимаю вид…»

Действительно, Молчалин не видит в Софье ничего «завидного». Он влюблен в служанку Лизу, к которой пристает, когда никто нет рядом:

«. ..Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного…»

Чацкий и Молчалин знакомы, судя по всему, уже несколько лет. Чацкий считает Молчалина жалким, глупым человеком:

«…Молчалин прежде был так глуп!.. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел?..» 

В свою очередь Молчалин ведет себя с Чацким покорно и смиренно, как и с остальными людьми. Молчалин даже дает Чацкому советы, как добиться успеха в обществе:

«…К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…»

В конце концов Софья разоблачает Молчалина: она слышит, как тот признается в любви Лизе. Софья понимает, что Молчалин, «ужасный человек», обманывал ее из корыстных побуждений:

«…Ужасный человек! себя я, стен стыжусь…»

Чацкий в свою очередь разоблачает Софью: он слышит, как она ругает Молчалина за измену. Так Чацкий убеждается, что Софья обманывала его:

«Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех?!.
«
  

Старик Фамусов вмешивается в этот скандал, но неправильно понимает ситуацию. Он решает, что Софья тайно встречается с Чацким, а не с Молчалиным, потому что трусливый Молчалин успевает спрятаться:

«…За двери прячется, боится быть в ответе…»

Старик Фамусов злится на Чацкого и Софью и не подозревает о подлости Молчалина. В наказание отец отправляет «бесстыдницу» Софью жить в деревню:

«…Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать…»

Кроме того Фамусов запрещает Чацкому приближаться к Софье и, судя по всему, также запрещает ему бывать у себя в доме:

«…А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта…»

Чацкого не расстраивает запрет Фамусова, потому что он сам глубоко разочарован в Софье и разрывает отношения с ней. Чацкий сообщает Фамусову о том, что он сам не собирается свататься к Софье, то есть «не угрожает сватаньем»:

«…Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом…»
«…Я сватаньем моим не угрожаю вам…»

В конце концов один лишь Молчалин выходит сухим из воды из этой истории и остается на службе у Фамусова. Старик Фамусов находится в «счастливом неведении» и не подозревает о подлости своего секретаря:

«…Желаю вам дремать в неведеньи счастливом…» (Чацкий о неведении Фамусова)

Это были цитатные образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание отношений героев, история любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, отношений Молчалина и Софьи.

Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Перепрограммирование мозга в горе

Источник: Дэвид Матос/Unsplash

В Книга радости: прочное счастье в меняющемся мире , соавтор (с Далай-ламой и Десмондом Туту) и рассказчик Дуглас Карлтон Абрамс рассказывает рассказ об отце, получившем черепно-мозговую травму. Какое-то время это было так, но когда он пришел в себя, другой его сын сказал ему: «Мне жаль, что это случилось с тобой».

И отец откликнулся. «Ничего страшного. Это часть моей учебной программы».

Это часть моей учебной программы.

Полезная метафора для жизни и горя.

«Размышление о горе как о форме обучения делает [горе] немного более знакомым и помогает нам понять», — говорит психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор, автор книги «Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся». Любовь и потеря .

До того, как О’Коннор начала изучать горе, у нее были общепринятые представления о нем. «У меня было очень традиционное мнение, что это событие, которое происходит с нами, и поэтому мы должны реагировать на этот стресс и восстанавливаться».

Но вскоре она поняла, что горе — это не просто дополнительный стресс; что более важно, это было глубокое вычитание. «Мне на самом деле не приходило в голову, что мозг должен приспособиться к потере этого человека, который обеспечивает все это утешение и вознаграждение, и мы должны выяснить, как жить в мире с этим отсутствием».

Научиться жить с отсутствием — самый важный урок в учебной программе «Горе 101».

Детский сад горя — это хаос

Очень раннее горе — это хаотичное внутреннее состояние. Наш мозг вращается, как сломанный жесткий диск, пытаясь найти человека, которого мы потеряли. Они проходят сценарий за сценарием, и все заканчиваются тем, что любимый человек выживает. Они изо всех сил пытаются понять невообразимое будущее. И все это, одновременно обсуждая жизненные потребности: просыпаться, принимать душ, есть. И мы должны выполнять более сложные задачи — работать, воспитывать детей и взаимодействовать с другими.

В начале горя этот хаос прекрасен. Не весело, но и не удивительно. Раннее горе — это неуправляемый детский сад, с трудными новыми мыслями и эмоциями, буйствующими в нашем мозгу. Стоит ли удивляться, что горе также истощает физически? «Это похоже на то, как будто вы пытаетесь научиться считать, одновременно участвуя в марафоне», — сказал О’Коннор, — отсюда и туман в голове, на который многие из нас жалуются.

Нервная тяжелая утрата

Наш мозг тратит энергию только на поиски потерянных близких. Исследователи определили то, что они называют нейронами «здесь, сейчас, рядом», которые эволюционировали, чтобы помочь нам отслеживать близких, от которых мы зависим. Когда телесное присутствие нашего любимого человека внезапно исчезает (и это кажется внезапным, даже когда мы этого ожидали), наш мозг не сразу перестает смотреть. Они должны со временем усвоить, что человека больше нет здесь, сейчас, рядом.

И, изучая полевок, исследователи заметили то, что они называют «нейронами партнерского подхода» в миндалевидном теле. Это «нейроны, которые активизируются, когда вы приближаетесь к партнеру», — говорит О’Коннор. «По мере того, как связи становятся сильнее, таких нейронов становится больше». Что происходит с этими нейронами, когда любимый человек уходит? Мы еще не знаем. Эта область исследований является достаточно новой, и лонгитюдные исследования еще не завершены.

Осознанность и горе

Наш мозг также должен научиться справляться с сильными эмоциями, включая печаль и то, что я считаю ее сопровождающими гремлинами: чувство вины, размышления и сожаление. В то время как печаль неизбежна и здорова, гремлины препятствуют исцелению. Одна из гипотез утверждает, что размышления — это способ избежать мучительной печали чистого горя, либо отвлекая себя чувством вины и сожаления, либо живя в мире лучших результатов.

«Все эти истории, которые мы рассказываем себе, эти виртуальные реальности, которые мы придумываем, все эти истории заканчиваются словами «а потом мой любимый человек выжил», — сказал О’Коннор. «Но, конечно, это не реальность. Как бы ни было больно сталкиваться с этим, это также мир, в котором вы живете сейчас. Проведение большого количества времени в этом виртуальном мире не помогает нам общаться с окружающими нас людьми, не помогает нам понять, что мы должны делать сегодня».

Сегодня, здесь и сейчас можно обрести покой: Да, его нет, но небо голубое, и кардинал на птичьей ванночке, и кофе у меня горячий . Хотел бы я, чтобы он был здесь, наслаждаясь утром со мной? Конечно. Но это не так, и желание приносит только боль. Это практика внимательности, позволяющая замечать, когда ваш ум блуждает по темным проходам, и возвращать его к настоящему моменту.

Нейронная перестройка

Нейроны, которые активируются вместе, связываются друг с другом, поэтому моя стратегия по отношению к гремлинам горя заключалась в том, чтобы изгонять их — снова и снова. Я не хочу, чтобы мой мозг уносил меня в темные места каждый раз, когда я думаю о Томе. Когда мой разум начинает идти по темному пути, я говорю, часто вслух: «Слишком поздно». Иногда я блокирую мысли визуализацией чего-то, что представляет для меня Тома, или, лучше, любовным воспоминанием о нем, чтобы укрепить эту нейронную связь.

Возможно, это звучит как-то по-медицински. Поверьте мне: было много жалких рыданий. Но волны горя — это нечто другое, с чем мы учимся справляться. В первые месяцы после смерти Тома я сдерживала слезы, опасаясь, что, вырвавшись на свободу, они уже никогда не остановятся. В конце концов плотина прорвалась, но я узнал, что даже самые первобытные вопли в конце концов стихают. Они подошли и прошли сквозь меня. Поэтому, когда я почувствовал желание заплакать, я плакал, пока плач не прекратился, как всегда, до тех пор, пока в следующий раз я не позволю ему снова пройти сквозь меня. Я до сих пор использую этот навык, потому что слезы еще не закончились и, возможно, никогда не закончатся. Я научился незаметно плакать в супермаркетах и ​​других общественных местах. (Солнцезащитные очки, конечно.)

Этот урок нельзя пропускать

Важно отметить, что сдерживать настоящую боль горя наркотиками, алкоголем, работой, размышлениями или чем-то еще, что вы используете для побега, не то же самое, что справляться с ней. Конечно, отдыхать от боли — это прекрасно. Сначала я отправился в недельное путешествие, убегая от боли так долго, как только мог, прежде чем вернуться домой, чтобы начать плакать.

Но длительное избегание боли не учит ваш мозг, как ее обрабатывать. Пребывание дома в одиночестве не поможет вашему мозгу научиться функционировать в мире без вашего человека. А избегание мест, людей или действий, которые напоминают вам о человеке, «выводит нас из нашей повседневной жизни», — говорит О’Коннор. «Это мешает нам иметь глубокие и часто значимые взаимодействия, которые мы можем иметь». Она рекомендует обратиться за поддержкой, чтобы столкнуться с местами или действиями, которых вы боитесь.

Горе 101 не просто А; это долгий и трудный путь, и уроки приходят урывками. Когда умер наш любимый человек, карта нашего мозга, с которой работал наш внутренний и внешний мир, была глубоко изменена. Некоторое время нейроны активируются в разные стороны, пытаясь разобраться во всем. В конце концов — и мы можем помочь — они заводят новые связи по мере того, как осваивают новую местность.

«Конечно, учеба занимает много времени, конечно, учеба разочаровывает, конечно, всего в первый день не узнаешь», — говорит О’Коннор. «Обучение — это новые нейронные связи, и ваш мозг поддерживает вас в этом обучении».

Как ваш разум справляется со смертью близкого человека — Центр горя и потери


Когда умирает любимый человек, ваш мозг пытается решить проблему.

