Любовь Чацкого и Софьи (Горе от ума) – история взаимоотношений
Любовь Чацкого и Софьи – двигатель сюжета комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Именно влюбленность главного героя в Софью становится причиной его приезда в дом Фамусова, а признание Софьей Чацкого сумасшедшим – причиной его отъезда.
До отъезда Чацкого за границу
Софья и Чацкий были близки до отъезда героя за границу. Девушка признается своей служанке Лизе, что взаимоотношения были связаны с привычкой постоянно находиться рядом друг с другом, так как Софья и Чацкий воспитывались и росли вместе. Софья не поддерживает то, что Чацкий покидает дом Фамусовых, она уверена, что если человек любит кого-то, то он не будет стремиться «ездить так далеко» от него.
Чувства Софьи к Чацкому
Дочь Фамусова за годы отсутствия своего давнего друга влюбляется в Молчалина. Поэтому Чацкого она встречает холодно и даже враждебно. Девушка расценивает их прошлые отношения как юношескую влюбленность.
Софья упрекает Чацкого за то, что он любит пошутить над другими людьми. Она называет его бесчувственным и равнодушным к окружающим, все слова Чацкого, по мнению героини, колки. Про себя Софья называет Чацкого змеей. Она не готова отвечать на чувства главного героя взаимностью, потому что все ее устремления направлены на будущее с Молчалиным.
Софья становится раздражительной, так как Чацкий догадывается о ее отношениях с Молчалиным. Для нее приезд старого друга – несчастье. Взаимоотношения Софьи и Чацкого были обречены на провал. Героиня искренна с Чацким, она высказывает ему все, что думает о его характере и манере поведения. Девушка не может вынести презрительных слов Чацкого относительно Молчалина. Его резкие и колкие, по мнению Софьи, слова, адресованные всему обществу, вызывают у Софьи только гнев. В результате героиня в разговоре с одним из гостей рассказывает о том, что Чацкий – сумасшедший.
Чувства Чацкого к Софье
Александр Андреевич Чацкий относится ко всему фамусовскому обществу негативно, истинной причиной его появления в доме Фамусова стала ближайшая возможность увидеть свою возлюбленную.
Пока герой «Горе от ума» находился за границей, его мировоззрение полностью изменилось, однако любовь к Софье не только оставалась прежней, но и возросла.Чацкий искренне рад встрече с Софьей, но он и искренне не понимает, почему его возлюбленная относится к нему равнодушно. Чацкий пытается в разговорах с Софьей вспомнить их былые отношения, однако его попытки оказываются тщетными. Главный герой комедии догадывается о том, что Софья влюблена в другого. Видя то, как девушка отреагировала на падение Молчалина, он хочет убедиться в ее симпатии к нему. Поэтому Чацкий начинает серьезный разговор, в ходе которого Софья говорит о том, что ей милее весь свет, кроме него. Чацкий пытается доказать возлюбленной истинность своего чувства. Главный герой отмечает, что для него весь мир является прахом и суетой по сравнению с тем, кем для него является Софья. Чацкий говорит о том, что все его мысли и желания направлены на одну только Софью. Главный герой пытается показать, что Молчалин – не пара Софье, однако девушка остается верна своим принципам.
Так, приехавший к Софье Чацкий оказывается оклеветанным собственной возлюбленной. Главный герой узнает о том, что именно Софья распустила слух о том, что он сумасшедший. Он в растерянности говорит о том, что ехал в дом Фамусова, потому что думал, что его счастье совсем близко. Чацкий называет себя слепцом и обращается к Софье. Он упрекает ее в том, что она забыла все то, что было между ними прежде, что она обратила эту память в шутку и отдала предпочтение недостойному ее человеку. Чацкий порицает Софью за то, что она не сказала ему правду о том, что все его поступки ей противны. Главный герой комедии разрывает все отношения с бывшей возлюбленной и уезжает из Москвы.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Любовь Чацкого и Софьи», рассмотрит чувства героев, участвующих в любовном конфликте.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Варвара Перфильева
15/15
Асхаб Тамаев
10/15
Манэбу Юичиро
15/15
Иван Таныгин
15/15
Елена Сергеевна
12/15
Рина Тангриев
14/15
Ольга Богданова
14/15
Диана Ильицкая
9/15
Максим Свиридов
14/15
Владислав Тугай
12/15
Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума»: отношения, любовь, история взаимоотношений
Фамусов и Петрушка. Художник М. Башилов |
Чацкий, Софья и Молчалин являются центральными персонажами комедии «Горе от ума» Грибоедова.
В этой статье представлены образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума», описание отношений героев, истории любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, Молчалина и Софьи.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума»: отношения, любовь, история взаимоотношений
Софья Павловна Фамусова — 17-летняя прелестная девушка, дворянка, дочь богатого московского чиновника Фамусова. Софья, как все светские барышни, знает французский язык, умеет танцевать и играет на музыкальных инструментах:
«…В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…»
Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, друг Фамусовых. Покойный отец Чацкого был другом господина Фамусова. Чацкий — остроумный, гордый молодой человек, осуждающий нравы современного дворянского общества:
«…Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок…»
Алексей Степанович Молчалин — секретарь господина Фамусова, хитрый и расчетливый человек. Молчалин старается всем угодить и понравиться, чтоб извлечь свою выгоду:
«…Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья…»
Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии «Горе от ума»
После того, как родители Чацкого умерли, господин Фамусов взял юного Чацкого к себе на воспитание:
«…Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату…»
Чацкий и Софья выросли вместе. Их связывает детская дружба:
«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой. ..»
«…где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам…»
Когда-то Софья любила Чацкого, а он любил ее:
«…Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его…»
3 года назад Чацкий уехал в путешествие по миру, и Софья быстро о нем забыла. Она влюбилась в подлого «тихоню» Молчалина:
«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..»
Теперь, спустя три года, Чацкий возвращается в Россию (это происходит в самом начале комедии). Его чувства к Софье не изменились — он по-прежнему влюблен в нее:
«…И всё‑таки я вас без памяти люблю…»
«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!..»
Чацкий не подозревает, что Софья разлюбила его и что теперь она влюблена в Молчалина:
«…Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов…»
Чацкий не догадывается, что Софья тайно встречается с Молчалиным и запирается с ним по ночам в своей комнате:
«…Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало?..»
Софья не подозревает, что Молчалин обманывает ее и притворяется влюбленным ради выгоды:
«…Ее / По должности, тебя…»
«…И вот любовника я принимаю вид…»
Действительно, Молчалин не видит в Софье ничего «завидного». Он влюблен в служанку Лизу, к которой пристает, когда никто нет рядом:
«. ..Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного…»
Чацкий и Молчалин знакомы, судя по всему, уже несколько лет. Чацкий считает Молчалина жалким, глупым человеком:
«…Молчалин прежде был так глуп!.. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел?..»
В свою очередь Молчалин ведет себя с Чацким покорно и смиренно, как и с остальными людьми. Молчалин даже дает Чацкому советы, как добиться успеха в обществе:
«…К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…»
В конце концов Софья разоблачает Молчалина: она слышит, как тот признается в любви Лизе. Софья понимает, что Молчалин, «ужасный человек», обманывал ее из корыстных побуждений:
«…Ужасный человек! себя я, стен стыжусь…»
Чацкий в свою очередь разоблачает Софью: он слышит, как она ругает Молчалина за измену. Так Чацкий убеждается, что Софья обманывала его:
«Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех?!.«
Старик Фамусов вмешивается в этот скандал, но неправильно понимает ситуацию. Он решает, что Софья тайно встречается с Чацким, а не с Молчалиным, потому что трусливый Молчалин успевает спрятаться:
«…За двери прячется, боится быть в ответе…»
Старик Фамусов злится на Чацкого и Софью и не подозревает о подлости Молчалина. В наказание отец отправляет «бесстыдницу» Софью жить в деревню:
«…Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать…»
Кроме того Фамусов запрещает Чацкому приближаться к Софье и, судя по всему, также запрещает ему бывать у себя в доме:
«…А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта…»
Чацкого не расстраивает запрет Фамусова, потому что он сам глубоко разочарован в Софье и разрывает отношения с ней.
Чацкий сообщает Фамусову о том, что он сам не собирается свататься к Софье, то есть «не угрожает сватаньем»:«…Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом…»
«…Я сватаньем моим не угрожаю вам…»
В конце концов один лишь Молчалин выходит сухим из воды из этой истории и остается на службе у Фамусова. Старик Фамусов находится в «счастливом неведении» и не подозревает о подлости своего секретаря:
«…Желаю вам дремать в неведеньи счастливом…» (Чацкий о неведении Фамусова)
Это были цитатные образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание отношений героев, история любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, отношений Молчалина и Софьи.
Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
А от грибоедов горе от ума — пересказ. Горе от ума
Фамусов
Он отец Софьи, считает основным чином для человека. Ему важно иметь о себе светское мнение. Не любит умных людей и образование.
София
Дочери Фамусова семнадцать лет. С младенчества его воспитывает отец. Отличается умом и отвагой. Умеет сопротивляться общественному мнению.
Молчалина
Секретарь Фамусова, живет с ним. Отличается молчаливостью и трусостью. София любит его.
Чацкий
Воспитывался с дочерью Фамусова. Затем он начал путешествовать по миру в течение трех лет. Отличается умом и красноречием. Отдает приоритет служению делу, а не человеку.
Первое действие
Софья ждет в гости своего друга Молчалина. Их встреча остается загадкой для остальных. Утром горничная для ускорения прощания молодых людей переводит часы. Видит это Фамусов и заводит разговор с горничной. Во время разговора Софья подзывает к себе горничную. Хозяин быстро уходит.
Горничная упрекает хозяйку в неосторожности. Происходит прощание Молчалина и Софьи. В дверях появляется отец девушки. Он спрашивает, почему молодой человек находится здесь в такое время. Молчалин говорит, что вернулся с прогулки и только что пришел. Отец сильно ругает Софью.
Служанка советует хозяйке быть осторожнее и остерегаться слухов. София утверждает, что не боится их. Служанка считает, что у любовников нет будущего, так как отец девушки не позволит ей выйти замуж за человека не богатого и не знатного. Подходящей стороной, по мнению Фамусова, является полковник Скалозуб. Девушка не любит его из-за своей глупости.
В разговоре горничной и Софьи вспоминается любовь девушки и Чацкого. Юноша выделялся веселым нравом и умом. София говорит, что это была не любовь. Это была простая дружба между детьми.
Слуга сообщает девушке, что приехал Чацкий.
Молодой человек рад видеть Софию. Однако он удивлен ее холодностью. Чацкий напоминает ей об их прошлых отношениях. Но девушка называет это ребячеством. Из-за смущения Софьи Чацкий задает вопрос о любви девушки к кому-то. Однако она утверждает, что ее смущение вызвано вопросами и взглядами гостя.
Чацкий сообщает отцу девочки о своем восхищении дочерью. Фамусов не хочет, чтобы молодой человек сделал Софье предложение.
После ухода гостя отец размышляет о том, кому отдано сердце его дочери.
Второе действие
Чацкий спрашивает Фамусова, что бы он сделал, если бы тот сделал предложение его дочери. Отец девочки. Чтобы он получил хорошее звание. Но герой не соглашается.
Скалозуб приходит к Фамусову. Фамусов очень доволен им. Он предупреждает Чацкого об осторожности в высказываниях в присутствии Скалозуба.
Фамусов и его гость говорят о двоюродном брате полковника, поведение которого они считают неприемлемым для общества.
Фамусов восхищается полковником. Скалозуб хочет получить генеральское звание. Фамусов спрашивает, хочет ли он создать семью.
Чацкий присоединяется к разговору. Отец девушки упрекает его в вольнодумстве и отказе от службы. Молодой человек произносит монолог в ответ. В нем он говорит, что Фамусов не может быть ему судьей. Чацкий считает, что в современном обществе нет достойных подражания образцов.
София бежит. Она пугается падения Молчалина с лошади и теряет сознание. Горничная приводит в чувство хозяйку, и Чацкий замечает в окно Молчалина. Софья, придя в себя, задает вопрос о Молчалине. Чацкий холодно сообщает, что все в порядке. Девушка обвиняет его в равнодушии. Чацкий понимает, что Софья влюблена в Молчалина.
Молчалин упрекает девушку в излишней откровенности в выражении чувств. Но Софья не обращает внимания на мнение окружающих. Молчалин боится слухов. Служанка советует девушке пофлиртовать с Чацким, чтобы отвести подозрения от возлюбленного.
Наедине со служанкой Молчалин флиртует с ней и делает подарки.
Действие третье
Чацкий пытается выяснить, кому отдано сердце Софьи: Молчалину или полковнику. Он не получил ответа. Герой признается девушке в любви.
Вечером к Фамусовым собирается бал. Собираются гости.
Молчалин начинает хвалить собаку Хлестову, желая добиться ее расположения. Чацкий замечает это и смеется над услужливостью молодого человека.
София анализирует гордыню и гнев Чацкого. Она говорит, что он не в своем уме.
Среди гостей распространяется весть о том, что Чацкий сошел с ума. Когда появляется герой, все его избегают. Фамусов отмечает, что у юноши есть признаки невменяемости.
Душа Чацкого переполнена горем, ему неуютно в этом обществе. Он недоволен Москвой. Герой не приемлет распространения всего чужого на своей родине. Ему противно преклонение перед Францией и подражание французам. Перед окончанием его выступления гости расходятся от него.
Четвертый акт
Бал заканчивается, гости расходятся.
Чацкий требует как можно скорее дать ему карету. Этот день сделал его очень грустным. Ему интересно, почему его называют сумасшедшим, кто распространил этот слух, слышала ли об этом Софья.
Когда появляется девушка, он прячется за колонну и становится свидетелем разговора Молчалина со горничной. Молчалин говорит, что не любит Софью и не женится на ней. Он старается угодить Софье только потому, что она дочь Фамусова. Девушка слышит этот разговор. Молчалин падает на колени и просит у нее прощения. Девушка велит ему покинуть ее дом к утру, иначе она расскажет обо всем отцу.
Чацкий обвиняет Софью в предательстве их любви ради Молчалина. Девушка говорит, что не думала, что ее нынешний возлюбленный такой негодяй.
Появляется отец девушки со слугами. Фамусов не ожидал застать Софью с Чацким, так как она сама объявила его сумасшедшим. Так что Чацкий понимает, кто распустил слухи о его безумии.
Фамусов сердится, упрекает слуг в пренебрежении Софьей. Служанку отправляют работать во двор, а отец Софьи обещает отправить ее в деревню.
Далее следует монолог Чацкого о крушении его надежд. Он направлялся к своей возлюбленной. Он обвиняет Софью в том, что она подает ему пустые надежды и не дает понять, что их детская любовь ей безразлична. Однако сейчас он не жалеет о расставании. Он считает, что ему нет места в этом обществе. Он хочет уехать из Москвы и никогда в нее не возвращаться.
