Микула Селянинович (Былина): читать сказку, рассказ для детей, текст полностью онлайн
Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольта брать дани-по́дати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.
Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.
Едут молодцы другой день до вечера, так же всё пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.
Третий день идёт к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт, как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются.
А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелко́вые. Подивился на него Вольга, поклонился учтиво:
– Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
– Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
– Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-по́дати.
– Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут всё разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шёлковую плёткою. Ну, который стоял, тот сидит, а который сидел, тот лежит.
Удивился Вольга, поклонился пахарю:
– Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.
– Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать – других мужиков не обижать.
Снял пахарь с сохи гужи шелко́вые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.
Проскакали молодцы пол пути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
– Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
Послал Вольга трёх дружинников.
Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.
Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул. Лемехи травой вычистил.
Дело сделали и поехали богатыри дальше путём-дорогою.
Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли брёвна дубовые на мосту через речку Ореховец.
Чуть взошла дружина на мост, подломились брёвна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.
Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок да и начали злодеев чествовать.
Пахарь плетью бьёт, приговаривает:
– Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города́ хлебом кормят, мёдом поят, а вы соли им жалеете!
Вольга па́лицей жалует за дружинников, за богатырских коней.
Стали люди гурчевецкие каяться:
– Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.
Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:
– Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?
– Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.
Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном…
Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.
Тёмная ночь идёт – пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестей пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать:
– Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Былины по сюжету схожи со сказкой, так же в них прослеживаются выдуманные, приукрашенные эпизоды. Однако, никто не может заявлять наверняка, что герои тех давних сказаний не существовали на самом деле. Внимательно вникнув в происхождение слова «былина», можно найти единый корень слова «быль». Следовательно, персонажи былин реально жили на этом свете, к таким относится и герой Микула Селянинович.
Впрочем, начало сказания повествует нам о другом главном герое – князе Вольге. Он мудр, храбр, силен и имеет мощную дружину. От родного дяди, князя Владимира, ему достались три города, и он отправляется обследовать свои новые владения. По пути к своим землям и происходит знакомство Вольги и Микулы. Выехав в открытое поле, путники услыхали насвистывание пахаря и скрип его орудия, но потребовалось целых три дня чтобы повстречать его лично. Настолько силен был Микула, что его голос был слышен за километры. Описывая данного положительного персонажа, народ специально приукрасил этот момент, чтобы выделить его среди простого люда.
Спустя три дня дружина во главе с князем приблизилось к богатырю. Вольга очень удивился тому, какой пахарь обладает силой, возделывая землю, с легкостью выдергивает пни и выкидывает огромные камни в ущелье. Такая работа дается ему очень легко, и богатырь совсем не чувствует устали. Также князь обратил внимание на орудие труда крестьянина, соха отделана серебром и золотом, а кобыла при нем одета в дорогие шелка, которые стоят очень дорогих денег.
Помимо всего прочего, наряд оратая также выделял его среди простого рабочего народа. Одет он был в богатое одеяние, кафтан был расшит из черного бархата, что по тем временам считалось большой роскошью даже для богача. На ногах надеты сафьяновые сапоги на каблуке, что выглядело очень роскошно, модно и престижно. Лицо молодого крестьянина было весьма привлекательным, ясные голубые глаза, темные брови и шикарные кудри на голове. По описанию внешности можно представить себе сильного, серьёзного и привлекательного богатыря. Такому подробному описанию внешности оратая народ специально придал большое значение, чтобы выделить Микулу среди простого люда и сделать из него идеального персонажа.
Естественно Вольга заинтересовался таким необычным незнакомцем и между ними завязался разговор, князь поведал Микуле куда он с дружиной направляется. Микула предупредил его об опасности таящейся на дорогах и рассказал о своих деяниях, как с помощью кулаков расправился с тысячью жадными разбойниками. Но описывает подвиги Микула без какого-либо хвастовства, потому что считает это обычным поступком.
Отправившись в путь, Микула вспоминает что забыл спрятать свою сошку в куст. Вольга отправил сделать это пятерым своим воинам, однако они не справились с заданием. И даже большое количество дружинников с места не смогли сдвинуть сошку. Микула же взял сошку без труда одной рукой.
По приезду в город, князь настолько сдружился с Микулой что предложил ему стать наместником в его владениях.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Былина «Волга нди Микула Селянинович»: мвачидуле
Нтано я Новгород я нхани зочитица чидви нди «Волга нди Микула Селянинович». Zophatikizidwe za ntchitoyi zimalola owerenga kufananitsa zithunzi ziwiri zosiyana: mwana wamwamuna wa kalonga ndi wolima bwino. Malingana нди malipoti ena, mu Epic iyi anthu otchulidwa kwambiri ndi milungu yachikunja: Mikula ndi udindo wa ulimi, ndi Волга pakusaka. Орест Миллер, katswiri wa zamaganizo wa m’zaka za m’ma 1800, adapeza ntchito zambiri zofanana pakati pa otsutsa ndi ogulitsa anthu.
Мисонхано я Волга нди Микула
Чидзивицо ча калонга йемве али нди анту осавута али памтима па нхани я эпос «Волга нди Микула Селянинович». Chidulechi chimatiuza momwe mphwake wa kalonga wa Kiev anabadwira, atakula ndikuganiza za kupeza nzeru ndi mphamvu zadziko. Волга анафунса Владимир кути аменяне нди амуна 30 кути апите найе кути апереке мсонхо. Хоти ла Киев линапаца мвана вамвамуна мизинда итату: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Волга Святославович акучока кумунда, амамва кулира ква пулаво нди кулира ква волима, кома самавона млими йеха. Nthawi yayitali adakwera ndi gulu озеро, koma tsiku lachitatu adapeza mlimi. Памсонхано, Волга нди Микула Селянинович анаямба куланхула. Chidulechi chimafotokoza kuti kalonga adawuza anthu wamba kuti ndi chifukwa chiti, ndipo amphawi adamuchenjeza za anthu oipa m’mizinda iyi.
Mphamvu zosavuta za wolima
Atazindikira kuti adzakumana ndi achifwamba amenewa, Волга анафунса Mikula kuti apite naye, chifukwa asilikali ake sangamuvulaze ndi munthu wamphamvu amene myekhayo anakumana ambinri ant. Калонга анкадандаула квамбири кути озеро гулу лихоза куфедва нди кутиридва мумцинье Смородино. Былина «Волга нди Микула Селянинович» акувуза кути млимиё адавомереза кути апите кумудзи кути апереке мсонхо, кома атахала кале кутали нди мунда, анакумбукира кути санатулуке панси ндикупонья сокко кумбуйо ква читсамба ча ракетите.
Pofuna kuti asabwerere, Volga anatumizira anzake asanu, koma sangathe kuchita ntchito ya Mikula. Ндие кумунда кули асиликали эна хуми, кома сангате кувононга мапулаво кучокера кумало, гулу лонсело линалитенга кути личоке, кома палибэ зоцатира. Ндиено волимира, нгати нгати акусевера, аначотса панси ндикучипонья кусери ква читсамба. Калонга акудабва нди мпхамву йодабвитса я мнзаке ватсопано, кенако Волга нди Микула Селянинович анахала мабвензи.
Masewera ku Россия
Ndiyeno kalonga ndi mlimi akubwera ku mzindawo. Amunawo adadziwa kuti Mikula, omwe adagwidwa okha, pamene adayesa kumwa mchere kuchokera kwa wolima, ndipo adadza kwa okwera kuti agwadire ndi kupepesa. Волга анаона нди масо аке улему вэйк ватсопано, котеро адасанха кумопаца мизинда итату нди антху осаука. Kalongayo anapanga wolimira bwanamkubwa wake ndikumuuza kuti atenge msonkho kwa anthu osauka.
Кома палинсо кутантхаузира пангоно косияна нди «Волга нди Микула Селянинович.» Chidule cha ntchitoyi akuti achifwamba anagonjetsa kalonga mumzindawo, ndipo wolimira anamupulumutsa. Zirizonse zomwe zinali, koma Mikula Selyaninovich ndizofanana ndi msilikali wadziko lonse.
Примеры былины. Герои русских былин
Былины — вид устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, строится на описании какого-нибудь экстраординарного события из прошлого или примечательного исторического эпизода. Герои эпического эпоса разнообразны по характеру, но сила их всегда обращена на борьбу со злом. Враги героев описаны не менее красочно, каждый персонаж — типичный злодей. Примеры былин многочисленны, но некоторые необходимо выделить, об этом пойдет речь в этой статье.
Как появился литературный термин «былин»
Современное название было предложено в 1839 году филологом Иваном Сахаровым, опубликовавшим свой очерк в издании «Песни русского народа». Ученый употребил словосочетание «по былинам», что означает «по фактам». «Был», «бывший», «былин» — языковой выбор оказался удачным.
Традиционно былины делятся на два обширных цикла: Киевский и Новгородский. С первым связано основное количество действующих лиц, оно же доминирует и в рассказах, в которых фигурируют стольный град Киев и двор князя Владимира Святославовича, а позднее Владимира Мономаха.
Герои богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Михайло Потык. Новгородские былинные богатыри — огородный купец Садко и богатырь Василий Буслаев. «Старшие» киевские богатыри — Микула Селянинович, Святогор и Волга.
Исследователи
Образцы эпоса характеризуются тем, что вплоть до 18 века их никто не записывал. Первый сборник за авторством Кирси Даниловой был создан в Москве только в 1804 году. И только после этого последовали дополненные переиздания. На волне интереса к эпическому эпосу в 1830–1850-х годах славянофил Петр Васильевич Киреевский организовал всемирное собрание фольклорных произведений. За короткое время он и его помощники записали несколько сотен былин в Поволжье и северных губерниях, а затем в Сибири и на Урале. Результатом работы группы исследователей стали 80 предметов.
В целом образцы эпического эпоса были полностью систематизированы в короткие сроки, и ученые-филологи получили возможность работать с обширным эпическим материалом. Результатом этого стало использование фольклорных произведений в диссертационных и научных работах. На международный уровень были выведены наиболее значительные образцы эпического творчества русского народа.
Большинство былин имели мифологическую основу с описанием природных явлений экстремального характера и богатырей, преодолевающих их последствия. И это всегда было успешно. На протяжении нескольких столетий былины всячески переделывались, переделывались и сокращались. Одно время легенды смешивали с устными фольклорными произведениями Запада, но заканчивали ненормативной лексикой, и такие попытки в дальнейшем пресекались. В конце концов, эпический эпос заказан.
Характерные черты
Постепенно былины приняли устойчивую фольклорно-литературную форму, и таким образом появился вполне определенный поэтический стиль, состоящий из сочетания дактиля с хорей, а позднее и анапестиков. Рифмы практически не было, все строилось на благозвучии стиха и его музыкальности. Поэтические былины отличались от «побывальщин», примитивных высказываний в прозе, которые как искусство не принимались публикой. Слог оригинального эпоса всегда богат поэтическими фразами, полон эпитетов, аллегорий и сравнений. При этом стихи ясны и логичны по своему звучанию.
Обычно поэтический эпос делился на две части. Рассказчик, согласно первой, должен был импровизировать, представлять тексты как бы от себя, а вторая часть обязывала его следовать определенной схеме, типично передавать содержание в точных выражениях, не меняя ни единого слова. Таким образом, получалась словесная мозаика, которая не всегда выглядела органично. Многое зависело от таланта рассказчика.
Илья Муромец, богатырь былины
«…Жил под городом Муромом, в селе Карачарово, крестьянин богатырского роста, но ходить не мог, все лежало на печи, и Илья грустил о том, что ноги его не шевелились, слышал разбойники на дорогах людей грабят, Змей Горыныч на Руси мне так жалко, я всех девок замучился. грустный.
Скитальцы помогли, чтоб воду попить пришли. Били и поправляли ноги Илье Муромцу, он встал, нашел шёлковый шёлк невиданный. Купил я себе хорошего коня, выхолил, вылил по утренней росе, и подошел конь Ильи, сильный и быстрый.
Илья собрал, оседлал Бурушку и поскакал за порядком в России, только его видели.
Садко
Русский народный фольклор отличается разнообразием сюжетов и декоративных особенностей. Герои попадают то на остров, где живут чудовища, то в океан, где их ждет морской царь с русалками.
Былина «Садко» — одно из лучших эпических произведений. По ее мотивам создана одноименная опера Римский-Корсаков. Кроме того, эпопея «Садко» послужила сюжетом для фильма режиссера Александра Птушко с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой в главных ролях.
«…В славном Новограде, как жил-был купец Садко, богатый, красавец. Раньше у него были только гусли-лобстеры, на пирах приглашали играть, вот он и жил. Но только вот его не позвали не раз, а не два и не три, думал Садко, выходил на Ильмень-озеро, садился на белотопливный камень, тронул струны.0003
Вода вздымается волнами, появился морской царь. — Славно ты играешь, Садко, как тебя отблагодарить? Аль клад золотой? Приезжай в Новоград и бери ой большой заклад. Положи ярую голову на товар купца, который непомерен. «Так скажи мне: в озере Ильмень водится золотая рыбка. Накопишь грош, выйдешь на берег с шелковым сачком, я дам тебе три золотых рыбки-пера». красный гусляр Садко, он стал торговать, чтобы получать большие барыши. Он разбогател и вернул купцам их красные товары. И он стал жить на свое новое богатство. А как Садко плавал по морям и привозил жену, — это другая история…»
Богатыри Волга и Микула Селянинович
Среди русских былинных образов есть богатыри, сказители которых наделены небывалой силой, и пока они живут в необычной обстановке, под стать их сказочной мощи.
Былина «Вольга и Микула» — великолепный образец фольклорного произведения, показывающий, как герои русского эпоса объединяются для борьбы с бесчинствами на Руси. В те смутные времена бюрократия на Руси была разгромлена, все вопросы решались только за взятки. От неправомерных действий «государственных служб» пострадал простой пахарь Микула Селянинович, об этом повествует эпос «Волга и Микула».
«…Ночь рассыпала по небу, и родился юный богатырь молодой Волги Всеславич утром у Руси-Матери. Спал младенец час, потянулся, и все пеленки лопнули, золото ремни.И так Волга сказала моей маме: «Мадам-матушка, не заворачивайте меня, вложите железо в ваши доспехи, в руки вложите каску и дайте стоп-пробную дубинку». Мать испугалась, а Волга растет как на дрожжах, растёт и учится читать.. Как шесть лет прошло, я пошёл гулять, земля тряслась. Звери спрятались, птицы улетели, а Волга даёт нам выдумывать всякие забавы: тогда она становится сокола и взлетает в небо, то перескакивает на оленя, то превращается в серого волка. А как богатырю стукнуло 15 лет, вот он и добрые дела натворил. А что — это другая история…»
Микула Селянинович
«…Ранний Волга собрал Волгу с дружиной для сбора налогов с городов, проехали, может, версту, как слышат — рядом кто-то пашет, на камешках гальку пашет. Пошли мы к пахарю, а они не могут до нас дойти,под вечер не дошли,мы до следующего дня не дошли,только лемех метет да пахарь свистит.Приехали на третий день,на закате.Слез с Волги с коня, поклонился пахарю в пояс: «Здравствуй, добрый человек, в поле рабочие!» «Будь здоров, Волга Всеславович, где ты держишь путь?»
Долго, коротко они об этом говорили, и пошли дружно разбойников на большую дорогу пугать.