Слово о полку игореве это что: СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ | это… Что такое СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ?

«Слово о полку Игореве» и «Велесова книга» • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИсторические подделки и подлинникиЛекцииМатериалы

Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть

Когда мы имеем дело с текстом, который претендует на древность, мы всегда должны исходить из некоторой презумпции невиновности источника. Мы долж­ны верить тексту до тех пор, пока не будет доказано, что он поддель­ный. В этом смысле соображения о том, что текст подложный, потому что его было выгодно подделать в то или иное новое время, либо не должны прини­маться во внимание, либо должны играть второстепенную роль.

Давайте посмотрим на судьбу такого выдающегося литературного памятника, как «Слово о полку Игореве». Казалось бы, обстоятельства его появления должны изначально вызывать у нас подозрения.

В самом деле, памятник существовал в единственной рукописи, эта рукопись мистическим образом пропала, все это на совести одного человека — Мусина-Пушкина  Алексей Мусин-Пушкин (1744–1817) — рос­сий­ский историк, собиратель рукописей и чиновник, обер-прокурор Святейшего синода. Именно он впервые опубликовал «Слово о полку Игореве», и именно в его двор­це сгорела в 1812 году единственная руко­пись произведения. Подробнее историю этой находки и споров о ее подлинности можно прочитать в нашем материале.. При этом именно в эту эпоху в Европе возникает большое количество романтических подделок, которые восславляют древность того или иного народа, вроде каких-нибудь «Поэм Оссиана» Джеймса Макферсона  Джеймс Макферсон (1736–1796) — шотланд­ский поэт и мистификатор, якобы перевед­ший с гэльского (а на самом деле сочинив­ший) поэмы легендарного барда III века Оссиана. .

В этом смысле скептицизм исследователей, многие поколения которых утверждали, что «Слово о полку Игореве» — это подделка, имел под собой некоторые основания.

Ну в самом деле, что же это за произведение, которое торчит внутри древнерус­ской литературы одно-одинешенько, без каких бы то ни было жанровых подобий?

Разумеется, ситуация с подлинностью или подложностью «Слова о полку Игореве» многократно ухудшилась в связи с тем, что это произведение было признано величайшим шедевром древнерусской литературы. Уже после этого, особенно в рамках советского литературоведения, всякие сомнения толкова­лись как недостаток патриотизма. И мало того, когда выдающийся историк Древней Руси Александр Зимин написал книгу, где обосновывал подложность «Слова о полку Игореве» разными научными соображениями, он был подверг­нут шельмованию, книга его не была опубликована, сам он подвергался проработ­кам самого омерзительного свойства.

Тем самым разговор о подлинности или неподлинности «Слова о полку Игоре­ве» пришел в тупик, потому что всякий человек, который говорил, что это произ­ведение подлинное, как бы играл на руку коммунистической власти. И наобо­рот, форма сомнения была как бы формой диссидентства. В этой обстановке никакой спокойный анализ текста не был возможен. Казалось бы, все возмож­ные аргу­менты за и против в этой полемике, которая длилась боль­ше ста лет, были исчерпаны, и можно было считать, что этот вопрос навсегда останется неразре­шенным, и можно будет всегда придерживаться той или иной точки зрения.

По счастью, это оказалось не так. Появились новые обстоятельства, которые позволили решить проблему подлинности «Слова о полку Игореве» раз и на­все­гда. Честь этого принадлежит нашему выдающемуся лингвисту Андрею Ана­тольевичу Зализняку, специалисту по языку берестяных грамот. В 2004 го­ду он опубликовал небольшую книгу, где невероятно изящно и абсо­лютно убедительно показал, что для того, чтобы сфальсифицировать текст «Слова о полку Игореве», предполагаемому фальсификатору нужно было знать язык берестяных грамот, которые к тому времени еще не были выкопаны из земли. На десятках примеров Зализняк демонстрирует сходство языковых форм, которые встречаются в «Слове» и в новгородских берестяных грамотах.

