Образ и характеристика Софьи из комедии в стихах «Горе от ума»
Софья Фамусова — 17-летняя дворянка, дочь богатого вельможи, красавица и умница, является одной из сторон любовного треугольника в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Ей доверен своеобразный выбор между двумя мирами: передовым, в лице Чацкого, и архаичным, представленным Молчалиным и самим Фамусовым. Поэтому характеристика образа Софьи настолько важна.
Содержание
Воспитание
Дочь Фамусова росла без матери, под присмотром гувернантки. Можно не сомневаться, что её обеспечили самым лучшим по тому времени образованием: обучали музыке, танцам, пению, языкам и всему, что необходимо девушке для удачного замужества.
Но дело даже не в воспитании. Проблема в том, что у девиц, принадлежащих к элите общества, никаких целей, кроме любви и замужества не было. Девочки росли, мечтая о любви, девушки её искали. Софья не исключение. Она умна, склонна к размышлениям, начитанна, умеет всматриваться в мир, анализировать происходящее, делать самостоятельные выводы о людях и их поступках. Каким бы ни было её воспитание, оно предоставляло ей достаточно свободы, чтобы развить способность к независимому мышлению, к решительным действиям, порой идущим вразрез с общепринятой моралью.
Общество
Когда-то, ещё подростком, Софья охотно смеялась вместе с Чацким над общими знакомыми. Ей тоже казались забавными «трое из бульварных лиц» и «тот черномазенький, на ножках журавлиных», дядюшка и тётушка, француз Гильоме. Но долгое время Чацкого рядом не было, а все эти смешные люди составляли её общество, её круг, семью. Она привыкла прощать их недостатки и ценить то хорошее, что в них есть.
Пытаясь развлечь подругу детства, Александр Андреевич совершает роковую ошибку. Нападая на родственников и знакомых Софьи, он невольно ранит и её. Словно в уютный домашний круг ворвался чужак и принялся всё громить. Героиня достаточно проницательна, чтобы понимать недостатки окружающих, и обладает подлинной мудростью, потому что научилась не осуждать людей.
Уважая правила общества, Софья безрассудно нарушает их, влюбившись в секретаря своего отца. Её чувства — дерзкий вызов нормам поведения. Если роман откроется, Фамусов отошлёт дочь в деревню, а сама она станет объектом язвительных насмешек и всеобщего негодования.
Любовь и осторожность
Софья любит Молчалина совершенно искренне, в этом нет никаких сомнений. Любовь настолько овладела ею, что посвящённая в её тайну служанка Лиза боится, как бы девушка не выдала себя. Забывая об осторожности, она почти каждую ночь до рассвета проводит с любимым. Теряет сознание при виде упавшего с коня Молчалина и откровенно заявляет: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?»
Но это чувство всё же далеко от реальности. Как и Татьяна у Пушкина, Софья знает о любви только из сентиментальных и романтических произведений. Подобно пушкинской героине, среди своего окружения юная дворянка выбирает того, кто более других похож на литературный идеал. Татьяна влюбляется в таинственного незнакомца из столицы, Софья — в бедного, но благородного мелкого чиновника. Обе девушки наделяют своих избранников выдуманными достоинствами, далёкими от жизни. Даже сны героинь похожи, хотя один из них выдуманный.
Молчалин ошибается, утверждая: «Любила Чацкого когда-то, //Меня разлюбит, как его». Навеянные литературой чувства Софьи такие же настоящие, как то, что испытывает Татьяна к Онегину. Лицемерие Молчалина, раскрывшееся в финале, стало для героини ошеломляющим ударом. В пьесе, где все главные персонажи переживают глубокое потрясение, она пострадала больше других.
Друг детства
Чацкий воспитывался в семье Фамусовых. Дети росли вместе, сдружились, но, вступив в юношеский возраст, Чацкий захотел жить самостоятельно, а через какое-то время молодой человек и вовсе отправляется путешествовать. Он хочет попробовать себя в разных сферах, испытать свои силы, посмотреть мир. Как это восприняла Софья? «Ах! если любит кто кого, //Зачем ума искать, и ездить так далёко?» Чацкий удивлён, не заметив в девушке прежних чувств. Но три года девушка даже не получала от Чацкого вестей. Ничего, что доказало бы, что он помнит о покинутой подруге: «Три года не писал двух слов…»
Девушка, душа которой ждала любви, обратила внимание на того, кто всегда был рядом, уважителен, внимателен, предсказуем, надёжен. Критики и читатели напрасно обвиняли Софью в том, что она предпочла ничтожного Молчалина дерзкому, независимому Чацкому. С её точки зрения ситуация выглядела иначе.
Вывод
К Софье Фамусовой можно обратить много упрёков. Она лгунья: бессовестно обманывает родного отца. Она плохо обращается с Лизой: делает её поверенной своих сердечных дел, но в любой момент может резко отчитать, прикрикнуть. По её прихоти служанка не спит ночами, а днём ей вряд ли удаётся отдохнуть. Девушка не планировала клеветать на Чацкого, но рада воспользоваться случаем и ничего не делает, чтобы развеять слухи. Однако нельзя забывать, что Софья — дитя своего времени. Узость кругозора, стереотипы, владеющие её воображением — не личные недостатки героини, а качества, свойственные не одному поколению.
Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» доказывает, насколько дворянство (его женская часть) ещё не готово к проникновению в общество передовых взглядов, к появлению людей, мыслящих по-новому. Проще говоря, для появления женщин вроде тургеневской Елены Стаховой время ещё не пришло.
Характеристика образа Софьи может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
образ и характеристика героини комедии в стихах «Горе от ума»
Образ Софьи в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» сложен и противоречив. С одной стороны, эта героиня относится к реакционному фамусовскому обществу, с другой стороны, многие её качества нетипичны для его представителей. Характеристика Софьи Фамусовой поможет раскрыть не только черты характера героини, но и полнее показать качества Чацкого, главного героя пьесы, а также его антипода Молчалина.
Содержание
Происхождение, воспитание, образованиеОтец Софьи — богатый московский барин, дворянин, служащий управляющим в казённом учреждении. Мать умерла, воспитывала девочку мадам Розье, то есть Софья получила традиционное дворянское воспитание (тогда в воспитатели нанимали иностранцев, в основном, французов). Учили её приходящие учителя. Софья — умная, образованная девушка, она много читала, хотя её отец уверен, что «в чтенье прок-то не велик».
Описание Софьи: возраст, внешность, поведениеСофья Павловна Фамусова — красивая девушка 17 лет. Чацкого, не видевшего её 3 года, поразило то, что она очень похорошела. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» — восклицает он при встрече с Фамусовым. «…В семьнадцать лет вы расцвели прелестно, //Неподражаемо, и это вам известно, //И потому скромны, не смотрите на свет», — говорит он своей подруге детства. Из этих слов видно, что девушка ведёт себя скромно, сдержанно.Речевая характеристика
Об образованности, начитанности, уме свидетельствует речь Софьи. Девушка говорит правильным литературным языком, выражается образно, метко, например: «Не человек, змея!», «Счастливые часов не наблюдают», «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»
В разговорах героини с Чацким встречается ирония и даже сарказм. Она уверенно говорит с Чацким, который старше её и очень умён. В её речи присутствует независимость суждений, что свидетельствует об уме героини.
Жизненные ценностиСофья Фамусова очень молода, у неё ещё нет никаких идей, убеждений, жизненных принципов. Её взгляды на жизнь просты: она хочет, чтобы любимый человек был рядом. Эта героиня полюбила очень небогатого человека, и это указывает, что богатство она, в отличие от её отца, не признаёт жизненной ценностью.
Софья и Молчалин
Фамусов — враг просвещения и книг, а дочь его воспитывалась на книгах, скорее всего, на французских романах. По ним она и составила идеальный образ, который стал видеться ей в безродном и бедном Молчалине, секретаре её отца. Софья влюблена в «бессловесного», незаметного Молчалина, так как её воображение наделило его теми чертами характера, которые она считает идеальными. Софья ценит Молчалина за такие качества как скромность, уступчивость, считает, что у него добрая душа.
Отношение Софьи к любви и отношение к Молчалину романтические, поэтому ошибка и разочарование в возлюбленном наносит ей жестокий удар. Ей, как и Чацкому, выпало на долю своё горе, свой «мильон терзаний».
Отношение Софьи к ЧацкомуЧацкий и Софья Фамусова вместе воспитывались, но после трёхлетнего путешествия героя Софья встречает Чацкого очень холодно. Девушке независимый и резкий характер друга детства явно не по душе, поэтому Софья и предпочла Молчалина Чацкому.
В критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров отмечает, что девушка избегала Чацкого, «едва говорила с ним, призналась в равнодушии, назвала какой-то старый детский роман и прятанье по углам „ребячеством“ и даже намекнула, что „бог её свёл с Молчалиным“».
Героиня осуждает насмешки Чацкого над её возлюбленным и над всем фамусовским обществом и пускает слух, будто Чацкий «не в своём уме».
Характер, поступкиХарактер Софьи Фамусовой в некоторых своих качествах под стать Чацкому. В 17 лет эта героиня проявляет своеволие, независимость от мнения светского общества. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» — говорит она Лизе.
Софья выбрала Молчалина, полюбила необычного для фамусовского общества человека, а ведь это потребовало самостоятельности и немалого мужества, так как в фамусовском обществе ценится только богатство, а избранник девушки беден.
Гордость героини видна в её словах, обращённых к Молчалину. Узнав его истинное лицо, девушка говорит: «Упрёков, жалоб, слёз моих //Не смейте ожидать, не стоите вы их…»
Положительные черты характера Софьи уживаются с отрицательными. Она мучает служанку Лизу, заставляя не спать всю ночь, караулить, чтобы никто не узнал о её свиданиях с Молчалиным. Может дочь Фамусова и солгать, чтобы выйти из неприятного положения. Софья рассказывает свой сон Фамусову, чтобы убедить его, что из-за «смутного» сна она встревожилась, её перепугал голос отца и поэтому она бросилась в гостиную. Всё это было ложью, включая сам сон, просто девушке нужно было, чтобы отец подумал, что она и Молчалин оказались вместе в гостиной ранним утром случайно.
Сочинённый сон Софьи важен для понимания её образа. Она так его сочинила, что в нём проглядывает её характер, черты её личности. В этом сне она будто бы стремилась к милому, умному, но робкому из-за своей бедности человеку, а отец и «какие-то не люди и не звери» мучают его и тащат Софью от него прочь. Фамусова настораживает сон Софьи, потому что в нём был какой-то милый, но бедный человек, и он поспешно объявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». А для его дочери важно не богатство избранника, а любовь к нему.
Служанке Лизе, намекающей, что богатый полковник Скалозуб является выгодным женихом, девушка говорит: «…Мне всё равно, что за него, что в воду».
ВыводОбраз Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является неоднозначным, многогранным. Эта героиня получила первый жестокий урок. Роковая ошибка Софьи в любимом человеке, её трагедия добавляют ей тоже «мильон терзаний». Автор изобразил девушку в начале испытаний, которые выпали на её долю, поэтому характер её может вполне раскрыться лишь в будущем. Характеристика Софьи, героини комедии «Горе от ума», показывает, что эта девушка не только определённый социальный тип, но и яркая индивидуальность.
Характеристика образа Софьи Фамусовой, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Положительные качества Софии скорби от ума. Образ Софьи в комедии «Горе от ума
Софья Фамусова » — реальный пример хорошей и порядочной девушки. Причем дело вовсе не в воспитании, а в личных убеждениях Фамусовой. Характер у нее твердый и уверенная в себе, но ни в коем случае нельзя назвать девушку черствой. Героиня умна, ее интеллект проявляется во многих аспектах. Софья любит мечтать. Она часто мечтает о том, чего никогда не произойдет. Твердый характер Фамусовой проявляется не так сильно, потому что ее теплого сердца, что дает понять, насколько добродушной может быть героиня.0005
Девушка очень умная. Достаточно взять одно ее высказывание: «Счастливых часов не соблюдают. Это невероятно умное высказывание, которое дает еще одну характеристику Софии – если она счастлива, то время для нее не имеет значения. Но героиня говорила вовсе не о себе. Нельзя сказать, в чем было счастье девушки, но иногда ей действительно не хватало счастливых минут. София получила хорошее воспитание благодаря французской гувернантке, давшей девочке правильное воспитание.То, что героиня была достаточно близка с гувернантками, подтверждается ее фразами, характерными исключительно для французов женщины. Скажем, «рассказать вам сон» — такие фразы не характерны для русского народа. Однако речь Фамусовой содержала много просторечий. Например, «смех». Такие фразы, конечно, не подчеркивали интеллигентность дамы , но в речи Софьи их было не так много.
Софии, как положительной личности, было довольно сложно развиваться в обществе Фамуса… Воспитание в этом обществе было далеко от идеального. Ложь, лицемерие – для окружающих героини людей эти качества были вполне приемлемы. Причем качества навязывались Фамусовой, хотя она прекрасно понимала, что такое общество ей не подходит. Общепринятые нормы, присущие кругу лиц, в котором девочке приходилось «крутиться», были ненормальными. Отчасти героиня знала об этом, отчасти – нет. Тем не менее, общество оказало негативное влияние на героин. И как бы она ни хотела отрицать все качества, присущие ее обществу, некоторые черты достались девушке не по ее воле.
Когда Чацкий приезжает в Москву, он не видит в девушке любимую. За три года Софья изменилась не в лучшую сторону. И причиной этому является окружение девушки. Одним словом, Фамусова стала представительницей общества, ранее для нее совершенно неприемлемого. Чацкий это сразу заметил, поэтому ему было больно наблюдать, насколько он способен изменить окружение человека.
Несмотря на твердый характер, Софья, как представительница женского пола, была достаточно мягкой и открытой. Героиня не в полной мере показала свою страсть, но она была. Софья – настоящий «живой разум», что свойственно далеко не всем героиням произведения. Софье тоже приходится нелегко, ведь ее коснулась трагедия в тот момент, когда она узнала, кто на самом деле ее возлюбленный. Разочарование в любимом человеке стало для девушки серьезным ударом, а все из-за разговора Лизы и Молчанина, который Фамусова решает подслушать, и, как оказалось, не зря.
Образ Софьи Павловны Фамусовой сложен. Она от природы наделена хорошими качествами. Эта девушка умна, горда, с сильным и независимым характером, с горячим сердцем, мечтательна. Эти черты ярко проявляются в ее поведении и в ее языке. ( Данный материал поможет Вам написать грамотно и на тему Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает возможности понять весь смысл произведения, поэтому данный материал будет полезен для глубокое понимание творчества писателей и поэтов, а также их романов, рассказов, повестей, пьес, стихов. ) Народная артистка СССР А. А. Яблочкина, одна из лучших исполнительниц роли Софьи, так говорит о ней: «Не особый ли язык Софьиной грибовидной скопы, столь отличающийся от языка других персонажей в «Горе от Вит», раскрыть ее образ? В ее речи ясно видно, что, несмотря на то, что ей семнадцать лет, это… речь не девушки, а хозяйки дома, привыкшей к всеобщему подчинению. Она давно без матери, чувствует себя хозяйкой. Отсюда ее властный тон, ее независимость. В то же время она на уме, насмешливая, злопамятная: бесспорно, это девушка с большим характером. В ее речи есть что-то от крепостных, с которыми ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французской мадам и французских книг.
Софья постоянно рассказывает о различных эмоциональных переживаниях: «притворялась влюбленной, требовательной и огорченной», «убийственной своей холодностью», «из глубины души вздыхает» и т. д.
Ее «ум проявляется в высказываниях общего характера: «Счастливых часов не наблюдается», «Подумай, как счастье капризно, а горе поджидает из-за угла» и т. д.
Софья воспитывалась под руководством французских гувернанток. Отсюда — обилие галлицизмов1 в ее речи: «рассказать тебе сон», «поделиться смехом». парикмахер, щипцы простудятся».0005
Хорошие черты и природные задатки Софии не могли получить своего развития в обществе Фамуса. Наоборот, ложное воспитание привило Софье много негативного, сделало ее «представительницей общепринятых в этом кругу взглядов, научило ее лжи и лицемерию. И.А. идей и верований, смешение понятий, умственная и нравственная слепота — все это не носит в ней характера личных пороков, а выступает как общие черты ее круга. то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитание»
Представления о людях, о жизни Софья черпала из наблюдений за жизнью людей своего круга и из французских сентиментальных романов, которые были тогда очень популярны среди знати, особенно среди девушек.
Именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность, по которым она нарисовала героя своего романа — человека невежественного, чувствительного. Именно эти романы могли заставить ее обратить внимание на Молчалина, который некоторыми своими чертами и поведением напоминал ей ее «любимых персонажей». который не смел поднять на нее глаз, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. таким вышел будущий «муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!» На другие идеалы в доме Фамусова наткнуться было негде.
В Софье Гончаров видит «сильные задатки замечательного характера, живой ум, страстность и женскую мягкость», но «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». .» За эти хорошие качества Чацкий любил Софью, и тем больнее ему было видеть ее после трехлетнего отсутствия в Москве типичной представительницей фамусовского кружка. Но и Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина и Лизы, она видит своего любимого человека в реальном свете. По словам Гончарова, «она, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого».
Софья Фамустова — дочь богатого помещика Павла. Юная красавица «на выданье», не просто выходящая на свет высшего света, но изначально в нем рожденная. Если быть точнее: в семье, которая содержит светское общество. Софья молода и красива — вот ее главные отличительные черты. Она обучена всем подобающим манерам поведения и выполняет стандартные девичьи обязанности по дому: читает вслух французских писателей, играет на фортепиано, с улыбкой принимает гостей. и любезно в доме ее отца. Барышня воспитывалась без материнского тепла (Павел рано овдовел), однако не обделена заботой и вниманием. С детства к ней приставили прекрасную няню, заменившую любимого человека.
Софья любит своего отца и названного брата Чацкого. По крови они не имеют отношения друг к другу, но Фамусов воспитал Чацкого у себя дома, заменив ему безвременно ушедших родителей. О том, что Чацкий без ума от Софьи и его чувства далеко не родственны, читатель узнает из комедии чуть позже. Что касается самой Софьи, то стоит отметить, что девушка далеко не глупая, не трусиха, однако с самоопределением барышни не все на самом деле гладко. Хотя такое поведение легко может быть оправдано подростковым возрастом и, конечно же, влиянием общества, которое подарило Софье безбедную жизнь, не знающую реальных переживаний.
Характеристика героини
( Софья. Художник П. Соколов, 1866 )
Софья, несмотря на прямое отношение к светскому обществу, живущая «фамустовщиной», имеет свое личное мнение и не хотят слиться с публикой. Первое противодействие всему происходящему вокруг видится в ее упорной любви к самосовершенствованию. Софья Павловна – любит читать, что невероятно раздражает отца. Он возмущается тягой Сонечки перечитывать французскую литературу, считает это непонятным, пустым занятием, особенно для барышни.
Далее защита от общего мнения идет гораздо глубже: «К чему мне молва?» Софья рассказывает об их тайной связи с Молчалиным. В то время, когда молодой человек судорожно взвешивает все «за» и «против», юная Фамустова беспардонно проводит с ним вечера и ночи на тайных свиданиях, прекрасно понимая, что такие отношения ставят клеймо на ее репутации. В век, описанный в комедии самого Грибоедова, такое общение мужчины и женщины считалось равносильным бездумной разгульной жизни со стороны девушки из семьи с громкой фамилией.
( Роль Софьи, артистка СССР Вера Ершова «Горе от ума», 1939 )
Однако, как ни стремится ее душа к обособлению и освобождению от человеческого мнения, Софья рационально останавливает свой сердечный выбор . Молчалин — не потому, что она влюблена, а потому, что это спокойнее и выгоднее, чем с поносимым Чацким, который любит ее с малых лет. Сочувствие — симпатией, а ее ранг изначально был ей к лицу, поэтому использовали его по прямому назначению.
Образ героини в произведении
( Анна Снаткина в роли Софьи Фамусовой, Театр одного актера — проект Е. Рождественской )
Софья не злой персонаж. В меру открытый, в меру наивный и ох как хорош. В 18 лет она стала почти идеальной женой и женщиной, не обделенной умом и сообразительностью.
Ее главная роль в творчестве Грибоедова — показать, что в узком кругу трудно уйти от общего мнения. И неважно: 10 человек — соседей по вашему дому составляют это самое «общественное мнение» или, отстаивая свое личное мнение, вам придется идти против устоявшейся железной системы тех, кому нужны чины, деньги и маска самый идеальный человек
Сама Софья, «фронтовой товарищ» и любимая девушка Чацкого, не могла устоять перед желанием жить с комфортом. Нет уверенности, что Софья боялась слухов или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и страхи, а продуманный выбор, с заявкой на долгое и счастливое будущее, касающийся в первую очередь себя самой, а потом и всех, кто стоял ближе.
В комедии А.С. В «Горе от ума» Грибоедова представлены нравы московских дворян начала 19 века.век. Автор показывает столкновение консервативных взглядов феодалов-помещиков с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые стали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века прошлого», отстаивающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века настоящего», стремящегося улучшить устройство общества через проявление подлинного гражданства. Однако в пьесе есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Это образ Софьи в комедии «Горе от ума».
Противостояние Софьи Фамусову обществу
Софья Фамусова — один из самых сложных персонажей в творчестве А. С. Грибоедов. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, так как, с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья является причиной страданий Чацкого и изгнания его из фамусовского общества.
Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношеская любовь Софья называет ребячеством, тем не менее она когда-то привлекла Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил с ней по тем же причинам.
С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев отца. Ведь он считает, что «в чтении нет большой пользы», а «учеба — это чума». И это первое несовпадение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами вельмож «прошлого века».
Увлечение Софии Молчалиным тоже естественно. Она, как любительница французских романов, разглядела в этом мужчине черты скромного и немногословного романтического героя. .. Софья и не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, который находится рядом с ней только для личных прирост.
В отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «прошлого века», в том числе и ее отец, никогда не осмелился бы проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, поскольку «злые языки хуже ружья», то Софья не боится мнения света. Она следует велениям своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет так судить. Эта позиция роднит ее с Чацким.
Черты, которые сближают Софию с обществом Фамуса.
Однако София — дочь своего отца. Она воспитывалась в обществе, где ценят только чины и деньги. Атмосфера, в которой она росла, безусловно, повлияла на нее.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что увидела в нем положительные черты… Дело в том, что в фамусовском обществе женщины правят не только в мире, но и в семья. Стоит вспомнить парочку Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал как деятельного, деятельного военного, под влиянием жены превратился в безвольную тварь. Наталья Дмитриевна все решает за него, дает за него ответы, распоряжается им как вещью.
Очевидно, Софья, желая доминировать над мужем, выбрала Молчалина на роль своего будущего мужа. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московского дворянства: «Муж-мальчик, муж-слуга, жены пажей — высокий идеал всех московских мужей».
Трагедия Софьи Фамусовой
В комедии «Горе от ума» Софья — самый трагический персонаж. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, отвагой, умом, вынуждена быть заложницей общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, невзирая на мнение окружающих. Она воспитывалась среди консервативной знати и будет жить по продиктованным ими законам.
Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сохранить свою любовь, избавить Молчалина от насмешек толкает Софью распускать сплетни о безумии Чацкого: «Ах, Чацкий! Тебе нравится всех наряжать шутами, не хочешь примерить на себя? Однако Софья оказалась способной на такой поступок только из-за сильного влияния общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
В-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она влюбилась в негодяя, игравшего роль ее возлюбленного только потому, что ему могло быть выгодно получение очередного чина или награды. Кроме того, разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.
выводы
Так, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противостоит отцу и всему благородному обществу. .. Она не боится выступать против мира, отстаивая свою любовь.
Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи Чацкий был очернен в обществе и изгнан из него.
Если все остальные персонажи пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, оберегают свой комфорт и привычный образ жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Она, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и получает свой «миллион мук», — писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале выясняется, что борьба героини за право на любовь была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
Но даже с таким, как Чацкий, Софья не нашла бы счастья. Скорее всего, она выберет себе в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильный характер Софьи требует реализации, что станет возможным с мужем, позволяющим ему командовать и управлять собой.
Софья Фамусова — самый сложный и неоднозначный персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие ее образа и описание роли в комедии будет полезно 9оценок при подготовке материалов к сочинению по образу Софьи в комедии «Горе от ума»
Товарная проба
Образ Софьи (А. Грибоедов «Горе от ума»)
Единственный персонаж, несколько близкий к Чацкий — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка, которая сама неглупа, умному мужчине предпочитает дурака…» Этот персонаж воплощает в себе сложный характер, автор оставил здесь сатиру и фарс. Он представил женскому характеру большую силу и глубину. Софье долгое время «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: «София неясно нарисована…». И только Гончаров в «Миллионе мучений» 1871 года впервые понял и оценил этого персонажа и его роль в пьесе.
У Софии драматическое лицо, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она, как и ее антагонист Чацкий, натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И даже если объект ее страсти убогий и жалкий (об этом не знает героиня, но знают зрители) — это не делает ситуацию смешной, наоборот, углубляет ее драматизм. Софией движет любовь. Это самое главное в ней, это формирует линию ее поведения. Мир для нее разделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, но на самом деле вся ее душа устремлена к Молчалину. Сила первого чувства воплотилась в Софии. Но в то же время ее любовь не радостна и не свободна. Она прекрасно осознает, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она признается в любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и в то же время угнетена необходимостью постоянно прятаться от отца, что ее здравый смысл просто меняется. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да какое мне дело до кого? До них? До всей вселенной?» Героиня, как ей кажется, здраво и критично относится к избраннику: «Конечно, нет в нем этого ума, // Какой для других гений, а для других чума, // Который быстр, блестящ и волен. скоро оппонировать… // Да такой ум осчастливит семью?» «Горе от ума», «горе от любви» Софьи заключается в том, что она выбрала и полюбила прекрасного в ее представлении человека : мягкий, тихий и безропотный (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках), не видящий своего истинного облика… Он негодяй. Это качество Молчалиной Софьи раскроется в финале комедии. В финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, когда «пелена спала», она поражена в самое сердце, она уничтожена, — это один из самых драматичных моментов всей пьесы.
Как получилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому негодяя, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила измену, распустив слух о безумии любившего ее человека? Горе от ума имеет исчерпывающее определение женского образования тогда, данное Фамусовым:
Бродяг берем и в дом, и по билетам,
Научить дочерей всему, всему —
И танцам! и пение! и нежность! и вздыхает!
Как будто мы готовим скоморохов в жёны.
В этом гневном замечании четко сформулированы ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И дело не в том, что Софья и ее современники были необразованны: знали они не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания и навыки для успешной светской карьеры, то есть для удачного замужества. Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам. С одной стороны, ее воспитывают книги — те самые французские романы, от которых «ей не до сна». Ей читают сентиментальные истории о неравной любви между бедным и безродным юношей и богатой, знатной девушкой (или наоборот). Восхищает их за верность, преданность, готовность пожертвовать всем во имя чувств. Молчалин в ее глазах выглядит как романтический герой:
Он берет руку, прижимает к сердцу,
Вздохи из глубины души,
Ни слова о свободе, и так проходит вся ночь,
Рука за руку, и он не берет свою глаза от меня.
Именно так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. Вспомним, что пушкинская Татьяна Ларина «воображала себе героиню любимых творцов» и на заре ее трагической любви к Онегину я видел в избраннике не то Грандисона, не то Ловласа! Но Софья не видит разницы между романтическим вымыслом и жизнью, она не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она что-то любит. Но ее избранник только «исполняет свой долг»: «А теперь я принимаю вид любовника // Чтобы дочку такого человека угодить…». И если бы Софья не подслушала случайно разговора Молчалина с Лизой, она осталась бы уверенной в его добродетелях.
С другой стороны, София бессознательно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедийной системе женские образы представлены таким образом, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышень на выданье, «на пороге» светской карьеры. Вот Наталья Дмитриевна Горич — барышня, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные этапы светской карьеры: помыкает мужем, ориентируется на его мнения и «подстраивается» под суждения мира. А вот дамы, формирующие «мнение о мире»: княгиня Тугоуховская, Хлестова, Татьяна Юрьевна и Марья Алексевна. И, наконец, итог жизни светской дамы – шуточная маска бабушки-графини: «Когда-нибудь я в могилу упала». Это несчастное создание, почти рассыпающееся на ходу, — непременный атрибут бальной залы… Таков успешный, благополучный путь светской дамы, который любая барышня — и Софья тоже — стремится совершить: замужество, роль судьи в светские жилые комнаты, уважение к окружающим — и так до того момента, когда «с бала в могилу». И для этого пути Чацкий не подходит, а Молчалин просто идеал!
«Ты с ним помиришься, на размышление повзрослевший», — презрительно бросает Софья Чацкая. И он не так далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей, скорее всего, окажется «муж-мальчик, муж-слуга со страниц жены». Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все ее лучшие качества получили ужасное, уродливое развитие — вот почему образ поистине драматичен. главный герой «Горя от ума».
Лучший анализ Образ Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье «Миллион мук» он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. А главное, он оценил в ней все достоинства реалистического характера. Особого внимания заслуживает одна характеристика: «Это смешение добрых инстинктов с ложью, живой ум при отсутствии всякого намека на идеи и убеждения, смешение понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет характера личных пороков. в ней, но выступает как общие черты ее круга».
Библиография
Монахова О. П., Малхазова М. В. Русская литература XIX век. Часть 1. — М.-1994
Как горе перепрограммирует мозг
Источник: Дэвид Матос/Unsplash
В Книга радости: прочное счастье в меняющемся мире , в соавторстве (с Далай-ламой и Десмондом Туту) и рассказчик Дуглас Карлтон Абрамс рассказывает историю о своем отце, получившем черепно-мозговую травму. Какое-то время это было так, но когда он пришел в себя, другой его сын сказал ему: «Мне жаль, что это случилось с тобой».
И отец ответил. «Ничего страшного. Это часть моей учебной программы».
Это часть моей учебной программы.
Полезная метафора для жизни и горя.
«Размышление о горе как о форме обучения делает [горе] немного более знакомым и помогает нам понять», — сказала психолог Мэри-Фрэнсис О’Коннор, автор книги Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся. Любовь и потеря .
До того, как она начала изучать горе, у О’Коннор были общие представления о нем. «У меня было очень традиционное мнение, что это событие, которое происходит с нами, и поэтому мы должны реагировать на этот стресс и восстанавливаться».
Но вскоре она поняла, что горе — это не просто дополнительный стресс; что более важно, это было глубокое вычитание. «Мне на самом деле не приходило в голову, что мозг должен приспосабливаться к потере этого человека, который обеспечивает все это утешение и вознаграждение, и мы должны выяснить, как жить в мире с этим отсутствием».
Научиться жить с отсутствием — самый важный урок в учебной программе «Горе 101».
Детский сад горя — это хаос
Очень раннее горе — это хаотичное внутреннее состояние. Наш мозг вращается, как сломанный жесткий диск, пытаясь найти человека, которого мы потеряли. Они проходят сценарий за сценарием, и все заканчиваются тем, что любимый человек выживает. Они изо всех сил пытаются понять невообразимое будущее. И все это, одновременно обсуждая жизненные потребности: просыпаться, принимать душ, есть. И мы должны выполнять более сложные задачи — работать, воспитывать детей и взаимодействовать с другими.
В начале горя этот хаос прекрасен. Не весело, но и не удивительно. Раннее горе — это неуправляемый детский сад, с трудными новыми мыслями и эмоциями, буйствующими в нашем мозгу. Стоит ли удивляться, что горе также истощает физически? «Это похоже на то, как будто вы пытаетесь научиться считать, одновременно участвуя в марафоне», — сказал О’Коннор — отсюда и туман в голове, на который многие из нас жалуются.
Нервная тяжелая утрата
Наш мозг тратит энергию только на поиски потерянных близких. Исследователи определили то, что они называют нейронами «здесь, сейчас, рядом», которые эволюционировали, чтобы помочь нам отслеживать близких, от которых мы зависим. Когда телесное присутствие нашего любимого человека внезапно исчезает (и это кажется внезапным, даже когда мы его ожидаем), наш мозг не сразу перестает смотреть. Они должны со временем усвоить, что человека больше нет здесь, сейчас, рядом.
И, изучая полевок, исследователи заметили то, что они называют «нейронами подхода к партнеру» в миндалевидном теле. Это «нейроны, которые активизируются, когда вы приближаетесь к партнеру», — говорит О’Коннор. «По мере того, как связи становятся сильнее, таких нейронов становится больше». Что происходит с этими нейронами, когда любимый человек уходит? Мы еще не знаем. Эта область исследований является достаточно новой, и лонгитюдные исследования еще не завершены.
Осознанность и горе
Наш мозг также должен научиться справляться с сильными эмоциями, включая печаль и то, что я считаю ее сопровождающими гремлинами: чувство вины, размышления и сожаление. В то время как печаль неизбежна и здорова, гремлины препятствуют исцелению. Одна из гипотез утверждает, что размышления — это способ избежать мучительной печали чистого горя, либо отвлекая себя чувством вины и сожаления, либо живя в мире лучших результатов.
«Все эти истории, которые мы рассказываем себе, эти виртуальные реальности, которые мы придумываем, все эти истории заканчиваются словами «а потом мой любимый человек выжил», — сказал О’Коннор. «Но, конечно, это не реальность. Как бы ни было больно сталкиваться с этим, это также мир, в котором вы живете сейчас. Проведение большого количества времени в этом виртуальном мире не помогает нам общаться с окружающими нас людьми, не помогает нам понять, что мы должны делать сегодня».
Сегодня, здесь и сейчас можно обрести покой: Да, его нет, но небо голубое, и кардинал на птичьей ванне, и кофе у меня горячий . Хотел бы я, чтобы он был здесь, наслаждаясь утром со мной? Конечно. Но это не так, и желание приносит только боль. Это практика внимательности, позволяющая замечать, когда ваш ум блуждает по темным проходам, и возвращать его к настоящему моменту.
Нейронная перестройка
Нейроны, которые активируются вместе, связываются друг с другом, поэтому моя стратегия в отношении скорбных гремлинов заключалась в том, чтобы изгонять их — снова и снова. Я не хочу, чтобы мой мозг уносил меня в темные места каждый раз, когда я думаю о Томе. Когда мой разум начинает идти по темному пути, я говорю, часто вслух: «Слишком поздно». Иногда я блокирую мысли визуализацией чего-то, что представляет для меня Тома, или, лучше, любовным воспоминанием о нем, чтобы укрепить эту нейронную связь.
Возможно, это звучит как-то по-медицински. Поверьте мне: было много жалких рыданий. Но волны горя — это нечто другое, с чем мы учимся справляться. В первые месяцы после смерти Тома я сдерживала слезы, опасаясь, что, вырвавшись на свободу, они уже никогда не остановятся. В конце концов плотина прорвалась, но я узнал, что даже самые первобытные вопли в конце концов стихают. Они подошли и прошли сквозь меня. Поэтому, когда я почувствовал желание заплакать, я плакал, пока плач не прекратился, как всегда, до тех пор, пока в следующий раз я не позволю ему снова пройти сквозь меня. Я до сих пор использую этот навык, потому что слезы еще не закончились и, возможно, никогда не закончатся. Я научился незаметно плакать в супермаркетах и других общественных местах. (Солнцезащитные очки, конечно.)
Этот урок нельзя пропускать
Важно отметить, что сдерживать настоящую боль горя с помощью наркотиков, алкоголя, работы, размышлений или чего-то еще, что вы используете для побега, не то же самое, что справляться с ней. Конечно, отдыхать от боли — это прекрасно. Сначала я отправился в недельное путешествие, убегая от боли так долго, как только мог, прежде чем вернуться домой, чтобы начать плакать.
Но длительное избегание боли не учит ваш мозг, как ее обрабатывать. Пребывание дома в одиночестве не поможет вашему мозгу научиться функционировать в мире без вашего человека.