Отношение софьи к просвещению горе от ума. Характер Софьи Фамусовой (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Образ Софьи (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Единственный персонаж, в некоторой степени близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: «Софья начертана неясно…». И только Гончаров в «Мильоне терзаний» в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
Cофья лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она — так же как и ее антагонист Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Софьей движет любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле — вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?». Героиня, как ей кажется, относится к избраннику здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? В «Горе от ума» есть исчерпывающее определение женского образования той поры, данное Фамусовым:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
В этой гневной реплике отчетливо сформулированы ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были необразованными: они знали не так уж мало. Дело в ином: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания и навыки для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья свою жизнь строит по общепринятым образцам. С одной стороны, ее воспитывают книги — те самые французские романы, от которых «ей сна нет». Она зачитывается сентиментальными историями неравной любви бедного и безродного юноши и богатой, знатной девушки (или наоборот). Восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя чувства. Молчалин в ее глазах похож на романтического героя:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Именно так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. Вспомним, ведь и пушкинская Татьяна Ларина «воображалась героиней своих возлюбленных творцов» и на заре своей трагической любви к Онегину видела в избраннике то Грандисона, то Ловласа! Но Софья не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь «отбывает повинность»: «И вот любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека…». И не подслушай Софья случайно разговор Молчалина с Лизой, она так бы и осталась уверенной в его добродетелях.
С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии c общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышни на выданье, «у порога» светской карьеры. Вот Наталья Дмитриевна Горич — молодая дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные ступени светской карьеры: помыкает супругом, руководит его мнениями и «подстраивается» к суждениям света. А вот и те дамы, которые формируют «мненье света»: княгиня Тугоуховская, Хлестова, Татьяна Юрьевна и Марья Алексевна. И, наконец, итог жизни светской дамы — комическая маска графини бабушки: «Когда-нибуть я с пала та в могилу». Это несчастное существо, едва не рассыпающееся на ходу, — непременный атрибут бальной залы… Таков удачный, благополучный путь светской дамы, свершить который стремится любая барышня — и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих — и так до того момента, когда «с бала да в могилу». И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал!
«Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», — презрительно бросает Софье Чацкий. И не так уж он далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей скорее всего окажется именно «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей». Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистине драматичен образ главной героини «Горя от ума».
Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье «Мильон терзаний» он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Одна характеристика заслуживает особого внимания: «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
Список литературы
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М.-1994
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.
Замысел пьесы не был изначально таким, каким он представляется нам сегодня. Грибоедов создал много версий своего произведения.
И первоначально название также было другим – «Горе уму». Казалось бы, незначительное изменение падежа заметно углубило всю проблему, сделав её более многосторонней. «Горе уму» подразумевает угнетение Чацкого, который становится изгоем в фамусовском обществе. «Горе от ума» заставляет задуматься о том, нужен ли вообще Чацкому ум в такой обстановке, и мы понимаем, что от этого ума плохо и самому герою. То есть проблема становится двусторонней.Выше было довольно часто использовано слово «ум». Но поначалу не совсем ясно, что же вкладывается в это понятие автором и его героями, необходимо конкретизировать его в рамках действия комедии. И действительно, говоря о том, что Чацкий умён, мы вспоминаем глупого, с его точки зрения, Максима Петровича, дядю Фамусова, и слова племянника: «А? как по-вашему? По-нашему – смышлён». В связи с этим, опираясь на другие образы произведения (Молчалина, Софьи и других), можно сделать вывод, что Грибоедов рассмотрел два типа ума: «интеллектуальность» и «приспособляемость», также именуемую «бытовым» умом, который часто сродни глупости.
Но вернёмся к приспособляемости. При всей своей примитивности она приносит прекрасные плоды. Все без исключения члены старомосковского общества действуют по одной и той же схеме, которая не формулируется в произведении явно, но лежит на поверхности, если мы вспомним, что Максим Петрович ради хорошего положения выступал, фактически, шутом («Упал он больно, встал здорово. »), и молчалинскую «философию» («В мои лета недолжно сметь своё суждение иметь»). Для начала формула успеха требует чинопочитания. Перед всеми, кто выше тебя по званию, необходимо пресмыкаться (большинство «крупных» внесценических персонажей похожи на полубогов). Рано или поздно это приведёт того, кто ранее «в мире брал лбом», «стучал об пол не жалея», как выразился Чацкий, к власти, и тогда новоявленный «большой человек» имеет полное право унижать тех, кто ниже него. Чацкий себе такого не может позволить, он слишком ценит свою честь, достоинство и ум. Вот почему ему «горе от ума» — он только страдает, не принимая идеи Фамусова и его единомышленников.
Но на самом деле «горе» от ума Чацкого не только ему самому, но и фамусовскому обществу. Образованность и просвещение наносят непоправимый удар старой Москве. Мы видим, что один Чацкий довольно сильно испугал всех присутствующих на вечере у Фамусова, и лишь своим количеством смогли они вытеснить «инородное тело» из своего круга. Если же таких, как Чацкий, будет много, то фамусовское общество потерпит окончательное и сокрушительное поражение.
Итак, «Горе от ума», при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на «просвещение в конце тоннеля», если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому.
В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.
Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.
Противоречивый образ героини
Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из
Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.
Образованность Софьи
С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума». Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье — вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян «века минувшего».
Почему Софья увлеклась Молчалиным?
Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.
Влияние фамусовского общества
Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.
Тем не менее, образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.
Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.
Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.
Трагический образ героини
Софья в произведении «Горе от ума» — наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна («Горе от ума») воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.
Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.
Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.
«Мильон терзаний» Софьи
Безусловно, велика роль Софьи («Горе от ума»). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.
Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, как выясняется в финале произведения «Горе от ума».
Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?
Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.
Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» — на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.
Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен.
Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного.
Подобный образ девушка себе придумала и «наложила его» на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.
Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.
И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе.
Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина — «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.
Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.
Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».
Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.
Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.
Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:
Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!
Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.
Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.
Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Краткое содержание
После Отечественной войны 1812 года русское дворянство разделилось на приверженцев старинных устоев и людей с прогрессивными взглядами. Описанию противоречий между ними посвящено произведение А. Грибоедова.
Начало действия
События пьесы разворачиваются в доме богатого чиновника из Москвы. Здесь живут:
- Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома.
- Его дочь Софья.
- Бедный секретарь Алексей Молчалин, который служит у Фамусова.
Молодые люди влюблены друг в друга и по ночам тайно встречаются в комнате Софьи, а служанка Лиза сторожит у двери, чтобы пару не застал отец. Однажды Павел Афанасьевич замечает, как утром из комнаты дочери выходит Молчалин. Ему кажется это подозрительным, но дочь отвлекает отца, рассказывая сон, якобы приснившийся ей ночью.
В тот же день дом Фамусовых посещает Александр Чацкий, который три года не был в Москве. Это дворянин по происхождению и сын друга Павла Афанасьевича, выросший в его доме, куда попал после смерти родителей. С детства Чацкий был товарищем Софьи по играм, а, повзрослев, влюбился в нее. Возвращаясь к Фамусовым, он надеется, что девушка тоже сохранила свои чувства. Но Софья не рада приезду Чацкого и боится рассказать ему, что любит Молчалина.
Отцу не нравятся оба молодых ухажера дочери, он видит в роли жениха человека своего класса — полковника Скалозуба. В общении с Фамусовым Александр не скрывает своих взглядов и остро высмеивает людей, для которых главным в жизни являются чины, деньги и связи. Старику не по душе высказывания Чацкого, сильно отличающиеся от общепринятых норм, которых придерживаются все вокруг.
Дом Фамусовых посещает полковник Скалозуб. Хозяин выказывает ему особое почтение и приглашает в свой кабинет, чтобы Чацкий не испортил его планы своими остротами. В это время Молчалин падает с лошади, что успевают заметить в окно Софья и Александр. Испугавшись за любимого, девушка падает в обморок и Чацкий подозревать о ее чувствах к секретарю. Вскоре становится ясно, что Алексей всего лишь ушибся, и все расходятся.
Развязка пьесы
Подле Молчалина остается только служанка Лиза, и он признается ей в своих чувствах — оказывается, секретарь вовсе не влюблен в Софью, а встречается с хозяйской дочкой из корыстных побуждений. Но Лиза не принимает их — она любит слугу Петрушу и осуждает Молчалина за обман. Чацкого настораживает поведение Софьи, и он пытается все выяснить, поговорив с девушкой, после чего окончательно осознает, что подруга детства действительно любит другого. Тем временем у Фамусовых готовятся к званому вечеру, на который приглашено множество гостей.
Во время приема недовольная Чацким Софья полушутя объявляет молодого человека сумасшедшим. Слух воспринимается серьезно и быстро распространяется среди гостей — на вошедшего в зал Александра все смотрят как на умалишенного. Вечер заканчивается, и во время отъезда гостей давний знакомый Чацкого приглашает его в Английский клуб, но тот отказывается. Спрятавшись за колонной, Александр становится свидетелем нового признания Молчалина служанке Лизе. Этот разговор слышит и Софья, она потрясена, негодует на обманщика и прогоняет его.
Чацкий обнаруживает себя перед девушкой и обвиняет ее в обмане и игре чужими чувствами. Тут же появляется и сам Фамусов, который понимает, что его водили за нос и обещает отправить дочь в деревню к тетке за непристойное поведение. Он запрещает Александру ухаживать за Софьей, но молодой человек больше и не хочет общаться с обманщицей. Чацкий настолько разочарован светом и изменой Софьи, что принимает решение снова покинуть Москву и произносит известную цитату: «Карету мне, карету!».
Детали сюжетных коллизий
Кто такие Чацкий и Софья? Ему – двадцать один, ей – семнадцать. Расстались три года
назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, оставил дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не приезжал, не писал. Просто взял и исчез. По каким причинам – не так уж важно. Но что должна чувствовать влюбленная четырнадцатилетняя девушка, когда человек, которого она считает своим возлюбленным, своим будущим женихом, вот так просто берет и уезжает? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это – большой срок. А уж в четырнадцать – вечность. Что он делал все это время? О ком думал? Она может быть уверена в том, что любовь еще жива?
В четырнадцать-то лет, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девочке требования, которым не каждая взрослая женщина соответствует. А ведь отношение Чацкого к Софье – далеко не очевидный момент. Достаточно представить ситуацию глазами девочки, а не всеведущего читателя, которому Грибоедов все-все рассказал. Не логичнее ли поинтересоваться: а должна ли вообще Софья сохранить хоть какие-то чувства к Чацкому? И если да – то почему? Он ей не муж, не жених. Он – романтический воздыхатель, в один прекрасный момент упорхнувший, как мотылек с поляны, на целых три года. Порыв души у него был. Чувства. Оскорбленное достоинство. А у нее? Она не должна была в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея много дольше – но ситуация была совсем другая. Чацкий – далеко не Одиссей.
Характеристика образа
Дочь Фамусова — один из самых драматичных персонажей пьесы. Ее образ полон противоречий, неоднозначен и не может быть причислен к сугубо положительным или отрицательным. Софья видит всю лживость и косность светского общества, но не делает ничего, чтобы вырваться из него, а просто плывет по течению и меняется под его влиянием. И драма тем глубже, что рядом появился человек, духовно близкий — Александр Чацкий, но героиня не понимает этого и пребывает в заблуждении относительно Молчалина.
Черты характера
Главный женский персонаж — девушка с довольно твердым и своенравным характером. Рано оставшись без матери, она чувствует себя повелительницей в доме, привыкла командовать слугами, и ей подчиняются, несмотря на юный возраст хозяйки. Кроме отца, уделявшего не много внимания дочери, главную героиню «Горе от ума» Софью воспитывала только гувернантка — француженка мадам Розье.
О внешности девушки известно только то, что она хорошенькая и прелестная, расцвела к семнадцати годам. Получила домашнее образование, типичное для своего времени, вся система которого была направлена на возможность удачного замужества. Молодая дворянка хорошо танцует, умеет играть на фортепиано и флейте, знает иностранные языки. Как и многие ее ровесницы, проводит свою жизнь в развлечениях:
- бывает на балах;
- зачитывается французскими романами.
Героиня решительна, не боится тайно встречаться с Молчалиным и готова отстаивать право на любовь, хотя знает, что отец не видит Алексея в роли ее избранника и мужа. Софья не обделена умом и привыкла прямо высказывать свое мнение, но не привыкла обдумывать свои поступки и отвечать за них, что показывает ее неразумной.
Героиня полагает себя девушкой здравомыслящий и критической, но на самом деле не замечает, что происходит вокруг нее. Софья способна на ложь: чтобы скрыть чувства к человеку, по мнению отца недостойному, ей приходится выступать в роли обманщицы. По всей видимости, у Фамусовой нет подруг, когда ей хочется поделиться переполняющими сердце эмоциями, девушка рассказывает все своей служанке.
Отношение к другим персонажам
Именно склонность к чтению сентиментальной литературы сыграла с героиней злую шутку: она видит в скромном и тихом Молчалине идеал романтического героя. Софья восхищается книжными героями, бедным юношей и богатой девушкой, хранящими верность и преданность друг другу, и примеряет их на себя. Но при всей чувствительность Софья не может разделить реальность и вымысел и разглядеть, что любовь Молчалина — подделка, а сам он корыстный и мелкий человек.
Отношение Софьи к службе в армии можно понять по ее разговорам о полковнике Скалозубе, героиня видит его недалеким бестактным солдафоном, которого интересуют только чины и деньги. Выйти за такого замуж для нее все равно что утопиться. Несмотря на внешнее несогласие с общепринятой моралью, жизнь дочери Фамусова вполне вписывается в рамки общества — ей не нужны потрясения, которые может принести Чацкий.
Софья не ищет каких-либо путей применения своих талантов, а видит свое будущее в замужестве и светской жизни. Даже узнав о притворстве Молчалина, героиня больше приемлет кривизну его души, чем дерзость Чацкого, ведь и она сама, пусть не намеренно, совершила подлость, ославив в московском свете друга детства безумцем. Чацкий обвиняет Софью в том, что она хочет себе не равного спутника жизни, а мужа-слугу, который во всем бы ее слушался и подчинялся.
Главная героиня комедии «Горе от ума» — неординарная девушка со страстной, глубокой, самоотверженной натурой, лучшие качества которой уродливо искривились под воздействием лживой и лицемерной фамусовской среды, потому что Софье не хватило силы духа и стойкости убеждений, чтобы отстаивать свои взгляды. Ей оказалось легче подстроиться под общественное мнение, чем противостоять ему.
Самые цитируемые выражения
«Счастливые часов не наблюдают»
. Фразу произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым. Выражение не изменило своего толкования. Им характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом. Для них время уходит на задний план, оставляя место только чувствам. Влюбленных переполняет восторг от общения, встреч и положительных эмоций. Следить за временем они не могут и не хотят.
«Ум с сердцем не в ладу»
. Фразу произносит Чацкий. Он объясняет ею свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум. Человек не способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков. Ослепленный чувствами, он не слышит в речи истины. Вводит себя в заблуждение, которое впоследствии становится роковой ошибкой. В современной жизни выражение находит место не только в эмоциональной сфере, описывающей чувства взаимной привязанности. Ум не помогает ослепленным своей удачей в бизнесе, в азартных играх.
«Герой не моего романа»
. Софья Павловна использовала фразу для объяснения того, что один из претендентов на ее руку не может быть ее возлюбленным. Сегодня выражение позволяет убрать из кавалеров тех, кто не может стать женихом по индивидуальному выбору и предпочтениям любого пола.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
. В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение используется гораздо шире. Служить становится синонимом работать. Многим хочется найти такую профессию, в которой не придется выполнять указания верхних ступеней власти, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Большинству хочется, чтобы оценили их знания, умения и опыт.
«День за день, нынче, как вчера»
. Так описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь и современники, если из нее уходят интересные события, остается одна повторяющаяся каждый день рутина. Состояние безысходности слышится за словами, тоска и уныние. Из такого состояния хочется вырваться как можно быстрее.
«Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь»
. Фраза вложена в уста горничной Лизы. Девушка понимает опасность и любви, и немилости. Хочется избежать излишней заботы, злобы и неприязни. Любое чувство со стороны власть имущих, начальства и руководителя чаще заканчивается отрицательно для работника. Именно поэтому хочется, чтобы яркие проявления с их стороны обошли стороной.
«Кому назначено-с, не миновать судьбы»
. Мудрые слова произносит Лиза. Вера в предназначение и в судьбу не пропала и у современников. Событие, которое происходит в жизни, чаще отрицательное, невозможное для объяснения, сводят к проявлению сил свыше. За все несет ответственность судьба.
«Кто беден, тот тебе не пара»
. Речь отца Софии четко разграничивала возможности дочери выбирать будущего мужа. Казалось бы, век деления на бедных и богатых прошел. Но на самом деле, статусное положение не просто осталось, но считается одной из основных причин разводов и несостоявшихся браков. Выражение продолжает жить, расширив свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатым выражением.
«А судьи кто?»
. Слова Чацкого звучат и поныне. Осуждения людей, не имеющих на это право, встречается так часто, что выражение считается одним из самых популярных. Слово судьи не используется в прямом значении, оно характеризует любого человека, пытающегося преподнести свое мнение, часто ошибочное, как эталон.
Оценка критиков
Современники Грибоедова отнеслись к персонажу Софьи Павловны Фамусовой с некоторым пренебрежением и не смогли оценить всю его глубину и драматичность, задуманную автором произведения. Они не пытались делать анализ образа главной героини в контексте пьесы. Не заметил противоречивость и сложность ее характера и А. Пушкин, назвав этот образ неясным.
Некоторые критики, в частности Белинский, обратили внимание на энергию характера и недюжинную натуру главной героини. Он считал, что появление такого персонажа имело большое значение, так как положило начало появлению в литературе образов настоящих русских женщин. Вместе с тем литературовед не усмотрел в главной героине живой девушки, так как посчитал ее образ слишком нереалистичным. Другие мнения:
- Б. Голлер увидел в поступке Софьи, принимающей Молчалина ночью в своей спальне, вызов ханжеству и лицемерию общества. Для такого поведения была нужна большая смелость, ведь, нарушая моральные запреты, девушка могла быть отвергнута светом.
- Н. Пиксанов отмечает, что Софья слишком рациональна в своих чувствах, выбирая объект любви не столько сердцем, сколько разумом.
- Н. Надежин полагал, что Софья, выросшая в фамусовской среде, никак не могла быть девушкой романтической.
Наиболее полную характеристику дал главной героине И. Гончаров. Критик увидел, что автор задумал начертать Софью натурой противоречивой, в которой смешались лучшие человеческие качества с присущими фамусовской среде взглядами, и отвел в комедии «Горе от ума» Софье роль единственного персонажа, близкого по духу Чацкому.
В недостатках Софьи И. Гончаров усмотрел не личные пороки, а обобщенные черты ее круга, и отметил, что главный женский образ показан не сатирически, а драматически. Он сравнил его с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» А. Пушкина: обе девушки, влюбляясь, наделяют избранника придуманным положительными качествами.
Мир возможностей лежит прямо за дверью знаний | Sophia University
«Пока я не поступил в университет, я придерживался мнения, что правильными могут считаться только концепции, подтвержденные наукой, — говорит Рио Мория, первокурсник Высшей школы науки и технологий.
Знакомство с разнообразными ценностями и обучением в кампусе, объединяющем гуманитарные и научные науки, привело к новым открытиям, которые помогли ему открыть свой разум для новых концепций и стать более всесторонне развитой личностью.
Совместная работа над открытием того, что может быть более одного правильного ответаПри выборе учебного заведения меня привлек Софийский университет, так как в нем есть факультеты гуманитарных и естественных наук в одном кампусе, и меня привлекала возможность учиться вместе с разнообразной группой студентов.
С тех пор, как я поступил в Софию, я познакомился со многими новыми и интересными людьми на занятиях и в клубе стрельбы из лука, что дало мне отличный способ расширить свои взгляды на самые разные темы, и теперь я хорошо понимаю важность разнообразия.
Честно говоря, до поступления в университет я придерживался мнения, что правильными могут считаться только те концепции, которые были доказаны наукой, но после знакомства и общения с разными типами людей, мыслящих иначе, чем я, я обнаружил что есть много разных способов формировать идеи, и что часто нет единственно правильного ответа.
Когда я разговариваю со студентами других факультетов, я часто с удивлением обнаруживаю, что они видят вещи, которых я сам никогда не замечал. Недавно я разговаривал со студентом юридического факультета о взаимосвязи между высотой зданий и законами, управляющими ими, — связи, которую я никогда раньше не делал. Я заметил, что даже если другой студент того же возраста, что и я, и учится в том же университете, их точка зрения может полностью отличаться от моей, что создает разнообразную среду обучения.
В эти моменты мне напоминают, что я не должен ограничивать себя размышлениями в рамках науки. Научиться быть более непредубежденным — одна из областей, в которых я больше всего вырос за четыре года в университете.
Признание того, что я не все знаю, дает достаточно возможностей для ростаОдна из лучших сторон обучения на факультете естественных наук и технологий заключается в том, что у меня есть возможность изучать самые разные предметы.
Поскольку все факультеты расположены в одном и том же кампусе, легко посещать занятия, которые не входят в сферу моей основной деятельности, но по-прежнему имеют отношение к моим учебным целям. Возможность изучать математику с точки зрения управления и узнавать о международных усилиях по решению экологических проблем дала мне полное образование и сделала меня более разносторонним учеником.
Кроме того, я смог пройти курс «Исследования христианского гуманизма», посвященный отношениям между наукой и философией с религиозной и исторической точек зрения. То, как эти темы связаны, было захватывающим и дало мне новую этическую перспективу, которую я мог использовать в своих научных исследованиях.
Когда вы научитесь рассматривать темы с разных точек зрения, вы начнете понимать, что кажущиеся не связанными между собой темы связаны таким образом, что вы, возможно, никогда не замечали. Это, пожалуй, то, что больше всего отличает среднюю школу от университета, поскольку темы, доступные вам, кажутся бесконечными. Изучение стольких разных предметов принесло мне огромную пользу, поскольку я осознал, насколько я был неосведомлен по многим темам, и мне еще предстоит многому научиться.
Я смог прийти к такому пониманию себя как студента, несмотря на то, что не имел четкого представления о том, что я хотел изучать, когда впервые поступил в университет.
К счастью, факультет инженерных и прикладных наук (EAS) позволяет студентам всесторонне изучать механику, электричество и физику, поэтому я смог найти то, чем действительно хотел заниматься. Каждый профессор на кафедре является специалистом в своей области, что дает нам, студентам, соответствующий реальный опыт, который мы можем использовать в наших собственных исследованиях.
Я также прилагаю много усилий для изучения английского языка, так как умение читать статьи на английском языке помогает мне быть в курсе последней информации и тенденций в моей области обучения. Возможность общаться с иностранными студентами в моих лабораториях — это еще один отличный способ для меня практиковать свои языковые навыки, и это позволяет мне устанавливать связи, которые полезны как в личном, так и в профессиональном плане.
Благодаря стимулирующей учебной среде в Софии мое понимание и отношение к образованию изменилось в лучшую сторону.
Принимать активное участие в проведении исследований, чтобы проложить путь для следующего поколения инженеровКогда я закончил университет, я решил поступить в аспирантуру, так как я хотел получить опыт в применении того, что я узнал на своих курсах бакалавриата, участвуя в академических презентациях.
Академическая презентация — это когда вы представляете результаты своего исследования профессионалам и экспертам, специализирующимся в той же области исследований. В конце презентации есть оценка, поэтому мотивация сделать хорошо высока.
Это ситуации, в которых нечасто принимают участие даже работающие профессионалы, и это уникальный опыт, когда вы действительно чувствуете, что наблюдаете прогресс академических кругов. Это чувство усиливается, когда я провожу исследования в своей лаборатории, поскольку мы используем единственное в своем роде устройство, и данные, которые мы собираем с его помощью, используются во всем мире. Так здорово быть в авангарде исследований и каждый день вносить свой вклад в новые открытия.
В моей лаборатории мы исследуем явление под названием «водородное охрупчивание железа». Железо всегда было важным элементом для выживания людей, и этот факт выходит за рамки его характеристик жизнеобеспечения, если смотреть на современную инфраструктуру.
Исследование, которое я провожу в сотрудничестве с крупным производителем, направлено на то, чтобы сделать железо и сталь более доступными для использования в таких областях, как строительство автомобилей и мостов. Я очень серьезно отношусь к своим презентациям, так как меня воспринимают как представителя компании, с которой я сотрудничаю, и я хочу быть надежным представителем. Поскольку ставки настолько высоки, презентация перед экспертами может вызывать нервозность, но это очень приятное чувство, когда я хорошо справляюсь с такими ситуациями.
Сегодня я чувствую, что инженеру недостаточно заниматься только проектированием ради дизайна. Идеология создания продуктов, которые просто доступны или полезны, больше не подходит. В настоящее время инженеры должны иметь возможность учитывать такие важные темы, как глобальная окружающая среда и эффективность производства, при проектировании.
Стремясь пробиться в профессиональный мир, я твердо верю, что для того, чтобы специалисты по естественным наукам изменили мир к лучшему, они должны приобрести широкий спектр знаний, включая предметы, относящиеся к гуманитарным наукам.
Я очень благодарна за условия в Софийском университете, которые позволили мне получить такое разностороннее образование, поскольку это настроило меня на успешную карьеру. В будущем я надеюсь стать инженером, который сможет уверенно вдохновлять молодое поколение на осуществление своей мечты.
※ Обратите внимание, что содержание этой статьи относится к февралю 2022 г.
Создание среды, способствующей этике и ценностям, подходящим для Софийцев | Sophia University
В последние годы от университетов все чаще требуется рассматривать и проводить операции в большей степени с точки зрения студентов и ориентированным образом. Вице-президент по студенческим и общим вопросам, отвечающий за все аспекты студенческой жизни, рассказывает о том, как Софийский университет реформируется, чтобы добиться того, чтобы студенческий контингент был удовлетворен своим студенческим опытом.
Поддержка всех аспектов жизни учащихся для обеспечения наиболее полноценного обучения в колледжеУниверситеты и колледжи — это места, где студенты учатся, открывают для себя что-то новое и участвуют во внеклассных мероприятиях по собственному желанию, и в целом имеют свободу быть «главными героями». Чтобы обеспечить полноценный студенческий опыт, роль вице-президента по студенческим и общим вопросам включает в себя поддержку широкого спектра внеклассных мероприятий, предоставление безопасных и надежных помещений и оборудования, помощь учащимся в поддержании здорового физического и психического состояния и разработку доступных стипендий. Другими словами, все, что связано со студенческой жизнью за пределами формального образования и исследований, входит в компетенцию роли.
В целях поощрения и создания кампуса, поддерживающего здоровых студентов, весной 2022 года Университет отремонтировал Оздоровительный центр. Оздоровительный центр поддерживает психическое здоровье, оказывает первую помощь при заболеваниях и травмах, а также общие консультации по вопросам здоровья.
Университет не упускает из виду, что студенты сталкиваются с множеством забот, не ограничивающихся их физическим благополучием, включая домогательства, их будущее и перспективы трудоустройства, семейные финансы и так далее. Слишком многие студенты могут столкнуться с этими проблемами, но при этом не знать, куда пойти, чтобы рассказать о своих проблемах. Поэтому Оздоровительный центр создал службу онлайн-консультаций под названием «Информационная служба для студентов», единый центр поддержки студентов, который сочетает в себе поддержку Центра карьеры, отдела стипендий и, в некоторых случаях, внутренних и внешних организаций.
С момента своего основания Sophia University стремился создать среду, в которой студенты и преподаватели из разных слоев общества ценят и уважают друг друга, не допуская дискриминации по признаку возраста, национальности, расы, религии, инвалидности или любых других факторов. Чтобы добиться дальнейшего прогресса в достижении этой давней цели, все новые учащиеся должны будут пройти «Универсальный тест манер (уровень 3) электронного обучения» и получить сертификат об окончании, начиная с 2022 года.
Этот сертификационный тест предназначен для того, чтобы помочь учащимся приобрести отношение, поведение и коммуникативные навыки, необходимые для того, чтобы с должным уважением относиться к тем, кто придерживается другой точки зрения. Послекурсовое анкетирование студентов показало, что 90% положительно отреагировали на курс, многие сказали, что хотели бы пройти его раньше. Мы ожидаем, что через четыре года, когда все нынешние студенты пройдут курс, атмосфера в кампусе будет другой, и больше студентов смогут свободно помогать другим в своей повседневной жизни.
Мы считаем, что необходимо прислушиваться к мнению лиц, не входящих в состав исполнительной власти, которые также играют жизненно важную роль в принятии решений, таких как студенты, преподаватели, сотрудники и другие заинтересованные группы. Взаимное доверие особенно важно, и мы стремимся уделять больше внимания установлению доверия с внутренними и внешними заинтересованными сторонами.
Создание кампуса, где студенты могут оттачивать индивидуальность, присущую «софианам»По мере развития глобализации от нас как никогда потребуется «думать и действовать как член этого симбиотического общества». По этой причине мы хотим увеличить количество студентов, которые участвуют в волонтерской деятельности.
Хотя все больше и больше студентов проявляют живой интерес к Целям устойчивого развития (ЦУР) и другим вопросам, все еще есть много студентов, которые еще не рассматривают волонтерство как нечто личное, применимое к ним. К счастью, молодые люди обладают очень гибким мышлением, поэтому после того, как они получат опыт волонтерской работы в качестве студента, любые прежние барьеры для участия должны быть значительно снижены. Что университеты могут сделать, так это познакомить студентов с уже заядлыми волонтерами и предложить студентам множество различных волонтерских мероприятий, чтобы побудить их думать о волонтерстве как о чем-то, что они делают, могут и хотят делать.
Выпускники Софийского университета работают на самых разных должностях. Хотя не все из них работают на мировой арене, мы, тем не менее, хотим, чтобы все наши студенты и выпускники смотрели на все с глобальной точки зрения, а не только в погоне за собственными интересами. Как выпускник Софийского университета, я считаю, что софианство означает наличие этого универсального чувства этики и ценностей.