Смерть гоголя н в: Недопустимое название | Сериал «Гоголь» вики

Содержание

история жизни и смерти писателя

Личность Николая Васильевича Гоголя овеяна тайной. Перед смертью он голодал, впадал в горячку, слышал голоса. Он скончался 4 марта 1852 года, не дожив месяца о 43 лет. Вскрытие могилы и перенос останков на другое кладбище породило много слухов. До сих пор ведутся споры о причинах смерти писателя.

Содержание

  • 1 Дата кончины
  • 2 События накануне смерти
    • 2.1 Голодание
    • 2.2 Сжигание рукописей
  • 3 Имущество, оставшееся после смерти Николая Гоголя
  • 4 Похороны и могила писателя
  • 5 Гипотезы о причинах смерти
  • 6 Краткая биография
    • 6.1 Где и когда родился
    • 6.2 Знаменитые произведения
    • 6.3 Загадочная личность
  • 7 Видео

Скрытная жизнь и загадочная причина смерти Гоголя вызывают многочисленные споры среди литературоведов, историков, психологов и обычных читателей. С годами, наравне со многими персонажами его произведений, автор сам превратился в полуфантастическую фигуру.

Дата кончины

Дата смерти Н. В. Гоголя 4 марта 1852 г. Великий классик русской литературы скончался, не дожив до 43 лет чуть меньше месяца. Полные обстоятельства смерти писателя до сих пор остаются не разгаданными.

События накануне смерти

Физическое и психическое состояние Николая Васильевича начало ухудшаться с января 1852 года. С этого периода в нем начинается борьба двух личностей: сочинителя (художника слова) и ревностного христианина.

Голодание

С 5 февраля 1852 года Николай Васильевич очень мало ест. Возможно причиной голодания (говения) Гоголя стали происшествия, случившиеся с ним за последнее время:

  • неожиданная смерть Екатерины Михайловны Хомяковой, с которой писатель очень дружил, часто делился литературными планами. После этого Гоголь говорил, что однажды во время молитвы слышал голоса, предупреждавшие, что он скоро умрет;
  • частые ссоры и высказанное мнение протоиерея Матфея Константиновского, которому писатель в горячке дал почитать 2-й том «Мёртвых душ». Тот отозвался о сочинении негативно, настоятельно попросив сжечь некоторые главы, а саму рукопись назвал «вредной».

Спустя 5 дней Гоголь просит Алексея Толстого передать портфель с рукописями Московскому митрополиту. Граф отказывается, боясь своими действиями увеличить психическое волнение друга.

Сжигание рукописей

Подвергая свой организм говению, писатель перестаёт выходить из дома. Ночью с 11 на 12 февраля будит слугу, приказывает ему открыть печь и принести портфель с работами. В результате практически полностью сжигает рукописи.

Утром он объяснил Толстому, что планировал уничтожить отдельно сложенные вещи, но подвергся влиянию злого духа. Таким образом, рукописи, содержащие II том «Мёртвых душ», над которыми писатель работал перед смертью, были сожжены, и мы никогда не узнаем, что в них было.

Протоиерей Константиновский – одним из немногих, кто успел второй том прочесть.

18 февраля Гоголь полностью отказался от еды, он уже был истощен. Врачи пытались его принудить есть, но из этого ничего не вышло. 20 февраля писатель впал в беспамятство, а 21 утром (4 марта по новому стилю) умер.

Имущество, оставшееся после смерти Николая Гоголя

После того как классик умер, была проведена опись его скудного имущества. Из ценностей имелись только золотые часы, подаренные Жуковским. Обширная библиотека, состоявшая из 234 томов, не была подробно описана, поэтому понять, что читал Николай Васильевич перед смертью, невозможно.

Сведения о рукописях и записках писателя в официальных бумагах не упоминались. Позднее выяснилось, что граф Толстой изъял их до прибытия полиции. Позже он передал бумаги родственникам умершего. В результате, 5 глав, оставшиеся от второго тома «Мёртвых душ» были изданы в 1855 г.

Похороны и могила писателя

Отпевание тела покойного было проведено 7 марта 1852 г. в церкви мученицы Татианы, относящейся к Московскому университету. Похоронен в этот день, на кладбище Данилова монастыря. В качестве памятника на могиле Гоголя использовалась голгофа на которой возвышался бронзовый крест.

С приходом советской власти монастырь был закрыт и ликвидирован, захоронение писателя вместе с голгофой перенесено на Новодевичье кладбище, где находится на данный момент.

Гипотезы о причинах смерти

В истории смерти писателя существует несколько версий, каждая из которых требует права на своё существование. Наиболее правдоподобными являются следующие.

Версию летаргического сна, в который автор впал в результате сильного изнеможения, подтверждают многие историки. Они уверяют, что в момент эксгумации, голова писателя находилась в неестественном для мертвеца положении. Аналогичного мнения придерживается скульптор Н. Рамазанов, приглашённый для того, чтобы сделать посмертную маску лица умершего.

Опровергнуть версию погребения заживо можно тем, что череп писателя сдвинулся с места в результате прогнившей под ним доски гроба. Это привело к смещению шейных позвонков. Поэтому голова и была слегка повёрнута в сторону.

«Покаянное отвержение от плотского», подразумевает тайное попадание под психологическое воздействие спиритуализма (религиозно-философское движение, основанное на вере в жизнь после смерти). По этой версии, Гоголь голоданием ввёл себя в состояние клинической смерти.

Имеет место и другая гипотеза, по которой Николай Васильевич так же сам довёл себя до смерти. Это маниакально-депрессивный психоз или приступообразная шизофрения, выраженные в повышенной религиозности, которой он страдал в последнее время.

Последняя версия заключается в том, что Гоголя убило неизвестное врачам того времени заболевание. Отсутствие знаний привело к ошибочному лечению, назначению препаратов, усугубивших состояние писателя, как это было в последние дни его жизни. В результате, ослабленный голоданием организм и угнетённое психическое состояние, совместно с противопоказанными препаратами сделали своё дело.

Краткая биография

В личной истории автора прослеживается определённая тенденция: до признания его творчества Гоголь ничем особенным не отличался.

Задуманное у него не получается:

  • поступить в училище не выходит;
  • пробиться на театральные подмостки тоже не удается;
  • работа чиновником мелкого ранга не устраивает;
  • написанные повести не имеют популярности.

Ситуация меняется в начале 30-х годов, когда мистические и веселые истории Гоголя пользуются популярностью. Его рассказы об украинском быте, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», произвели сильное впечатление на Пушкина. Однако спустя 10 лет начинается эпоха «увядания»:

  • снижается количество работ.
  • ухудшается общее состояние, в результате чего автор умирает при странных обстоятельствах.

Где и когда родился

Родился писатель в семье помещика, в Полтавской губернии, 20 марта 1809 г. В 1828 г. переезжает в Санкт-Петербург, где начинает заниматься творчеством, пытается устроиться работать в театр, но безуспешно.

Через год поступает на должность помощника столоначальника, но служба чиновником оказывается не для него. В результате Николай её бросает и отдаёт себя творчеству.

Знаменитые произведения

Первые работы не приносили желаемого результата. Они не были востребованы и мало известны сегодня. Успех принёс труд «Вечера на хуторе близ Диканьки», изданный в 1831 г.

Последующий 10-летний период значится эпохой расцвета творчества Николая Васильевича. В это время он пишет произведения, которые признаются современниками, а после смерти становятся классикой русской и мировой литературы:

  • «Миргород» – собрание повестей, считающихся продолжением «Вечеров» («Вий», «Тарас Бульба»).
  • «Старосветские помещики».
  • Петербургские повести, раскрывающие быт чиновников с присущей долей юмора («Шинель», «Нос», «Портрет»).
  • Повести, считающиеся отдельными произведениями («Ревизор», «Мёртвые души»).