Это тот случай, когда блестяще доказывается, что любые соображения общего свойства отпадают: про то, что рукопись не дошла, про то, что она была всего одна, про пожар Москвы, про то, что Мусин-Пушкин мог быть фальсифи­ка­тором или мистификатором или сам мог быть кем-то введен в заблуждение. Все эти соображения отходят на второй план. Да, выглядит это все странно, но было именно так. Действительно, была единственная рукопись — это была подлинная древнерусская рукопись, и она сгорела, а текст тем не менее совер­шенно подлинный. И теперь мы можем быть в этом совершенно уверенны.

Противоположный случай — это так называемая «Велесова книга», текст которой до сих пор вызывает чрезвычайно нездоровый ажиотаж у многих любителей русской древности. Текст впервые был опубликован в эмигрантском сан-францисском журнале «Жар-птица» в середине 1950-х годов. Осуществил эту публикацию эмигрантский поэт и любитель славянских древностей Юрий Миролюбов. По его словам, текст этот был списан им с деревянных табличек, которые показывал ему в Брюсселе другой русский эмигрант, Али Изенбек. Это реальный человек, мы знаем его биографию — он был довольно известным художником и в России, и в эмиграции. По словам Миролю­бова, Изенбек рас­сказывал ему, что во время Гражданской войны в одном разоренном дворян­ском имении он нашел огромный набор из деревянных дощечек с письменами, которые привез с собой в эмиграцию. Он позволял Миролюбову переписывать эти тексты, Миролюбов их переписал. В 1941 году Изенбек умер, и дальнейшая судьба этих табличек неизвестна. Тем самым все, что у нас осталось, — это ру­ко­­пись Юрия Миролюбова.

Публикация этих текстов вызвала невероятный ажиотаж. Перед нами была язы­ческая литература Древней Руси, тексты, якобы записанные жрецами язы­че­ского культа в IX веке нашей эры, за 100 лет до Крещения Руси, и пове­ству­ю­щие об истории славян со второго тысячелетия до нашей эры.

Если верить этой «Велесовой книге», то славяне вышли из Индии и прошли через Ближний Восток, прежде чем попали в Карпаты и оказались на своих нынеш­них местах расселения. В тексте фигурируют многочисленные боги, в том числе и индийские боги, и боги славянского пантеона, известные нам из других текстов, и так далее. Рассказывается о выдающихся полководцах, великих князьях, великих победах, передвижениях, государствах и так далее и так далее. Все это, разумеется, не могло не вызвать большого интереса. Текст был напи­сан кириллическим шрифтом, что, конечно, было немножко странно. Но в конце концов, почему нет?

Тогда же еще один русский эмигрант, живший в Австралии Сергей Парамонов, писавший под псевдонимом Лесной, послал запрос насчет этих текстов в Мо­скву, в Институт языкознания. И тут надо подчеркнуть, что напряжение этой ситуации придавало то, что диалог шел по разные стороны железного занавеса. В официальной советской науке как бы изначально считалось, что все, что ис­хо­дит от русской эмиграции, — это враждебное. Никакие советские ученые в принципе не должны были находиться в контакте и в чем бы то ни было соглашаться с какими бы то ни было эмигрантами.

В 1960 году советские лингвисты опубликовали в журнале «Вопросы языко­знания» статью о том, что «Велесова книга» — это фальшивка. Они сделали этот вывод на основании лингвистических соображений, на основании анализа языка. Язык «Велесовой книги» представляет собой стилизованный текст, но эта стилизация сделана безграмотно, без учета законов развития славянских языков. Это и писали линг­висты, в частности Лидия Жуковская.

Но в силу внелингвистических, разумеется, причин, в силу вообще вненаучных причин многие восприняли эту реакцию как советскую официозную: дескать, живущие на Западе белые эмигранты ничего хорошего придумать не могут, а могут только писать всякие измышления, которые подрывают марксистскую картину видения истории.

Тем не менее интересно заметить, что настоящий ажиотаж по поводу «Велесо­вой книги» начался в Советском Союзе не сразу после публикации в журнале «Жар-птица» и даже не сразу после публикации в журнале «Вопросы языко­знания» в 1960 году.

Тогда исполинская марксистско-ленинская идеология еще стояла крепко и никаких шатаний не допускала. А вот в середине 1970-х, когда идео­логия стала расшатываться, когда практически законным образом распро­странились верования в хиромантию, в телекинез, в хилерство, когда к так называемой целительнице Джуне Дави­ташвили ходил лечиться сам Леонид Ильич Брежнев, когда в идео­логию никто по-настоящему больше не верил, когда это был чистый контур, который никто всерьез не восприни­мал, — вот тут снизу начал просачиваться бешеный интерес к «Велесовой книге». Впервые он проявился публикацией в газете «Неделя» в 1976 году, и после этого пошло-поехало: количество публикаций множилось и множилось.

Заметим, что официальные лингвисты и официальные историки и в это время пытались писать, что это все подделка, причем на основании научных аргу­ментов. Но этих научных аргументов никто не слышал, потому что через всё проходила идея, что это советские ученые, получившие от госу­дарства приказ разоблачить белых эмигрантов, — так что же еще они могут написать.

И слу­шать их не хотели.

Падение коммунизма в этом смысле облегчило ситуацию как с одной, так и с другой стороны. С одной стороны, появилось неслыханное количество переводов этого текста на разговорный язык, разных интерпретаций его, включений его в новые изложения древнеславянской или русской истории. С другой стороны, появилась возможность открыть архивы, посмот­реть архив того же Юрия Миролюбова — он к тому времени уже скончался, можно было попытаться найти архив Изенбека. Вдова Изенбека передала этот архив Украи­не — и никаких табличек там не нашлось. В конце концов, можно было деидеологизировать этот спор.

Но интересно то, что, будучи деидеологизирован, этот спор совершенно не закончился. И не закончился он вот почему. Подделки сущест­вуют в разных странах — иногда для развлечения публи­ки, иногда для пятиминутной сен­сации, иногда в идеологических целях. Но во всяком случае, эти подделки никогда не проникают в официальный нарратив науки, они не проникают в школьные учебники, они не проникают в школьные программы.

Дело в том, что в обычной ситуации общество так или иначе хранит доверие к специалистам, доверие к экспертам. Пусть желтая пресса публикует любые разоблачения или открытия про какие-нибудь тайны фараонов или про закля­тия каких-нибудь гробниц. Но можно быть уверенным, что вся эта сенсаци­он­ная пена не проникнет ни в академическую литературу, ни на страницы школь­ных или вузовских учебников. В России ситуация, к сожалению, гораздо более тяжелая: в России подорвано доверие к экспертам. И в этом смысле любая сен­са­ция имеет шанс попасть и в научную литературу, и в школьные программы.

Самый печальный пример этого — «Велесова книга». То, что она поддельна, не вы­зывает ни малейшего сомнения ни у одного специалиста: историка, археолога, этнографа и особенно лингвиста. Достаточно сказать, что индий­ского бога Индру, если бы он действительно был известен древним славянам, звали бы не Индра, а Ядра. Это простейший фонетический закон славянского языка. Тому, кто подделал этот текст (по всей видимости, это был сам Юрий Миро­любов), такие вещи в голову не приходили. Он хотел всего лишь вдохнуть надежду в русских эмигрантов, он хотел этой сказкой о великом прошлом немножко как-то ободрить этих людей, которые были обречены на раство­ре­ние в чужой эмигрантской стихии.

В современной России это сочинение служит созданию мифологического, глубоко антинаучного образа прошлого. Проблема не в том, что это сочинение недостаточно разоблачено с научной точки зрения. Проблема в том, что сама наука не пользуется в современной России достаточным авторитетом.

10 цитат из дневников Всеволода Петрова

Искусствовед и писатель, автор повести «Турдейская Манон Леско» Всеволод Петров — о приснившемся падении со стола в гостях у Хармса, тайне искусства, ужасе умирания и комнате как отражении биографии

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

13 минут

1/3

«Тайная история» Прокопия Кесарийского

Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора

Читает Сергей Иванов

Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора

14 минут

2/3

«Записка готского топарха»

Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили

Читает Сергей Иванов

Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили

15 минут

3/3

«Слово о полку Игореве» и «Велесова книга»

Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть

Читает Сергей Иванов

Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть

Материалы

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Фейк или нет?

Тест на историческую доверчивость

Сергей Иванов: «Гуманитарная наука все переоткрывает»

Недоказанные (пока) подделки

«Тихий Дон», татищевские известия и другие ценности, про которые мы не знаем всей правды

Детектив про «Слово о полку Игореве»

Петербургский филолог Александр Бобров раскрыл похищение шедевра

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Грешная святая императрица

Противоречивое житие Феодоры, жены Юстиниана

Закон Мейера и его нарушитель

Как уникальный ритмический «почерк» помог опознать византийского историка

Прокопий Кесарийский и Михаил Кокшенов

Советский фильм «Русь изначальная» как источник сведений о Византии

Кто подделывал российские древности

Рассказ Александра Лифшица о знаменитых фальсификаторах

Самые таинственные слова в мире

Были ли русичи? Для чего использовали блудорез? Кто такой герцумсролик?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

Жулики и воры в Византии

Криминальная хроника из «Тайной истории» Прокопия Кесарийского

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Андрей Зализняк против дилетантов и фальсификаторов

Научно-популярная книга великого лингвиста

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

404 — HTTP not found

 

 

  • Главная
  •  / 
  • Филология

 

Вы запросили страницу http://www.portal-slovo.ru/philology/37320.php%3felement_id%3d37320%26showall_1%3d1
Введен неправильный адрес страницы или страницы с таким адресом не существует.

Попробуйте сделать следующее:

  • Проверьте правильность адреса страницы в адресной строке.
  • Перейдите на главную страницу портала.
  • Воспользуйтесь поиском по порталу.
  • Воспользуйтесь картой портала.
  • Задайте вопрос в форуме портала.
  • Вернитесь на предыдущую страницу.

Если Вы уверены, что страница с таким адресом существует, пожалуйста, отправьте письмо администратору портала.

 

 

 


Веб-студия Православные. Ру
 

Экскурсии по Ярославлю и его окрестностям

  1. Главная
  2. Россия
  3. Ярославль
  4. Экскурсии

Экскурсии по Ярославлю откроют для вас город, венчающий Золотое кольцо и насчитывающий более 800 памятников культуры. Город по праву включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это развитый туристический центр, и поездка сюда станет настоящим подарком для любителей культуры, истории и старинной архитектуры. Вас ждет величественный Спасо-Преображенский монастырь 12 века, где было обнаружено «Слово о полку Игореве». Вы увидите церковь Ильи Пророка с узнаваемыми зелеными куполами в форме луковицы, полностью сохранившейся со времен постройки в 17 веке, а также церковь Архангела Михаила, где хранятся культовые для христиан иконы. Вы прогуляетесь по живописной набережной Волги, посетите интересные музеи Ярославля. Экскурсии в Ярославль, город, недавно отметивший свое тысячелетие, позволят вам в полной мере окунуться в дух старинного города, считающегося жемчужиной Золотого кольца России.

Недельный тур по Золотому кольцу из Москвы

Путешествие в историю России в этом недельном туре по Золотому кольцу из Москвы. Откройте для себя древние крепости, изысканные монастыри, традиционную культуру и уникальные музеи в знаменитых городах Золотого кольца Ярославле, Ростове Великом и Переслав-Залесском, а также в небольших городах Мышкин и Углич.

Москва, Ярославль, Мышкин, Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский

8 Дней | Круглый год | от 1730 долларов США / челДетали

Экскурсия по Северо-западному Золотому кольцу из Москвы (включая Борисоглебск)

Откройте для себя историю и культуру легендарного «Золотого кольца» России из Москвы и Ростова Великого с экскурсиями в другие города Золотого кольца, Борисоглебск и причудливые городки Мышкин и Углич.

Москва, Ростов Великий, Борисоглебск, Переславль-Залесский, Мышкин, Углич, Ярославль

8 дней | Круглый год | от 1740 долларов США / челДетали

Экскурсия по лучшим городам Золотого кольца из Москвы (включая Кострому)

Откройте для себя лучшие города Золотого кольца, Москву, Кострому и северо-запад Золотого кольца в этом 9-дневном туре. Исследуйте церкви, соборы, кремли, музеи и культуру древних городов Ярославль, Кострома, Ростов Великий и Переславль-Залесский, а также причудливые города Мышкин и Углич.

Москва, Ярославль, Кострома, Мышкин, Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский

9 дней | Круглый год | от 1540 долларов США / челДетали

Путешествие по Золотому кольцу из Москвы (включая Кострому и Плес)

История, древняя архитектура и традиционная культура знаменитого российского путешествия по Золотому кольцу – все это и многое другое откроется в нашем 9-дневном туре по Северо-Западному Золотому кольцу из Москва.

Москва, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Ярославль, Мышкин, Углич, Кострома, Плес

9 дней | Круглый год | от 1740 долларов США / челДетали

Расширенный тур по Золотому кольцу из Москвы

Исследуйте шесть из восьми основных городов Золотого кольца в ходе этого двухнедельного расширенного тура из Москвы. Посетите крепости, монастыри, церкви, музеи и многие другие впечатляющие архитектурные и исторические памятники.

Москва, Ростов Великий, Борисоглебск, Переславль-Залесский, Ярославль, Мышкин, Углич, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир

13 дней | Круглый год | от 2 685 долларов США / челДетали

Волга Рейс 1 (Москва-Астрахань)

Волга Рейс 1 со следующими городами в пути: Москва, Углич, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Удивительный тур от Advantour Travel Agency.

Москва, Углич, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань

15 Дней | Лето Детали

Двухнедельный тур по Золотому кольцу вкл. Москва и Санкт-Петербург

Наш самый обширный двухнедельный тур по Золотому кольцу, который охватывает семь из восьми основных городов легендарного Золотого кольца России. Выделите целых 2 недели, чтобы открыть для себя историю, архитектуру и культуру этих впечатляющих средневековых городов, а также посетить атмосферные городки и бесподобные Москву и Санкт-Петербург.

Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Борисоглебск, Ярославль, Мышкин, Углич, Кострома, Плес, Суздаль, Кидекша, Владимир, Санкт-Петербург

15 дней | Круглый год | от 3085 долларов США / челДетали

Круиз по Волге 2 (Москва — Астрахань — Москва)

Круиз по Волге 2 с городами в пути: Москва, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Москва, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань

20 дней | Лето Детали

Волжский Круиз 3 (Москва — Астрахань — Ростов-на-Дону — Москва)

Волжский Круиз 3. Маршрут: Москва — Астрахань — Ростов-на-Дону — Москва. Интересные путешествия от Advantour Travel Agency.

Москва, Углич, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Ростов-на-Дону

24 дня | Лето Детали

Комментарий Игоря Гиркина о перспективах российского наступления после взятия Соледара • ВойнаПереведено

Опубликовано 18 января 2023

в English Счета

от WarПереведено

Осужденный за границу террорист Игорь Гиркин дал комментарий к изданию СВПРЕСА дальнейшего продвижения российских войск на Донбассе. Мы приводим перевод его заявления ниже. Когда интервьюер задается вопросом, как быстро русские дойдут до Краматорска и Славянской линии обороны, Гиркин отвергает мысль, что это произойдет в ближайшее время, учитывая, что Бахмут все еще стоит. По его словам, Вагнера будет недостаточно, чтобы занять остальную часть Донецкой и Луганской областей. Подробнее об этом ниже:


СВПРЕССА: Еще летом аналитики озвучивали, что «России потребуется несколько месяцев, чтобы освободить линию фронта Северск-Соледар-Бахмут». И вот прошли эти месяцы, и линия обороны противника постепенно смещается на запад. Рано или поздно ВСУ откатятся на следующий рубеж — Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка. Как мы его сломаем? Продолжаем идти прямо или в обход – может, на юг, а может, лучше на север? Какие сценарии могут быть? Вопрос о том, что будет дальше, лучше обозначить заранее, и хорошо бы заранее найти на него ответ.

Пространство перед линией городов от Славянска на севере до Константиновки на юге может быть занято. Всю дорогу до Бахмута одни поля и деревушки. Американские военные эксперты даже говорят: «Левый берег Днепра — пустыня». То есть через эту территорию русские могут пройти относительно легко. Но как взять один укрепрайон, существенно вытянутый с севера на юг? Здесь один город переходит в другой. Видимо, нам снова придется шаг за шагом прогрызать, освобождая запад Донбасса. Надо бы действовать хитрее, маневрировать, но возможно ли это?

За ответом на этот вопрос мы обратились к экс-министру обороны ДНР, главе общественного движения «Новороссия» Игорю Стрелкову, который считает, что о выходе на рубеж Славянск-Краматорск говорить преждевременно:

— Пока не идет речь даже о взятии Бахмута, потому что бои за этот город продолжаются. И уже давно находится в осаде. Поэтому сказать, что «мы скоро поедем в Славянск», можно только с поправкой: «относительно скоро».

В общем, моя позиция по операции, которую проводит российское военное командование на Донбассе, достаточно известна и определяется словами: «Она еще предстоит». Во всем мире издавна принято обходить узлы обороны, вынуждая противника оставить их без боя. И мы решили действовать по лекалам Первой мировой войны, причем в худших ее вариантах.

Мне трудно сказать, когда наши войска выйдут на рубеж Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка. Может быть, относительно скоро, может быть, не очень скоро. Может быть, в ближайшие месяцы и вовсе не дойдут, там довольно большой передний план и «уважаемые украинские партнеры» без боя его не оставят.

Но в любом случае, даже если мы дойдем до этого рубежа, будет жаль, если и эти города будут разрушены в ходе наступательных операций, как сейчас разрушен Бахмут.

А взять их будет еще сложнее, потому что они гораздо крупнее, гораздо сильнее укреплены. Если в Соледаре до начала спецоперации население составляло чуть более десяти тысяч человек, то Крамоторск до 2014 года был городом со 150-тысячным населением. Никакого Вагнера недостаточно, чтобы взять агломерацию штурмом. Это потребует куда больше сил.

Честно говоря, я не разделяю победных и, как говорится, ура-патриотических настроений наших СМИ после захвата Соледара. Ведь эта победа практически ничего не значит по сравнению, например, со сдачей Херсона. И даже сдача гораздо более крупного города Изюм, произошедшая в ходе так называемой перегруппировки, а на самом деле это было отступлением наших войск из района Харьковщины.

СВПРЕССА: Но ведь и ВСУ несут, по вашим словам, «сверхпотери». Но руководство в Киеве так спланировало – готовят резервы в тылу, но не вводят их в бой. Это произошло под Попасной (ЛНР), под Северодонецком, под Лисичанском. А позже бросили эти силы в контрудар на Херсон. Мы видим ту же картину сейчас?

– Противник все еще сохраняет свои резервы. Более того, они создают новые. Они не вводят их в бой, не подставляют под наши удары наиболее боеспособные части, предназначенные для наступательных действий на их стороне. Вместо них воюет территориальная оборона, из «мобиков» сформированы различные резервные части. И сдерживают штабные части, как это было прошлым летом, когда наши войска штурмовали позиции в Северодонецке, Лисичанске, а затем в Песках.

Куда противник собирается нанести удар, или держит ли он эти части в резерве для отражения нашего наступления, этой информацией я не владею, так как единственным источником информации о силах противника для меня является Интернет. И этот источник очень неполный и ненадежный. Но я смотрю, какие их части задействованы в Соледаре в Бахмуте и констатирую факт отсутствия ударных частей и соединений ВСУ в передовой.

СВПРЕССА: Что бы вы посоветовали нашим главнокомандующим? Или вообще не стоит этого делать, сохраняя военную тайну?

«Наша команда не нуждается в советах. Оно их не слушает, а часто действует нелогично и совершенно противоположно тому, что требуется. Они не проводили на Днепре наступательную операцию по перерезанию коммуникаций противника между Днепром и Донбассом. Они не будут этого делать сейчас. А в Мариуполе противник оставил гарнизон ровно настолько, чтобы приказать отвлечь на него наши силы.

Теперь нам стало сложнее. Везде, от Кинбурнской косы на юге, между Днепром и Черным морем, до границы с Белоруссией на севере, противник образовал непрерывную линию обороны. Я не знаю, что предпримут наши военачальники, и советовать им что-либо бесполезно…

По словам экс-министра обороны ДНР, сейчас наблюдается некое повторение той же картины, что сложилась в весной и летом, когда ВСУ на Донбассе целенаправленно вели боевые действия, чтобы истощить потенциал российских войск на их укрепленных позициях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *