Теория познания и социальная философия Дж. Локка
Английский мыслитель Джон Локк (1632-1704) внес значительный вклад в обоснование тезиса о происхождении знания из чувств и сформулировал основные положения сенсуалистической теории познания. Основная цель главного труда Локка “Опыт о человеческом разуме” сводится к вопросу о происхождении, достоверности и объеме человеческого познания. Локк отрицает врожденные идеи и считает, что душа человека — это чистый лист бумаги (tabula rasa), на котором опыт оставляет свои сведения о мире. Мысль не является, по Локку, сущностью души, они лишь ее свойство. В связи с этой эмпирической установкой мысль оказывается малоконструктивной, а ее творческие возможности ограниченными ощущениями. Источником знания о мире выступают ощущения. Из ощущений затем возникают идеи. В связи с этим теорию познания Локка называют сенсуалистической8.
Исходное основание теории познания Локка — опыт. Именно опыт доставляет человеку эмпирический материал, необходимый для размышлений. Локк делит опыт на внешний — предоставляемый предметами и вещами окружающего мира, и внутренний — возникающий вследствие наблюдения за собой и своими действиями. Внешний опыт служит основой чувственного познания, внутренний опыт связан с деятельностью души и служит основой мышления. Такимобразом, по Локку, “на опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит”.
На различение внешнего и внутреннего опыта опирается локковское учение о “первичных” и “вторичных” качествах. Первичные качества — это неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства вещей: протяженность, форма, движение или покой, число, плотность. Вторичные качества возникают в определенных обстоятельствах и могут исчезнуть вместе с обстоятельствами. Об их существовании свидетельствуют органы чувств: запахи, цвета, звуки, вкусы. Первичные качества принадлежат самим вещам и объективны, а вторичные качества — субъективны.
При решении социально-философских проблем Локк был близок либеральным9 традициям. Это нашло отражение в его двух трактатах о государственном правлении. В них он сформулировал свое понимание естественного и гражданского состояний. В естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Там царят собственность и труд, без которых человек не может реализовать себя. Согласно Локку, естественному человеку свойственна собственность и эгоизм, а следовательно и индивидуализм. Но это не есть “война всех против всех” Гоббса. В естественном состоянии Локка все располагают одинаковыми правами и обязанностями. Из этого следует тезис о свободе как результате договора. В обществе первенствует естественный закон, согласно которому никто не имеет права ограничивать другого в жизни, здоровье, свободе, имуществе. Уже это показывает границы индивидуальной свободы. Она не абсолютна, а ограничена ответственностью человека перед другими. Договор, по Локку, отражает согласие сторон уважать следствия, вытекающие из естественного закона.
Таким образом, Локк делает следующий вслед за Гоббсом шаг в обосновании прав людей перед государством и правителем. Если Гоббс выступил певцом прав государства, которому фактически никто не возразит, то Локк встал на защиту другой стороны — людей, утверждая их право отказаться от договора с государством — правителем, когда оно не соблюдает основные положения договора.
Частью политической философии Локка была этика, трактовка добра и зла как пути к удовольствию или страданию. Наибольшее удовольствие, по Локку, достигается с помощью частной собственности, права на которую неотделимы от человека. В частной собственности Локк видел основу цивилизации. Труд и прилежание — главные источники человеческого богатства. Как следствие, Локк выдвинул идею разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
39 Социальная философия Нового времени (Дж. Локк, Т. Гоббс)
39. Социальная философия Нового времени (Дж. Локк, Т. Гоббс).
Социальная философия – это учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и социального познания.
Развитие нового, буржуазного общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейший фактор – наука, прежде всего, экспериментально – математическое естествознание, которое как раз в 18 веке переживает период своего становления. Век научной революции.
Развитие науки. Как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви вызвали новую ориентацию философии. Если в средние века: союз с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.
Томас Гоббс – продолжатель традиций Бэкона. Основной вопрос его философии: вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию. Этот вопрос он решал строго материалистически; материальный мир, независимо от человека, существующий мир тел первичен, сознание – вторично. Под идеей он понимал отражение материальных вещей, которые отпечатываются в нашем сознании.
Т.Гоббс подверг жесткой критике дуализм Декарта в его учении о субстанциях. Существует только множество различных предметов, которые мы обозначаем различными именами. Гоббс переносит механистическое видение мира на познание общества. Общество — это соединение индивидов, которые образуют некий механизм, органическую систему. Человек — животное, которое преследует свои ближайшие интересы. Поэтому, когда люди начинают свое совместное существование, они сталкиваются с тем, что интересы других людей противоречат их собственным. Действуют они, исходя из своих эгоистических интересов, поэтому с неизбежностью сталкиваются с интересами других людей, тем самым вступая в конфликт с ними.
Это конфликтное состояние Гоббс называет естественным и определяет его, как «война всех против всех». В естественном состоянии каждый борется сам за себя, поэтому «человек человеку волк», побеждает сильнейший. Положительный момент естественного состояния человека — это свобода, а отрицательный — отсутствие безопасности.Джон Локк. Согласно теории наш мир есть пассивное отражение сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там она приобрела запас знаний. Оказавшись в замкнутой оболочке душа должна вспомнить все знания – в этом задача познания.
Он доказывал, что ни одна идея не врождена человеку. Все эти идеи являются результатом какого-то очень долгого развития человека и, прежде всего, обработки его опытных данных. Человеческий разум — это механизм, который работает с ощущениями. С человека воспринимать чувственные образы есть некий первичный уровень работы разума. Получив, ощущения разум производит их сравнение, классификацию и связывание друг с другом, получая в итоге все более абстрактное знание.
Джон Локк | Философия, общественный договор, два трактата о правительстве и факты
Джон Локк
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 29 августа 1632 г. Англия
- Умер:
- 28 октября 1704 г. (72 года) Англия
- Известные работы:
- «Письмо о веротерпимости» «Эссе о человеческом разумении» «Очерки о законах природы» «Некоторые мысли об образовании» «Разумность христианства» «Два трактата о правительстве» «Два трактата о правительстве»
- Предметы изучения:
- идея личность религиозная терпимость Социальный контракт универсальный
- Роль в:
- Просветление
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кем был Джон Локк?
Джон Локк был английским философом и политическим теоретиком, родившимся в 1632 году в Рингтоне, Сомерсет, Англия, и умершим в 1704 году в Хай-Лейвере, Эссекс.
Подробнее читайте ниже: Джон Локк
Какие самые известные произведения Джона Локка?
Самыми известными работами Джона Локка являются «Эссе о человеческом понимании» (1689), в котором он разработал свою теорию идей и свое описание происхождения человеческого знания в опыте, и «Два трактата о правительстве» (первое издание). опубликовано в 1690 г., но существенно составлено до 1683 г.), в котором он защищал теорию политической власти, основанную на естественных индивидуальных правах и свободах и согласии управляемых.
Подробнее читайте ниже: Два трактата о правительстве
Подробнее читайте ниже: Эссе о человеческом понимании
Какой вклад Джон Локк внес в эпистемологию?
В эпистемологии (философской теории познания) Джон Локк выступил против существования врожденных идей (идей, присутствующих в уме естественным образом или при рождении), показав, что все человеческие идеи, кроме «пустяковых», могут быть получены из ощущений или размышлений. (наблюдение за действиями ума) и как знание может быть определено в терминах восприятия согласия или связей между идеями.
Подробнее читайте ниже: эпистемология: вера и разум
Какой вклад Джон Локк внес в политическую теорию?
В политической теории или политической философии Джон Локк опроверг теорию божественного права королей и утверждал, что все люди наделены естественными правами на жизнь, свободу и собственность и что правители, не способные защитить эти права, могут быть удаляются народом, при необходимости силой.
политическая философия: Локк
Узнайте больше о вкладе Джона Локка в политическую философию.Как Джон Локк повлиял на Просвещение?
Философия Джона Локка вдохновила и отразила ценности Просвещения в признании прав и равенства людей, критике произвольной власти (например, божественного права королей), защите религиозной терпимости и общем эмпирическом и научном характере. .
Подробнее ниже: история Европы: влияние Локка
Как Джон Локк повлиял на структуру правительства США?
Политическая теория Джона Локка оказала непосредственное влияние на Декларацию независимости США в ее утверждении естественных прав личности и обосновании политической власти согласием управляемых. Локк также выступал за разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, что является особенностью формы правления, закрепленной в Конституции США.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Джон Локк (родился 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — умер 28 октября 1704, Хай Лейвер, Эссекс), английский философ, чьи работы лежат в основе современного философского эмпиризма и политического либерализма. Он был вдохновителем как европейского Просвещения, так и Конституции Соединенных Штатов. Его философское мышление было близко к мышлению основоположников современной науки, особенно Роберта Бойля, сэра Исаака Ньютона и других членов Королевского общества. Его политическая мысль основывалась на идее общественного договора между гражданами и важности терпимости, особенно в вопросах религии. Многое из того, за что он выступал в сфере политики, было принято в Англии после Славной революции 1688–1689 годов.и в Соединенных Штатах после провозглашения независимости страны в 1776 году.
Ранние годы
Семья Локка симпатизировала пуританству, но осталась в англиканской церкви, и эта ситуация отразилась на дальнейшей жизни и мышлении Локка. Выросший в Пенсфорде, недалеко от Бристоля, Локку было 10 лет в начале английских гражданских войн между монархией Карла I и парламентскими силами под руководством Оливера Кромвеля. Отец Локка, юрист, служил капитаном в кавалерии парламентариев и участвовал в некоторых ограниченных действиях. Таким образом, можно предположить, что с раннего возраста Локк отвергал любые притязания короля на божественное право на власть.
После того, как в 1646 году закончилась первая Гражданская война, отец Локка смог добиться для своего сына, явно проявившего академические способности, место в Вестминстерской школе в далеком Лондоне. Именно в это уже известное учреждение Локк поступил в 1647 году в возрасте 14 лет. Хотя школа перешла во владение нового республиканского правительства, ее директор Ричард Басби (сам выдающийся ученый) был роялистом. В течение четырех лет Локк оставался под руководством и контролем Басби (Басби был приверженцем дисциплины и очень любил березу). В январе 1649 г., всего в полумиле от Вестминстерской школы, Чарльз был обезглавлен по приказу Кромвеля. Мальчиков не пустили на казнь, хотя они, несомненно, были хорошо осведомлены о происходящих поблизости событиях.
Учебная программа Вестминстера сосредоточена на латыни, греческом, иврите, арабском языке, математике и географии. В 1650 году Локк был избран Королевским ученым, академическая честь и финансовая выгода позволили ему купить несколько книг, в основном классические тексты на греческом и латинском языках. Хотя Локк, очевидно, был хорошим учеником, ему не нравилось учиться в школе; в более позднем возрасте он нападал на школы-интернаты за их чрезмерный упор на телесные наказания и за нецивилизованное поведение учеников. В своей чрезвычайно влиятельной работе Некоторые мысли о воспитании (1693), он приводил доводы в пользу превосходства частного репетиторства для образования молодых джентльменов ( см. ниже Другие работы).
Оксфорд
Осенью 1652 года Локк, в сравнительно позднем возрасте 20 лет, поступил в Крайст-Черч, крупнейший из колледжей Оксфордского университета и резиденцию двора Карла I во время Гражданских войн. Но роялистские дни Оксфорда остались позади, и пуританские последователи Кромвеля заняли большинство должностей. Сам Кромвель был канцлером, а Джон Оуэн, бывший капеллан Кромвеля, был вице-канцлером и деканом. Однако Оуэн и Кромвель стремились как можно скорее вернуть университет к нормальной жизни, и им это в значительной степени удалось.
Позже Локк сообщил, что считает учебную программу бакалавриата в Оксфорде скучной и неинтересной. В основном это был средневековый университет, сосредоточенный на Аристотеле (особенно на его логике) и в значительной степени игнорировавший важные новые идеи о природе и происхождении знания, которые были развиты в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), Рене Декарта (1596). –1650) и других натурфилософов. Хотя их работы не входили в официальную программу, Локк вскоре начал их читать. Он получил степень бакалавра в 1656 году и степень магистра два года спустя, примерно в это же время он был избран студентом (эквивалентом члена) Крайст-Черч. В Оксфорде Локк установил контакт с некоторыми сторонниками новой науки, в том числе с епископом Джоном Уилкинсом, астрономом и архитектором Кристофером Реном, врачами Томасом Уиллисом и Ричардом Лоуэром, физиком Робертом Гуком и, что наиболее важно, с выдающимся естествоиспытателем и теолог Роберт Бойль. Локк посещал занятия по иатрохимии (раннее применение химии в медицине), и вскоре он сотрудничал с Бойлем в важных медицинских исследованиях человеческой крови. Медицина отныне должна была играть центральную роль в его жизни.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Восстановление английской монархии в 1660 году было для Локка неоднозначным благословением. Это побудило многих его научных сотрудников вернуться в Лондон, где они вскоре основали Королевское общество, которое послужило стимулом для многих научных исследований. Но в Оксфорде новая свобода от пуританского контроля поощряла неуправляемое поведение и религиозный энтузиазм среди студентов. Эти эксцессы заставили Локка опасаться быстрых социальных изменений, что, несомненно, частично отражало его собственное детство во время Гражданских войн.
В своем первом существенном политическом труде, Два трактата о правительстве (составленном в 1660 г., но впервые опубликованном три века спустя, в 1967 г.), Локк отстаивал очень консервативную позицию: в интересах политической стабильности правительство вправе издавать законы. по любому вопросу религии, который не имеет прямого отношения к основным верованиям христианства. Эта точка зрения, ответ на предполагаемую угрозу анархии, которую представляют сектантские разногласия, была диаметрально противоположна доктрине, которую он позже изложил в 9 г. 0053 Два правительственных трактата (1689 г.).
В 1663 году Локк был назначен старшим цензором в Крайст-Черч, должность, которая требовала от него наблюдения за учебой и дисциплиной студентов и чтения серии лекций. Полученные в результате очерка о законах природы (впервые опубликованные в 1954 г.) представляют собой раннее изложение его философских взглядов, многие из которых он сохранил более или менее неизменными до конца своей жизни. Из них двумя наиболее важными были, во-первых, его приверженность закону природы, естественному моральному закону, лежащему в основе правильности или неправильности любого человеческого поведения, и, во-вторых, его приверженность эмпирическому принципу, согласно которому все знания, включая моральные, знание, полученное из опыта и, следовательно, не врожденное. Эти утверждения должны были стать центральными в его зрелой философии как в отношении политической теории, так и эпистемологии.
Философия Джона Локка: пять ключевых идей
Политическая философия Джона Локка является синонимом либеральной мысли в ее классическом понимании. Примечательно, что классический либерализм похож, но в то же время отличается от современного либерализма. В эпоху Локка политической нормой была феодальная социальная иерархия, в которой доминировала всеобъемлющая политическая единица, в которой вся власть принадлежала одному человеку: монарху. Противоположностью массивному политическому Левиафану, которым была монархия, была скромная правительственная структура ограниченного размера и размаха. Именно эту идею отстаивали в свое время Локк и мыслители-виги в Британии. Далее следует несколько важных идей, приписываемых отцу либерализма.
В философии раннего Нового времени Состояние природы — это гипотетический мир, лишенный какого-либо закона, порядка и политической структуры. Он стал холстом, на который философы проецируют свои взгляды на человеческую природу; как бы мы вели себя, если бы не было политического истеблишмента, закона или языка, которые цивилизовали бы нас.
Философы широко согласны с тем, что человеческой природе свойственно объединяться и образовывать то, что называется государством, что напоминает древнее замечание Аристотеля о том, что «человек — это политическое животное». Для Джона Локка люди в этом так называемом штате имеют моральное обязательство не причинять друг другу вреда ни в какой форме, будь то жизнь или имущество.
Локк утверждает, что без государственного органа в той или иной форме эти штаты погрузились бы в насилие, основанное на страхе и неуверенности в своей защите. Таким образом, Общественный договор становится взаимным соглашением о том, что люди в государстве отказываются от некоторых (не всех) своих прав правительству в обмен на защиту и мирное социальное существование, которые обеспечивает закон.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Но на этом все. Будучи скептиком в отношении наделения правительства слишком большой властью, Локк верил в идеи индивидуального управления и свобод: это «классический либеральный» смысл мысли Локка, поскольку он прямо противостоит монархической власти. Для Локка правительство должно быть «нейтральным судьей» закона, не имеющим права вмешиваться в жизнь человека.
Самой радикальной идеей, вышедшей из-под пера Локка, была идея государственной легитимности. Локк считал, что правительство должно быть обязано народу, а не наоборот. Он стал первым человеком в истории, который предположил, что если народ не одобряет свое правительство, он должен обладать властью изменить его по своему усмотрению. Эта идея получила название право на революцию .
Джон Локк был первым, кто предположил, что люди как человеческие существа обладают набором неотъемлемых прав. Этими правами, перефразированными в американской Конституции, являются «жизнь, свобода и собственность».
По существу, Локк заметил, что право человека на собственность коренится в том, что собственность начинается с него самого. Человек имеет право управлять собой; их сущность есть их собственность, и ничто и никто не может ее отнять. Это интроспективное право человека; их собственность на свою душу. Внешне право собственности человека касается окружающего мира. Земля дает человечеству щедрость, разделяемую по всему миру. Эта щедрость есть дар человечеству, по Локку, от Бога: у всех нас есть общий доступ к Божьей щедрости.
Если эта награда общедоступна, значит, она созрела для любого человека, который сочтет нужным. Для Локка смешивание своего труда с Божьей щедростью, предоставленной нам, приводит к тому, что эта щедрость становится нашей собственностью.
Представьте на мгновение, что вы идете по лесу и находите яблоню. Залезая на дерево и срывая яблоко, вы смешиваете свои усилия и труд с милостью Божией, тем самым оправдывая то, что яблоко, которое вы сорвали, теперь является вашей собственностью.
Кроме того, Джон Локк постулировал, что простое возведение забора вокруг поля является эффективным средством притязаний на собственность.
3. Tabula Rasa
Философия раннего Нового времени разделилась на две школы: рационализм и эмпиризм. Подобно самим философским рассуждениям, разделение происходит от умов древних греков.
Платон, изображенный слева вверху, был философом-рационалистом-идеалистом: он считал идеи источниками наших знаний. Аристотель, изображенный справа с вытянутой вперед рукой, — отец практического эмпиризма: он считал, что чувственный опыт — источник наших знаний.
Джон Локк был, как и Аристотель, эмпириком. Центральной идеей мысли Локка было его понятие Tabula Rasa 9.0154: «Чистый лист». Джон Локк считал, что все люди рождаются с бесплодным, пустым, податливым разумом; каждая грань человеческого характера есть нечто наблюдаемое, воспринимаемое и познаваемое посредством органов чувств.
Биологически Tabula Rasa поддерживает воспитание в дебатах «природа против воспитания». Философски это допускает концепцию свободы воли . Более поздние мыслители интерпретировали эту идею в своих работах — Фрейд, например, горячо верил в Tabula Rasa и дополнил бы эту мысль, указав на важность наблюдаемого поведения в динамике наших родителей.
Эта идея Локка соответствует его идеям о естественных правах. Хотя мы не рождаемся с какими-либо врожденными идеями, усвоенное поведение можно применить к нашим естественным правам, чтобы получить для себя оптимальные результаты.
Роберт Филмер, современник Джона Локка, оправдывал монархию, отстаивая божественное право на власть, представленное здесь знаменитым французским Королем-Солнце Людовиком XIV (годы правления 1643–1715), а Король являлся земным воплощением Бога. Локк написал подробную критику теории Филмера.
Джон Локк родился пуританином, обращенным в социниан, и вырос во время неоднозначной с религиозной точки зрения Гражданской войны в Англии. В результате он твердо верил, что ни одна политическая власть не имеет права определять религию своего народа. В качестве доказательства он привел беспорядочную двусмысленность религии времен правления Генриха VIII (г. 1509 г.).-47) своей дочери Елизавете I (годы правления 1558-1603), что принесло много смертей и разрушений в Англии.
Религиозные воззрения, предложенные Джоном Локком, исходили из контекста, в котором он жил. Хотя он считал, что сущность (или душа) человека является его собственной собственностью, единственным правителем которой является «я», его представление о теле было другим. Для Локка наши тела — собственность Бога. Поэтому естественное право и естественный закон не убивать — убийство должно было рассматриваться как прямое причинение вреда собственности Бога.
Согласно этой точке зрения, человек имеет право управлять собой так, как он считает нужным, и тем самым одновременно поддерживать право на жизнь, причем эти два права представляют собой два естественных закона для Джона Локка. Это понятие классического либерализма Локка, которое находит отклик и по сей день, в основном благодаря обширному изучению Джона Локка американскими отцами-основателями.
Джон Локк много писал о терпимости. Вполне вероятно, что это был урок, преподанный ему — или идея, которая пришла ему в голову — во время наблюдения за Гражданской войной в Англии в юности.
В конфликте католики и протестанты истребили друг друга. Это было не уникально для Англии, где протестантизм был импортирован, когда королю Генриху VIII было отказано в разводе папой-католиком в 1534 г.
Ссылаясь на Tabula Rasa , его опыт, восприятие и наблюдения в юности, очевидно, сформулировали его мнение о терпимости. Джон Локк определял толерантность как фундаментальное и аксиоматическое несогласие с чем-либо, будь то другая вера, раса, сексуальная ориентация или любимая футбольная команда, при этом позволяя этому существовать. Поскольку Локк утверждал, что душа является собственностью человека, и никто не имеет права управлять ею, кроме этого самого человека, каждый имеет право выбирать свой собственный путь.
Локк не отказывался от акта решительного противодействия чему-либо; можно по-прежнему не соглашаться и спорить с чем-то, но истинная терпимость просто позволяет этому существовать. Краеугольным камнем религиозного насилия в Англии стало то, что королева Елизавета I провозгласила официальную терпимость к католикам в королевстве, несмотря на то, что государство было протестантским, а она была его верховным главой.
Наследие Джона Локка
Локк оказал значительное влияние на революционное поколение последней четверти восемнадцатого века в США и Франции. В свое время право Локка на революцию было одним из самых радикальных политических заявлений, когда-либо сделанных, изменившим мир за собой.
Во многих отношениях классический либерализм Локка параллелен либерализму, который мы знаем сегодня. Тем не менее, во многих других отношениях он кардинально отличается. Идеал Локка состоит в том, что маленькое правительство с ограниченными возможностями и ограниченной властью действует как простая опора для народа. Хотя многие принципы не изменились, современный либерализм в основном выступает за большое правительство и масштабы, и именно Первая и Вторая мировые войны привели к этому идеологическому сдвигу.
Президент Томас Джефферсон (1743–1826), основной автор Декларации независимости и считавшийся прогрессивным в свое время, мечтал о Соединенных Штатах, связанных с мелкими фермерами, живущими на собственные средства, за счет своей земли и без помех.