После того, как любимый человек скончался, меня не покидало ощущение, что я не знаю, где он.

Это грызло меня. Сколько себя помню, я знала, где его найти: дома, на работе, в командировке или в отпуске. Теперь, хоть я и знала, что он ушел, мой разум продолжал пытаться поместить его где-нибудь в мире, но ничего не получалось.

Оказывается, это обычное явление, когда люди пытаются пережить смерть близкого человека. Эксперт по горю и нейробиолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор сравнила это с паническим «всплывающим окном в мозгу», которое возникло бы у родителей, если бы они потеряли своего ребенка из виду в торговом центре.

«То, что мы когнитивно знаем, что человек умер, не означает, что эти всплывающие окна не будут появляться в течение долгого времени, пока ваш мозг узнает, что это совершенно новый мир», — О’Коннор, доцент кафедры клинической медицины. психологии в Аризонском университете, рассказал СЕГОДНЯ.

«Часть связанных отношений — это желание искать человека, когда он отсутствует, и это становится просто фоном повседневной жизни».

О’Коннор — автор новой книги «Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся на любви и утрате», в которой она объясняет, как выглядит горе с точки зрения «маленького серого компьютера» в наших головах. .

Вот некоторые из ее выводов об этом очень универсальном переживании человеческих страданий:

Скорбь — это своего рода обучение

Когда умирает любимый человек, ваш мозг пытается решить проблему, — сказал О’Коннор. Он всегда пытается предсказать, что произойдет дальше, поэтому, учитывая, что вы целуете своего супруга на прощание каждый день, когда он уходит на работу, ваш мозг привык предсказывать, что он уйдет на несколько часов, а затем вернется снова.

«Если вы женаты уже много лет, и однажды утром вы просыпаетесь, а вашего мужа или жены нет рядом с вами в постели, то предположение о том, что они ушел навсегда», — отметила она.

«Значит, мозг должен обработать тот факт, что этот человек не вернется, и тогда что это значит для вашей жизни? Это означает, что мы не будем путешествовать, когда выйдем на пенсию вместе или мой ребенок останется без второго родителя. Требуется много времени, чтобы понять, как это будет работать».

Горе отличается от депрессии

Горе связано с отчаянным желанием вернуть любимого человека и желанием, чтобы все было так, как раньше, сказал О’Коннор. Основным чувством горя является тоска по конкретному человеку в качестве ее объекта.

Депрессия более «глобальна» и не связана только с умершим человеком, отметила она. Вы чувствуете, что в мире что-то не так, что люди не любят вас или что вы недостаточно делаете. Даже возвращение умершего человека не могло облегчить депрессию.

Стойкость — наиболее типичный образец горя

Большинство из нас запрограммировано пережить это очень трудное время и восстановить осмысленную жизнь, особенно при поддержке, как показали исследования.

«Мы видим, что, хотя люди испытывают боль и печаль, большинство из них никогда не достигают точки, когда они не могут выйти на работу или не могут приготовить ужин для своей семьи», — сказал О’Коннор.

Знаменитые пять стадий горя — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — теперь считаются старой, устаревшей моделью, потому что не все люди проходят их все или в таком порядке, добавила она.

Меньшая часть людей — около 10 % — испытывает осложненное или продолжительное горе, когда тяжелые симптомы сохраняются не менее шести месяцев и мешают повседневной жизни. Но у горя нет ограничений по времени, сказала О’Коннор, поэтому она беспокоится, что это состояние может быть неправильно диагностировано, когда люди ошибочно принимают типичное горе, которое сопровождается большим страданием, за более серьезное расстройство.

«Смерть любимого человека — это событие, изменившее жизнь, которое мы несем с собой навсегда», — сказала она.

Вашему мозгу требуется время и опыт, чтобы понять потерю

Когда любимый человек умирает, вашему мозгу необходимо обновить виртуальную карту мира, пишет О’Коннор в своей книге. Это не происходит в одночасье, а благодаря постоянному переживанию мирских мелочей, которые вы делаете день за днем ​​без вашего супруга. Через месяц «вы узнаете, что он не приходил на завтрак 31 раз», — пишет она.

Нет ничего волшебного в 31 дне, когда горе длится намного дольше, но этот месяц начнет обновлять ваш «маленький серый компьютер».

Когда О’Коннор испытала горе в своей жизни, она держала на кухне записку, которая гласила: «Готовь. Чистый. Работа. Играть в.» Это помогло ей напомнить об основных сторонах жизни и не возлагать больших надежд на то, что она может сделать.

Эмоциональная гибкость имеет значение

Это означает быть гибким в том, как вы реагируете на любые возникающие эмоции, сказал О’Коннор.

«Иногда, когда эта волна горя сбивает с ног, уместно просто рухнуть на кухне и плакать, раскачиваться взад-вперед и просто очень расстраиваться», — заметила она.

«В других случаях имеет смысл сказать себе: «Я так расстроен из-за этого, и мне действительно нужно отвезти детей в школу». Мне просто нужно выйти из этой кухни, сесть в машину и сосредоточиться на вождении».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *