А гагарин летал космос: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

Содержание

Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин полетел в космос. А мы нашли 60 неочевидных фактов о первом космонавте и о его полете — Meduza

Sovfoto / Universal Images Group / Shutterstock / Vida Press

Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года состоялся первый в истории пилотируемый космический полет. Про него написано и снято так много, что, кажется, рассказать что-то новое и интересное нереально. Однако, как ни странно, многие важные документы о полете рассекретили только недавно, в 2011-м, а их систематизацией и анализом биографы занимались все последние годы. «Медуза» попросила популяризатора космонавтики, инженера (и участника космической подготовки) Александра Хохлова вспомнить ровно 60 не самых известных фактов о Юрии Гагарине и его полете.

До полета  

1. Первый самостоятельный полет молодой студент индустриального техникума Юрий Гагарин выполнил 1 июля 1955-го в аэроклубе Саратова на «Яке-18» с бортовым номером 6. В сентябре того же года он окончил аэроклуб на отлично.

Юрий Гагарин в Саратовском аэроклубе. 1955 год

ТАСС

2. 4 октября 1957 года СССР запустил в космос первый искусственный спутник, а 26 октября Юрий Гагарин получил диплом с отличием с квалификацией «пилот-техник» в 1-м Чкаловском военном училище летчиков имени Ворошилова (в современном Оренбурге).

3. Руководство летного училища запретило курсантам жениться во время обучения. Гагарин женился на Валентине Горячевой на следующий день после его окончания.

4. В мае 1958 года СССР запустил «Спутник-3». Примерно в то же время Гагарин, который внимательно следил за запусками, прочитал роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» — о космических экспедициях будущего.

5. Летом 1959 года медики ГНИИ авиационной медицины разъехались по авиационным частям, изучая личные дела летчиков и проводя собеседования с теми, чьи медицинские книжки их устроили. Среди задаваемых вопросов были: «Желаете ли вы летать на более современных типах самолетов, на новой технике?» и «Хотели бы вы полететь на ракетах вокруг Земли?». Большинство летчиков соглашались. Но никаких подробностей им не раскрывали. Среди них был Гагарин.

6. Юрий Гагарин проходил обследование в Москве с 7 октября по 4 ноября. Решение комиссии звучало так: «Здоров. Годен без ограничений к летной работе. Может быть допущен к III этапу подготовки. Обращается внимание на систолический шум функционального характера».

7. Слово «космонавт» окончательно вошло в обиход за год до первого полета, когда министр обороны СССР Родион Малиновский издал «Временное положение о космонавтах». И в мировой науке, и в фантастической литературе чаще использовался термин «астронавты», но в Советском Союзе с подачи Ари Штернфельда закрепился русифицированный вариант.

8. Советский и американский подходы к подбору космонавтов и астронавтов принципиально отличались. В первый набор отряда космонавтов вошли 20 молодых летчиков-истребителей. Их отобрали по уникальному здоровью, но летного и жизненного опыта у них было немного. Для первого американского пилотируемого корабля «Меркурий», наоборот, набрали «великолепную семерку» — очень опытных летчиков-испытателей, многие из которых имели боевой опыт в истребительной авиации.

9. Еще одно отличие: в космических кораблях «Меркурий» упор был сделан на ручное управление, а в кораблях «Восток» — на автоматическое.

10. В подготовку первого отряда советских космонавтов входили теоретические занятия: основы высшей математики, небесной механики, механики твердого тела, астрономии и геофизики, медицины и биологии, а также технические дисциплины по ракетно-космической технике и специальный курс киносъемки. Помимо теории, будущие космонавты практиковались в прыжках с парашютом, физкультуре и проходили тренировки по кратковременной невесомости в двухместном реактивном самолете МиГ-15УТИ.

11. Первым из отряда космонавтов, кто вызвался примерить кресло в космическом корабле, оказался Юрий Гагарин. Это случилось 18 июня 1960 года, когда они приехали на опытный завод ОКБ-1 и впервые увидели в сборочном цехе прототипы корабля «Восток» (3КА). Это же был день знакомства с главным конструктором Сергеем Королевым.

Юрий Гагарин с женой Валентиной и Сергей Королев с женой Ниной. 1961 год

Rex Features / Shutterstock / Vida Press

12. Иллюминатор на детских изображениях ракет — это люк системы аварийного спасения в головном обтекателе ракет «Восток». Он появился из-за неудач во время испытаний на полигоне Тюра-там в Казахстане (теперь это космодром Байконур). 28 июля 1960 года на 24-й секунде полета ракета Р7-А взорвалась, спускаемый аппарат корабля 1К разбился при падении на землю, а его пассажиры — собаки Лисичка и Чайка — погибли. Эта авария заставила конструкторов создать надежную систему катапультирования — через тот самый люк. Катапультирование должно было проходить в кресле с парашютом.

13. Несмотря на ряд неудач, Королев так хотел обогнать американцев, что уже в октябре 1960 года на заводе ОКБ-1 был сделан упрощенный тренажер корабля «Восток». Для ускоренной подготовки на нем были выбраны шесть космонавтов: Гагарин, Попович, Титов, Карташов, Нелюбов и Николаев. Карташова заменили на Валерия Быковского из-за обширных кровоизлияний в кожу, которые появились у Карташова при испытаниях в центрифуге с перегрузками от 7 до 12 g.

14. Знаменитое «Поехали!» Гагарин услышал от летчика-испытателя Марка Галлая, который был главным инструктором во время тренировок в усовершенствованном макете № 2 в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) в городе Жуковский. Они начались в ноябре 1960 года.

15. 17 января 1961 года шестерка выполнила зачетные тренировки в тренажере в ЛИИ, а 18 января сдала в Центре подготовки космонавтов экзамен. Комиссия поставила отлично всем космонавтам, но рекомендовала в полетах придерживаться следующего порядка: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. В итоге очередь прервалась на Григории Нелюбове, который после полета Германа Титова был отчислен из отряда космонавтов за дисциплинарное нарушение. При этом только на него, наряду с Титовым и Гагариным, к весне 1961 года был изготовлен индивидуальный скафандр.

Гагарин на медицинском обследовании. 1 апреля 1961 года

ТАСС

16. Внешний негерметичный слой скафандра первых советских космонавтов был ярко-оранжевого цвета, чтобы их было легче искать после приземления.

17. До Гагарина в космос дважды успешно летал манекен по имени Иван Иванович. 9 марта 1961 года ракета «Восток» вывела на орбиту корабль «Восток-3А». Иван Иванович катапультировался, а внутри спускаемого аппарата приземлилась собака Чернушка. 25 марта состоялась «генеральная репетиция» будущего полета. На корабле «Восток-3А» № 2 полетел Иван Иванович, облаченный в оранжевый скафандр, и собака Удача. Ее Гагарин переименовал в Звездочку.

18. Оба предварительных беспилотных полета были признаны госкомиссией успешными, хотя в обоих случаях нештатно расстыковались спускаемый аппарат и приборный отсек. Корабли приземлялись с перелетом от расчетной точки посадки.

19. О том, кто полетит первым, а кто станет запасным, Гагарину и Титову объявили 10 апреля, всего за два дня до запуска, а решение было принято Госкомиссией еще на два дня раньше — 8 апреля.

20. В последний момент все могло измениться. При контрольном взвешивании выявили перевес корабля с космонавтом в скафандре на 14 килограмм. Возникла идея поменять Гагарина на более легкого Титова, но ее отверг Королев, дав распоряжение демонтировать второстепенное оборудование и часть кабелей.

12 апреля 1961 года

21. Утром 12 апреля, когда на Гагарина и Титова надели скафандры, обнаружилось, что у космонавтов нет никаких опознавательных знаков. Тогда специалист по скафандрам Виктор Давидьянц кисточкой нанес на шлем Юрия Алексеевича надпись «СССР».

Гагарин перед стартом на «Байконуре»

ТАСС

22. Ученые обратили внимание, что при первом полностью успешном полете собак в космос Белка испытывала в невесомости сильное беспокойство. Из опасения, что космонавт может утратить контроль над собой, панель ручного управления была закрыта кодовым замком. Код хранился на борту корабля в специальном пакете.

23. Но специалисты так волновались за Гагарина, что за день до старта его инструктор Марк Галлай сообщил код от замка — цифры 1, 2, 5. То же сделал и ведущий конструктор по «Востоку» Олег Ивановский — уже перед закрытием крышки люка.

24. По пути к ракете Гагарин попросил остановить автобус в голой степи и прямо в скафандре «сходил на колесо». Так он решил проблему, которую не предусмотрели врачи: сходить в туалет на корабле было негде. Первый американский астронавт Алан Шепард в такой же ситуации пописал прямо в скафандр. У будущих советских космонавтов «ходить на колесо» стало традицией.

25. Полностью закрытый корабль с Гагариным внутри пришлось еще раз открывать и закрывать, потому что от одного из датчиков не поступал сигнал о том, что крышка люка закрылась достаточно плотно.

26. Старт ракеты с кораблем «Восток-1» был успешным. Но при выходе на орбиту стала очевидна первая большая проблема полета: из-за сбоя в системе радиоуправления двигатели ракеты проработали дольше. Буквально чуть-чуть — но этого хватило, чтобы корабль с Гагариным вышел на орбиту 181 × 327 километров с наклонением 65°, а должен был по плану — на высоту 189 × 235 километров. Дальняя точка вытянутой орбиты — так называемый апогей — оказалась дальше от Земли на 92 километра.

Взлет корабля «Восток-1»

Rex Features / Vida Press

27. Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней. Дело в том, что на «Востоке-1» была одна тормозная двигательная установка, которая должна была включиться в сторону движения корабля, чтобы вернуть его на Землю. На случай ее отказа была выбрана орбита, с которой при естественном торможении в атмосфере корабль приземлился бы за 5–7 суток. Но корабль улетел дальше. Между тем именно на это время приземления были рассчитаны запасы системы жизнеобеспечения.

28. Во время полета Гагарин был пристегнут подвесной системой к креслу и не покидал его.

29. Траектория полета «Востока» проходила над СССР, Гавайскими островами, южнее мыса Горн, Африкой. Всего один виток вокруг земного шара.

30. У Гагарина не было камеры или фотоаппарата, на Землю он смотрел через иллюминатор. Но его самого снимала телевизионная система «Селигер» и транслировала эти данные на Землю.

31. Зато у него был магнитофон, на который он надиктовывал свои впечатления. Но по недосмотру пленка закончилась раньше времени, и Гагарин перемотал ее вручную, записывая конец полета поверх уже сказанных слов.

32. За время полета первый космонавт не менее 79 минут пробыл в состоянии невесомости, при этом он адекватно вел переговоры, попробовал пищу из туб, пил воду, делал записи в бортовом журнале (пока не улетел карандаш). Самочувствие было хорошее, о чем он и сообщал в радиоэфир. Страх, что невесомость может быстро критично повлиять на человека, не оправдался.

33. Агентство национальной безопасности США в конце 1950-х годов разместило на Аляске и на Гавайях две станции наблюдения за советскими космическими аппаратами, способные перехватывать и расшифровывать телеметрию со спутников. 12 апреля станция на острове Шемья в штате Аляска получила и расшифровала телесигнал с Гагариным.

34. В сообщении ТАСС о полете передали частоты бортовых передатчиков «Востока»: 9,019 мегагерца, 20,006 мегагерца и 143,625 мегагерца. Радиолюбители всего мира пытались услышать Гагарина в радиоприемниках. И некоторым из них повезло.

35. Тормозная двигательная установка в итоге не подвела и включилась в расчетное время. Но после окончания ее работы продолжал поступать азот, который использовался для вытеснения топлива. Корабль закрутило. В иллюминатор Гагарин видел то Землю, то небо.

36. Ситуация с двумя последними полетами беспилотных «Востоков» повторилась: спускаемый аппарат и приборный отсек не разделились в положенное время. Гагарин понял, что перелет неизбежен.

37. Из-за нештатного входа в атмосферу перегрузки превысили 9 g, поднявшись до 12 g. На несколько секунд Гагарин потерял способность различать цвета. Но затем перегрузки стали спадать.

38. Во время катапультирования тоже не обошлось без неприятностей: когда на высоте четыре километра сработал основной парашют, который выдернул Гагарина из кресла, не включился радиомаяк, а аварийный запас с продуктами, аптечкой, пеленгатором, радиостанцией и надувной лодкой оторвался от специального фала.

39. Гагарин спускался на парашюте в скафандре. Баллоны с кислородом остались в катапультирующем кресле, и ему нужно было открыть клапан для дыхания окружающим воздухом. Но клапан заклинило. Потребовалось несколько минут на то, чтобы решить проблему и начать дышать нормально.

40. Начальство так боялось за Гагарина, что настояло на том, чтобы у него обязательно был запасной парашют, который автоматически открылся на высоте три километра. В результате космонавт не мог управлять парашютами и летел спиной вперед. Зато второй парашют помог перелететь весеннюю разлитую Волгу, что было как нельзя более актуально с учетом того, что надувной лодки у него больше не было. В дальнейшем от автоматического открытия запасного парашюта отказались.

41. Первыми Юрия Гагарина, приземлившегося в степи в Саратовской области, увидели жена лесника Анихайят Тахтарова и ее шестилетняя внучка Румия. Сначала они испугались космонавта в странном оранжевом костюме, но он смог их успокоить.

42. Поскольку о полете и посадке Гагарина сообщили и по радио, и напрямую военным, то уже через несколько минут прибыли зенитчики с майором Ахмедом Гассиевым. Еще до старта «Востока» они были подняты по боевой тревоге и наблюдали за небом, зафиксировав вход корабля в атмосферу и катапультирование космонавта.

43. До 2011 года считалось, что Гагарин приземлился в 10:55 по московскому времени, но после того, как был рассекречен и опубликован предварительный отчет ОКБ-1, стало ясно, что это случилось на две минуты раньше, в 10:53 — то есть через 106 минут после старта.

После полета

44. Сразу же после завершения полета чиновники начали готовить документы для оформления рекорда. Но пилотируемая космическая программа СССР была строго засекречена, и даже в заявку, поданную в Международную аэронавтическую федерацию (FAI), записали и прямую ложь, и дезинформирующие данные с «целью обеспечения невозможности раскрытия тактико-технических данных ракеты-носителя и корабля-спутника „Восток“».

Визит Юрий Гагарина в Великобританию. 13 июля 1961 года

ANL / Shutterstock / Vida Press

45. Чтобы зафиксировать рекорд, пришлось пойти на подлог. По правилам FAI, пилот должен был находиться внутри летательного аппарата от старта до посадки, а спортивный комиссар должен был присутствовать при посадке и лично зафиксировать рекорд. Спортивный комиссар Иван Борисенко заявил, что присутствовал на месте посадки Гагарина внутри спускаемого аппарата.

46. Сокрытие информации о технических деталях полета «Востока» породило множество слухов и конспирологических теорий, живущих по сей день. Например, радиолюбители из Италии братья Юдика-Кордилья еще до полета Гагарина утверждали, что перехватили сообщения с советских космических кораблей. Согласно этой теории, до Гагарина летали другие советские космонавты, но все они погибли.

47. После полета Гагарин решил получить высшее образование и поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Одновременно он работал замначальника Центра подготовки космонавтов (ЦПК). Вместе с Гагариным учились большинство летавших и не летавших космонавтов первого набора, а также девушки из первого женского набора.

Летчики-космонавты Виктор Горбатко, Андриян Николаев и Юрий Гагарин (слева направо) в Центре подготовки космонавтов. Московская область, Звездный городок. Октябрь 1966 года

Валентин Черединцев / ТАСС

48. В качестве дипломной работы космонавты решили подготовить проект крылатого орбитального корабля, где у каждого была своя часть. Облик корабля подсказал Сергей Королев. Гагарин отвечал в проекте за общую конфигурацию аппарата и методы его использования.

49. Для отработки динамики посадки космоплана был смонтирован пилотажный стенд, на котором Гагарин выполнил двести зачетных посадок в разных смоделированных условиях.

50. 17 февраля 1968 года Юрий Гагарин защитился и официально стал «летчиком-инженером — космонавтом».

51. Гагарин в считаные дни стал мировой знаменитостью. Он совершил около 30 поездок по приглашению правительств разных стран. В июле 1961 года он был в Великобритании, где в том числе встретился с королевой Елизаветой II. Во время завтрака с королевской семьей они увлеченно беседовали с принцем Филиппом о реактивной авиации.

52. Главной мечтой Гагарина оставалось вернуться в космос. В феврале 1967 года его выбрали дублером Владимира Комарова для полета на новом советском космическом корабле «Союз-1». Планировался групповой полет со стыковкой: следом за первым должен был стартовать «Союз-2» с тремя космонавтами, двое из которых должны были пройти через открытый космос в «Союз-1».

53. Полет «Союза-1» закончился гибелью Комарова при возвращении на Землю. Гагарин тяжело переживал из-за гибели друга, но еще из-за того, что его самого исключили из следующих экипажей «Союзов». Руководство страны не хотело рисковать жизнью первого космонавта.

54. Гагарин успел написать научную книгу. В марте 1968 года вместе с психологом Владимиром Лебедевым они закончили работу «Психология и космос».

55. Как замначальника ЦПК по летно-космической подготовке, Гагарин должен был регулярно выполнять тренировочные полеты на самолетах, но из-за большой нагрузки в академии времени у него не хватало. Было решено, что он восполнит недостающие часы по окончании учебы.

56. В марте 1968 года Гагарин начал летать с инструкторами на хорошо знакомом ему самолете МиГ-15УТИ — том самом, на котором космонавты тренировались перед первым полетом. 27 марта должен был состояться зачетный вылет с командиром полка Владимиром Серегиным, после которого Гагарина должны были допустить к самостоятельному пилотированию.

57. В 10:19 Юрий Гагарин взлетел в небо, в свой последний полет. В 10:30 радиообмен прекратился. В 14:50 поисковые вертолеты Ми-4 доложили о воронке с дымом и пожаром южнее поселка Новоселово Владимирской области.

58. 30 марта 1968 года урны с прахом Гагарина и Серегина были установлены в нишах Кремлевской стены.

59. На Луне, на месте посадки экипажа американского космического корабля «Аполлон-15» (в августе 1971 года) лежит алюминиевая фигурка «Павший астронавт», созданная бельгийцем Полом ван Хейдонком в память о покорителях космоса. Рядом в реголит воткнута табличка с именами погибших астронавтов и космонавтов, среди которых Юрий Гагарин.

Табличка с именами погибших астронавтов и космонавтов на Луне

NASA

60. Из первых космических отрядов СССР и США сейчас жив только советский космонавт Борис Валентинович Волынов.

 Что еще почитать про первые годы космонавтики

  • Основной источник уточненной циклограммы полета: Антон Первушин. Юрий Гагарин: Один полет и вся жизнь. Полная биография первого космонавта планеты Земля. Пальмира, 2017
  • Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. Под редакцией Ю. М. Батурина, РТСофт, 2005
  • Первый пилотируемый полет. Российская космонавтика в архивных документах. Под редакцией В. А. Давыдова, Родина Медиа, 2011

Александр Хохлов

Тайные советские космонавты. Кто летал в космос до Юрия Гагарина?

В России есть немало сторонников так называемой «теории лунного заговора», согласно которой американские астронавты никогда не высаживались на Луне, а все съемки, сделанные на спутнике Земли, — не более чем постановка, осуществленная силами Голливуда при участи знаменитого режиссера Стэнли Кубрика.

Но еще раньше «лунного заговора» на Западе появилась история о «тайных советских космонавтах», якобы погибших до полета Юрия Гагарина.

Кубинская марка с Гагариным, примерно 1981 год. Фото: Depositphotos

«Улетели, погибли, засекречены»

Об этой теории в России говорят куда менее охотно, ведь она задевает самолюбие россиян. Но в западных странах материалы о «тайных советских космонавтах» периодически публикуются по сей день. Особенно часто подобные статьи появляются в канун Дня космонавтики.

После того как в 1957 году СССР запустил на орбиту первый спутник, пошли разговоры о том, что вскоре в космос полетит и человек. В конце 1959 года в итальянских СМИ появились сообщения о том, что в СССР были предприняты несколько попыток запуска человека на баллистической ракете. Все они, по утверждению итальянцев, закончились неудачами. В публикациях приводились и имена погибших покорителей космоса: Алексей Ледовский, Сергей Шиборин, Андрей Митков и Мария Громова.

Но настоящий бум таких публикаций начался уже после полета Юрия Гагарина. Американские и британские репортеры, ссылаясь на информированные источники, утверждали: Гагарин не был первым или вообще не летал в космос!

Тайна как повод для слуха

Cоветская межпланетная станция «Венера-1» Источник: Armael / Wikimedia

Истории о трагической гибели советских космонавтов сопровождались указаниями дат запуска, обстоятельств катастрофы, а главное — именами погибших. В итоге количество похороненных западной прессой перевалило за десяток.

Появлению таких слухов способствовала строгая секретность, которой была окутана советская космическая программа. Например, и это вполне достоверный факт, о неудачных запусках в СССР вообще предпочитали не сообщать либо сообщали неточную информацию. Так, когда 4 февраля 1961 года советская межпланетная станция «Венера-1» не смогла уйти с земной орбиты из-за отказа разгонного блока, появилось сообщение ТАСС о «запуске “тяжёлого спутника 01” и успешном выполнении поставленных при этом научно-технических задач». Кстати, как раз-таки февральский запуск 1961 года даст почву для новой сенсации в Италии: местные радиолюбители заявят, что приняли сигналы, которые при расшифровке оказались звуками сердцебиения умирающего человека.

Списки «тайных советских космонавтов» пополнялись: Петр Долгов, Алексей Белоконов, Геннадий Михайлов, Алексей Грачев.

«Секретный полет и плен» летчика Ильюшина

Владимир Ильюшин. Источник: Commons.wikimedia.org

Самым же известным «тайным космонавтом» стал Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Ильюшин-младший был знаменитым летчиком-испытателем, работавшим в ОКБ Сухого. В 1960 году Владимир Ильюшин, установивший на новейших самолетах целую серию мировых рекордов, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Согласно публикациям в западных СМИ, Ильюшин якобы стартовал с Байконура на космическом корабле «Россия» 7 апреля 1961 года. После трех витков полета космонавт потерял сознание и наземные службы спустили корабль с орбиты в автоматическом режиме. Посадка была неудачной, спускаемый аппарат приземлился в Китай, раненый советский космонавт оказался в плену у Мао Цзедуна, требовавшего от него раскрытия космических секретов. Другая версия этой истории гласит, что Ильюшин приземлился в СССР, но был тяжело ранен и представить его публике в таком виде было невозможно. Поэтому миру показали спешно подобранного улыбчивого старшего лейтенанта, которого звали Юрий Гагарин.

Пожалуй, из всех «тайных космонавтов» в Ильюшина верили больше других. Настолько, что его имя в качестве первого космонавта Земли даже, как пишут некоторые, указывалось в Книге Гиннесса.

На самом деле Ильюшин попал в катастрофу в 1960 году, и не авиационную или космическую, а в автомобильную. В машину летчика врезалось авто с нетрезвой компанией, и Ильюшин серьезно пострадал. В авиацию он уже не должен был вернуться. Лечили Героя Советского Союза всеми доступными средствами. На реабилитацию он ездил в Китай, отсюда и рассказы про «пленника Мао». Владимир Ильюшин все-таки вернулся к работе летчика-испытателя. Он, конечно, был наслышан о своем «космическом подвиге» и всегда относился к нему с юмором.

Прыжок со стратостата: что случилось с Петром Долговым

Пётр Долгов. Источник: Commons.wikimedia.org

В списке «тайных советских космонавтов» есть один испытатель, который действительно погиб: это Петр Долгов. Случилось это, однако, не в космосе, и не до, а после полета Гагарина.

Старший инструктор-испытатель парашютной техники Научно-исследовательского института ВВС СССР полковник Долгов 1 ноября 1962 года погиб во время экспериментального прыжка с парашютом со стратостата «Волга» с высоты 28 600 м.

Его напарник Евгений Андреев приземлился благополучно, а вот Долгов достиг земли уже мертвым. Как потом было установлено, при выходе из гондолы стратостата испытатель повредил скафандр, который разгерметизировался. На такой высоте это привело к его немедленной гибели.

С Ильюшиным и Долговым все ясно, а что же с другими фамилиями?

Испытатели «превращаются» в космонавтов

Отечественные исследователи, бившиеся над этой проблемой, выяснили, что Геннадий Заводовский, Иван Качур, Алексей Белоконов, Алексей Грачев, Геннадий Михайлов — это техники-испытатели Института авиационной и космической медицины, работавшие там в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В их задачу входило тестирование различных тренажеров и методик, которые были использованы для подготовки настоящих космонавтов. В их отношении режим секретности был несколько ниже, поэтому об испытателях появлялись статьи в ряде советских СМИ. На Западе о них вспомнили, когда понадобились истории о «тайных космонавтах». Сами испытатели даже спустя годы могли услышать по «Голосу Америки» программы, где рассказывалось об их «трагической гибели».

Сегодня документы, связанные с первыми годами советской космической программы, рассекречены, опубликованы воспоминания конструкторов, инженеров, космонавтов первого отряда. Судьбу каждого из первой двадцатки советских покорителей космоса можно полностью проследить.

«Это моя вина … Никого не вините»: как погиб Валентин Бондаренко

Валентин Бондаренко. Источник: Commons.wikimedia.org

До полета Юрия Гагарина погиб только один член первого отряда космонавтов: 24-летний Валентин Бондаренко. Случилось это опять-таки не в космосе, а на земле.

23 марта 1961 года Бондаренко заканчивал десятисуточное пребывание в сурдобарокамере в НИИ-7 ВВС: так будущих космонавтов проверяли на устойчивость к одиночеству и тишине. Давление воздуха в сурдобарокамере было снижено, а насыщение кислорода повысили в два раза. Заканчивая очередной медицинский тест, Валентин снял закрепленные на теле датчики, протер места их закрепления смоченным в спирте ватным тампоном и неосторожно его выбросил. Ватка попала на спираль раскалённой электроплитки и мгновенно вспыхнула. В атмосфере почти чистого кислорода огонь быстро распространился на всю камеру. Бондаренко попытался самостоятельно потушить пожар, но на нем загорелся шерстяной тренировочный костюм. Открыть сурдобарокамеру быстро было невозможно из-за большого перепада давления. Когда Валентина вытащили, он оставался в сознании и все время повторял: «Это моя вина … Никого не вините». Врачи сражались за его жизнь восемь часов, но полученные ожоги были слишком серьезными.

Сегодня со стопроцентной уверенностью можно говорить, что Юрий Гагарин действительно был первым космонавтом Земли. Но это не значит, что мифы умрут окончательно. Ведь и у нас многие продолжают верить, несмотря на факты, что американцев не было на Луне.

Читайте также:

  • Юра, мы всё. Что происходит в Гагарине, на родине первого космонавта

  • «Хочу вдохновлять людей работать вместе, а не друг против друга». Американский астронавт Терри Вертс — о Гагарине, России и мечте летать в космос

  • «Полез смотреть на звёзды и сломал руку». Люди, которые все еще мечтают стать космонавтами

Пять вещей, которые нужно знать о путешествии Гагарина в космос

Кредит: Pixabay/CC0 общественное достояние

Шестьдесят лет назад в понедельник космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, обеспечив победу Москве в гонке с Вашингтоном и открыв новую главу в истории освоения космоса.

Десятилетия спустя его путешествие стало окутываться мифами после того, как Советы годами держали в секрете многие детали исторической миссии.

Вот пять вещей, которые нужно знать о легендарном полете Гагарина:

«Поехали!»

Гагарин, обученный сталелитейщик, ставший военным летчиком, был выбран из тысяч кандидатов для прохождения серьезной подготовки, необходимой для космического полета.

Помимо отличных результатов в тестах, Гагарин, которому тогда было 27 лет, также, как сообщается, отличился тем, что снял обувь перед входом в космический корабль «Восток», предназначенный для миссии, что является обычаем в России при входе в дом.

12 апреля 1961 года, когда Гагарин вылетел с космодрома Байконур в Казахстане, он произнес свою культовую фразу «Поехали!» или «Поехали!» на русском.

Рискованное дело

Полет длился всего 108 минут, поскольку «Восток» совершил один виток вокруг Земли.

После того, как Гагарин благополучно вернулся домой, успех его миссии затмил тот факт, что не все пошло по плану.

Среди дюжины технических сбоев его космический корабль вышел на орбиту на большей высоте, чем ожидалось.

Если бы его тормозная система вышла из строя, Гагарину пришлось бы ждать, пока космический корабль не начнет снижаться самостоятельно. И хотя на «Востоке» было достаточно еды, воды и кислорода, чтобы продержаться 10 дней, большая высота означала, что ожидание было бы намного дольше, и у Гагарина закончились бы припасы.

К счастью для российского космонавта, тормоза сработали.

Подозрения в шпионаже

Но Гагарин приземлился за много миль от ожидаемой точки посадки, катапультировавшись из своей капсулы над Саратовской областью на юге России.

Он приземлился в поле, где первыми людьми, которых он увидел, были молодая девушка и ее бабушка, выкапывающие картошку.

Одетый в белый шлем и оранжевый скафандр, он сначала изо всех сил пытался убедить их в разгар холодной войны, что он не иностранный шпион.

Нация мочеиспускания

Легенда гласит, что перед взлетом Гагарин попросил водителя автобуса, доставившего его на стартовую площадку, остановиться, чтобы он мог облегчиться, прежде чем помочиться на заднее правое колесо.

В течение многих лет российские космонавты повторяли ритуал перед запуском в космос, но многолетнее суеверие может скоро уйти в отставку: новый дизайн российского скафандра, представленный в 2019 году, не оснащен мушкой и слишком тяжел, чтобы его можно было ловко снять .

Человек, стоящий за Гагариным

Хотя имя Гагарина стало нарицательным в Советском Союзе, в течение многих лет никто не знал о вдохновителе космической программы страны: Сергее Королеве.

Советы даже отказались от Нобелевской премии, присужденной их «Главному конструктору», решив сохранить его личность в секрете. Только после его смерти в 1966 году стало известно его имя.

Под руководством Королева СССР отправил в космос не только первого человека, но позже и первую женщину, а также осуществил первый выход в открытый космос.

© 2021 АФП

Цитата : Пять вещей, которые нужно знать о путешествии Гагарина в космос (2021, 12 апреля) получено 27 апреля 2023 г.

с https://phys.org/news/2021-04-gagarin-journey-space.html

Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.

ЕСА — Юрий Гагарин

Агентство

101338 просмотров 290 лайков

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино под Гжатском (ныне Смоленская область, Россия).

Его родители, Алексей Иванович Гагарин и Анна Тимофеевна Гагарина, работали в колхозе. Юрий был третьим из четырех детей, и его старшая сестра помогала воспитывать его, пока родители работали.

Начав обучение на металлургическом заводе литейщиком, Гагарин был выбран для дальнейшего обучения в техникуме в Саратове. Находясь там, он присоединился к «Аэроклубу» и научился управлять легкими самолетами — хобби, которое будет занимать все большую часть его времени.

В 1955 лет, после окончания технического училища, поступил на летную подготовку в Оренбургскую военную школу летчиков.

Находясь там, он познакомился с Валентиной Горячевой, на которой женился в 1957 году, получив пилотское крыло на МиГ-15. После окончания был направлен на авиабазу Луостари в Мурманской области. 5 ноября 1957 года он стал лейтенантом советских ВВС, а 6 ноября 1959 года получил звание старшего лейтенанта.

Первая группа космонавтов из 19 человек.60

После того, как Советский Союз решил запустить человека в космос, в 1960 году был запущен секретный общенациональный процесс отбора, и Гагарин был выбран вместе с 19 другими пилотами. Затем Гагарин был выбран в элитную тренировочную группу, известную как «Сочинская шестерка», которая должна была стать первыми космонавтами программы «Восток».

Гагарин и другие будущие космонавты подвергались экспериментам, направленным на проверку физической и психологической выносливости; он также прошел подготовку к предстоящему полету. Из 20 выбранных для первого запуска в конечном итоге были выбраны Гагарин и Герман Титов из-за их результатов на тренировках, а также из-за их физических характеристик — места в маленькой кабине «Востока» было мало, и оба мужчины были довольно невысокими. Гагарин был ростом 1,57 метра.

В августе 1960 года, когда Гагарин был одним из 20 возможных кандидатов, врач военно-воздушных сил оценил его личность как: «Скромный; смущает, когда его юмор становится слишком пикантным; очевидна высокая степень интеллектуального развития; фантастическая память; своим коллегам острым и дальновидным чувством внимания к окружающему, развитым воображением, быстрой реакцией, настойчивостью, кропотливо готовится к своей деятельности и учебным упражнениям, легко обращается с небесной механикой и математическими формулами, а также преуспевает в высшую математику; не чувствует себя стесненным, когда ему приходится отстаивать свою точку зрения, если он считает себя правым; кажется, что он понимает жизнь лучше многих своих друзей».

Первые космонавты

Гагарин также был излюбленным кандидатом среди своих сверстников. Когда 20 кандидатов попросили анонимно проголосовать за другого кандидата, которого они хотели бы видеть первым, все, кроме трех, выбрали Гагарина. Один из его коллег, космонавт Евгений Хрунов, считал, что Гагарин очень сосредоточен, требователен к себе и другим, когда это необходимо.

Гагарин всю жизнь поддерживал физическую форму и был заядлым спортсменом. Космонавт Валерий Быковский писал: «Служба в ВВС сделала нас сильными и физически, и морально. Все мы, космонавты, серьезно занимались спортом и физкультурой, когда служили в ВВС. Я знаю, что Юрий Гагарин увлекался хоккеем. любил играть вратарем… Думаю, я не ошибусь, если скажу, что спорт стал неотъемлемой частью жизни космонавтов».

Полет в космос

19 апреля61 года Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе, выйдя на орбиту на борту корабля «Восток 3КА-3» («Восток-1»). После полета он стал мировой знаменитостью, много гастролируя в поддержку советских достижений.

В 1962 году начал работать депутатом Верховного Совета Советского Союза. Позже он вернулся в тренировочный центр Звездного городка, где провел несколько лет, работая над проектами многоразового космического корабля. В июне 1962 года ему было присвоено звание подполковника, а в ноябре 1962 года — полковника.63. Советские чиновники старались держать его подальше от летающих самолетов, опасаясь потерять своего героя в аварии.

Гагарин был дублером Владимира Комарова на корабле «Союз-1». Когда полет Комарова закончился катастрофой со смертельным исходом, Гагарину в конечном итоге запретили тренироваться и участвовать в дальнейших космических полетах.

Гибель в авиакатастрофе

27 марта 1968 года Гагарин вылетел на истребителе МиГ-15УТИ с летным инструктором Владимиром Серегиным в плановый тренировочный полет с авиабазы ​​Чкаловский, но полет закончился трагически: их самолет потерпел крушение под городом Киржач. Гагарин был похоронен в стене Кремля на Красной площади.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *