Численность большевиков: История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. Глава 7

Александр Минжуренко: «ЦК партии большевиков постановил «Письма Ленина сжечь» |

К 100-летию событий 1917 года колумнистом БК55 историком А. В. Минжуренко был подготовлен цикл статей, из которых и сложилась книга о революции. В 105-ую годовщину этого исторического перелома читателям предлагаются главы из этой книги.

В предыдущих разделах речь шла о Февральской революции и об установлении в России самой демократической республики в мире.

«Никакого насилия над народом» — так характеризовал установившийся демократический режим В. Ленин.

Поэтому для всех, включая большевиков, было полной неожиданностью то, что Ленин вдруг поставил перед партией большевиков задачу подготовки вооруженного восстания.

«Никаких компромиссов»

Корниловский мятеж невольно помог самому радикальному крылу большевистской партии, к которому безоговорочно на определенном этапе можно отнести только Ленина.

Вождь большевиков прямо писал, «достаточно было «свежего ветерка» корниловщины, обещавшего хорошую бурю», чтобы ситуация изменилась в пользу сторонников второй — пролетарской — революции.

В тональности этой фразы слышатся даже радостные нотки, а игривое упоминание «свежего ветерка» выдает хорошее и боевое настроение Ленина: он оказался прав в полемике с оппонентами. Он столько раз пугал демократов «контрреволюцией», которую всё никак никому не удавалось обнаружить и которую вокруг стали считать «мифической» угрозой, а Ленина обзывали параноиком и паникером.

И вот она — контрреволюция — явилась в образе Корнилова.

Сам Керенский бросился в объятия большевиков в поисках поддержки и спасения. Совместными усилиями мятеж удалось ликвидировать. Как благодарность Временного правительства своим временным союзникам за помощь можно было расценивать то, что были выпущены на свободу сидевшие в тюрьме по делу «о подготовке и попытке государственного переворота», т.

 е. по делу об июльских событиях Л.Троцкий, Г.Зиновьев, А.Луначарский, А.Коллонтай и другие видные большевики.

Всего было освобождено 140 человек.

Казалось бы, корниловщина сплотила все революционно-демократические силы: выпад справа был отбит. И даже сам Ленин заговорил о возможности компромиссов, т. е. о союзе большевиков с эсерами и меньшевиками. В таком случае, писал он в работе «О компромиссах», гражданская война была бы в России невозможной. Эта статья была написана сразу после мятежа — 1 сентября.

Предложенная Лениным тактика была поддержана и руководством партии большевиков. Они уже приняли решение участвовать в Демократическом совещании и в создаваемом представительном органе Предпарламенте.

Но совершенно неожиданно 15 сентября ЦК большевиков получает от Ленина два письма «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание».

Содержание этих писем вызвало буквально шок у членов ЦК. Ленин полностью отказался от идеи компромиссов и мирного развития революции. Он предложил «на очередь дня поставить вооруженное восстание в Питере и в Москве (с областью), завоевание власти, свержение правительства.»

ЦК партии большевиков, апрель 1917

Какое восстание?! Эффект от этих писем был такой же как в марте–апреле, когда Ленин впервые сформулировал задачу перехода ко второму этапу революции. Он тогда встретил полное непонимание своих товарищей. Абсолютно тоже самое произошло и в этот раз.

Лидеры большевиков были совершенно не готовы к такой постановке вопроса.

Начиная с февраля, когда в России установился демократический режим, члены большевистской партии находились в атмосфере полной свободы слова и свободы политических действий. Против них не применялось насилие или ограничение прав, и потому они и не понимали, против кого и против чего надо поднимать вооруженное восстание.

Все эти месяцы все важнейшие вопросы решались с помощью демократических механизмов, царила представительная и прямая «митинговая демократия». И большевики втянулись в эти процессы, успели привыкнуть к этому. Они многократно наблюдали за тем, что добиться успеха в демократической обстановке можно было главным образом силой слова, силой убеждений. Только убедив в своей правоте народные массы можно было достигнуть своих целей.

И, кстати, большевики очень поднаторели на этом агитационном поприще и часто одерживали победы на митингах и различных представительных форумах. Среди них было много весьма талантливых ораторов.

Правда, часто в ход пускалась демагогия и популизм, но это все же было не оружие.

Алексей Рыков

В итоге, в целом можно было говорить о том, что, используя демократические процедуры, большевики за прошедшие месяцы добились намного большего, чем любая другая партия.

Да, по-прежнему более влиятельной оставалась партия эсеров, но это и было естественным для аграрной по составу населения страны. Однако положительная динамика роста численности и влияния партии большевиков была рекордной. Численность их партии возросла к осени десятикратно по сравнению с теми 24 тысячами членов, которые насчитывались в марте. Всё больше Советов рабочих и солдатских депутатов становились большевистскими, т. е. фракции этой партии становились в них доминирующими.

Таким образом, нацеленные тем же Лениным на завоевание доверия масс большевики добивались на этом пути больших успехов.

И потому они всерьез собирались и дальше так действовать. Демократия им нравилась, она их вполне устраивала. Она, как им казалось, вела их к победе. Причем под победой большинство членов этой партии понимали не монополию на власть, а сотрудничество на равных с другими социалистическими партиями. И в Демократическом совещании они собирались участвовать точно так же, как и другие партии.

И вот на таком фоне, в разгар большой работы партии по привлечению на свою сторону народных масс, их вождь вдруг призывает к вооруженному восстанию. Эта идея совершенно не вписывалась в настроения руководителей ЦК и активистов партийных организаций.

А Ленин во втором письме уже разрабатывает детали восстания:

«Мы, не теряя ни минуты, должны организовать штаб повстанческих отрядов, распределить силы, двинуть верные полки на самые важные пункты, окружить Александринку, занять Петропавловку, арестовать генеральный штаб и правительство, послать к юнкерам и к дикой дивизии такие отряды, которые способны погибнуть, но не дать неприятелю двинуться к центрам города; мы должны мобилизовать вооруженных рабочих, призвать их к отчаянному последнему бою, занять сразу телеграф и телефон, поместить наш штаб восстания у центральной телефонной станции, связать с ним по телефону все заводы, все полки, все пункты вооруженной борьбы и т. д.»

ЦК партии большевиков, август 1917

По получении писем Ленина ЦК партии большевиков срочно собрал чрезвычайное заседание. В обсуждении приняли участие Бубнов, Бухарин, Дзержинский, Иоффе, Каменев, Коллонтай, Ломов, Милютин, Ногин, Рыков, Свердлов, Сокольников, Сталин, Троцкий, Урицкий, Шаумян, которым были розданы копии.

Все выступавшие были единодушны: ни о каком восстании не может быть и речи. Рекомендации Ленина были решительно отвергнуты.

Более того, тут же было единогласно решено: эти письма нельзя даже показывать рядовым партийцам, дабы не сбивать их с толку и не вносить сумятицу в их настроения. Постановили: письма Ленина сжечь, оставить только по одному экземпляру для архива. (Эти письма увидели свет только в 1921 году в публикациях журнала «Пролетарская революция»).

В единогласно принятой резолюции, текст которой предложил Л. Каменев, было записано:

«ЦК, обсудив письма Ленина, отвергает заключающиеся в них практические предложения, призывает все организации следовать только указаниям ЦК и вновь подтверждает, что ЦК находит в текущий момент совершенно недопустимым какие-либо выступления на улицу…»

Лев Каменев 1920

Да, действительно, сложно было объяснить членам партии подобную метаморфозу.

Еще полмесяца назад рядовых большевиков призывали на борьбу против корниловщины, которая-де «идет войной на наши демократические завоевания».

И они откликнулись, они вступили в ряды Красной гвардии, взяли в руки винтовки, которые им раздал Керенский, и выступили на защиту демократии. И вдруг — их призывают теперь тоже стать мятежниками и свергнуть с оружием в руках демократическую власть. Это было, как минимум, непонятно партийным массам и даже неприемлемо. Они ведь всерьез воспринимали слова своего вождя о том, что их партия, как и все другие, поборница народовластия, т. е. демократии.

Они в это свято верили.

И вот эта ситуация, когда один человек (один!) выступает против устоявшегося логичного и целесообразного курса всего политического лагеря и даже своей партии, вновь нас подводит к теме о роли личности в истории.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА:

  • Александр Минжуренко: «Почему Михаилу, брату царя Николая II, монархисты отводили роль спасителя России?»
  • Александр Минжуренко: Кто и почему убил Григория Распутина
  • Александр Минжуренко: «Поезд царя Николая II пошел другой дорогой, как и русская история»
  • Александр Минжуренко: «Почему Михаилу, брату царя Николая II, монархисты отводили роль спасителя России?»
  • А. Минжуренко: «Революция из-за нехватки хлеба? Но в России никогда не было так много хлеба» 
  • А. Минжуренко: «Женщины решили отметить 8 марта… И нечаянно уронили трон России»
  • А. Минжуренко: «Ни за что мы не примем народную кровь на белые павловские петлицы»!
  • А. Минжуренко: «Семь ножей в спину императору Николаю II, который «отрекся… как эскадрон сдал»
  • Александр Минжуренко: «Монарха уже нет, на троне никого, но и республику еще никто не провозгласил…»
  • Александр Минжуренко: «Но потом приехал Ленин или Революция без контрреволюции»
  • Александр Минжуренко: «Апрельский гром или Почему интересы Ленина и германского генштаба совпали»
  • Александр Минжуренко: «Выход на сцену большевиков. Ленин — один против всех…»
  • Александр Минжуренко: «Просчитался вождь. Полный провал планов Ленина по свершению пролетарской революции»
  • Александр Минжуренко: «Но революцию не делают в белых перчатках, князь. Вы же прямой потомок Рюрика»
  • А. Минжуренко: Кадеты Николаю II: «Ваше Величество, дайте конституцию, а то эсеры опять бомбы бросать будут»
  • А. Минжуренко: «А теперь я прапор или Как у монархистов не оказалось ни имени, ни знамени, ни благословения»
  • Александр Минжуренко: «Дивизия отказалась наступать, потому что на захваченных позициях врага ночевать негде»
  • А. Минжуренко: Германский Генштаб: «Положение на Черном море радикально изменилось в пользу противника с приходом Колчака»
  • Александр Минжуренко: «А напрасно смеялся над Лениным весь зал на съезде Советов…»
  • Александр Минжуренко: Российские либералы: «Мы за право наций на самоопределение, но причем здесь Украина?»
  • Александр Минжуренко: «Пулеметчики: все на улицу! Взять оружие и патроны, пулеметы на машины. Вперед!»
  • Александр Минжуренко: «Говорят, большевики работают на немецкие деньги? — Да вон все газеты об этом пишут»
  • Александр Минжуренко: «Куда податься: к анархистам или к большевикам? — Конечно, к анархистам!»
  • Александр Минжуренко: «Июль–август 1917: ударные батальоны смерти»
  • Александр Минжуренко: «Коронация» Керенского в первопрестольной Москве. И ее провал
  • Александр Минжуренко: «Лавр Корнилов, наш земляк, пытался восстановить порядок в России во времена смуты»
  • Александр Минжуренко: «Генерал Корнилов двинул войска на Петроград! — Наконец-то!»
  • Александр Минжуренко: «Порядок или свобода? Извечный вопрос всех революций. Либо — либо!»

Закон большевикам не писан. К 30-летию запрета КПСС и развала СССР / Идеи и люди / Независимая газета

Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году показал, что у власти в стране оказались критики Сталина, оставшиеся пренебрегающими законами сталинистами. Кадр из фильма «Дорогие товарищи!» (2020)

В 1905 году из уютной Швейцарии Владимир Ленин наставлял петербургских соратников нарушать законодательство: «Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых». Затем он срочно подготовил пособие для террористов «Задачи отрядов революционной армии», в котором призывал: «Убийство шпионов, полицейских, жандармов, взрывы полицейских участков, освобождение арестованных, отнятие правительственных денежных средств для обращения их на нужды восстания – такие операции уже ведутся везде, где разворачивается восстание». Это наставление Ленина для террористов в СССР издавалось брошюрами огромными тиражами на разных языках.

Противникам террора среди социал-демократов Ленин возражал: «Говорят: партизанская война приближает сознательный пролетариат к опустившимся пропойцам, босякам. Это верно. Но отсюда следует только то, что это средство должно быть облагорожено просветительным и организующим влиянием социализма». Он писал красиво, но как можно «облагородить» террор и нарушение законов, не указывал.

Энергия террора

В 1905 году в России пало самодержавие. Октябрьский манифест объявил свободу слова, объединений, неприкосновенность личности. Ленин принял Октябрьский манифест с восторгом и назвал его «октябрьской революцией». Появилась возможность участия в политической жизни страны, посылая депутатов в Государственную думу, но Ленин торопил события и призывал ко всенародному вооруженному восстанию.

После отречения Николая II стали создавать новое российское государство, в котором закон будет одинаков для всех, которое будет существовать для блага всех граждан, в котором суд будет независим и милосерден. Временным правительством были ликвидированы цензура, расформирована политическая полиция, решили взамен полиции учредить милицию – уездную и городскую. Российские политические партии оказались в условиях борьбы за места в Учредительном собрании.

Но среди политических сил России была такая, которая шла к власти, нагло попирая всякие законы, используя любые средства. Численность фракции большевиков в начале 1917 года составляла 10 тыс. человек, по количеству она значительно уступала и числу сторонников фракции меньшевиков, и большинству других политических партий, в том числе самой многочисленной – Партии социалистов-революционеров.

Внутриполитической обстановкой воспользовались левацкие политические объединения, создавая незаконные боевые отряды левого крыла Партии социалистов-революционеров, анархистов. В подобные революционные отряды чаще других шли те, кто обычным путем ничего добиться был не в состоянии и мечтал, что после получения власти «кто был ничем, тот станет всем». Мечты многих из них будут реализованы.

Получив финансирование от германского Генерального штаба, большевики преуспели в создании незаконных вооруженных формирований – боевых отрядов Красной гвардии.

Всего по стране отряды Красной гвардии организовали в 599 населенных пунктах и их ряды насчитывали порядка 276 тыс. человек. В результате история пошла таким образом, что большевики через полгода значительно увеличили число своих сторонников и совершили государственный переворот.

Никаких решений о захвате власти органы РСДРП(б) не принимали и члены ЦК партии указывали на это, но вождь возмутился и заявил: «Подумать только: после решения центром вопроса о стачке предлагать собранию низов отложить его». То есть Ленин откровенно игнорировал мнение «низов» партии, если он в «центре» принял решение, а вооруженный государственный переворот мило называет стачкой! Военно-революционный комитет, возглавляемый верным ленинцем Львом Троцким, ночью 23 октября начал захватывать в Петрограде правительственные учреждения, стратегические объекты, а в ночь на 26 октября (7 ноября) 1917 года незаконные вооруженные формирования левых эсеров, анархистов и Красной гвардии захватили Зимний дворец и арестовали членов Временного правительства.

После октября 1917 года Красная гвардия оставалась незаконной и использовалась для подавления протестных настроений в обществе, но имела множество недостатков, которые были известны большевистскому руководству, среди которых были слабая дисциплина и отсутствие единого командования. Как откровенно отмечали на VIII съезде РКП(б): «В конце концов эти отряды ставили своей задачей не защиту советской власти и завоеваний революции, а бандитство и мародерство». Позднее участники террористических отрядов Красной гвардии стали основой для создания рабоче-крестьянской милиции и ВЧК.

Революция уже произошла, власть большевиками захвачена, и возникла задача – удержать единоличную власть любыми способами, невзирая на требуемую цену! В первый же властный день, забыв обещанные свободы, большевики запретили оппозиционные газеты. Усилия Ленина по затыканию ртов свидетельствовали о его растерянности и понимании отсутствия собственной реалистичной повестки у большевиков, вынужденных для ее сохранения все последующие 70 лет врать, вводить ограничения, применять террор, постоянно импровизировать в экономике. История показывает: если власть имеет поддержку народа, предлагает убедительную и обоснованную программу развития общества, то и оппозиции дозволяет достаточно свободное самовыражение. И наоборот.

Встав во главе правительства, Ленин объединил революционную вседозволенность своего кумира Сергея Нечаева с полицейско-жандармской системой преследования любого инакомыслия императорской России. 4 (17) ноября 1917 года Ленин декларировал, что «террор, какой применяли французские революционеры, которые гильотинировали безоружных людей, мы не применяем и, надеюсь, не будем применять», но вскоре развязал террор, а 26 июня 1918 года пишет Григорию Зиновьеву: «Надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере».

Красный бандитизм

В страхе провала и ответственности за содеянное мания вождя большевиков проявилась в форме рассылки патологических указаний: «Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев»; «Навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т. п.»; «Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них весь хлеб. Назначить заложников»; «Расстреливать заговорщиков и колеблющихся»; «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Это указания Ленина из пятого издания его собрания сочинений, но часть его «трудов» печатать не разрешали. В числе не позволенных к опубликованию, были и такие указания вождя: «Постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, перейти где-либо границу хоть на одну версту и повесить там 100–1000 их чиновников и богачей)» или «Под видом «зеленых» (мы потом на них и свалим) пройдем на 10–20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков». Систематические истеричные призывы Ленина к убийствам свидетельствуют, что моральной деградации неизбежно подвергаются не только исполнители, но и организаторы террора.

Декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года начали создавать Комитеты деревенской бедноты (комбеды), действовавшие параллельно сельским Советам. Сельские люмпены пошли в комбеды с энтузиазмом «оказывать содействие в изъятии» и «осуществлять распределение». Вскоре число комбедов достигло почти 140 тыс., они стали властью в деревне, оттесняли Советы крестьянских депутатов, начиная выполнять их функции, а местами новые начальники просто распускали Советы, то есть беззастенчиво ликвидировали советскую власть! К осени 1918 года комбеды стали крайне непопулярны среди крестьянства, прокатилась серия крестьянских выступлений. Экономические последствия деятельности комбедов оказались разрушительными: подорвав сельскую кооперацию, национализировав значительную часть мельниц, крупорушек и маслобоек, комбеды не смогли наладить их работу, зачастую сами становились на путь хлебных спекуляций и уже в ноябре 1918 года были упразднены.

Имея всю полноту власти, создав ВЧК и РККА, 17 апреля 1919 года ЦК РКП(б) принял постановление о создании незаконных вооруженных формирований – частей особого назначения (ЧОН) при комитетах РКП(б). В ликвидации антибольшевистских восстаний кронштадтских матросов и тамбовских крестьян ЧОНы сыграли весьма заметную роль, находясь в заградительных отрядах и не позволяя красноармейцам отступать. В декабре 1921 года в ЧОН числилось 39 673 человека кадрового и 323 372 человека переменного (милицейского) состава. Таким образом РКП(б) создала регулярную партийную армейскую организацию, которая не подчинялась конституционным органам советской власти. В своей деятельности чоновцы часто допускали нарушения законности: осуществляли необоснованные аресты и бессудные расстрелы, занимались мародерством, присваивали захваченные трофеи. Партийное руководство Сибири квалифицировало подобные действия как проявления красного бандитизма.

Красный бандитизм стал следствием массового призыва в партию и последующего выдвижения во властные и карательные органы безграмотных полупролетариев, неспособных ни работать, ни учиться, ни ценить результаты чужого труда, но усвоивших ленинскую «коммунистическую нравственность». В атмосфере вседозволенности и безнаказанности те, кто оказался во власти и охранял власть, производили самочинные обыски, конфискации имущества, аресты и убийства граждан. Инициаторами и исполнителями преступлений были носители нового менталитета – коммунисты, советские работники, сотрудники милиции и органов ВЧК. Иногда виновные в красном бандитизме представали перед трибуналом.

Например, с 24 по 26 декабря 1920 года в уездном Канске выездная сессия Енисейского губернского ревтрибунала судила группу коммунистов из 128 человек, убивших без суда и следствия несколько десятков граждан. Президиум губернского комитета РКП(б) дал трибуналу директиву: коммунистам обвинительный приговор ни в коем случае не выносить, а потому трибунал постановил считать 128 коммунистов оправданными. В ответ зал взорвался громом аплодисментов и исполнил «Интернационал». Коммунистические бандиты в советской Сибири воспрянули духом и продолжили убийства. Красный бандитизм как явление оставил в деятельности «правоохранительных» и карательных органов наследие, приведшее к чудовищным издержкам в их деятельности все последующие десятилетия.

В мае 1922 года дипломированный юрист Ленин наставлял: «Суд должен не устранить террор, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». Гибкость «революционного правосознания» выпускника юридического факультета Петербургского университета Ульянова, как и некоторых последующих выпускников этого факультета, будет еще не раз удивлять соотечественников в последующие годы.

Никогда не работавшие руководители партии стали узаконивать экспроприацию результатов труда крестьян, насильно проводить коллективизацию, ибо других путей развития сельского хозяйства не видели. 20 января 1928 года на закрытом заседании бюро Сибирского краевого комитета ВКП(б) Сталин выступил с пространным докладом о том, что якобы «есть люди, которые не так понимают НЭП, как нужно было бы ее понимать» и призывал к привычному ему грабежу: «Мы хотим убить у середняка веру в перспективу в отношении повышения цен на хлеб. Он думает: «Петруху посадили, Ванюшку посадили – могут и меня посадить. Нет уж, лучше я продам хлеб». И эта силовая аргументация производит свое влияние на середняка».

Результат насилия над деревней не привел страну к изобилию. Писатель Федор Гладков, как доносили чекисты, рассказывал: «В таких городах, как Пенза, Ярославль, в 1940 году люди пухли от голода, нельзя было пообедать и достать хоть хлеба. Это наводит на очень серьезные мысли: для чего же было делать революцию?»

Колхозники оказались фактически крепостными советского государства – им не выдавали паспорта, не предоставляли ежегодных отпусков, не выплачивали (до 1965 года) пенсию. Откровенное унижение крестьян закреплялось в сталинской Конституции СССР, которая констатировала: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства», то есть в «государстве рабочих и крестьян» о социальном страховании крестьян, составлявших большинство населения, в Конституции СССР не было и речи!

Восстановление ленинских норм

Развивая большевистское правосознание, Сталин в 1949 году, как и положено главе преступной организации, приказал члену Политбюро ЦК Георгию Маленкову создать при ЦК ВКП(б) пыточный зиндан – собственную тюрьму для однопартийцев вне системы МГБ и МВД. Маленков организовал особую тюрьму при ЦК ВКП(б), имевшую отдельный штат охраны, в которой следствие вели он сам, маршал Николай Булганин и работники аппарата ЦК. Секретарь ЦК ВКП(б) Алексей Кузнецов был арестован 13 августа 1949 года при выходе из кремлевского кабинета Маленкова без санкции прокурора, помещен в особую тюрьму при ЦК, подвергался мучительным пыткам, побоям и истязаниям, в ходе которых ему перебили позвоночник, а после объявления приговора расстрелян. 30 апреля 1954 года Кузнецова посмертно реабилитировали за отсутствием в его действиях состава преступления. В это время его мучитель сталинский прихвостень Маленков был председателем Совета Министров СССР.

Политика руководства КПСС после 1953 года была продолжением тоталитарного режима, реабилитация жертв сталинских репрессий оказалась частичной – многие оклеветанные оппоненты Сталина не были реабилитированы, их труды оставались спрятанными в библиотечных фондах, в оценке истории страны царила полуправда. Уже в марте 1956 года посмертно реабилитировали и восстановили в партии некоторых кровавых чекистов, в числе которых активный участник сталинских репрессий Ефим Евдокимов. Но специальная комиссия отказалась реабилитировать Бухарина, Рыкова, Зиновьева и Каменева на основании якобы «их многолетней антисоветской борьбы». Не пересмотрели и абсолютно необоснованные решения и постановления, осуждающие Троцкого и лишающие его гражданства СССР, хотя его жена Наталья Седова после доклада Никиты Хрущева в письме из Мексики просила реабилитировать мужа.

Стратегические просчеты руководства ЦК КПСС, тяжелые жилищные условия и основанная на колхозном сельском хозяйстве продовольственная политика Коммунистической партии вели к катастрофе, социальные отношения оставались крайне напряженными, массовое недовольство не могло не выливаться в выступления против местных руководителей. Весной 1962 года недостаток хлеба стал настолько ощутим, что Президиум ЦК КПСС впервые разрешил закупку зерна у «империалистических хищников» – в развитых капиталистических странах, а чтобы частично возместить валютные затраты, повысили розничные цены на мясо и мясные продукты в среднем на 30%, на масло – на 25%. Массы трудящихся высказывали недовольство ухудшением и без того небогатого существования. Председатель КГБ в 1962 году отмечал, что «в первом полугодии текущего года на территории страны было распространено 7705 антисоветских листовок и анонимных писем, в 2 раза больше, чем за тот же период 1961 года».

Рабочие Новочеркасска 1 июня 1962 года мирно пришли за разъяснениями к руководителям предприятий, однако разъяснений экономической политики партии не получили. На следующий день уже с женами и детьми под красными флагами и с портретом Ленина они вышли на улицы города и пошли за разъяснениями к горкому КПСС. Большевистское руководство увидело в таких митингах только очередную угрозу своему существованию, никакого диалога с населением не допускало, юридического расследования не предприняло. В город прибыла группа членов Президиума ЦК КПСС, по указанию которой безоружные демонстранты были безжалостно расстреляны подразделениями КГБ и внутренних войск МВД, проявив ленинскую вседозволенность полицейско-жандармской системы преследования любого недовольства и небоязни испачкать себя очередным преступлением. На улицах было убито 26 рабочих, 87 человек ранено. Всю информацию о новочеркасских событиях коммунисты засекретили. Большую группу рабочих Новочеркасска арестовали, семь человек осудили к высшей мере наказания и расстреляли, многих приговорили к длительным срокам заключения.

«Опасность стране грозила не извне, а изнутри. Причем, как это ни печально, виновницей чаще всего и оказывалась партия, – констатирует в своей книге генерал КГБ Владимир Петрищев. – Любая публичная критика в адрес политики партии, теории и практики построения коммунистического общества квалифицировалась как «антисоветская агитация и пропаганда», любая попытка высказать мнение, отличное от официальной точки зрения, стала трактоваться как ревизионизм, враждебные действия».

После XXVII съезда коммунисты решились на следующий этап реабилитации и «за отсутствием состава преступления» реабилитировали Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Каменева и ряд других деятелей. Однако кто-то должен был оставаться виновным в преступлениях партийного руководства, и потому не реабилитировали участника Октябрьского вооруженного восстания, члена президиума ВЧК с 1920 года Генриха Ягоду и отказали в реабилитации Николая Ежова, считая их преступниками, но не признавая при этом преступниками вождей, чьи указания они ретиво выполняли!

Реабилитировали осужденных по делам Трудовой крестьянской партии и Промпартии, но не пересмотрели сфабрикованное «Шахтинское дело», не реабилитировали жертв новочеркасской трагедии.

Льва Троцкого однопартийцы не только не реабилитировали, но Михаил Горбачев в ноябре 1987 года в докладе, посвященном 70-летию революции, безапелляционно обвинил его в соответствии с вымыслами «Краткого курса», провозгласив сталинский тезис: «Их взгляды идут вразрез с ленинскими идеями и планами, их предложения ошибочны и могут сбить страну с правильно взятого курса. Это относится прежде всего к Троцкому, который после смерти Ленина проявил непомерные притязания на лидерство в партии».

То есть так же, как и после ХХ съезда, члены Политбюро ЦК КПСС реабилитировали очередную группу репрессированных Сталиным, но остались пренебрегающими законодательством сталинистами.

Завершающим аккордом традиционного наплевательского отношения к исполнению законов стал путч 1991 года, но члены ГКЧП пали жертвой собственной ограниченности и некомпетентности.  

Была ли русская революция еврейской?

9 апреля 1917 года поезд подъехал к станции Тайнген, швейцарского городка на границе с Германией. На борту находилась группа из 32 россиян, у которых таможенники конфисковали шоколад и сахар. Пассажиры превышали установленный законом лимит на ввоз товаров. Затем поезд двинулся в Готмадинген на немецкой стороне границы. Двое немецких солдат сели в пассажирские вагоны и отделили русских от остальных, пересадив их на места второго и третьего классов.

«Русские» представляли собой разношерстную группу, в которую входили 10 женщин и двое детей. Их имена были бы известны в левых и революционных кругах того времени, поэтому некоторые путешествовали под псевдонимами. На борту находились Карл Радек из Львова (сейчас Украина), а также Григорий Зиновьев и его жена Злата, тоже из Украины. Среди них был полуармянин Георгий Сафаров с женой, а также марксистская активистка Сара «Ольга» Равич. Григория Усеевича из Украины сопровождала его жена Елена Кон, дочь россиянки по имени Хася Гринберг. Живая французская феминистка Инесса Арманд пела и шутила с Радеком, Равичем и Сафаровым. В конце концов их крики разозлили лидера группы, который засунул голову в их койку и отругал их. Лидером был Владимир Ленин, и он вез свою небольшую группу в пломбированном поезде в недельное путешествие, которое должно было закончиться на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Полгода спустя Ленин и некоторые из его соратников будут управлять новым государством, Российской Советской Республикой.

Некоторые наблюдатели видели в Ленине и его банде пеструю группу еврейских революционеров. Александр Гучков, военный министр России во Временном правительстве России после отречения царя Николая II от престола в марте 1917 года, сказал британскому военному атташе генералу Альфреду Ноксу, что «крайний элемент состоит из евреев и слабоумных». В поезд Ленина входили 19 членов его большевистской партии, несколько его союзников среди меньшевиков и шесть евреев-членов Еврейского рабочего союза. Почти половина пассажиров поезда были евреями.

Однако история почти забыла о них. В недавнем романе Кэтрин Мерридейл « Ленин в поезде » не рассматривается преобладание евреев. Недавняя статья в The New Yorker о «Ленине и русской искре», посвященная 100-летию путешествия, полностью игнорирует еврейский аспект революционеров.

Причина этого сложна и связана с представлениями об антисемитизме, а также попыткой самих революционеров обелить свои этнические и религиозные различия. Хотя Ленин часто восхвалял евреев в своем кругу, его жена Надежда Крупская лично Воспоминания о Ленине (1933) стремились убрать эти щекотливые темы в соответствии с советской политикой.

Спустя сто лет после русской революции возникает ностальгия и возрождается интерес к тем, кто ее возглавлял, и к развязанным ею трагедиям. Испанский фильм 2016 года Избранный следует за Рамоном Меркадером, убийцей Льва Троцкого, а британский фильм этого года Смерть Сталина превращает это событие в нечто вроде комедии. В России новый сериал смотрит на Льва Троцкого. Продюсер Константин Эрнст рассказал Хранитель , «Я думаю, что он [Троцкий] сочетает в себе все, добро и зло, несправедливость и храбрость. Он типичный революционер 20-го века. Но не надо думать, что если бы победил Троцкий, а не Сталин, то было бы лучше, потому что этого бы не было».

Вопрос о том, «что могло быть», однозначно связан с Троцким, потому что он часто символизировал антисталиниста, дикого революционера с глобальными импульсами и интеллектуальным воображением, в отличие от деятеля и государственника Сталина с его смертоносными чистками. Часть этого мотива связана с еврейством Троцкого и большим числом еврейских революционеров, активистов и последователей, которых привлекал коммунизм в конце XIX века.век.

Роль евреев в русской революции и, соответственно, в коммунизме в широком смысле всегда была деликатной темой, потому что антисемитские голоса часто изображали советский коммунизм как еврейский заговор или «еврейский большевизм». Когда Александр Солженицын начал работу над книгой под названием 200 лет вместе , его критиковали за то, что он коснулся этой табуированной темы. Его собственные комментарии для прессы не помогли делу, заявив, что две трети ЧК (тайной полиции) в Украине были евреями.

«Я всегда буду различать слои евреев. Один слой бросился на революцию головой вперед. Другой, наоборот, пытался отступить. Еврейская тема долгое время считалась запрещенной». Неудивительно, что его книга была размещена в формате PDF на антисемитских сайтах.

16 октября в Еврейском музее и центре толерантности в Москве прошла выставка «Свобода для всех? История одного народа в годы революции». С выставками и рассказами от первого лица он сосредоточился на еврейских светилах той эпохи, таких как Троцкий, Юлий Мартов, Марк Шагал, Вера Инбер, Симон Дубнов и Василий Шульгин.

Дубнов, родившийся в 1860 году на территории современной Беларуси, был активным еврейским активистом. Профессор еврейской истории в Санкт-Петербурге (тогда он назывался Петроградом), он поддерживал еврейские отряды самообороны и литературу и думал, что революция принесет равенство. Однако в 1922 году он в тревоге уехал, в конце концов поселившись в Риге, Латвия. Он был убит нацистами в 1941 году. Перед смертью он размышлял о евреях, таких как Троцкий, которые присоединились к революции.

«Они выступают под русскими псевдонимами, потому что стыдятся своего еврейского происхождения. Лучше было бы сказать, что их еврейские имена — псевдонимы; они не укоренены в нашем народе».

Уинстон Черчилль согласился. В статье в Illustrated Sunday Herald в 1920 году он широко стереотипизировал евреев как «интернациональных» коммунистов, лояльных националистов или сионистов. Он назвал это «борьбой за душу еврейского народа» и заявил, что еврейская роль в русской революции «вероятно перевешивает [роль] всех остальных. За заметным исключением Ленина, большинство ведущих фигур — евреи».

Черчилль утверждал, что движущая сила исходила от еврейских лидеров, которые затмили своих коллег. Он назвал имена: Максим Литвинов, Троцкий, Григорий Зиновьев, Радек, Леонид Красин. Он назвал эту тенденцию «удивительной» и обвинил евреев в том, что они играют «заметную, если не главную роль в системе терроризма», которая тогда стала известна как «красный террор», или подавление в Советском Союзе тех, кто отклонился от коммунистическая линия.

Одним из тех, кого Черчилль осудил, был Бела Кун, венгерский еврей, который некоторое время играл ведущую роль в Венгрии, когда она была советской республикой в ​​1919 году. Кун бежал, когда Венгрия была захвачена Румынией, бежав в Советский Союз, где он был поставлен во главе Революционного комитета в Крыму вместе с Розалией Землячкой. Их режим несет ответственность за убийство около 60 000 человек. Кун был арестован во время сталинских чисток, обвинен в пропаганде «троцкизма» и расстрелян в 1938. Его жизнь была символом многих других: молодой революционер, чей идеализм был окрашен смертоносными методами коммунизма и который в конечном итоге стал жертвой того самого режима, который он стремился создать, как и многие еврейские революционеры, обвиненные в контра- революционеры.

КАК все пошло не так? Чтобы найти ответы, Институт еврейских исследований YIVO провел в начале этого месяца в Нью-Йорке конференцию о евреях во время и после русской революции. Во введении к конференции они отмечают парадоксальную роль евреев и их судьбу в годы революции.

«Русская революция освободила самую большую еврейскую общину в мире. Это также открыло шлюзы для величайшей резни евреев перед Второй мировой войной на фоне гражданской войны и ее последствий в 1918–1921 годах». Однако евреи также «входили почти во все сферы русской жизни, в то время как со временем большая часть исключительного богатства еврейской культурной жизни в России была сглажена, в конечном итоге уничтожена».

Примерно три миллиона евреев Советского Союза во время революции составляли самую большую еврейскую общину в мире, но они составляли лишь около 2% населения СССР. Они были сосредоточены в черте оседлости (западный регион царской России), а также на Украине и в Белоруссии, где они составляли от 5 до 10% населения, тогда как в самой России 1926 перепись нашла только 600 000 евреев.

Как группа на просторах СССР они были одним из самых многочисленных меньшинств, наряду с грузинами, армянами, турками, узбеками, казахами, киргизами, татарами, молдаванами, поляками и немцами. Ни одна из этих других групп не сыграла такой центральной роли в революции, хотя члены многих из них поднялись до высших уровней. Сталин был грузином. Феликс Дзержинский, создавший советскую тайную полицию, был польским аристократом.

Учитывая сложность Советского Союза и склонность к многочисленным слоям бюрократии, трудно количественно определить количество евреев на высших руководящих должностях во время и сразу после революции 1917. Половина главных претендентов в ЦК Коммунистической партии на власть после ухудшения здоровья Ленина в 1922 году — Лев Каменев, Троцкий и Зиновьев — были евреями. Яков Свердлов, председатель ВЦИК с ноября 1917 года до своей смерти в 1919 году, был евреем. Родившийся в 1885 году, он вступил в Российскую социал-демократическую партию в 1902 году и рано стал членом фракции большевиков вместе с Лениным. Как и другие представители его поколения, он принимал участие в 19-м05 революция. Его отец принял русское православие.

Большое количество евреев в руководящих частях партии не ускользнуло от окружающих их неевреев. В.М. Молотов, влиятельный министр иностранных дел Советского Союза при Сталине, сделал много замечаний о евреях Феликсу Чуеву в серии бесед между 1969 и 1986 годами, которые легли в основу книги 1991 года « Молотов вспоминает ». Он напомнил, что когда Ленин лежал при смерти, «в то время евреи занимали многие руководящие посты, хотя они составляли лишь небольшой процент населения страны». О Зиновьеве он вспоминал: «Он даже не был похож на еврея».

Антисемитизм был проблемой внутри партии. Молотов вспоминал в 1912 году, когда он был в русской газете «Правда »: «Мы получили письмо от [Николая] Крестинского. Он писал, что Ленин был антисемитом». Это произошло потому, что Ленин выступал против меньшевиков, отдельной коммунистической фракции.

«Почти все меньшевики были евреями. Даже среди большевиков среди вождей было много евреев. Вообще, евреи — самая оппозиционная нация. Но они склонялись к поддержке меньшевиков».

Молотов также утверждал, что у многих мужчин в окружении Сталина были жены еврейки.

«Есть объяснение. Оппозиционные и революционные элементы составляли среди евреев более высокий процент, чем среди русских. Оскорбленные, раненые и угнетенные, они были более разносторонними. Они проникли повсюду, так сказать». Он утверждал, что евреи более «активны», чем средние русские.

«Выжидают, принюхиваются, мутят, но всегда готовы». Молотов также признал влияние сионизма на евреев. «Евреи давно боролись за свое государство под сионистским флагом. Мы, конечно, были против сионизма. Но отказать народу в праве на государственность значило бы угнетать его».

Развилка на дороге истории, которая привела некоторых евреев в Российской империи к принятию сионизма, а многих других к различным левым революционным движениям, которые в конечном итоге привели к созданию Советского Союза, была достигнута в 19 веке. Начиная с 1827 года Российская империя стремилась модернизировать свою армию за счет всеобщего призыва. Согласно энциклопедии YIVO, евреи должны были служить 25 лет, и их собственные общины должны были выбрать примерно четырех призывников на каждую 1000 членов общины (от 1500 до 3000 в год).

Хотя неевреи отсидели столько же, но евреев набирали в 12 лет, а не в 18, как других, что привело к их «русификации».

Царь Александр II отменил эту систему и разрешил евреям переселяться из черты оседлости в русские города, такие как Москва и Санкт-Петербург.

«В результате такой политики многие евреи стали более активно участвовать в культурной и интеллектуальной жизни России», — отмечает Центр израильского образования в Атланте. После убийства Александра II в 1881 году страну захлестнула волна сотни погромов.

Введены новые ограничения, ограничивающие места проживания и работы евреев. Это вызвало массовую миграцию евреев за границу, в том числе 2,3 миллиона человек, уехавших в Новый Свет в период с 1881 по 1930 год.

Когда Теодор Герцль посетил Российскую империю в 1903 году, он встретился с графом Витте, министром финансов. По словам Леонарда Шапиро, автора книги «Роль евреев в русском революционном движении» в 1961 году, Герцль обнаружил, что «50% членов революционных партий были евреями». Герцль спросил Витте, почему.

«Я думаю, что это вина нашего правительства. Евреи слишком угнетены». Шапиро утверждает, что евреи попали в революционные круги, когда получили доступ к интеллектуальным кругам. По иронии судьбы, чем больше евреи получали богатства и свободы в империи, тем больше они также осознавали свое затруднительное положение и присоединялись к медленно булькающему восстанию против древнего режима.

Среди евреев появился четкий выбор. Многие, как семья бывшего премьер-министра Израиля Голды Меир, уехали в Новый Свет. Около 40 000 человек решили переехать прямо в Землю Израиля, став ведущими членами того, что стало известно как Первая алия. Среди них были такие люди, как Иосиф Трумпельдор, который родился в Пятигорске, Россия, в 1880 году и переехал в Османскую Палестину в 1919 году.11 после службы в российской армии. Исаак Лейб Гольдберг, основатель движения «Ховевей Цион» в 1882 году, родился в Польше в 1860 году, но вырос во времена Российской империи и играл влиятельную роль в сионистских кругах, соучредив Haaretz в 1919 году.

Евреи-иммигранты основал Общество поддержки еврейских фермеров и ремесленников в Сирии и Эрец-Исраэль в 1890 году, которое помогло заселить Реховот и Хадеру. Эта группа, которую часто называют «Одесским комитетом», насчитывала более 4000 членов. Точно так же группа Билу, основанная в Харькове, отправила своих членов основать Гедеру в Палестине.

Евреи в ответ на погромы также занялись самообороной. Писатель Леон Пинскер из Одессы был символом этого пробуждения, перейдя от принятия ассимиляции к осознанию того, что евреи всегда будут страдать от антисемитизма как пресловутые аутсайдеры.

Друг Пинскера Меир Дизенгоф, ветеран русской армии, был первым мэром Тель-Авива. Среди основателей первой в Палестине организации самообороны под названием Ха-Шомер были Александр Зайд из Сибири и Ицхак Бен-Цви из Полтавы на Украине.

Из тех миллионов, кто решил остаться под властью империи, многие боролись за права евреев в России. Максим Винавер, житель Петербурга с 1906 по 1917 год, родился в 1862 году в Варшаве. Юрист, он основал Партию народной свободы (Конституционно-демократическую партию-кадетов) и был председателем Лиги достижения равноправия еврейского народа в России (Фольксгруппа). Описанный Российской еврейской энциклопедией как «высокий, импозантный, культурный человек», он был избран в первую Государственную Думу, созданную после 19-го века.05 революция. Он прибыл вместе с 12 другими депутатами-евреями из 478. Двумя из этих евреев были Шмарьягу Левин и Леон Брамсон, которых поддерживал Еврейский рабочий союз. Левин поддержал создание Техниона в Израиле, а Брамсон помог основать ОРТ. Другим избранным евреем был Ниссан Кацнельсон, друг Герцля.

Винавер возглавил группу евреев в Думе и настаивал на равноправии меньшинств в империи. «Мы, евреи, представляем одну из национальностей, которые больше пострадали, но ни разу не говорили только о себе. Ибо мы считаем неуместным говорить именно об этом, а не о гражданском равенстве для всех», — сказал он в своем выступлении.

Винавер создал и возглавил множество еврейских групп, в том числе Еврейскую национальную группу, Еврейское общество поощрения художеств и Еврейское историко-этнографическое общество. В отличие от евреев, которые тяготели к более радикальным коммунистическим группам или к сионизму, Винавер представлял тех, кто искал равенства в империи в среде, которая гордилась еврейством.

Автобиография Троцкого 1930 года «Моя жизнь» стремилась преуменьшить его еврейство. Школьные уроки еврейского народа «мальчики никогда не воспринимали всерьез», — пишет он, обсуждая своих одноклассников-евреев. Хотя он признает дискриминационную атмосферу 1880-х годов и потерял год обучения в школе из-за антиеврейских квот, он пишет: «В моем умственном устройстве национальность никогда не занимала независимого места, так как в повседневной жизни это мало ощущалось».

Кроме того, он утверждает, что, хотя «национальное неравенство, вероятно, было одной из основных причин моего недовольства существующим порядком, оно затерялось среди всех других фаз социальной несправедливости. Она никогда не играла ведущей роли, даже признанной в списках моих обид».

Особый интерес представляет то, что Троцкий никогда не упоминает слово «еврей» после своей пятой главы, посвященной его раннему образованию до 1891 года. Несмотря на то, что он окружен евреями, он полностью хоронит этот этнический и религиозный вопрос.

Как он мог пропустить еврейский контекст, когда он был вокруг него? Степан Микоян, 1922 года рождения, летчик-испытатель и сын известного политика сталинской эпохи Анастаса Микояна, в 1999 году написал автобиографию. В ней он называет Сталина «воинствующим антисемитом». Молотов, однако, настаивал на том, что Сталин «не был антисемитом… он ценил в еврейском народе многие качества: трудолюбие, групповую солидарность и политическую активность».

Однако, будучи выходцем из нерусского меньшинства, Сталин всегда с подозрением относился к этому другому меньшинству. Когда он был наркомом по делам национальностей с 19С 17 по 1924 год его призвали расследовать «беспорядки», по словам Молотова. Он не назначил в комитет ни одного еврея, и Ленин недоумевал, почему. Отвращение Троцкого к тому, чтобы видеть себя в еврейском контексте, вероятно, проистекает из ранних споров в 1904 году, когда революционерам пришлось решать, будут ли евреи включены в организацию в качестве отдельной группы.

Для еврейских революционеров годы с 1904 года до революции прошли в лихорадке деятельности. В 1904 году спор в Российской социал-демократической рабочей партии между Юлием Мартовым и Лениным привел к созданию ленинских большевиков и мартовских меньшевиков.

Мартов был евреем, как и многие меньшевики. В основе дебатов, приведших к расколу РСДРП, лежал спор о том, может ли Всеобщий еврейский рабочий союз («Бунд»), соосновавший РСДРП в 1898 году, оставаться автономной группой. Это было предвестником грядущих событий. В конце концов, те лидеры Бунда, такие как Михаил Либер, которые стремились остаться частью революции, но явно евреями, будут отправлены в ссылку или расстреляны в 1930-х годах. Мартов уехал из России в 1920 году, назвав разразившуюся после революции гражданскую войну «растущим скотством людей». Он умер в изгнании. Некоторые евреи-бундисты остались в СССР и дослужились до руководящих должностей. Израиль Леплевский из Брест-Литовска стал министром внутренних дел Украины до того, как был арестован и расстрелян в 1938. Давид Петровский из Бердичева стал влиятельным экономистом, пока его не арестовали и не расстреляли в 1937 году. Также была расстреляна его жена Роуз Коэн, основатель Коммунистической партии Великобритании.

Жизнь Троцкого до революции поучительнее сетей еврейских большевиков. Арестован в 1906 г., отправлен в ссылку царским государством. Он сбежал и направился в Вену, где подружился с Адольфом Иоффе. Иоффе происходил из семьи евреев-крымских караимов и стал редактором «Правды». Близкие друзья на всю оставшуюся жизнь, они выступили против более снисходительного отношения своих собратьев-евреев Каманев и Зиновьев в ЦК в 1919 г.17, выступая против включения других социалистических партий в правительство, возникшее после революции. Троцкий был исключен из ЦК в 1927 году вместе с Зиновьевым. Он уехал в ссылку в 1929 г. и был убит по приказу Сталина в 1940 г. Иоффе покончил жизнь самоубийством в 1927 г.; его жена Мария и дочь Надежда были арестованы и отправлены в трудовые лагеря и освобождены только после смерти Сталина в 1953 году. коммунисты, Троцкий написал несколько мыслей по еврейским вопросам. Он сказал, что в первые годы своей жизни «я скорее склонялся к прогнозу, что евреи разных стран будут ассимилированы и что, таким образом, еврейский вопрос исчезнет». Он утверждал: «С 1925 и, прежде всего, с 1926 года антисемитская демагогия — хорошо замаскированная, неприступная — идет рука об руку с символическими судебными процессами». Он обвинил СССР в намеках на то, что евреи были «интернационалистами» во время показательных процессов.

ЦК СССР поучителен как показатель выдающегося положения евреев на руководящих должностях. На VI съезде большевистской Российской социал-демократической рабочей партии и ее Центральном комитете, избранном в августе 1917 года, мы находим, что пять из 21 члена комитета были евреями. Сюда входили Троцкий, Зиновьев, Моисей Урицкий, Свердлов и Григорий Сокольников. Кроме Свердлова, все они были с Украины. В следующем году к ним присоединились Каменев и Радек. Евреи составляли 20% центральных комитетов до 1921, когда в этом руководящем органе не было иудеев.

Высокий процент евреев в руководящих кругах в эти первые годы соответствовал их проценту в городской среде, заявил член политбюро Серго Орджоникидзе на 15-м съезде партии, по словам Солженицына. Большинство евреев жили в городах из-за урбанизации и законов, которые не позволяли им выходить на землю.

Количество евреев в высших кругах продолжало сокращаться в 1920-е годы. К XI съезду в ЦК был избран только Лазарь Каганович в 1922 вместе с 26 другими участниками. Впоследствии лишь немногие евреи занимали эти руководящие должности. В 1925 году из 63 членов было четыре еврея. Как и остальные их товарищи, почти все они погибли в ходе чисток. Были расстреляны и другие избранные в 1927 и 1930 годах, в том числе Григорий Каминский, происходивший из семьи кузнецов на Украине. За исключением Льва Мехлиса и Кагановича, немногие высокопоставленные евреи-коммунисты пережили чистки.

Во время Московских процессов 1936 года многие подсудимые были евреями. Из одной группы из 16 высокопоставленных коммунистов на показательном процессе, кроме Каменева и Зиновьева, такие имена, как Ефим Дрейцер, Исак Рейнгольд, Моисей и Натан Лурье и Конон Берман-Юрин, звучат как еврейские. По иронии судьбы некоторые из этих большевиков, сыгравшие заметную роль в казни других, например директор НКВД Генрих Ягода, сами были казнены. По оценке Солженицына, количество евреев на руководящих должностях увеличилось с 50% в некоторых секторах до 6%. Многие офицеры-евреи в Красной Армии также пострадали от чисток. Миллионы евреев остались бы на советских территориях, но никогда больше не занимали бы таких видных должностей в СССР.

В письме от июля 1940 года Троцкий предположил, что будущие военные события на Ближнем Востоке «вполне могут превратить Палестину в кровавую ловушку для нескольких сотен тысяч евреев». Он был не прав; именно Советский Союз был кровавой ловушкой для многих из тех евреев, которые видели спасение в коммунизме и думали, что путем тотальной ассимиляции и усердного труда на общее благо они добьются успеха.

Вместо этого многие были убиты системой, которую они помогли создать.

Оглядываясь назад на 100 лет, до сих пор трудно понять, что привлекало столько евреев к коммунизму в Российской империи. Были ли их действия пронизаны еврейством, смыслом еврейской миссии, такой как ценности тиккун олам и «свет народам», о которых мы слышим сегодня, или их действия были строго прагматичными, поскольку группа меньшинства борется за то, чтобы быть частью большего общества? Ответ лежит где-то посередине.

Многие евреи сделали прагматичный экономический выбор, чтобы уехать в Новый Свет, столкнувшись с дискриминацией и бедностью. Другие решили сначала заявить о себе как о евреях либо через еврейские социалистические группы, либо через сионизм. Третьи боролись за равноправие в империи, чтобы остаться евреями и быть равными. Одна группа искала радикальное решение своего и общественного затруднительного положения, коммунистическую революцию, и такую, которая не включала бы другие голоса, такие как Бунд или меньшевики, а только их партию. Они без угрызений совести убивали своих единоверцев. Они были не более и не менее этичны, чем их нееврейские сверстники. Чем объяснить их непропорциональное присутствие в руководстве революции? Это было бы так, как если бы меньшинство друзов в Израиле составляло половину кабинета Биньямина Нетаньяху, или армяне составляли бы половину правительства Эммануэля Макрона во Франции.

Возможно, единственный способ понять некоторые из них — это признать, что на суде над Нельсоном Манделой в Ривонии в 1963 году в Южной Африке пятеро из 13 арестованных были евреями, как и около четверти «Всадников свободы» 1960-х годов в США. 20-й век был веком еврейской активности, часто по нееврейским причинам и часто без внешне «еврейского» контекста. «Наездники за свободу» выступали не как «еврейский голос афроамериканцев», а как активисты за гражданские права.

Сегодня мы ценим меньшинства, выступающие за социальную справедливость как меньшинства, но 20-й век требовал более тонкого подхода. Положение, в котором родились евреи в XIX в.Черта оседлости X века не имеет параллелей с сегодняшним еврейским опытом. Но, несмотря на экономические трудности, в этом сообществе в уникальных условиях радикальных перемен зажглась искра, которая подтолкнула его к лидерству во многих отраслях в России и за рубежом.

Жертвы большевиков — ГРИН

Содержание

Введение

1 Гражданская война в России и великий голод

2 Крестовый поход против религии и Сталина

3 The Holodomor

4 A decade of purges

5 The Great Terror

6 The Gulags

7 The Second World War

8 The last years of Bolshevik террор

9 Выводы

Библиография

Введение

Прошло 65 лет после окончания Второй мировой войны. С тех пор Адольф Гитлер, его национал-социалисты и их преступления против евреев, цыган и других людей были задокументированы, изучены и расследованы тысячами ученых из десятков стран. О преступлениях нацистов написано бесчисленное количество книг, и каждый месяц по телевидению показывают новые и до сих пор шокирующие документальные фильмы о Холокосте. В то время как исторические исследования изучили почти все аспекты нацистского геноцида и террора за десятилетия после 1945, они явно пренебрегали всеми подобными действиями, совершенными другими народами. По сравнению с обширной литературой о Третьем рейхе и его преступлениях, даже сегодня очень мало можно найти об итальянских преступлениях в Эфиопии, а работ о зверствах японцев в Китае почти нет. Хотя люди не знали никаких подробностей, они, по крайней мере, знали, что в районах, находящихся под японским и, в гораздо меньшей степени, итальянским контролем, происходили ужасные вещи. Этого не было в коммунистических странах, особенно в Советском Союзе. Не раньше конца 19В 60-е годы, через полвека после большевистской революции, общественность Западного полушария имела хоть какое-то представление о размерах и размахе большевистских преступлений. Однако полное осознание пришло не с исследовательскими работами Роберта Конквеста или сочинениями Александра Солженицына, а двадцать лет спустя с распадом Советского Союза. Как пишет британский историк Норман Дэвис

, «В конце концов, когда СССР окончательно распался, оказалось, что […] Завоевание все время было довольно близко к истине, и что жертвы сталинского правления должны были исчисляться не сотнями или тысячи или даже миллионы, но десятки миллионов». [1]

Несмотря на неопровержимые доказательства, даже сегодня многие люди отказываются принимать цифры, представленные Конквестом, Солженицыным или Черной книгой коммунизма, и категорически отрицают преступления большевиков. Читая отзывы о Black Book на amazon.com, можно только относиться с отвращением и недоверием. Один особо упорный отрицатель большевистских преступлений писал:

Не могу устоять перед искушением сообщить общее число заключенных (политических И простых), умерших (расстрелянных, болезней, голода и т. д.) в советских тюрьмах, ГУЛАГах, трудовых лагерях, и т.д. в период 1934-1953: не 10 или 20 или 60 миллионов, а 1.053.829 человек. […] Вышеизложенное — лишь один из примеров несостоятельности «Черной книги коммунизма». Другие главы (например, касающиеся Китая) еще более обманчивы… они больше подошли бы книге научной фантастики. [2]

Хотя из этого комментария возникает очень интересный вопрос. Может быть, число, представленное рецензентом, верное? Сколько жертв унес большевистский террор в Советском Союзе и Восточной Европе? На первый взгляд вопрос кажется тривиальным. После четырех десятилетий исследований и 20 лет после открытия российских архивов должен быть однозначный ответ. На самом деле нет. Оценки варьируются от менее одного до почти 70 миллионов. [3] Цель данной работы — дать обзор всех жертв большевиков за 1917-1953 гг. , выяснить, какие из различных оценок являются наиболее реалистичными, и представить наиболее вероятное количество убитых людей. , депортированных или отправленных в ГУЛАГ советскими властями в этот период времени.

1 Гражданская война в России и великий голод

С самого начала Гражданской войны в России, когда Ленин и его большевики пытались захватить власть, стало ясно, что они представляли собой небывалую силу насилия. Пока было 3932 казни в Российской империи с 1825 по 1917 год (за политические убеждения и деятельность), большевики превзошли это число в марте 1918 года, пробыв у власти всего четыре месяца. [4] К сожалению, это было только начало. В течение трех лет, с начала 1918 по начало 1921 года, в России шла война за власть, которая затмила бы даже ужасы, пережитые во время Первой мировой войны. С одной стороны стояли Белые царские армии, которые хотели восстановить империю, с другой стороны при Ленине стояли большевики, которые хотели разрушить старый порядок и установить в России социализм. Уже на ранних этапах войны некоторые социальные группы, такие как высший класс, члены королевской семьи, члены церкви и буржуазия, классифицировались большевиками как классовые враги.

Их считали врагами народа, которых нужно было уничтожить. Для этого была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (сокращенно ЧК). В 1918 году этой организацией уже были убиты тысячи так называемых классовых врагов. Только за два месяца официального красного террора, с сентября по октябрь 1918 г., ЧК убило около 15 000 человек. [5] Условия правления большевиков были настолько жестокими и жестокими, что вскоре по всей стране вспыхнули восстания и мятежи. Всех жестоко подавили. Месть победителей была за гранью понимания. 19 марта19 менее чем за неделю от 3000 до 5000 человек были убиты большевиками в Астрахани. В Ростове-на-Дону только в январе 1920 г. было расстреляно около 1000 человек, а в Харькове с февраля по декабрь 1919 г. погибло от 3000 до 5000 человек. Еще 3000 человек были расстреляны в Киеве с февраля по август 1919 г., в небольшом городке Армавир на Кубани в период с 20.00 до 30.00 с августа по декабрь 1920 г. [6] Подобные теракты имели место почти в каждом крупном городе всего будущего Советского Союза.

К сожалению, большевики были способны на еще большие преступления. В конце 1920 г. они менее чем за два месяца расстреляли более 50 000 беженцев в Крыму. Там собралось более 200 000 беженцев, пытавшихся спастись от большевиков. К счастью, остальным 150 000 человек удалось бежать через порты Черного моря до прихода Красной Армии. [7] Но и эта резня не была кульминацией большевистского террора. Самой большой группой жертв Ленина и его последователей в Гражданской войне были донские казаки. При царе донские казаки пользовались определенными привилегиями, многие из них были помещиками. Видя, что большевики сделали с помещиками, они вступили в союз с белыми царскими армиями. Около 8000 донских казаков были убиты еще 19 февраля. 19, прежде чем большевикам пришлось отступить от наступающих белых сил. Однако с поражением белых армий донские казаки испытали на себе весь гнев большевиков. В ходе так называемой деказацизации (т. е. запланированного уничтожения казаков как социального класса) от 300 000 до 500 000 донских казаков было убито или депортировано в 1919/20 годах, из общей численности населения 3 млн. [8]

После того, как большевики разгромили белые армии и «расправились» с донскими казаками, их внимание переключилось на крестьян. С самого начала гражданской войны один крестьянский бунт следовал за другим. В конце концов, восстание против большевистского гнета огненной бурей распространилось по всей стране. На пике своего развития крестьянские армии контролировали целые провинции. В Тамбовской губернии (Западная Сибирь), например, большевики удерживали только сам город Тамбов. Чтобы сломить всякое сопротивление, большевики в очередной раз сделали все, что могли, — применили террор. Целые деревни были атакованы ядовитым газом, сожжены дотла или полностью уничтожены. Десятки тысяч людей погибли во время боевых действий, тысячи и тысячи были казнены властями, а десятки тысяч человек были депортированы в новые концлагеря. [9] Однако решающим событием, положившим конец крестьянским восстаниям, была не большевистская интервенция, а великий голод 1921/22 годов.

По крайней мере 5 миллионов человек погибли. [10] Можно было бы возразить, что голод был естественным и что большевики тут ни при чем. Ведь за семь лет мировой и гражданской войны сельскохозяйственные районы бывшей Российской империи на Украине, в Поволжье и Казахстане были настолько опустошены, что сельскохозяйственное производство рухнуло. Однако, если более внимательно изучить то, что происходило до и во время голода, трудно понять, почему в его последствиях нельзя было винить большевиков. Ленин и его последователи были сторонниками голода. Они видели в нем средство сломить крестьянское сопротивление. Николас Верт пишет:

Несмотря на неурожай 1920 года, в том году [большевиками] было реквизировано 10 миллионов пудов [один пуд = 16,38 килограмма]. Все запасы зерна, даже будущего урожая, были конфискованы. Многие крестьяне практически ничего не ели с января 1921 года. Смертность в феврале сразу возросла. В течение двух-трех месяцев бунты и восстания против режима фактически прекратились […]. [11]

Правительство почти ничего не сделало для помощи голодающим. Летом 1922, когда от голода пострадало 30 миллионов человек, так называемый Всероссийский комитет помощи голодающим мог обеспечить нерегулярное снабжение только 3 миллионов, в то время как международные организации, такие как Красный Крест, квакеры и Американская ассоциация помощи, снабжали 11 миллионов человек. каждый день. [12] Если еще есть сомнения в ответственности большевиков за этот голод, то следует оглянуться на последний. Во время голода 1891 года власти отчаянно боролись за спасение жизней, и погибло «всего» от 400 000 до 500 000 человек. [13] В то время как число людей, умерших от голода в 1891 году, все еще астрономически велико, число жертв голода 1921/22 года составляет менее 10%. Даже после семи лет мировой и гражданской войны трудно понять, почему естественный голод должен внезапно убить в десять раз больше людей, чем последний.

[…]


[1] Норман Дэвис, Европа в войне 1939-1945: непростая победа (Лондон, 2006), с. 66.

[2] http://www.amazon.com/Black-Book-Communism-Crimes-Repression/product-

Обзоры/0674076087/ref = cm_cr_pr_link_9? IE = UTF8 & ShowViewPoints = 0 & PageNumber = 9 & Sortby = BySubmissionDescending, 6 сентября 2010 года

[3] Václavve, stalin.

[4] Стефан Куртуа (ред.) Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии (Лондон, 1999), стр. 13-14.

[5] Там же, стр. 77-78.

[6] Куртуа, Черная книга коммунизмов, стр. 88,106.

[7] Йорг Баберовски, Der rote Terror: Die Geschichte des Сталинизм (Мюнхен, 2003), с. 41.

[8] Куртуа, Черная книга коммунизма, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *