София алексеевна: Биография царевны Софьи Алексеевны Романовой

Родилась царевна Софья Алексеевна Романова

17 (27) сентября 1657 г. в Москве в семье русского царя Алексея Михайловича Романова от первого брака с М. И. Милославской родилась дочь Софья, правительница России (1682-1689) при своих малолетних братьях — русских царях Иване V и Петре I.

Софья получила хорошее образование, много времени посвящая чтению. Её учителями были писатели, богословы Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Царевна знала латынь, польский язык, разбиралась в богословских вопросах, интересовалась историей.

В 1682 г., после смерти своего бездетного брата — царя Фёдора Алексеевича, Софья активно включилась в борьбу за трон придворных партий, группировавшихся вокруг родственников и приверженцев первой и второй жён Алексея Михайловича — Милославских и Нарышкиных. Бояре, зная о слабоумии царевича Ивана, избрали на царство малолетнего Петра. 15 (25) мая 1682 г. в Москве вспыхнул стрелецкий бунт, в результате которого Пётр I в качестве младшего соправителя был венчан на царство вместе со сводным братом, Иваном V, а Софья, как родная сестра старшего царя, стала регентом.

Её имя вошло в официальный царский титул «великие государи и великая государыня царевна и великая княжна София Алексеевна…». В 1684 г. Софья повелела чеканить своё изображение на монетах. С 1686 г. она стала именовать себя самодержицей, а в январе 1687 г. оформила этот титул специальным указом. Ближайшими советниками Софьи стали боярин князь В. В. Голицын и думный дьяк Ф. Л. Шакловитый.

Стремясь к стабилизации положения дел в государстве, правительство Софьи сократило количество стрелецких полков в Москве. В 1683 г. был издан указ о поимке беглых холопов и их возвращении, либо вечной ссылке в сибирские города. Распоряжение 1684 г. разрешало крестьянам, вышедшим в города, остаться на посадах. Ослабление сыска беглых крестьян вызвало недовольство дворян. Продолжая борьбу со старообрядцами, в 1683 г. правительством было издано распоряжение о повсеместном сыске и предании суду раскольников.

Значительным событием в истории русской культуры стало открытие в 1687 г. на основе школы при Богоявленском монастыре Славяно-греко-латинской академии — первого высшего общеобразовательного учебного заведения России. Для периода правления Софьи было характерно стремление привлечь на русскую службу иноземцев — торговцев, знатоков ремесел, учёных. Сама царевна писала трагедии, играла их в кругу своих приближённых.

Во внешней политике значительными акциями правительства Софьи были подтверждение условий Кардисского мира 1661 г. со Швецией (1684), заключение «Вечного мира» (1686) с Речью Посполитой, Нерчинского договора (1689) с Китаем, установившего пограничную линию между двумя государствами. В её правление Россия примкнула к союзу ряда европейских государств против Османской империи, следствием чего стали закончившиеся неудачей Крымские походы 1687 и 1689 гг. Провал Крымских походов стал предвестником новой смуты.

В 1689 г. обострились отношения Софьи с боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Юный царь был поддержан патриархом Иоакимом и влиятельными сторонниками. В результате борьбы со своим сводным братом Софья потерпела поражение и была поселена в Новодевичьем монастыре. В 1698 г. сторонники Софьи, воспользовавшись тем, что Пётр I находился с Великим посольством в Европе, снова попытались использовать стрелецкий бунт для возвращения царевны к власти. Срочно вернувшийся в Москву Пётр лично учинил допрос сестре.

После подавления восстания стрельцов Софья в октябре 1698 г. была пострижена в монахини под именем Сусанны. В монастырском заключении она провела свои последние годы жизни и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Лит.: Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I. М., 1990. С. 27-44; Богданов А. П. В тени Петра Великого. М., 1998; Евстигнеев М. Е. Царевна Софья: исторический роман. М., 1888; Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869; Карамзин Н. М. Пантеон российских авторов. Ч. 1. Тетрадь 1. М., 1801; Карнович Е. П. На высоте и на доле: (царевна Софья Алексеевна): исторический роман. М., 2010; Кузнецова И. С. Софья. Несостоявшаяся союзница Петра Великого.

Калининград, 2004; Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682-1689 гг. М., 1999; Линд Т. Царевна Софья. М., 1912; Мордовцев Д. Л. Царь Пётр и правительница Софья. СПб., 2006; Погожева Л. Н. Царь Феодор Алексеевич; Правительница София: исторические очерки. СПб.; М., 1913; Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. СПб., 2006; Семевский М. И. Современные портреты Софии Алексеевны и В. В. Голицына. 1689. [СПб., 1859]; Соловьёв С. М. Сочинения. Т. 14. М., 1997. Гл. 1. Правление царевны Софии; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/common/solovyev1/14_01.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Аристов Н. Я. Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны. Варшава, 1871;

Василенко Н. София Алексеевна // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 30а. СПб., 1900. С. 958-959;

Щебальский П. К. Правление царевны Софии. М., 1856.

«Злая сестра Петра I»: почему биографию царевны Софьи пора переосмыслить

Царевна Софья осталась в истории как «злая сестра Петра I», стремившаяся занять трон в обход законных наследников. Однако при ней была создана Славяно-греко-латинская академия и заключен ряд важных международных договоров. Сама царевна, с ее умом и образованием, могла бы стать неплохой правительницей — но препятствием к этому был ее пол

Царевна Софья Алексеевна (Фото Государственный Эрмитаж·Wikipedia)

«Имела много ума» и семь добродетелей

Софья родилась 17 сентября 1657 года. Она была шестым из 16 детей царя Алексея Михайловича Романова и царицы Марии Милославской. Многие ее братья и сестры умерли в юном возрасте.

Поэт Симеон Полоцкий, занимавшийся воспитанием царских детей, отмечал, что Софья куда быстрее остальных осваивала грамоту. Царевна действительно оказалась способной ученицей — она овладела польским, греческим и латинским языками, увлеклась историей, много читала (в том числе о реформах английской королевы Елизаветы I), а также писала стихи.

Современник царевны, справщик Московского печатного двора Сильвестр Медведев отмечал, что ей достались семь добродетелей: целомудрие, благочестие великодушие, щедрость, мудрость, правдолюбие и, наконец, дар слова. «Резко отрицательных отзывов современников о Софье мы не знаем», — замечает доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ Александр Филюшкин. Однако, несмотря на ум и таланты Софьи, некоторые все равно судили о царевне в первую очередь по внешности и откровенно насмехались над ней, поскольку считали недостаточно красивой. Французский дипломат Фуа Де ла Невилль в труде «Любопытное и новое известие о Московии» писал: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах. Ее ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия ее тела, ибо насколько ее талия коротка, широка и груба, насколько же ум ее тонок, проницателен и искусен». При этом сам француз царевну не видел: он привел рассказ одного из придворных.

Впрочем, ум и другие таланты Софьи, казалось, ей не пригодятся: в России XVII века женщине реализоваться было крайне тяжело.

«Двери в терема царевен растворились» 

Жизнь знатных девушек во времена Софьи была непростой, а у царевен ограничений было больше, чем у других. «Где-то до совершеннолетия жили в тереме [с матерью], а после совершеннолетия переезжали за стенку в монастырь, так как жизненных перспектив у них не было. Замуж нельзя, поскольку не за кого. За своих нельзя, потому что по сравнению с царем все холопы. А за иностранцев нельзя, поскольку они все иноверцы.

Поэтому перспектива только одна — монастырь», — рассказывает историк Александр Филюшкин. 

Софья с существующими устоями мириться не собиралась — и не только она. Когда Софье было 12 лет, ее мать умерла, и царь женился второй раз. Вместе с новой царицей Натальей Нарышкиной «проникли во дворец новые обычаи и взгляды, когда двери в терема царевен растворились и заключенницы увидали свет божий, когда более сильным из них представилась возможность пройти дальше за порог, расправить силы, поглядеть, почитать и послушать прежде невиданное, нечитанное и неслыханное, набраться новых мыслей, познакомиться с новыми чувствами», — писал историк Сергей Соловьев. Но отношения между мачехой и падчерицей (Наталья была ровесницей Софьи), судя по всему, были напряженными. Две семьи, в каждой из которых были сыновья, претендующие на трон, соперничали.

Амбициозная Софья из этой борьбы формально была исключена.  Шла вторая половина XVII века, женщины в России не правили со времен княгини Ольги (в 945–955 годах), если не считать пятилетнего регентства Елизаветы Глинской при Иване Грозном (в 1533–1538 годах). А до того, как Екатерина I самостоятельно взошла на престол 1724 году, нарушив эту традицию, оставалось еще полвека. 

Материал по теме

Хорошая сестра

В 1676 году на престол взошел брат Софьи Федор Алексеевич, и царевна стала его советницей. Для XVII века было немыслимо, чтобы женщина вмешивалась в государственные дела. Под предлогом ухода за Федором, который был крайне болезненным юношей, царевна ходила в царские покои и там напрямую общалась с боярами и советниками юного царя.

Федор проводил прогрессивные реформы, в частности, в 1682 году отменил местничество — порядок распределения государственных должностей по принципу «чем знатнее род, тем выше должность». При нем страна начала преображаться. Принято считать, что это Петр Великий «прорубил окно в Европу», но уже во время правления Федора дворяне начали брить бороды и одеваться по венгерской и польской моде. 

Однако через шесть лет после восшествия на престол Федор Алексеевич умер. С его смертью пошатнулось и положение Софьи. Вопрос был в том, кто станет следующим царем и сможет ли при нем царевна реализовывать свой потенциал. «Повторялась ситуация, которая в русской истории уже была в 1530-е годы, когда наследник (будущий Иван Грозный) был малолетен, — объясняет Александр Филюшкин. — Это означало, что править будет Боярская дума, что править будет не государь, который физически не способен это сделать, а… кем-то назначенный боярский совет, регентский совет». Все это осложнялось тем, что наиболее дееспособной по возрасту в то время как раз была Софья, говорит  историк, — но женщина на престоле была чем-то немыслимым.

Между тем возникла идея сделать царем в обход старшего брата Ивана 10-летнего Петра. Иван Алексеевич был «забыт» как кандидат на престол не просто так: царевич был «разумом не бодер», объясняет Александр Филюшкин, и не годился для самостоятельного правления. Это не устроило Милославских — родственников Ивана, среди которых была и царевна Софью.

Тройной трон 

После панихиды в честь усопшего Федора Алексеевича Софья объявила: «Наш брат Иоанн старший, а его не избрали царем! Если мы провинились в чем перед вами и боярами, то пусть нас пошлют в чужие края, к христианским королям!» Затем прошел слух, что Иван был убит в Кремлевских палатах. Узнав об этом, 15 мая 1682 года стрелецкое войско отправилось к Грановитой палате Кремля, чтобы расправиться с Нарышкиными — родственниками царицы Натальи и маленького царевича Петра, которых объявили предателями. Сочувствовавших им бояр убивали, а их тела таскали по городу, издевательски крича: «Боярин едет! Дорогу!» Был убит брат царицы Натальи Иван Нарышкин.

 

Материал по теме

После этого Нарышкины согласились венчать на царство сразу двоих — Ивана Милославского (Иоанна V) и Петра. Регентом при несовершеннолетних братьях стала Софья. «Петр и его окружение оказались унижены, они проиграли эту партию. Возникла первая линия непонимания, первая черная кошка, которая пробежала между Петром и Софьей», — считает Александр Филюшкин. 

Для молодых царей сделали двойной трон, хотя фактически он был «тройным»: за сиденьями для царей было прорезано небольшое окошко, которое задрапировали бархатом. Через это потайное окошко во время официальных приемов царевна Софья подсказывала братьям, что отвечать и как себя вести. Молодую регентшу стали называть «великая государыня царевна и великая княжна Софья Алексеевна». Через два года после восхождения на престол Иоанна и Петра она приказала чеканить свой портрет на монетах, а в 1686-м объявила себя самодержицей. Официально этот титул Софья получила в 1687 году. 

Софья изменила некоторые законы, в частности, смягчила наказание за воровство — если раньше вора казнили, то при Софье стали ограничиваться отсечением руки. Но когда в Грановитую палату пришли лидеры старообрядцев, чтобы «побить челом об исправлении православной веры», Софья на следующее утро приказала арестовать зачинщиков. Один из них, утверждавший, что победил в диспуте, был казнен, другие разосланы по дальним монастырям.

Царевна занялась образовательной сферой. В Москве появилась Славяно-греко-латинская академия, а в планах у Софьи было также взяться за женское образование: она понимала, какими преимуществами могла обладать образованная женщина. 

Правительница активно занялась и внешней политикой. В 1689 году был подписан Нерчинский договор с Китаем, который впервые определил границу между двумя государствами. А в 1686-м был заключен «Вечный мир» с Речью Посполитой, по которому Россия получила, в частности, Смоленск. Но главным достижением были не земельные приобретения, а конец самой долгой войны в российской истории. Военный конфликт с перерывами на перемирия длился с конца XV века и растянулся почти на 200 лет. Благодаря Софье в нем была поставлена точка.

Потеря власти и репутация злой сестры 

Софья понимала: она не сможет править долго. В отличие от Иоанна ее сводный младший брат Петр был дееспособным и наверняка бы отстранил сестру от государственных дел. В 1689 году прошел слух, что при поддержке Софьи готовится новый стрелецкий бунт и на этот раз его цель — убийство Петра. Петр, который в то время был в селе Преображенское, бежал в Троице-Сергиев монастырь. Сегодня историки сомневаются, что Софья действительно готовила заговор. От идеи убить брата ее отговорил фаворит Василий Голицын, он же предложил ей другой, куда менее кровожадный план: женить брата Иоанна, а затем снова стать регентшей, но уже при его наследнике, Петра же постричь в монахи. Это позволило бы Софье де-факто занимать трон еще долгие годы. 

Этим планам сбыться было не суждено. После слухов о заговоре на Москву выдвинулись верные Петру войска, и Софья была заключена в Новодевичий монастырь. Так она потеряла власть, а перед окнами ее кельи по приказу царя были повешены сторонники царевны. 

«У нее сохранился свой двор, сохранились свои люди, но до конца жизни она пребывала в монастыре под именем сестры Сусанны», — рассказывает историк Александр Филюшкин. 3 июля 1704 года Софья умерла. Ее похоронили в Новодевичьем монастыре. После смерти о ней стало ходить множество народных легенд. Согласно одной из них, царевна на самом деле похоронена в нижегородском старообрядческом скиту Шарпан, куда она якобы сбежала. По словам Филюшкина, показательно, что такие легенды возникали: в народе к Софье относились с гораздо большим теплом и сочувствием, чем при дворе Петра I.

Несмотря на все свои таланты и заслуги, царевна вошла в историю скорее как отрицательный персонаж — жестокая сестра, задумавшая погубить родного брата ради власти, организатор бунтов и преследовательница религиозных оппонентов. Возможно, живи образованная и деятельная царевна в другую эпоху, ее талантам нашлось бы лучшее применение.

094882 РОССИЯ Царевна София Алексеевна by REPIN винтажный ПК | Темы — Иллюстраторы и фотографы — Иллюстраторы — Подпись

ID: 14044777 Закрыто

Этот товар больше не продается.

  • Листинг
  • Подробности
  • Продавец
  • История
  • Перевозки
  • Вопрос

27,49 $

Продавец: postcardsworld (1925)

Описание: >>> Возраст: Винтажная оригинальная старая открытка >>> Прибл. Размер: 5,5X3,5 дюйма (14X9 см) >>> Издательство: Гранбергс, Стокгольм >>> Серия# >>> НОМЕР № 5217 >>> Подпись: Царевна Софья Алексеевна работы И.Е. Репин >>> Рельефный: нет >>> … Подробнее

Описание:

>>> Возраст: Винтажная оригинальная старая открытка
>>> Приблизительный размер: 5,5X3,5 дюйма (14X9 см)
>>> Издательство: Granbergs, Стокгольм
>>> Серия №
>>> НОМЕР № 5217
>>> Надпись: Царевна Софья Алексеевна работы И.Е. Репин
>>> Рельефный: №
>>> Цельный Оборот: №

Состояние:

>>> Оценка: Почти новый
>>> Углы: незаметный износ
>>> Почтовое использование: нет
>>> Штампы: нет
>>> Запись на оборот: нет
>>> Запись спереди: №
>>> Пятна спереди: №
>>> Пятна на спине: №
>>> Складки или изгибы: №
>>> Разрывы: №
>>> Отверстия для штифтов: №

Информация о продавце
Продавец
postcardsworld (1925)
Зарегистрировано с
28. 09.2017
Обратная связь
100%
Магазин
открыткимир
  • Продажи
История продаж

Товар еще не продан.

Местонахождение элемента
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Отправляется на номер
США, Канада, Великобритания, Албания, Андорра, Аргентина, Армения, Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Болгария, Камбоджа, Китай, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Джибути, Египет, Эстония, Эфиопия, Франция, Грузия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Святой Престол (город-государство Ватикан), Гонконг, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия, Ирак, Ирландия, остров Мэн, Израиль , Италия, Япония, Джерси, Иордания, Казахстан, Кения, Корея (юг), Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Макао, Македония, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мартиника, Мексика, Молдова, Республика , Монако, Монголия, Черногория, Марокко, Нидерланды, Нидерландские Антильские острова, Нигерия, Норвегия, Оман, Пакистан, Филиппины, Португалия, Катар, Реюньон, Румыния, Российская Федерация, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сербия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения , Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Сен-Пьер и Микелон, Швеция, Швейцария, Тайвань, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Турция, Туркменистан, ОАЭ, Узбекистан, Вьетнам
Почтовый калькулятор
Выберите страну
Соединенные ШтатыКанадаВеликобританияАлбанияАндорраАргентинаАрменияАвстрияАзербайджанБахрейнБангладешБеларусьБельгияБосния и ГерцеговинаБразилияБолгарияКамбоджаКитайХорватияКипрЧехияДанияДжибутиЕгипетЭстонияЭфиопияФранцияГрузияГерманияГибралтарГрецияГрецияГренландияГернияГенландияГернсиСвятой Престол (Гонконг) зияИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКорея (Южная)КувейтКыргызстанЛатвияЛиванЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедонияМалайзияМальдивыМальтаМартиникаМексикаМолдова, РеспубликаМонакоМонголияЧерногорияМароккоНидерландыПорталНидерландские Антильские островаPakinNigeriaНорвегия РумынияРоссийская ФедерацияСан-МариноСаудовская АравияСербияСейшелыСингапурСловакияСловенияЮжная АфрикаИспанияШри-ЛанкаSt. Пьер и МикелонШвецияШвейцарияТайваньТаджикистанТаиландТунисТурцияТуркменистанОбъединенные Арабские ЭмиратыУзбекистанВьетнам
Количество
Возвраты приняты

Вы должны войти в систему, чтобы задать вопрос продавцу.
Нажмите здесь, чтобы войти

Новодевичий монастырь — Исторически нетронутый более 300 лет


Новодевичий монастырь — Исторически нетронутый более 300 лет и красивейшие монастыри Москвы. Он был основан в 1524 году и с XVII века комплекс не претерпевал значительных изменений, став совершенным образцом московского барокко.

Новодевичий монастырь (или Монастырь), или комплекс Новодевичьего монастыря, представляет собой комплекс обнесенных стеной культовых сооружений, построенных в начале 16 века, и его нельзя пропустить во время экскурсии по Москве. Он расположен на юго-западе столицы, рядом с Москвой-рекой. Основан великим князем Василием III и со временем интегрирован в систему обороны города.

Ансамбль состоит из 14 зданий, в том числе 8 соборов (усыпальница, 4 церкви, колокольня с церковью Варлаама и Иосафата и две часовни) и ряда жилых и хозяйственных построек. Монастырь иногда называют «Московским Кремлем в миниатюре». Старейшее его здание — каменный собор в честь иконы Смоленской Божией Матери, построенный в 1524–1525 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Монастырь — единственный древний женский монастырь, который одновременно служил крепостью. В 16-18 веках женский монастырь был избранным монастырем для пострига женщин из царской династии, а также богатых боярских и дворянских семей. Новодевичий монастырь был тесно связан с Кремлем и тесно связан с политической, культурной и религиозной историей России, с крупными историческими событиями и с важными историческими деятелями Российского государства. К ним относятся Иван Грозный, Борис Годунов и Смутное время начала XVII века, отец Петра Великого Алексей Михайлович, а также его дочь княгиня Софья Алексеевна и ее борьба за власть с пришедшим императором Петром I, о которой мы будет более подробно.

В середине XVII века в монастырь переводили монахинь из разных земель России и приютили престарелых монахинь, отрекшихся от старообрядчества. Через несколько лет в монастыре разместился военный госпиталь для солдат и офицеров Российской Императорской Армии и приют для подкидышей. Следует отметить, что правительство России поддерживало монастырь и ежегодно выделяло 1500 рублей 1300 четвертей хлеба, из них 680 рублей 480 четвертей хлеба на более чем 250 брошенных детей.

Произошла поистине примечательная история В 1812 году армия Наполеона попыталась взорвать монастырь, но монахиням удалось спасти обитель от разрушения. В «Войне и мире» Толстого Пьера должны были казнить под монастырскими стенами. В другом своем романе «Анна Каренина» Константин Левин (главный герой) знакомится со своей будущей женой Китти, катаясь на коньках у монастырских стен.

В 1871 году братья Филатьевы пожертвовали деньги на приют-школу для сирот «незнатного происхождения». Также в монастыре располагались две богадельни для монахинь и мирянок. В начале 1900-х годах собор был обследован и отреставрирован архитектором-реставратором Иваном Машковым.

После революции 1917 года монастырь был закрыт, а монахини выселены, чтобы освободить место для Музея женской эмансипации. Позднее монастырь был вновь открыт как музей и стал официальной резиденцией митрополита Круицкого и Коломенского Православной Церкви. Комплекс Новодевичьего монастыря открыт для посетителей.

Рядом с ним находится Новодевичье кладбище, самое известное в Москве, посещение которого не менее интересно, чем посещение монастыря, так как там покоятся известные деятели русской истории, а надгробия и мавзолеи являются подлинными произведениями искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *