Литературная игра «Русская литература XVIII века». 9-й класс
Класс: 9
Цель: Обобщение знаний по теме “Русская литература 18 века”;
Задачи:
- формирование умения “добывать” информацию, развитие навыка самостоятельного поиска нужной информации в источниках различного типа;
- развитие связной устной монологической речи;
- воспитание интереса и уважения к русской литературе, истории родного языка.
Опережающее задание:
- Повторить сведения, изученные в разделе “Литература 18 века”.
- Провести исследовательскую работу и выяснить
значения устаревших слов (по группам): аксамит,
агнец, буки, понт, духовник, желна, потылица, умет,
клобук, василиск, алкать, шуйца, присный, пращур,
ланиты, орати, простоволосый, забобоны, шереширы,
толмач, очеса, выя, рамена.
- Подготовить вопросы для другой команды по номинациям “Личность 18 века”, “Кому принадлежат слова”, “Угадай героя”, “Знай теорию литературы”, “Забытое слово” и др.. (или подготовить кроссворд для другой команды).
Ход игры
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-игра. Наша цель – обобщить знания по теме “Русская литература 18 века”.
Подводя итоги 18 века, века Просвещения в России,
А.Н.Радищев писал: “О, незабываемое столетие!
Радостным смертным даруешь/ Истину, вольность и
свет…” Этот век действительно был веком великих
преобразований, временем огромной духовной
работы, проделанной лучшими его людьми, которые
счастливое устройство на земле видели в
образовании и науке. 18 век был веком людей
энергичных и любознательных, которым хотелось
постичь всё, что делается на этом свете, которые
тяготели ко всему неожиданному, нарядному,
праздничному, дающему пищу воображению и уму.
Проявите сегодня свою находчивость, эрудицию, знание материала. Помните, что вы –команда! Успехов! У вас всё получится!
Деление на две команды методом жеребьевки.
Конкурс первый “Названия команд”
В течение 3-5 минут вы должны будете придумать литературное название своей команды и ваш девиз.
Оригинальность в баллах оценит наше жюри (20 и 10 баллов).
Конкурс второй “Капитанский”
Капитаны команд могут принести в вашу копилку баллы.
Для двух капитанов подготовлены карточки. Ваша задача – соединить имена и фамилии известных писателей и поэтов 18 века. Каждый правильный ответ – 10 баллов.
А | Денис Иванович | 1 | Державин | |
Б | Михаил Васильевич | 2 | Мольер | |
В | Гавриил Романович | 3 | Фонвизин | |
Г | Жан-Батист | 4 | Радищев | |
Д | Александр Николаевич | 5 | Карамзин | |
Е | Николай Михайлович | 6 | Ломоносов |
Карточки проверяются жюри, озвучиваются баллы.
Конкурс третий “Кто умнее?”
При изучении древнерусской литературы и творчества поэтов и писателей 18 века мы сталкиваемся с большим количеством устаревшей и малоупотребительной лексики. Сейчас мы выясним, кто не поверхностно читает художественные произведения, кто интересуется историей русского языка… (* Данные задания по устаревшей лексике уместнее подготовить заранее. Например, по группам провести исследовательскую работу. Но никаких подсказок во время игры на столах не должно быть.)
Командам раздаются вопросы. Одна команда задает вопросы другой команде. Если противоположная команда затрудняется ответить, дается возможность самим ответить на вопрос. За каждый правильный ответ – 10 баллов. Начинает задавать вопросы та команда, чей капитан набрал большее количество баллов.
В данном конкурсе вам нужно не только дать
правильный ответ, но и объяснить, доказать своё
мнение.
Вопросы
1) Можно ли сшить платье из аксамита? (Ответ: да, т.к. аксамит – это бархат)
2) Агнец – это…
А) ангел Б) ягненок В) огонь (Ответ: Ягненок)
3) Где вам могли встретиться Буки?
А) в лесу Б) в книге В) на карте
(Ответ: В книге, буки – название буквы Б в церковнославянской азбуке)
4) Что такое понт?
А) свойство характера Б) море В) извержение вулкана (Ответ: Море)
5) Духовник – это…
А) человек, играющий на духовых инструментах
Б) Человек, создающий духи
В) Человек, совершающий церковные обряды
(Ответ: В) т.к. духовник, это священник, принимающий исповедь)
6) Сколько у желны ног?
А) 4 ноги Б) 2 ноги В) 6 ног (Ответ: Желна – это дятел, поэтому 2)
7) Покажите на себе потылицу. (Ответ: Это затылок)
8) Кому нравится умет?
А) медведю Б) свинье В) собаке (Ответ: Умет – это грязь, нечистоты, поэтому Б)
9) Клобук носят на. ..
А) на голове Б) на шее В) в кармане
(Ответ: Клобук – высокий монашеский головной убор, поэтому А)
10) Василиск – это…
А) сын Василия Б) цветок В) нечистая сила
(Ответ: Василиск – дракон, змей, нечисть, поэтому В)
11) Алкать – это…
А) пить Б) бежать В) хотеть (Ответ: Алкать – сильно жаждать, хотеть.)
12) Покажите шуйцу. (Ответ: левая рука)
13) Присный – это…
А) родной Б) вкусный В) несоленый
(Ответ: присный – это родной, близкий)
14) Пращур – это…
А) динозавр Б) название болезни В) отец прапрадеда
(Ответ: пращур – это предок, отец прапрадеда или прапрабабушки)
15) Какого цвета бывают ланиты?
А) красного Б) зеленого В) синего
(Ответ: красного, так как ланиты – это щёки)
16) Сколько раз в году крестьяне орали?
А) один Б) два В) сто (Ответ: Орать – орати - пахать)
17) Простоволосый – это…
А) без волос Б) без шапки В) без кудрей
(Ответ: с непокрытой головой, без головного убора)
18) Можно ли верить забобонам?
А) Да Б) Нет (Ответ: Забобоны – это бредни, сказки, выдумки)
19) Где использовались шереширы?
А) на рыбалке Б) в игре В) на войне
(Ответ: шереширы – уже неизвестный ныне военный снаряд)
20) Что необходимо, чтобы стать толмачом?
А) Хорошо рисовать Б) быстро бегать В) знать языки (Ответ: Толмач – это переводчик)
21) Во время брани (битвы) живот можно.
А) набить Б) отрастить В) потерять (Ответ: Живот – жизнь, потерять)
22) Покажите на себе очеса… (Ответ: Очи, очеса – это глаза)
23) На вые носят:
А) шапку Б) шарф В) очки (Ответ: Выя — шея)
24) Сколько у вас рамён?
А) два Б) три В) десять (Ответ: Рамена – это плечи)
Подводятся итоги конкурса.
Конкурс четвертый “Только факты! Кто больше?”
В течение 3-4 минут вы должны будете вспомнить факты из жизни и творчества М.В. Ломоносова.
А затем – по очереди каждая команда будет называть по одному факту. Выиграет та команда, которая назовет больше фактов, т.е. скажет последний. Победителю – 20 баллов.