События разворачиваются в 1822 году в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова, чиновника государственного управления. Первая сцена начинается в гостиной, где бьют часы, горничная Лиза беспокоится, что Фамусов, хозяин дома, проснется от этого звука и обнаружит, что его дочь заперлась в комнате с секретарем Молчалиным. Действительно вскоре появляется Фамусов и начинает флиртовать со служанкой, в это время он слышит голос дочери и тайком уходит. Софья и Молчалин входят в гостиную, девушка рассказывает горничной, как чудесно они проговорили всю ночь. Молчалин пытается пройти к себе в комнату, но в дверях сталкивается с Фамусовым и объясняет, что просто шел к нему с бумагами на подпись. Отец спрашивает дочь, она на ходу придумывает сон, будто видит цветы, луг, любовника, но появляется отец и разлучает их, а вокруг ревут и воют чудовища.
В итоге Фамусов и секретарь уходят подписывать бумаги, а Софья и горничная разговаривают, в том числе и об Александре Андреевиче Чацком. Его отец был другом Фамусова, сам Александр в молодости часто бывал в их доме и был влюблен в Софью. Потом он уехал на три года, до него доходят одни слухи: о поездке за границу, службе в Петербурге, «связи с министрами», «потом перерыв». В этот момент слуга сообщает о приходе Чацкого. Обратите внимание, что мы представляем лишь краткое содержание «Горя от ума», которое не отражает всех деталей произведения.
Герой восторженно встречает Софью, он счастлив, что наконец-то увидел ее после стольких лет разлуки. Чацкий начинает расспрашивать о московских новостях, разбирает знакомых и родственников. Софья холодно приветствует его, делая лишь замечания по поводу его язвительности. Вскоре герой откланяется и обещает вскоре снова позвонить.
Второе действие начинается с монолога Фамусова, в котором видны самодовольство и ограниченность. Чацкий в гостях. Рассказывают о службе, чинах, московской жизни. Оказывается, у Фамусова и Чацкого совершенно разные взгляды на жизнь. Хозяин дома считает, что предел мечтаний — получить высокий чин, получить хлебное место для всех родственников и накопить как можно больше денег. Чацкий считает, что служить Отечеству нужно, он презирает холопство и подхалимство перед начальством. В результате Фамусов приходит к выводу, что перед ним бунтарь.
В это время приезжает полковник Скалозуб, богатый и перспективный военный, за которого Фамусов не прочь выдать дочь замуж. В ходе разговора выясняется, что Скалозуб — человек недалёкий, не отличающийся героическим поведением.
Внезапно вбегает София в сильном волнении. Оказывается, она видела в окно, как Молчалин упал с лошади. Девушка теряет сознание. В следующей сцене Молчалин, полностью выздоровев, пытается соблазнить служанку Лизу. Напоминаем, что краткое содержание «Горе от ума» представлено литературным порталом сайт
Третье действие. Чацкий хочет узнать, в чем причина обморока Софьи, подозревает, что она неравнодушна к Молчалину и начинает расспрашивать девушку о нем. Она характеризует секретаря как тихого юношу, который проводит вечера со «стариками», составляя для них карточные игры, не отзывается на нагоняи отца. По словам Софьи, в Молчалине нет совершенно ненужного в семейной жизни ума, а есть скромность и услужливость. Из этой характеристики Чацкий делает вывод, что Софья не любит и не уважает Молчалина (что неверно).
Девушка идет одеваться к приему гостей, появляется ее возлюбленный. Чацкий вступает с ним в разговор. В этот момент разница между двумя молодыми людьми очевидна. Чацкий — умный, самоуверенный человек, не любящий холопства. Молчалин называет два своих таланта: «умеренность и аккуратность». Гордится двумя наградами за фиктивную службу «в архивах», говорит, что ходит к знатной даме Татьяне Юрьевне на балы в надежде получить покровительство. Все это вызывает у Чацкого презрение.
Далее идет сцена бала. К Фамусову приезжает высшее московское общество: невестка Хлестова, графиня с внучкой, князь с женой и шестью дочерьми, супруги Горичи и другие. Люди ведут светские беседы, при этом в глазах друг друга высказывают совсем не то, что за глазами, жены помыкают мужьями. Чацкий, не задумываясь, высказывает свои взгляды на необходимость образования, на гнусную привычку преклоняться перед всем чуждым и незнание родного языка и многое другое. Софья обижается на его пренебрежительные замечания о Молчалине и начинает сплетничать, что Чацкий сумасшедший. Слух быстро распространяется, все охотно его поддерживают.
Абсурдность слуха подчеркивается тем, что гости размышляют о причинах помешательства. Фамусов считает, что Чацкий ушел к матери, которая «восемь раз сходила с ума». Другие говорят, что шампанское он пил в бокалах, бутылках, ведрах и даже бочках. Третьи возражают, что главная причина — чрезмерная обучаемость. В результате все приходят к общему мнению, что образование только портит молодежь, а лучший выход — «собрать все книги и сжечь их». Входит Чацкий, гости испуганно его сторонятся, и в конце концов он остается один.
Четвертый акт представляет собой краткое содержание «Горя от ума». В четвертом акте гости уходят. Чацкий встречает в парадной двери только что прибывшего на бал Репетилова и слушает его рассказ о каких-то обществах, где собираются все передовые люди. Из разговора становится очевидным, что Репетилов лишь повторяет модные суждения, сам он мало о них знает. На вопрос, чем занимаются в этих тайных обществах, он отвечает: «Шумим, брат, шумим!»
Чацкий в ожидании своей кареты слышит разговоры отъезжающих гостей и узнает, что его считают сумасшедшим. Он не верит своим ушам. В это время входит Софья, ищущая Молчалина. Горничная Лиза стучит в дверь Молчалина, чтобы сообщить ему, что его зовет барышня. Он снова начинает выражать свои чувства Лизе. Софья слышит весь разговор, она входит и называет Молчалина низким человеком, он напрасно молит о прощении.
Сразу появляется Чацкий, Софья теряет сознание, на крик появляется Фамусов. Он видит Чацкого, думает, что дочь имеет с ним свидание и возмущается: ведь она сама недавно называла его сумасшедшим. Чацкий поражен тем, что именно Софья пустила слух о его сумасшествии. Он взволнованно говорит о подлости, холопстве, которые встретил в этом доме и уходит прочь, «искать мир, где есть уголок для обиженного чувства». Последняя сцена: Фамусов ничего не понял из монолога Чацкого, его заботит только то, «что скажет княжна Марья Алексевна», узнав, что его дочь назначает свидания по вечерам.
Надеемся, вам понравилось краткое содержание «Горе от ума». Будем рады, если вам удастся прочитать эту комедию Александра Грибоедова полностью.
Фрагмент иллюстрации Д. Н. Кардовского «Коляска мне, карета!»
Рано утром горничная Лиза стучится в дверь спальни молодой дамы. Софья отвечает не сразу: она всю ночь проговорила со своим любовником, секретарем отца Молчалиным, живущим в том же доме.
Отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, появившийся неслышно, флиртует с Лизой, которой едва удается отбиться от барина. Опасаясь, что его могут услышать, Фамусов исчезает.
Выходя из Софьи, Молчалин встречает в дверях Фамусова, кому интересно, что здесь делает секретарь в такой ранний час? Фамусов, приводящий в пример собственное «монашеское поведение», как-то успокаивается.
Оставшись наедине с Лизой, Софья мечтательно вспоминает ночь, так быстро прошедшую, когда они с Молчалиным «были забыты музыкой, и время шло так гладко», и служанка едва сдерживала смех.
Лиза напоминает своей хозяйке о былом склонении сердца, Александре Андреевиче Чацком, который вот уже три года скитается по чужим краям. Софья говорит, что дальше детской дружбы ее отношения с Чацким не пошли. Она сравнивает Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чуткость, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого.
Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? Как поживают их общие знакомые, которые кажутся Чацкому смешными и нелепыми? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («потому что теперь немого любят»).
Это настолько ранит Софию, что она шепчет себе под нос: «Не человек, а змея!»
Входит Фамусов, тоже не слишком довольный визитом Чацкого, и спрашивает, куда пропал Чацкий и что он делал. Чацкий обещает рассказать обо всем вечером, так как еще не успел позвонить домой.
Днем Чацкий снова появляется в доме Фамусова и расспрашивает Павла Афанасьевича о его дочери. Фамусов волнуется, не нацелился ли Чацкий на женихов? И как бы на это отреагировал Фамусов? — в свою очередь спрашивает юноша. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала навести порядок и добиться успеха на службе.
«Служить бы рад, служить тошно», — говорит Чацкий. Фамусов упрекает его в чрезмерной «гордости» и приводит в пример своего покойного дядю, добившегося чина и богатства, раболепно служа императрице.
Чацкого этот образец не устраивает. Он находит, что «век смирения и страха» ушел в прошлое, и Фамусова возмущают эти «свободомыслящие речи», он не хочет слушать подобных нападок на «золотой век».
Слуга сообщает о приезде нового гостя, полковника Скалозуба, за которым всячески ухаживает Фамусов, считая его выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвалится своими служебными успехами, достигнутыми отнюдь не военными подвигами.
Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его гостеприимством, консервативными стариками, дворянами, властолюбивыми матронами и девушками, умеющими подать себя. Он рекомендует Чацкого Скалозуба, и похвала Фамусова в адрес Чацкого звучит почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, которые услаждают хозяина дома, обличает их «слабость, нищету разума».
Скалозуб, мало понимавший речи Чацкого, соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по словам отважного служаки, ничем не хуже «гвардейской».
Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «О, Боже мой, он упал, он убил себя!» Оказывается, это Молчалин «трещал» с коня (выражение Скалозуба).
Чацкий недоумевает: почему Софья так испугалась? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих – ничего страшного не произошло.
Софья пытается оправдать свой неосторожный порыв, но только усиливает подозрения, возникшие у Чацкого.
Оставшись наедине с Молчалиным, Софья беспокоится о его здоровье, а он о ее несдержанности («Злые языки хуже ружья»).
После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить такого незначительного человека, но тем не менее бьется над загадкой: кто ее возлюбленный?
Чацкий заводит разговор с Молчалиным и еще больше укрепляется в своем мнении: нельзя любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не смеет иметь собственного мнения и преклоняется перед благородством и властью .
На вечер к Фамусову продолжают приходить гости. Первыми приезжают Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он дружелюбно беседует, тепло вспоминая былое.
Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерьми, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустые разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует ее атаку.
Горич знакомит Загорецкого с Чацким, характеризуя последнего прямо в глаза как «афериста» и «плута», но тот делает вид, что ничуть не обижается.
Приезжает Хлестова, властная старуха, не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Хлестов благосклонно относится только к секретарше Фамусова, так как хвалит ее собаку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Саркастическая речь Чацкого приводит Софью в бешенство, и она решает отомстить Молчалину. Переходя от одной группы гостей к другой, она постепенно намекает, что Чацкий, кажется, не в своем уме.
Этот слух сразу же разносится по гостиной, и Загорецкий добавляет новые подробности: «Его схватили, в желтый дом, и посадили на цепь». Окончательный вердикт выносит глухая и почти сумасшедшая графиня-бабушка: Чацкий — атеист и вольтерианец. В общем хоре возмущенных голосов все прочие вольнодумцы — профессора, химики, баснописцы…
Чацкий, блуждая заблудший в толпе чуждых ему по духу людей, наталкивается на Софью и с негодованием обрушивается на Московскую дворяне, склоняющиеся перед ничтожеством только потому, что им посчастливилось родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умные» и «бодрые» русские люди и их нравы во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все вальсируют с величайшим рвением.
Гости уже начинают расходиться, когда вбегает другой старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он бросается к Чацкому с распростертыми объятиями, тут же начинает каяться в разных грехах и приглашает Чацкого посетить «тайный союз», состоящий «решительных людей», которые бесстрашно говорят о «важных матерях». Однако Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Вы только шумите!»
Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему печальную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопонимания. Только с одним Загорецким Репетилову удается вступить в разговор, и уже тогда безумие Чацкого становится предметом их обсуждения. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий настоящий сумасшедший.
Чацкий, задержавшийся в комнате швейцара, слышит все это и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно — знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему никогда не приходило в голову, что именно она пустила слух.
В вестибюле появляется Лиза, за ней сонный Молчалин. Горничная напоминает Молчалину, что его ждет барышня. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, чтобы не потерять ее привязанность и тем укрепить свое положение, но по-настоящему ему нравится только Лиза.
Это слышат Софья, тихо подошедшая, и Чацкий, прячущийся за колонной. Вперед выходит рассерженная Софья: «Ужасный человек! Мне стыдно за себя, мне стыдно за стены. Молчалин пытается отрицать сказанное, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.
Чацкий тоже дает волю чувствам и обличает обман Софьи. На шум сбегается толпа слуг во главе с Фамусовым. Он грозится отправить дочь к тетке, в саратовскую глушь, а Лизу опознать в птичнике.
Чацкий горько смеется и над собственной слепотой, и над Софьей, и над всеми фамусовскими единомышленниками, в обществе которых действительно трудно сохранять разум. Восклицая: «Пойду я по свету гляжу, / Где есть угол обиженному чувству!» — он навсегда покидает дом, который когда-то был ему так дорог.
Самого Фамусова больше всего волнует «что скажет / княгиня Марья Алексевна!»
пересказ
Пожилой овдовевший чиновник, управляющий в казенном месте. Справа дверь в спальню дочери Фамусова Софьи. Сегодня у нее свидание со своим поклонником, секретарем Фамусова Молчалиным, проживающим здесь. Служанке Лизе приказано охранять свидание хозяйки от отца, но она заснула посреди гостиной — и просыпается, когда уже рассвело. (См. полный текст «Горе от ума».)
Лиза стучит в дверь к Софье и Молчалину, крича, что пора уходить. Но влюбленные не торопятся. Чтобы напугать их, Лиза переводит часы вперед, и они играют досрочно.
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977 г.
Под бой часов входит хозяин дома — отец Софьи, Фамусов. Игривый старичок начинает игриво приставать к Лизе. Она убегает из его объятий. Фамусов спрашивает, спит ли Софья. Лиза говорит, что читала всю ночь, только недавно уснула и легко просыпается.
Слышен голос Софии, зовущей Лизу. Опасаясь, что дочь застанет его за приставанием к горничной, Фамусов на цыпочках выходит из гостиной. Лиза радуется, что избавилась от него, говоря: «Обойди нас паче всех печалей и господский гнев, и господская любовь».
София и Молчалин выходят из комнаты справа. Лиза делает вид, что уже давно рассвело, и отец Софьи уже вошел в гостиную. Софья оправдывается: «Счастливых часов не наблюдается». Молчалин идет из гостиной к себе, но в дверях встречает вновь вошедшего Фамусова.
Удивленный Павел Афанасьевич спрашивает, почему его дочь и секретарь оказались вместе так рано утром — и прямо в комнате Софьи. Молчалин пытается уверить его, что он случайно прошел здесь, возвращаясь с прогулки, но Фамусов требует: «можно ли выбрать закуток для прогулок подальше?». Он делает суровые замечания и Софии, приводя в пример свое собственное монашеское поведение после смерти ее матери. (Лиза пытается возразить, но Фамусов с криком затыкает ей рот.) По мнению Павла Афанасьевича, в вольном поведении молодых девушек виновато нынешнее модное воспитание: «все — Кузнецкий мост, да вечный француз». Фамусов упрекает и безродного Молчалина, которого он пригрел и перевел из Твери в Москву, а теперь так скверно отблагодарил благодетеля.
Фамусова, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»
Софья намеренно негодует на намеки отца. Свое появление в гостиной она объясняет страшным сном, заставившим ее рано вскочить с постели. Бумаги Молчалин держит под мышкой — якобы он отнес их Фамусову для разборки. Фамусов и Молчалин уходят.
Лиза и Софья, оставшись одни, разговаривают о сердечных делах. Лиза считает, что Фамусов никогда не выдаст свою дочь замуж за бедного Молчалина. На роль зятя он имеет в виду полковника Скалозуба: «и мешок золотой, и в генералы целится». Софья считает Скалозуба недалеким солдатом, который ни разу не сказал умного слова. Лиза тогда напоминает ей молодого весельчака и острослова Александра Андреевича Чацкого. С детства он рос с Софьей, в юности явно был в нее влюблен, но три года назад, поддавшись желанию странствовать, ушел в дальний путь. Софье же кажется, что Чацкий слишком насмешлив и дерзок. Она предпочитает застенчивого Молчалина, который на любовных встречах лишь прижимает руку к сердцу и вздыхает, не говоря ни слова. Услышав о такой томной нежности, Лиза смеется.
Тем временем вошедший слуга сообщает, что Чацкий, приехавший издалека, нанес визит. Тут же вбегает сам Александр Андреевич. Глядя на Софью с обожанием, без умолку говоря, расспрашивает ее о жизни, московских событиях, о родных и общих друзьях. Речь Чацкого действительно очень умна и резка, но о большинстве известных ему и Софье лиц он упоминает с задорным сарказмом, высмеивая нравы и быт московского общества, его чрезмерную тягу к иностранцам, рабское холопство, заискивание перед низшими высшего. С презрительной иронией говорит он и о Молчалине, замечая: далеко пойдет, ибо теперь любят бессловесный . Софи это не нравится. Она говорит стороне, что Чацкий «не человек, а змея!», и он удивляется ее холодному приему.
Софья уходит, Фамусов входит. Он обнимает хорошо знакомого ему Чацкого. Чацкий, ненадолго съехавший прямо с дороги, спешит к себе домой, обещая вскоре вернуться и подробно рассказать о своем путешествии. Фамусов, споря сам с собой, выражает недовольство этим новым потенциальным женихом Софьи: Молчалин — нищий, а Чацкий — франт, мот и сорванец. «Какое поручение, Творец, быть отцом взрослой дочери!» — сетует Павел Афанасьевич.
Раздраженный, он спрашивает, собирается ли Чацкий сделать ей предложение. Он интересуется: «Как бы ты отнесся к моему сватовству?» «Я бы сказал, во-первых: не блаженствуй, брат, не управляй по ошибке, и, главное, иди и служи», — отвечает Фамусов. «Служить бы рад, служить тошно», — говорит Чацкий.
Фамусов упрекает юношу в гордыне и в пространном монологе вспоминает своего покойного дядю Максима Петровича. Этот большой человек, весь в орденах, питался золотом, имел к своим услугам сотню человек и постоянно находился при дворе Екатерины II. Но когда надо было служить, «и он из кожи вон лезет». Фамусов рассказывает, как Максим Петрович споткнулся на одном дворовом приеме, неловко упал, но, встав и увидев высшую улыбку, «упал вдруг подряд — нарочно, и смех хуже, он же и в третьем». За это шутовство дядя попал в фаворит. Фамусов гордится своей «интеллигентностью».
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977 г.
Как горе перестраивает мозг
Источник: David Matos/Unsplash
In Книга радости: прочное счастье в меняющемся мире Туту) и рассказчик Дуглас Карлтон Абрамс рассказывает историю о своем отце, получившем черепно-мозговую травму. Какое-то время это было так, но когда он пришел в себя, другой его сын сказал ему: «Мне жаль, что это случилось с тобой».
И отец ответил. «Ничего страшного. Это часть моей учебной программы».
Это часть моей учебной программы.
Полезная метафора для жизни и горя.
«Размышление о горе как о форме обучения делает [горе] немного более знакомым и помогает нам понять», — сказала психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор, автор книги Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся. Любовь и потеря .
До того, как она начала изучать горе, у О’Коннор были общие представления о нем. «У меня было очень традиционное мнение, что это событие, которое происходит с нами, и поэтому мы должны реагировать на этот стресс и восстанавливаться».
Но вскоре она поняла, что горе — это не просто дополнительный стресс; что более важно, это было глубокое вычитание. «Мне на самом деле не приходило в голову, что мозг должен приспособиться к потере этого человека, который обеспечивает все это утешение и вознаграждение, и мы должны выяснить, как жить в мире с этим отсутствием».
Научиться жить с отсутствием — самый важный урок в учебной программе «Горе 101».
Детский сад горя — это хаос
Очень раннее горе — это хаотичное внутреннее состояние. Наш мозг вращается, как сломанный жесткий диск, пытаясь найти человека, которого мы потеряли. Они проходят сценарий за сценарием, и все заканчиваются тем, что любимый человек выживает. Они изо всех сил пытаются понять невообразимое будущее. И все это, одновременно обсуждая жизненные потребности: просыпаться, принимать душ, есть. И мы должны выполнять более сложные задачи — работать, воспитывать детей и взаимодействовать с другими.
В начале горя этот хаос прекрасен. Не весело, но и не удивительно. Раннее горе — это неуправляемый детский сад, с трудными новыми мыслями и эмоциями, буйствующими в нашем мозгу. Стоит ли удивляться, что горе также истощает физически? «Это похоже на то, как будто вы пытаетесь научиться считать, одновременно участвуя в марафоне», — сказал О’Коннор — отсюда и туман в голове, на который многие из нас жалуются.
Нервная тяжелая утрата
Наш мозг тратит энергию только на поиски потерянных близких. Исследователи определили то, что они называют нейронами «здесь, сейчас, рядом», которые эволюционировали, чтобы помочь нам отслеживать близких, от которых мы зависим. Когда телесное присутствие нашего любимого человека внезапно исчезает (и это кажется внезапным, даже когда мы его ожидаем), наш мозг не сразу перестает смотреть. Они должны со временем усвоить, что человека больше нет здесь, сейчас, рядом.
И, изучая полевок, исследователи заметили то, что они называют «нейронами подхода к партнеру» в миндалевидном теле. Это «нейроны, которые активизируются, когда вы приближаетесь к партнеру», — говорит О’Коннор. «По мере того, как связи становятся сильнее, таких нейронов становится больше». Что происходит с этими нейронами, когда любимый человек уходит? Мы еще не знаем. Эта область исследований является достаточно новой, и лонгитюдные исследования еще не завершены.
Внимательность и горе
Наш мозг также должен научиться справляться с сильными эмоциями, включая печаль и то, что я считаю ее сопровождающими гремлинами: чувство вины, размышления и сожаление. В то время как печаль неизбежна и здорова, гремлины препятствуют исцелению. Одна из гипотез утверждает, что размышления — это способ избежать мучительной печали чистого горя, либо отвлекая себя чувством вины и сожаления, либо живя в мире лучших результатов.
«Все эти истории, которые мы рассказываем себе, эти виртуальные реальности, которые мы придумываем, все эти истории заканчиваются словами «а потом мой любимый человек выжил», — сказал О’Коннор. «Но, конечно, это не реальность. Как бы ни было больно сталкиваться с этим, это также мир, в котором вы живете сейчас. Проведение большого количества времени в этом виртуальном мире не помогает нам общаться с окружающими нас людьми, не помогает нам понять, что мы должны делать сегодня».
Сегодня, здесь и сейчас можно обрести покой: Да, его нет, но небо голубое, и кардинал на птичьей ванночке, и кофе у меня горячий . Хотел бы я, чтобы он был здесь, наслаждаясь утром со мной? Конечно. Но это не так, и желание приносит только боль. Это практика внимательности, позволяющая замечать, когда ваш ум блуждает по темным проходам, и возвращать его к настоящему моменту.
Нейронная перестройка
Нейроны, которые активируются вместе, связываются друг с другом, поэтому моя стратегия для скорбных гремлинов заключалась в том, чтобы изгонять их — снова и снова. Я не хочу, чтобы мой мозг уносил меня в темные места каждый раз, когда я думаю о Томе. Когда мой разум начинает идти по темному пути, я говорю, часто вслух: «Слишком поздно». Иногда я блокирую мысли визуализацией чего-то, что представляет для меня Тома, или, лучше, любовным воспоминанием о нем, чтобы укрепить эту нейронную связь.
Может быть, это звучит немного больно. Поверьте мне: было много жалких рыданий. Но волны горя — это нечто другое, с чем мы учимся справляться. В первые месяцы после смерти Тома я сдерживала слезы, опасаясь, что, вырвавшись на свободу, они уже никогда не остановятся. В конце концов плотина прорвалась, но я узнал, что даже самые первобытные вопли в конце концов стихают. Они подошли и прошли сквозь меня. Поэтому, когда я почувствовал желание заплакать, я плакал, пока плач не прекратился, как всегда, до тех пор, пока в следующий раз я не позволю ему снова пройти сквозь меня. Я до сих пор использую этот навык, потому что слезы еще не закончились и, возможно, никогда не закончатся. Я научился незаметно плакать в супермаркетах и других общественных местах. (Солнцезащитные очки, конечно.)
Этот урок нельзя пропускать
Важно отметить, что сдерживать настоящую боль горя с помощью наркотиков, алкоголя, работы, размышлений или чего-то еще, что вы используете для побега, — это не то же самое, что справляться с ней. Конечно, отдыхать от боли — это прекрасно. Сначала я отправился в недельное путешествие, убегая от боли так долго, как только мог, прежде чем вернуться домой, чтобы начать плакать.
Но длительное избегание боли не учит ваш мозг, как ее обрабатывать. Пребывание дома в одиночестве не поможет вашему мозгу научиться функционировать в мире без вашего человека. А избегание мест, людей или действий, которые напоминают вам о человеке, «выводит нас из нашей повседневной жизни», — говорит О’Коннор. «Это мешает нам иметь глубокие и часто значимые взаимодействия, которые мы можем иметь».