Скифы-земледельцы похоронили умерших в бескурганных могилах
Археолог Юрий Разуваев исследовал разновременные древние погребения Ксизовского могильника, которые были раскопаны в Липецкой области, и обнаружил, что пять могил относились к скифскому времени, а не к гуннскому, как это считалось ранее. Изучив еще 12 погребений этого периода, ученый пришел к выводу, что у рядового оседлого населения существовал погребальный обряд, отличавшийся от скифской полукочевой знати. Так, людей хоронили в бескурганных могилах с минимальным количеством инвентаря. Результаты исследования опубликованы в Кратких сообщениях Института археологии.
В раннем железном веке степную и лесостепную зоны Евразии от Северного Причерноморья до Южной Сибири населяли племена, относящиеся к скифской культурно-исторической общности. Она включала целый ряд культур, которые объединяла так называемая «скифская триада»: схожее вооружение, элементы конского снаряжения и так называемый звериный стиль искусства. Скифы не были единым этносом, но, возможно, говорили на ираноязычных языках. Кроме того, различался и хозяйственный уклад этих племен, о чем известно не только из археологических данных, но и от древних авторов. Так, еще Геродот сообщал о скифах-земледельцах, отличавшихся и от скифов-кочевников, и от царских скифов.
На окраине села Ксизово, расположенного в Задонском районе Липецкой области, в 2008–2010 годах археологи обнаружили разновременной грунтовый могильник, большая часть погребений которого относится к гуннскому времени. Кроме того, на этой территории обнаружили могилы эпохи бронзы, скифского времени и Средневековья. Исследование останков скифского времени показало, что местное население жило в достаточно суровых условиях, которые привели к высокой распространенности зубочелюстных патологий. Кроме того, анализ стабильных изотопов углерода и азота показал, что хозяйство этих людей базировалось на выращивании злаков, в частности, проса, а их рацион состоял из малого количества пищи, содержащей белки животного происхождения.
Юрий Разуваев (Yuri Razuvayev) из Воронежского государственного педагогического университета исследовал комплекс разновременных памятников, расположенных у села Ксизово, включая городище и поселения 16, 17 и 19. На территории этих поселений археологи также обнаружили грунтовые бескурганные погребения, что не характерно для лесостепного Подонья скифского времени. На этих же землях находились погребения более позднего гуннского периода.
Ученый сообщил, что исследователи провели радиоуглеродный анализ останков, обнаруженных в 28 могилах, а также изучили вещевые находки. Оказалось, что большая часть из них относится к гуннскому времени, но принадлежность пяти погребений пришлось пересмотреть. По мнению Разуваева, они относятся к скифской эпохе.
В общей сложности археологам стало известно 17 погребений, совершенных в Ксизовском могильнике в скифскую эпоху, среди которых два оказались парными. В подпрямоугольных могилах находились останки 19 человек: одного ребенка, а также девяти мужчин и девяти женщин. Хотя некоторые скелеты повредили перекопами позднего времени, Разуваев считает, что все умершие находились в традиционной для скифского времени вытянутой на спине позе.
Археолог отметил, что погребальный инвентарь умерших оказался крайне бедным. Так, в могилах мужчин находилось обычно по одному—трем наконечникам стрел. Женщин же сопровождали небольшое количество украшений и пряслица. По мнению исследователя, могильник использовался жителями городища и селища, которые, по всей видимости, были земледельцами. Автор заметил, что, вероятно, у рядового оседлого населения скифоидных культур в среднедонской лесостепи существовала собственная погребальная традиция, которая была отлична от обряда полукочевой элиты.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных скифскому времени. Так, археологи нашли на Дону серебряную накладку с изображениями скифских богов, а также отлили наконечники стрел по скифским технологиям.
Михаил Подрезов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Скифы-земледельцы — оседлый кочевой народ
С течением времени, значительная часть скифов начинает менять образ жизни на оседлый. Основой их пропитания становится сельское хозяйство в лице земледелия. Такая тенденция особенно заметна в Приднепровской пажити и Восточном Крыму. Начали появляться поселения с постоянно живущими в них семьями. В мировой истории появляется новое национальное понятие — скифы-земледельцы.
На территории современных сел Керченского полуострова Фронтового и Андреевки найдены следы оседлости скифов. Обнаружены жилища, представляющие из себя полуземлянки. Некоторые дома были каменными. Зафиксированы зерновые ямы, датируемые V столетием до Р.Х. Недалеко от Феодосии найден интересный могильник, в котором был захоронен тавриец, но согласно скифскому погребальному обряду. По всей видимости, скифы и тавры совершенно смешались в одну общность. Это очень заметно в кладбищенских находках у окраин описываемого нами города.
Скифы-земледельцы и прочие народы у берегов Феодосии
Территория современной Феодосии с конца IV века населяется разными племенами, нашедшими общий язык между собой. Этот город становится своего рода центром межплеменного общения. Развивается область как важный сельскохозяйственный район. Поселения древних местных жителей раскинулись на несколько десятков километров. Исследователи перелопатили огромный пласт земли и смогли обнаружить многие интересные артефакты.
Найдено множество поселений, содержащих настоящие хутора, а также несколько стоянок для скота. Сёла были многолюдны, усеяны рядом стоящими друг с другом усадьбами. Встречаются здесь дома из сырцового кирпича – новшество для скифов. Этому, видимо, научили их другие народности. Дворы располагали внутри себя, в обязательном порядке, хозяйственные пристройки и зернохранилищные ямы.
Остается неизвестным, кому принадлежала земля, на которой промышляли найденные остатки смешанной народности. Она могла относиться ко владениям Феодосии либо Боспорскому царству. Но больше мнений склоняется к тому, что нивами владели скифские номархи либо знать. По всей видимости, трудящиеся здесь люди были арендаторами земель, на которой выращивали практически исключительно пшеницу.
Арендная плата вносилась хозяевам участков. Может поэтому недалеко найденное захоронение было столь величественным? По своему размаху оно походит на царское. Такое могли себе позволить лишь очень зажиточные люди. По всей видимости, совсем немногие семьи получали колоссальный доход, позволяющий им жить действительно «по-царски».
Об оплате дани степным скифам сохранились письменные сведения греческих ученых. Так, географ Страбон говорит о местных крымчанах, занимающихся, в основном, земледелием. Они обязаны были выплачивать арендную плату за пользование землей соседним скифам. Иногда они расплачивались подоходной данью.
comments powered by HyperComments
Древние города / древние города Крыма / скифы / ФеодосияКомментарии:
Скифы не были воинами-кочевниками, как их многие изображают — они тоже осели
Скифы — древние люди, жившие в степях Евразии примерно с 7 века до н. э. по 3 век до н.э. Их часто изображают кочевым народом, который перемещался, торгуя и совершая набеги, но новое исследование ставит под сомнение это представление. Используя изотопный анализ, исследователи показали, что, по крайней мере иногда, скифы также селились и занимались земледелием.
Скифы были отличными наездниками и совершали частые набеги как на европейские, так и на ближневосточные цивилизации, а также способствовали торговле на легендарном Шелковом пути. По этим причинам (и потому, что они не могли доказать обратного) многие археологи считали скифов кочевниками. Но новое исследование под руководством доктора Алисии Р. Вентреска Миллер свидетельствует об обратном.
«Скифов часто представляют как воинов-кочевников, бродящих по степи, но наши находки показывают, что большинство людей оставались в своих поселениях и лишь немногие перемещались на большие расстояния», — говорит Миллер ZME Science.
Миллер — биоархеолог и специалист по анализу стабильных изотопов в Мичиганском университете. Ее работа посвящена населению степей, кочевой кухне и развитию городской экономики. Вместе со своими коллегами она измерила изотопы углерода, азота, кислорода и стронция в человеческих зубах и костях из нескольких захоронений скифской эпохи в Украине.
Бронзовое зеркало, найденное в одном из исследованных мест. Кредиты изображения: Светлана Андрух.Изотопы не только отражают то, что ели эти популяции, но и показывают, где они проводили время географически. Исследователи обнаружили, что по крайней мере некоторые скифы придерживались разнообразной диеты с многочисленными одомашненными культурами и, похоже, мало двигались. Чтобы прийти к такому выводу, они особенно внимательно изучили изотопы стронция.
«Изотопы стронция связаны с изменением геологических субстратов и почв. Растения, растущие в почве, поглощают стронций, а затем растения поедаются домашним скотом и людьми, которые в этом случае имеют одинаковые значения изотопов стронция.
Таким образом, «местные» ценности конкретного места определяются путем изучения лежащей в его основе геологии конкретного места. Затем мы сравниваем значения изотопов стронция у людей и сравниваем их с местной местностью», — объясняет Миллер.
Результаты показывают, что скифы не были однородной группой — они были разнообразны. Некоторые, несомненно, были в движении, но большинство вели сидячий образ жизни. Они разводили скот и просо и занимались не только торговлей и грабежом. Идея о большом кочующем скифском населении, какой бы романтичной она ни была, просто не кажется правдой.
«Повседневная жизнь скифов, вероятно, была очень похожа на сегодняшнюю — в ней были как городские, так и сельские жители, одни были земледельцами, другие скотоводами. Есть также веские доказательства специализации работы, поэтому были люди, занимающиеся изготовлением подробных золотых украшений», — заключает Миллер. «В городских районах выращивание проса было важной частью рациона наряду с выпасом скота».
Исследование было опубликовано в PLOS ONE .
Скифы/Саки — Ливий
Скифы / Саки — Ливий Q131802« Скифы » (греч. Σκύθαι ) и « Sacae » (древнеперсидский Сака ): два перевода имени кочевников Skudat азиатские равнины.
Надгробная стела скифского правителяСреднеазиатская степь веками была домом кочевых племен. Будучи кочевниками, они кочевали по равнинам, попутно нападая на урбанизированные страны на юге, востоке и западе.
Первым, кто описал образ жизни этих племен, был греческий исследователь Геродот, живший в пятом веке до нашей эры. Хотя он концентрируется на племенах, живущих в современной Украине, которых он называет «скифами» ( Σκύθαι ), мы можем экстраполировать его описание на людей в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и, возможно, Монголии, хотя Геродот обычно называет их восточные кочевники «саки». В самом деле, подобно тому, как скифы и саки вели один и тот же образ жизни, они имели одно и то же имя: на своем языке, принадлежавшем к индоиранской семье, они называли себя Скудат , что, вероятно, означает «лучники». Персы передали это имя как Sakâ , а греки как Skythes или Skythai . На более позднем этапе истории китайцы называли их Сай .
Племена почти по определению очень свободные организации. Время от времени возникали новые племенные союзы, а иногда у кочевников из среднеазиатских степей выделялись новые языки.
Медгидия, Фальшивый скифский меч (акинакс) | Скортару, Скифский котел | Скифские наконечники стрел | Михай Эминеску, Конская упряжь в форме рыбы |
Самая старая известная нам группа обычно называется Индоиранская . (Старое название «арийцы» больше не используется.) Нет современных сообщений об их миграции, которые можно реконструировать только по более поздним языкам. С достаточной уверенностью можно утверждать, что в начале второго тысячелетия до н. э. носители протоиндоиранского языка переселились из Украины на юго-восток. С археологической точки зрения их миграция засвидетельствована в переходе от ямной культуры к андроновской.
Они вторглись в страну, позже названную Афганистаном, где разделились на иранскую и индийскую ветви. Первая группа поселилась в Арии (название, которое живет в нашем слове «Иран»), где они поселились после 1000 г. до н.э.; вторая группа достигла Пенджаба около 1500 г. до н.э. Начиная со второго тысячелетия можно выделить три группы языков: индийскую группу (ведические, санскрит…), скифскую группу (на родине в степи) и иранскую группу (гатические, персидские…) . Даже когда в шестом веке империя Ахеменидов была наиболее могущественной и персы жили в удобных городах, они все еще помнили свой прежний кочевой образ жизни, как указывает Геродот:
. Персидский народ состоит из нескольких племен, и Кир собрал и склонил к восстанию пасаргадов, марафиев и маспиев, от которых зависят все остальные племена.
примечание [Геродот, Истории 1.125; тр. Обри де Селенкур.]Из них наиболее выдающимися являются Пасаргады; они содержат клан Ахеменидов, из которого происходят цари Персеидов. Другими племенами являются пантиалаи, дерусии, германии, все они привязаны к земле, а остальные — дахаи, марди, дропичи, сагарти — ведут кочевой образ жизни.
Второй группой кочевников, ушедших на юг, может быть племя киммерийцев. Их имя Гимирру , данное им ассирийцами, может означать «люди, путешествующие туда и обратно». Киммерийцы разрушили царства Урарту (старое название Армении) и Фригию (в Турции) в последней четверти восьмого века до нашей эры. Группа, которую Геродот отождествляет со скифами, даже достигла Аскалона в Палестине. Согласно Геродоту, они правили северо-западом Ирана (который Геродот называет Мидией) двадцать восемь лет.
Карта мира скифов В шестом, пятом и четвертом веках до нашей эры персы разглядели несколько кочевых племен в среднеазиатских степях.
- Сака хаумаварга («сака, пьющие хаому») были подчинены Киру Великому. Геродот называет их Амиргианские скифы . Хаома был напитком, вызывающим транс, приготовленным из мухоморов. Поскольку этот гриб не встречается южнее реки Амударья (Оксус), следует предположить, что эти кочевники жили в Узбекистане. Геродот сообщает нам, что они были лучниками и носили брюки и остроконечные шапки. Он также упоминает об использовании ими боевого топора (который они назвали сагари ).
- Вождь саканов Скунха (справа) на рельефе Бехистунадо н.э. персидским царем Дарием I Великим, который дал этому племени нового вождя. Один из предводителей был убит, другой, по имени Скунха, взят в плен и виден на рельефе в Бехистуне. (Возможно, Дарий создал новое племя из нескольких более ранних племен.
) Геродот называет саков тиграхауда ортокорибантами («человеки с остроконечными шляпами») и сообщает нам, что они жили в том же налоговом округе, что и мидяне. Это говорит о том, что саки тиграхауда жили на берегах древнего низовья Амударьи, имевшей устье в Каспийское море южнее Красноводска. Остроконечная шляпа — разновидность тюрбана.
- Апа Сака («Водные саки») также известны как Паусикои , как их предпочитает называть Геродот. Более поздние авторы, такие как Арриан из Никомедии (в его Anabasis ) и Аммиан Марцеллин, кажется, знали их как абийских скифов . примечание [Ammianus Marcellinus, Roman History 23.6.62.] Еще позже мы встречаем их как Apasiaki , сначала к востоку, а затем к юго-западу от Аральского озера. Они должны располагаться вдоль древнего низовья Амударьи.
- Племя, которое Геродот называет «массагетами», должно быть, называлось примерно так: Mâh-Sakâ на персидском языке, что означает «лунные саки».
Это немного сбивает с толку, ведь известно, что массагеты почитали только одного бога — Солнце. Массагеты несут ответственность за смерть персидского царя Кира Великого (в декабре 530 г.). Из описания Геродота видно, что они жили по Сырдарье (Яксарт).
- Конный лучникКочевое племя, известное как Dahâ , что означает «грабители», впервые упоминается в дайвской надписи Ксеркса; он, должно быть, подверг их. В приведенной выше цитате Геродот называет дай персидским подплеменем, но они не могли жить в собственно Персии, поскольку упоминаются в анабасисе Арриана как жившие по низовьям Сырдарьи. Во времена македонского царя Александра Македонского они славились своими конными лучниками. Возможно, это племя распалось после падения империи Ахеменидов; одним из возникших племен были племена парни, которые ушли на юг в третьем веке до нашей эры и основали Парфянскую империю.
- Сака парадрайя («Сака за морем») жили в Украине.
Это кочевники, которых греки называли скифами. В (514 или) 513 г. до н.э. царь Дарий начал разрушительную кампанию против сака парадрайя. Геродот дает длинное описание их образа жизни и различает множество племен по соседству.
- Царские скифы жили в южной части Украины, непосредственно к северу от греческих городов.
- Скифы-земледельцы кажутся идентичными археологической культуре, известной как Чернолес, которая была идентифицирована со славянами железного века.
- Орел, нападающий на осетра (копия фрагмента из Виташковского клада) Возможно, мы можем отождествить Неври с милоградской культурой, археологические остатки которой обнаружены в месте слияния рек Днепр и Припять, к северу от современного Киева. Было высказано предположение, что они были предками балтов.
- Рассказ Геродота о Людоедах получил некоторое подтверждение при раскопках человеческих останков, обглоданных человеческими челюстями; эти раскопки были вдоль реки Сула, к юго-востоку от Киева.
- аргиппеев иногда отождествляют с предками калмуков.
- Issedones может быть идентичен Wu-sun , который (согласно китайским текстам) жил на берегу озера Балчаш.
- Савроматы упоминаются Геродотом как потомки скифских отцов и амазонок-матерей. Конечно, это легенда, но племя действительно существовало и должно было переселиться на запад после 130 г. до н.э. При этом они ассимилировали упомянутых выше царских скифов. В конце первого века до нашей эры сарматская коалиция состояла из четырех племен:
- Языги , жившие когда-то на берегах Азовского моря, теперь жили на северном берегу Дуная. Они должны были переехать на территорию современной восточной Венгрии, где они поселились около 50 г. н.э. Они были разбиты римским императором Марком Аврелием (в 175 г.).
- Урги жили на берегу Днепра, к югу от Киева.
- царские скифы все еще жили на юге Украины и стали важнейшим сарматским племенем.
Они и Урги стали известны как Сармати. Римляне, кажется, приняли свое поселение в восточной Венгрии, но ситуация иногда была напряженной. Сармати, например, несут ответственность за уничтожение Двадцать первого легиона Рапаксов в 92 году.
- Роксоланы изначально жили между Доном и Днепром, но обосновались в низовьях Дуная, где жили языги до их переселения в Венгрию.
Tapioszentmarton, эмблема скифского щита в виде оленя | Эмблема скифского щита в виде оленя | Скифская брошь в виде орла | Позолоченный диск из Астраханской области |
Степные кочевники часто нападали на урбанизированные районы с востока, юга или запада. Обычно это создавало большой хаос, хотя через некоторое время они возвращались на родину. Государствам, подвергшимся нападению, необходимо было защищаться. Индейцы думали, что им не нужны стены, потому что их защищают Гималаи, но тем не менее около 110 г. до н.э. долина Инда была захвачена. Китайцы построили «стену десяти тысяч миль», чтобы защитить себя. Правители империи Ахеменидов, от Кира Великого до Александра Великого, возможно, также строили стены. Один из них упоминается в восемнадцатой суре Корана и в средневековой легенде и может быть отождествлен с известными археологическими находками в Голестане (Иран). И Кир, и Александр строили гарнизонные города по реке Сырдарье или Яксарту; наши источники называют их Cyreschata и Alexandria Escatê.
Кочевой образ жизни продолжал существовать в первом и втором тысячелетии нашей эры. Можно назвать несколько племен. Аланы (язык которых сохранился в современном осетинском) известны с первого века нашей эры; они жили в современном Казахстане. Позднее они двинулись на запад, вытесняемые вперед гуннами , известными из китайских текстов как сюн-ну.