Загадочная личность

Жизнь и непонятная смерть Н. В. Гоголя наполнена драматичными событиями, сюжет которых ещё никому не удалось раскрыть. Это вполне могло произойти от того, что писатель не был женат, рано удалился от дома родителей, не добился желаемого в жизни, а творческая нить стала теряться.

Оказавшись один в большом, чужом городе в юношеском возрасте, он замкнулся в себе и творит произведения в надежде высказать в них свою, индивидуальную точку зрения. А может быть хочет о чём то предупредить…

Видео

«Гоголь. Тайна смерти» – документальный проект телекомпании «Останкино»

Последние дни жизни Гоголя и проблема второго тома «Мертвых душ»

21 февраля 1852 года Гоголь умер. За десять дней до смерти, в ночь с 11 на 12 февраля, он сжег ряд своих рукописей. М. Погодин в некрологе Гоголю вопрошал по поводу этого события: «Было ль это действие величайшим подвигом христианского самоотвержения… или таился в нем глубоко сокрытый плод тончайшего самообольщения, высшей духовной прелести, или, наконец, здесь действовала одна жестокая душевная болезнь?» 1Версия о том, что сожжение рукописей явилось «подвигом христианского самоотвержения», была утверждена в книгах первого биографа Гоголя П. Кулиша – «Опыт биографии Николая Васильевича Гоголя» (СПб., 1854) и «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя» (СПб., 1856). Рассказывая о последних днях жизни писателя, П. Кулиш опирался на сообщения людей, встречавшихся с Гоголем в январе – феврале 1852 года (С. Шевырев, М. Погодин, А. Хомяков и др.). Согласно версии, изложенной в книгах П. Кулиша, Гоголь не был терзаем в свои последние дни душевной болезнью и не страдал от телесного недуга, но являл «в себе образец живой души, постоянно бодрствовавшей над своим бессмертием, постоянно обращенной к Богу» 2.

Известно, что в январе 1852 года Гоголь трудился над подготовкой к печати своего собрания сочинений. Намеков на кризис в это время не было. Перелом наступил в двадцатых числах января. 26 января умерла Е. М. Хомякова, человек Гоголю близкий и дорогой (она была сестрою Н. Языкова; Гоголь крестил у Хомяковых сына, часто бывал у них), Выходя от Хомяковых после первой панихиды, Гоголь говорит А. Хомякову, что для него теперь все кончено. Он еще занимается чтением корректур, пишет письма, заезжает несколько раз к Шевыреву, к Аксаковым, говорит им: «Я отслужил сам один панихиду по Екатерине Михайловне… Мне стало легче. Но страшна минута смерти» 3. 4 февраля говорит Шевыреву, что «некогда ему теперь заниматься корректурами». На вопрос Шевырева о здоровье отвечает, что «дурно себя чувствовал и кстати решился попоститься и поговеть» (11 февраля начинался великий пост). 5 февраля Гоголь жаловался заехавшему к нему Шевыреву «на расстройство желудка и на слишком сильное действие лекарства, которое ему дали» 4. В тот же день он провожал приезжавшего на несколько дней в Москву ржевского священника – отца Матвея (Константиновского). Решение поститься и говеть, таким образом, приходит Гоголю уже к концу пребывания отца Матвея в Москве. Начиная с 5 – 6 февраля Гоголь много молится, почти не ест и не спит. Тем не менее продолжает выезжать из дому. 6 февраля приезжает к Шевыреву, 7 февраля едет утром в свою бывшую приходскую церковь, причащается и исповедуется там, вечером снова едет в ту же церковь служить благодарственный молебен, заезжает к Погодину, где его нашли очень расстроенным. 9 февраля он едет к Хомякову, где не был с 27 января, играет там со своим маленьким крестником.

В этот период (с 5 по 10 февраля) однажды ночью он услышал во сне голоса и увидел себя мертвым, вызвал священника, дабы тот его немедленно соборовал, но когда священник пришел, Гоголь заколебался в своем намерении и тот собороваться отговорил. С 10 февраля Гоголь перестал выезжать из дому. В ночь с 11 на 12 февраля он сжег свои рукописи. Современники были уверены, что уничтожен второй том «Мертвых душ». Однако о самом сожжении все узнали только 21 февраля, после смерти Гоголя. Гоголя посещал его давний знакомый, доктор Ф. Н. Иноземцев, но в середине февраля он заболел. 13 февраля к Гоголю был приглашен доктор А. Т. Торасенков, 19 февраля – маститые профессора А. И. Овер и А. Е. Эвениус. 20 февраля состоялся консилиум, решение которого лечить Гоголя насильно (в это время Гоголь наотрез отказывался от еды) ускорило смерть.

Итак, с 10 февраля до дня смерти Гоголь не выезжал из дому. Начиная с этого времени он почти перестал разговаривать с теми, кто приезжал к нему. Характерно признание С. Шевырева, воспроизведенное Н. В. Бергом: «… свидания их [Гоголя и Шевырева] стали похожи на аудиенции. Через минуту, после двух-трех слов, уж он дремлет и протягивает руку: «Извини! дремлется что-то!» 5, О странном состоянии Гоголя знали, к нему приезжали, но никаких длительных разговоров у него не было ни с кем. «Принял он меня ласково, – записывал Д. Свербеев, – посадил и через 2 – 3 минуты судорожно вскочил со своего стула, говоря, что ему давно уже нездоровится. Нашел я его каким-то странным, бледным и, судя по глазам, чем-то встревоженным и пламенеющим. Я тотчас поднялся и от него вышел. Таким видел я его в последний раз, дней за 5 пред концом» 6.

Единственным человеком, который ежедневно видел Гоголя, говорил с ним в эти дни и мог бы рассказать более-менее подробно о том, что с ним происходило, был граф Александр Петрович Толстой, в чьем доме жил Гоголь.

А. Толстой, в 1852 году генерал-лейтенант в отставке, бывший гражданский губернатор Твери, бывший военный губернатор Одессы, с 1856 по 1862 год обер-прокурор Синода, – личность почти неизученная. Человек ортодоксальных взглядов, Толстой известен у исследователей творчества Гоголя главным образом со стороны своей нелестной репутации мистика и реакционера; неоднократно можно встретить ссылку на слова С. Аксакова, считавшего знакомство с Толстым «решительно гибельным для Гоголя» 7. Однако какова бы ни была репутация Толстого, Гоголь был с ним близок в последние годы жизни, жил у него, и Толстой являлся единственным человеком, который знал о происходившем с Гоголем в последний месяц жизни больше, чем кто бы то ни было. Сам Толстой не оставил письменных воспоминаний. Но, естественно, к нему сразу после смерти Гоголя обратились с вопросами. Устные рассказы Толстого дошли до нас в нескольких письменных пересказах – М. Погодина (некролог Гоголю, опубликованный через две недели после смерти писателя в «Москвитянине»), П. Кулиша в его книгах, Н. Берга (1871) 8, С, Шевырева (в его письме сестре Гоголя от 2 апреля 1852 года). Наиболее подробно рассказы Толстого были воспроизведены доктором А. Тарасенковым в его записках, составленных вскоре после смерти Гоголя.

Алексей Терентьевич Тарасенков в 1852 году в звании штаб-лекаря служил врачом московской больницы для чернорабочих. Впоследствии, в 1858 году, он стал старшим врачом странноприимного дома и больницы графа Шереметева в Москве. Существует свидетельство, что Тарасенков был домашним врачом Толстого9. Но Тарасенков не был лечащим врачом Гоголя и никогда не был с ним близко знаком. По тексту его записок можно установить, что впервые он увидел Гоголя в январе 1852 года, обедая у Толстого (Дата последнего обеда, на котором присутствовал Тарасенков, скорее всего 22 января). Последующие посещения Тарасенковым дома Толстого связаны уже с болезнью Гоголя. 13 февраля он был приглашен Толстым для осмотра Гоголя, но Гоголь принял его только 16 февраля, и тогда Тарасенков имел с ним непродолжительный разговор, во время которого убеждал Гоголя принять пищу. 19 февраля Тарасенков явился самолично, но никаких разговоров с Гоголем не вел. 20 февраля участвовал в консилиуме, 21 февраля приехал через два часа после смерти Гоголя. Таким образом, Тарасенков (судя опять же по его запискам – другими свидетельствами мы не располагаем) видел Гоголя до болезни несколько раз на обедах у Толстого и трижды во время болезни (16, 19, 20 февраля).

Записки Тарасенкова были вчерне написаны в марте – апреле 1852 года и первоначально имели название: «Н. В. Гоголь в последнее время жизни». Под автографом черновой рукописи, хранящимся в отделе письменных источников Государственного Исторического музея (ф. 380, ед. хр. 1, лл. 1 – 17а) 10, дата – 6 апреля 1852 года Под заглавием «Последние дни жизни Николая Васильевича Гоголя» записки Тарасенкова, значительно расширенные за счет введения новых эпизодов и деталей, были напечатаны в 1856 году («Отечественные записки», N 12, отдельный оттиск – СПб., 1857), В 1902 году сын Тарасенкова эти воспоминания переиздал под тем же заглавием, восстановив «факты и имена, которые в то время [1856 год] обнародовать казалось неудобным» 11. Новые факты в публикации 1902 года по сравнению с публикацией 1856года появляются в рассказе Тарасенкова о насильственном лечении Гоголя в последние два дня его жизни (19 – 20 февраля): о том, как доктора, собравшиеся на консилиум, по предложению А. Овера, постановили лечить Гоголя от менингита, обращались с ним как «с сумасшедшим», как «с человеком, не владеющим собою». Публикация 1856 года умалчивает многие подробности жестокосердного обращения врачей с Гоголем.

Однако дополнения, сделанные в публикации 1902 года, к теме наших заметок отношения не имеют, тем более что в остальном рассказ Тарасенкова о событиях, предшествовавших консилиуму, в тексте 1902 года воспроизведен не по рукописи 1852 года, а по публикации 1856 года.

Текст 1856 года (с дополнениями 1902 года) служит и по сей день самым полным документальным источником наших сведений о последних днях жизни Гоголя. В сборниках воспоминаний о Гоголе перепечатывался с сокращениями именно он. О первоначальном же варианте записок Тарасенкова вспоминали лишь дважды. В 1898 году В. Шенрок опубликовал значительную часть текста 1852 года## В. И.Шенрок, Материалы для биографии Н.

  1. «Москвитянин», 1852, N 5, с. 49.[↩]
  2. П. А.Кулиш, Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, т. 2, СПб., 1856, с. 266.[↩]
  3. «Русский архив», 1890, N 8, с. 197.[↩]
  4. «Русская старина», 1902, N 5, с. 440 – 441 (письмо С. Шевырева сестре Гоголя М. Н. Синельниковой от 2 апреля 1852 года).[↩]
  5. «Гоголь в воспоминаниях современников», М., 1952, с. 508.[↩]
  6. «Литературное наследство», 1952, т. 58, с. 750.[↩]
  7. С. Т.Аксаков, История моего знакомства с Гоголем, М., 1960, с. 118.[↩]
  8. Опубликованы в «Русской старине», 1872, N 1.[↩]
  9. «Записки В. О. Шервуда». -Рукописный отдел Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, ф. 526, карт. 1, ед. хр 24, л. 13 об.: «Он, между прочим, был доктором Толстых и следил последнее время за болезнью Гоголя, которую и описал в брошюре…»[↩]
  10. Спешим засвидетельствовать свою признательность сотруднице отдела письменных источников Государственного Исторического музея Н. Прищеп за помощь в работе с черновой рукописью записок Тарасенкова.[↩]
  11. А. Т.Тарасенков, Последние дни жизни Николая Васильевича Гоголя, М, 1902. с. 1.[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Трагическая жизнь и смерть Николая Гоголя

Семь пиявок свисали с его носа. Его сморщенное тело поочередно обрызгивали кипящей и ледяной водой, и его руки боролись с тугой хваткой веревки, привязывающей их к кровати, в то время как он кричал и скулил от боли. Так провел свои последние дни крестный отец русской литературы Николай Гоголь. Провозглашенный одним из величайших писателей России, он вел жизнь, отмеченную самосознанием и трагедией, в любопытном образце, где жизнь часто подражала искусству.

  • Молодой аутсайдер

Николай родился в 1809 году в украинской дворянской семье. Часто чувствуя себя не в своей тарелке среди сверстников, Гоголь находил прибежище в любительском театре.

Он отличился своим острым языком, вкладом прозы и стихов в журнал и изображением комичных стариков и женщин в школьных спектаклях.

             

                     Васильевка, родовое имение семьи Гоголей

  • Странствующий гений

Несмотря на знание того, что он, вероятно, мог бы сделать карьеру на сцене, он переехал в Санкт-Петербург в поисках литературной славы. Однако, понимая, что это легче сказать, чем сделать, он присвоил деньги, которые дала ему мать. После неудачной попытки стать поэтом и актером в качестве карьеры он решил отправиться в Германию с гастролями.

  • Знаменитая ночь!

Вернувшись в Санкт-Петербург, он каким-то образом нашел низкооплачиваемую государственную работу, параллельно печатая статьи в периодические издания и газеты. Он также опубликовал еще одно стихотворение «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 г.

), ставшее чрезвычайно популярным, за которым последовал еще один том. Он нашел поклонников в лице таких невероятных поэтов, как Александр Пушкин и Василий Жуковский. Однако он все равно не был удовлетворен.

Вечера на хуторе близ Диканьки

  • Личная неудача 

Теперь, когда его превозносили как великого писателя, его личная жизнь лежала в руинах. Подавленный гомосексуал, он был не в состоянии развивать длительные отношения и всю жизнь страдал от того, что стало известно как «синдром раздраженного кишечника». Ему приходилось страдать от постоянных спазмов кишечника, борборгимы (урчания в желудке), запоров и диареи. Мало того, что, когда он наконец обрел относительный покой и счастье в тесном кругу друзей в Москве, он вскоре был разрушен смертью очень близкой подруги Екатерины.

Смерть Екатерины как будто что-то в нем зажгла, потому что Гоголь, убедившись в своем духовном недостоинстве, обратился к православному священнику отцу Матвею Константиновскому. Последний оказался невероятным садистом и запустил Гоголя в график ритуальных пыток, заклейменных как «искупление». Он заставил его сжечь все его неопубликованные рукописи, в том числе вторую рукопись «Мертвых душ», и заставил его начать строжайшее голодание. в преддверии праздника Масленицы, предпостного православного праздника, во время которого люди наедаются молочными продуктами перед сорокадневным покаянием.

  • Незаслуженный конец

Когда он нарушил пост, его физическое и психическое состояние настолько ухудшилось, что врачи не видели другого выбора, кроме как прописать ему пиявки и кипящие ванны, пытаясь вывести его из голодания. Лечение потерпело ошеломляющую неудачу, и писатель умер 21 февраля 1852 года в возрасте 42 лет. . Его лучшим произведением считается «Плащ», названный Набаковым бессмертным. Это история человека, наполненного маленькими удовольствиями, которые его одержимая натура находит в своей бюрократической работе.

Акакий Акакиевич — офисный шутник, который вдруг оказывается втянутым в непонятную ему общественную атмосферу нужды и чина.

Прочитайте «Плащ» бесплатно в рамках акции #ReadInstead в приложении Juggernaut 30 июня 2021 года. Подпишитесь на него здесь !

Тезка Глава 7 Резюме и анализ

Резюме

Глава начинается с того, что Ашима, одна в доме на Пембертон-роуд, обращается к рождественским открыткам. Ей 48 лет. Семья разбросана по США. Рассказчик, исходя из мыслей Ашимы, отмечает, что она учится ценить свое одиночество, особенно свою подработку в публичной библиотеке, которая познакомила ее с соседскими женщинами средних лет. Ашиме нравятся визиты Ашоке, которые случаются каждые три недели, и хотя Ашима научился делать больше вещей по дому, Ашима по-прежнему оплачивает счета и управляет работой во дворе. Той ночью звонит Ашоке, прервав ее мечты, и говорит, что зарегистрировался в больнице недалеко от Кливленда. Но он говорит Ашиме не беспокоиться: это всего лишь расстройство желудка, и его скоро выпишут. Ашима беспокоится о благополучии своего мужа, но, считая его болезнь незначительной, возвращается к своим рождественским открыткам.

Прошло несколько часов. Ашима звонит в квартиру Ашоке в Кливленде и не получает ответа. Она начинает беспокоиться о здоровье мужа. Она звонит в больницу недалеко от Кливленда, и ее переводят в режим ожидания; когда она, наконец, слышит голос на другом конце провода, она объясняет, что ждала своего мужа, который недавно зарегистрировался из-за болезни желудка. Сотрудник больницы сообщает Ашиме, что они пытались связаться с ней напрямую, и что Ашоке умер в больнице от сердечного приступа. Администратор использует слово «истек», которое у Ашимы ассоциируется не со смертью, а с библиотечными книгами, с которыми она работает на работе. Она вешает трубку, в шоке.

Гоголь узнает о кончине своего отца после ночной прогулки с Максин. Он летит один в Кливленд, чтобы позаботиться о вещах своего отца. Хотя Максин предлагает сопровождать его, Гоголь отказывается. Гоголь едет в больницу на такси и кратко опознает тело отца. Он водит арендованную машину своего отца в жилой комплекс, где он живет, временный «холостяк», пока преподает в колледже в Огайо. Гоголь убирает квартиру и по приказу матери выбрасывает все, что принадлежало отцу в маленькой квартирке. Ашима говорит Гоголю, что хранение вещей умерших — это «не то, как бенгальцы переносят траур». После уборки Гоголь разговаривает с Максиной по телефону, и хотя она уговаривает его держаться подальше от квартиры, в гостинице, на ночь, Нихил вместо этого ложится на диван и прерывисто спит до утра. На следующий день, возвращаясь в Нью-Йорк, Гоголь вспоминает, как Ашоке побрил голову, когда умер его собственный отец. Хотя Гоголь тогда не понимал этого поведения, теперь он лучше понимает, что значит оплакивать отца.

Гоголь возвращается в пригород Бостона и наблюдает период семейного траура с Соней и Ашимой (и без Максин). После десяти дней, в течение которых они едят простую пищу и избегают любой другой компании, Ашима устраивает собрание, чтобы отпраздновать жизнь Ашоке, в соответствии с бенгальской традицией. Друзья семьи прибывают на Пембертон-роуд. Максин тоже присоединяется к партии, хотя она беспокоится о благополучии Гоголя и удивляется, что он не хочет «избежать» требований семейных траурных ритуалов. Максин спрашивает, планирует ли Гоголь по-прежнему приехать в Нью-Гэмпшир с Рэтлифами на Новый год, и Гоголь отказывается, говоря, что хочет остаться со своей матерью и сестрой.

В последующие недели Ашима занимается логистическими деталями, связанными с жизнью ее мужа, и понимает, что время, проведенное им в Кливленде, дало ей преимущество в управлении собственными делами. Соня решает остаться в районе Бостона навсегда, вместо того, чтобы вернуться в Калифорнию. Гоголь едет на Amtrak до Пенсильванского вокзала, где его будет ждать Максин, хотя у него смешанные чувства по поводу того, что он снова увидит ее и вернется в их комфортную жизнь в доме Рэтлифов. Гоголь в поезде мечтает о путешествии, которое он и его отец совершили, на косу на Кейп-Код. В тот день Ашоке попросила Гоголя навсегда запомнить их прогулку — помнить, что они вместе шли на край континента.

Анализ

Глава 7 представляет собой период интенсивного перехода для членов семьи Гангули. Конечно, самым радикальным является неожиданная смерть Ашоке, которая перекликается с такой же неожиданной кончиной отца Ашимы в главе 2. Гоголь на самом деле не хотел возвращаться домой, чтобы увидеть своих мать и отца в начале лета, до того, как Ашоке уехал в Огайо. На самом деле Гоголь был более чем счастлив чувствовать, что Рэтлифы были его суррогатной семьей в Нью-Гэмпшире. Но после кончины Ашоке Гоголь остро осознает присутствие своей семьи в Бостоне — горе матери и свои обязанности как сына.

Для Гоголя эти обязательства принимают форму бенгальских традиций. Традиции, быть может, сами по себе не так уж много значат для него — дело не в том, что за одну ночь Гоголь становится соблюдающим и верным исполнителем бенгальских религиозных обрядов. Но для него важны церемониальные аспекты траура по отцу. Они напоминают ему о семейных собраниях, которые Гангули устраивали в прошлом, и о связях его семьи с другими семьями в этом районе и с их кровными родственниками в Калькутте.

Таким образом, кончина Ашоке более тесно связывает Гоголя с оставшимися в живых членами его ближайших родственников.

Узнайте больше о важной цитате из главы 7 после смерти Ашоке.

Однако это крепление не учитывает Максин. Она очень старается оставаться рядом с Гоголем и уважать традиции его семьи. Хотя Максина не всегда понимает церемонии, в которых принимают участие Гоголь и его семья, она делает все возможное, чтобы поговорить с Гоголем в его горе и позаботиться о его благополучии, как она могла бы вообразить свое собственное в подобных обстоятельствах. Но именно в этом проблема. Ибо Гоголь понимает, что Крысиные — принципиально иная семья, чем Гангули. Они соблюдают разные социальные коды, разные традиции. И для Гоголя скорбь — это не то, что можно делать в одиночестве, в комфорте. Вместо этого это публичный акт скорби, совершаемый близко к кровным родственникам. Максина, хотя и хорошо знала Гоголя и любила его, не из тех кровных родственников.

Узнайте больше о доме на Пембертон-роуд как символе.

Некоторые из самых простых действий после смерти Ашоке приобретают символическое значение для Гоголя и его семьи. Он не едет в Огайо просто потому, что это его долг единственного сына Ашока; он делает это, потому что хочет почувствовать себя ближе к отцу, узнать больше о его уединенной жизни там. Гоголь понимает, только после того, как его отец ушел, как мало он знал своего отца или что его отец решил открыть ему с течением времени. Ашоке — частный персонаж, но эмоциональный; человек чувств, который, тем не менее, не делился этими чувствами непосредственно с членами своей семьи. В этом Гоголь не совсем непохож на своего отца. Он может быть эмоционально отстраненным, особенно с Максин, особенно когда он переживает траур. Гоголь хочет узнать подробности жизни своего отца в Огайо, чтобы лучше понять самого человека.

Подробнее о том, насколько Гоголь, как и его отец, внутренний человек.

Многие из более широких тем романа возвращаются в этой главе и обретают новое значение. Цикл рождений и смертей снова поворачивается. Ашоке уходит, как и его отец и отец Ашимы. И мы видим эти смерти не глазами исходного, «эмигрантского» поколения, а глазами Гоголя — глазами ассимилировавшегося в американском обществе молодого человека, идущего свой профессиональный путь в Нью-Йорке. Также возвращается понятие «своих групп» и «чужих групп». Ибо Максина, несмотря на все ее усилия, не может знать части гоголевского мира, особенно той части, которая проявляется в периоды траура — сложного набора социальных ритуалов, которые должны соблюдаться только непосредственными членами семьи.

Наконец, снова возникает идея одиночества и человеческих уз. Ашима, возможно, больше, чем ее муж, чувствовала себя отрезанной от семьи в Калькутте после переезда в Соединенные Штаты. Но здесь, во время похорон Ашоке, Ашима, Соня и Гоголь окружены суррогатной семьей бенгальцев, многие из которых знают Ашоке много лет. Эта суррогатная семья помогает Ашиме перейти к новой жизни без Ашоке рядом с ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *