Сколько лет ленину сейчас: 150 лет назад родился Владимир Ленин

«Великоросс», калмык, еврей, немец, швед… О корнях Владимира Ильича Ульянова

«Мы, великорусские социал-демократы», «нам, великорусским сознательным пролетариям», — так писал Ленин в своей статье «О национальной гордости великороссов», подчёркивая свою причастность к «великороссам». Да и в анкете делегатов XI Всероссийской конференции РКП/б/ в 1921 году Ленин указал свою национальность как «великоросс», то есть русский.

Однако теперь уже досконально известно, что корни Ульяновых были очень разные. Это утверждают и научные сотрудники Ленинского мемориала, которые не одно десятилетие занимаются изучением родословной Ульяновых и, в частности, Владимира Ильича.

Исследования родословной Ильича

Ещё в конце 1920-х – начале 1930-х годов сотрудники первого ленинского музея обращались к Анне Ильиничне, Дмитрию Ильичу, Марии Ильиничне Ульяновым с вопросами о родителях их отца и матери. А в мае 1935 года состоялась командировка первого научного сотрудника музея Анны Григорьевны Медведевой в Астрахань, чтобы собрать материал об отце Ленина, Илье Николаевиче Ульянове, для выяснения генеалогии семьи. Там она работала в астраханском архиве при содействии заведующего архивом Петра Ивановича Усачёва, известного исследователя. Как известно, выяснением национальности предков Ленина он занялся целенаправленно с середины 1920-х годов.

Тогда были сделаны фотоснимки, в том числе и дома деда Ленина – Николая Васильевича Ульянова в Астрахани, в котором родился и жил до 18 лет отец Ленина – Илья Николаевич Ульянов. Сейчас там находится музей истории города (бывший Дом-музей Ульяновых) — объект культурного наследия регионального значения. Мемориальная табличка гласит: «Дом, в котором родился и жил с 1831–1850 гг. педагог-демократ И.Н. Ульянов — отец В.И. Ульянова (Ленина)».

Музей истории города Астрахань — дом деда Ленина, Николая Васильевича Ульянова в Астрахани

Анна Григорьевна Медведева получила от Усачёва ценные материалы о родословной Ильи Николаевича.

На сегодня известно, благодаря многочисленным исследованиям родословной Ульяновых, что дед Ленина по отцовской линии Николай Васильевич происходил из села Андросова Сергачской округи Нижегородской губернии. Документы позволили проследить три поколения Ульяновых, живших в Андросове. Прапрадед В.И. Ленина — Никита Григорьевич, прадед — Василий Никитич и дед Николай Васильевич были крепостными крестьянами нижегородских помещиков Бреховых. В 1791 году дед Ленина был отпущен помещиком М.С. Бреховым на оброк. Согласно Высочайшему Указу от 19 июля 1797 года он стал свободным человеком. Этот правительственный указ разрешал не возвращать к помещикам с окраинных земель крестьян, засчитывая их владельцам как сданных в рекруты. Так Николай Васильевич Ульянин, отрабатывавший оброк в Астраханском крае, стал государственным крестьянином. Он занялся портняжничеством. В 1808 году он был причислен к мещанскому сословию, жил и работал вначале в селении Новопавловском Астраханской губернии, а затем переехал в Астрахань. Там он вступил в цех портных. В 1811 году он женился на Анне Алексеевне Смирновой.

В списках мужского населения Астрахани для рекрутского набора 1837 года указывалось: «Николай Васильев Ульянин, у него дети Василий 14 лет, Илья 2 лет, коренного российского происхождения».

Николай Васильевич скончался, когда младшему Илье было всего пять лет. По информации научных сотрудников астраханского музея, после смерти отца всю семью содержал Василий Николаевич – старший сын, которому на тот момент исполнилось 15 лет. Он работал на соляных промыслах объездчиком и приказчиком у братьев Сапожниковых и других купцов. Он и помог брату получить достойное образование.

Илья Николаевич Ульянов – отец Владимира Ильича Ульянова (Ленина)

В 1843 году Илья Николаевич после окончания с отличием Астраханского уездного училища поступил в Астраханскую мужскую гимназию. Затем после ее окончания в 1850 году с серебряной медалью поступил в Казанский университет на коммерческий физико-математический факультет и окончил его в 1854 году со степенью кандидата математических наук. В 1855–1863 годах Илья Николаевич Ульянов — старший преподаватель математики и физики в Пензенском дворянском институте. В 1863 году он вступает в брак с Марией Александровной Бланк и переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода. В 1869 году Илья Николаевич получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии.

О калмыцком происхождении Ильи Николаевича Ульянова

Некоторые исследователи говорят о калмыцком происхождении Ильи Николаевича Ульянова. В том числе об этом в своих произведениях пишет Мариэтта Сергеевна Шагинян, которая впервые посетила Дом-музей В.И. Ленина 21 июля 1936 года и лично от Медведевой, как говорится, «по свежим следам» получила информацию о родословной Ульянова.

Так, в романе «Семья Ульяновых» сказано, что мать Ильи Николаевича, Анна Алексеевна Ульянова (Смирнова), «вышла из уважаемого в астраханском мещанстве крещеного калмыцкого рода». А в очерке «Предки Ленина (Наброски к биографии)», впервые опубликованном в журнале «Новый мир» (№ 11, 1937 г.), Шагинян прямо говорит: «Есть документ о том, что отец Анны Алексеевны был крещеный калмык». К сожалению, писательница не включила его ни в одно из своих произведений. Другой известный исследователь родословной Ульяновых, Михаил Гиршевич Штейн, предполагает, что если документ был изъят из архива по указанию партийных органов в 30-х годах XX века, то в настоящее время может находиться в каком-либо из специальных архивов. Однако до настоящего времени поиск этого документа не увенчался успехом.

Предки Ленина по линии Ильи Николаевича Ульянова

Можно предположить, что документ о происхождении бабушки Ильи Николаевича был просто уничтожен. Иосиф Виссарионович Сталин, который на тот момент руководил страной, внимательно следил за публикациями в журналах и книгах, особенно исторических. Сначала он никак не отреагировал на очерк и роман Шагинян. Но вскоре берлинская газета «Штурм» опубликовала очерк Шагинян с комментариями Геббельса.

«В нём акцент, причём в исключительно оскорбительной форме, — пишет М.Г. Штейн в статье «К вопросу о генеалогии рода Ульяновых», — был сделан на калмыцкое происхождение деда и матери И.Н. Ульянова. Реакция И.В. Сталина на эту публикацию была резкой и негативной по отношению к М.С. Шагинян».

Штейн далее отмечает: «После принятого по инициативе И.В. Сталина 5 августа 1938 года постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О романе Мариэтты Шагинян «Билет по истории», часть 1 «Семья Ульяновых», в течение последующих восемнадцати лет в своих произведениях она не касалась ленинской темы». Потом было ещё несколько заседаний руководства Союза писателей СССР. В конце концов было признано, что «правление ССП и его руководящие деятели проглядели выход в свет политически вредного и идеологически враждебного произведения, каким является роман Мариэтты Шагинян «Билет по истории».

«В условиях 1938 года это по существу был смертный приговор, — подчёркивает в статье Штейн. — Писательница не была даже репрессирована. Убеждён, что это произошло потому, что она предъявила А.А. Жданову копию или фотокопию документа, подтверждавшего калмыцкое происхождение А.Л. Смирнова – деда И.Н. Ульянова».

Интересно, что в начале 1920-х годов сами Ульяновы – дети Ильи Николаевича, практически ничего не знали о деде по отцовской линии. В памяти Анны Ильиничны – старшей сестры Владимира Ильича, остались только самые яркие рассказы отца о детстве и собственные воспоминания о единственной встрече с бабушкой и дядей: «Помню поездку на пароходе, нас двоих старших (Александр и Анна) с матерью из Нижнего в Астрахань, к родным отца. Это было ранней весной, с первыми пароходами, когда мы были в возрасте 3-4 лет. Смутно припоминаю маленький домик, старую бабушку и дядю: припоминаю, что с нами возились как с желанными гостями и, как мать находила, баловали нас чересчур. К этим родным мы ездили только раз…». Получается, Владимир Ильич вообще не был знаком со своими родственниками по отцовской линии.

О еврейских предках Владимира Ильича Ульянова (Ленина)

«О существовании еврейских предков Ульяновы узнали из документов, выявленных по запросу Анны Ильиничны в 1924 году в архивах Ленинграда. В запросе Анна Ильинична сообщила все сведения, которые были известны ей об Александре Дмитриевиче Бланке: «…1. Родился в 1802 году (кажется в Житомире). 2. Купеческого сословия. 3. Поступил в 1820 году в Петербургскую Медицинскую академию. 4. Окончил её со званием лекаря в 1824 году. 5. Служил одно время в больнице Марии Магдалины. 6. Был женат на некой Анне Ивановне Грошопф (кажется, шведке), отец её имел дом на Васильевском острове». Узнав о выявленных документах и их содержании, руководство Института Ленина приняло тогда решение не обнародовать сведения о еврейских предках Ульяновых», — из статьи Г. А. Бородулиной «О версии происхождения предков В.И. Ленина по отцовской линии в книге А. Арутюнова «Досье Ленина без ретуши».

Но Анна Ильинична Ульянова, узнав из документов Департамента полиции о том, что их дед по матери был сыном мещанина Мошки Бланка, решила использовать эти данные при подготовке биографии своего знаменитого брата. После того как в Институте Ленина, сотрудницей которой она была, оглашение этих сведений было признано «неудобным», обратилась за разрешением к Иосифу Виссарионовичу Сталину: «Факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, — писала она, — не был известен при его [Ленина] жизни… Я не знаю, какие могут быть у нас, коммунистов, мотивы для замалчивания этого факта». «Молчать о нём [факте] абсолютно», — ответил Сталин.

Александр Дмитриевич Бланк – дед Владимира Ильича Ульянова (Ленина) по линии матери

«Александр Дмитриевич Бланк родился в 1802 году в Житомире. Он был еврейского происхождения, из староконстантиновских мещан, был сыном Мошки Бланка и носил имя Абель. Вместе со своим братом Израилем он учился в житомирском поветовом училище (нечто вроде среднего), окончив которое, оба брата попадают — каким образом неизвестно — в Петербург, принимают крещение (в 1820 году) и нарекаются: Абель — Александром, а Израиль — Дмитрием. Как явствует из свидетельства, крещены они «по предписанию митрополита» и восприемниками их были знатные и чиновные люди: Дмитрия — действительный статский советник, сенатор Дмитрий Осипович Баранов и действительного статского советника Шварца жена, Елизавета Осиповна; Александра — действительный статский советник граф Апраксин и означенного г-на Баранова жена, Варвара Александровна», — гораздо позже в своей книге написала Анна Ильинична Ульянова-Елизарова.

Чуть позже историки из архивных документов узнали, как сыновья Бланка приняли христианство и оказались в Петербурге. Известно, что в апреле 1820 года в Житомир прибыл в служебную командировку «высокий чин» – правитель дел так называемого Еврейского комитета, сенатор и поэт Дмитрий Осипович Баранов. Каким-то образом Бланку удалось встретиться с ним. Он попросил сенатора оказать содействие его сыновьям при поступлении в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Баранов евреям отнюдь не симпатизировал, но он согласился двум «заблудшим душам». Братья сразу же отправились в столицу и подали прошение на имя митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Михаила.

К слову сказать, очень любопытной личностью был отец Александра Дмитриевича, основоположник рода Моше Бланк. Первое упоминание о нем содержится в ревизии 1795 года, где среди мещан города Староконстантинова Волынской губернии под номером 394 записан Мойшка Бланк. Откуда появился он в здешних местах, непонятно. Известно, что он являлся незаконным сыном служившего в Минске крупного чиновника (возможно, из эмигрировавших в Россию после французской революции), и, вопреки обычаям, минская еврейская община не хотела регистрировать его евреем и с еврейской фамилией.

Из документов вытекает, что евреем его всё-таки зарегистрировали, но с фамилией, как отметила Анна Ильинична Ульянова, «французского корня». Урожденный Моше (Мойше) Ицкович Бланк, занимался шинкарством, активно конфликтовал с органом еврейского самоуправления (кагалом). В 1806 году Мойша Бланк оскорбил кагального Штейнберга и донес властям, что староконстантиновские евреи утаивают от местных властей настоящее количество своих детей. По законам общины, донос на своих признавался величайшим проступком и наказывался херемом (проклятием). Подвергшийся херему изгонялся из общины. Но в случае с Мойшей Бланком херем не был применен. В 1808 году 22 жителя Староконстантинова, Кременца и Бердичева обвинили Бланка в поджоге Староконстантинова. Пожар действительно имел место 29 сентября. Мойшу Ицковича арестовали, судили, но его виновность так и не доказали. В итоге Мойша Ицкович со всем семейством уехал в Житомир, бросив дом и шинкарство. 1 января 1835 года он был крещён.

Есть также сведения, что в сентябре 1846 года Дмитрий (Моше) Бланк написал императору Николаю I. В письме Дмитрий (Моше) предложил в целях ассимиляции евреев запретить им ношение национальной одежды, а главное — обязать их молиться в синагогах за российского императора и императорскую фамилию. О письме вскоре было доложено Николаю I, который полностью согласился с предложениями «крещеного еврея Бланка», и в 1850 году евреям запретили ношение национальной одежды, а в 1854 — ввели предложенный Бланком текст молитвы.

Еврейская ветвь родословной Ленина

Но вернёмся к Александру Дмитриевичу Бланку, деду Владимира Ильича Ленина.

Крещение позволило ему и его брату Дмитрию (имя, взятое в крещение) поступить в медико-хирургическую академию в Петербурге. В 1818-1824 годах Александр Дмитриевич учится на военного врача в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. В 1824 году он и его брат стали врачами.

В этом же году Александр Дмитриевич перевёлся в Смоленск и поступил на государственную службу.

В 1826 году он был командирован в город Олонец для борьбы с эпидемическими заразными заболеваниями, где пробыл несколько месяцев. За успешную ликвидацию эпидемии был награждён правительственной наградой.

В 1829 году Александр Дмитриевич женился на Анне Иоганновне Гроссшопф (1810—1838), отец которой был немцем, а мать — шведкой.

Александр Дмитриевич часто бывал у своего благодетеля – сенатора Дмитрия Баранова, у которого собирался чуть ли не весь «просвещенный Петербург». И, вполне возможно, там Бланк познакомился с братьями Грошопфами, после чего был принят в их доме.

26 июня 1831 года во время холерного бунта обезумевшей толпой был убит брат Александра Дмитриевича. В тот день Дмитрий Дмитриевич дежурил в центральной холерной больнице Петербурга. Участников убийств амнистировали, а некоторые врачи с «не такими фамилиями», как всем хотелось, в том числе и Александр Дмитриевич Бланк, ушли в отставку.

Весной 1833 года Александр Дмитриевич возобновил службу, став ординатором в городской больнице святой Марии Магдалины для бедных, где прослужил до 1841 года. Он стал одним из пионеров отечественной бальнеологии (лечения минеральными водами).

В отставку Александр Бланк вышел в чине статского советника, что дало ему право на потомственное дворянство.

На накопленные за годы службы средства и взятый в банке кредит Александр Бланк приобрел имение — деревню Кокушкино Казанской губернии. Таким образом, он стал мелким помещиком.

Александр Дмитриевич скончался 17 июля (29 июля) 1870 года в селе Кокушкино в Казанской губернии, когда его внуку Володе Ульянову было три месяца. Тем не менее он успел его увидеть перед своей смертью.

При содействии ОГАУК «Ленинский мемориал», Ульяновск

Лев Данилкин: Уроки «Государства и революции» лучше осмыслить, чем запретить

Казалось бы: икону сняли тридцать лет назад. Из «кремлевского мечтателя» Ленин превратился в «тельца», злодея и примитивного авантюриста. Надо ли пытаться в наши дни осмыслить в реалиях нового времени феномен человека, идеи которого вздыбили весь ХХ век, — если гораздо проще — превратить его в комикс и карикатуру, а то и вычеркнуть из мировой истории? Лев Данилкин, автор книги «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» — «неканонической» биографии вождя Октябрьской революции, первого председателя Совнаркома, строителя иного, невиданного прежде мира, уверен: вычеркнуть как раз не получится.

Лев, в своей книге вы задавали вопрос: кто он, Ленин — Дон Кихот, король Лир, мифический герой Эдип, сын своего отца, дитя симбирской сказки? 

Лев Данилкин: Универсального кода к Ленину нет — а главное — он не нужен за пределами книги. В жизни важно, какая сторона Ленина актуальнее «здесь и сейчас», для конкретного положения дел. Я не сомневаюсь, что сейчас, с учетом противоречий, свойственных конкретно сегодняшней России, это прежде всего тот Ленин, который автор «Государства и революции». Книги, которая противоречит официальному культу государства — и потому обладает острейшей политической актуальностью.

Все-таки «мировой большевизм победит мировую буржуазию»? А что за странная история с «политическим завещанием» Ленина? Вокруг его болезни и последних лет жизни — сплошные загадки. Теперь вдруг выясняется, что и относящиеся к его «завещанию» последние письма — к съезду, к Сталину, Троцкому — непонятно кем написаны. Жена Ленина, Надежда Константиновна, все время будто бы в тени — но при этом играла свою таинственную роль. И вы, говоря о ленинском «завещании», назвали Крупскую «самым интересным человеком в этой густонаселенной эпопее». С чего бы это?

Лев Данилкин: Крупская, как оказалось, была абсолютно самостоятельной политической фигурой. Фото: Из фондов архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС / Фотохроника ТАСС

Лев Данилкин: Она была, как оказалось, абсолютно самостоятельной политической фигурой — и она даже больше, чем Ленин, подходит для биографий в жанре «ролевая модель». Умная, самостийная, опасная, упрямая, не всегда счастливая, прогрессивная, художественно талантливая женщина. Я хорошо представляю себе альтернативную историю России, где роль коллективного Ленина после 1924 играют Преображенский, Сокольников, Бухарин, Троцкий, Каменев, Фрунзе — и обязательно она.

Но этого не случилось. Вас волнует «феноменальная, невообразимая разница между проектом, который пытался реализовать Ленин, и тем миром, где мы очутились». Но в вашей книге читаю: уже к трагическому 1924 году «Ленин и ленинизм были не нужны новой элите». Уже тогда «что-то пошло не так». Только начали выстраивать новую власть — чтоб без сословных, буржуйских элит — и сразу же столкнулись: «наш аппарат такая мерзость, что чинить его невозможно». Что это за элита, откуда, почему? 

Лев Данилкин: Это для Ленина, для Троцкого, для Луначарского 17-м годом ничего не закончилось, и Октябрь был только началом, и НЭП был маневром. Но среди победителей в Гражданской войне возник слой тех, кто с энтузиазмом пользовался благами относительной стабильности, кто намерен был снизить темп революции и зафиксировать удобный статус-кво. Эти «красные мещане» раздражали непримиримых, и характерно в этом смысле известное письмо к Ленину начала 1920-х — от красного командира рабочего Власова: про то, что жены всей этой новой партэлиты живут во дворцах и особняках, ездят на дачи, в разные «Архангельские» и «Тарасовки»,  «в трехаршинных, с перьями райских птиц, шляпах». Ну, то есть, что большевистская номеклатура наслаждается потреблением — и, по сути, происходит восстановление сословного общества.

И Ленин, разумеется, тоже все это замечал и вычислял: отсюда, собственно, еще при нем начавшиеся чистки — чтобы партия не превращалась в касту, которой все дозволено; отсюда и попытка демонтировать, по сути, ЧК в 1922-м.

Музеи можно закрыть, биографии запретить, но лениных рождают не историки, а объективные обстоятельства

Идея справедливости — вечная мечта человечества. Но красные пришли — и справедливость стала красной: белое вычеркнули. Потом красные же добровольно решили вернуться к белой справедливости — и красное вычеркнули. Все-таки, какого цвета справедливость, какого цвета правильное мироустройство?

Лев Данилкин: Это какая-то чересчур широкая тема, слишком космического масштаба. Я бы, воспользовавшись методикой Ленина, переспросил: справедливость — для кого? Ради чего? Справедливость — какая именно: экономическая, сексуальная, климатическая, культурная?

В любом случае, я не знаю, как насчет всего человечества, мне проще судить про то, что здесь. Я не думаю, что «красные добровольно решили вернуться к белой справедливости»: процесс перехвата власти у партии контрэлитами занял несколько десятилетий, он сопровождался конфликтами.

Я полагаю, что живу в обществе, объективно устроенном как сословное, и что представления о справедливости у разных статусных групп разные и драматически несовпадающие. Эту конкуренцию представлений о справедливости надо бы «модерировать» — мир, в котором все делается «само», заведомо не может быть справедливым. Потому что когда «само» — то сильный лупит слабого. К счастью или к несчастью, время от времени в обществе возникают разные идеи, которые инфицируют людей и дают им энергию заниматься улучшением мира.

Чувствую себя ренегатом Каутским, но все же напомню про цвет — красная, белая или какая справеливость?

Лев Данилкин: Мне самому больше по душе «красная» версия, но вообще-то идеальное справедливое государство — не красное и не белое. Кстати, и Ленина раздражали лозунги про то, что «царству рабочих и крестьян не будет конца». Потому что диктатура пролетариата — только временная мера, а смысл революции — не в репрессиях и мести, а в построении общества, в котором государство не нужно, в котором нет классов и сословий. Государство есть машина несправедливости. Но поскольку в современной России — культ государства, эта формулировка пока квалифицируется как еретическая.

Тут нет противоречия? Ну хорошо, Ленин мечтал создать условия, в которых люди не нуждаются ни в каких государствах. Но первое, чем занялся после прихода к власти — изо всех сил собирал и укреплял разваленное государство. На страну свалилось же все сразу: санкции, необходимость импортозамещения, модернизации и научно-технического прорыва. Сто лет прошло — а все знакомые для нас проблемы. Этот опыт молодой советской власти нам ничем сегодня не полезен? 

Лев Данилкин: Выдающийся социолог Георгий Дерлугьян хорошо сформулировал: «у большевиков была великая «военная тайна» — харизматическая бюрократия, соединившая силу государства с идеей прогресса и преодоления старого мира». При размышлениях о потенциальной пользе опыта такого рода я б сфокусировался на «прогрессе» и преодолении старого мира. Возможно, обратил бы внимание на то, что в составе ингредиентов отсутствует упоминание консерватизма и светлой идеи возвращения к 1913 году и всяческой «России-которую-мы-потеряли».

Для вас история российская и советская — это две разные, как принято считать сегодня, истории? 

Лев Данилкин: Нет, история одна, но смена власти произошла, так что это два разных государства. Конечно, и там, и там дважды два четыре. И там, и там искусство Микеланджело, Репина и Чайковского ценится дорого — при этом у каждого свои представления о своей миссии и происхождении. Но то, что история общая, дает много нюансов. Например, РФ строит свою идентификацию на избирательном «наследовании» — не всего «советского», а, условно, 9 Мая и 12 апреля. Интересен период транзита власти, перехода власти от элит к контрэлитам, от партии к спецслужбам, и если всматриваться, видно, что процесс смещения баланса начался очень давно, со второй половины 1960-х.

Не странно, что французы сохранили в Париже площадь и станцию метро, названные в честь Сталинградской битвы — и имя Сталина, не самое «политкорректное», не режет им слух? Да и поют спокойно «Марсельезу» как национальный гимн — не думая, что этим славят парижских коммунаров, врагов буржуазии. К чему я клоню? У нас Центральный музей Ленина с огромными фондами, бесплатный когда-то для всех посетителей, стал частью Исторического музея. Имя Ленина убрали — теперь это Музей 1812 года. Ленинские Горки стараются все чаще продвигать, как «Усадьбу Горки», памятник усадебной культуры, которым до революции владела достойная женщина, супруга градоначальника (!) и вдова солидного промышленника (!). То, что здесь жил Ленин, потихоньку отползает на второй план. И даже Ленинский мемориал в Ульяновске, как поговаривают, станет Музеем СССР. Лишь бы не было имени Ленина.

И это только на поверхности — чтоб только память наша стала такой: здесь помню — здесь не помню. Вычищая прошлое (свое!), мы станем чище? Архистерильнее? Умнее? Авторитетнее? Приблизимся к истине? Вопрос простой: зачем нам ликвидировать музеи Ленина, вычеркивать его из истории и делать героем комиксов, придурковатым «тельцом»?

Универсального кода к Ленину нет: биограф уверяет — важнее, какая из его сторон актуальнее «здесь и сейчас». Фото: РИА Новости

Лев Данилкин: Как зачем? Это для идеологически нейтрального государства революция — символический капитал, от которого нелепо отказываться и который можно использовать как преимущество. Но РФ — государство идеологически ярко окрашенное, контрреволюционное, прямая наследница Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, она будет избавляться от «капитала» такого рода. Какие музеи, вы что? Колчак оставил бы музеи Ленина?

Многие вам могут возразить на это, скажем, так: вы видите портрет современной РФ в контексте вашей книги — а вспомните хотя бы памятник окончанию гражданской войны, открытый не так давно в Севастополе. Там запечатлены два реальных брата, белый и красный, как равные сыновья своей Родины, Российской Федерации. Может быть, вы имеете в виду отношение к истории не столько государства, сколько разных общественных слоев, элит или сословий?

Лев Данилкин: Любая власть так или иначе стремится к монополии на историю — так же, как на легитимное насилие. Для любого государства нет никакой «объективной истории», есть конструируемый исторический нарратив, который оно должно контролировать — и маргинализовать альтернативные точки зрения на «болезненные» исторические события.

Единственная проблема — в том, что конкретные музеи можно закрыть, памятники снести, биографии и сочинения запретить, но сам механизм генерации еретических идей никуда не денется, «лениных» рождают не историки, а объективные обстоятельства.

Вы как-то признались, что работа над книгой о Ленине серьезно изменила вас. А книги о Гагарине не повлияли? О первом космонавте вы писали дважды. Наверное, не просто так.

Лев Данилкин: Может, это связано с отсутствием «стержня», может, с плохой памятью, сейчас уже без разницы, но в смысле картины мира, которая у меня в голове, я вообще не похож на себя самого 30-, 20-, 10-, да и 5-летней давности. И, мне кажется, когда картина мира постоянно корректируется — это не так уж и плохо. И то, что ты себя несколько раз в жизни заново можешь так пересобирать, «идентичность конструировать» — это тоже скорее не беда. Это все-таки признак, что ты не рехнулся от ощущения собственной значимости.

В общем, я не вижу никакого другого повода тратить годы на изучение жизни какого-то другого, чужого мне человека — входить в обстоятельства его частной жизни, прикидывать, почему он поступал так, а не иначе, что он скрыл тут и почему показал там, — кроме как надеяться, что эта жизнь даст тебе новый ключ к реальности, новую картину мира. Так произошло у меня с Прохановым, с Гагариным, с Лениным, можно сказать, с математиком Фоменко, про которого я так и не придумал пока адекватный способ рассказать его историю. Тут, конечно, всегда страшно промахнуться — годами своей жизни рискуешь.

И все-таки, к Гагарину вы вернулись аж через десять лет.

Лев Данилкин: Что до Гагарина, то его история — это история про диалектику отношений между человеком и государством. И если у рассказчика меняются представления о государстве — а рассказчик второй книги о Гагарине уже хорошенько начитался Ленина — то и сама история Гагарина предстает для него малость в другом свете. Не то что я угрожаю сейчас написать третью книжку, но с Гагариным, я знаю, и это не конец: когда-нибудь же просочится подоплека его гибели — и выяснится точно, договаривался ли СССР о чем-нибудь про Луну с Америкой или нет. Я знаю, что это еретическая версия, но я как раз всегда ценил разного рода еретиков, людей, которые распорядились своей жизнью не так, как им было «предписано».

Сейчас вы занялись книгой об Ирине Антоновой, легендарном директоре Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Каково ей там, в ряду других ваших героев?

Лев Данилкин: Ирина Александровна Антонова была прежде всего искусствовед, а это герметичное профессиональное сообщество, и там крайне скептически воспринимают посторонних — особенно когда те выдают себя за «тоже знатоков».   Это было бы крайне самонадеянно с моей стороны — отвечать, «каково ей там». Но она была из «рожденных революцией», поэтому на соседство с Лениным у нее, видимо, не было бы аллергии.

Вообще, это будет книжка про совсем другой мир, и я опять, как когда-то с «красно-коричневыми», потом с космосом и с марксизмом, умудрился влезть на абсолютно чужую территорию, очень серьезно охраняемую — Ватикан такой. Но, пожалуй, раз уж мы начали с большевиков, а съехали на Антонову, то вот уж кто, среди прочего, представлял «харизматическую бюрократию», — она, конечно, тоже часть этой самой советской «военной тайны». И если бы Антонова не была уникальной, здесь был бы коммунизм в хорошем смысле — а государство правда отмерло бы, само, за ненадобностью.

Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, искусствовед Ирина Александровна Антонова. Фото: Владимир Астапкович/ РИА Новости

Справка «РГ»

Лев Данилкин родился в 1974 году. Окончил филфак и аспирантуру МГУ. Известен как литературный критик. В 2007 году вышла его книга об Александре Проханове. С разницей в десять лет вышли две книги о Юрии Гагарине. В серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» в 2017 году вышел его «Ленин. Пантократор солнечных пылинок», отмеченный главной литературной премией «Большая книга». Роль Ленина в исполнении Иннокентия Смоктуновского в фильме 1965 года «На одной планете» считает наиболее точной: таким он видит героя.

Сейчас писатель работает над книгой об Ирине Антоновой.

Владимир Ленин — возраст, биография, день рождения, семья, состояние

Владимир Ленин родился 22 апреля 1870 года, он был русским революционером, политиком и политическим теоретиком. Ленин был архитектором Советского государства и основателем Российской коммунистической партии. Он также возглавил большевистскую революцию. Он был посмертным создателем ленинизма, концепции, формализованной и объединенной с работами Маркса преемниками Ленина, чтобы установить марксизм-ленинизм, коммунистическое мировоззрение. Со времен Маркса его превозносили как величайшего революционного лидера и мыслителя. Ленин широко известен как одна из самых влиятельных и вызывающих разногласия политических личностей 20-го века, и сегодня, когда у него особый день, мы собрались здесь, чтобы отпраздновать его.

Fast Facts

Полное название:

Владимир Ильюх Уланов

Плоки:

Ленин

Дата рождения:

22 апреля 1870

Дата смерти:

Январь 21, 1924 (возраст 53)

. Знак:

Телец

Рост:

5 футов 6 дюймов

Состояние:

5 миллионов долларов

Фон

Владимир Ленин широко известен как самый важный политический лидер и революционный государственный деятель 20-го века. Родился в Симбирске, Россия, 22 апреля 1870 г. По знаку зодиака Телец, русского, немецкого и шведского происхождения, родился в семье среднего класса, сын Ильи Николаевича Ульянова и Анны Алексеевой Смирновой. После казни своего брата за попытку убийства царя Александра III в 1887 году Ленин принял революционно-социалистическую идеологию и был исключен из Императорского Казанского университета, где он изучал право для партии. участие в незаконном студенческом протесте. После изгнания Ленин погрузился в радикальную политическую литературу, особенно в учение Карла Маркса, немецкого философа и социалиста, написавшего «Капитал». Ленин назвал себя марксистом в 1889 г.. Он окончил колледж и получил степень юриста. В середине 1890-х годов Ленин недолго занимался юридической практикой в ​​Петербурге. Вскоре после этого он был заключен в тюрьму и отправлен в Сибирь за участие в марксистской деятельности. Там к нему присоединилась Надежда Крупская, его невеста и будущая жена, и 22 июля 1898 года они поженились.

Позднее Ленин переехал в Германию, а затем в Швейцарию, где познакомился с другими европейскими марксистами. Он принял псевдоним Ленин и в это время основал большевистскую партию. Ленин утверждал, что победа над Россией в Первой мировой войне ускорит революцию, которую он себе представлял. В этот период им были написаны и изданы «Империализм», «Высшая стадия капитализма» (1916), книгу, в которой он утверждал, что война была неизбежным следствием международного капитализма. Измученная, голодная и измученная войной Россия в 1917 году свергла царей. Вскоре Ленин отправился домой и осудил только что созданное Временное правительство страны, возможно, предвосхитив свое собственное приход к власти. Вместо этого Ленин выступал за советское правительство, управляемое непосредственно солдатами, крестьянами и рабочими. В конце 1917 года Ленин возглавил то, что вскоре стало известно как Октябрьская революция, но по сути было государственным переворотом. Советское правительство под руководством Ленина столкнулось с невероятными трудностями. Антисоветские силы, возглавляемые в основном бывшими царскими генералами и адмиралами, доблестно сражались за дестабилизацию ленинской администрации. Ленин, который был полон решимости победить любой ценой, был жесток в своем стремлении к власти. Он начал то, что стало известно как красный террор, безжалостную кампанию, в которой Ленин стремился уничтожить сопротивление среди гражданского населения.

Когда в августе 1918 года Ленин был тяжело ранен парой пуль политического оппонента, он чуть не избежал покушения. Его выздоровление лишь увеличило его статус среди соотечественников, хотя его здоровье так и не восстановилось полностью. В 1921 году Ленин столкнулся с таким же типом крестьянского восстания, которое привело его к власти в 1917 году. Вспыхнули массовые забастовки в городах и деревнях страны, что поставило под угрозу стабильность ленинского правительства. Чтобы противостоять ситуации, Ленин ввел новую экономическую политику, которая разрешила рабочим продавать свое зерно на открытом рынке.

Ленин умер в Горках Ленинских под Москвой 21 января 1924 года. В то время ему было 53 года. Сталин к тому времени уже пришел к власти. Около миллиона человек выдержали суровую русскую зиму, чтобы часами стоять в очереди, чтобы засвидетельствовать свое почтение Ленину, который лежал в московском Доме профсоюзов. После его смерти тело Ленина много раз перемещали из мавзолея на Красной площади в Москве в Тюмень, Россия, на хранение во время Второй мировой войны. Его забальзамированное тело до сих пор выставлено на Красной площади у мавзолея Ленина.

Хронология карьеры

1902

Он издает свою первую книгу

Ленин пишет и издает свою первую книгу под названием «Что делать».

1903

Лидер большевистской фракции

Ленин становится лидером большевистской фракции на конференции Социал-демократической рабочей партии в Лондоне.

1917

Первый Глава Советской России

Образовано Советское правительство во главе с Лениным.

1917

Он основывает ВСНЭ

Ленин создает Высший совет народного хозяйства, чтобы поставить экономику под контроль центрального правительства.

1921

Он вводит Н.Э.П.

Он объявляет о своей новой экономической политике, чтобы помочь восстановить разрушенную советскую экономику и подавить волнения среди городского и сельского населения.

1922

Он основывает СССР

Он создает Советский Союз, чтобы заменить идеологию царского правительства.

Почему мы любим Владимира Ленина

  1. Он решительно выступал за свободу

    Рабочие поддержали Ленина из-за его выступлений о свободе русского рабочего против империализма. Это было чрезвычайно полезно для большевистской революции на протяжении всей Гражданской войны в России.

  2. Он имел влияние

    Волкогонов заявил, что «вряд ли в истории был другой человек, которому удалось так глубоко изменить такое большое общество в таком масштабе». Точно так же Волкогонов считал, что «самой силой своей личности Ленин имел влияние на людей».

  3. Он был умен

    Ленин, интеллектуально одаренный, рано проявил ненасытную страсть к учебе. Он первым в своем классе окончил среднюю школу. Он преуспевал в латыни и греческом языке, и казалось, что ему суждено было сделать карьеру ученого-классика.

5 Удивительные факты

  1. Был сослан в Сибирь

    Ленин был арестован за свою политическую деятельность и провел более года в тюрьме, прежде чем был приговорен к трем годам в Сибири.

  2. Ленин не было его настоящим именем

    Чтобы запутать власти, он взял псевдоним Ленин, чтобы использовать псевдонимы.

  3. Он был безжалостен

    Философия Ленина была самодержавной, и он мало сострадал политическим оппонентам.

  4. Он перенес три инсульта

    В последние годы жизни у Ленина было плохое здоровье, в течение двух лет он перенес три инсульта, которые привели к его смерти.

  5. Его тело было мумифицировано

    Его тело было мумифицировано и помещено в постоянную гранитную гробницу на Красной площади в Москве.

Владимир Ленин

FAQ s

Поддерживал ли Ленин Сталина?

Ленин выразил «безоговорочную поддержку» Сталину как Генеральному секретарю и его работе над новой конституцией.

Каким было последнее завещание Ленина?

Завещание Ленина — документ, в котором предлагались изменения в структуре советских органов управления.

Каковы были основные идеи Ленина?

Ленин хотел, чтобы коммунистические политические партии в каждой стране возглавили революцию.

Vladimir Lenin’s birthday dates

Year Date Day
2023 April 22 Saturday
2024 April 22 Monday
2025 22 апреля вторник
2026 April 22 Wednesday
2027 April 22 Thursday

Vladimir Lenin — Birthday Age Calculator

D.O.B

Died

Friday April 22, 1870

Понедельник 21 января 1924

Следующий непрожитый
день рождения в

 

 

Возраст на день смерти

 

53 года

0003

8

месяца

29

Дни

Возраст, если все еще жив

152

Годы

месяцы

Следующая половина дня рождения приходится на

Воскресенье 22 Октября 2023

Это произойдет в

Рассчитаем день рождения вашего комбайна с Владимиром Лениным и 25 интересных вычислений от даты вашего рождения.

Возраст в разных единицах времени

Месяцы Недели Дни Часы Минуты Секунды

Интересные расчеты/факты о Владимире Ленин

Генерация:

Знак Зодиака: Телец ♉ (20 апреля — 20 мая)

Знак Зидаака:

№ Heartbeats: 6 430 348,800

№ из Брохания: 1 306 64 348,800

№ из Брохания: 1 306 64 348,800

.

Количество морганий (при 8 часах сна каждый день): 904 267 800

Длина волос (если их никогда не стригли): 2326 см или 23,26 метра (76 футов 3,7 дюйма)

Длина ногтей (если их никогда не стригли) : 6512 мм или 6,51 метра (21 фут 4,4 дюйма)

Возраст животных

Сколько лет было бы Владимиру Ленину, если бы они были животными.

Dog

25.83 years

Cat

32.29 years

Turtle

380.99 years

Horse

58.12 years

Cow

43.05 years

Elephant

103,32 года

Возраст планеты

Сколько лет было бы Владимиру Ленину, если бы они родились на другой планете

Mercury

634.53 years

Venus

248.41 years

Mars

81.25 years

Jupiter

12.88 years

Saturn

5.19 years

What happened on Владимир Ленин день рождения

Дни рождения: Джек Николсон, Дэниел Джонс, Кака, Рикардо Кака, Джеймс Стирлинг, Кэтрин Мэри Стюарт

Смерти: Штеффи Дуна, Алида Валли, Эрин Моран, Ричард М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *