Смутное время основные события: Смутное время. Периодизация и основные события

Содержание

Смутное время в России — причины, основные события, итоги и последствия (причины и последствия Смутного времени в России)

Федор Иванович Рюрикович (сын Ивана Васильевича Грозного) был последним представителем прямой линии царствующей династии. После его смерти 6 января 1598 года в России наступил династический кризис, закончилось существование правящей 7 столетий династии Рюриковичей. В России наступила новая эра, эпоха полной анархии и междоусобных войн, интервенций и самозванства, период Смутного времени 1598-1613 гг. (в некоторых источниках указывается 1618 г.).

Основные события (хронологическая таблица)

ДатаСобытие
1598 годНачало смутного времени (вступление на престол Бориса Годунова)
1600 годЗаключение перемирия с Польшей на 20 лет
1601-1603 гг.Неурожай и массовый голод в России, нарастание социальной напряженности
1603-1604 гг.Восстание холопов под руководством Хлопка
Апрель 1605 годаСмерть Бориса Годунова
Июнь 1605 – май 1606 гг.Воцарение Лжедмитрия Ⅰ в Москве
1606-1610гг.Царствование Василия Шуйского, крестоцеловальная грамота
1606 -1607 гг.Восстание Болотникова, первая крестьянская война
1607 годБыл издан указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян
1607 годПоявление нового самозванца Лжедмитрия Ⅱ
1609 годВтягивание в Гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польской интервенции
1610-1613 гг.Правление правительства из семи бояр во главе с Мстиславским, в истории названо «Семибоярщина»
1611-1612 гг.Деятельность первого и второго народных ополчений
1613 годУстановление династии Романовых
1617 годЗаключение Столбовского мирного договора (Россия и Швеция)
1618 годЗаключение Деулинского мирного договора (Россия и Польша)

Причины смуты

«Смутное время», исторические рамки которого 1598 -1613 гг. — считается одним из самых интересных, насыщенных и в то же время ужасных событий за всю историю России (в то время Московского государства). Для начала нужно заметить, что это было не моментально свершившееся событие, предпосылки и накал страстей заложились еще во времена правления Ивана IV Грозного. Неудачная Ливонская война и политика опричнины ввели страну в тотальный хозяйственный кризис, который еще больше усугубил уже сын Ивана Федор.

В условиях разрушенного и обедневшего государства правительство решило усилить эксплуатацию крестьян и горожан, что влекло за собой побеги на окраины России. Усиление крепостной зависимости, которой государство хотело остановить бегство крестьян от феодалов и сохранить рабочие руки, в дальнейшем сыграло очень злую шутку.

Одной главной причиной смуты в Российском государстве является прекращение существования династии Рюриковичей, которые правили этими землями с самого сотворения государства и считались царями «от Бога». В 1591 году в Угличе трагически погиб царевич Дмитрий.

Важно! Комиссия при правительстве официально объявила, что кончина малолетнего сына Ивана Грозного связана с эпилептическим припадком, который произошел с ребенком, когда тот играл в ножички. В народе, однако, пошли недобрые слухи, одни говорили, что в смерти Дмитрия виноват Борис Годунов, другие же утверждали, что царевича смогли спасти и убит был совсем другой мальчик. Собственно, именно на эти догадки стали опираться в будущем многочисленные самозванцы.

Избранием в 1598 году на царство Бориса Годунова были недовольны практически все слои населения страны, правление царя до его кончины не воспринималось легитимным.

Другой немаловажно причиной является экономический кризис. Мало того, что после опричнины страна находилась на самом низшем уровне, люди голодали, умирали, работали не покладая рук, восстанавливали страну и пополняли разоренную казну, их настигли еще большие бедствия. В частности, в 1601 году случилась страшная засуха, все урожаи погибли, люди стали умирать поселениями, а вера в доброго царя стремительно гасла.

Также в установлении Смутного времени в стране сыграли политические моменты, междоусобные войны, социальный кризис и открытие претензии Швеции и Польши на русские земли и престол.

Правление Бориса Годунова и Лжедмитрий I

Борис Годунов стал первым выборным царем в истории Московского государства. Он был приближенным боярином при Федоре Ивановиче, его шурином и практически полноправным правителем.

Интересно! После смерти бездетного царя Федора на престол должна была взойти его жена Ирина, тем не менее она отказалась от этих привилегий в пользу брата Бориса и добровольно ушла в Новодевичий монастырь, где постриглась в монахини под именем инокини Александры.

Его правление нельзя назвать легким, все 6 лет он боролся за свое право царствовать в этой стране. Народ связывал все свои бедствия с тем, что на русском престоле воцарился человек, который не обладал нравственным авторитетом и харизмой национального лидера, а главное, не был божественно избранным. Из-за этого в народе нарастали недовольства и революционные настроения. И хоть Борис Годунов пытался исправить это положение и реабилитировать себя перед населением страны, в обстановке хаоса голодных лет эти меры не улучшили положение. И в конечном итоге разразилось первое крестьянское восстание холопов под предводительством Хлопка (1603- 1604 гг.). Восстание было подавлено, но общие настроения в народе не изменились, это был далеко не последний крестьянский бунт.

Трехлетний голод в стране стал поводом для скорого падения Бориса Годунова, разочаровавшийся народ отрекся от государя и пошел на поиски «законного царя». Тем временем, за спиной Бориса, боярство, желавшее расширить границы своего управление, активно настраивало общество против «безродного» царя. Также тяжелое положение России решили использовать в своих корыстных целях поляки. Повода для открытой интервенции не наблюдалось, поэтому в польских землях объявился человек, выдававший себя за чудом спасшегося законного царя Дмитрия.

Лжедмитрий I многое пообещал полякам, именно поэтому ему была предоставлена большая армия в поддержку, по мере продвижения к Москве его также начали поддерживать и население, недовольное правлением Бориса Годунова. В июне 1605 года, после смерти Бориса Годунова и его сына, который правил Россией всего 49 дней, самозванец вступил в Москву как полноправный «законный» царь.

Сев на русский трон, Лжедмитрий не спешил выполнять данные им многочисленные обещания, так как это было просто невозможно, по причине разнородности по интересам сил, поддерживающих его. Политика Лжедмитрия также вскоре начала вызывать большие недовольства в народе, и поддерживаемые боярством люди устроили восстание и убили Лжедмитрия I в мае 1606 года.

Царь Василий Шуйский, мятеж Болотникова и новый самозванец

Иван Болотников

После гибели Лжедмитрия I на престол взошел другой избранный царь Василий Шуйский, который в первый же день правления подписал крестоцеловальную грамоту. В ней он пообещал сохранить привилегии бояр, что сильно обострило борьбу внутри класса феодалов, а также усилило всеобщее недовольство, вылившееся в крестьянскую войну (1606-1607 гг. ).

Восстание возглавил Иван Болотников, которое началось на Северной Украине. Причинами тому стало то, что это были окраины страны, где собственно и поселились все беглые крестьяне и казачество. К восстанию подключились практически все слои населения, основу их составляли казачество и беглый люд, а также в нем участвовали стрельцы, народ Поволжья, кабальные холопы, посадские люди и даже дворяне, которые были заинтересованы в смещении Василия Шуйского.

В обществе все еще теплилась надежда о чудесном спасении Дмитрия и о том, что, вновь воцарившись в Москве, он все исправит. Болотников воспользовался этим фактом и в дальнейшем представлялся народу, как воевода выжившего царя Дмитрия, и во всех своих грамотах призывал бороться против Василия Шуйского. Целый год по всей стране шли волнения, постоянные восстания и революционные движения, тем не менее восстание было подавлено обманным маневром, а все его участники жестоко казнены.

Иностранная интервенция (Польская и Шведская) и освобождение Москвы (народное ополчение)

Иностранная интервенция началась еще во времена правления Василия Шуйского. Борьба с Лжедмитрием II вынудила его подписать договор на сотрудничество со Швецией. Шведы согласились на участие в русской войне при условии, что Россия отказывается от побережья Балтики, возвращенного в 1590 году Борисом Годуновым, и что в стране будет свободно обращаться шведская монета. В 1609 году русские войска во главе с князем Скопиным-Шуйским в сотрудничестве со шведской армией нанесли удар Лжедмитрию II, однако далее шведы отказались воевать, по причине неуплаты требуемых денежных средств.

Лжедмитрий II

Польша, которая на тот момент находилась в состоянии конфликта со Швецией, получила повод для открытого вторжения в Россию. Началась интервенция в 1609 году, а в 1610 году Сигизмунд III осадил Смоленск, однако смоленская крепость была неприступной, и осада очень сильно затягивалась. Тогда король Польши принял решение оставить Смоленск и пойти на Москву, в июне 1610 поляки нанесли поражение русской армии под деревней Клушино и подошли вплотную к столице.

Важно! С началом интервенции лагерь Лжедмитрия II распался, а он сам скончался в Калуге.

Тем времен в столице в самый разгар интервенции происходили политические войны и борьба за власть, которые еще больше разобщали население. Дворяне во главе с Ляпуновым свергли Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи. В итоге образовалось правительство из семи знатных бояр во главе с Федором Мстиславским (1610-1613 гг.). Бояре очень боялись опереться на народ в этом случае, и решили сделать поляков своими союзниками. Они позвали польского королевича Владислава на русский трон и впустили поляков в Москву.

Федор Мстиславский

В сложившейся ситуации русский народ обязан был сохранить самобытность и независимость родины. Зимой в 1611 году было собрано в Рязанской области первое народное ополчение во главе с П. Ляпуновым, к весне 1611 года мятежники подошли к Москве, где в дальнейшем разыгралась серьезная война. Тем не менее поставленной цели ополченцы так и не достигли, по причине случившего внутреннего раскола. Ляпунов агитировал за возврат всех беглых крестьян феодалам, следствием чего стало всеобщее негодование и его скорая казнь.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде староста Козьма Минин собрал новое ополчение, военным предводителем которого стал князь Пожарский.  Весной 1612 года запустился революционный процесс, второе ополчение двинулось через Ярославль к Москве, где было по дороге создано временное правительство «Совет всея земли». И даже несмотря на прибывшее подкрепление гетмана Ходкевича, народное ополчение смогло разгромить всю польскую армию и выгнать их с русских земель.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Первые шаги нового правительства Михаила Романова (Столбовский мир и Деулинское перемирие)

В 1613 году состоялся Земский собор, где на царствование избрали молодого сына Федора Романова (постриженного в монахи в году правления Годунова под именем Филарет) Михаила Федоровича Романова. В первые годы правления Михаила Романова его самостоятельная роль в государственных делах была небольшой.

Страной фактически управляли родственники царя и новые придворные фавориты Салтыковы, Сицкие, Шереметьевы, Репины и другие. В 1617 году боярские верхи смогли заключить Столбовский мирный договор со Швецией, по которой Россия вновь лишалась Балтийского Побережья и должна была выплачивать денежную компенсацию.

Интересно! Балтийское побережье еще очень долго оставалось яблоком раздора между Швецией и Россией, и только во времена Петра Великого Балтика стала частью Российской империи.

Также годом позднее в деревне Деулино был заключен договор между Польшей и Россией, вошедший в историю под названием Деулинское перемирие, Россия по этому соглашению теряла половину Украинских и Смоленских земель.

Важно! В 1619 году из польского плена, вернулся митрополит Филарет и стал управлять страной вместе со своим сыном.

Итоги и последствия смутного времени

Воцарение династии Романовых начало новый период в истории Московского государства (впоследствии России), это событие прекратило на ближайшее столетие смуту и дворцовые перевороты, вернуло народу истинного царя. Благодаря чему Россия отстояла свою независимость, самобытность, но:

  • понесла серьезные территориальные потери,
  • потерпела полную хозяйственную разруху,
  • социальное и экономическое развитие полностью прекратилось.

Государство восстанавливалось и преодолевало последствия Смуты вплоть до правления Петра Великого.

Смутное время до сих пор вызывает очень много споров среди историков. Многие исследователи полагают, что выборочные эпизоды Смуты, к примеру, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол Василия Шуйского, таили возможности альтернативного развития России и могли изменить весь дальнейший ход истории.

Список используемых источников:

  1. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов / В. И. Моряков, В. А.
    Федоров, Ю. А. Щетинов.
  2. Корсакова В. Феодор Борисович Годунов // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб. — М., 1896—1918.
  3. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва;
  4. Карамзин, Н. М. История государства Российского в 12 т.

Смутное время [Россия начала 17 века] — период, события, реформы, политика, общество, экономика, вики — WikiWhat

Суть Смутного времени

События

Смута

Кризис во внутренней политике

Кризис во внешней политике

Политический кризис (неустойчивость правления)

Экономический кризис (падение состояния хозяйства)

Социальный кризис (обострение отношений в обществе)

Напряжённые отношения с соседними государствами

Частая смена государственной власти с 1598 по 1613 годы

Упадок сельского хозяйства в деревне, ремесла в городе и торговли в стране

Недовольство различных слоёв населения: горожан, крестьян, казаков, дворян, бояр

Конфликты с Речью Посполитой и Швецией

Последствия

Угроза утраты политического единства в стране

Общее ослабление страны

Гражданская война в стране

Захват русских городов и земель иностранными государствами

Угроза распада Российского государства и потери независимости

Загрузка. ..

Причины смуты

см. Причины смуты

Основные события Смутного времени

Известный историк С. Ф. Плато­нов выделял три периода в ходе Смуты: династический, социальный и национальный.

Начало Смуты

  • 1598-1605 — царствование Бориса Годунова.

Смута

  • 1605-1606 — правление Лжедмитрия I.
  • 1606-1610 — царствование Василия Шуйского.
  • 1606-1607 — восстание Болотникова.
  • 1608-1610 — правление Лжедмитрия II (двоевластие).

Окончание Смутного времени

  • 1610-1612 — Семибоярщина.
  • 1611 — Первое ополчение.
  • 1612 — ополчение Минина и Пожарского, освобожде­ние Москвы.
  • 1613 — избрание Михаила Романова на царство.

Начало Смуты в России

В конце XVI в. Российское государство на первый взгляд выглядело стабильным и процветающим. За пол­тора десятилетия царствования Фёдора Ивановича забылись ужа­сы террора опричнины, подросло новое поколение. Россия залечила старые раны и, казалось, уверенно смотрела в будущее. Избранный Земским собором 1598 г. царь Борис Годунов обладал огромным опытом управления страной, знал людей и понимал их проблемы. Он многого достиг и имел все шансы стать основателем новой дина­стии российских самодержцев.

Однако всё это благополучие было построено на песке. В не­драх русского общества всегда дремлют разрушительные центро­бежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так случилось и во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерно­стей увлекло страну в пропасть, название которой Смута.

Смута в России

Лжедмитрий I

см. Лжедмитрий I

Василий Шуйский

см. Василий IV Шуйский

Восстание Ивана Болотникова

см. Восстание Болотникова

Лжедмитрий II

см. Лжедмитрий II

Русско-польская интервенция

см. Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич#Борьба против польско-шведской интервенции

Семибоярщина

см. Семибоярщина

Ополчение в Смутное время

см. Первое народное ополчение, Ополчение Минина и Пожарского

Земский собор 1613 года

см. Земский собор 1613 года

Смута в искусстве

Героические и трагические события Смутного времени нашли отражение в разных видах искусства в XIX-XX вв. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Трагедия «Борис Годунов» (Пушкин)

А. С. Пушкин создал трагедию «Борис Годунов». Он разделял точ­ку зрения, согласно которой Годунов был признан виновным в смер­ти царевича Дмитрия. В произведении показаны муки царя-убийцы. Трагедия за­канчивается смертью Годунова, убий­ством его жены и сына. Бояре объявляют народу, что семья Бориса отравила себя ядом и требуют: «Кричите: „Да здравству­ет царь Дмитрий Иванович!»» Последняя ремарка А. С. Пушкина такова: «Народ без­молвствует». «Борис Годунов» и поныне ставится в разных театрах страны.

Опера «Борис Годунов» (Му­соргский)

Русский композитор XIX в. М. П. Му­соргский создал оперу «Борис Годунов», где главным действующим лицом выступа­ет народ. Партию Годунова с успехом многие годы исполнял великий русский певец — Ф. И. Шаляпин.

Памятник Минину и Пожарскому (Мартос)

В XIX в. скульптор И. П. Мартос создал па­мятник руководителям народного ополчения. Деньги на памятник собирала вся страна. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Памятник и ныне стоит на Красной площади в Москве.

Поэма и опера «Иван Сусанин» (Рылеев и Глинка)

С Ипатьевским монастырём связана легенда. Романовы имели земли в Костромском крае. Туда отправился молодой Михаил Рома­нов. Он находился в Ипатьевском монастыре. Один из разбойни­чьих отрядов, которых в Смутное время много ходило по стране, хотел убить Михаила, чтобы помешать возведению на престол рус­ского царя. Захватчики потребовали у крестьянина Ивана Сусанина показать им дорогу. Он завёл их в непроходимые лесные дебри, где погиб весь отряд и сам проводник.

Легенда об Иване Сусанине стала особенно популярна после по­явления поэмы и оперы.

Поэт первой половины XIX в. К. Рылеев написал поэму «Иван Сусанин». Русский композитор М. И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя» (в советское время она носила название «Иван Сусанин»). В опере воспевается подвиг Ивана Сусанина, который ценою жизни спас для России молодого царя. Опера идёт и в наши дни на многих сценах мира.

Картинки (фото, рисунки)

  • jpg»>
    Смутное время в России в начале XVII в.
  • Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной Площади в Москве. Скульптор И. П. Мартос. 1818 г.
  • Ипатьевский монастырь Святой Троицы. Кострома. Середина XV в.
  • Памятник Ивану Сусанину в Костроме. Скульптор Н.А. Лавинский.
    1967 г.
Категории:

Смутное время

Вопросы к этой статье:

  • Какие силы и за что боролись в Смутное время?

  • Проведите систематизацию основных событий Сму­ты, используя подход Платонова.

  • Назовите факты, которые помогут подтвердить, что во время Смуты страна стояла на пороге потери своей неза­висимости.

  • Расскажите о самозванстве во времена Смуты.

  • Кто и почему одержал победу в Смутное время?

  • По­чему памятник Ивану Сусанину поставлен в Костроме?

  • Было ли Смутное время «периодом упущенных возможностей» в развитии России?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Как начались беспорядки в Северной Ирландии

После нарастания напряженности между католическими националистами и лоялистами-протестантами, особенно в Белфасте и Дерри, в конце 1960-х годов вспыхнуло насилие.

Автор: Dave Roos

Опубликовано:

Битва у Богсайда в Дерри, Северная Ирландия, 12 августа 1969 г. Фото: Peter Ferraz/Getty Images период смертоносного межконфессионального насилия, известный как «Смута». Эта взрывоопасная эпоха была чревата взрывами автомобилей, беспорядками и убийствами из мести, которые шли с конца 19 века.60-х до конца 1990-х. Неприятности были посеяны многовековым конфликтом между преимущественно католической Ирландией и преимущественно протестантской Англией. Напряженность переросла в насилие в конце 1960-х годов, в результате чего около 3 600 человек погибли и более 30 000 получили ранения.

Напряженность, ведущая к проблемам

Bettmann/Getty Images

Полиция Северной Ирландии, включая сотрудников специальной полиции Ольстера, охраняет дорогу возле границы Фермана/Каван (около 1920-х гг.).

Истоки Неприятностей восходят к столетиям войн, в ходе которых преимущественно католический народ Ирландии пытался вырваться из-под британского (преимущественно протестантского) правления. В 1921 января ирландцы успешно боролись за независимость, и Ирландия была разделена на две страны: Ирландское свободное государство, которое было почти полностью католическим, и меньшую Северную Ирландию, которая была в основном протестантской с католическим меньшинством.

В то время как Ирландия была полностью независимой, Северная Ирландия оставалась под британским правлением, а католические общины в таких городах, как Белфаст и Дерри (официальное название Лондондерри), жаловались на дискриминацию и несправедливое обращение со стороны правительства и полиции, контролируемых протестантами. Со временем в Северной Ирландии объединились две противоборствующие силы, в основном по сектантскому принципу: католические «националисты» против протестантских «лоялистов».

ПОДРОБНЕЕ: Как Северная Ирландия стала частью Соединенного Королевства

Движение за гражданские права 1960-х по образцу США

В 1960-х годах в Северной Ирландии появилось новое поколение политически и социально сознательных молодых католиков-националистов. глядя на движение за гражданские права в Америке как на образец для прекращения того, что они считали наглой антикатолической дискриминацией в своей родной стране.

«Существовала систематическая дискриминация в сфере жилья и работы», — говорит Джеймс Смит, почетный профессор истории Университета Нотр-Дам, выросший в Белфасте. «Крупнейшим работодателем в Белфасте была верфь, но у нее было 95 процентов протестантской рабочей силы. В городе Дерри, в котором католики составляли две трети населения, избирательные участки были сфальсифицированы настолько, что в течение 50 лет политически они контролировались [протестантами] лоялистами».

Молодые лидеры националистов, такие как Джон Хьюм, Остин Карри и Бернадетт Девлин, отказались принять статус-кво. Они видели, что происходит в Соединенных Штатах и ​​как мирные массовые протесты привлекли внимание к бедственному положению чернокожих американцев, живущих в условиях сегрегации, и к Джиму Кроу.

«Они подражали американскому движению за гражданские права до такой степени, что одной из песен, которые пели в Северной Ирландии, была We Shall Overcome», — говорит Смит, редактировавший книгу 2017 года под названием «Вспоминая проблемы: оспаривая недавнее прошлое». в Северной Ирландии .

1968: Полиция обвиняет протестующих в Дерри 

Каин, Паттерсон и Томас/Mirrorpix/Getty Images

Бомба с зажигательной смесью, брошенная в полицейский фургон (слева), сгорает на Россвилл-стрит, Дерри, Северная Ирландия, 19 октября.68.

5 октября 1968 года был запланирован марш протеста по Дюк-стрит в Дерри. Националистические активисты хотели привлечь внимание к дискриминационной жилищной политике, которая привела к фактической сегрегации по сектантскому и религиозному признаку.

Марш был запрещен правительством Северной Ирландии, но протестующие нарушили приказ и собрались 5 октября с плакатами «Один человек, один голос!» и «Разбить сектантство!»

Толпа начала двигаться, но была забаррикадирована полицией из Королевской полиции Ольстера (RUC), размахивающей дубинками. Полиция обвинила протестующих и одновременно отрезала им путь к отступлению. Телекамеры зафиксировали тревожные кадры, на которых офицеры ККО избивают демонстрантов дубинками и создают хаос на улицах.

«5 октября 1968 года начались Неприятности, — утверждает Смит, — и эти телевизионные кадры запечатлелись в памяти людей».

1969: Насилие на мосту Бернтоллет 

Полицейские репрессии 5 октября 1968 года обострили напряженность между католическими националистами и протестантами и подготовили почву для более жестоких столкновений.

В первый день 1969 года националистические активисты взяли за основу исторический Марш Мартина Лютера Кинга-младшего на Сельму и организовали марш из Белфаста, столицы Северной Ирландии, в Дерри, «столицу несправедливости», как Бернадетт Девлин назвала это. Маршрут пролегал через известные опорные пункты лоялистов, где угроза насилия была ощутима.

RUC обеспечивал полицейское сопровождение протестующих националистов на протяжении всего многодневного марша, пока они не достигли моста Бернтоллет за пределами Дерри. В этот момент, вспоминают протестующие, полицейские надели каски и щиты, словно ожидая неприятностей. Именно тогда лоялистская толпа начала забрасывать протестующих камнями.

Нападавшие, число которых оценивается в 300 лоялистов, окружили мост, вооруженные дубинками и железными прутьями. Некоторые из них носили белые нарукавные повязки B-Specials, вспомогательного полицейского подразделения ККО. По словам Смита, пока окровавленные протестующие бежали в замерзающую реку в поисках защиты, офицеры ККО стояли в стороне и ничего не делали для их защиты.

Засада на мосту Бернтоллет была очень похожа на события 7 марта 1965 года, когда мирные демонстранты Сельмы пересекли мост Эдмунда Петтуса и были жестоко отбиты шеренгой солдат штата Алабама в белых касках, вооруженных слезоточивым газом и ночными дубинками. и кнуты.

ПОДРОБНЕЕ: Ирландская республиканская армия: проблемы, атаки, голодовка

1969 год: битва у Богсайда

Гэри Уизер/Кистоун/Халтон Архив/Getty Images парад по улицам Дерри, Северная Ирландия, 13 и 19 августа.69.

Некоторые историки связывают реальное начало Смут с событиями августа 1969 года, когда парад лоялистов в Дерри вызвал трехдневные беспорядки и жестокие репрессии.

По всей Северной Ирландии, говорит Смит, группы лоялистов регулярно устраивали парады в ознаменование военных побед протестантов, начиная с 17-го века. В Дерри местное отделение было известно как Мальчики-ученики, и они запланировали патриотический парад лоялистов на 12 августа, который проходил прямо мимо преимущественно католической части города под названием Богсайд.

Болотники восприняли парад учеников как прямую провокацию и приготовились к ожесточенной конфронтации, баррикадируя улицы и готовя коктейли Молотова. Как и ожидалось, националистические богсайдеры столкнулись с марширующими мальчиками-учениками, и офицеры RUC ворвались, чтобы подавить беспорядки. Болотники встретили ожесточенное сопротивление, забросав их камнями и коктейлями Молотова.

«Битва у Богсайда», как ее называют, бушевала три дня, но самые тяжелые разрушения были нанесены в Белфасте, где толпы лоялистов при поддержке B-Specials заполонили католические кварталы и сожгли 1500 домов дотла.

14 августа подавленный премьер-министр Северной Ирландии призвал британское правительство ввести войска для восстановления порядка. Это было началом многолетнего развертывания британских вооруженных сил в Северной Ирландии.

«Практически весь штат Северная Ирландия рухнул за три-четыре дня, — говорит Смит. «Они не могли поддерживать порядок, поэтому британцам пришлось войти».

«Кровавое воскресенье» и 30 лет сектантского насилия

PL Gould/Getty Images

Демонстранты бегут после взрывов слезоточивого газа в «Кровавое воскресенье», 30 января 1972 года, Северная Ирландия.

Первоначально католические националисты приветствовали британские войска как потенциальных защитников, но вскоре военные ввели противоречивую политику «интернирования без суда», после чего сотни подозреваемых членов ИРА были схвачены и заключены в тюрьму без надлежащего судебного разбирательства.

30 января 1972 года католические националисты в Дерри организовали марш протеста против британской политики интернирования, но для его подавления были вызваны военные. Когда протестующие не разошлись, военные открыли огонь резиновыми пулями, а затем боевыми патронами. Тринадцать протестующих были убиты и 17 ранены в результате трагедии, известной как «Кровавое воскресенье».

«Удивительно, что не погибло больше людей», — говорит Смит, который в тот день был среди протестующих в Дерри.

В течение 1970-х, 1980-х и 1990-х годов Северная Ирландия пострадала от десятков взрывов автомобилей и сектантских нападений, совершенных военизированными группами с обеих сторон, такими как Временная ИРА и Добровольческие силы Ольстера. Среди погибших сотни мирных жителей.

Смута подошла к концу, по крайней мере официально, с подписанием Соглашения Страстной пятницы в 1998, который создал основу для разделения политической власти и положил конец десятилетиям насилия.

Краткий обзор проблем в Северной Ирландии

Карта Северной Ирландии, расположенной на северо-восточной оконечности ирландского континента

Северная Ирландия — место природной красоты, тайн и кельтского очарования. Однако в последнее время история Северной Ирландии была омрачена политической напряженностью, межконфессиональной враждой и военизированными убийствами. С конца 1960-х мир в отчаянии наблюдал, как Северная Ирландия погрязла в беспорядках и насилии. Этот период, эвфемистически известный как Смута, длился более 30 лет и унес тысячи жизней, как военных, так и гражданских.

Происхождение

Проблема назревала в Северной Ирландии на протяжении нескольких поколений. Созданная в результате раздела Ирландии в 1920 году, Северная Ирландия была обществом, страдающим от напряженности и разделения.

По одну сторону водораздела стояли юнионисты – стойкие протестанты, верные своему британскому наследию и решившие, что Северная Ирландия должна оставаться частью Соединенного Королевства. С другой стороны, католическое меньшинство Северной Ирландии пережило десятилетия политической и экономической маргинализации. Посередине оказалось британское правительство, стремившееся к примирению и миру в Северной Ирландии, но не знающее, как их достичь.

Военизированные группы с обеих сторон, такие как Ирландская республиканская армия (ИРА) и Ольстерские добровольческие силы (УФС), действовали вне закона, используя насилие и терроризм для навязывания своей политической воли.

В течение трех десятилетий эти группы боролись за господство, пока бушевали беспорядки в Северной Ирландии. В результате их действий погибло более 3500 человек, многие из которых были мирными жителями и невинными детьми, попавшими под перекрестный огонь.

Сектантские линии разлома

Чтобы понять Беды, нужно сначала понять политические и религиозные линии разлома, которые проходят через историю Ирландии.

Большинство ирландцев — католики, но английская оккупация и заселение в 16-м и 17-м веках оставили значительное протестантское население. К концу 1600-х годов большая часть земли в Ирландии принадлежала англо-ирландцам-протестантам, которые стали ее правящим классом. Большинство католиков страны жили как бедные арендаторы. Репрессивные и дискриминационные уголовные законы не допускали католиков к образованию, престижным профессиям и правительству.

В конце 1700-х годов рост ирландского национализма призвал к большей автономии ирландского парламента. Это также вызвало восстания, такие как восстание Вулфа Тона, неудачную попытку изгнать англичан из Ирландии. В ответ Лондон подавил эти восстания и принял Акт об объединении 1800 года, который сформировал Соединенное Королевство и поставил Ирландию под британский контроль.

В 19 веке ирландские католики боролись за восстановление своих прав, требуя эмансипации и участия в собственном правительстве, чего они достигли в 1829 году. Обнищавшие ирландские католики сильно пострадали во время Великого голода 1840-х годов. Около миллиона умерли от голода, и еще большее число бежало из страны в поисках лучшей жизни, волна эмиграции, известная как «ирландская диаспора».

Стремление к самоуправлению

Обнищавшие ирландские фермеры-католики в 1800-х годах

В конце 19 и начале 20 века политические разногласия в Ирландии усилились. Ирландское республиканское братство, первое значительное движение за независимость страны, было сформировано в 1858 году. Другие более умеренные ирландские политические партии также придерживались национализма.

К 1880-м годам многие ирландские парламентарии лоббировали гомруль (ирландское самоуправление). Однако самоуправлению резко противостояли англо-ирландские протестанты, большинство из которых были сосредоточены на северо-востоке, в том, что они называли Ольстером.

Благодаря торговле и связям с Великобританией ольстерские протестанты создали крупные и успешные предприятия вокруг Белфаста. Они утверждали, что самоуправление поставит их под пяту католического парламента в Дублине и поставит под угрозу их экономическое существование, а также политическую и религиозную свободу.

Разногласия по поводу самоуправления

Стремление к самоуправлению продолжалось, несмотря на оппозицию юнионистов. Две попытки издать закон о самоуправлении в конце 19 века потерпели поражение в британском парламенте.

Третий законопроект о самоуправлении был внесен в 1912 году, на этот раз при поддержке правительства. Это спровоцировало кризис на северо-востоке, где юнионисты сформировали военизированную группу (Ольстерские добровольцы) и пригрозили взяться за оружие, чтобы сопротивляться гомрулю. В начале 1914 года Ольстерские добровольцы получили большой запас оружия, незаконно закупленного в Германии.

Казалось, введение самоуправления может спровоцировать гражданскую войну в Ирландии. Несмотря на это, 19 сентября был принят закон о самоуправлении.14. Однако его немедленно отложили из-за начала Первой мировой войны.

Пасхальное восстание

Карикатура на британского премьер-министра Дэвида Ллойд Джорджа и раздел Ирландии о войне с Германией – но радикальные республиканцы, недовольные отсутствием политических перемен в Ирландии, решили действовать.

В апреле 1916 года республиканцы начали знаменитое Пасхальное восстание, захватив почтовое отделение в Дублине и провозгласив независимую Ирландскую республику. Британские войска быстро подавили восстание, но оно стало поворотным моментом в ирландском республиканстве.

В последующие годы резко возросла поддержка Шинн Фейн, маргинальной республиканской партии и недавно сформированной Ирландской республиканской армии (ИРА). В 1919 году они сформировали альтернативное правительство, провозгласили независимую Ирландскую республику и поклялись сражаться до тех пор, пока британцы не будут изгнаны из Ирландии.

Ирландия разделена

Между тем, в конце 1920 года британское правительство попыталось ввести самоуправление, разделив Ирландию, отделив шесть протестантских округов в Ольстере от остальной части страны. И Северная Ирландия, и Южная Ирландия получили свой собственный парламент, исполнительное правительство и судебную систему.

Раздел был задуман как временная мера, но стал постоянным в 1922 году, когда Северная Ирландия разорвала все политические связи с Дублином. Так началось развитие Северной Ирландии и ее южного соседа как отдельных государств.

К 1948 году Свободное государство превратилось в независимую республику, свободную от каких-либо обязательств перед Лондоном, в то время как Северная Ирландия оставалась автономным, но лояльным владением Соединенного Королевства.

Сегрегация и конфронтация

Отделение от Дублина не положило конец сектантским проблемам Северной Ирландии. Отсутствие связи и точек соприкосновения между протестантским и католическим населением Северной Ирландии продолжало вызывать проблемы.

Десятилетия политики сегрегации создали общество, в котором протестанты и католики жили в разных районах, получали образование в разных школах, работали на разных рабочих местах и ​​выпивали в разных пабах. Даже в таких многолюдных городах, как Белфаст и Дерри, большинство протестантов и католиков прожили свою жизнь без значительного взаимодействия.

Эта сегрегация длилась десятилетиями, укрепляя сектантские взгляды и разногласия. Горячая точка конфронтации между протестантами и католиками Северной Ирландии в конечном итоге пришлась на середину-конец 19 века. 60-е годы.

Движение за гражданские права

В западных странах, таких как США, Южная Африка и Австралия, расовые и религиозные меньшинства мобилизовались и призывали к правам и равенству.

Вдохновленные этими движениями, католики Северной Ирландии начали собственную борьбу за гражданские права, протестуя против дискриминационного распределения жилья, несправедливых условий найма, ограничений на голосование и фальсификаций на выборах. Образование Ассоциации гражданских прав Северной Ирландии (NICRA) в 1919 г.67 дал этому движению организацию и руководство.

По другую сторону линии профсоюзы интерпретировали движение за гражданские права как угрозу их наследию, привилегированному положению и политическому господству.

Насилие вспыхнуло в 1969 году

Первое серьезное насилие во время Неприятностей вспыхнуло в Богсайде, Дерри, в 1969 году. В августе беспорядки в Дерри переросли в полномасштабную уличную войну — «Битву за Богсайд» — между националистами и лоялистами. и Королевская полиция Ольстера (RUC). В результате этих боев восемь человек погибли и почти 800 получили ранения.

Насилие продолжалось по всей Северной Ирландии в течение следующих двух лет, что привело к появлению военизированных формирований и развертыванию британских солдат.

30 января 1972 года британские десантники открыли огонь по мирным демонстрантам в Дерри, убив 14 мирных жителей. Кровавое воскресенье, как стало известно, вызвало возмущение в Ирландии, да и во всем мире.

Прямое правление и военизированные формирования

Когда Северная Ирландия погрузилась в анархию, Лондон распустил правительство в Белфасте и ввел прямое правление. Тем временем ИРА, теперь разделенная на две части, продолжала расти, оснащаться и мобилизоваться. Лоялисты тоже сформировали военизированные группы, чтобы защитить свои общины и подавить католическое и националистическое недовольство.

В 1971 году скрытная и хорошо обученная Временная ИРА объявила войну британским солдатам и офицерам ККО, делая все возможное, чтобы изгнать британцев и сделать Северную Ирландию неуправляемой.

В середине 1970-х ИРА экспортировала свою борьбу против британцев в саму Великобританию, где добровольцы бомбили военные объекты, инфраструктуру, финансовые районы и даже торговые районы.

Стремление к миру

Для посторонних беспорядки в Северной Ирландии казались сектантской трясиной, ужасающим медийным парадом взрывов, жертв среди гражданского населения, кровожадных убийств, ответных убийств и разрушительных беспорядков. Казалось, что мирного решения не предвидится, и шансов на его достижение очень мало.

Несмотря на эти огромные проблемы, многие усердно работали, чтобы найти общий язык, компромисс и решение. Было много неудачных попыток установления мира: временное прекращение огня, провальные мирные переговоры, нарушенные обещания и расторгнутые соглашения. В конце концов, потребовалось участие Шинн Фейн, ИРА и умеренных юнионистов, а также нескольких мировых лидеров, чтобы выработать продуктивный и оптимистичный мирный процесс.

Кульминацией этого процесса стало Соглашение Страстной пятницы 1998 года, обязательство сделать Северную Ирландию более открытой для сотрудничества, более инклюзивной и более демократичной. Но в Соглашении Страстной Пятницы было слишком много компромиссов, чтобы оно могло угодить всем. Пока чернила на этом историческом документе сохли, некоторые поклялись уничтожить его.

Северная Ирландия сегодня

Белфастская фреска, подчеркивающая хрупкий мир, существующий в Северной Ирландии

Сегодня Северная Ирландия, кажется, далеко продвинулась по дороге к миру. Дерри, когда-то анархический город, охваченный жестокими беспорядками, теперь является британским городом культуры. Белфаст, куда когда-то мог отважиться отправиться только самый смелый путешественник, теперь гудит и суетится с туристами.

Тем не менее, напоминания о Смуте все еще царят на величественных ландшафтах и ​​оживленных городских районах Северной Ирландии. Посетители, прогуливаясь по улочкам Белфаста и Дерри, натыкаются на мемориальные сады жертвам военизированного насилия. Здания и стены украшены красочными фресками, написанными талантливыми местными художниками.

Некоторые из этих фресок напоминают о важных событиях Смуты, таких как марши за гражданские права и Кровавое воскресенье.

Некоторые из них являются маркерами политической лояльности; некоторые — дань уважения погибшим бойцам военизированных формирований; некоторые из них — душераздирающие памятники убитым детям.

Всего в нескольких футах от того места, где британские солдаты расстреливали мирных жителей в 1972 году, в Музее Фри Дерри хранятся изображения и артефакты первых лет Смуты. В английских городах мемориальные доски и мемориалы также напоминают о бомбардировках ИРА и их жертвах, многие из которых были детьми.

Все эти символы способствуют мирному процессу, служа постоянным напоминанием о реальной цене войны. Они также напоминают народу Северной Ирландии, что мир — это не просто достижение прошлого, это непрекращающаяся борьба за будущее.

«Конфликт в Северной Ирландии, более привычно называемый Смутой, является одним из самых затяжных и запутанных противостояний в новейшей истории. Вот уже почти четыре десятилетия он обостряет отношения между проживающими там общинами и внутри них и портит отношения между Ирландской Республикой и Великобританией, а также вызывает серьезное напряжение внутри последней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *