Как возникла идея Крестового похода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История
Почему после одной проповеди толпы европейских рыцарей ринулись на Ближний Восток? Чего добивался ее автор, папа Урбан II? Что двигало крестоносцами? Об этом рассказывает книга историка и автора Arzamas Светланы Лучицкой «Крестовые походы. Идея и реальность», вышедшая в издательстве «Наука». Мы публикуем отрывок из первой главы
В начале 1095 года в Пьяченце заседал церковный синод во главе с римским папой Урбаном II. Сотни прелатов прибыли в итальянский город, чтобы участвовать в обсуждении дел, связанных с проводимой папством реформой, цель которой заключалась в освобождении Церкви от вмешательства в ее жизнь светских властей и в укреплении статуса духовенства. На этот же совет явилась византийская делегация от императора Алексея I Комнина с просьбой о помощи против турок-сельджуков — грозных азиатских завоевателей, которые к тому времени захватили многие византийские владения в Малой Азии и Армении и продвинулись чуть ли не до самого Константинополя. В проповеди, прочитанной в Пьяченце, Урбан II призывал латинян помочь восточным христианам и византийскому императору освободиться от гнета мусульман.
Обложка книги Светланы Лучицкой «Крестовые походы. Идея и реальность». Санкт-Петербург, 2019 год © Издательство «Наука»После синода в Пьяченце папа совершил вояж по северной Италии и Франции в сопровождении целой свиты прелатов и посетил, в частности, монастырь Клюни — оплот церковной реформы, где он ранее был настоятелем. Он также встретился в городе Сен-Жиле с графом Тулузы Раймундом, а в городе Ле Пюи-ан-Велэ — с местным епископом Адемаром де Монтейль. Именно здесь, в Ле Пюи, папа принял решение созвать церковный собор, который состоялся 27 ноября в Клермоне и где Урбану II предстояло произнести свою знаменитую проповедь. По этому случаю туда прибыло так много людей, что папе пришлось держать речь вне стен города, в поле, где его слушали огромные толпы народа. Рассказав, как и прежде, о страданиях восточных христиан, Урбан II призвал собравшийся народ прекратить братоубийственные войны, объединиться для борьбы против «язычников» и отправиться на Восток с целью освобождения братьев по вере и отвоевания принадлежавших христианам территорий. В своей речи папа неожиданно упомянул не только Константинополь, но и Иерусалим, призвав христиан освободить также священный город с его святынями. С криками «Бог того хочет!» («Deus hoc vult!») тысячи людей, охваченных благочестивым порывом, откликнулись на призыв понтифика. Пример подал Адемар де Монтейль, приняв из рук папы крест. Это был красивый и заранее продуманный жест. Епископ назначался представителем римского папы в будущем войске. Собравшиеся на проповедь папы христиане давали обет пойти в поход на Восток воевать против неверных и в знак своей готовности присоединиться к «святому воинству» нашивали на правое плечо красный крест, ставший символом их религиозных намерений. Папа объявил участникам будущего похода индульгенцию, обещая отпустить их грехи и взять их под защиту Церкви, предоставив им целый ряд привилегий…
Папа Урбан II на соборе в Клермоне. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер». 1474 годEncyclopædia BritannicaТак начинаются события, которые позже будут описывать как Первый крестовый поход. Сегодня, более чем через 900 лет после случившегося, мы тщимся расшифровать содержание проповеди папы. Четыре хрониста Фульхерий Шартрский, Роберт Монах, Гвиберт Ножанский и Бодри Дольский. пересказали речь папы на Клермонском соборе, и у каждого она звучит иначе; к тому же все их сочинения были написаны уже после Первого крестового похода, когда Иерусалим был взят. Что же случилось на самом деле? Была ли спонтанной реакция папы на обращения византийского императора? И почему совпали устремления папы и мирян? Наверное, ответы на эти вопросы мы получим в том случае, если будем рассматривать тот исторический фон, на котором происходили вышеупомянутые события.
* * *
Невозможно рассматривать призыв папы Урбана II вне того духовного возрождения, которое во второй половине XI века испытывала латинская Церковь. В это время начинается реформаторское движение, возникшее как реакция на обмирщение Церкви, сращение церковной власти с мирской и, как следствие, падение ее морального авторитета. В тот период Церковь еще не освободилась от разлагающих феодализирующих тенденций, когда епископы получали от светских государей — прежде всего германского императора — земли, взамен соглашаясь на вассальные обязательства, и когда тот же император считал возможным назначать аббатов и влиять на посвящение в сан епископов, а папство находилось в зависимости от светских властей. Целью реформаторов, выступивших против подобных тенденций, было очищение и духовное обновление Церкви, укрепление власти и авторитета папства. Они призывали к свободе церкви (libertas Ecclesiae) — то есть к полному освобождению Церкви от управления мирянами, осуществляемого посредством раздачи церковных должностей, к вытеснению светской аристократии из сферы церковного управления.
Нельзя сказать, что эта программа освобождения Церкви от влияния светской власти разделялась большинством высших западных прелатов. Многие епископы христианского Запада сопротивлялись переменам, и тогда проводником реформаторских идей стал монашеский мир, опиравшийся на авторитет Святого престола. Вдохновляясь монашескими идеалами, лидеры движения требовали восстановления церковного порядка, строгого соблюдения церковной дисциплины и стремились восстановить утраченный Церковью духовный контроль над умами и душами верующих. Целые аббатства изымались из-под власти местных епископов и ставились под непосредственное начало папы — наместника святого Петра. Клюнийская конгрегация, непосредственно подчинявшаяся понтифику и притягивавшая к себе и реформаторов, и аскетов, являлась главной опорой папства в его соперничестве со светской властью, а клюнийские аббаты стали частыми гостями в Римской курии. При папе Григории VII (1073–1085), который, собственно, и вдохновлял церковные преобразования, реформаторское движение вылилось в борьбу за инвеституру (право назначать на церковные должности) — конфликт между германским императором и римским папой за верховенство, столь характерный для всего Средневековья. В «Диктате папы» 1074 года Григорий VII обосновал духовное руководство понтифика всем христианским миром и утверждал за собой право назначать епископов, созывать соборы, осуществлять высшую судебную власть и пр. Борьба за инвеституру началась как дискуссия о реформе, но быстро переросла в непосредственное противоборство светской и духовной власти, так что папа Григорий VII сначала условно, а потом фактически низложил германского императора Генриха IV, отлучив его от церкви.
Хождение в Каноссу. Гравюра из цикла «Примат папы Римского» из «Книги мучеников» Джона Фокса. 1570 годГенрих IV, стоя на коленях, протягивает свою корону папе Григорию VII, сидящему на троне.Rare Books and Manuscripts Library, The Ohio State University Libraries
При Урбане II — последователе клюнийской реформы и строгом григорианце — противостояние между папой и императором, «священством» и «царством», продолжилось. В момент восхождения Урбана II на Святой престол далеко не все германские епископы признавали его папой: большая часть Германии, а также Северная и Центральная Италия, включая Рим, поддержали антипапу — Климента III. В сложившейся ситуации Урбан II стремился обрести опору не только на Западе, но также в Византии. С самого начала своего понтификата папа вел переговоры c Алексеем I Комнином об укреплении отношений между церквами Рима и Константинополя и даже о военной помощи в борьбе против турок. Урбан II явно заранее обдумывал свои планы, но именно в ноябре 1095 года — время успеха клюнийской реформы — он оказался достаточно силен для того, чтобы произнести свой призыв о помощи восточным христианам. К тому времени на его сторону склонился Рим, а во время путешествия по Франции после синода в Пьяченце сын Генриха IV Конрад, восставший против собственного отца, становится вассалом Урбана II. На фоне всех этих событий проповедь папы на Клермонском соборе приобретала немалое политическое значение — это был еще один ход в борьбе за инвеституру: Урбан II призывал защитить христиан и отвоевать их земли и по существу возглавил христианский мир в тот момент, когда сам он не признавал Генриха IV императором, — то есть практически понтифик находился на вершине светской и духовной власти. Так конфликт папства и императора, борьба за освобождение латинской Церкви (libertas Ecclesiae) привели к борьбе за освобождение Восточной церкви и к началу крестоносного движения. От борьбы за освобождение Церкви клюнийские реформаторы в лице Урбана II перешли к освобождению восточных христиан, братьев по вере.
* * *
В своей речи на Клермонском соборе Урбан II не преминул рассказать о страданиях, которые Восточная церковь терпит из-за иноверцев. Папа желал воздействовать на своих слушателей и сделать свой призыв более убедительным и с этой целью описывал бедствия восточных христиан: мусульмане завоевывают христианские земли, истребляя все огнем и мечом, чинят препятствия паломникам, разрушают церкви и глумятся над христианскими святынями: «Они опрокидывают алтари, осквернив их своими нечистотами, они обрезают христиан, выливая кровь обрезания на алтари или крещальные купели» Roberti Monachi. Historia Hierosolymitana // RHC. Hist. Occ. P., 1866. Vol. 3. P. 727.. «Братья Ваши, живущие на Востоке, — говорил в своей речи папа, — остро нуждаются в Вашем участии, и вы должны поспешить помочь им, ибо, как многие из вас слышали, турки напали на них и завоевали территории Романии до берегов Средиземноморья» Fulcherii Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hg. v. H. Hagenmeyer. Heidleberg, 1913. Р. 133.. Обе темы — необходимость помочь Византии и оскорбление христианских святынь — Урбан II в своей проповеди связал воедино. Таким образом, грядущая экспедиция на Восток рассматривалась как «дело Бога».
Саму идею освобождения Восточной церкви от турок папа выразил на языке христианской этики, говоря о восточных и западных христианах как «друзьях» и «братьях»: «Братья наши, члены тела Христова, подвергаются побоям, угнетаются и притесняются… единокровные братья ваши… от единой матери рожденные… сыны Того же Христа и Той же Церкви» The Historia Ierosolimitana of Baldric of Bourgueil. Boydell & Brewer, 2014. P. 6–7.. Война за их освобождение представлялась благом, так как, по словам Урбана II, «положить жизнь за друзей есть милосердие» (Ин. 15:13). В своей проповеди папа рассматривал помощь Востоку как проявление любви к ближнему — главной провозглашенной христианством этической ценности. Папа предлагал мирянам, прежде всего рыцарям, отправиться на Восток и с оружием в руках сражаться против мусульманских угнетателей христиан.
Эмиль Синьоль. Взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 года. 1847 год Château de VersaillesТакой ли именно поддержки ждала Византия от Запада? Император в самом деле просил военной помощи. Дело в том, что Византийская империя должна была постоянно бороться против многих врагов: сдерживать продвижение по Малой Азии турок-сельджуков, набеги печенегов и половцев. Для этого ей нужно было где-то рекрутировать новых воинов для своей армии. Их она часто вербовала из западных рыцарей, прежде всего воинственных норманнов — потомков викингов, избравших своим покровителем архангела Михаила, вождя небесного войска. Искатели счастья на чужбине, норманны с одинаковым рвением служили то папе, то византийскому императору, но очень скоро стали проводить собственную политику и вытеснили византийцев из Южной Италии. После битвы при Манцикерте 1071 года, в которой турки-сельджуки нанесли серьезное поражение Византии, ей пришлось пойти на значительные территориальные уступки. К тому же она была вынуждена обороняться от правивших в Южной Италии норманнских князей, вчерашних наемников империи, которые отныне представляли для нее угрозу. В этих условиях Алексей I искал союзника в папе римском и надеялся на помощь западных рыцарей в борьбе против своих врагов. Согласно западным хронистам, византийский император якобы писал, сгущая краски, о бесчинствах турок в Византии и притеснениях христианских пилигримов графу Фландрии Роберту I, который в 1090 году совершил паломничество в Святую землю и, возвращаясь из Иерусалима, остановился в Константинополе, пообещав Алексею прислать 500 наемников Epistulae ac chartae ad historiam primi belli sacri spectantes / Hg. v. H. Hagenmeyer. Innsbruck, 1901. Р. 129–136.. На самом деле идея просить папу призвать западных воинов служить василевсу могла возникнуть еще раньше. Известно, что в 1074 году в результате обмена посольствами между Римом и Константинополем Григорий VII лично призывал западных рыцарей отправиться на помощь «христианской империи». Он обещал, что сам в качестве «полководца и понтифика» (dux et pontificus) возглавит войско и отправится на Восток воевать против врагов Христа и дойдет до Гроба Господня. Но этим планам не суждено было осуществиться: папа поссорился с Восточной Римской империей и даже одобрил вторжение норманнов в Византию. В 1089 году начался новый виток переговоров папы с греками, во время которых обе стороны пытались заручиться поддержкой друг друга (папа — в борьбе против императора, а василевс — в борьбе против норманнов), а уже на церковных соборах в Пьяченце и Клермоне понтифик усиленно призывал Запад освободить христианский Восток.
Подчеркнем: Византия отнюдь не призывала к Крестовому походу, императора интересовала только военная поддержка империи со стороны Запада. Война Византийского государства с турками имела оборонительный характер, она не принимала форму религиозной войны. Никто из восточных христиан не требовал их освободить, паломники тоже не притеснялись турками-сельджуками. Но плохо информированные латиняне почти буквально воспринимали рассказы византийцев и западных путешественников о притеснениях христиан, и в сознании папы под воздействием просьб Византии о наемниках зародилась идея о совершенно новой вооруженной экспедиции на Восток западных рыцарей, которая, по его словам, была бы службой ради Христа, защитой христианской веры и христиан.
<…>
Читайте также наши материалы «Как собраться в Крестовый поход» и «Крестовые походы в 8 пунктах»
Теги
Эксперт
Средние века
Препринт
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Приложение дня
История Большого взрыва
Спектакль дня
«Юлий Цезарь» (1874)
Спички дня
Гигиенические
Архив
История
Хитрый горбун, жестокий тиран или герой, павший в бою?
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Мишо Г. История крестовых походов
Глава XLIV.
Влияние Крестовых походов
После каждого Крестового похода, рассказанного в этом сокращенном очерке, мы говорили о последствиях этих различных экспедиций; нам остается только обозначить их с бóльшей определенностью и полнотой, и для этого мы обратимся к 22-му и последнему тому пространной «Истории», посвященному оценке политических и нравственных последствий наших старинных войн за морем.
Затруднительность оценки Крестовых походов происходит оттого, что они не оказались ни вполне успешными, ни вполне безуспешными. Ничего нет труднее, как судить о том, что осталось неопределенным, несовершенным. Для пополнения того, чего нам недостает, мы можем сделать два предположения. Предположим сначала, что эти отдаленные экспедиции имели бы тот успех, которого от них ожидали, и посмотрим, что могло бы из этого произойти. Египет, Сирия, Греция сделались бы христианскими колониями; для восточных и западных народов открылся бы совместный путь к цивилизации; язык франков распространился бы до крайних пределов Азии; варварские берега, населенные пиратами, усвоили бы нравы и законы Европы, и внутренняя часть Африки с давних пор перестала бы быть недоступною ни для торговых сношений, ни для изысканий ученых и путешественников. Чтобы понять выгоды этого соединения народов подчинением одинаковым законам, исповеданием одной и той же религии, следует представить себе состояние римского мира в царствование Августа и некоторых из его преемников, составлявшего, некоторым образом, один народ, живущий по одним и тем же законам, говорящий на одном и том же наречии.
Но допустим другое предположение и представим себе то состояние, в котором находилась бы Европа, если бы она не предпринимала походов против азиатских и африканских сарацин или если бы христианские армии не имели никогда и никакого успеха. В XI веке многие европейские страны были завоеваны, а другие угрожаемы сарацинами. Какими средствами могла бы тогда защитить себя христианская Европа, большинство государств которой страдали от распущенности нравов, от внутренней неурядицы и были погружены в варварство? Если бы христианский мир, по замечанию одного писателя (Г.
Сделав это общее заключение, из которого видно, что Крестовые походы, прежде всего, послужили крепкою оградой против вторжения мусульманского варварства, следует сделать обзор различных государств Европы и рассмотреть, что они выиграли и что потеряли через священные войны.
Папа Урбан, желая побудить христианский мир к вооружению, обратился преимущественно к французам; французский народ, подав сигнал к Крестовым походам, стал, некоторым образом, во главе величайших событий средних веков. Слава первой экспедиции всецело принадлежит ему, и королевская власть, хотя и не принимала в ней непосредственного участия, должна была извлечь из нее большую выгоду.
Во время Второго Крестового похода, по причине развода Людовика VII с королевою Элеонорой, Гиень попала в руки англичан; но потеря эта была вскоре вознаграждена, и Филипп-Август приобрел больше, чем Людовик Младший потерял. Судя по тому, какого рода участие принимает Филипп-Август в Третьем Крестовом походе, можно подумать, что он отправился в Азию только за тем, чтобы увлечь туда и Ричарда и удалить с Запада самого грозного из своих соперников.Между всеми странами Запада Франция извлекла наиболее выгод из Крестовых походов; дух и даже привычки, усвоенные во время отдаленной войны, способствовали умерению гордости графов и баронов. Экспедиции за море нанесли самые сильные удары этой феодальной анархии, среди которой монархическая власть находилась на краю гибели; они благоприятствовали развитию народного духа, стремившегося к тому, чтобы французское общество составляло одну большую семью, подчиненную единой власти. Таким образом, Крестовые походы содействовали величию Франции усилением королевской власти, посредством которой могла явиться цивилизация.
Англия не извлекла никаких выгод из священных войн. Она и не принимала большого участия в этом движении, потрясшем весь мир; все ее приобретение заключается в славе Ричарда, на которую, однако же, не обратили особенного внимания новейшие историки Великобритании. В Англии Крестовые походы не оказали благоприятного влияния в пользу королевской власти. Во время восстания баронов, соединившихся против Генриха III, противники короны принимали крест, как и на Крестовый поход за море, и священники обещали мученические пальмы тем, кто примет смерть во имя свободы.
Мы не думаем, чтобы священные войны содействовали сколько-нибудь усилению едва только возникающих тогда общин или усилению аристократии, от которой должны были зависеть будущие судьбы английского народа. Британская держава не воспользовалась Крестовыми походами даже для распространения своей торговли и своей промышленности; у нее никогда не было ни одной конторы и ни одной колонии среди христианских владений на Востоке, в мореплавании ее не произошло никакого успеха, о котором история могла бы упомянуть.Между тем как Англия завоевывала свободу у своих королей, а Франция содействовала усилению королевской власти, Германия представляла другого рода зрелище. Империя, просиявшая таким блеском в царствования Отгона I и Генриха III, начала быстро клониться к упадку во время Крестовых походов. Никакие усилия императоров не могли привести к тому, чтобы престол перестал быть избирательным; право на императорскую корону продолжало зависеть от избрания князей и высшего сословия, которые сами, со своей стороны, освободились от всякой зависимости от государей. Среди революций, волновавших Германскую империю, трудно разобрать, каково было влияние Крестовых походов на немецкий народ. Он не выказал сочувствия при слухах о первой священной войне; понадобилась вся сила красноречия и в особенности многочисленные чудеса св. Бернара, чтобы возбудить в Германии решимость вооружиться за дело Иисуса Христа. Крестовый поход Конрада представляет только ряд бедствий без всякой славы; Фридрих Барбаросса, величайший военный человек своего времени, погиб несчастной смертью среди триумфов, которых он мог ожидать. Фридрих II, пораженный анафемами Рима под самым знаменем Креста, незаконно поднятого им, возвратился с Востока осыпанный новыми проклятиями. Один германский союз, образовавшийся из остатков империи, воспользовался священными войнами. Экспедиции против неверных на Востоке возбудили мысль о борьбе с языческими племенами, рассеянными по берегам Вислы, Прегеля и Немана; племена эти, подчиненные крестоносцами, вошли в состав германского союза. В конце ХIII века те провинции, из которых составилась и от которых получила свое имя прусская монархия, были еще отделены от христианского мира и язычеством, и дикостью нравов; завоевание и цивилизация этих провинций были последствием войны за веру.
Италия, обуреваемая, с одной стороны, страстями демократическими, с другой стороны, занятая своими торговыми интересами, принимала довольно слабое участие в священных войнах. Города Пиза, Генуя и Венеция были обязаны своим процветанием торговым сношениям, установившимся между Италией и Востоком до начала священных войн; эти сношения только увеличились и распространились во время экспедиций за море. Странное зрелище представляют указанные республики, владевшие небольшим клочком земли на берегу Средиземного моря и охватывавшие сношениями своими Сирию, Египет и Грецию. В особенности поражает удивлением Венецианская республика, опередившая своим могуществом в Азии оружие крестоносцев, на которую средневековые народы смотрели как на царицу Востока. История сообщила о заслугах в пользу священных войн со стороны итальянских народов, то продовольствовавших христианские армии, то помогавших завоеванию приморских городов Палестины, то, наконец, сражавшихся с флотами неверных. Везде учреждали они свои колонии, везде принадлежала им часть завоеванных крестоносцами местностей.
Но итальянские народы, принимая участие в священных войнах, были более увлекаемы корыстными побуждениями, чем преобладающими в то время понятиями. Учреждение конторы, приобретение торговой выгоды удовлетворяло их гораздо более, чем победы, одержанные над неверными. Они доставляли, это правда, продовольствие и оружие крестоносцам, но их нередко обвиняли в доставлении того же самого и мусульманам. После разрушения христианских колоний один флорентийский историк ограничивается замечанием, что торговля Италии потеряла половину своих выгод. Словом, итальянцы не очень усердно заботились о торжестве дела Креста, если не предвидели возможности воспользоваться победами для личной выгоды, и мы не опасаемся обвинений в несправедливости, выразив мнение, что итальянцы заимствовали от Крестовых походов только то, что могло их обогатить и развратить.
Королевство Неаполитанское и Сицилийское, находящееся на окраинах Италии, служило для крестоносцев путем в Грецию и на Восток; богатства, которые, оказалось, оставались никем не охраняемыми, земли, жители которых никогда не умели защищаться, должны были служить предметом искушения для алчности или честолюбия государей и даже рыцарей Креста. В продолжение более двух веков история этой страны соединена с историей экспедиций за море. Германия, Франция, Арагония, Венгрия поочередно давали ей королей, и каждый из них приносил свою войну. Во время этих войн обращались к власти церкви, часто выставляли изображения креста; проповедовали, одним словом, более Крестовых походов ради подчинения этого несчастного королевства, чем ради освобождения Иерусалима; и все эти Крестовые походы распространяли только смуты и неурядицу между народами Италии и большей части Европы.
Из этого краткого обзора состояния европейских государств можно заметить, что влияние Крестовых походов было не одинаковым на каждый из западных народов. Положение Испании представляет также некоторые особенности среди государств, которых мы коснулись в нашем обозрении. В продолжение всего времени Крестовых походов испанцы защищались против тех самых сарацин, для битвы с которыми все прочие европейские народы отправлялись на Восток. Вторжение мавров в Испанию имело некоторое сходство с вторжением франков в Азию. Вера в Мухаммеда побуждала к битвам сарацинских воинов, так же как вера христианская воспламеняла рвение воинов Креста. Много раз Африка и Азия отзывались на призыв мусульманских колоний в Испании, так же как Европа на тревожные вопли христианских колоний в Сирии.
Испания тогда только приняла участие в Крестовых походах, когда рвение к священным войнам начало угасать в остальной Европе. Следует, однако же, прибавить, что это королевство находило и выгоды в экспедициях на Восток. Во всех почти предприятиях христиан против азиатских мусульман большое число крестоносцев останавливались на берегах Испании, чтобы сражаться с маврами. Много Крестовых походов было провозглашено на Западе против неверных, господствовавших на полуострове. Знаменитое поражение мавров при Тулузе было плодом Крестового похода, проповеданного в Европе по предписанию папы. Экспедиции за море также оказались полезны для испанцев и в том отношении, что они задерживали у себя дома сарацин египетских и сирийских, которые иначе могли бы присоединиться к сарацинам африканского побережья. Королевство Португальское было основано крестоносцами. Крестовым походам обязаны своим возникновением рыцарские ордена, образовавшиеся и в Испании по образцу палестинских и без помощи которых испанский народ никак не мог бы восторжествовать над маврами.
Различные державы были подчинены высшей власти, составлявшей связь и центр политического мира: это была власть главы церкви; Утверждают, что папы устраивали Крестовые походы; но достаточно хоть отчасти изучить историю, чтобы убедиться, как несправедливо такое мнение. Энтузиазм к священным войнам развивался постепенно, как мы это и представили; наконец им увлечено было все общество, папы точно так же, как и народы. Доказательством, что не духовные владыки произвели этот великий переворот, служит то, что они никогда не могли пробудить рвения к Крестовым походам, когда это рвение угасло в сердцах христиан. Утверждали также, что священные войны содействовали усилению папской власти; нет сомнения, что священные войны были способны благоприятствовать развитию папской власти; но эти же войны породили события и обстоятельства, представившие более затруднений и камней преткновения, чем удобств для возвеличения папской власти. Достоверно лишь то, что при окончании Крестовых походов могущество пап было уже не тем, чем оно было при возникновении священных войн.
Еще одно заблуждение распространилось между писателями последнего столетия: они полагают, что Крестовые походы содействовали усилению власти пап и обогащению духовенства. Первая священная война, действительно, не обременила духовенство, так как все расходы на нее были пополнены усердием верующих. Но начиная со второй священной войны духовенство было обложено разорительными сборами без всякого внимания к горячим возражениям с его стороны. С тех пор и установилось в христианском мире понятие, тяжело отразившееся на духовенстве: то, что священные войны, предпринимаемые во славу Иисуса Христа и ради освобождения Святых мест, должны вестись за счет церкви. При первом налоге на духовенство соображались только с необходимостью и с обстоятельствами; после объявления «саладиновой десятины» налоги эти установлялись папами и соборами; их взыскивали с такой строгостью, что у церквей отбирали все украшения и продавали иногда с аукциона священные сосуды. Мы смело утверждаем, что в продолжение 200 лет духовенство выдало на священные войны более денег, чем понадобилось бы, чтобы скупить бóльшую часть его имуществ. Поэтому-то постепенно и ослабевало рвение духовных лиц к освобождению Святых мест; в них первых выразилось то равнодушие, которое последовало за рвением христианских народов к Крестовым походам. В Германии и во многих других странах недовольство духовенства было так сильно, что папы, наконец, не смели больше доверять епископам проповедование Крестовых походов и возлагали это дело только на нищенствующие ордена.
Рассматривая влияние Крестовых походов, не следует забывать о выгодах, приобретенных торговлей и мореплаванием под знаменами Креста. Священные войны открыли новое поприще для мореплавания; ничто не могло быть так благоприятно для успехов его, как то сообщение, которое установилось тогда между Балтийским морем, Средиземным, океаном, омывающим берега Испании, и северными морями. Крестовые походы распространили также отношения между разными народами, усилили связь между ними, умножили их интересы, удвоили их деятельность и соревнование. Практические знания проверялись одни за другими, умножались и распространялись повсеместно; определены были очертания берегов, положение мысов, портов, гаваней, заливов, островов. Исследовано было морское дно; сделаны были наблюдения над направлениями ветров, течений, приливов и отливов; таким образом исчезло невежество, бывшее прежде причиною многочисленных кораблекрушений. Судостроительство также усовершенствовалась во время Крестовых походов. Размеры судов были увеличены ради перевозки многочисленных пилигримов. Опасности, сопряженные с дальним плаванием, заставили обратить внимание на более крепкое сооружение судов, отправляемых на Восток. Искусство ставить по несколько мачт на одном корабле, увеличение числа парусов и умение располагать их таким образом, чтобы они могли служить против ветра, произошли от соревнования, воодушевлявшего в то время мореплавателей.
Открывая повсюду новые пути, отдаленные экспедиции естественным образом благоприятствовали развитию торговли. Задолго до Крестовых походов товары, получаемые из Индии и из Азии, прибывали в Европу или сухим путем, через земли Греческой империи, Венгрию и Болгарскую страну, или Средиземным морем, при котором находились все портовые города Италии. Оба эти пути были облегчены при содействии священных войн, и с тех пор ничто не могло остановить быстрого развития торговли, покровительствуемой флагом Креста. Большинство приморских городов на Западе обогатились, доставляя Европе произведения Востока и, сверх того, извлекая значительные выгоды из перевозки пилигримов и христианских армий. Флоты следовали вдоль побережья стран, где сражались крестоносцы, и доставляли им военные снаряды и жизненные припасы, в которых они постоянно нуждались. Все богатства приморских городов Сирии и даже Греции принадлежали купцам западных стран, они были обладателями большей части христианских берегов в Азии. Известно, что досталось на долю венецианцев после взятия Константинополя; они обладали всеми островами архипелага и половиной Византии. Греческая империя сделалась как бы второй Венецией со своими законами, своими флотами, своими армиями. Французские города не принимали большого участия в восточной торговле: Крестовые походы были созданы французами; другим народам пришлось воспользоваться их последствиями. Марсель в средние века оказался единственным городом во Франции, поддерживающим торговые сношения с отдаленными народами. Испания, промышленность которой уже была довольно развита, приобрела еще более в этом отношении от Крестовых походов; у испанцев были конторы на всех берегах Азии. Но более всех других стран воспользовалась торговлей с Востоком Италия.
Следовало бы еще рассмотреть, какое влияние оказали Крестовые походы на ход науки в Европе; по этому поводу мы ограничимся простым указанием. Без сомнения, движение, произведенное священными войнами в средние века, содействовало пробуждению человеческой мысли. Народы, переходившие с Запада на Восток, оказывались в совершенно новом для них мире и по природе, и по нравам, и по типам; и так как Крестовые походы были путешествием, то народы, примкнувшие к заменам Креста, должны были приносить домой из своих отдаленных странствий некоторый опыт, некоторые знания, некоторые воспоминания. Время Крестовых походов было для человеческой мысли временем оживленной деятельности, пламенной любознательности; тем не менее, невозможно с точностью определить, что выиграла Европа в отношении просвещения. География воспользовалась заморскими предприятиями. Европа дорого купила познание тех стран, которые она намеревалась завоевать; сколько произошло бедствий по причине незнания местностей! В конце Крестовых походов Восток, в котором, как во тьме ночной, скрылись и исчезли несколько армий, стал более известен. Во время священных же войн было введено в Европе употребление арабских цифр; это употребление не расширило науки о числах, но очень облегчило ее изучение.
Во врачебном искусстве греки и аравитяне имели большое преимущество над франками; однако же европейская медицина сделала мало успехов во время Крестовых походов; она ограничилась тем, что заимствовала от Востока многие лекарственные средства, а именно: кассию, египетскую кассию или александрийский лист, териак и прочие. Астрономия могла бы сильно продвинуться вперед в это время: Восток был колыбелью этой науки, и в первые века геджры, азиатские государи, оказывали ей большое покровительство. Фридрих II и султан Каирский задавали друг другу астрономические и геометрические задачи. Однако же математические и астрономические науки сделали мало успеха.
Что же касается искусств и литературы древнего Востока, то крестоносцев это нисколько не занимало, и, возвратясь в Европу, они не предавались воспоминаниям о памятниках греческой и римской цивилизаций, рассеянных в Пелопоннесе, Малой Азии и Сирии. Трудно измерить пределы умственных завоеваний, сделанных современниками, ценою потрясения всей Европы, двинувшейся против Азии; всего справедливее будет заключить, что Крестовые походы были первым шагом европейского общества на пути к его великому назначению. Они были продолжительным и мужественным усилием в пользу христианской веры со стороны Запада против Востока, откуда она просияла, но где погибала теперь под владычеством варваров. В наше время цивилизация, имеющая источником Евангелие, снова устремляется на путь в Азию, чтобы распространять в ней свои благодеяния; и в стремлениях этих можно усматривать продолжение Крестовых походов мирным путем.
Крестовые походы: определение, религиозные войны и факты
Что такое Крестовые походы?
К концу XI века Западная Европа превратилась в значительную самостоятельную державу, хотя она все еще отставала от других средиземноморских цивилизаций, таких как Византийская империя (бывшая восточная половина Римской империи) и Исламская империя. Империя Ближнего Востока и Северной Африки.
Однако Византия потеряла значительную территорию из-за вторжения турок-сельджуков. После многих лет хаоса и гражданской войны полководец Алексей Комнин захватил византийский престол в 1081 году и укрепил контроль над оставшейся империей как император Алексий I.
В 1095 году Алексей отправил послов к Папе Урбану II с просьбой о наемных войсках с Запада, чтобы помочь противостоять турецкой угрозе. Хотя отношения между христианами Востока и Запада долгое время были напряженными, просьба Алексия прозвучала в то время, когда ситуация улучшалась.
Когда были крестовые походы?
В ноябре 1095 года на Клермонском соборе на юге Франции Папа призвал западных христиан взяться за оружие, чтобы помочь византийцам и вернуть Святую Землю из-под контроля мусульман. Это положило начало Крестовым походам.
Призыв Папы Урбана был встречен огромным откликом как среди военной элиты, так и среди простых граждан. Те, кто присоединился к вооруженному паломничеству, носили крест как символ Церкви.
Крестовые походы подготовили почву для нескольких религиозных рыцарских военных орденов, включая тамплиеров, тевтонских рыцарей и госпитальеров. Эти группы защищали Святую Землю и защищали христианских паломников, путешествующих в регион и из него.
Знаете ли вы? В популярном движении, известном как Детский крестовый поход (1212 г.), разношерстная команда, в которую входили дети, подростки, женщины, старики и бедняки, прошла весь путь от Рейнской области до Италии вслед за молодым человеком по имени Николас, который сказал, что получил божественное благословение. приказ идти на Святую Землю.
Первый крестовый поход (1096-1099)
Четыре армии крестоносцев были сформированы из войск разных регионов Западной Европы, во главе с Раймоном Сен-Жильским, Годфри Бульонским, Гуго Вермандуа и Боэмундом де Таранто (с его племянником Танкред). Эти группы отправились в Византию в августе 1096 года.
Менее организованная группа рыцарей и простолюдинов, известная как «Народный крестовый поход», отправилась раньше остальных под командованием популярного проповедника, известного как Петр Отшельник.
Игнорируя совет Алексия дождаться остальных крестоносцев, армия Петра в начале августа пересекла пролив Босфор. В первом крупном столкновении между крестоносцами и мусульманами турецкие войска разгромили вторгшихся европейцев у Чибота.
Другая группа крестоносцев, возглавляемая печально известным графом Эмихо, устроила серию массовых убийств евреев в различных городах Рейнской области в 1096 году, вызвав широкое возмущение и вызвав серьезный кризис в еврейско-христианских отношениях.
Когда четыре основные армии крестоносцев прибыли в Константинополь, Алексей настоял на том, чтобы их лидеры присягнули ему на верность и признали его власть над любой землей, отвоеванной у турок, а также над любой другой территорией, которую они могут завоевать. Все, кроме Боэмона, сопротивлялись присяге.
В мае 1097 года крестоносцы и их византийские союзники напали на Никею (ныне Изник, Турция), столицу сельджуков в Анатолии. Город сдался в конце июня.
Падение Иерусалима
Несмотря на ухудшение отношений между крестоносцами и византийскими лидерами, объединенные силы продолжили марш через Анатолию, захватив великий сирийский город Антиохию в июне 1098 года. , затем оккупированный египетскими Фатимидами (которые, будучи мусульманами-шиитами, были врагами сельджуков-суннитов).
Разбив лагерь перед Иерусалимом в июне 1099 года, христиане к середине июля вынудили правителя осажденного города сдаться.
Несмотря на обещание Танкреда о защите, крестоносцы убили сотни мужчин, женщин и детей при победоносном входе в Иерусалим.
Второй крестовый поход (1147-1149)
Достигнув своей цели за неожиданно короткий промежуток времени после Первого крестового похода, многие крестоносцы отправились домой. Чтобы управлять завоеванной территорией, те, кто остался, основали четыре крупных западных поселения, или государства крестоносцев, в Иерусалиме, Эдессе, Антиохии и Триполи.
Государства крестоносцев, охраняемые грозными замками, сохраняли превосходство в регионе примерно до 11:30, когда мусульманские силы начали набирать силу в своей собственной священной войне (или джихаде) против христиан, которых они называли «франками».
В 1144 году сельджукский генерал Занги, губернатор Мосула, захватил Эдессу, что привело к потере самого северного государства крестоносцев.
Новости о падении Эдессы ошеломили Европу и заставили христианские власти на Западе призвать к новому крестовому походу. Второй крестовый поход под предводительством двух великих правителей, короля Франции Людовика VII и короля Германии Конрада III, начался в 1147 году. 0005
В октябре того же года турки уничтожили силы Конрада в Дорилее, месте великой христианской победы во время Первого крестового похода.
После того, как Людовику и Конраду удалось собрать свои армии в Иерусалиме, они решили атаковать сирийский оплот Дамаск с армией численностью около 50 000 человек (самая большая сила крестоносцев).
Правитель Дамаска был вынужден обратиться за помощью к Нур ад-Дину, преемнику Занги в Мосуле. Объединенные мусульманские силы нанесли крестоносцам унизительное поражение, решительно положив конец второму крестовому походу. Нур ад-Дин присоединил Дамаск к своей расширяющейся империи в 1154 г.
Третий крестовый поход (1187-1192)
После многочисленных попыток иерусалимских крестоносцев захватить Египет силы Нур ад-Дина (во главе с генералом Ширкухом и его племянником Саладином) захватили Каир в 1169 г. и вытеснили армию крестоносцев эвакуировать.
После последующей смерти Ширку Саладин взял на себя управление и начал кампанию завоеваний, которая ускорилась после смерти Нур ад-Дина в 1174 году.
В 1187 году Саладин начал крупную кампанию против Иерусалимского королевства крестоносцев. Его войска практически уничтожили христианскую армию в битве при Хаттине, вернув важный город вместе с большой территорией.
Возмущение этими поражениями вдохновило Третий крестовый поход, возглавляемый такими правителями, как стареющий император Фридрих Барбаросса (который был утоплен в Анатолии до того, как вся его армия достигла Сирии), король Франции Филипп II и король Англии Ричард I (известный как Ричард Львиное Сердце).
В сентябре 1191 года силы Ричарда разбили силы Саладина в битве при Арсуфе, которая стала единственной настоящей битвой Третьего крестового похода.
Из отвоеванного города Яффо Ричард восстановил христианский контроль над частью региона и приблизился к Иерусалиму, хотя и отказался осадить город.
В сентябре 1192 года Ричард и Саладин подписали мирный договор, который восстановил Иерусалимское королевство (но без города Иерусалима) и положил конец Третьему крестовому походу.
Четвертый крестовый поход (1202-1204)
Хотя папа Иннокентий III призывал к новому крестовому походу в 1198 году, борьба за власть внутри и между Европой и Византией вынудила крестоносцев изменить свою миссию, чтобы свергнуть правящего византийского императора Алексия III в пользу своего племянника, ставшего Алексием IV в середине 1203 г.
Попытки нового императора подчинить византийскую церковь Риму встретили упорное сопротивление, и Алексий IV был задушен после дворцового переворота в начале 1204 года.
В ответ крестоносцы объявили Константинополю войну, и Четвертый крестовый поход завершился опустошительное падение Константинополя, отмеченное кровавым завоеванием, грабежом и почти полным разрушением великолепной византийской столицы позже в том же году.
Последние крестовые походы (1208-1271)
На протяжении оставшейся части 13-го века различные крестовые походы были направлены не столько на свержение мусульманских войск в Святой Земле, сколько на борьбу с любыми и всеми группами, считающимися врагами христианской веры.
Альбигойский крестовый поход (1208-29 гг.) был направлен на искоренение еретических катаров или альбигойской секты христианства во Франции, в то время как Балтийские крестовые походы (1211-25 гг.) стремились подчинить себе язычников в Трансильвании.
Так называемый Детский крестовый поход состоялся в 1212 году, когда тысячи маленьких детей поклялись идти на Иерусалим. Хотя это и называлось Детским крестовым походом, большинство историков не считают его настоящим крестовым походом, и многие эксперты задаются вопросом, действительно ли эта группа состояла из детей. Движение так и не достигло Святой Земли.
Во время Пятого крестового похода, начатого Папой Иннокентием III перед его смертью в 1216 году, крестоносцы напали на Египет как с суши, так и с моря, но были вынуждены сдаться мусульманским защитникам во главе с племянником Саладина, Аль-Малик аль-Камиль, в 1221.
В 1229 году, во время так называемого Шестого крестового похода, император Фридрих II добился мирной передачи Иерусалима под контроль крестоносцев путем переговоров с аль-Камилем. Срок действия мирного договора истек десять лет спустя, и мусульмане легко восстановили контроль над Иерусалимом.
С 1248 по 1254 год король Франции Людовик IX организовал крестовый поход против Египта. Эта битва, известная как Седьмой крестовый поход, потерпела неудачу для Людовика.
Мамлюки
Пока крестоносцы боролись, новая династия, известная как мамлюки, потомки бывших рабов Исламской империи, пришла к власти в Египте. В 1260 году силам мамлюков в Палестине удалось остановить продвижение монголов, силы вторжения во главе с Чингисханом и его потомками, которые стали потенциальными союзниками христиан в регионе.
При безжалостном султане Бейбарсе мамлюки разрушили Антиохию в 1268 году. В ответ Людовик организовал Восьмой крестовый поход в 1270 году. Первоначальной целью была помощь оставшимся государствам крестоносцев в Сирии, но миссия была перенаправлена в Тунис, где Людовик умер .
Английский король Эдуард I предпринял еще одну экспедицию в 1271 году. Это сражение, которое часто объединяют с Восьмым крестовым походом, но иногда называют Девятым крестовым походом, принесло очень мало результатов и считалось последним значительным крестовым походом на Святую Землю.
Последний крестовый поход
В 1291 году один из оставшихся городов крестоносцев, Акко, пал перед мамлюками-мусульманами. Многие историки считают, что это поражение положило конец государствам крестоносцев и самим крестовым походам.
Хотя после 1291 года церковь организовывала мелкие крестовые походы с ограниченными целями — в основном военные кампании, направленные на вытеснение мусульман с завоеванных территорий или завоевание языческих регионов — поддержка таких усилий уменьшилась в 16 веке, с подъемом Реформации и соответствующим упадком папской власти.
Последствия крестовых походов
Хотя крестовые походы в конечном итоге привели к поражению европейцев и победе мусульман, многие утверждают, что они успешно расширили досягаемость христианства и западной цивилизации. Римско-католическая церковь пережила рост богатства, а власть папы возросла во время крестовых походов.
Торговля и транспорт также улучшились по всей Европе в результате крестовых походов. Войны создали постоянный спрос на припасы и транспорт, что привело к судостроению и производству различных материалов.
После крестовых походов по всей Европе возрос интерес к путешествиям и обучению, что, по мнению некоторых историков, могло проложить путь к эпохе Возрождения.
Однако среди последователей ислама крестоносцы считались безнравственными, кровавыми и дикими. Безжалостная и повсеместная резня мусульман, евреев и других нехристиан вызвала горькое негодование, которое сохранялось в течение многих лет. Даже сегодня некоторые мусульмане насмешливо называют участие Запада в делах Ближнего Востока «крестовым походом».
Нет никаких сомнений в том, что годы войн и конфликтов, принесенные Крестовыми походами, в течение многих лет оказывали влияние на страны Ближнего Востока и Западной Европы, и они до сих пор влияют на политические и культурные взгляды, существующие сегодня.
Источники
Хронология крестовых походов и христианской священной войны до 1350 года: Военно-морская академия США.
Крестовые походы: полная история: история сегодня.
Крестовые походы: LordsAndLadies.org.
Крестовые походы: Новое пришествие.
Что такое крестовые походы и как они повлияли на Иерусалим?: Ежедневная библейская история.
Чем был оправдан крестовый поход? – Smarthistory
Христос, ведущий крестоносцев в бой, фрагмент Апокалипсиса с комментариями («Апокалипсис царицы Марии»), начало XIV в., л. 37 (Британская библиотека)
Справедливая войнаКрестовые походы были войнами — это твердая почва. В частности, крестовый поход представлялся как справедливая война в соответствии с идеей справедливой войны, установленной святым Августином Гиппопотамским.
Августин писал, что война иногда была необходимым и меньшим злом в определенных условиях. Конкретно война могла бы быть справедливой, если бы было:
а) правое дело,
б) законная власть и
в) правильное намерение.
Уважительной причиной была предыдущая травма или акт агрессии. В результате крестовый поход был описан как оборонительный.
Легитимная власть была именно такой: властью, которая обладала властью — дарованной Богом, с точки зрения Августина, — призывать к войне. Утверждалось, что крестовые походы санкционировались папами и законными светскими лидерами.
У участников были правильные намерения, если они считали войну совершенно неизбежной и стремились использовать только минимальную силу для сдерживания агрессии против них. С теологической точки зрения участники должны были руководствоваться христианской любовью (то есть милосердием), а не гневом, ненавистью или страхом. Сторонники крестового похода подчеркивали, что участниками двигало желание помочь освободить якобы угнетенных христиан и спасти их от предполагаемых зверств и рабства, а также желание сделать то же самое для олицетворенной Церкви или даже самого Христа, которые предположительно пострадали от врагов крестоносцев. .
Но участие в справедливой войне может быть грехом. Например, вторжение герцога Нормандии Вильгельма I в Англию считалось справедливым, но впоследствии нормандские участники должны были покаяться. Поэтому недостаточно было сказать, что крестовый поход был справедливой войной. Многие писатели сообщали, что крестовый поход был священной войной, то есть справедливой войной, которая была не только санкционирована, но и осуществлена самим Богом. Таким образом, с богословской точки зрения, действовать действовал Бог; Бог был тем, кто вел войну. Крестоносцы были божественными орудиями, а не сами по себе моральными агентами. Именно эта вера побудила одного монаха, Гвиберта де Ножана, назвать свой рассказ о Первом крестовом походе «Дела Божьи, совершенные через франков» (он не так тонко пересматривал более ранний и, по его мнению, теологически грубый отчет). под названием «Деяния франков»). Конечно, если крестовый поход был священной войной, то враги крестового похода были врагами Бога и всей христианской веры, а не только врагами отдельных христиан — и именно так мусульмане и другие цели крестоносцев изображались во многих прокрестовых походах. Счета.
Икона крестоносца со святым Сергием, несущим штандарт крестоносца с красным крестом на белом фоне, с женской дверью, XIII век, из монастыря Святой Екатерины на горе Синай, Египет (фото: опубликовано с разрешения Мичиганского -Принстон-Александрия Экспедиции в монастырь св. Екатерины на горе Синай)
Покаянная войнаНаконец, крестовый поход также представлялся как покаянная война. Это означает, что крестовый поход считался актом покаяния — способом загладить вину перед Богом за совершенные грехи, чтобы человек мог достичь спасения. Это означает, что крестовый поход рассматривался не просто как необходимое зло — он рассматривался как положительное духовное благо для тех, кто в нем участвовал. Участников не просто извинили за участие; они активно приобретали духовные заслуги. Проще говоря, крестовый поход представлялся добрым делом, даже несмотря на то, что он включал в себя убийство людей.
Чтобы понять это, нам нужно признать, что в средневековой Европе насилие часто воспринималось как гораздо более морально нейтральное, чем сегодня. Насилие приобрело свою моральную ценность благодаря намерениям и контексту, например, кто совершал насилие и по отношению к кому оно было совершено (это должно напомнить вам теорию справедливой войны Августина: причина, авторитет и намерения). Таким образом, одно и то же действие — скажем, удар по лицу — может быть аморальным и нехристианским в одном контексте и моральным и христианским в другом.
Учитывая элемент покаяния в крестовых походах и количество экспедиций, включавших длительные путешествия к святым местам, неудивительно, что крестовые походы часто описывались как паломничество, путешествие к святым местам, таким как храм, церковь или даже весь город, как Иерусалим. Те, кто отправился в паломничество, часто искали духовных преимуществ, таких как прощение грехов или более тесные отношения с Богом или святым; они также иногда надеялись на более земные блага, такие как исцеление. Паломничество было священным актом для средневековых христиан и само часто было актом покаяния (иногда добровольным, иногда назначенным священником на исповеди). Крестовый поход заимствовал некоторые языки, ритуалы и символы паломничества и разделял его покаянный характер.
Акваманил в образе конного рыцаря, c. 1250, медный сплав, 37,3 x 32,7 x 14,3 см, Германия (Метрополитен-музей)
Изменение определенийВажно еще раз подчеркнуть, что теорию крестовых походов люди не писали заранее. Не было даже специального слова для «крестового похода» более чем через 100 лет после Первого крестового похода. Кроме того, природа крестовых походов, похоже, действовала по-разному и означала разные вещи в зависимости от времени, места и участников.
Дополнительные ресурсы
Какими были крестовые походы?
Когда, где и кто (крестового похода).
Влияние крестовых походов.
Доктор Сюзанна А. Труп, Крестовые походы: воплощение (Лидс: Kismet Press, 2018), книга в открытом доступе.
Доктор Ариэль Фейн, «Материальная культура крестовых походов», Переосмысление истории искусства , 2022.