Смысл произведения невский проспект: Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь)

Анализ повести Невский проспект (Невский проспект Гоголь)

Сочинение


Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.
Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».
Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.
И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».
Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».
И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» -Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим.
Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…».
А вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева — жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.
Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…».
Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.


Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет».Сочинение по повести «Невский проспект»Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»Петербург в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»Пошлое и трагическое лицо Петербурга в повести Николая Гоголя «Невский проспект»Трагическое лицо Петербурга в повести «Невский проспект»О рассказчике в повести «Невский проспект»

Смысл произведения «Петербургские повести» Гоголя

Смысл книги

«Петербургские повести» Н. В, Гоголя включают в себя пять коротких произведений. Их объединяет одна тема – жизнь «маленького человека». «Маленького человека» идентифицировать довольно просто – он почти всегда конформист, слепо верит тому, что говорят те, кого он считает выше себя, его мысли практичны и бездуховны, поступки мелки, сильные страсти ему чужды.

Цикл «Петербургские повести» включает в себя пять никак не связанных между собой произведений:

Невский проспект

История простая. Двое друзей прогуливаются по Невскому проспекту. Они замечают двух симпатичных девушек. Один из друзей, художник, решает пойти за брюнеткой, другой, поручик – за блондинкой. Темноволосая красотка дает художнику знак следовать за ней и приводит его, куда бы вы думали?, правильно — в бордель. Молодой человек в ужасе бросается прочь. Как натура мечтательная (он же человек искусства) художник решает вызволить свою избранницу из гнезда порока. Он по своей чистоте душевной считает, что таким благородным поступком завоюет ее сердце. Но он не знает, что такие женщины не стремятся к самореализации – жизнь для них лишь череда дней, проводимых в относительной безбедности и душевной пустоте. Разумеется, девушка ему отказывает. Художник не находит ничего лучшего, чем перерезать себе горло.

А вот друг его поручик мыслит гораздо проще. Даже если бы он оказался на месте художника, то не застрелился бы и через день забыл бы о несостоявшемся романе. Блондинка, с которой он познакомился, оказалась хоть и замужней, но вполне доступной женщиной. Во время их свидания появляется муж с приятелями, и поручик подвергается физическому воздействию с их стороны. Как ни в чем не бывало, пострадавший отправляется на светскую вечернику, где танцует мазурку. В одной небольшой повести Гоголь показал натуру некоторых женщин и различие в их восприятии мужчинами с разным менталитетом.

Нос

Фантастический рассказ о коллежском асессоре, нос которого зажил собственной жизнью. Один из вариантов истории о раздвоении личности. Нос, получивший независимость, ведет себя, как хозяин жизни, а бедный асессор гоняется за ним и умоляет занять положенное ему место. Даже заполучив нос, чиновник не может сделать его привычным атрибутом своего лица. Неожиданный орган обоняния сам оказывается на прежнем месте, и асессор получает душевное спокойствие.

Портрет

В данной повести прослеживаются две независимые истории. Одна из них про сам портрет, хотя по хронологии она является второй. Это история о проклятии, которое накладывает на человека несущее негативную ауру событие. Старый ростовщик заказывает художнику свой портрет, но умирает, так и не дождавшись окончания работы. С тех пор живописец теряет душевный покой, а у людей на всех его полотнах против воли оказываются жуткие глаза ростовщика. Лишь расставшись с портретом, художник обретает покой, уходит в монахи и начинает писать картины на божественные темы. Проклятие преследует и последующих его владельцев. Портрет же, в конце концов, куда-то исчезает.

Первая история рассказывает о художнике, променявшем свой талант на богатство. Хотя все произошло случайно, и он не заключал сделку с дьяволом, но последствия закономерные. Момент осознания своей бездарности совпадает с покупкой портрета ростовщика с жуткими глазами. Это становится толчком к разрушению разума. Художник сходит с ума и умирает.

Шинель

Квинтэссенция истории жизни «маленького человека». Ничтожный титулярный советник мечтает лишь об одном – о новой шинели. С великим трудом скопив денег, он шьет новую шинель. Но счастье его длится недолго — вскоре грабители отнимают у него сущность его жизни – новую шинель. Затем следует закономерный финал – чиновник простужается и умирает, хотя, как понятно, вовсе не от болезни, а от потери смысла жизни.

Записки сумасшедшего

Фантасмагорическая история о том, как человек лишается рассудка. Его сумасшествие произрастает из предшествующей жизни никому не нужного и не интересного «маленького человека», также титулярного советника. Все его мысли и поступки связаны с незавидным положением в обществе, которое досталось ему волей судьбы. Герой по-своему пытается выбраться из иллюзорного тупика. Вообразив себя королем Испании, он находит душевное успокоение.

Топ-10 достопримечательностей Невского проспекта

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ)

 

Невский проспект – главная и самая оживленная улица города. Слово «проспект» происходит от древнерусского слова «проспектива» или «першпектива», что означает широкая и прямая дорога. Улица была построена в 1710 году и была прорублена через лес, чтобы соединить Адмиралтейскую верфь с важным торговым путем и Александро-Невской лаврой. Главная улица Санкт-Петербурга не прямая, а состоит из двух частей из-за ошибки, допущенной рабочими при строительстве. Общая длина 4,5 км.

К середине 18 века Невский проспект стал центром всей культурной и деловой жизни города. Здесь можно было найти дворцы, церкви, общественные здания и торговые ряды, а в начале 19 века он продолжал развиваться, добавляя банки, гостиницы и доходные дома. Сегодня Невский проспект является культурным, развлекательным и торговым центром города благодаря расположенным на нем множеству театров, кинотеатров, магазинов и музеев.

Архитектура Невского проспекта представляет собой смешение разных стилей: барочные дворцы 18 века, классические особняки 19 века.го века, архитектура в стиле модерн и роскошные магазины 20 века.

Адмиралтейство

 

Невский проспект начинается у Адмиралтейства, внушительного бело-желтого здания, увенчанного шпилем, и композиционного центра города. Он был основан в 1704 году как верфь, а первый построенный здесь корабль был спущен на воду в 1712 году. Форма здания необычна и выполнена в виде широкой буквы U, открывающейся в сторону Невы – это сделано как имитация старой верфи. который раньше занимал это место. Высота здания со шпилем составляет 72 метра. Его венчает флюгер в форме парусного корабля.

Адмиралтейский катер — символ Санкт-Петербурга. Раньше в Адмиралтействе размещалась Военно-морская академия, а с 2012 года здесь располагается штаб-квартира Генерального штаба ВМФ России.

Дом Вавельберга

 

Это темно-серое здание было построено в 1912 году для размещения Вавельбергского банка, крупнейшей финансовой компании Варшавы и Санкт-Петербурга. Аркады, узкие окна и украшенный фасад напоминают итальянские палацци. На фасаде можно увидеть герб Медичи, знаменитого итальянского рода. Выбрав это изображение, первый владелец решил показать, что обе династии происходили из семей врачей. На верхнем этаже находилась семейная квартира Вавельбергов, а на нижних этажах располагались офисы и его банк. Сегодня в этом здании находится новейший в городе отель класса 5* класса люкс.

Строгановский дворец

 

Бело-розовое здание на углу Мойки и Невского проспекта — бывший дворец графов Строгановых, одного из богатейших дворянских родов России. Им принадлежали соляные копи и огромные участки земли, а один член стал президентом Академии художеств. На фасаде здания можно увидеть герб: голова медведя, меховая мантия и корона, которую держат два соболя. Эти соболи, как и медвежья голова, означают, что предки графов Строгановых содействовали освоению Сибири и оказали немалую помощь в сохранении городов Северного Приуралья.

Дворец является одним из лучших зданий в стиле барокко в городе. Он был построен архитектором Растрелли, спроектировавшим Зимний дворец и другие королевские резиденции. Сейчас дворец является филиалом Государственного Русского музея.

 

Казанский собор

 

Собор Казанской иконы Божией Матери сильно напоминает собор Святого Петра в Риме. Он имеет классический купол и колоннаду из 94 колонн. Это главный православный собор Санкт-Петербурга. Внутри хранится список чудотворной иконы Казанской иконы Божией Матери, и многие люди приходят сюда помолиться.

Собор построен по приказу Павла I. По уставу православной церкви алтарь должен быть обращен на восток, а центральный вход напротив на запад. Это означало, что боковой фасад здания должен был быть обращен к Невскому проспекту, главной улице города. Для придания ему должного вида А. Воронихин предложил архитектурный проект с двумя симметричными колоннадами: одна обращена к Невскому проспекту, создавая иллюзию главного фасада, а другая — с другой стороны строения. Однако задняя колоннада так и не была построена.

Собор был освящен в 1811 году и стал памятником русско-французской войны 1812 года. В соборе хранятся многие трофеи наполеоновской кампании и главнокомандующий русской армией в войне фельдмаршал Кутузов. против Наполеона, там и похоронен. В 1932 г. собор был превращен в музей истории религии и атеизма, а в 1991 г. возобновились богослужения. стеклянным шаром со скульптурами по проекту архитектора Сузора для русского отделения фирмы швейных машинок Зингер в 1904. Руководство компании «Зингер» изначально намеревалось построить небоскреб, аналогичный Зингер-билдингу в Нью-Йорке, но строительный кодекс Санкт-Петербурга не допускал строительства выше Зимнего дворца, резиденции императоров. Помимо головного офиса и основного магазина компании Singer, в здании также располагались русско-английский банк и посольство США. Сегодня в здании находится центральный книжный магазин города, известное как Дом Книги.

 

Костел Святой Екатерины

 

Санкт-Петербург всегда был многонациональным и многоконфессиональным городом, поэтому вдоль главной улицы расположены храмы разных конфессий. Классическое желтое здание, увенчанное куполом, — католическая церковь Святой Екатерины Александрийской, покровительницы Екатерины II. Он датируется 1760-ми годами, хотя первая католическая церковь появилась здесь в начале 1710-х годов. Это старейший католический храм и единственная Малая базилика в России. Он сильно пострадал в 20 веке, но недавно был восстановлен. В 2003 году полностью отреставрированы центральные ворота и алтарь. Здесь ежедневно проходят мессы, а также в церкви проходят музыкальные представления, так как в базилике есть орган.

 

Александринский театр

 

Этот театр является одним из старейших драматических театров России и заменил по указу Николая I старый деревянный театр, названный в честь его жены Александры Федоровны. Строгий и элегантный, он был спроектирован Карло Росси, который применил различные инженерные новшества, одобренные лично царем. Театр стал частью архитектурного комплекса, выполненного единым проектом. Фасад здания украшает колесница бога искусств Аполлона. (Скульптор С. Пименов). Сразу за театром находится улица Росси, которую нередко называют «идеальной улицей» из-за ее пропорций: длина 220 м, ширина и высота 22 м. Архитектор применил принцип золотого сечения. Сегодня в одном из зданий находится Санкт-Петербургская академия балета, очень известная школа классического танца.

 

Торговый центр Елисеева

 

Самый роскошный продуктовый магазин в городе. Это здание было построено в 1902 году в стиле раннего модерна и выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта. Архитектор украсил здание витражами и фасадными скульптурами. Первый этаж был разделен на три торговых зала, все с роскошным декором из стекла и бронзы, а на втором этаже располагались ресторан и театр. Сохранились все постройки, а также имена первых владельцев, богатейших купцов Петербурга, братьев Елисеевых.

 

Аничков мост

 

Невский проспект продолжается знаменитым мостом через Фонтанку — Аничковым мостом. Первый мост здесь был построен по приказу Петра I и был деревянным. Строительство велось солдатами под руководством полковника Аничкова, отсюда и название моста. Его несколько раз переделывали, потому что движение в этом районе всегда было довольно интенсивным. В какой-то момент мост даже имел поднимающийся пролет, чтобы можно было плавать по реке. В 1851 году его украсили статуями Укротителей лошадей. Эта скульптурная группа является третьей, выполненной скульптором П. Клодтом для моста. Его работа была настолько искусной, что первые статуи были отправлены прусскому королю, а вторые — королю Сицилии.

 

Дворец Белосельских-Белозерских

 

Участок земли на пересечении Невского проспекта и реки Фонтанки принадлежал дворянскому роду Белосельских-Белозерских с 1797 года. стиле, но позже был перестроен в стиле необарокко как попытка восстановить барочный стиль императрицы Елизаветы. В конце 19 века дворец приобрел великий князь Сергей Александрович, будущий губернатор Москвы, и до революции дворец принадлежал семье Романовых.

Сегодня здесь находится несколько государственных учреждений и концертный зал. В некоторых интерьерах сохранилась оригинальная обстановка.

Постепенно развивалась застройка Невского проспекта за Фонтанкой, и к первой трети XIX века он был почти полностью застроен каменными домами в два-четыре этажа.

Прогулка в стиле модерн по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге

Хорошие новости для всех поклонников модерна! Этот эффектный архитектурный стиль широко представлен в Санкт-Петербурге. И вы можете провести недели, изучая его лучшие экземпляры в городе и его окрестностях. Сегодня мы приглашаем вас на увлекательную виртуальную прогулку по главной улице города, Невскому проспекту. Здесь вы можете найти одни из самых ранних и лучших образцов стиля модерн в Санкт-Петербурге.

Это гостевая запись в блоге, созданная давними спонсорами Culture Tourist, Александрой и Кариной из Carusel Tours. После истории яиц Фаберже, мест, связанных со Львом Толстым в Москве, и изучения Петербурга по следам Федора Достоевского, они подготовили интересный пост об архитектуре модерна в Санкт-Петербурге.

Архитектура в стиле модерн в Санкт-Петербурге должна быть в вашем списке обязательных к посещению при посещении этого прекрасного города. Что ж, давайте сначала покажем и расскажем подробнее об этих чудесах архитектуры.

⤷  СОВЕТ : Вы можете свободно попасть внутрь почти всех этих зданий и оценить их завораживающие интерьеры. Сегодня в них в основном расположены универмаги, книжные магазины и кафе, поэтому их легко посетить.

Чтобы помочь вам найти все эти здания в стиле модерн в Санкт-Петербурге, ознакомьтесь с Картой модерна по ссылке здесь.

Ар Нуво Остановка 1: Дворцовая площадь

Эта петербургская прогулка в стиле модерн начинается на Дворцовой площади, главной площади города. Оказавшись там, направляйтесь к выходу к реке Мойке и переходите через нее по широкому Зеленому мосту. Двигайтесь в сторону Невского проспекта, и через минуту вы окажетесь в Волынском переулке.

⤷ СОВЕТ : Знаете ли вы, что в одной из комнат Зимнего дворца в Эрмитаже хранится подлинная мебель царской семьи в стиле модерн? Убедитесь в этом во время посещения самого известного музея России!

⤷ Подробнее: Посещение Эрмитажа

Ар Нуво Остановка 2: Волынский переулок

Этот крошечный переулок так богат на модерн! Его нечетную сторону занимает задний фасад DLT, самого известного универмага города, построенного в стиле модерн.

На левой стороне переулка вы найдете два самых красивых образца фасадов в стиле модерн в Санкт-Петербурге. Они являются прекрасным примером региональной адаптации стиля модерн – северного романтического стиля.

*Дом в стиле модерн в Волынском переулке 2

Первый — очаровательное здание с большими окнами в стиле модерн. Лепнина на здании уже много лет разваливается, но это одна из деталей петербургского стиля .

Это бывшая типография А. Суворина, возведенная в 1905 году по проекту П. Макарова. В советское время здесь размещались часовщики. Сегодня здесь находится один из самых популярных городских ресторанов «Гамлет и Валеты». В другой части здания находится небольшой Музей книгопечатания (посетить его можно по предварительной записи).

⤷ СОВЕТ : Ресторан «Гамлет и Джекс» предлагает сочетание современной русской и зарубежной кухни. Это прекрасное место, чтобы отдохнуть после посещения Эрмитажа.

*Дом в стиле модерн в переулке Волынском, 6-8

Длинное угловое здание на той же стороне улицы построено в 1904-1905 гг. по проекту Ф. Лидваля. Он был одним из самых известных архитекторов югендстиля Санкт-Петербурга. На Лидваля сильно повлиял северный романтический стиль, часть движения модерн в скандинавских странах и Санкт-Петербурге.

Будучи шведом, он, должно быть, черпал вдохновение в северном фольклоре. Фасад украшен гранитом. Это был один из самых популярных материалов северного романтического стиля.

Это здание получило вторую премию за лучший фасад в 1907 году. До революции в нем располагался автомобильный магазин «Фиат».

⤷ Подробнее: Северный романтизм в Санкт-Петербурге.

Остановка в стиле модерн 3: DLT

Адрес :

Большая Конюшенная ул., 21-23

ДЛТ — это аббревиатура, расшифровывающаяся как Ленинградский Дом Торговли. Как вы можете догадаться, такое название универмагу дали Советы. И хотя эта эпоха давно закончилась, название до сих пор в ходу.

Это первое в России здание, построенное с таким огромным монолитным железобетонным каркасом. И один из первых современных универмагов.

Построен на средства Гвардейского экономического общества, состоявшего из гвардейских и морских офицеров. Первая часть универмага была спроектирована Э. Виррихом и завершена в 1909 году. Она была построена в рекордно короткие сроки, что стало возможным благодаря использованию железобетонного каркаса.

Универмаг быстро завоевал популярность, так как предлагал конкурентоспособные цены, и многие небольшие магазины на той же улице были вынуждены закрыться. Все гвардейцы и морские офицеры пользовались там большими скидками.

В 1912-1913 годах в связи с его большим успехом была построена вторая часть здания, и универмаг увеличился в размерах.

В 1930-х годах он стал ведущим магазином Торгсин в городе. Здесь местные жители и иностранцы могли купить дефицитные товары за иностранную валюту, золото, серебро или драгоценные камни. Торгсин — еще одна советская аббревиатура, расшифровывающаяся как «торговля с иностранцами».

⤷ Подробнее: Москва Булгакова

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, на его полное восстановление ушло три года. Начиная с 1960-х и вплоть до 2000-х годов универмаг специализировался на товарах для детей.

После недавней и весьма своевременной реконструкции он вновь открылся как универмаг с высококлассными брендами и с тех пор пользуется большой популярностью у иностранных гостей города.

Смело заходите внутрь – в нем есть кафе, а в главном зале традиционно часто проходят различные праздничные ярмарки и живые музыкальные вечера.

Art Nouveau Остановка 4: Au Pont Rouge или универмаг Red Bridge 9.0003

Адрес :

Набережная реки Мойки, 73-79

Чтобы больше узнать об архитектуре модерна в Санкт-Петербурге, вернемся на набережную реки Мойки и прогуляемся по ней, пересекая Невский проспект. Этот район в окрестностях Зимнего дворца, бывшей царской резиденции, был одним из самых аристократических районов города. Наша следующая остановка — еще один блестящий образец универмага в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Он расположен сразу за Красным мостом на реке Мойке, отсюда и его название — Au Pont Rouge, что в переводе с французского означает «через Красный мост». Его владельцами были голландские и бельгийские предприниматели С. Эсдерс и К. Шефгалс.

У них была империя универмагов по разным странам Европы, но до нашего времени дожило лишь несколько зданий. Среди них наш Au Pont Rouge.

Почему он был назван по-французски?

В то время это был основной международный язык, и дворяне все еще широко использовали его в своей повседневной жизни. Кстати, среди клиентов этого магазина до революции были члены российской царской семьи.

Он был спроектирован В. Липским и К. Де Рошфором и открыт в 1907. Все здание построено на прочном металлическом каркасе, как и в случае с DLT.

В 1930-х годах его великолепный шпиль был снесен. Но его вернули во время недавней реконструкции между 2009 и 2014 годами.

В советское время в бывшем универмаге располагалась текстильная фабрика. В 2014 году он снова стал универмагом предметов роскоши.

⤷ СОВЕТ : Интерьер в стиле модерн хорошо сохранился. Так что обязательно заберитесь внутрь и исследуйте его, от входных дверей до старых лифтов.

Красивой деталью на нем являются вывески по бокам зданий на старорусском и французском языках. Их вернули на фасады после реконструкции. Так выглядели многие коммерческие здания до революции – на них были нанесены одинаковые по стилю вывески с названиями магазинов, кафе и предлагаемых в них услуг.

⤷ Подробнее: Путеводитель по Санкт-Петербургу

Art Nouveau Остановка 5: Дом Зингера или Дом Книги

Адрес

:

Невский проспект, 28

Чтобы узнать больше о красивой архитектуре в стиле модерн в Санкт-Петербурге, мы прогуляемся по набережной реки Мойки и вернемся на Невский проспект. Там мы повернем направо и через несколько минут остановимся перед Казанским собором, который находится прямо напротив нашей следующей достопримечательности.

Это знаковое здание было построено в 1904 году и является одним из первых образцов стиля модерн в Санкт-Петербурге. Можно часами изучать замысловатые детали его фасада и интерьеров.

Он был спроектирован П. Сьюзором как главный офис корпорации Зингер в России. Проект был новаторским во многих смыслах — от инженерных решений, вобравших в себя лучшее, что мог предложить модерн, до великолепного хрустального купола, украшенного бронзовыми валькириями и прозрачным глобусом.

Хотя сейчас это один из символов города, когда он был построен, многие местные жители были в шоке от него – они еще не привыкли к новому стилю.

Это было первое здание в Российской империи, построенное с применением металлических каркасов. Компания «Зингер» хотела, чтобы Сюзор построил для них самое высокое здание на Невском проспекте.

Но в то время запрещалось строить фасады домов выше, чем у Зимнего дворца. И их декоративные башни не должны были скрывать купола близлежащих церквей.

Сузор придумал гениальное решение – само здание было не выше Зимнего дворца. Тем не менее, со стеклянной башней на вершине, она все же превышала высоту дворца. Таким образом, его клиенты могли считать его в некотором роде самым высоким зданием на Невском.

При этом легкая и прозрачная конструкция купола не закрывала вид ни на Казанский собор, ни на Храм на Крови, открытый в том же году.

Каждый житель города неоднократно бывал в этом доме. С советских времен здесь находится крупнейший книжный магазин Санкт-Петербурга — «Дом книги». А теперь здесь еще и уютное кафе на втором этаже.

Отсюда открывается прекрасный вид на главный проспект города. Многие оригинальные детали интерьера сохранились во время недавней реконструкции, и вы можете увидеть их, оказавшись внутри.

Время от времени вы также можете подняться на крышу Singer House и узнать больше о его истории и дизайне с помощью специальной экскурсии.

⤷ СОВЕТ : Вы можете связаться с Александрой и Кариной из Carusel Tours и узнать, могут ли они организовать это для вас.

В здании так много фантастических деталей. Одна из валькирий на фасаде Дома Зингера держит в руках швейную машину, основной источник дохода компании Зингер.

На куполе также огромный бронзовый орел. Это символ Соединенных Штатов, и он был установлен на здании во время Первой мировой войны.

В то время в городе были сильны антигерманские настроения, и корпорация «Зингер» хотела подчеркнуть, что на самом деле является американской компанией.

⤷ Подробнее : Посещение Петергофского дворца из Санкт-Петербурга

Югендстиль Остановка 6: Торговый центр Елисеева

Адрес :

Невский проспект, 56

Это великолепное здание в стиле модерн в Санкт-Петербурге имело собственный театр и было построено братьями Елисеевыми. Это были известные русские купцы, нажившие состояние на деликатесах.

Братья были ведущими поставщиками продуктов питания королевской семьи и состоятельных людей. Как купцы, они горячо поддерживали новые направления в искусстве, что было общей чертой многих русских купцов.

Именно купцы принесли модерн в Российскую империю – они начали со своих особняков и перешли к торговым помещениям.

Это здание было построено по проекту Г. Барановского и открыто в 1903 году. Это был один из первых архитектурных образцов стиля модерн в Санкт-Петербурге. Он был открыт для размещения гастрономического зала и винных погребов Елисеевых. У него также был свой театр и отделение русско-китайского банка во дворе.

Аллегорические фигуры, украшающие его фасады, созданы А. Адамсоном, автором скульптур Дома Зингера.

Все здание держится на восьми массивных пилонах, которые поддерживают все внутренние потолки. Хорошо сохранились его великолепные интерьеры, представляющие модерн во всем его великолепии, с пышными светильниками, партерами и витражами. Вы можете полюбоваться ими во время посещения продовольственного магазина Елисеева на первом этаже!

Конечно, потомки купцов Елисеевых им уже не владеют, но по крайней мере вернули себе их имя. А театр в здании до сих пор действует – сейчас это Театр комедии Акимова.

Внешний вид и интерьер здания поразили местных жителей. Те, кто оправился от первоначального шока, вернулись с возмущенными отзывами — казалось, это здание собрало в себе все негативные эпитеты, какие только могли появиться в газетах того времени.

Здесь можно было прочитать лишь о небольшой части наследия модерна в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге, на Невском и прилегающих улицах, зданий в стиле модерн гораздо больше.

Но мы познакомили вас с основными коммерческими зданиями города, построенными в этом стиле. Надеемся, что эта виртуальная прогулка вдохновит вас приехать в Санкт-Петербург и лично увидеть эти чудеса инженерной мысли!

Большое спасибо Александре и Карине за эту замечательную гостевую запись в блоге об архитектуре в стиле модерн в Санкт-Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *