Мифы и народные сказки
Содержание
Введение
Несмотря на более
чем вековое существование
Из русских писателей
Белинский говорит, что страсть
к чтению в детях не должна радовать
нас: она развивает фантазию на счет
других способностей духа, а это может сделать из ребенка
бесполезного мечтателя. Сказки в особенности
не могут быть терпимы, кроме тех, сущность
которых в здоровой идее. Писарев считает
детскую литературу ложной и ненужной
Большинство педагогов, однако, правильно
организованному чтению книг детьми придают
высокое значение. Гербарт считает чтение
необходимым и почти незаменимым вспомогательным
средством воспитания. Того же мнения
держатся Бенеке, Розенкранц, К. Шмидт
и мн. др. Необходимыми качествами детской
литературы они считают ясность изложения,
точность, правдивость и логичность выводов
и строгую соразмерность научного материала.
Значение мифов и
сказок более всего подвергалось
обсуждению. Против них были и некоторые
из защитников детской литературы,
находя их если не вредными, то по крайней мере бесполезными
(Бенеке, Бэн). Гербарт, Розенкранц и др.
советуют обращаться прежде всего к сказкам
и народным сказаниям или произведениям,
возникшим во времена младенчества цивилизации.
Первобытность изображаемой в них жизни
и простодушие изображения совершенно
соответствуют чувствам ребенка. Поэтому
следует признать воспитательное значение,
по крайней мере, за народными сказками.
1. Миф и народная сказка: жанровая преемственность
Современные исследователи,
как правило, говорят о разрыве фольклорной сказки с мифом,
аргументируя этот вывод свободой интерпретации
в авторских текстах мифологических элементов
и традиций1.
Фольклорная сказка, возникнув в момент кризиса мифологического мышления (точнее, его определенных исторических форм), стала новой формой бытования того вневременного содержания, хранилищем которого до неё был миф. В этой же логике сказка, явившись в момент кризиса мифологизированного фольклорного жанра (вызванного, очевидно, также исторической недостаточностью его формы), наследует ему в аспекте сохранения все того же вечного начала – некоей метафизической константы мифа. Благодаря этому, при всем богатстве культурных, исторических и национальных изводов, жанр сказки на протяжении длительного развития и являет свою неизбывную универсальность.
Жанр народной волшебной сказки,
как и миф, по наблюдениям В.Я.
Проппа, связан с обрядом инициации.
Именно к инициальному обряду в конечном
итоге сводится содержание основных групп
сказок, выделенных учёным на основе анализа
русского и европейского материала: сказок
с комплексом посвящения и сказок, отражающих
представления о смерти За занимательно-фантастическим, на
первый взгляд, сюжетом слушатель / читатель
должен открыть тайный метафизический
смысл посвящения.
Сверхзадача жанра – манифестация
инициального обряда в иносказательной
форме – определяет морфологию и
синтаксис Мира-Лабиринта
Сходство структур Мира-Лабиринта
фольклорной волшебной сказки и
мифа заключается в использовании
модели двоемирия. Фольклорно-сказочное
двоемирие предполагает сосуществование
двух сфер бытия: своего царства (Лабиринта
Жизни) и иного царства (Лабиринта
Смерти). В большинстве случаев фольклорная
сказка сохраняет принцип линейности,
характерный для мифологического Лабиринта.
Граница между мирами, которую предстоит
пересечь проходящему посвящение герою,
отмечена дремучим лесом, избушкой Бабы-Яги,
огненной рекой и т.
Однако Мир фольклорной сказки может быть построен и как нелинейная структура. В этом случае перед Героем не один, а несколько вариантов движения, из которых необходимо выбрать единственно правильный путь. Сюжет при этом, как правило, усложняется за счёт использования принципа троичности: троичности персонажей, когда три исходно равных героя идут разными путями, реализуя в условном сказочном сюжете разные версии бытия; троичности событий, когда герой трижды проходит один и тот же путь.
Фольклористические сказки
ещё сохраняют принцип
2. Мифы в детском чтении
Обыкновенно начало детской литературы относят ко второй половине XVIII в. и родоначальниками ее считают Рохова, Кампе и Вейссе. Но еще в глубокой древности сознавалась потребность чтения для детей. Еще до времен Сократа стали запрещать юношам читать некоторые места из Гомера. Платон дал обширные наставления относительно выбора литературного материала для беседы с детьми. В его идеальном государстве нянькам предписываются известные рассказы и сказки. Мифы о богах и героях допускаются лишь настолько, насколько они могут служить нравственными образцами. Даже Гомера и Гесиода Платон подверг цензуре и придавал большее значение басням.
Мифология – это та область знания, в которой, несмотря на кажущуюся обширность изучаемого и изученного материала, наукой сказано еще далеко не последнее слово.
Не менее, чем понятие
о сути мифа, важно уяснение этапов его развития,
которые непосредственно связаны с периодами
формирования основ религиозного сознания
людей.
Понятие «миф» в фольклористике и истории литературы имеет множество значений, характерными из которых являются следующие:
1)древний миф, т. е. миф в собственном смысле этого слова;
2)новый миф, являющийся
конкретно-исторической формой
3)переносное значение, употребляемое в обыденной речи как синоним слов «выдумка», «чепуха», «ложь», «неправда»;
4)переносное значение, которое
употребляется для объяснения
различного рода психических
состояний, как пассивных, так
и активно-творческих, направленных
на некую «реорганизацию» действительности
и ее переработку в сознании субъекта.
Нас интересует в первую очередь миф древний. «Специфической особенностью мифа является совпадение в нем мировоззрения и повествования, фантастического представления об окружающем мире и рассказа о богах и героях». А. Н. Афанасьев очень точно подметил, что миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы…
Первое знакомство ребенка с мифом
на Руси было изустное. Языческие божества,
календарь, обрядность сохранились, значительно
трансформировавшись, и по сей день —
главным образом благодаря живучести
слова, имени. С X в. с принятием христианства
на Руси происходит «наложение» и «праздников»:
в славянском язычестве Масленица с праздничными
поминальными блинами-солнцами, в православии
этот же день — Прощеное Воскресенье,
тоже день поминальный, последний день
перед началом Великого поста; и имен сакральных
событий: Сретенье 2/15 февраля зима с весной
встречаются (отсюда встреча — сретенье),
но в православии это тоже большой праздник,
напоминающий о встрече пророком Симоном
в храме Иисуса младенца, когда старец
узнал в младенце Спасителя.
Впервые маленький читатель на Руси, а потом в России знакомился с мифом христианским через участие в церковных службах, общих чтениях Евангелия и Ветхого завета, знакомился с христианской мифологией как с сакральным знанием. Тогда, может быть, он и не был читателем, он только внимал, слушал, запоминал, а затем вместе с остальными в храме заново переживал слышанное о давнопрошедшем, проживал и пропевал в литургическом богослужении. Христианский миф не воспринимался в достопамятные времена, и не воспринимается верующими и сегодня как архаический сюжет, так как сосуществует с реальной светской жизнью и речью, параллелен ей, более того, всепроникающ: отражен в церковном календаре, праздничной обрядности, идиоматике устной речи.
Миф античный входил в художественную
речь и художественное сознание ребенка
в России через изучение древнегреческого
языка и латыни.
Рассмотрение древнего мифа в детском
чтении сегодня также возможно по принципу
линейно-концентрическому. Первоначально
для дошкольника это «Рассказы о богах
и героях», как славянских, так и античных,
и иных. Отправной точкой в формировании
мифа являются два культа — культ природы
и культ предков. Это очевидно и в живых
религиях, в христианстве в частности,
и в мифах, сохраняющихся в метафорическом
строе иных преданий, и в сказках.
Возвращение к мифу в детском чтении позволяет раскрывать множество смыслов, заключенных в одном или нескольких сюжетах, объединенных одним героем. А также видеть восточнославянский пантеон (по-греч. «все боги»), учрежденный в 980 г. князем Владимиром («Повесть временных лет»), и пантеон греческих, а потом римских богов в сюжетах, впоследствии весьма широко использованных новой и новейшей литературой.
Миф в детском чтении сегодня представлен
в дошкольных и школьных программах со
следующих позиций: Миф языческий (славянский),
античный. Миф христианский. Цели пересказа.
Библия для детей в пересказе протоиерея
А. Соколова. «Легенды о Христе» Сельмы
Лагерлёф. Два типа подходов. Символ и
миф. Миф и метафора, аллегория. Миф и фразеологизм.
Миф и литературный сюжет. Христианский
миф в литературных жанрах. Христианский
миф в русской поэзии для детей и в юношеском
чтении от Г. Державина до Б. Пастернака.
(Круг детского и юношеского чтения.)
Курс мифологии в школе призван:
1) знакомить детей с
2) на простых ярких
примерах показывать
В 1м классе ученики
изучают народную русскую сказку с позиции происхождения ее из
древних мифов, обрядов, обычаев. Во 2м
классе происходит подробное систематизированное
знакомство с античной греческой мифологией;
третьеклассники рассматривают истоки
славянских языческих верований, развитие
славянской мифологии и влияние ее на
русскую народную культуру и т. д..
Наука систематизирует
мифы по их архетипическому зерну. Практически у всех народов есть
астральные мифы (мифы о звездах и планетах)
или календарные мифы, в которых проявляется
мифологизация смены временных циклов
— дня и ночи (свет и тьма), зимы и лета
и т. п. Вплоть до космических циклов, которые
соотносятся с космогоническими мифами.
Далее, антропогонические мифы — мифы о
происхождении, о сотворении человека;
тотемические мифы — этиологические мифы
о родстве людей с объектами живой природы,
к ним восходят русские волшебные сказки
о чудесном супруге: Финист — Ясный Сокол,
Царевна лягушка; эсхатологические мифы
(эсхатос — последний) — мифы о конце света
о потопе, об уничтожении первых поколений
(великанов). Один из «изначальных» мифов
— миф о мировом яйце — жив во многих мифологических
мирах также. Он сохранился и в русской
народной сказке «Курочка ряба». Как и
в большинстве мифов о мировом яйце, в
«Курочке Рябе» это яйцо золотое с другими
атрибутами солнца, понятно, что миф о
мировом яйце соотносим с той важной ролью
яиц, которую они выполняют в календарных
и иных ритуалах (пасхальные яйца). Естественно,
что с течением времени, с эволюцией мировоззрения,
мифологическое «стерлось» в сказке, где
по современному представлению о происходящем
все алогично.
Напротив, мифопоэтическое,
увиденное в кажущейся незамысл
В учебных целях преподаватель
может воспользоваться
3.

О. Кабачек, исходя из того,
что в каждой возрастной группе имеются
свои жанровые предпочтения (этот факт
установлен исследователями из разных
стран), предлагает свою систему литературных
жанров.
Следование этой системе, по ее убеждению,
— есть серьезная предпосылка для формирования
способности ориентироваться в структуре
и содержании художественного текста.
Кроме этого, типология жанров, предложенная
О. Кабачек5, способствует становлению не только
читательской культуры учащихся, но и
их личностному развитию.
Легенды и мифы Древней Греции в детском чтении (Реферат)
Содержание:
- Миф и народная сказка: жанровая преемственность
- Миф в детском чтении
- Миф как культурное наследие
- Миф как основа культуры древней Греции
- Заключение
Предмет: | Зарубежная литература |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 12.![]() |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по зарубежной литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Несмотря на то, что детская литература существует уже более века, существует большое разнообразие мнений по проблемам детского чтения и литературы. Руссо называет чтение бичом детства и делает исключение только для Робинсона и отчасти древних классиков.
От русских писателей Белинский говорит, что страсть к чтению у детей не должна нас радовать: она развивает фантазию за счет других духовных способностей, и это может сделать ребенка мечтателем бесполезным. В частности, нельзя мириться со сказками, за исключением тех, чья суть в здоровой идее. Писарев считает детскую литературу ложной и ненужной.
Однако большинство педагогов придают большое значение правильно организованному чтению книг детьми. Гербарт считает чтение необходимой и практически необходимой образовательной помощью. Такого же мнения придерживаются Бенеке, Шмидт и многие другие. Они считают необходимыми качествами детской литературы ясность изложения, точность, правдивость и логичность выводов, а также строгую пропорциональность научного материала.
Значение мифов и сказок было наиболее спорным. Против них выступили некоторые сторонники детской литературы, которые сочли их если не вредными, то, по крайней мере, бесполезными (Бенеке, Бен). Гербарт, Розенкранц и другие советуют прежде всего обратиться к сказкам и народным сказкам или произведениям, возникшим в период зарождения цивилизации. Примитивность жизни, изображенная на них, и простота изображения прекрасно соответствуют чувствам ребенка. Поэтому образовательная ценность, по крайней мере, для народных сказок, должна быть признана.
Миф и народная сказка: жанровая преемственность
Современные ученые, как правило, говорят о разрыве народной сказки с мифом, аргументируя это выводом о свободном толковании в текстах автора мифологических элементов и традиций. С кризисом мифологического мировоззрения было связано формирование сказок и классиков русского фольклора (Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп).
Народная сказка, возникшая во время кризиса мифологического мышления (точнее, его определенных исторических форм), стала новой формой существования этого вневременного контента, хранилищем которого до этого был миф. По той же логике, сказка, возникающая во время кризиса мифологизированного фольклорного жанра (очевидно, вызванного также исторической недостаточностью его формы), наследует ее с точки зрения сохранения того же вечного начала — некоторой метафизической константы миф. Благодаря этому, при всем богатстве культурных, исторических и национальных источников, жанр сказки на протяжении длительного развития демонстрирует ее неизбежную универсальность.
Жанр народной сказки, похожий на миф, по мнению В.Я. Проппа связана с обрядом посвящения. Именно к первоначальному обряду в конечном итоге сводится содержание основных групп сказок, выявленных учеными на основе анализа русского и европейского материала: сказок с комплексом посвящения и сказок, отражающих представления о смерти. Для занимательно-фантастического, на первый взгляд, сюжета читатель должен раскрыть тайный метафизический смысл инициации.
Высшая задача жанра — проявление первоначального обряда в аллегорической форме — определяет морфологию и синтаксис народной сказки. Поэтому решение проблемы художественного кодирования метафизики мифа в фольклорно-сказочном каноне связано с выяснением семантических, морфологических и синтетических изменений в мифологическом типе Мира-Лабиринта, унаследованном народной сказкой.
Сходство структур Мир-Лабиринт из народных сказок и мифов заключается в использовании модели двойного мира. Фольклорно-сказочный мир двух предполагает существование двух сфер бытия: одно царство (Лабиринт Жизни) и другое царство (Лабиринт Смерти). В большинстве случаев народная сказка сохраняет принцип линейности, характерный для мифологического лабиринта. Граница между мирами, через которые должен пройти герой, отмечена густым лесом, хижиной Бабы Яги, рекой огня и т. д.
Функция границы состоит не только в том, чтобы различать царства, но и скреплять их. вместе, указывая на пересечение и направление пути. В этом случае сюжет сказочного героя оказывается Лабиринтом с одним коридором, выражающим опыт (внутренний, символический источник) обряда посвящения: этот тип Лабиринта характеризуется ожиданием, предсказуемостью и неизбежностью исход и лишает героя, находящегося в нем, любых вариаций поведения.
Однако Мир фольклорных сказок можно построить как линейную структуру. В этом случае у героя есть не один, а несколько вариантов движения, из которых необходимо выбрать единственный правильный путь. Сюжет в этом случае, как правило, усложняется использованием принципа тройственности: тройные персонажи, когда три изначально равных героя ходят по-разному, реализуя разные версии нахождения в условно сказочном сюжете; Троица событий, когда герой трижды идет по одному пути. Фольклорные сказки все еще сохраняют принцип линейности из-за особенностей жанра, сюжетоподобных и эстетических ориентиров, однако здесь также можно найти разветвляющиеся структуры.
Миф в детском чтении
Обычно начало детской литературы восходит ко второй половине 18 века. а его учредителями считают Рохова, Кампе и Вайс. Но даже в древние времена необходимость чтения для детей была признана. Еще до времен Сократа молодым людям было запрещено читать определенные места у Гомера. Платон дал обширное руководство по подбору литературных материалов для разговоров с детьми. В своем идеальном состоянии няням прописывают знаменитые истории и сказки. Мифы о богах и героях допускаются лишь настолько, насколько они могут служить моральными образцами. Даже Гомер и Гесиод Платон подвергали цензуре и придавали большее значение басням.
Мифология — это та область знаний, в которой, несмотря на кажущуюся обширность изучаемого и изучаемого материала, наука не имеет последнего слова. Не менее, чем понятие сущности мифа, важно понимать этапы его развития, которые напрямую связаны с периодами формирования основ религиозного сознания людей. Выдающийся исследователь верований древних славян историк Б.А. Рыбаков пишет: «Мифология формируется на последнем этапе первобытнообщинного строя. Это может быть переведено на язык абсолютных дат как энеолит и бронзовый век. Предыдущие мифы охотников каменного века порождены особым мировоззрением, их фрагменты обнаружены в сказках».
Понятие «миф» в фольклоре и истории литературы имеет много значений, характерными для которых являются следующие:
- древний миф, то есть миф в собственном смысле слова;
- новый миф, представляющий собой конкретную историческую форму существования этого явления в современную эпоху вплоть до наших дней;
- образное значение, используемое в повседневной речи как синоним слов «фикция», «глупость», «ложь», «неправда»;
- образное значение, которое используется для объяснения различных видов психических состояний.
Как пассивные, так и активно творческие, направленные на некую «перестройку» реальности и ее обработку в сознании субъекта.
Нас в первую очередь интересует древний миф. «Особенностью мифа является совпадение его мировоззрения и повествования, фантастическое представление об окружающем мире и рассказ о богах и героях». А.Н. Афанасьев очень точно заметил, что миф — самая древняя поэзия, и насколько свободными и разнообразными могут быть поэтические взгляды людей на мир, такими же свободными и разнообразными являются творения его воображения, изображающие жизнь природы.
Первое знакомство ребенка с мифом в России было устным. Языческие божества, календарь, ритуалы сохранились, значительно преобразились и по сей день — в основном благодаря жизненности слова, имени. С X века с принятием христианства на Руси происходит «наложение» «праздников»: в славянском язычестве масленица с праздничными погребальными блинами и солнцами, в православии этот день — воскресное прощение, также день похорон, последний день до начала Великого поста; и названия священных событий: настоящее 2/15 февраля зима и весна встречаются (отсюда и встреча — настоящее), но в православии это тоже великий праздник, напоминающий встречу пророка Симона в храме Иисуса младенца, когда старший узнал Спасителя в младенце.
Впервые маленький читатель в России, а затем и в России, познакомился с христианским мифом через участие в церковных службах, общих чтениях Евангелия и Ветхого Завета и познакомился с христианской мифологией как сакральным знанием. Тогда, возможно, он не был читателем, он только слушал, слушал, вспоминал, а затем, вместе с остальными в церкви, заново переживал то, что слышали о давнем прошлом, жил и пел на литургическом богослужении. Христианский миф не был воспринят в памятные времена и не воспринимается верующими даже сегодня как архаичный сюжет, поскольку он существует с реальной светской жизнью и речью, он параллелен ему, более того, он является всепроникающим: он отражается в церковном календаре, праздничных обрядах, идиомах устной речи.
Древний миф был включен в художественную речь и художественное сознание ребенка в России посредством изучения древнегреческого языка и латыни.
Рассмотрение древнего мифа в детском чтении сегодня также возможно по принципу линейно-концентрического. Изначально для дошкольника это «Сказки богов и героев», как славянские, так и древние, и другие. Отправной точкой в формировании мифа являются два культа природы и культ предков. Это очевидно в живых религиях, в частности в христианстве, и в мифах, которые сохраняются в метафорической системе других традиций, и в сказках.
Возвращение к мифу в детском чтении позволяет нам раскрыть много значений, содержащихся в одной или нескольких историях, объединенных одним героем. А также увидеть восточнославянский пантеон (греч. «Все боги»), основанный в 980 году князем Владимиром («Повесть временных лет»), и пантеон греческих, а затем римских богов на заговорах, которые впоследствии широко использовались новая и современная литература.
Миф в детском чтении сегодня представлен в дошкольных и школьных программах со следующих позиций: языческий миф (славянский), античный. Христианский миф Миф и фразеология. Миф и литературный сюжет. Христианский миф в литературных жанрах. Христианский миф в русской поэзии для детей и в юношеском чтении от Г. Державина до Б. Пастернака. (Кружок детского и юношеского чтения.)
Курс мифологии в школе предназначен для:
- Познакомить детей с происхождением, особенностями, развитием мифа;
- На простых ярких примерах показано превращение мифа в более поздние фольклорные формы, иллюстрирующие тем самым прогрессивное социальное, религиозное, философское, научное развитие общества.
Ученики изучают русскую народную сказку с точки зрения ее происхождения из древних мифов, обрядов и обычаев. Они изучают подробное систематическое знакомство с древнегреческой мифологией. Они исследуют истоки славянских языческих верований, развитие славянской мифологии и ее влияние на русскую народную культуру и т. д.
Почти у всех народов есть астральные мифы (мифы о звездах и планетах) или календарные мифы, в которых возникает мифологизация смены временных циклов — дня и ночи, зимы и лета и т. д. До космических циклов, которые соотносятся с космогоническими мифами. Кроме того, антропогонические мифы — это мифы о происхождении, о сотворении человека; тотемические мифы — этиологические мифы о родстве людей с объектами живой природы; они возвращаются к своей замечательной жене: фенистам — ясному соколу, принцессе лягушке; Эсхатологические русские сказки — мифы о конце света о потопе, о гибели первых поколений (великанов). Один из «оригинальных» мифов — миф о яйце мира — существует и во многих мифологических мирах. Оно также сохранилось в русской народной сказке «Куриная туша», в большинстве мифов о мире яйцо, в «Куриной туше» это яйцо золотистое с другими атрибутами солнца, ясно, что миф о мире Яйцо соотносится с той же важной ролью яиц, которую они играют в календаре и других ритуалах (пасхальные яйца). Естественно, со временем, с развитием мировоззрения, мифологическое «стирается» в сказке, где согласно современной идее происходящего все нелогично.
Напротив, мифопоэзия, удивленная, казалось бы, простой историей, позволяет нам лучше представить этих далеких людей, их художественное видение мира. Когда яичко перевернулось, яичко сломалось; но простое яйцо, обещанное цыпленком, имеет лунную природу. Оказывается, сказка, которая почти первая рассказывается ребенку, пропитана универсальными символами, которые позже будут открыты для сознания детей в разных контекстах.
В образовательных целях учитель может использовать классификацию, приведенную в качестве примера выше. Однако нет сомнений в том, что педагогическая целесообразность линейно-концентрического чтения древних мифов, славянских, христианских и т. д. велика. Это способствует формированию речевой культуры ребенка, представляющего собой живой источник мифа.
Миф как культурное наследие
Подобно Эдипу перед Сфинксом, уже много веков стоит наука перед феноменом греческого мифа, пытаясь понять его происхождение, вникнуть в смысл и ответить на его загадки. Бесчисленное множество раз предлагались определения мифа, но ни одно из них не является удовлетворительным, поскольку исследователи исходили из того, что возникший в недрах первобытного сознания, которое и принято называть «мифологическим». Но дошедшие до нас изложения давно изжиты, и нередко то, что представляется отголоском глубочайшей древности, характеризует поздний процесс трансформации архаического мифа в определенных групповых интересах.
То, что мы называем «греческой мифологией», — это комплекс преданий и легенд, изустно сложившихся на территории Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западной части Малой Азии и получивших в дальнейшем литературную форму. Таким образом, «греческая мифология» — это культурное наследие не только греков – ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев, но и негреческих племен – пеласгов, тирренов, фракийцев, карийцев, лидийцев, минойцев, а также финикийцев, колонизировавших ряд Эгейских островов. Отсюда необычайное разнообразие образов, равно как и широта географического ареала действия греческих мифов.
Странствия греческих богов и героев, постоянно перемещавшихся из одного места в другое – из Крита в Карию, из Ликии в Пелопоннес, из Пелопоннеса во Фракию, отражают не столько подвижность населения, уже знакомого с мореплаванием, сколько сложный характер формирования мифов. Почитание одного и того же сходного по функции бога или героя в разных, зачастую далеко отстоящих друг от друга местах творцам мифов легче всего было объяснить тем, что сам бог или герой посетил все места своего почитания.
Так появились мифы о скитаниях Диониса, Ио, Европы. Подвиги Геракла, охватившие едва ли не весь обитаемый мир, отражают как колонизационные процессы (критскую, микенскую, финикийскую, великую греческую колонизации), так и слияние аргосского бога-героя Геракла с множеством других греческих и негреческих мифологических персонажей.
Миф как основа культуры древней Греции
По своей сути миф является одной из форм истории, и это, пожалуй, главное отличие от сказки. Он призван удовлетворить неотъемлемую потребность человеческой идентификации в человеческой расе и ответить на вопросы, которые возникают о происхождении мира, жизни, культуры, отношениях, которые развиваются между людьми и природой. Характер ответов на эти и другие подобные вопросы зависит от многих причин, но, прежде всего, от состояния самого общества и количества информации, имеющейся в его распоряжении. Пытаясь объяснить дефицит информации о прошлом своего народа, древнегреческие мыслители выдвигали гипотезы о стихийных бедствиях, наводнениях, уничтожающих всю жизнь на их земле. Они пытались заполнить пробелы в исторической памяти информацией о зарубежных соседях, которые сохранили древнейшую письменную традицию, а иногда признавали своих богов и героев в качестве выходцев из восточного региона.
Для подавляющего большинства греков мифы были самой древней историей их народа. Они не сомневались в реальности потопа Девкалиона, подвигах Геракла, Троянской войне и определяли историческую глубину этих «событий» числом предшествующих их поколений. Для отдельных светлых умов было ясно, что мифам нельзя доверять. Итак, первый греческий историк Гекатей Милетский начинает свою работу со слов: «Я пишу, что считаю это правдой, потому что истории с эллинами, как мне кажется, безграничны и нелепы».
Однако и Гекатей, и его последователи не отказались от мифов как источника исторической информации, но попытались очистить их от всего неправдоподобного. Так вот, для Гекати Кербер это не собака, охраняющая врата подземного мира, а страшная змея, которая жила у его входа. Поскольку ее укус был смертельным, змею иносказательно называли «собакой Аида». Геркулес Гекатей называет «народом Еврея», очевидно, в том смысле, что подвиги, совершенные целым народом, были приписаны одному Гераклу. Такая рационализация мифов разрушает их как эхо прошлого и ничего не дает понять историю. За тысячелетия исторической жизни греческого мифа его критика стала более тонкой, исходя из более глубокого понимания этого феномена человеческого мышления. Миф не отвергается из-за непоследовательности его реальности, но в самой нереальности ищут корни религиозных идей, которые позволяют нам понять, как может возникнуть беспрецедентная или вымысел и что скрыто за ним.
Научная расшифровка мифа ставит проблему мифа и истории в другую плоскость. И, прежде всего, возникает задача отделить первоначальный миф от его спекуляции или интерпретации. Рассмотрим пример рождения Афины Паллады из головы Зевса. Это миф Но его более поздние древние рассказчики должны были объяснить, почему Афина была названа Tritogenae и Pallas. И затем было предположение об образовании Афины Тритоном и дочерью Тритона Палласа, чье имя было включено в эпитет Афины. Существует бесчисленное множество таких предположений. Это своего рода паразитирующие мифы, которые прилипают к телу мифа, подобно раковинам на подводной части корабля.
Мифы хранят в себе прошлое человечества, но в формах, далеких от летописи, от фактологии. Это история человечества во всех ее проявлениях. В том числе и в мистическом, и чем больше мы знаем о прошлом из документов, тем глубже становится понимание мифа как формы духовного и исторического бытия.
Греческие мифы, относящиеся ко времени античности, дошли до нас в представлении авторов, которые использовали не иероглифическое или слоговое, но алфавитное письмо финикийского происхождения. В то же время они постоянно пересказывались и дополнялись, испытывая метаморфозы наряду с греческим полисом, в котором они существовали. Все это крайне затрудняет использование греческих мифов в качестве исторического источника. Это прежде всего подтверждается счастливым и в то же время горьким для науки опытом археолога-любителя, энтузиаста, провидца и миллионера Генриха Шлиманна, который отправился на поиски Трои с Гомером. Найдя местоположение древней Трои (это было ему известно из упоминаний древних авторов и предположений некоторых современников), он разрушил его как памятник культуры, приняв самые древние слои как Гомеровскую Трою и допустив множество других непоправимых ошибок. Это не умаляет ценности мифов, изложенных Гомером, но требует разделения самых древних слоев в них, начиная с времени существования государств Аххиявы и Трои в Эгейде, и более поздних слоев тот самый «героизм», который был не старше 9 века до нашей эры.
Вышесказанное относится и к мифам, относящимся ко времени микенских царств, к тем векам, в которых зреет греческая архаика. Фантастическая и запутанная информация о странствиях «героев» Гомера и легенды о возвращении на историческую родину Гераклида основана на исторических реалиях. Они не были бы понятны без египетских текстов и изображений 13-12 веков до н.э., связанных с «народами моря» и соответствующими хеттскими упоминаниями, без археологических данных, полученных о тех же «народах моря» в Палестине, без материалы из раскопок Пилоса, Микен, Фив, Афин, Орхома.
Греческие мифы, распространенные в VIII-V вв. До н.э., были своеобразной формой политической мысли, используемой в интересах государства и противоположных идеологий в нем. С помощью мифа был утвержден рецепт владения политикой определенной территории. Таким образом, согласно афинским мифам, король Кекроп был сыном скалы, на которой появился акрополь, и его власть передавалась наследникам без какого-либо перерыва. В этих мифах нет ни малейшего намека на то, что до Ионийцев афинян пеласги жили в Аттике — они были изгнаны не только со своей первоначальной территории, но и из мифа. Поэтому истории об уничтожении первоначального населения Аттики во время наводнения также опущены.
Из греческих мифов создается впечатление, что поступки героев связаны с глубочайшей древностью, не уступающей древности богов. Однако, как правило, греческие герои не старше Гомера. Они неизвестны памятникам микенской письменности. Нет ни одного героя (места поклонения герою) старше 9 века до нашей эры. Каждый новый литературный пересказ мифа был его новой интерпретацией, за которой стояли определенные интересы — государственные, местные, личные. Миф изменил свой внешний вид, как и Proteus, и определить его первоначальное ядро - почти нереальная задача, хотя невозможно отказаться от попытки его реализовать, как показал опыт исследования.
Мифы создают искаженную и неполную картину событий. Но важно и интересно, как мифологическое сознание воспринимало важнейшие исторические реалии.
Мифы, рассказывающие о древнейших событиях греческой истории, также являются источниками для понимания ситуации в мире, далеком от Миноса, Приама и Агамемнона, поскольку с их помощью претензии на определенные территории и акватории в эпоху великой греческой колонизации и борьбы для власти между политическими союзами были подтверждены. Афинский Дедал, который предположительно достиг Крита и построил там лабиринт, продолжил свой путь на Сицилию, это яблоко раздора между афинскими и пелопоннесскими союзами. В Афинах, в соответствии с той же политической тенденцией, Тесей появляется во время основания Афинской морской державы и ассоциируется с древнейшими афинскими королями, в то время как образ Тесея не мог быть старше 9-го века до нашей эры, и он развивался не в Афины, но в Арголисе.
Греческие героические мифы являются одновременно источником понимания культурных контактов между народами в эпоху великой греческой колонизации. Таким образом, в мифе о Геркулесе, наряду с его древнейшими критскими, фиванскими, аргосскими элементами, анатолийским, финикийским, карфагенским и этрусским слоями, можно выделить следы контактов греческих колонистов с народами, которые участвовали в процессе колонизации.
Заключение
Мифы представляют собой сложную и тонкую структуру, подобную человеческому мозгу, в которую невозможно проникнуть так же легко, как в другие органы человеческого тела, но если такое проникновение осуществляется, оно обещает удивительные результаты.
Складывая оружие иногда перед загадкой мифа, мы будем очень восхищены его интеллектуальными и художественными достоинствами. Многое из того, что в древние времена казалось сказкой, теперь стало обычным делом, и кто знает, какие еще невероятные вещи станут обычными. И это раскрывает концепцию мифа в одном из его самых современных аспектов — реализации мечты.
С помощью мифа человек взлетел над бескрылой реальностью, добился справедливости, победил сильнейших противников, расправился со злодеями, проник в самые отдаленные уголки земли и вселенной, преодолев собственную слабость и инертность своего времени. Это дало мифу любовь ко всем человеческим поколениям, которые примерили образы Прометея, Геракла, Тесея, Кассандры к себе и своему времени, наполнив их страстью, углубив их философский смысл и усилив художественное влияние.
5 книг, которые перекликаются со славянскими мифами и фольклором
Учитывая, что до выпуска экранизации «Ведьмака» для Netflix осталось всего несколько недель, статья о книгах, вдохновленных славянскими мифами и фольклором, кажется более чем уместной. Сериал Анджея Сапковского «Ведьмак» во многом заимствован из этих знаний, и, похоже, в последнее время наблюдается всплеск фэнтези-литературы, который следует этому примеру. Конечно, сам всплеск вряд ли связан с работой Сапковского, возможно, все еще есть читатели его серии, которым может быть интересно прочитать другие работы, основанные на тех же мифах. Имея это в виду, вот пять книг, которые перекликаются со славянской мифологией и фольклором. …
В связи с тем, что Ведьмак выйдет всего через несколько недель, статья о книгах, вдохновленных славянскими мифами и фольклором, кажется более чем уместной. Сериал Анджея Сапковского «Ведьмак » во многом заимствован из этих знаний, и, похоже, недавний всплеск фэнтези-литературы следует этому примеру. Конечно, сам всплеск вряд ли связан с работой Сапковского, возможно, все еще есть читатели его серии, которым может быть интересно прочитать другие работы, основанные на тех же мифах.
Имея это в виду, вот пять книг, которые перекликаются со славянской мифологией и фольклором.
1.
Спросите Бабу Ягу: потусторонний совет на случай житейских невзгод
Автор Таисия Китайская, Спросите Бабу-Ягу: потусторонний совет от житейских неурядиц — это составленная книга с колонками советов, написанная Бабой Ягой, ведьмой из славянского фольклора, известной своей материнской заботой и полезностью для одних, но и безжалостностью к другим. Она живет в доме, который ходит на куриных ножках, а зубы у нее железные. Она летает в гигантской ступе и использует пестик, чтобы управлять собой по небу.
Китайская, исходя из того, что Баба-Яга — древняя фигура, много повидавшая и много прожившая, пишет в стиле Бабы-Яги, превозносящей советы людям, присылающим ей жизненные вопросы. Ее слова временами могут быть загадочными, что заставляет читателей действительно сидеть и думать над тем, что она говорит. Часто ее совет может быть в форме аллегории, и ее формулировка также требует, чтобы читатели впитывали то, что она говорит, а иногда и перечитывали соответствующую колонку советов. Чередуя строгие слова для тех, кому может понадобиться тревожный звонок, и материнские слова для поддержки тех, кто борется, Баба-Яга дает советы, которые применимы не только к людям, задавшим вопросы, многое из того, что здесь сказано, может помочь. быть актуальным и для других.
2.
Искоренено
изображение через amazon
9 0002 Написано Наоми Новик, Вырванный с корнем — одна часть свободного пересказа Рапунцель, одна часть — погружение в славянские мифы и магические знания, и полностью рождены ярким воображением писателя. Uprooted следует за главной героиней Агнешкой, девушкой, которая родом из долины, которая находится на границе опасного волшебного леса, который развращает как людей, так и животных, превращая их в доверенных лиц, с помощью которых эта злая магия может совершать насилие. Каждые десять лет местный колдун Дракон будет посещать долину, чтобы выбрать девушку, которая останется с ним в его башне, где он будет убирать ее и готовить для него в это время.

Пока Агнешка пытается научиться использовать свою магию полностью по-своему, она также должна найти способ не дать лесу развратить и навредить еще большему количеству людей и, в конечном счете, поглотить все королевство.
3.
Медведь и соловей
Изображение через amazon
9 0003
Написано Кэтрин Арден, Медведь и Соловей — первая книга в трилогии, и она сплетает славянский и русский фольклор вместе, чтобы создать это повествование. Эта книга рассказывает о Василисе, девушке, чье имя взято прямо из сказки «Василиса Прекрасная». Главный герой Ардена сталкивается с несколькими судьбоносными препятствиями после того, как ее отец приводит домой мачеху Василисы — женщину, которая хочет либо выдать Василису замуж, либо отправить ее в монастырь. Борясь с жестокостью своей мачехи, Василиса также должна научиться контролировать свои магические силы.
В этой истории упоминаются существа из славянских мифов, такие как Русалка, водяной дух, который когда-то был человеком, и Домовой, домашний бог. Есть много других существ, которые появляются в этой книге и вдохновлены русскими и славянскими сказками.
4.
Злые Святые
изображение через amazon 9002 7
Wicked Saints Эмили Дункан — первая книга из трилогии о вампирах, вдохновленной польским языком. легенды и пантеон божеств, которые восходят к явно славянскому источнику. В этой истории рассказывается о трех главных героях: Серефине, маге крови; Надя, которая слышит богов; и Малахия. Мир, который они населяют, был разорван войной, и, естественно, эти три главных героя будут играть роль в определении его будущего.
Судя по раздираемому войной миру, в этом повествовании много насилия. Это не упоминается здесь, чтобы отговорить потенциальных читателей, но это должно быть предупреждением, прежде чем вы начнете читать. Критики и рецензенты Goodreads постоянно называют персонажей «морально серыми», поэтому, если вам нравятся фэнтезийные истории, которые не подпадают строго под бинарную систему «добро-зло» (я знаю, что определенно попадаю), то это может быть именно то, что вам нужно. история для вас.
5. В поисках Бабы Яги: повесть в стихах
изображение через amazon
900 05 В поисках Бабы-Яги: повесть в стихах — вторая книга в этом списке, которую Баба Яга играет ключевую роль. Этот роман, написанный Джейн Йолен, полностью состоит из стихотворений свободного стиха, в которых подробно описывается, как главная героиня Наташа покидает свою семью и в конце концов находит путь в дом ведьмы. Эта история, полностью рассказанная с точки зрения Наташи, в первую очередь сосредоточена на том, как она обретает свой голос и присутствует в своем личном повествовании.
Это очень короткое чтение, и его можно легко прочитать за один присест. Изображение Бабы-Яги Йолен показывает, что она является далеким волшебным существом, которое одновременно действует как материнская фигура, которая побуждает девочек, которые живут с ней, расти сильными, автономными личностями.
Избранное изображение через shri-boomer
Bookstr поддерживается сообществом. Если вам нравятся статьи, викторины, графика и видео Bookstr, присоединяйтесь к нашему Patreon, чтобы поддержать наших писателей и создателей, или сделайте пожертвование в наш Paypal и помогите Bookstr продолжать поддерживать сообщество любителей книг.
Стань покровителем!
«Дитя ветра» Габриэлы Хьюстон
Оцените эту книгу
«Дитя ветра» — это, прежде всего, история о дружбе, о том, как далеко вы готовы зайти и что вы пожертвовал бы, чтобы не попрощаться с любимым человеком.
Ни один человек еще не вернулся из Навии, славянской загробной жизни. Но двенадцатилетняя Мара не совсем человек. Она внучка Стрибога, бога зимних ветров, и она полна решимости вернуть своего любимого отца из мертвых. Несмотря на бессилие, Мара и ее лучший друг Торнив, оборотень-медведь, отправляются в эпическое путешествие, чтобы бросить вызов богам и спасти ее отца.
В своем эпическом путешествии они будут торговаться с лесными лордами, освобождать богинь от чар, плыть по бурным морям на корабле из золота и уворачиваться от котелка злодейской Бабы Латингорки. Этот бесстрашный дуэт мало знает об ужасных силах, которые они привели в движение, потому что мир полон тьмы, и Маре придется полагаться на свой ум, чтобы выжить.
172 страницы
Опубликовано 3 февраля 2022 г.
Об авторе
Что вы думаете?
Оцените эту книгу
Поиск по тексту рецензии
Показано 1–19 из 19 рецензий
5 декабря 2021 г.
Это сообщение было отправлено мне компанией Netgalley в обмен на честный обзор.
Это книга, полная славянских богов и монстров, и ее действительно приятно читать — она идеально подходит для среднего класса.
В основе лежит история о ценности дружбы и о жертвах, которые мы приносим ради тех, кого любим.
Мара — внучка Стриборга, бога Зимнего Ветра. Ее мать — дочь Стриборга, но ее отец — человек, и Мара унаследовала его качества, а не качества своей матери. Она не владеет магией. В начале истории они возвращаются в дом ее отца, когда он умирает.
Когда ее отец умирает, у Мары есть 40 дней, чтобы вернуть отца, так как именно столько времени требуется мертвым, чтобы добраться до Навии, где душа разделится и войдет в сердце новорожденного. Что мне особенно понравилось, так это то, что в начале каждой главы нам рассказывают, что чувствует душа в своем 40-дневном путешествии в Навию.
Неслыханно, чтобы душа была возвращена из Навии, и это то, чего не смог бы достичь ни один человек, но Мара верит в тот факт, что где-то у нее должна быть кровь Стрибога, что она не полностью человеческий. В ее путешествии к ней присоединяется Торнив, мальчик, который чувствует себя чужаком. Вместе они сражаются против богов и монстров.
Это история о любви, выносливости и приключениях. Идеальное чтение.
9 января 2022 г.
Я получил eARC от издателей через NetGalley в обмен на честный отзыв. Это не повлияло на мое мнение.
ДИТЯ ВЕТРА — короткая горько-сладкая книжка, полная славянской/дохристианской польской мифологии. На этих страницах изображены боги и духи природы, а также героиня-обманщица, которая во что бы то ни стало вернет своего отца.
И да, сладко-горький — это очень осознанный выбор. Это также книга о горе и попытках решить проблему потери/неотпускания. Я не был уверен, к чему приведет концовка (достигнет ли она своей цели вернуть отца? Добьется ли она этого?), но мне понравилось, как все закончилось. Это казалось гораздо более значимым с этой горькой сладостью и выбором, представленным Маре, который показал стоимость ее желания.
Мне нравилось исследовать незнакомую мне мифологию, знакомиться со всеми этими новыми персонажами, у которых были свои капризы и слепые зоны. Это было изучение и знакомство с новыми лицами каждый раз, в отличие от более широко публикуемой мифологии (греческой, римской), где вы уже знаете основные грани богов. Это склонялось к большему удивлению и удивлению. Художественная литература должна вызывать у вас желание узнать больше, по моему мнению, будь то персонажи или истории, лежащие в основе книги. И это сделало.
На титульном листе eARC, по-видимому, подразумевается, что должны быть иллюстрации («Иллюстрировано Алексис Снелл» под заголовком). Однако в файле нет иллюстраций — хотя, честно говоря, в 99% случаев изображения включены в eARC все идет ужасно неправильно, поэтому было приятно иметь читаемый документ! Учитывая, что в великолепной обложке принимала участие Алексис Снелл, если внутри будут еще и ее иллюстрации, то это, несомненно, будет красиво.
Окончание похоже на возможность продолжения. Первоначальная сделка по этой книге (насколько я могу судить) касалась только одной книги, так что, надеюсь, она продается достаточно хорошо, чтобы получить продолжение.
3 марта 2022 г.
Я получил электронную дугу этого названия от Netgalley и издателя в обмен на честный отзыв.
Хотя мне потребовалось довольно много времени, чтобы полностью погрузиться в эту книгу, в итоге я действительно наслаждался различными мифическими существами из русского фольклора.
Однако, исходя из моего собственного опыта работы в сфере продажи детских книг, я думаю, что эта книга больше подойдет для старшей аудитории, чем для среднего класса.
Тема может быть довольно мрачной, но стиль письма, на мой взгляд, не очень подходит для детей 8-12 лет.
Мне это очень напомнило «Медведя в соловье» Кэтрин Арден.
Несмотря на то, что главный герой этой серии — ребенок, часть книг написана для взрослой аудитории.
В нем были некоторые важные темы, такие как дружба и семья, особенно несправедливость горя ребенка в связи со смертью члена семьи. Но часть меня все еще чувствует, что эта история подойдет для более зрелой аудитории среднего класса — подростков.
3,5/5
4 августа 2022 г. 901:50 Габриэла Хьюстон сразила меня наповал своим «Вторым звонком» для взрослых, посвященным материнству. Здесь она заставляет нас сопереживать перемещенному и тоскующему ребенку Маре, чья любовь к родителям приносит свои проблемы. Но Мара полна решимости найти решение, даже если это означает, казалось бы, невыполнимое задание.
Проза Хьюстон великолепна. Это амбициозно и возвышенно, но удивительно легко читать вслух (моему 10-летнему сыну, который был захвачен на протяжении всего времени), за исключением нескольких незнакомых имён.
Я волновался, что темы могут подойти слишком близко к делу, так как у моего партнера опухоль мозга, а отец Мары умирает, но, возможно, фантастическая природа мира Мары увела его достаточно далеко от его собственных забот, чтобы помочь ему справиться с историей и собственные страхи на подсознательном уровне.
Дитя Ветра получает огромное одобрение как от меня, так и от моего сына, и я хотел бы вернуться к этим персонажам в другой книге.
cryptid
278 отзывов40 подписчиков
12 апреля 2022 г.Эта книга просто поразила меня! Основанный на восточноевропейской мифологии, «Дитя ветра» следует за Марой — дочерью человека и богини (дочерью бога ветра Стрибога), когда она сталкивается со смертельной болезнью своего отца, и как она справляется с этим — очень человечная история. переплетаются с мифологическими существами, которые направляют (и потенциально сбивают с пути) Мару.
С самой первой главы меня зацепило! Я думаю, что это отличная книга для детей и взрослых, по своей сути это детская книга, но в то же время она не жалеет слов и показалась мне очень подходящей для более старшей аудитории, когда я ее читал. Я настоятельно рекомендую «Дитя ветра» и буду в восторге, если Хьюстон решит расширить мир сиквелом или сопутствующим романом о будущих приключениях Мары и Торнива.
24 февраля 2022 г.
«Дитя ветра» — фантастическая книга, полная славянских богов, богинь и чудовищ. В книге рассказывается об отношениях с членами семьи, развитии дружеских отношений, а также о горе.
Мы присоединяемся к Маре, которая наполовину человек, но также является внучкой бога зимних ветров. Вместе со своим другом Торнивом она отправляется на поиски, чтобы вернуть отца из мертвых. В этом квесте она сталкивается с богами и богинями, а также с некоторыми проблемами на своем пути.
Совершенно прекрасно написанная книга. Мне понравилась мифология в книге, очень понравились персонажи. Очень рекомендую — и надеюсь, что будет продолжение!
Niamh
125 отзывов2 подписчика
7 января 2022 г.3,75 звезды
Я получил предварительную электронную копию этой книги от NetGalley в обмен на честный обзор.
Красивая история о горе, дружбе и приключениях. Элементы сказки казались одновременно волшебными и реалистичными, они не были банальными или чрезмерными и добавляли атмосферы этому захватывающему холодному пейзажу.
Из всех 3,75 звезд моя единственная проблема заключалась в том, что концовка показалась довольно резкой, и можно было бы больше подробностей о реакции на более длинное, чем ожидалось, путешествие.
3 января 2022 г.
Великолепное зимнее чтение. Путешествие Мары, оформленное в виде мифического квеста, отправляет ее в путешествие по землям и существам, СОЗДАННЫМ для экранизации или создания иллюстраций. Я буквально пролетел через книгу, проведя большую часть 2021 года, медленно читая другие книги.
Для меня наиболее важными являются поэтические отрывки (вам придется прочитать их, чтобы понять, что я имею в виду 🙂 ) и концовка. ИДЕАЛЬНЫЙ.
Лаура
728 отзывов1 подписчик
20 апреля 2022 Я не знаю, почему мне потребовалась целая неделя, чтобы прочитать эту книгу, потому что это не длинная книга. Это 224 страницы фэнтези для среднего класса, и обычно я могу прочитать их за 2-4 дня. Меня просто не волновало, что происходит с двумя главными героями, но мир был интересным, а некоторые второстепенные персонажи интриговали.
- книги-2022 собственные-книги-2022
29 января 2022
Удивительно мрачная, но воодушевляющая история о любви, храбрости и дружбе, уходящая корнями в славянскую мифологию. Благодаря невероятному написанию, история получается трогательной, смешной и милой, несмотря на всеобъемлющую тему потери и смерти. Мне нужна 2 часть!
9 марта 2022 г.
История, основанная на славянской мифологии, по стилю напомнила мне Софи Андерсон. Если вы поклонник книг в стиле «волшебное путешествие», обязательно попробуйте. Концовка была неожиданной, что одновременно и приятно удивило, и немного напрягло. В целом интересное чтение.
- приключения, детская магия
11 апреля 2022 г.

Очень количественная, причудливая сказка, которая не совсем окупается, не достигает эмоционального бита в конце. Но тем не менее стоит прочитать.
Сара
98 отзывов1 подписчик
17 июля 2022 г. Красивая история о горе, дружбе и сопричастности, пропитанная восточноевропейским фольклором и мифологией.
Кончилось довольно резко, но мне очень понравилось это чтение МГ.
5 марта 2022 г.
Двенадцатилетняя Мара происходит от бога ветра по материнской линии, но ее магическое происхождение не может спасти ее больного отца от смерти после того, как она возвращается с ним и ее матерью в деревня, где он вырос. В то время как его здоровье ухудшается, Мара знакомится со своей человеческой семьей и другими детьми в деревне, подружившись с верным Торнивом. Как только ее отец умирает, Мара клянется вернуть его, спасая из Навии, страны мертвых. Торнив присоединяется к ней в путешествии, полном магии, обмана, богов, мифологических существ, множества опасностей и суровых истин, с которыми она не хотела бы сталкиваться.