Слово о полку игореве историческая справка – Слово о полку Игореве — Википедия

Слово о полку Игореве — Википедия

Слово о полку Игореве
Слово о пълкѹ игоревѣ. игорѧ сына свѧтъславлѧ. внѹка ольгова[1]
Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова

Титульный лист первого издания (1800)
Другие названия Слово о пълкѹ игоревѣ[1]
Слово о полку Игореве
Авторы см. Вопросы территориального происхождения и авторства
Дата написания 1185 год или 1—2 годами позже
Язык оригинала древнерусский
Страна
  • Белоруссия Белоруссия
  • Россия

ru.wikipedia.org

Историческая основа «Слова о полку Игореве» Историческая справка о князе Игоре

Историческая основа «Слова о полку Игореве» Историческая справка о князе Игоре – страница №1/1

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Историческая справка о князе Игоре

Отец Игоря Святославича – Святослав Ольгович, мать – дочь новгородского посадника Петрилы. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. В Новгород-Северске стал княжить в 1178 году, когда скончался князь Олег Северский.

   В 1180 году от рождества Христова князь Игорь вступил в междоусобную борьбу против смоленских князей, взяв приступом город Глебов. На помощь он призвал внука Шарукана.

 В 1184  году Киевский князь Святослав предпринял поход против половцев, собрав многих русских князей. Князь Игорь не участвовал в этом походе. По одной версии он не успел прибыть к началу похода, так как была гололедица, и ноги у коней разъезжались. По второй версии, которая кажется более правдоподобной, от похода на половцев отказался старший из рода черниговских князей Ярослав Всеволодович. Игорь, являясь его вассалом, досадовал на старшего князя, но подчинился.  Поход Святослава закончился удачей, князья пришли с богатой добычей. Князь Игорь позавидовал Святославу, его славе и богатству, поэтому решил сам в одиночку выступить против половцев. В его походе участвовал его сын Владимир, его брат Курский князь Всеволод и несколько других князей.

   С князем Всеволодом Игорь встретился у города Оскол и отправился далее. Первая битва 10 мая у реки Сюурлий недалеко от Азовского моря увенчалась победой, так как русичи встретились с малочисленным отрядом половцев. Победа окрылила их, беспечные, они заснули. Ночью хан Кончак и Гзак привели большое войско. Во второй битве и Игорь, и Всеволод бились как настоящие богатыри, но силы были слишком неравные. Войско Игоря было разбито, а сам князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом был взят в плен.

    В плену Игорь был достаточно свободен. К нему были приставлены 20 воинов, которые выполняли его приказания. Игорь не сидел под замком, а мог спокойно ездить на коне.

   Бежать из плена Игорю помог половец Лавр.

Историческая справка о хане Кончаке.

   Хан Кончак – сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака. Хан Кончак принимал активное участие в княжеских междоусобицах Руси. В 1180 году он ввязался в крупную междоусобицу смоленских и черниговских князей , на стороне последних.

   Хан Кончак был дружен с Игорем. Они вместе воевали на стороне черниговских князей. После битвы у Долобска они вместе бежали с поля боя в одной ладье

   В битве с Игорем у Каял-реки хан Кончак разбил войско своего прежнего соратника, а самого его взял в плен.

   После победы над Игорем Кончак пошёл к Переяславлю, обступил город и бился целый день с князем Владимиром Глебовичем. Владимир попросил помощи у Святослава. Тот поплыл по Днепру, и половцы бежали от Переяславля. Потом Кончак осадил город Римов, взял его, набрал множества пленных и пошёл к себе домой.

   Вплоть до 1190 года хан Кончак беспокоил и разорял русские земли, сжига города, угонял в плен людей, пока не потерпел сокрушительного поражения от объединённой рати Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича.

Историческая справка о князе Святославе Киевском.

   Сын Всеволода Ольговича, двоюродный брат Игоря Новгород-Северского и Всеволода Трубчевского и Курского. Отец Святослава – Всеволод Ольгович по летописям и былинам известен как жестокий и коварный князь, не один раз разорявший соседние княжества, приводивший на Русь степняков, затеявший междоусобные войны.

   Детство и юность Святослава прошли в Чернигове, где его отец был князем. После того, как отец стал князем в Киеве, ему был передан в удел город Владимир Волынский.

   Святослав был женат на дочери полоцкого князя Василька Рогволодовича.

   После смерти отца Святослав остался князем-изгоем среди враждебной родни, обозлённой действиями его отца. Молодому княжичу пришлось долгие годы заискивать перед сильными.

   Среди других русских князей 12 века Святослав не считался выдающейся личностью. В годы своего княжения на Киевском престоле он тем не менее боролся против междоусобиц и половцев. В 1184 году он возглавил удачный поход против половцев, в котором Игорь не участвовал. Но поход князя Игоря Новгород-Северского в 1185 году перечеркнул все завоевания Святослава.

   Святослав узнал о походе Игоря, когда шёл в Карачев собирать ратников с верхних земель, чтобы идти на половцев к Дону на всё лето. С болью в душе он узнал о поражении Игоря и пленении русских князей. Эти чувства Святослава неизвестный автор «Слова» выразил в «золотом слове Святослава».

Историческая справка о Ярославне.

   Евфросинья Ярославна – вторая жена князя Игоря. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с Ольгой Юрьевной. Во время походя князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет.

Историческая справка о Всеволоде Трубчевском.

   Всеволод Трубчевский, именуемый на страницах «Слова» буй туром Всеволодом, был из рода новгородсеверских князей. Он брат Игоря, сын Святослава Ольговича и дочери новгородского посадника Марии Петриловны.

   Он участвовал в неудачном походе Игоря, командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на Каяле. Личное мужество Всеволода вдохновило всех русских дружинников, окружённых половцами после того, как черн7иговские ковуи дрогнули, открыв брешь в обороне русских. Он устремился на помощь брату, но в это время был ранен в руку и схвачен половцами. Вернулся из плена в 1187 году вместе с племянником Владимиром. Всеволод, по свидетельству летописи, более всех Ольговичей был отмечен добродетелью и мужественной доблестью. Он был могучего телосложения и большой физической силы. Это выяснили антропологи, которые исследовали его захоронение.

Поход Игоря

   Князь Игорь выступил из Новгород-Северска.  В поход он пригласил своего племянника Святослава Ольговича из Рыльска, сына Владимира из Путивля . У города Оскол он встретился с дружиной своего брата Всеволода Трубчевского, который шёл из Курска.

У реки Донец их застало затмение. Это было плохим предзнаменованием, но Игорь сказал: «Тайн божьих никто не знает, а знамению творец бог и всему миру, увидим, что нам даст бог, на добро ли, на зло ли или на зло наше». Поймали языка, который предупредил их о том, что сейчас биться с погаными нельзя. Но Игорь и Всеволод решили идти дальше, так как не хотели опозориться.

   Утром на другой день встретили полки половецкие. Шесть полков выступили под прикрытием стрельцов. Половцы обратились в бегство, русичи же взяли большую добычу.

   На другой день, в субботу, против русских выступили основные силы половцев. Игорь решил пробиваться к Донцу. Они могли уйти на конях, но были чёрные воины, пешие, поэтому Игорь и Всеволод решили сражаться. Битва длилась всю субботу, ночь и утро воскресенья. Игорь был ранен в руку. Все князья спешились, Игорь же сидел на коне, потому что, видя бегство своих коуёв, поскакал за ними, снял шлем, чтобы они князя узнали и вернулись. Но отъехал очень далеко и попал в плен. Попал в плен и сын Игоря, и Всеволод.

   Целый год был пленником Игорь. Однажды стражники напились кумыса, а половец Лавр помог Игорю бежать из плена. Всеволод с Владимиром вернулись из плена ещё через год.

Исторический комментарий «Взаимоотношения русских князей с половцами».

   Князь Игорь Новгород Северский был не единственным, кто искал личной славы в походах против половцев. С большим или меньшим успехом в походы против половцев ходили многие князья. Так, 1111 году Владимир Мономах организовал грандиозный поход против половцев, который получил название крестового. 27 марта 1111 года на реке Сольнице, притоке Днепра, половцы были разбиты, и лишь небольшая их часть с ханом Шаруканом смогла уйти в степь.

   Святослав Киевский в 1184 году на берегах Орели разбил хана Кончака, несмотря на то, что он имел самострельные луки и греческий огонь.

   Вообще же отношения с половцами были очень разнообразны в тот период. Русские князья нередко обращались за помощью к половецким ханам. Дед князя Игоря, Олег Святославович, ещё в 1073 году привёл на русскую землю половцев для борьбы с Всеволодом Ярославичем, занявшим черниговский престол.

   К 13 веку отношения со степняками ещё более осложнились. Здесь было обычным и дружба, и родство, и предательство, и вражда.

История памятника «Слово о полку Игореве»

В первой половине 90-х годов 18 века Мусин-Пушкин открыл список «Слова о полку Игореве». Он был им найден в Спасо-Ярославском монастыре в сборнике 16 века. Он купил его у архимандрита Иоиля Быковского. Этот список погиб во время пожара Москвы в 1912 году. Осталось только печатное издание «Слова» и копия с него, сделанная для Екатерины 2. Мусин-Пушкин был и первым переводчиком «Слова».

Вопрос об авторе «Слова».

Подобно другим древнерусским произведениям, «Слово» является анонимным, безымянным. До сих пор остаётся неясным, кто был автором «Слова». Его считали дружинником, участником похода. Это заключение делали из того, что он хорошо знал ход похода, верно описывал сражения. Были версии, что он черниговский певец, выходец из окружения галицких князей, знатным боярином, независимым писателем южанином. В ряде работ, посвящённых этому вопросу, делаются попытки связать его с конкретным человеком, например,  что это тысяцкий Рагуил, певец Митуса, летописец Пётр Бориславич и даже Киевский князь Святослав Всеволодович.

   Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно, человек очень образованный, следовательно, аристократ.

   Были даже предположения, что «Слово» не подлинное произведение, а гораздо более поздняя мистификация, написанная, например, самим Мусиным-Пушкиным, так как потом был найден текст «Задонщины», очень напоминающий «Слово», но не настолько высокохудожественный.

shikardos.ru

Историческая основа «Слова о полку Игореве»



Историческая справка о князе Игоре

Отец Игоря Святославича – Святослав Ольгович, мать – дочь
новгородского посадника Петрилы. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. В
Новгород-Северске стал княжить в 1178 году, когда скончался
князь Олег Северский.

   В 1180 году от рождества Христова князь Игорь вступил в
междоусобную борьбу против смоленских князей, взяв приступом город
Глебов. На помощь он призвал внука Шарукана.

 В 1184  году Киевский князь Святослав предпринял поход против
половцев, собрав многих русских князей. Князь Игорь не участвовал в этом
походе. По одной версии он не успел прибыть к
началу похода, так как была гололедица, и ноги у коней разъезжались.
По второй версии, которая кажется более правдоподобной, от похода на
половцев отказался старший из рода черниговских князей
Ярослав Всеволодович. Игорь, являясь его вассалом, досадовал на
старшего князя, но подчинился.  Поход Святослава закончился удачей,
князья пришли с богатой добычей. Князь Игорь позавидовал
Святославу, его славе и богатству, поэтому решил сам в одиночку
выступить против половцев. В его походе участвовал его сын Владимир, его
брат Курский князь Всеволод и несколько других князей.

   С князем Всеволодом Игорь встретился у города Оскол и отправился
далее. Первая битва 10 мая у реки Сюурлий недалеко от Азовского моря
увенчалась победой, так как русичи встретились с
малочисленным отрядом половцев. Победа окрылила их, беспечные, они
заснули. Ночью хан Кончак и Гзак привели большое войско. Во второй битве
и Игорь, и Всеволод бились как настоящие богатыри, но
силы были слишком неравные. Войско Игоря было разбито, а сам князь с
сыном Владимиром и братом Всеволодом был взят в плен.

    В плену Игорь был достаточно свободен. К нему были приставлены
20 воинов, которые выполняли его приказания. Игорь не сидел под замком, а
мог спокойно ездить на коне.

   Бежать из плена Игорю помог половец Лавр.

Историческая справка о хане Кончаке.

   Хан Кончак – сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк
князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака. Хан
Кончак принимал активное участие в княжеских
междоусобицах Руси. В 1180 году он ввязался в крупную междоусобицу
смоленских и черниговских князей , на стороне последних.

   Хан Кончак был дружен с Игорем. Они вместе воевали на стороне
черниговских князей. После битвы у Долобска они вместе бежали с поля боя
в одной ладье

   В битве с Игорем у Каял-реки хан Кончак разбил войско своего прежнего соратника, а самого его взял в плен.

   После победы над Игорем Кончак пошёл к Переяславлю, обступил
город и бился целый день с князем Владимиром Глебовичем. Владимир
попросил помощи у Святослава. Тот поплыл по Днепру, и
половцы бежали от Переяславля. Потом Кончак осадил город Римов, взял
его, набрал множества пленных и пошёл к себе домой.

   Вплоть до 1190 года хан Кончак беспокоил и разорял русские земли,
сжига города, угонял в плен людей, пока не потерпел сокрушительного
поражения от объединённой рати Святослава
Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича.

Историческая справка о князе Святославе Киевском.

   Сын Всеволода Ольговича, двоюродный брат Игоря
Новгород-Северского и Всеволода Трубчевского и Курского. Отец Святослава
– Всеволод Ольгович по летописям и былинам известен как
жестокий и коварный князь, не один раз разорявший соседние
княжества, приводивший на Русь степняков, затеявший междоусобные войны.

   Детство и юность Святослава прошли в Чернигове, где его отец был
князем. После того, как отец стал князем в Киеве, ему был передан в удел
город Владимир Волынский.

   Святослав был женат на дочери полоцкого князя Василька Рогволодовича.

   После смерти отца Святослав остался князем-изгоем среди
враждебной родни, обозлённой действиями его отца. Молодому княжичу
пришлось долгие годы заискивать перед сильными.

   Среди других русских князей 12 века Святослав не считался
выдающейся личностью. В годы своего княжения на Киевском престоле он тем
не менее боролся против междоусобиц и половцев. В
1184 году он возглавил удачный поход против половцев, в котором
Игорь не участвовал. Но поход князя Игоря Новгород-Северского в 1185
году перечеркнул все завоевания Святослава.

   Святослав узнал о походе Игоря, когда шёл в Карачев собирать
ратников с верхних земель, чтобы идти на половцев к Дону на всё лето. С
болью в душе он узнал о поражении Игоря и
пленении русских князей. Эти чувства Святослава неизвестный автор
«Слова» выразил в «золотом слове Святослава».

Историческая справка о Ярославне.

   Евфросинья Ярославна – вторая жена князя Игоря. Она была дочерью
Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с Ольгой Юрьевной. Во время
походя князя Игоря на половцев ей исполнилось
всего 14 лет.

Историческая справка о Всеволоде Трубчевском.

   Всеволод Трубчевский, именуемый на страницах «Слова» буй туром
Всеволодом, был из рода новгородсеверских князей. Он брат Игоря, сын
Святослава Ольговича и дочери новгородского
посадника Марии Петриловны.

   Он участвовал в неудачном походе Игоря, командовал
курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на Каяле.
Личное мужество Всеволода вдохновило всех русских
дружинников, окружённых половцами после того, как черн7иговские
ковуи дрогнули, открыв брешь в обороне русских. Он устремился на помощь
брату, но в это время был ранен в руку и схвачен половцами.
Вернулся из плена в 1187 году вместе с племянником Владимиром.
Всеволод, по свидетельству летописи, более всех Ольговичей был отмечен
добродетелью и мужественной доблестью. Он был могучего
телосложения и большой физической силы. Это выяснили антропологи,
которые исследовали его захоронение.

Поход Игоря

   Князь Игорь выступил из Новгород-Северска.  В поход он пригласил
своего племянника Святослава Ольговича из Рыльска, сына Владимира из
Путивля . У города Оскол он встретился с
дружиной своего брата Всеволода Трубчевского, который шёл из Курска.

У реки Донец их застало затмение. Это было плохим предзнаменованием,
но Игорь сказал: «Тайн божьих никто не знает, а знамению творец бог и
всему миру, увидим, что нам даст бог, на добро ли, на
зло ли или на зло наше». Поймали языка, который предупредил их о
том, что сейчас биться с погаными нельзя. Но Игорь и Всеволод решили
идти дальше, так как не хотели опозориться.

   Утром на другой день встретили полки половецкие. Шесть полков
выступили под прикрытием стрельцов. Половцы обратились в бегство, русичи
же взяли большую добычу.

   На другой день, в субботу, против русских выступили основные силы
половцев. Игорь решил пробиваться к Донцу. Они могли уйти на конях, но
были чёрные воины, пешие, поэтому Игорь и
Всеволод решили сражаться. Битва длилась всю субботу, ночь и утро
воскресенья. Игорь был ранен в руку. Все князья спешились, Игорь же
сидел на коне, потому что, видя бегство своих коуёв, поскакал
за ними, снял шлем, чтобы они князя узнали и вернулись. Но отъехал
очень далеко и попал в плен. Попал в плен и сын Игоря, и Всеволод.

   Целый год был пленником Игорь. Однажды стражники напились кумыса,
а половец Лавр помог Игорю бежать из плена. Всеволод с Владимиром
вернулись из плена ещё через год.

Исторический комментарий «Взаимоотношения русских князей с половцами».

   Князь Игорь Новгород Северский был не единственным, кто искал
личной славы в походах против половцев. С большим или меньшим успехом в
походы против половцев ходили многие князья.
Так, 1111 году Владимир Мономах организовал грандиозный поход против
половцев, который получил название крестового. 27 марта 1111 года на
реке Сольнице, притоке Днепра, половцы были разбиты, и
лишь небольшая их часть с ханом Шаруканом смогла уйти в степь.

   Святослав Киевский в 1184 году на берегах Орели разбил хана
Кончака, несмотря на то, что он имел самострельные луки и греческий
огонь.

   Вообще же отношения с половцами были очень разнообразны в тот
период. Русские князья нередко обращались за помощью к половецким ханам.
Дед князя Игоря, Олег Святославович, ещё в 1073
году привёл на русскую землю половцев для борьбы с Всеволодом
Ярославичем, занявшим черниговский престол.

   К 13 веку отношения со степняками ещё более осложнились. Здесь
было обычным и дружба, и родство, и предательство, и вражда.

История памятника «Слово о полку Игореве»

В первой половине 90-х годов 18 века Мусин-Пушкин открыл список
«Слова о полку Игореве». Он был им найден в Спасо-Ярославском монастыре в
сборнике 16 века. Он купил его у архимандрита Иоиля
Быковского. Этот список погиб во время пожара Москвы в 1912 году.
Осталось только печатное издание «Слова» и копия с него, сделанная для
Екатерины 2. Мусин-Пушкин был и первым переводчиком
«Слова».

 Вопрос об авторе «Слова».


Подобно другим древнерусским произведениям, «Слово» является
анонимным, безымянным. До сих пор остаётся неясным, кто был автором
«Слова». Его считали дружинником, участником похода. Это
заключение делали из того, что он хорошо знал ход похода, верно
описывал сражения. Были версии, что он черниговский певец, выходец из
окружения галицких князей, знатным боярином, независимым
писателем южанином. В ряде работ, посвящённых этому вопросу,
делаются попытки связать его с конкретным человеком, например,  что это
тысяцкий Рагуил, певец Митуса, летописец Пётр Бориславич
и даже Киевский князь Святослав Всеволодович.

   Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать
только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю
русских князей, прекрасно владеющий образным и
выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме
того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не
является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно,
человек очень образованный, следовательно, аристократ.

   Были даже предположения, что «Слово» не подлинное произведение, а
гораздо более поздняя мистификация, написанная, например, самим
Мусиным-Пушкиным, так как потом был найден текст
«Задонщины», очень напоминающий «Слово», но не настолько
высокохудожественный.

sites.uvk6.info

История открытия и публикации «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Русская литература зародилась еще в 16-17 вв. в Киевской Руси. С того периода и по настоящее литература прошла несколько этапов развития и отличается восприятием современной литературы от литературы прошлого. Та литература, что возникла в 16 веке считается древнерусской. Тогда книгу ценили не за красоту слова, а за ее мудрость. Книга должна была поучать и давать пример, что основан на заповедях христиан. За основу сюжета в древнерусской литературе брали историю, а темой был смысл человеческого существования. Сами же произведения писались вручную и автор мог в любую минуту внести изменения, сам же автор не указывал своего имени, поэтому нам так мало знакомы древнерусские писатели, как доселе неизвестен и писатель Слова о полку Игореве, да и вообще вся история создания Слово о полку Игореве, как и история открытия Слова о полку Игореве непонятная и сложная.

Если говорить об истории создания Слова о полку Игореве кратко, то мы мысленно вернемся в прошлое, в годы 1185 — 1187, ведь именно в этот период, как предполагают исследователи, и было написано Слово о полку Игореве, чью историю создания мы описываем.

История Слово о полке Игореве

Произведение попало к нам в составе сборника 16 века, что находился во владении Спасо-Ярославского монастыря. Согласно истории рукописи, именно там в библиотеке монастыря и хранилось произведение, которое повествует нам об историческом событии, периоде, когда князь Игорь Святославович пошел походом на половцев и потерпел поражение.

Данное произведение обнаружил коллекционер древнерусской литературы — граф Мусин-Пушкин. Он и выкупил рукопись у монахов. Затем граф сделал копию и подарил ее Екатерине Второй. Копия была сделана в 1796 году, а в 1800 году вместе с некоторыми изменениями, дополнениями, примечаниями, была опубликована. Самое обидное то, что подлинник был уничтожен. он сгорел при пожаре в 1812 году. Тогда сгорела вся библиотека Мусина-Пушкина. К нам же дошла та самая копия, что была сделана для императрицы.

В 18 веке Слово о Полку Игореве еще раз переписывалось, вносились корректировки, делался перевод рукописи из древнерусского текста, который преобразовывали в более понятливый для нас язык. Также переводы делались в 19 и 20 вв, но до сих пор много вопросов о произведении остаются безответными и исследователям есть над чем еще трудиться

История открытия и публикации «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

5 (100%) 1 vote


sochinyshka.ru

История создания “Слова о полку Игореве”, историческая основа произведения / “Слово о полку Игореве”

Время создания «Слова о полку Игореве» определяется следующими датами: «Слово» написано при жизни князя Игоря (умер в 1202 году), который назван «нынешним», и великого киевского князя Святослава (умер в 1193 году). «Слово» упоминает как живых и Ярослава Осмомысла, умершего в 1187 году, и Владимира Глебовича, князя переяславского, который погиб во время похода русских на половцев в 1187 году. Итак, время создания «Слова о полку Игореве» датируется, примерно, между 11 85 и 1187 годами.

Существует гипотеза, что поэма создалась в два приема: первая, трагически-мрачная, часть, содержащая призыв к объединению князей и помощи их Святославу киевскому, замышлявшему новый поход на половцев, заканчивалась «Плачем Ярославны»; она написана летом 1185 года; вторая, ликующе-радостная, — в конце 1187 года, после того, как из плена вернулся Владимир Игоревич.

Какова же историческая основа “Слова о полку Игореве”? Сюжетом интересующего нас произведения является исторический факт: неудачный поход на кочевников половцев Игоря Святославовича совместно с его братом Всеволодом, юным сыном Владимиром из Путивля, а также племянником Святославом Ольговичем. Поход этот был осуществлен в конце апреля и начале мая 1185 года.

Борьба с половцами становится в эти годы особенно интенсивной. В 1184 году, после нашествия на русские области половецкого хана Кончака, великий киевский князь Святослав Всеволодович, двоюродный брат Всеволода и Игоря Святославовичей, собирался в степь на половцев со своими старшими родичами, но сначала в поход пошли только младшие князья; за ними летом выступили и старшие. Поход окончился победой русских князей; хан Кобяк и другие половецкие князья были взяты в плен.

Затем Игорь Святославович новгород-северский отправился на половцев самостоятельно, независимо от старших князей. Весной 1185 года он углубился в половецкие степи. Сначала военная удача была на его стороне, но затем он потерпел поражение; все князья, участники этого похода, попали в плен к половцам. Игорь бежал из плена в том же 1185 году, а сын его Владимир вернулся из плена осенью 1187 года с женой, дочерью хана Кончака.

Походу Игоря и его военной неудаче современниками было продано большое значение как нарушению общего плана борьбы с половцами, дробившему военные силы в то время, когда князьям необходимо было объединение, для того чтобы нанести решающий удар врагу, мешавшему созданию русского национального государства. Такова, вкратце, историческая основа “Слова о полку Игореве”.

Источник: Пишем сочинения по “Слову о полку Игореве”. М.: “Грамотей”, 2006

classlit.ru

Слово о полку игореве – слово о полку игореве исторический документ xii века

В поэме «Слово о полку Игореве» автор удивительно точно отразил события, происходившие на Руси в XII веке. Основной чертой того времени и его главной бедой была раздробленность русских княжеств. Единое в X – начале XI века древнерусское государство в XII веке окончательно распалось, что было вызвано новыми экономическими и политическими условиями, создавшимися в связи с укреплением феодального строя. Это ослабило страну и сделало ее уязвимой для нападений степных кочевых народов, опустошавших села и города, угонявших в рабство население, сеявших всюду смерть и разрушения.

Смерть великого киевского князя Ярослава Мудрого вызвала еще большее разделение Русской земли: княжества были разделены между его сыновьями. В Киеве стал править старший – Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, во Владимире Волынском – Игорь, в Смоленске – Вячеслав. В конце XI века Черниговское княжество закрепилось за сыном Святослава Олегом и его потомками.

Олег Святославич, прозванный в «Слове» Олегом Гориславичем, всю жизнь враждовал с Владимиром Мономахом. Эта вражда продолжилась и среди их потомков – ольговичей и мономаховичей. Не менее характерными фигурами эпохи были также Рюрик Ростиславич – буй Рюрик, который провел жизнь в походах на половцев и в феодальных распрях; Всеволод Юрьевич Суздальский – один из самых сильных князей Руси XII-XIII веков, который вел неустанную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти; тесть Игоря, Ярослав Осмомысл, который противостоял сильному галичскому боярству; Роман Волынский – буй Роман – отважный и неутомимый князь, который упорной борьбой добивался соединения наследственного Владимиро-Волынского княжества с богатым Галичским княжеством.

Главным положительным героем «Слова» выступает князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода. Совместно с Рюриком он организовал несколько объединенных походов русских князей на половцев. Именно победы Святослава вдохновили Игоря на его безумно смелый поход. При этом им двигало также высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, муки страдающего самолюбия и преданность новой – общерусской идее. В поэме упоминается около 40 князей. При этом все характеристики в обращении к ним исторически

точны. Но князья существуют не сами по себе, все они, прежде всего, представители своего рода. Каждый из них – внук своего деда и сын своего отца.

«Слово о полку Игореве» в основном посвящено неудачному походу Игоря на половцев. Но все его события были очень характерны для того времени. Произведение посвящает нас в предпосылки самого похода и в причины, обусловившие его неудачу. При создании поэмы автор во многом опирался на летописи тех времен. Однако содержание «Слова» летописными сведениями не ограничивается. Поэту, как современнику происходивших событий, известно и то, чего не упоминают в своих записях летописцы, поэтому его описания зачастую намного шире.

Размышляя о печальной судьбе, постигшей русское войско, автор стремится осознать происшедшее в широких границах всей русской истории, подвести итог, сделать выводы. Поэт не ставит перед собой цель рассказать подробности самого похода. Его задача намного шире и глубже – раскрыть основные черты общественной и политической жизни Руси, показать ее недостатки, призвать к их исправлению.

Как мы видим, на Руси тех времен было немало выдающихся личностей, могущественных и славных князей, отличавшихся образованностью, силой характера, умевших подняться до осознания общих интересов, способных совершать великие поступки. К сожалению, деятельность этих князей не была согласована, они по-разному понимали свои задачи, стремясь в первую очередь к укреплению своих княжеств. Междоусобные распри были осложнены нависшей над Русью опасностью набегов половцев, которые в те времена представляли собой мощную военную силу. А раздоры русских князей, в свою очередь, создавали благоприятную почву для новых и новых вторжений врага. Именно поэтому автор обращается поочередно ко всем князьям, указывая им на ошибки и призывая к единению.

Действие поэмы развивается как бы на фоне прошлого, и каждое событие измеряется с позиций истории. Это важно для осознания значимости всего происходящего, для понимания исторических корней всех явлений. Так, поражение войска Игоря и его ужасные последствия для всей Руси дают автору повод вспомнить 0 том, как киевский князь Святослав еще недавно победил этих же половцев, но, что немаловажно, совместными силами русских князей. Таким образом, поражение войска – это повод для глубокого раздумья о судьбах родины, для горячего призыва к объединению. В своем произведении поэт хотел показать истинные причины неудачного похода. И эти причины кроются не в слабости Русского народа, а в разрозненности князей, которые, действуя порознь, лишь разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.

Однако «Слово» не ограничивается лишь описанием военных действий и обращением к князьям. Произведение глубоко народно по своей сути. В нем автор описывает жизнь всего народа: простых ратаев – пахарей, русичей – курских кметей, русских воинов и их жен. Он охватывает своим повествованием историю всей великой Руси – от Сулы до синего Дона, от Новгорода до Путивля. Поэт также отразил в своем произведении верования народа, культы рек, деревьев, рода и др.

«Слово о полку Игореве» стало одним из самых обширных и живых повествований о степных походах русских князей и обо всей жизни на Руси. И вместе с тем описание неудачного похода Игоря показало невозможность действовать против захватчиков в одиночку. Только объединенные походы могли иметь успех. Эту главную мысль и стремился показать создатель произведения, призывая к объединению русских княжеств для защиты великой родины.
В мировой литературе эпохи средневековья трудно найти произведение, которое могло бы быть поставлено вровень со «Словом о полку Игореве». «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы, тесно связанному с богатой символикой поэмы (Свет и Тьма, солнце, месяц, море, реки, тучи, ветры, волны, лисицы, орлы, соколы, галки, лебеди, соловьи – образы, взятые из природы и имеющие в поэме символический смысл). Но главное – это непревзойденное по своей силе патриотическое идейное содержание. Автор «Слова» сумел создать произведение, являющееся размышлением об истории и судьбах Отечества, призывом к обороне его от внешних врагов и прекращению внутренних распрей.

К середине XII в. на Руси происходит переход от единого раннефеодального государства к феодальной раздробленности. Место единого Древнерусского государства заняли несколько самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Главой русских князей оставался великий князь киевский, но реальное значение Киева сильно упало. Главный герой «Слова» Игорь Святославович владел Новгород-Северским княжеством и был вассалом Святослава.

Постоянная вражда между князьями-родственниками отрицательно сказывалась на способности противостоять внешнему врагу – половцам.

Русские князья организовывали походы против половцев, а иногда привлекали их для борьбы со своими соперниками. Князь Игорь не смог участвовать в одном из походов (1184 г.). После этого он принял решение организовать собственный поход в степь. В поход с ним пошли его вассалы: брат Всеволод, племянник Святослав, старший сын Владимир.

1 мая 1185 г. войско Игоря стало свидетелем солнечного затмения, которое в те времена считалось дурным предзнаменованием. Однако Игорь продолжил поход.

10 мая произошло первое столкновение с половцами, которые применили ложное отступление с целью заманить врага под удар основных, скрытых сил. Игорь на военном совете предложил отступить, ибо понял замысел врага, но с ним не согласились племянник и сын.

Утром 11 мая выяснилось, что русские войска окружены врагами. Бой был исключительным по своей длительности – он продолжался более суток. Игорь был ранен. Пытаясь остановить отряд побежавших черниговцев, он был перехвачен половцами. В плену оказались и Всеволод, и Владимир Игоревич, и Святослав Ольгович. Кончак поручился за Игоря, и пленные были увезены в половецкие кочевья.

Разгром войск Игоря изменил соотношение сил между Русью и половцами. Северская земля оказалась незащищенной, на нее пошел со свои

mirznanii.com

“Слово о полку Игореве” — История России до 1917 года

Киевская Русь, М. Я. Геллер “История Российской империи”

«О, Русская земля! Уже ты за холмами».

 

Самое знаменитое, самое спорное литературное произведение Древней Руси заключает в себе свидетельство распада державы, тоску по единству, страхи и надежды. «Слово о полку Игореве», история похода князя маленького Новгород-Севере кого княжества Игоря Святославовича против половцев в 1185 г., рассказанная неизвестным поэтом, занимает особое место в русской истории: это первый общепризнанный литературный шедевр, это документ, происхождение которого остается неясным, вызывающим дискуссии, которые не прекращаются около двух столетий.

В 1795 г. в одном из рукописных собраний Ярославля был обнаружен список неизвестной поэмы — «Слово о полку Игореве». Его приобрел богатый любитель и собиратель русских древностей А.И. Мусин-Пушкин. В 1800 г. поэма была издана. В 1812 г. во время пожара Москвы сгорела рукопись. Печатное издание стало единственным свидетельством существования рукописи. В начале XX в. был обнаружен список, сделанный после открытия рукописи для Екатерины II, в котором имеются легкие разночтения с первой публикацией. Палеографическая и филологическая критика «Слова о полку Игореве» позволила быстро придти к выводу, что найденная рукопись была сделана не ранее XVI в., иначе говоря — отделена от оригинала более, чем на 300 лет.

2800 слов эпической поэмы стали предметом многочисленных исследований (написано более 800 работ), разноречивых оценок и интерпретаций, ожесточенных споров. Изучение текста и споры начались одновременно и продолжаются по сей день. Таинственность «Слова» связана со многими причинами. Прежде всего, если так можно выразиться, физическими: нет оригинала и нет ничего подобного в древнерусской литературе. История похода Игоря Святославовича против половцев высится как гора на равнине. Древнерусская литература богата летописной литературой, житиями святых, риторической проповедью, повествованиями паломников. Ничего подобного «Слову» — по литературной выразительности, богатству образов, символике, метафоричности, личному отношению к событиям — литература Киевской Руси не знает. Может быть, как считают некоторые, потому, что такие произведения были, но исчезли в пожарах времени. Может быть, считают другие, потому, что «Слово» было написано не вскоре после похода 1185-1186 гг., а значительно позже.

Три взгляда, если объединить мнения в группы, остаются непримиримыми: «Слово о полку Игореве» — памятник XII в., «Слово» — фальсификация, может быть XVII в., «Слово» было написано в XIII-XIV вв. Исследователи не согласны между собой относительно времени написания, относительно происхождения и места рождения автора. Многочисленные переводчики спорят о смысле слов и значений, употребляемых автором. Филологи выдвигают множество предположений по поводу происхождения языка. Все согласны с определением сверхзадачи поэмы, как патриотического призыва к русским князьям объединиться против общего врага, но идут споры относительно врага, против которого следует объединиться. Недоумение вызывает религиозный дуализм «Слова»; христианский автор употребляет множество языческих образов, символов, обращается — хотя Русь уже 200 лет христианская — к языческим богам, не упоминая, впрочем, главного. Защитники «Слова» объясняют это царившим еще «двоеверием», продолжавшимся в народе поклонением языческим идолам. Но нет никаких свидетельств популярности поэмы, ее распространения в народе, который, к тому же, вряд ли мог прочесть необыкновенно сложный текст.

Важным доказательством подлинности с точки зрения защитников «Слова», является чрезвычайное, нередко дословное, совпадение текстов о битве Игоря с половцами и о битве московского князя Дмитрия с татарами в 1380 г. «Задонщина», повествующая о победе Москвы над Мамаем в битве на Куликовом поле, дошла в нескольких списках, известна се популярность. Ряд исследователей полагает, что автор «Задонщины» использовал в качестве источника «Слово о полку Игореве». Ничто, однако, не препятствует возможности автору «Слова» использовать «Задонщину». Но это меняет дату написания «Слова».

История похода князя Игоря против половцев в 1185 г. рассказана в летописи. Следовательно, исторический факт сомнения не вызывает. В 1185 г. князь Игорь вышел в поход против половцев, первое сражение выиграл, во втором — на реке Каяле — потерпел поражение, потерял всю дружину, попал в плен. Затем бежал, приехал в Киев. Этот кратчайший сценарий оставляет в стороне поэзию, богатство языка и образов — литературные достоинства. Он сохраняет только неоспоримые исторические факты. Все остальное вызывает споры. Первая тайна: почему автор «Слова» выбрал в герои князя Игоря? Владетель небольшого княжества, он не выделялся ни доблестями, ни добродетелями, ни, что самое главное, силой. Никто не смог объяснить, почему Игорь внезапно отправился на завоевание всей половецкой степи, желая вернуть Руси некогда принадлежавшие ей земли, включая Тмутаракань. Вся его армия состояла из небольшой дружины, поддержанной войсками брата — князя черниговского Всеволода. К тому же с 1180 г. Игорь находился в союзе с половцами, был женат на дочери хана Кончака, который позднее взял его в плен. За год до похода Игорь отказался участвовать в военной экспедиции, организованной против степняков киевским князем Святославом.

Возможный ответ: автор «Слова» взял подлинный исторический факт и расцветил его, представив по-своему, ибо хотел выразить свои мысли и чувства о судьбе Руси, отправить Послание. Для такого ответа есть основание: поход Игоря — сюжет, который используется в качестве предлога для размышлений о 150-200 годах русской истории. В «Слове» названо около 40 князей. Но важной частью послания является автор, Споры о нем не прекращаются со дня публикации «Слова». Исследователи не могут согласиться ни относительно социального положения автора, ни относительно его территориального происхождения. Идут горячие споры по поводу языка, на котором текст написан. Предполагают, что автор был дружинником, но одни имеют в виду дружину Игоря, другие — Ярослава Галичского, третьи — Святослава Киевского. Есть мнение, что он был не дружинником, а придворным поэтом, неясно только, при дворе какого князя.

Сложность языка «Слова» побуждала исследователей искать его корни в народном языке и фольклоре, но также в древней греческой поэзии (Гомер, Эврипид), в средневековой византийской литературе, в скандинавских сагах, «Песне о Роланде», «Нибелунгах», французских романсах XII в. и т.д.56. В «Слове» обнаружены следы польской и чешской лексики. Ученые говорили о близости песни о Игоре к украинскому и белорусскому языкам. Многочислсные переводчики оказались бессильными перед «темными местами», которые не поддаются пониманию, либо в результате «графических» дефектов, возникших при переписках рукописей и от неопытности издателей, либо потому, что многие образы и понятия не находят эквивалентов в современности, а часть слов не имеет параллелей в других памятниках, остается загадкой57.

Попыткой найти ответ на «тайны» «Слова» является предложение датировать текст XIII в., исходя из того, что автор «говоря об одном, имел в виду совсем другое»58. Сторонники этого взгляда считают, что в действительности в «Слове» идет речь не о походе Игоря, но о первом столкновении русских с татарами, не о битве на Каяле, но о битве на Калке, где русские дружины были разбиты. В качестве аналогии приводится пример «Песни о Роланде», где басков заменяют мавры.

Гипотеза, переносящая время написания и действия «Слова» на несколько десятков лет вперед, не меняет главного — она согласна с тем, что Послание поэмы — призыв к единству для борьбы с внешней опасностью — половцами или татарами.

Памятник древнерусской письменности, предмет научных исследований, с момента публикации был объектом политической полемики. Аргументом в спорах о характере русской истории, об уровне развития культуры в Киевской Руси, о самостоятельности или подражательности русской культуры. Ученые, отрицавшие подлинность «Слова» (их было не мало в середине XIX в.), ссылались на дикость и варварство Руси XI-XII вв. Значимость «Слова о полку Игореве» выражается и в том, что актуальность повествования о событии, имевшем место в XII в., не перестает увеличиваться. Крупнейший современный авторитет в «Слововедении» академик Лихачев категоричен: «Свое подлинное место в русской культуре нового времени «Слово» нашло только в нашу великую советскую эпоху. В наши дни «Слово» обрело свое третье рождение»59. Ученый не оставляет сомнений в причинах особой любви к подвигам князя Игоря, жгучей актуальности призывов автора героической песни. В предисловии к массовому изданию «Слова о полку Игореве» Дмитрий Лихачев перечисляет нетленные достоинства «одного из самых гуманистических произведений мировой литературы». Он начинает с эпохи написания: «Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — слабость государственного единства Руси». Но идея единства Руси отнюдь не умирает — она провозглашается отдельными князьями. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью судебных постановлений. Эту идею единства и выражает автор «Слова», которого Д. Лихачев называет «подлинным выразителем интересов трудового населения», «интересов всего русского народа». Он обращается, — пишет Д. Лихачев, — «к прогрессивным представителям класса феодалов», объясняя им «необходимость крепкой защиты родины», но «занимая независимую от правящей верхушки феодального общества патриотическую позицию».

Констатируя, что «поражение Игоря Святославовича имело несчастные последствия для всей Русской земли», ученый находит, тем не менее, что хотя «Слово» посвящено теме поражения, «оно глубоко оптимистично». Модернизируя до предела прочтение старинного текста, Д. Лихачев превращает «Слово о полку Игореве» в образцовое произведение советской патриотической литературы. Любовь к нему становиться обязательной. Сомнение или равнодушие — идеологическим преступлением.

В какой мере это вина автора героической песни о походе князя Игоря? Вильям Шекспир, писавший в XVII в., не менее таинственней, чем поэт, сочинявший в XII или XIII в. Спорят не только о существовании автора «Ромео и Джульетты», спорят прежде всего о смысле текста, написанного на достаточно развитом языке. Обвинения Шекспира в клевете на бедного Ричарда III, в угоду Тюдорам, или в антисемитизме, в угоду бытовавшим нравам, выдвигаются или опровергаются, поскольку материал и для одного и для другого можно найти в произведениях драматурга. Если вынести за скобки выражения типа «интересы трудового населения», «прогрессивные представители», употребляемые Д. Лихачевым, то необходимо признать точность представления ученым идеологического смысла «Слова»: единство Русской земли, настоятельная необходимость борьбы с «погаными».

Сомнения вызывает другое: содержание, которое поэт вкладывает в слово «русский». Генрик Пашкевич, отрицающий подлинность «Слова», считает важнейшим доказательством подделки модернизацию понятия «русский», придание ему значения, которого оно не имело в XII в. В Древней Руси, — доказывает ученый, — слово «Русь» имело два значения. Первое — географическое и политическое — означало землю, на которой жили поляне и северяне, построившие города Киев, Чернигов, Переяславль. Второе — религиозное — объединяло все народы, славянские и неславянские, исповедавшие русскую религию, т.е. православие. В «Слово о полку Игореве» выражение «Русская земля» имеет этническо-национальный смысл, чуждый эпохе60.

Актуальность повествования о поражении князя Игоря на протяжении минувших 200 лет, актуальность, которая несомненно будет нарастать, связана именно с этим. В тексте «Слова» обращает внимание обилие географической номенклатуры: на юге — Крым и Дунай, на западе — Двина и Неман. Русская земля, которую исследователи называют главным героем песни, раскинута от Черного моря, венгерских границ до Литвы на западе, Великого Новгорода на севере, Волги — на востоке. Как выражается Генрик Пашкевич: главный герой «Слова о полку Игореве» — границы Руси. Героическая песня великолепно выражает «идею Мономаха» — идею могучего, единого государства, занимающего территорию Руси времен ее расцвета.

 

Похожие материалы

russiahistory.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о