Например:
1) Ломоносова звали…
2) Ломоносов родился…
3) В … году он…
Конкурс пятый “Литературный кроссворд” или “Домашнее задание”
В данном конкурсе учащиеся могут предложить
другой команде заранее подготовленный кроссворд
по вопросам из литературы 18 века или просто
задать друг другу вопросы по номинациям
“Личность”, “Кому принадлежат слова”, “Угадай
героя”, “Знай теорию литературы”, “Забытое
слово” и др. .
Возможные вопросы:
1) Короткое стихотворение, часто не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какие-либо конкретное лицо. (эпиграмма)
2) Какому литературному герою принадлежат слова: “В большом свете водятся премелкие души…”, “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…”, “Глупому сыну – не в помощь богатство…” (Стародум)
3) Кто из писателей 18 века принял участие в работе Российской академии наук и составил словарь синонимов (сам писатель называл их “сословами”). (Фонвизин)
4) О ком Екатерина II сказала “Бунтовщик хуже Пугачева”? (О Радищеве)
5) Настоящая фамилия этого французского писателя – Поклен. (Мольер)
6) Драматический жанр, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах. (Комедия)
7) Литературное направление, одним из важных
принципов которого было подражание образцам
античности. (Классицизм)
8) О ком А.С. Пушкин писал так: “Первый наш историк и последний летописец…” (Карамзин)
9) Это слово стало значимым в эстетике классицизма. “Ratio” – так называли его древние римляне. (Разум)
10) Тонкая, скрытая насмешка. (Ирония)
11) “Третий лишний” с точки зрения социального происхождения: Державин, Ломоносов, Карамзин. (Ломоносов)
12) До него говорили “квадратуум”. Как это слово звучит сегодня и кому мы этим обязаны? (Квадрат, М.В. Ломоносов)
13) Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый конфликт, завершающийся часто гибелью героя. (Трагедия)
14) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму. (Василий Кириллович Тредиаковский)
и др.
Конкурс шестой“Буриме”
Буриме – это веселая литературная игра. Возникла она во Франции в первой половине 17 века, когда некий поэт Дюкло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами: стихотворения потерял, но заготовленные для них рифмы остались.
Друзья поэта были весёлые люди, они взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилась игра буриме, в переводе с французского – “рифмованные концы”.
Сейчас я предлагаю написать стихотворение по данным рифмам:
1)___________________________ пуста
___________________________ не сияет
___________________________ не текут
___________________________ оседает
___________________________ труд
2) _________________________ чувство
___________________________ любви
___________________________ искусство
___________________________ оживи
___________________________ в сердца
___________________________ лица
Команды зачитывают получившиеся
стихотворения.
Жюри оценивает каждое стихотворение команд. 10, 15 или 20 баллов.
Пока жюри оценивает:
Первые рифмы взяты из стихотворения М.В. Ломоносова:
Земля казалася пуста:
Взглянуть на небо – не сияет,
Взглянуть на реки – не текут,
И гор высокость оседает;
Натуры всей пресёкся труд.
Так Ломоносов попытался отразить горе россиян после смерти Петра I.
Вторые рифмы взяты из стихотворения Г.Р. Державина “Русские девушки”:
Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица…
Конкурс седьмой “Чёрный ящик”
В этом чёрном ящике находится слово. Об этом М.В. Ломоносов писал:
“…есть ясное познание истины, просвещение
разума, непорочное увеселение жизни, похвала
юности, старости подпора, строительница градов,
полков, крепость успеха в несчастии, в счастии –
украшение, везде верный и безотлучный спутник. ..”
Минута на размышление.
Ответ: из чёрного ящика учитель достаёт слово НАУКА.
Подведение итогов игры. Подсчитаем баллы и объявим победителей.
М.В. Ломоносов надеялся, что учёные подобные Ньютону будут рождаться и в России: “Что может собственных Платонов/ И быстрых разумов Ньютонов/Российская земля рождать…” Я думаю, что среди вас уже есть такие – среди вас будущие великие ученые, поэты, писатели, журналисты, врачи, инженеры… Удачи во всех начинаниях!
десятки крестьян Казанской губернии расстреляли за отказ от «царской свободы»
160 лет назад кровавые события в Спасском уезде всколыхнули не только Россию, но и Европу
Почему трагедия случилась именно неподалеку от Казани, как даже губернатор подивился цареву вероломству, зачем для агитации надевать шапку на палку в базарный день — об этом и не только корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывают историки, документы и книги о том неспокойном времени.
«Крестьяне хоть и были объявлены свободными, но попали в гораздо худшие условия, чем те, в которых они находились до реформы» Фото: © РИА «Новости»
«Оружие к бою!» в ответ на «Хлеб-соль!»
12 апреля памятного 1861 года в село Бездна Спасского уезда Казанской губернии вошел вооруженный отряд регулярных русских войск числом более 200 человек (две роты солдат и шесть — конных казаков) под командованием генерал-майора Антона Апраксина. В своих рапортах императору и последующих воспоминаниях сам он писал: «При входе в начале селения мы увидели небольшой стол с хлебом и солью и двух стариков, стоящих без шапок». Генерал спросил мужиков: „Для кого этот хлеб и соль приготовлены?“ На вопрос ему ответили несколько нерешительно: „Для вас, по приказанию начальства“. Последние слова особенно возмутили Апраксина. Не скрывая своего раздражения, он вспоминал: „Начальство же было назначено бунтовщиками!“»
Стройным маршем со своим войском и свитой прошел Апраксин от околицы до церкви, что стояла в середине села. У него оставалась какая-то надежда морального воздействия на толпу. Ее увещевание должно было проходить в присутствии вооруженных солдат. Для этого он сначала послал двух адъютантов губернатора, но их слова четырехтысячная толпа заглушила криком: «Воля, воля!» Тогда граф послал священника. Тот с крестом в руках увещевал долго, но крестьяне продолжали крики. После всего этого Апраксин сам подъехал к бунтовщикам, объяснил возложенное на него высочайшее поручение, приказал выдать зачинщика беспорядков и разойтись.
Но ему кричали в ответ: «Нам не нужно посланного от царя, самого́ царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича (Александра II — прим. ред.)». Услышав эти слова, Апраксин приказал замолчать; затем, если верить генералу, он сказал в толпу: «Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь». Никто не удалился…
Тогда граф «твердо» скомандовал: «Пальба шеренгою; третья шеренга!» Ротный гаркнул: «Товсь! Третья шеренга — вверх, клац! Пли!» Залп раздался, умолк, а из окна дома кто-то закричал: «Не бойтесь! Пугают!» Толпа подхватила: «Пугают!», «Не расходитесь!» После нескольких залпов люди поняли, что выстрелы настоящие. «Народ стал падать десятками, — писали потом очевидцы, — а так как ни вправо, ни влево за теснотою нельзя было раздаться, то толпа заволновалась и шарахнулась ближе к фронту». Было сделано 5 или 6 залпов шеренгами. Тогда явился перед ротами зачинщик Антон Петров, держа на лбу «Положение», и был взят…
Никто из тех, кто писал о событиях в Бездне, не ставил перед собой задачи показать их глазами современников, пока это не сделал в своей книге «Жаждали воли» профессор КГУ, доктор исторических наук Григорий Вульфсон (на фото) Фото предоставлено Михаилом Бириным
«Подвигов» Безднинского карателя скрыть не удалось
По данным из рапорта государю того же Апраксина, получившего впоследствии прозвище Безднинский каратель, был убит 51 человек и ранены 77. По сообщениям врачей, прибывшим по окончании расправы над безоружной толпой, общее число жертв превышало 350. Александр II, прочитав рапорт, начертал резолюцию: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого».
Власти сделали все возможное, чтобы инцидент не получил огласки. Но четырьмя днями позже событий в селе Бездна, 16 апреля 1861 года, казанские студенты организовали панихиду по убиенным, получившую в истории название Бездненской и более походившую на антиправительственную демонстрацию. Ее целью как раз и было привлечь самое широкое внимание к происшедшему. На ней профессор Казанского университета Афанасий Щапов произнес небольшую речь, которая потом мгновенно разнеслась сначала по губернской столице, а затем и по всей империи (подробнее читайте на «БИЗНЕС Online»). А герценовский «Колокол» раззвонил по всей Европе о кровавом преступлении российского царизма.
Показать, как виделись современниками бездненские события, какие давались оценки — это значит, прежде всего, понять расстановку общественных сил, которая имела место в то время, когда в России рушились старые порядки. Эти оценки явились истоками историографии темы. Ясно выступили три основные концепции: реакционно-монархическая, либеральная и революционно-демократическая. Весь круг привлеченных источников позволяет раскрыть суть этих концепций.
Историки видели в Бездненском восстании яркое проявление классовой борьбы крестьян в ответ на грабительскую реформу 1861 года, которую проводили сами помещики во главе с помещичьим царем Александром II Фото предоставлено Михаилом Бириным
О волнении крестьян в Бездне писали дореволюционные и советские историки. Те из дореволюционных историков, кто отражал консервативно-монархическую точку зрения, представляли борьбу крестьян как «противоправительственный мятеж», вся ответственность за который ложится на «смутьяна» Петрова; те, кто стоял на либеральных позициях, видели в произошедшем волнении «печальное недоразумение», происшедшее в эпоху «великой реформы» и закончившееся, к несчастью, значительными человеческими жертвами. Революционные демократы стояли на стороне крестьян, оправдывали их борьбу и высоко ценили их вожака. В России в условиях жестокой цензуры они изложили свою точку зрения в журналах «Современник» и «Русское слово», а Александр Герцен и Николай Огарев — в «Колоколе», издававшемся в Лондоне.
В дореволюционной литературе волнение наиболее полно описано в очерке одной из первых русских женщин-историков Инны Игнатович «Бездна», опубликованном в 1911 году в шеститомном издании «Великая реформа».
Советские историки видели в Бездненском восстании яркое проявление классовой борьбы крестьян в ответ на грабительскую реформу 1861 года, которую проводили сами помещики во главе с помещичьим царем Александром II. Наиболее обстоятельно оно было исследовано ныне покойным доцентом Казанского педагогического института Евгением Устюжаниным (1902–1968) в его статье, опубликованной в 1941 году. Автор, используя широкий круг источников, хорошо раскрыл причины и ход восстания. И очерк Игнатович, и статья Устюжанина стали библиографической редкостью.
Казанский писатель Павел Евгеньев написал историческую повесть «Бездна». Книгу эту, выдержавшую два издания, сейчас трудно найти. Повесть была встречена читателями с интересом, тираж быстро разошелся. Писатель работал над третьим изданием, намеревался повесть расширить, ввести новые сюжеты, но смерть автора помешала осуществить замысел.
Никто из тех, кто писал о событиях в Бездне, не ставил перед собой задачи показать их глазами современников, пока это не сделал в своей книге «Жаждали воли» профессор КГУ, доктор исторических наук Григорий Вульфсон (Казань, Татарское книжное издательство, 1986 год). «Это наилучший источник, описывающий и анализирующий те события, — оценил беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ труд своего коллеги Игорь Ермолаев — экс-проректор КГУ, доктор исторических наук, профессор. — Как случилось, что крестьяне, веками жаждавшие свободы, после отмены крепостного права взбунтовались против этой самой „свободы“ настолько, что события даже привели к массовой и кровавой расправе? Я всю жизнь занимался историей российского самодержавия: каким образом в нашей стране образовалось правление империей в том виде, в котором оно существовало, то есть тоталитарном? Однозначного ответа на этот вопрос нет, как нет и однозначной оценки Александра-политика в той ситуации. Он, конечно, сделал очень большое дело, получил в истории прозвище Освободитель, но, с другой стороны, народ, крестьяне хоть и были объявлены свободными, но попали в гораздо худшие условия, чем те, в которых они находились до реформы».
Даже губернатор подивился низости «ловушки»
Не прихоть и не желание самодержца любой ценой остаться в истории положительным героем подвигли Александра к великой реформе и ликвидации крепостничества. Оно само по себе объективно мешало поступательному движению, развитию, а потому привело к отставанию России в экономическом плане, грозившему катастрофой и революцией. В стране с каждым годом все более нарастало крестьянское движение.
Вот в этих условиях Александр II пошел на создание Секретного комитета по крестьянскому делу. На первом же заседании, которое состоялось 3 января 1857 года под председательством царя, комитет решил «для успокоения умов и упрочения государства» приступить безотлагательно к разработке плана освобождения крепостных крестьян. План стал настоящей ловушкой для страждущих простофиль.
Российский император желал представить дело так, будто бы инициатива «улучшения быта помещичьих крестьян» исходит от самих помещиков. Руководству всех губерний было велено создать свои проекты положений о механизме и условиях освобождения крестьян исходя из местной обстановки. Для этого в губерниях были созданы специальные комитеты по решению этих вопросов. Среди многих проектов «Положений», составленных различными дворянскими губернскими комитетами, казанский отличался своим реакционным содержанием. О крепостнической сути данного документа писал даже сам казанский губернатор Козлянинов имперскому министру внутренних дел: «Некоторые положения проекта <…>: выкупы усадьб, наделы землею, отправление повинностей не представляют должного улучшения быта, в некоторых случаях кажутся даже стеснительнее прежнего, предоставляя помещикам более выгод, чем в настоящее время при крепостном праве. Такой произвольно малый надел (полторы десятины земли и 0,4 луга на душу) может расстроить, а не улучшить их [крестьян] быт и даже возбудить в них ропот».
За время работы дворянского губернского комитета и редакционных комиссий с 1858 по 1860 год крестьяне Казанской губернии то и дело позволяли себе разные «своеволия». Так писалось в официальных документах, которые отправлялись из канцелярии Казанского губернатора в министерство внутренних дел. Под «своеволием» имелись в виду крестьянские выступления против своих владельцев. По далеко не полным данным, таких выступлений за эти годы, разных по форме и характеру, было 20. Вот одно из донесений, направленное в начале 1859 года шефу жандармов в Петербург (орфография документа сохранена): «В Казанской губернии почти повсеместно в помещичьих имениях заметно развивается непослушание крестьян и дворовых против владельцев, уклоняются от должных работ под разными предлогами, а если таковые и производят, то небрежно, в ущерб хозяйства; проникнутые духом ожидаемой свободы при подстрекательстве людей неблагонамеренных, приняли смелость частовременно приносить необосновательные жалобы словесно и письменно исполняющему должность военного губернатора генерал-майору Козлянинову».
«…и пытался изнасиловать крестьянскую жену»
В сборнике документов «Бездненское восстание 1861 года» (Казань, Татгосиздат, 1948, составители — А.И. Сорчалов, Вульфсон), приводится, например, жалоба крестьян помещицы Раевской села Ямбухтино Тетюшского уезда о том, что они не имеют хлеба на пропитание. Во время дознания выяснилось, что крестьяне «г-жи Раевской находятся в самом жалком положении <…>, не имея хлеба для прокормления себя и скота своего, в настоящее время остается 30 семейств без пропитания».
Подобных фактов было немало. Жаловались крестьяне на притеснения, глумления и издевательства, которые чинили над ними помещики. Вот что открылось во время расследования жалобы крестьян на жестокое обращение с ними. Однажды поздно ночью помещик Таушев, взяв с собою старосту и дворового человека, направился в дом своего крепостного Ионова, намереваясь избить крестьянина и его жену. Войдя в дом и не найдя в нем ни Ионова, ни его жены (те были предупреждены дворовым человеком), разбудил спящих детей (родители надеялись, что он не тронет хотя бы детей) и собственноручно избил их. Затем, ворвавшись в дом матери Ионова, которая была больна и лежала на печке, он приказал стащить ее на пол, но, когда приказание его отказались выполнять, он «отщепком лучины избил мать Ионова и каким-то острым орудием проткнул ей левую руку». На следующее утро помещик, отправившись на гумно, где Ионов с женой молотили хлеб; подойдя к Ионову, «ударил его раза четыре по голове палкой». На этом изуверства Таушева не кончились. Он подверг растлению 13-летнюю сестру Ионова и пытался изнасиловать его жену.
Случай с помещиком Таушевым, конечно, из ряда вон выходящий, исключительный, но во время официальных расследований были открыты и другие случаи изуверства некоторых казанских помещиков, но далеко не о всех фактах губернатор сообщал в Петербург. Губернатор Петр Козлянинов стремился сгладить острые углы и в своих донесениях представлял дело так, будто во вверенной ему губернии чрезвычайных событий при нем не случалось, были лишь отдельные «недоразумения и своеволия».
«Приступить к первому чтению!»
Неудивительно, что крестьяне жаждали освобождения их от крепостной зависимости. 7 ноября 1857 года жандармский подполковник Ларионов доносил начальнику Третьего отделения, шефу жандармов князю Долгорукому (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.): «С некоторого времени в городе Казани и губернии распускаются слухи, что крепостное состояние в государстве нашем уничтожено и что будто бы по высочайше утвержденному положению с 1 января наступающего года объявлена будет помещичьим крестьянам свобода. Толки об этом с каждым днем более и более распространяются между дворовыми людьми, которые будучи убеждены в справедливости оных, ожидают скорого освобождения от помещичьей власти, высказывая в некоторых случаях своевольство, что заставляет владельцев опасаться худых последствий…» Долгорукий незамедлительно ознакомил с этим донесением царя. Александр II тотчас же повелел это представить его в Секретный комитет по крестьянскому делу с тем, чтобы «комитет сообразил, признается ли необходимым принять <…> какие-либо меры со стороны правительства или нет, и в первом случае какие именно» У Секретного комитета готового ответа не было…
В губернии, равно как и по всей империи, нетерпеливо ждали объявления о свободе, то есть выхода официальных документов властей. И вот, наконец, 19 февраля 1861 года царь утвердил «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и подписал написанный Московским митрополитом Филаретом «Манифест», возвещавший об отмене крепостного права. Нужно было довести до каждого из крестьян этот царский «пакет», хотя бы его смысл. Это всеобщее чтение и стало мероприятием перед многомиллионной аудиторией в масштабах всей империи.
Тот же граф Апраксина признавался: «Общая безграмотность помещичьих крестьян была так велика, что людей, хорошо читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что и нет, и большая часть таких, которые едва читают по слогам». В силу этого крестьяне, получив положение, «сначала обратились для объяснения к помещикам, дворовым людям, священникам и местным начальникам». Однако никто из этих чтецов крестьян не удовлетворил. Они, видя, что «мечтаемой ими воли в Положении никто не вычитывает, т. е. что барщина не уничтожена и земля должна оставаться во владении помещиков», не стали доверять «образованному сословию» и начали искать чтецов в своей среде.
И такой нашелся. Им стал Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездна Спасского уезда Казанской губернии. Он стал толковать положение по-своему, то есть так, как хотели его услышать крепостные. Но на этой «трактовке» царских бумаг дело не ограничилось. По инициативе Петрова народ сначала в вольнолюбивой Бездне, а потом уже и по всей округе стал менять низшие звенья власти на своих, «хороших людей». Ими были заменены «плохие» старосты, выборные, сотские ряда сел и деревень Спасского уезда. По селениям этого уезда, как было выяснено во время следствия, быстро разнеслась весть о том, что Петров «велел сменить старых начальников и на их место миром избрать других». В своем показании на следствии крестьянин признает, что сама мысль об избрании новых начальников принадлежала ему, но «сотские назначены были» не им самим, а «миром», следовательно, начальниками избирали тех, кого желали сами крестьяне.
Много ли было избрано миром «новых начальников»? Сказать точно нельзя, но не менее двух десятков. В чем же должна была состоять их основная функция? Петров имел достаточно четкие представления. Позже, в военно-полевом суде, он показал: «Чтобы больше привлечь крестьян к себе, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу <…> и чтобы не давать им (приходящим крестьянам — прим. ред.) расходиться».
С теми обязанностями, которые были возложены на «новых начальников», успешно справлялись. Избранный сотником Николай Иванов «собирал народ на сходку к дому Антона Петрова», Лаврентий Матвеев посылал крестьян созывать народ в Бездну. Избранные по совету Петрова «сотские ездили по деревне и запрещали крестьянам ходить в церковь». Одним словом, следственные материалы показывают активную деятельность вновь избранных начальников.
Воля — в «Положении?»
Петров с самого начала крестьянского волнения становится его вожаком. Не только его приказ, но и одно сказанное им слово обретало магическую силу. В ходе волнения, которое быстро разрасталось, из среды крестьян выдвинулись последователи Антона. Для них он был непререкаемым авторитетом.
В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения». Читал он их правильно, объясняя, что крестьяне в течение двух лет должны «оставаться в полном повиновении помещикам». Так было до тех пор, пока в село, где он жил, не пришла весть из Бездны об открытой там воле. По предложению мира он и еще несколько крестьян, бросив барскую работу, поехали сличать свое «Положение» с тем «Положением», по которому Петров объявлял волю. По возвращении из Бездны, когда крестьяне собрались на сход, он передал им слова Антона о том, что тот «вычитал волю, что помещикам должны принадлежать одни овраги и вся остальная земля остается за крестьянами».
Михайлов из Юркулей, достаточно грамотный крестьянин и уже по меркам того времени далеко не молодой человек (ему исполнилось 29 лет), прочитав «Положение», знал, что той воли, которую ждали крестьяне, там нет. Встретившись с Антоном в Бездне, он встал на его сторону и на крестьянском сходе, а затем на протяжении нескольких дней, вплоть до 12 апреля, пропагандировал ту волю, которую толковал Петров и которую ждали крестьяне.
Ермолай Иванов мечтал лично увидеть и услышать Петрова. Желание свое исполнил быстро и, вернувшись в свое село Ромадан, решил на заре следующего дня отправиться на базар. Это было 11 апреля, во вторник, в большой базарный день. Но сей базар, который собрался за пять дней до вербного воскресенья, был особенно многолюдным. Сюда из всех уголков ромадановского околотка съехались и сошлись сотни крестьян. Базар служил местом не только торговли, но и общения людей и обмена информацией о самых важных новостях. Иванов не без основания полагал, что базар — это одно из лучших мест для агитации за «чистую волю». Там, на базаре, с тем, чтобы привлечь внимание как можно больше народа, Иванов надел шапку на палку, которую высоко поднял над головой. Держа на палке шапку, как знамя, он переходил с места на место и звал всех крестьян тотчас же отправиться в Бездну «слушать волю». А те, которые не пойдут, провозглашал он, «навек останутся в работе». Так в ходе крестьянской борьбы появляется фигура активного агитатора. Опыт подхватят будущие революционеры.
Полицейский сотник из села Салманы Иван Матвеев вместе с другими крестьянами посылал народ в Бездну — слушать Антона. Он и сам ездил туда, а по возвращении в свое село «ходил по домам» и снова посылал в Бездну оставшихся дома крестьян, говоря: «Кто не поедет, тому не дадут земли». Когда крестьянин из села Фадеевка Петр Федоров приехал из Бездны в село Салманы и объявил крестьянам, что там открыта воля, Иван Матвеев дал ему лошадей до следующей деревни, где Федоров также «объявлял о воле».
В селе Безяково крестьянин Алексей Нестеров имел особое влияние на односельчан. Он подстрекал народ отправиться в Бездну и, несмотря на увещевания бургомистра, туда отправились около 160 человек.
Число крестьян, приходящих в Бездну, с каждым часом становилось все больше. 10 апреля обстановка еще более накалилась. Из всех концов Спасского и даже смежных уездов в Бездну шли крестьяне; шли из сел и деревень больших и малых, из выселков и починков, чтобы получить настоящую волю и свободу полную. Приток крестьян за эти дни не уменьшался, а увеличивался. Петров и его приверженцы считали, что чем больше собирается народа в Бездне, тем скорее они добьются «настоящей воли».
«Для сохраненья тишины, спокойствия, порядка»
Сразу же после подписания высочайшего манифеста, хорошо зная его смысл и возможную реакцию «освобождаемых», министр внутренних дел направил каждому губернатору секретный циркуляр, требуя принять необходимые меры «для сохранения тишины, спокойствия и порядка» во вверенной губернии. Начальник Третьего отделения по своим каналам предписал уведомлять его о том, как будут встречены эти документы после их обнародования. Тогда же было решено во все губернии командировать по одному генералу из свиты царя. Командированный свитский генерал, как представитель Его Императорского Величества, был наделен особыми полномочиями. Таким эмиссаром в Казанской губернии стал генерал-майор Апраксин.
Когда в Спасском уезде запахло жареным, Апраксин явился к губернатору Козлянинову и сказал ему: «В Бездне бунт принял чрезвычайно большие размеры. Я решил, что ехать необходимо самому». Есть свидетельство, что такое решение Апраксин принял после того, как дворяне, находившиеся с ним в клубе, очень просили его, чтобы он сам поехал в Бездну. Помещики были убеждены, что бунт непременно надо подавить силой оружия, не останавливаясь ни перед чем. Там, в дворянском клубе, Апраксин дал «категорическое обещание, что в Бездну поедет сам». Действительно, на рассвете 9 апреля он выехал в Спасск. До рокового дня 12 апреля оставалось менее трех суток. До суда и публичной казни Петрова — всего десяток…
Крестьянское восстание 1381
Крестьянское восстание 1381Крестьянское восстание 1381
Резюме
Источник: http://www.edgegrove.herts.sch.uk/.
Фон
Когда Черная смерть охватила Европу в 1348-1351 гг. в результате погибло около 30% населения. Это сильно повлияло
английских крестьян из-за нехватки рабочей силы и продовольствия
было мало. Даже каких-то тридцать лет спустя жизнь не вернулась
к нормальной — оседлой и структурированной деревенской жизни Среднего
Века были нарушены, и среди бедняков царило недовольство.
Причины восстания
1. Статут рабочих 1351
Это был закон, принятый в конце Черной смерти, чтобы остановить Крестьяне, пользуясь нехваткой рабочих рук, требовали больше денег. Крестьяне были вынуждены работать за ту же заработную плату, что и раньше, а землевладельцы могли настаивать на выполнении трудовых услуг, вместо того, чтобы соглашаться деньги (компенсация). Это означало, что землевладельцы могли получать прибыль. от нехватки, в то время как жизнь была очень осложнена для крестьяне.
2. Цены
Цены выросли после Черной смерти. Заработная плата
поднимались не так быстро, поэтому крестьяне страдали от голода и
дефицит.
3. Молодой король
Во время Черной смерти и в последующие годы
Таким образом, в Англии был сильный и воинственный король Эдуард III. Однако,
его сын, Черный принц, умер раньше него, оставив внуку
как наследник престола. В 1377 году умер Эдуард III, и этот мальчик из
десять стал королем. Истинная власть принадлежала могущественным баронам, в
особенно дядя мальчика, Джон Гонт, герцог Ланкастерский.
Бароны, уже ненавидимые крестьянами, начали брать
преимущество ситуации.
4. Подушный налог
Англия была вовлечена в Столетнюю войну. Это оставило казна пуста, а баронам надоело платить за война.
В 1377 году Джон Гонт ввел новый налог — подушный налог.
это должно было покрыть расходы на войну. В отличие от обычных налогов,
должны были платить крестьяне, а также помещиков.
Хотя это должно было быть «разовым» событием, это было
настолько успешным, что его повторили еще трижды. Первое
налог составлял 4 пенса с каждого взрослого (взрослый: 14 лет и старше), затем он был увеличен до
4 пенса для крестьян и больше для богатых, и, наконец, в 1380 г. он был повышен до 12 пенсов на взрослого.
Баронам понравилась идея крестьян, помогающих платить налоги, особенно если они действовали как сборщики налогов, как некоторые из деньги утекали в их карманы. Было намного тяжелее крестьяне, которые не могли позволить себе платить, тем более что налог был собран наличными, а не сельскохозяйственной продукцией.
К 1380 году многие прятались от коллекционеров и избегали оплата. По этой причине собранная сумма отпала, несмотря на то, что налог был увеличен.
5. Джон Болл и церковь
Церковь сильно пострадала от Черной смерти, и многие духовенство было плохо образованным, что снижало народное уважение к церковь. Церковь также была крупным землевладельцем, и настоятели и епископы встали на сторону баронов против крестьян. Это сделано церковь ненавидела, так как крестьяне чувствовали себя преданными организации, которая должна помогать, а не эксплуатировать их.
Ситуация усугублялась рядом восставших священников. которые проповедовали против церкви и баронов. В первую очередь среди
это был Джон Болл, автор знаменитого стиха; «В то время как
Адам копал (копал), а Ева пряла, кто же тогда был джентльмен?»
т. е. не было группы неработающих бездельников в том
время, так почему же их следует терпеть сейчас?
Настолько опасным было это учение, что Архиепископ Кентерберийский арестовал Джона Болла и заключил его в тюрьму. в замке Мейдстон.
Вспышка
Изучив декларации о подушном налоге за 1380 г., Королевский совет во главе с Джоном Гонтом был расстроен, обнаружив что меньше денег, чем когда-либо было собрано. Сборщики налогов были разослано снова, с инструкциями собрать полную сумму.
Одним из этих людей был Томас Бэмптон, прибывший в Фоббинг в
Эссекс и созвал жителей Фоббинга, Стэнфорда и
Корнингем предстать перед ним. Те законопослушные сельчане, которые
пришли были потрясены, обнаружив, что им придется платить
ненавистный налог во второй раз, и что им также придется платить
для тех, кто не явился. Не удивительно, а
последовал бунт, и Бэмптон и его люди были избиты и изгнаны
из деревни.
Сэр Роберт Белкнап, председатель Верховного суда, был отправлен в
успокоить ситуацию, но и его постигла та же участь. Распространение слов,
и крестьяне по всему Эссексу объединились и включили
землевладельцы. Усадебные дома были сожжены, и любые записи о
налоги, трудовые повинности и долги уничтожены.
Вскоре восстали крестьяне и в Кенте, и восстания произошли в
многие другие районы страны. Некоторые непопулярные землевладельцы были
убиты, другие бежали, а другие были схвачены и унижены,
действовать как слуги и выполнять черную работу.
Хронология основных событий 1381
Хотя восстание распространилось на многие районы Англии, два восстания в Эссексе и Кенте стали центром восстание.
1381
30 мая.
Крестьяне Эссекса выгоняют Томаса Бэмптона из Фоббинга.
1 июня
Повстанцы из Эссекса убивают троих слуг Бэмптона. Восстание
распространяется через Эссекс, Хартфордшир и Саффолк.
7 июня
В настоящее время восстание широко распространено. Кентские повстанцы осаждают Замок Мейдстон, который сдается. Джон Болл освобожден, и Рочестерский замок также сдается.
10 июня
Кентские повстанцы маршируют на Кентербери и захватывают город. В городе нападают на богатых паломников. Архиепископа нет, повстанцы назначают смиренного монаха новым архиепископа, и провести службу в соборе, обещая смерть всем «предателям», которых они поймают,
В этот момент появляется новый лидер, Уот Тайлер. Мы мало о нем знаем, за исключением того, что он, возможно, служил солдатом. во Франции, что он был очень хитер и что, должно быть, исключительные полномочия лидера, чтобы контролировать толпу повстанцы.
И повстанцы из Кента, и из Эссекса теперь отправились в поход на Лондон.
Простые крестьяне верили, что им объяснят
свои обиды королю, которому плохо посоветовали, и
что бы все наладилось. Однако некоторые из более
умные личности, такие как Уот Тайлер и Джон Болл, имели много
более четкое представление о ситуации, и планировали получить как можно больше
как могли.
Король и совет были застигнуты врасплох, и в Лондоне было всего несколько сотен солдат. Город был практически беззащитны.
12 июня
Обе группы крестьян достигли Лондона. Кентские крестьяне расположились лагерем в Блэкхите, а крестьяне Эссекса — в Майл-Энде, к северу от реки Темзы. Их nUDbers трудно оценить, но оба группы могли насчитывать до 50 000 человек. Сообщение был отправлен в город с требованием свидания с царем. Это было договорился, что он встретится с ними в Ротерхайте, на Темзе, в тот день.
Ричард плыл вниз по реке на королевской барже, но при виде из огромной толпы крестьян советники Ричарда не пустили ему землю. Он вернулся в Лондонский Тауэр, оставив крестьяне злые и разочарованные.
Той ночью крестьяне приблизились к Лондону. Они смогли войти, потому что ворота города и Лондонский мост были открыт сочувствующими их делу горожанами, хотя они позже утверждали, что их заставили это сделать.
13 июня
Повстанцы растерялись в городе. Флотская тюрьма была разрушена
открытыми, многие законники были убиты в Храме, а иностранные
купцов расстреляли. Несмотря на это, большинство крестьян были мирными,
и городу был нанесен небольшой ущерб по приказу Ват
Тайлер.
Группа крестьян двинулась на запад от города к великолепной Савойский дворец, дом Джона Гонта. Он загорелся, когда они разграбил его. К счастью, в это время Джон Гонт был в Шотландии. время и сбежал от повстанцев. Когда пламя осветило небо, Ричард согласился встретиться с повстанцами в Майл-Энде на следующий день. Он надеялся что это отвлечет крестьян из города.
14 июня
Ричард поехал на собрание в Майл-Энд. Здесь Уот Тайлер выдвинул требования крестьян:
арендная плата за землю была снижена до разумного уровня.
— подушная подать должна была быть отменена.
— бесплатное помилование для всех мятежников.
— крестьянам будут даны грамоты с указанием числа
прав и привилегий.
— всех «предателей» казнить.
Ричард согласился на все эти требования, но добавил:
что только королевский суд мог решить, был ли человек предателем или
нет. Он считал, что это лучшая политика, позволяющая
крестьян вернуться домой. Группа примерно из тридцати клерков начала
переписать уставы, чтобы крестьяне взяли домой.
Однако Ват перехитрил короля. Тайлер. Группа крестьян, воспользовавшись королевской отсутствие в Майл-Энде совершило набег на Лондонский Тауэр. Здесь они нашли трое из их LOSt ненавистных людей; Саймон Садбери (архиепископ Кентербери), сэр Роберт Хейлс (королевский казначей) и Джон Легг (создатель подушного налога). Их вытащили на Башню Хилл и обезглавлен.
15 июня
После выдачи чартеров накануне многие
крестьяне стали покидать Лондон и возвращаться домой, полагая, что
их требования были удовлетворены. Однако Уот Тайлер и твердое ядро
крестьяне остались позади, и они потребовали новой встречи с
Король, чтобы поставить еще больше требований.
Король согласился на встречу в Смитфилде, открытом пространстве внутри
городские стены.
Когда прибыл королевский отряд, Уот Тайлер ехал
и приветствовал их в наглой манере. То, что произошло дальше,
неясно, но, вероятно, это был заранее подготовленный сюжет. Тайлер был груб с
король, отказываясь спешиться и плюя перед ним.
Лорд-мэр Лондона Уильям Уолворт обратил
меч и напал на Тайлера, ранив его. Сквайр прикончил его, когда он лежал
земля.
Это был решающий момент, прежде чем крестьяне поняли, что произошло. Молодой король поскакал вперед, крича, что все их требования должны быть выполнены, и что они должны следовать за ним из города, где чартеры будут предстоящий. Доверчиво, повстанцы последовали за ним, и большинство из них было убеждено вернуться домой.
Последствия: Месть королей
Июль
Как только крестьяне покинули Лондон, повсюду были разосланы гонцы. страну, созывая войска. Последние участники огромного собрания крестьяне расположились лагерем в Биллерикей в Эссексе. Они оказались вырубленными королевские войска, напрасно размахивающие помилованиями и хартиями, которыми они были данный.
Королевские войска совершили поездку по пострадавшим районам, охотясь на
повстанцы. Обладание уставом стало фактически смертным приговором. В
в Хартфордшире и Эссексе погибло около 500 человек, очень немногие предстали перед каким-либо судебным процессом.
Граф Бекинкэм выполнил требование короля о мести. В Кенте плата
казней было еще больше, 1500 крестьян были отправлены на виселицу
Еще одно небольшое восстание вспыхнуло в Сент-Олбансе, где аббат был ненавистной фигурой среди горожан. Это было безжалостно разгромлен, а 15 июля Джон Болл, чья проповедь так много сделала для того, чтобы восстание, был повешен, вытащен и четвертован на рыночной площади, как пример любым другим потенциальным повстанцам
Результат крестьянского восстания
1.На поверхности крестьяне были раздавлены, их требования отвергнуты, и многие казнены. Однако землевладельцы были напуганы, и в дальнейшем срок несколько вещей были достигнуты.
2. Парламент отказался от попыток контролировать заработную плату помещики платили своим крестьянам.
3. Ненавистный подушный налог больше никогда не повышался.
4. Лорды гораздо больше относились к крестьянам уважать. Они сделали больше из них свободными людьми, т.е. они не принадлежали как часть земля. В конце концов это пошло на пользу, так как свободные люди всегда работают намного усерднее.
5. Это ознаменовало крах феодальной системы, которая хорошо работала в раннем Средневековье, но теперь становилась устарели, поскольку отношение начало меняться.
Средневековое земледелие и сельскохозяйственный год: как это работало?
Идет загрузка…
Средневековое земледелие можно описать как бесконечный труд. Для крепостного в поместье всегда было что-то, что нужно было сделать. Лень не терпели, потому что, если не будет урожая, зимой всей деревне грозит голодная смерть.
Нельзя сказать, что задания были однообразными. Средневековое земледелие следовало круглогодичному циклу.
«Почему сегодня почти не сохранились средневековые крестьянские хижины»
Чтобы посмотреть полный подкаст «History Unplugged», нажмите здесь!
Средневековое сельское хозяйство – ремонт
Крестьяне должны были строить свои собственные дома в средневековый период. Они использовали глину и палки для пола и стен, а крыша была покрыта соломой.
Плохая погода и сильный ветер могли легко повредить дома, поэтому необходимо было провести ремонт как можно скорее. Однако из-за огромного количества работ, которые нужно было выполнять в течение всего года, часто только в зимние месяцы крестьяне успевали сделать надлежащий ремонт, в остальное время года они просто латали свои дома. y хорошо, было бы трудно найти нужную солому.
Идет загрузка…
Дерево и ветки использовались для ремонта стен крестьянских домов. Они были сплетены вместе, чтобы сделать их как можно более прочными. Крыши были покрыты соломой, поэтому, если урожай был не очень хорошим, найти нужную солому было бы трудно.
Средневековое земледелие – озеленение
Поздней зимой и ранней весной в крестьянских садах сажали овощи. Позже в этом же году, в апреле и мае, в саду могут быть посажены новые фруктовые деревья.
Горох, фасоль и лук выращивали на крестьянских огородах (тофтах). Эти овощи использовались для приготовления густого рагу, называемого похлебкой.
Яблони и груши были посажены в саду или в собственных садах крестьян, чтобы дать плоды.
Иногда также сажали ягодные кустарники, чтобы обеспечить запас ягод.
Средневековое земледелие – ткачество
Ткачество было одним из основных средневековых способов изготовления вещей. Ветки сплетались вместе, чтобы делать заборы и стены домов или корзины, а нить вплеталась в материал.
Корзины часто плели из ивы. Прутья ивы, известные как «витис», собирали в зимние месяцы, когда опадала листва.
Первый этап — плетение основы корзины. Далее устанавливаются вертикальные голени. Наконец, из стоек вплетаются салфетки, чтобы получилась корзина.
Иву также можно красить с использованием натуральных продуктов, таких как ягоды или овощи.
Шерсть, снятая с овец при стрижке, использовалась для изготовления одежды. Первым этапом было расчесывание шерсти, чтобы избавиться от колтунов. После этого его нужно было прясть, чтобы сделать из него нить.
До изобретения прялки в 15 веке шерсть приходилось прясть с помощью прялки.
Волокна шерсти скручиваются в нить одной рукой и подаются на веретено, где она сматывается в одну длинную нить, готовую к использованию для ткачества ткани.
Когда шерсть была спрядена, она была готова для изготовления ткани. Для удержания нитей на месте использовался ткацкий станок.
Средневековое земледелие – Вспашка
Прежде чем посеять семена, землю нужно было вспахать. Плуги были общими для жителей деревни, и их тянули упряжки волов.
Поля вспахивались ранней весной, а также осенью после сбора урожая. Деревенский плуг или плуги часто хранились в церкви.
Когда плуг движется по полю, два металлических выступа вонзаются в почву и разрыхляют ее, готовя к посеву.
Средневековое земледелие – внесение удобрений
Чтобы обеспечить хороший урожай и хороший урожай овощей, необходимо было удобрить почву перед посевом семян.
Что касается средневекового земледелия, то конский, воловий и свиной помет собирали в течение всего года, чтобы его было достаточно, чтобы вскопать поля до того, как будут посеяны семена и посажены овощи.
Иногда также использовался человеческий помет.
Средневековое земледелие — посев
Посев семян был еще одной важной работой, которую нужно было выполнять в течение средневекового сельскохозяйственного года.
После того, как поля были вспаханы, нужно было посеять в землю семена. Важно было распределить семена равномерно, чтобы был хороший урожай.
Для этой работы не было машин, поэтому ее приходилось делать вручную.
Прополка
Как только новые саженцы начали расти, прополка превратилась в работу на полный рабочий день. Дети, мужчины и женщины помогали с прополкой.
Очень важно было как можно скорее удалить сорняки из почвы.
Сорняки берут влагу и полезные вещества из почвы, необходимые для урожая, если он хочет вырастить хороший урожай.
Если позволить сорнякам вырасти выше культур, они будут препятствовать попаданию света на всходы.
Обрезка
Яблони и груши, которые росли в саду, нужно было обрезать каждый год.
Обрезка фруктового дерева означает обрезку некоторых ветвей дерева, чтобы оно росло быстрее и давало больше плодов.
Однако обрезку следует проводить осторожно, поскольку слишком большая или недостаточная обрезка может привести либо к плохому урожаю, либо к полному отсутствию плодов.
Молодые деревья обрезают в апреле или мае, но большие, хорошо прижившиеся деревья можно обрезать зимой, когда дерево находится в состоянии покоя (не растет).
Отпугивание птиц
После того, как семена были посеяны, очень важно убедиться, что птицы не съели все семена.
Этот мальчик использует барабан, чтобы отпугивать птиц от полей
Детей в возрасте трех или четырех лет отправляют в поля. Их работа заключалась в том, чтобы бегать, кричать и хлопать в ладоши, чтобы отпугнуть птиц.
Барабаны, колокольчики и палочки также использовались для создания шума, отпугивающего птиц.
Стрижка
В июне овец, содержавшихся на общей земле, остригли на шерсть. В средние века в Англии было намного больше овец, чем людей, и шерсть была наиболее часто используемым материалом для одежды.
Шерсть продавалась на рынке торговцам, которые отправляли английскую шерстяную ткань в другие страны Европы.
Поскольку шерсть овец была очень важна, было важно убедиться, что они защищены от хищников, таких как волки и собаки.
Работу пастуха давали тому, кто не мог выполнять тяжелый физический труд.
Сбор урожая
В средневековый сельскохозяйственный год собирали два урожая. Первым был урожай сена в июне. Однако главным и самым насыщенным событием средневекового земледельческого календаря был сбор урожая пшеницы, который проводился в конце лета в августе и сентябре. Хозяин поместья часто обеспечивал крестьян едой и питьем, чтобы они устроили праздник после сбора урожая. 0003
Праздник урожая, также известный как «Дом урожая», отмечается и сегодня. Всем приходилось работать долгие часы во время сбора урожая — с момента восхода солнца утром до наступления темноты. Мужчины, женщины и дети работали вместе, чтобы убедиться, что урожай собран вовремя.
Если урожай не был собран вовремя, то пшеница погибнет от холода и дождя, и деревня, скорее всего, умрет от голода.
На этом снимке женщина косит пшеницу косой
В Средние века не было машин, и урожай приходилось собирать вручную с помощью косы. Это была непосильная работа, так как крестьяне с утра до ночи были заняты вдвоем, часто с очень коротким перерывом на обед.
Коллекционирование и собирательство
Коллекционирование было круглогодичным занятием. Корзины, сотканные в осенние и зимние месяцы, использовались для сбора свежих яиц от собственных кур крестьян.
Корзины также использовались в конце лета и осенью для сбора ягод с живых изгородей и фруктов с деревьев, посаженных в саду.
Дрова для костра должны были собираться в течение всего года, чтобы обеспечить хороший запас перед холодными зимними месяцами. Детей отправляли в лес собирать ветки и ветки, а мужчины рубили деревья топорами на дрова.
Часть древесины может быть использована для ремонта их домов.
Связывание
Когда пшеницу собирали, ее нужно было связывать в снопы для сушки. Эту работу часто выполняли женщины. Затем снопы пшеницы перевозили на телеге, запряженной лошадьми, в амбар для хранения.
Во время сбора урожая поля были полны снопов пшеницы, ожидающих транспортировки в амбар для хранения.
Телеги с пшеницей тянули лошади или волы. Это могло быть опасным занятием для возницы, потому что тележки были завалены снопами пшеницы и часто опрокидывались.
Провеивание
Провеивание — это процесс отделения зерна от плевел (внешней оболочки). Однако, прежде чем можно было провести веяние, пшеницу нужно было обмолотить (взбить), чтобы отделить зерно от стебля.
Для отделения зерна от плевел часто использовали сито. Кочаны пшеницы помещали в сито, а затем либо трясли из стороны в сторону, либо подбрасывали в воздух. Затем мякину уносил ветер или, если ветра не было, другой человек, размахивающий простыней.
После отделения зерна его можно было перемолоть в муку, из которой пекли хлеб.
Измельчение
Измельчение — это процесс, при котором зерно превращается в муку. В самые ранние времена это нужно было делать вручную, используя ступку и пестик, чтобы перемолоть зерно в муку. Однако к средневековью в большинстве городов и деревень были мельницы.
Зубья, которые вращали точильные камни, изначально приводились в движение животными, но в период Средневековья сила животных была заменена силой ветра или воды.
Первое упоминание о ветряной мельнице в Англии относится к мельнице в Йоркшире, датируемой 1185 годом. весь его народ. Лорд также имел право голоса в том, кто и когда использовал мельницу, и было запрещено использовать любую другую мельницу. Лорд также взимал плату за использование своей мельницы.
В двенадцатом веке Папа Целестин III заявил, что воздух, используемый ветряными мельницами, принадлежит церкви, и поэтому церковь должна платить налог за их использование.
Водяные мельницы были надежнее ветряных, потому что не зависели от погоды.
Однако водяные мельницы должны были быть построены рядом с ручьем с проточной водой, чтобы они могли работать.
Водяная мельница называется водяной, потому что она приводится в действие водой.
Средневековое земледелие – Разделка мяса
В ноябре и декабре часть животных пришлось зарезать, чтобы обеспечить их мясом на зиму. Также необходимо было солить или коптить часть мяса, чтобы оно продержалось всю зиму.
Крестьянам приходилось убивать собственных животных.
Часть мяса жарят на вертеле, а часть консервируют для использования в зимние месяцы путем засолки или копчения.
Необходимо было иметь хороший запас мяса на зиму, так как не было ни овощей, ни фруктов.
Соление и копчение
Часть мяса, забитого в ноябре и декабре, нужно было солить или коптить, чтобы оно продержалось всю зиму.
Соль в виде камня
Часть мяса будет солена, чтобы сохранить его на зиму. Однако соль была очень дорогой, и маловероятно, что крестьяне имели к ней доступ.
Во времена Римской империи соль использовалась в качестве денег, и английское слово «зарплата» происходит от латинского слова «соль».
Обычно крестьяне коптили мясо, чтобы сохранить его на зиму.
Крестьяне жили в однокомнатных домах и огонь был посреди комнаты. Следовательно, в комнате стало дымно, когда огонь был зажжен. Поэтому мясо можно было коптить, подвешивая его к стропилам на крыше.
Копание земли
В Средневековье приходилось выполнять различные земляные работы:
Необходимо было вырыть дренажные канавы, чтобы предотвратить повреждение посевов наводнением.
Крестьяне также должны были копать свои собственные огороды (тофты), прежде чем они могли сажать овощи, а если они не могли нанять или одолжить плуг, им также приходилось копать свои поля (фермы).