Идея эволюции в философии Герберта Спенсера
ID: 2018-01-4451-A-16285
Оригинальная статья (свободная структура)
Васильева А.С.
Студентка 2 курса
Резюме
В данной работе описана теория Г. Спенсера. Рассмотрены важнейшие позиции теории, дана оценка ее актульности.
Ключевые слова
Теория эволюции, Ч.Дарвин, биологическая эволюция
Статья
Идея эволюции в философии Герберта Спенсера
Васильева А. С.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина
Разработанная изначально в социальной философии идея прогресса со временем получила естественнонаучное подтверждение. Безусловно, важное значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. Идея эволюционизма основательно утвердилась в науке и философии после публикации работ Ч.
В учении Спенсера сочетаются идеи эволюционизма, принцип невмешательства и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени.
Его система объединенной науки раскрывается в работе «Основные начала», из первых глав которой мы понимаем, что ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования. В свою очередь религия лишь пытается представить его и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе».
сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная.
В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии». Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в «Основных началах». В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. Спенсер предложил человечеству готовую систему, способную, с его точки зрения, заменить ортодоксальную религиозную веру. [3]. По Спенсеру на основе таких базовых представлений, как первый закон термодинамики и биологическая эволюция, возникает возможность совершенствования человечества. По сути его философские идеи являются совокупностью деизма и позитивизма. Несмотря на то, что Спенсер разочаровался в христианской вере, можно говорить о подсознательном создании концепции, согласно которой законы природы ведут человека к идеалу.
Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
На семь лет раньше Ч. Дарвина Г. Спенсер, основываясь на изучении развития органического мира, предложил идею существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и
борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.
На основе научных фактах и данных Спенсер продвигал идею эволюции во все сферы жизни без исключения, объясняя происходящие в природе и обществе явления и процессы — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология, культура и этика естественны по происхождению. Следовательно, они, как и все естественное и природное, развивается по законам природы, а следовательно — по законам эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Социология Спенсера была подвергнута острой критике. Тем не менее, теория Герберта Спенсера стала достоянием образованных людей. Герберт Спенсер, социология и философия которого сыграли огромную роль в развитии мировой мысли, является одним из величайших умов в истории.
Литература
Список литературы: 1. Спенсер, Герберт / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 2. Кон И. С. Социологическая концепция Герберта Спенсера / История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред.
И. С. Кона. — М.: Наука, 1979. — С. 40-52.
3. Кузнецова М.Н., Живайкина А.А. Философия гуманитарного образования / Психолого-педагогические основания реализации образовательного процесса в медицинском вузе. Материалы внутривузовской методической конференции. – Саратов, 2012. – С. 60-66.
4. Кремплевская С.П., Живайкина А.А. Судьба человека и его свобода. проблема самоопределения личности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – № 5. – С. 801.
5. Живайкина А.А. К.Д. Кавелин: опыт философского анализа культуры //
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9. – № 4. – С. 8-12.
Файл
2018-01-4451-A-16285.pdf
Эволюционистская социология Герберта Спенсера.
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
- эволюционной теории,
- органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
- учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид.
Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций,
возможность временного существования частей при расстройстве
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:
- интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

- дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
Г. Спенсер как родоначальник органицизма в социологии Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог. Один из родоначальников позитивизма. Явился основоположником органической школы в социологии. Главные работы: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-¬1867, 2 т.), «Основания психологии» (1870-1872, 3 т.), «Основания социологии» (1876-1896,3 т.), «Основания этики» (1873). Спенсер отвергал идею единообразного, линейного прогресса. Разделение труда — есть универсальный механизм развития. Наиболее существенный критерий социального прогресса — это переход от общества, где личность подчинена целиком социальному порядку, к состоянию, когда «социальный организм» служит индивидам, его составляющим. Социология Спенсера охватывает антропологию, этнографию, общую теорию исторического развития. Два главных принципа Спенсеровой социологии — это 1) концепция общества как организма (единство социального целого) 2) идея социальной эволюции. Характеристика общества как организма: • общество растет и увеличивается в размерах • с ростом общества его структура усложняется как у биоорганизма • дифференциация структуры био- и социальных организмов сопровождается аналогичной дифференциацией функций • дифференциация структур и функций сопровождается развитием их взаимодействия • каждый организм — это общество, состоящее из отдельных индивидов • в обществе, как и в организме, когда жизнь в целом остановилась, отдельные составные части продолжают жить.
Но Спенсер видел и существенные различия между обществом и организмом: • составные части биологического организма объединены неотъемлемо, а в обществе элементы более или менее свободны рассеяны • дифференциация функций в индивидуальном организме такова, что способность чувствовать и мыслить сконцентрирована только в определенной ее части, а в обществе сознание распространено по всему агрегату, и все его составные элементы способны наслаждаться и страдать примерно также • в живом организме элементы существуют ради целого. В обществе — наоборот. Введенные ограничения очень важны для Спенсера, постоянно протестовавшего против полного отождествления общества и организма. У любого развитого общества существуют три системы органов: 1. поддерживающая система (система органов питания) производство необходимых продуктов 2. распределительная обеспечивает связь между различными частями с помощью разделения труда 3. регулятивная система (государство подчиняет части целому). Специфическими частями органов являются социальные институты.
их шесть: домашние, ритуальные, политические, церковь, профессиональные и индустриальные. Всеобъемлющая категория эволюции — любой социальный процесс рассматривается как часть эволюции. Любое развитие включает два аспекта интеграцию и дифференциацию. Начинается оно с простого количественного роста. Количественный рост и усложнение структуры социальных агрегатов ведут за собой процесс функциональной и структурной дифференциации целого. Спенсер пытался совместить историко-эволюционный подход к обществу со структурно- функциональным. Своей концепцией структурной дифференциации, пониманием общества как саморегулируемой системы он предвосхитил многие положения структурного функционализма в социологии и этнографии. Спенсер явился первым социологом, который начал систематическое использование понятий система, структура, функция, институт. Он первым разграничил понятия эволюции и прогресса. Он более последователен, чем¬ Конт в отношении эмпирических, прежде всего, сравнительных исторических исследований.
Систематизация этнографического материала, сам способ типологизации обществ послужили важным вкладом в развитие антропологии, этнографии, психологии.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Эволюционистская социология Герберта Спенсера.
От 250 руб
Контрольная работа
Эволюционистская социология Герберта Спенсера.
От 250 руб
Курсовая работа
Эволюционистская социология Герберта Спенсера.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Вклад Герберта Спенсера в социологию (1110 слов)
РЕКЛАМА:
Прочитайте эту статью, чтобы узнать о вкладе Герберта Спенсера в социологию!
Герберт Спенсер родился в Дерби, Англия, 27 апреля 1820 года.
Он был признан одним из важных социальных философов 19 века. Он оказал глубокое влияние на развитие современной социологии. К нему относились как к продолжателю эволюционного подхода Конта. Он был гораздо точнее, чем Конт, в определении специальных областей, за которые социология должна взять на себя ответственность.
Изображение предоставлено: upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Herbert_Spencer_5.jpg
РЕКЛАМА:
Он считается самым выдающимся представителем социальной эволюции. Он также считается отцом классических эволюционистов. В 1848 году он был назначен редактором журнала «Экономист». К 1850 году он завершил свой первый крупный труд «Социальная статика». Он известен своей теорией «социальной эволюции» и органической аналогии в изучении социологии. Вот некоторые из его важных работ:
(i) Принципы этики-1891
(ii) Синтетическая философия-1896
РЕКЛАМА:
(iii) Принципы социологии-1880
(iv) Социальная статистика-1850
(v) Принцип биологии
(vi) Изучение социологии-1873.
Важной работой Спенсера, которой поделились и Конт, и Дюркгейм, была его теория органической аналогии, в которой он развил тенденцию рассматривать общество как организм. Он заимствовал свои концепции из биологии.
РЕКЛАМА:
Его интересовала общая структура общества, взаимосвязь частей общества и функции частей друг для друга, а также для системы в целом. Он сравнивал общество с живым организмом, принимая во внимание следующие моменты.
(i) Происходит рост и развитие как общества, так и живого организма. Процесс роста и развития постепенен и переходит от простого к сложному. В момент рождения живого организма или биологического организма все очень просто.
У него нет собственного «я». Но постепенно, по мере своего развития, он день ото дня становится все сложнее и сложнее. Он меняет свою структуру. Вначале он небольшой, но постепенно становится довольно сложным.
РЕКЛАМА:
В случае с обществом мы находим то же самое.
В момент своего возникновения она очень мала и проста, но постепенно становится обширной и сложной. Например, общество охотников и собирателей в настоящее время достигло своего современного состояния с изменениями в его росте и развитии.
(ii) Существует тесная связь его частей и органов. В биологическом организме или живом организме существует тесная взаимосвязь частей. Это подразумевает, что все части или органы зависят друг от друга. В живом организме, например, каждый орган выполняет свою собственную функцию. Точно так же разные органы выполняют разные функции для непрерывности целого. Ни функция одного органа не может выполняться другими органами, ни целое не может поддерживаться с помощью всех функций всех других органов. Это верно и для общества. Все части общества зависят друг от друга в своей непрерывности.
(iii) Важность целого как в обществе, так и в живом организме. Хотя все части общества и живого организма взаимозависимы, важно и целое. Мы не можем осознать важность различных частей, если не рассматриваем организм в целом.
Если одна часть разрушается, то рождаются новые. Нет перерыва в важности целого. Это продолжается. Это справедливо как для общества, так и для биологического организма.
(iv) Центр управления как в обществе, так и в живом организме один. В живом организме центром управления является мозг, который регулирует всю деятельность различных частей целого. Точно так же в случае общества правительство или администрация выступает в качестве центра его контроля. Он контролирует работу целого. Различные его части выполняют приказы, отдаваемые центром управления. Так общество и живой организм подобны.
РЕКЛАМА:
(v) Согласно Спенсеру, общество и живой организм подобны, поскольку оба они следуют сходным процессам и методам своего эффективного функционирования. Например, в живом организме различные системы, такие как пищеварение, кровообращение, дыхание и т. д., отвечают за его функционирование, тогда как в обществе транспортная система, система связи, производство, а также распределение и т.
д. выполняют свои соответствующие роли. Таким образом, Спенсер разъяснил, что существует сходство между обществом и живым организмом. Помимо вышеуказанного сходства между биологическим организмом и обществом. Спенсер проанализировал некоторые различия между ними. Их:
(i) Живой организм представляет собой конкретное и интегрированное целое, тогда как общество состоит из отдельных и рассеянных элементов.
(ii) В обществе нет централизации сознания, тогда как в живом организме, хотя разные органы не имеют разного сознания, оно имеет централизованное сознание. Но в обществе каждая часть имеет отдельное собственное сознание.
(iii) В обществе части не всегда обязательно предназначены для блага целого. Наоборот, целое создано для блага своих частей. Это не относится к живому организму. Потому что все части существуют для блага целого.
РЕКЛАМА:
(iv) Части общества способны к самостоятельному существованию, но части живого организма неспособны к самостоятельному существованию.
Если части живого организма отделить от целого, то он деформируется и в худшем случае приводит к смерти.
Из приведенного выше обсуждения мы узнаем, что Спенсер пытался рассматривать общество как живой организм, принимая во внимание несколько важных моментов. Но его теория не свободна от критики. Некоторые из критических замечаний заключаются в следующем.
(i) Невозможно выявить различия между обществом и живым организмом. Общество абстрактно, тогда как живой организм конкретен. Поэтому критики отметили, что сравнивать их невозможно. Это не что иное, как воображаемое описание Спенсера.
(ii) Природа сознания общества и живого организма различна. В живом организме есть централизация сознания, но в обществе разные части имеют разное сознание. Так что общество и живой организм нельзя сравнивать друг с другом на этом основании.
РЕКЛАМА:
(iii) Другая критика касается их рождения, роста и смерти. Говорят, что процесс рождения, роста и смерти живого организма совершенно отличен от процесса в обществе.
Так что общество никогда не уподобится живому организму.
Помимо вышеупомянутой критики, сам Спенсер также противоречил своим собственным взглядам.
Основатели социологии
В каждой области научных исследований есть свой набор персонажей, и социология не исключение. Хотя бесчисленное множество людей внесли свой вклад в превращение социологии в социальную науку, несколько человек заслуживают особого упоминания.Огюст Конт
Французский философ Огюст Конт (1798–1857), которого часто называют «отцом социологии», впервые использовал термин «социология» в 1838 году для обозначения научного изучения общества. Он считал, что все общества развиваются и проходят следующие стадии: религиозную, метафизическую и научную. Конт утверждал, что для решения своих проблем обществу нужны научные знания, основанные на фактах и доказательствах, а не спекуляции и суеверия, которые характеризуют религиозные и метафизические стадии общественного развития.
Конт рассматривал науку социологию как состоящую из двух ветвей: динамика , или изучение процессов изменения обществ; и статика , или изучение процессов, посредством которых выживают общества. Он также предполагал, что социологи в конечном итоге разработают базу научных социальных знаний, которые направят общество в позитивном направлении.Герберт Спенсер
Англичанин XIX века Герберт Спенсер (1820–1903) сравнил общество с живым организмом, состоящим из взаимозависимых частей. Изменения в одной части общества вызывают изменения в других частях, так что каждая часть способствует стабильности и выживанию общества в целом. Если одна часть общества дает сбои, другие части должны приспосабливаться к кризису и вносить еще больший вклад в сохранение общества. Семья, образование, правительство, промышленность и религия составляют лишь некоторые из частей «организма» общества.
Спенсер предположил, что общество исправит свои недостатки посредством естественного процесса «выживания наиболее приспособленных».
Социальный «организм» естественно склоняется к гомеостазу, или равновесию и стабильности. Социальные проблемы решаются сами собой, когда правительство оставляет общество в покое. «Самые приспособленные» — богатые, могущественные и успешные — наслаждаются своим статусом, потому что природа «выбрала» их для этого. Напротив, природа обрекла «непригодных» — бедных, слабых и неудачливых — на неудачу. Они должны постоять за себя без социальной помощи, если общество хочет оставаться здоровым и даже продвигаться на более высокие уровни. Государственное вмешательство в «естественный» общественный порядок ослабляет общество, растрачивая впустую усилия его руководства, пытающегося бросить вызов законам природы.
Карл Маркс
Не все разделяли взгляды Спенсера на социальную гармонию и стабильность. Главным среди несогласных был немецкий политический философ и экономист Карл Маркс (1818–1883), наблюдавший за общественной эксплуатацией бедных богатыми и влиятельными.
Маркс утверждал, что здоровый общественный «организм» Спенсера был ложью. Маркс утверждал, что социальный конфликт, особенно классовый конфликт, и конкуренция характерны не только для взаимозависимости и стабильности, но и для всех обществ.Особенно его бесил класс капиталистов, который Маркс называл буржуазией . Члены буржуазии владеют средствами производства и эксплуатируют класс рабочих, именуемый пролетариатом , не владеющим средствами производства. Маркс считал, что сама природа буржуазии и пролетариата неизбежно приводит к конфликту между двумя классами. Но затем он пошел дальше в своих идеях классового конфликта: он предсказал, что рабочие не являются выборочно «непригодными», но им суждено свергнуть капиталистов. Такая классовая революция установила бы «бесклассовое» общество, в котором все люди работают по способностям и получают по потребностям.
В отличие от Спенсера, Маркс считал, что экономика, а не естественный отбор определяет различия между буржуазией и пролетариатом.
Он также утверждал, что экономическая система общества определяет нормы, ценности, нравы и религиозные убеждения людей, а также характер политической, государственной и образовательной систем общества. Кроме того, в отличие от Спенсера, Маркс призывал людей играть активную роль в изменении общества, а не просто доверять ему, чтобы он развивался позитивно сам по себе.
Эмиль Дюркгейм
Несмотря на свои разногласия, Маркс, Спенсер и Конт признавали важность использования науки для изучения общества, хотя никто из них фактически не использовал научные методы. Только в г. Эмиль Дюркгейм г. (1858–1917) человек систематически применял научные методы к социологии как дисциплине. Французский философ и социолог Дюркгейм подчеркивал важность изучения социальных фактов , или моделей поведения, характерных для той или иной группы. Феномен самоубийства особенно интересовал Дюркгейма. Но он не ограничивал свои идеи по этой теме простыми предположениями.


