Генетики выяснили, откуда взялись легендарные скифы
29 марта 2021 15:36 Анатолий Глянцев
Палеогенетики выяснили происхождение легендарных скифов.
Фото Zainolla Samashev.
Скифские некрополи — бесценный источник информации для историков.
Фото Zainolla Samashev.
Захоронения скифов разбросаны по просторам евразийских степей.
Древняя ДНК раскрыла секреты происхождения овеянных многочисленными легендами скифских племён.
Проанализировав ДНК из древних человеческих останков, генетики выяснили происхождение легендарных скифов.
В первом тысячелетии до нашей эры на огромных степных пространствах от Алтая до Чёрного моря разлилось настоящее кочевое море. Повелителями Великой степи стали скифы – прирождённые всадники и отважные воины «с раскосыми и жадными очами». В отличие от предыдущих жителей этих мест, знавших лишь бронзу, скифы владели железным оружием. Кроме того, в их обществе уже выделилась элита: богатые курганы скифских вождей во множестве разбросаны по степи. Наконец, скифы перешли от оседлого скотоводства к кочевому.
Как и кочевники последующих веков, скифы были воинственны. Они нападали на государства Месопотамии и Малой Азии и тревожили границы Китая.
В Греции о скифах рассказывали небылицы, выставляя их то зверями в человеческом облике, то, наоборот, несказанно мудрым и благородным народом, не испорченным цивилизацией. Впрочем, кое-кто из эллинов знал об этих кочевниках куда больше. Так, Геродот посвятил им целую книгу. А в Северном Причерноморье скифы торговали с местными греческими колониями и смешивались с греками, перенимая их высокую культуру и привнося в неё свой неповторимый степной колорит.Это скифы придумали седло и изобрели некоторые виды оружия. Особых высот этот народ достиг в ювелирном деле: золотые изделия в скифо-сибирском зверином стиле до сих пор вызывают восхищение искусствоведов. А некоторые скифы оседали по берегам рек и из кочевников-скотоводов становились оседлыми земледельцами.
Скифские некрополи – бесценный источник информации для историков.
Фото Zainolla Samashev.
В общем, скифы достаточно «наследили» и в истории, и в легендах. Но откуда они взялись в евразийских степях?
Учёные до сих пор спорят об этом. По одной из гипотез, они произошли из прикаспийского региона. По другой, это коренные жители сегодняшних казахских степей. Наконец, иногда считается, что скифы – это множество племён разного происхождения, освоивших одну и ту же культуру.
Чтобы разобраться в вопросе, международная команда исследователей проанализировала ДНК 111 скифов. Их останки были извлечены из 39 археологических памятников, находящихся на территории России, Казахстана и Киргизии.
ДНК скифов оказалась настоящим коктейлем, отражающим бурную эпоху начала железного века, когда целые массы людей покидали обжитые места и мигрировали (зачастую вынужденно).
Тем не менее эксперты всё же выделили два основных центра происхождения легендарных степняков.
Первый из них – это Алтай. К слову, именно там обнаруживаются самые древние археологические следы скифов (IX век до нашей эры). В начале первого тысячелетия до нашей эры целые орды этих кочевников двинулись в Великую степь, вытесняя, истребляя или ассимилируя местное население.
Захоронения скифов разбросаны по просторам евразийских степей.
Фото Zainolla Samashev.
Ещё один центр происхождения скифов, по данным нового исследования, находится на Западном Урале. Местные кочевники двинулись на запад и юг одновременно с алтайскими собратьями и заселили причерноморские и прикаспийские степи.
Также исследователи сравнили геномы древних скифов и 69 современных казахов. Оказалось, что нынешние жители степи куда более генетически однородны, чем их легендарные предшественники.
«По сравнению с древними кочевниками современное население демонстрирует очевидную однородность и сужение генетического разнообразия. Предполагается, что это может быть следствием строго соблюдения правил брачевания внутри племенных казахских групп», – объясняет соавтор исследования директор НИИ и Музея Антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова академик Александра Бужилова.
Научная статья с результатами исследования была опубликована в журнале Science Advances.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о происхождении древних жителей Кавказа и о сюрпризах, преподнесённых ДНК викингов.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе Наука на сайте Смотрим.Ru.
наука история археология скифы палеогенетика общество новости
Ранее по теме
Древние люди доили всех подряд
Гребень из человеческого черепа найден в Великобритании
Могилы «уральских амазонок» поведали о суровой жизни древних кочевников
Уникальное средневековое изображение Христа нашли археологи под Муромом
В китайских руинах найден унитаз со смывом возрастом больше 2 000 лет
Как выглядели египетские пирамиды в древности
Скифы.
Кто они и откуда пришли?Button
Автор:
Button
03 января 2021 09:55
Метки: Исторические факты Скифы интересно факты фото
27864
5
Скифы – легендарный народ, некогда населявший обширные территории современных Украины, России и Казахстана.
Источник:
Загадочные кочевники оказали значительное влияние на формирование славянского этноса и, по мнению ряда историков, дали толчок к образованию первой государственности.
Кто они такие?
Источник:
Под скифами принято подразумевать более двух десятков различных ираноязычных племен, объединенных общей культурой и социальной организацией.
При этом внешний вид и образ жизни этих племен значительно отличался. Одни вели сугубо кочевую жизнь, другие строили укрепленные города и возделывали землю.
Источник:
Согласно греческим писателям, лесостепные племена отличались высоким ростом и худощавым телосложением, степные обладали светлыми чертами лица, крупным телом и рыжими волосами. Забавно, что современные исследования подтвердили эти описания, 19% причерноморских скифов страдали ожирением.
Как бы то ни было, генетический анализ останков выявил родство древнего народа со многими нациями, населяющими современную Россию. В той или иной мере, кровь античных кочевников течет не только в славянах, но также в тюрках и представителях Кавказа.
Как выглядело Скифское государство?
Источник:
Скифия – типичное кочевое государство, не имевшее четких границ и жесткого контроля центра над регионами. Империя пребывала в состоянии раздробленности и держалась на формальном союзе племен.
У государства был царь, чья власть являлась наследственной и обожествлялась. Однако она ограничивалась советом вождей и народным собранием.
В обществе ярко выделялись прослойки аристократов, жрецов и воинов. Женщины и мужчины имели равные права. Анализ ДНК более 1000 скелетов скифских воинов, с почестями захороненных в курганах, показал, что 37% из них были женщинами.
Скифам приписывается изобретение кочевой тактики боя, с обманными маневрами, стратегическим отступлением и применением конных лучников.
Существовало такое государство с VIII века до н.э. по IV век н.э. В период расцвета в IV веке до н.э. столица империи располагалась в Запорожской области Украины.
Куда исчезли скифы?
Источник:
В греческой истории скифы запомнились победоносными походами в Малую Азию, разгромом войска персидского царя Дария I и македонской армии Зопириона (полководца Александра Македонского).
Скифия успешно отражала нападения с Юга и Запада, встречаясь с войсками оседлых народов, однако терпела поражения от других кочевников.
Между 280—260 годами до н. э. Скифию атаковали сарматы. Скифы удержали Крым, земли современных Молдавии, Западной Украины, Румынии и Болгарии, но потеряли восточные угодья.
В I веке до н.э. Крым отбило греческое Понтийское царство. Соперничество с греками привело к политической раздробленности.
Однако добили Скифию готы. Во второй половине III века н.э. древнегерманские племена, откочевавшие из Скандинавии, завоевали Крым и Приазовье.
Праздновали победу готы относительно недолго. К IV веку н.э. до Крыма дошли изгнанные из Китая гунны. Новый могущественный кочевой народ покорил готов и продолжил нашествие дальше на Запад.
В этих условиях, скифы просто растворились среди завоевателей.
Источник:
Ссылки по теме:
- Как шапка богатырей стала буденовкой
- 3 царицы, «прорубившие окно в Европу» еще до Петра I
- Кем были карьеристки Возрождения
- Сколько вольт выдает электрический угрь?
- Почему в розетках США 110 Вольт?
Метки: Исторические факты Скифы интересно факты фото
Новости партнёров
NASA показала симулятор Марса, в котором четыре добровольца проживут целый год.
Жизнь венецианскских котиков и их дружба с людьми.
Кошачий фильм ужасов.
Американцы призвали к бойкоту производителя пива Bud Light после рекламы с трансгендером.
35 сильных кадров со смыслом по версии All About Photo.
Ты просто космос, Тинькофф.
Байден дал Леди Гаге должность в Белом доме США.
«Лимита!». Как «понаехавшие» превратили Москву в город, где трудно найти москвичей.
Стечение обстоятельств, породившее гения.
Кот познал тщетность бытия.
Новости СМИ2
Блогер сравнил производительность мобильной и полноценной видеокарты RTX 4080.
30 любопытных снимков из прошлого, которые показывают мир с разных сторон.
Старый Mini превратили в гоночный автомобиль и выставили на продажу.
Повышенный кешбэк на покупки в Перекрёстке и Пятёрочке.
Президент Байден предложил ирландцам «лизнуть мир», и теперь все думают, что он имел в виду.
«Жующий шланг»: футуристическое музыкальное изобретение, рождённое из-за любви.
Веселье на детской горке.
Женщина прожила в утонувшем автомобиле двое суток.
Любитель паркура с отсутствием инстинкта самосохранения.
9 случаев, когда актёры появлялись в фильмах не сами, а при помощи цифровых технологий.
«Окропила колесо». Актрисе Юлии Пересильд перед полётом в космос пришлось пописать на автобус.
«Меня не волнует, что вам говорят в школе. Клеопатра была черной»: Netflix делает сериал о….
Интересный приём в настольном теннисе.
Полезные расширения для браузера, о которых мало кто знает.
«Я буду ездить по кайфу»: столичный курьер промчался по тротуару и чуть не сбил женщину с ребёнком.
С Ольги Бузовой требуют миллион евро за убыточное вино с лицом певицы.
«Мы — бандито-гангстерито»: как бы выглядели герои «Приключений капитана Врунгеля», окажись….
«С простыми людьми им летать не комильфо»: личные самолёты Киркорова и других звёзд.
Не только Годзилла: монстры, от которых фанатеют японцы.
Крысиный король: почему за него в Средние века отправляли на костёр.
Концепт-кары АвтоВАЗа, которые так и не выпустили.
Каким «чудаком» надо быть, чтобы такое совершить?.
18 наглядных примеров вивипарии.
Как выглядит захват движений в самой продвинутой нейросети.
Футбольный матч пришлось прервать из-за пернатого нарушителя.
Школьники перепели хит группы «Король и Шут».
Весенние брачные игры на дороге.
25 минут славы и рекорд русского богатыря.
В Новосибирске сын экс-депутата проскочил на красный, насмерть сбил женщину и скрылся с места ДТП.
Российская блогерша с Бали напугала подписчиков, прокатив маленькую дочь на мопеде.
Последний день газели.
Монстры против огня: крутые пожарные машины, которые существуют.
Дрю Бэрримор — знакомая и незнакомая.
Полноразмерную копию Kia EV6 собрали из кубиков LEGO.
Крепость Корела: здесь снимали первую сцену фильма «Брат» Алексея Балабанова.
Бразильянка продаёт приворотное зелье с капелькой своего «сексуального» пота.
В Индии показали 10-местный «Гелендваген».
Осторожно, чёрный юмор: 17 эпитафий, которые вызывают много вопросов.
Проблема со стаканом воды в старости почти решена.
Знак рокеров и не только: 4 невинных жеста, которые считают грубыми в других странах.
Выжить любой ценой.
25 фотографий о том, с чем людям приходится сталкиваться на работе.
McLaren Senna LM без пробега выставили на продажу.
«Сгущёнка и тушёнка»: как снимали клип на «Коммунальную квартиру» группы Дюна.
«Просто сменил образок»: Киркоров раскритиковал фанатов за сравнение себя с мультяшными….
Знакомство со скифами | Британский музей
Скифы (произносится как «SIH-thee-uns») представляли собой группу древних племен воинов-кочевников, которые изначально жили на территории современной Южной Сибири. Их культура процветала примерно с 900 г. до н.э. примерно до 200 г. до н.э., к тому времени они распространили свое влияние на всю Среднюю Азию – от Китая до северного Причерноморья.
С сентября 2017 года вы сможете познакомиться с этими грозными воинами и их культурой на специальной выставке в Британском музее. Но перед этим узнайте некоторые ключевые факты и поразите своих друзей в пабе своими новообретенными скифскими знаниями.
1. Они были грозными воинами
Золотая бляшка конного скифа. Причерноморье, ок. 400–350 гг. до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
До 1700-х годов многое из того, что мы знали о скифах, было собрано воедино из ряда древних источников — ни один из них не был написан самими скифами, поскольку они не «делали» письменность. Итак, у нас был сборник рассказов, написанных греками, ассирийцами и персами — и они обычно были напуганы (хотя часто и впечатлены).
Греческий историк Геродот в своей книге « историй » (Книга 4, V век до н. э.) писал: «Никто, кто нападает на них, не может убежать, и никто не может поймать их, если они не хотят, чтобы их нашли». Ассирийские надписи 7 века до н.э. также относятся к борьбе со скифами, в одной из них упоминается мирный договор, заключенный путем выдачи замуж ассирийской принцессы за скифского царя.
Когда скифы не были чемпионами по играм в прятки или обманом с иностранными принцессами, они даже разработали новый мощный лук, который был сделан из разных слоев дерева и сухожилий. Он был намного мощнее обычного деревянного лука, так как различные слои увеличивали силу и энергию при отпускании тетивы.
Золотая пришивная аппликация на одежду в виде двух скифских лучников.
В битвах скифы использовали большое количество высокомобильных лучников, способных выпустить сотни смертоносных стрел за несколько минут. Еще в 6 веке нашей эры византийский писатель описал смертоносный эффект конных лучников следующим образом: «Они не сдаются, пока не достигнут полного уничтожения своих врагов». Если это не было достаточно ужасным, некоторые классические авторы утверждают, что скифы макали свои стрелы в яд!
Скифские наконечники стрел. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Когда скифы сражались пешком, их излюбленным оружием был боевой топор с длинным узким заостренным лезвием (как узкая кирка). Этот тип боя был личным и лицом к лицу — контрольные следы от уколов оружия были обнаружены на головах раскопанных человеческих останков.
В общем, довольно страшно.
2. Они были кочевниками
Скифы с лошадьми под деревом. Табличка с золотым поясом. Сибирь, 4–3 вв. до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Блестяще названный «псевдо-Гиппократ» писал, что: «Скифы… не имеют домов, а живут в повозках. Они очень маленькие с четырьмя колесами. Другие с шестью колесами покрыты войлоком; такие фургоны используются как дома, по двое или по трое, и обеспечивают укрытие от дождя и ветра… Женщины и дети живут в этих фургонах, но мужчины всегда остаются верхом».
Кочевые народы, как правило, не оставляли после себя многого в плане городов или литературы – того, что раньше называлось «цивилизацией». То, что мы знаем о скифах, во многом благодаря раскопкам курганов ( курганов ) и образцам наскального искусства. Именно из этих останков у нас есть археологические доказательства, чтобы увидеть, были ли правы древние писатели, такие как Геродот, или они придумывали это на ходу.
На самом деле, наш старый друг Геродот думал, что тот факт, что они были кочевниками, означал, что они были очень страшными:
Ибо, когда люди не имеют ни городов, ни крепостей, а все домохозяева и конные стрельцы, живущие не обработкой земли, а скотоводством и переноской жилищ на повозках, то как не быть им непобедимым и неприступным?
(Истории, Книга 4)
Быть кочевником, конечно же, означало иметь надежное портативное имущество. Предметы, которые скифы хоронили вместе со своими умершими, обычно были небольшими или легкими, например, небольшие фляги и деревянные чаши. О мебели и речи быть не может — несколько уцелевших столов низкие и разваливаются. Однако толстые напольные покрытия были необходимы — в гробницах были найдены овчины, войлочные коврики и даже импортный ворсовый ковер.
3. Они любили своих лошадей
Представление художника о скифе на коне. Реконструкция Д.В. Позднякова.
Сибирь огромна. Он простирается на восемь часовых поясов и граничит с Европой, Китаем, Тихим океаном и Северным полярным кругом. Он состоит из трех основных экологических зон: ледяной тундры на севере, густого леса в центральной части и смешанной лесной и травянистой степи на юге. Этот последний участок образует широкий травяной коридор богатых пастбищ от Монголии и Китая до Черного моря. Именно здесь скифы начали разрабатывать более эффективные способы верховой езды, что означало, что они могли перемещать большие стада на новые пастбища на большие расстояния.
Скифы вывели коневодство и верховую езду на новый уровень. Они были опытными наездниками и не использовали шипованные удила или намордники. Скифское конское снаряжение (седла, уздечки, удила и т. д.) также было высокоразвитым и функциональным, прочным и легким. Мы знаем это, потому что большие курганы содержат большое количество принесенных в жертву лошадей. К ним прилагались недоуздки, уздечки и седла, а иногда и кнуты, мешочки и щиты.
Верховые лошади были похоронены в очень сложных костюмах, включая головные уборы с грифонами или рогами, седельные чехлы, украшенные боевыми сценами, и длинные подвески.
Головной убор лошади. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
За скифскими лошадьми хорошо ухаживали – многие из них были в возрасте от 15 до 20 лет, когда их положили в могилу. Почти все захороненные лошади были убиты одним и тем же способом – сильным ударом остроконечного боевого топора в середину лба. Хотя сегодня это считается «гуманным» методом, в обществе, которое ценило лошадей, убийство лошадей, должно быть, произвело глубокое впечатление.
4. Им нравилось напиваться и кайфовать!
Золотые бляшки с изображением пьющих скифов. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Как и многие народы, скифы злоупотребляли алкоголем и накуривались. Пиры были важной частью скифских погребальных церемоний, они также были важны для социальных связей между людьми и племенами. Первоначально известные как «пьющие молоко», скифы переняли употребление вина у греков и персов. Вскоре они приобрели репутацию любителей чрезмерного употребления неразбавленного вина (греки смешивали вино с водой). Затем греческие авторы отмечали, что скифы, как и персы, любили чрезмерно пить. Вы можете привести лошадь (человека) к воде (но он, видимо, предпочтет вино).
Геродот также описывает, как у скифов был ритуал, связанный с кайфом от конопли в своего рода передвижной «сауне с травкой»:
Мазают и моют головы; что касается их тел, то они поставили три шеста, прислоненные к одному концу, и покрыли их шерстяными циновками; затем, в столь огражденном изо всех сил месте, они делают в центре яму под жердями и циновками и бросают в нее раскаленные камни. .. Затем скифы берут семя этой пеньки и, проползая под маты, бросают на раскаленные камни; и, брошенный таким образом, он тлеет и испускает столько пара, что никакая греческая паровая баня не может его превзойти. Скифы воют от радости в паровой бане. Это служит им вместо омовения, ибо они никогда не моют свои тела водой.
(Истории, Книга 4)
Скифы осознали болеутоляющее действие марихуаны, которое, без сомнения, пригодилось, если бы они были в аварии на лошадях или в ожесточенном сражении.
5. Они были татуированы
Фрагмент мумифицированной кожи со скифской татуировкой. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.Все замороженные тела скифов, исследованные до сих пор в разных местах, сильно татуированы. Узоры покрывали руки, ноги и верхнюю часть туловища. Они включают в себя фантастических животных, сцепившихся в бою, ряды птиц и простые точки, напоминающие современную акупунктуру.
Штриховые рисунки татуировок на скифе.Как, кроме татуировок, выглядели скифы? У некоторых женщин светлые волосы и голубые глаза, но у мужчин крепкое телосложение и рыжие или темные волосы.
6. Им понравилось немного побрякушек
Золотой торк с бирюзовыми вставками. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Скифские мастера умели отливать металл. Они работали с золотом, бронзой и железом, используя такие методы, как литье, ковка и инкрустация другими материалами. Ни одно из них не требовало большого количества оборудования, а Сибирь богата металлическими рудами, но требовало навыков. На выставке будет много изысканных образцов скифской металлоконструкции.
7. Они мумифицировали своих умерших
Впечатление художника от кургана. Акварельная иллюстрация, 18 век. Архив Института археологии РАН, Санкт-Петербург.
В высокогорном районе Алтая вблизи границ России, Казахстана, Китая и Монголии из-за мерзлых недр органические останки скифов, захороненных в гробницах, исключительно хорошо сохранились в вечной мерзлоте.
Скифы приложили огромные усилия, чтобы сохранить внешний вид мертвых, используя форму мумификации. Они удалили мозговое вещество через отверстия, прорезанные в голове, разрезали тела и удалили как можно больше мягких тканей, прежде чем заменить их сухой травой и зашить кожу.
Деревянный гроб. Конец 4 – начало 3 века до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Как уже отмечалось, кочевники не оставляют много следов, но когда скифы хоронили своих умерших, они заботились о том, чтобы снабдить труп всем необходимым, по их мнению, необходимым для вечных странствий по загробной жизни. Обычно они выкапывали глубокую яму и сооружали на дне деревянную конструкцию. Для важных персон они напоминали бревенчатые избы, обитые и покрытые темным войлоком, а крыши покрыты слоями лиственницы, бересты и мха. В гробнице тело было помещено в гроб из бревенчатого сундука вместе с некоторыми из их ценных вещей и другими предметами. За пределами гробницы, но все еще внутри могильной шахты, они положили убитых лошадей лицом на восток.
ВАУ! Пока достаточно…
Хотя скифская культура остается относительно неизвестной, новые открытия происходят постоянно. Следите за обновлениями блога и других наших каналов в социальных сетях, чтобы узнать больше об этих очаровательных воинах-кочевниках, и забронируйте билеты прямо сейчас, чтобы увидеть их культуру на нашей специальной выставке.
Выставка BP Скифы: воины древней Сибири проходит в Британском музее с 14 сентября 2017 г. по 14 января 2018 г. При поддержке BP.
Скифы — Энциклопедия Всемирной Истории
Скифы были кочевым народом, чья культура процветала между 7-м и 3-м веками до н. Монголия на востоке. Он охватывает территорию около 4000 километров (2500 миль) в длину. География открытых равнинных степей, пустынных степей и лесостепных пространств, на которых они располагались, благоприятствовала скотоводческому, а не оседлому образу жизни, связанному с сельскохозяйственным производством. В результате у этих степных кочевников было мало городских центров и они вели кочевой образ жизни; верховая езда, пасти стада и жить в крытых фургонах.
Происхождение
Скифы имели общую культурную идентичность, выраженную в их воинском кочевом образе жизни, форме правления, уникальном искусстве и одежде.
В то время как существует много споров о происхождении скифского населения, «Геродот утверждает, и большинство современных ученых согласны с тем, что они переместились [на запад] из Азии в Европу через великий степной коридор». (А. Ю. Алексеев, Скифы , 23) Тем не менее, в I веке до н.э. греческий историк Диодор Сицилийский утверждает, что скифы сначала двинулись на север от реки Аракс в Армении. Согласно другой современной точке зрения, они двинулись на юг «несколькими волнами из Волго-Уральских степей в северное Причерноморье» (А.И. Мелюкова, 9).0013 Скифы и сарматы , 99). Геродот, писавший V век до н.э., также показывает, что сарматы, отделившиеся от причерноморских скифов, двинулись на восток. Затем недавние археологические открытия в Туве в горах Алтая, которые датируют скифское поселение концом 9 века до н.э., предполагают раннее происхождение на востоке. Однако, поскольку китайские летописцы I века н.э. говорят об их рыжих волосах и голубых глазах, их кавказские черты и индоевропейский язык подтверждают происхождение бронзового века на западе, вероятно, от кельтов.
Удалить рекламу
Реклама
Учитывая текучесть передвижения, которую допускает степь Центральной Азии, неудивительно, что многие заявленные миграции из разных мест затрудняют точное определение начала. В конечном счете, вполне возможно, что после ранней далеко идущей экспансии с запада действительно имели место последующие миграции из многих мест происхождения. Хотя их происхождение обсуждается, по общему мнению, скифские культуры евразийских степей в основном состоят из четырех основных групп:
YouTube Следите за нами на YouTube!- Понтийские скифы, вокруг Черного моря
- Сарматы из северного Каспийского моря, районов Дона и Волги, на территории современной России
- Массагеты в пустынной степи Средней Азии
- Сака на востоке Средней Азии
Все четверо имели общую культурную идентичность, выраженную в их воинском кочевом образе жизни, форме правления и уникальном искусстве и одежде.
Удалить рекламу
Реклама
Скифское территориальное пространство, гр. 700–300 гг. до н. э.
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Скифская война
Военная техникаскифов включала широкий набор вооружения. Помимо стрельбы стрелами с коня, они также использовали боевые топоры, булавы, копья, мечи, щиты, а для личной защиты — чешуйчатые доспехи и шлемы. Геродот говорит, что из-за их коллективной способности оставаться в движении и с проворной кавалерией скифы были «непобедимы, и к ним было невозможно приблизиться» (9).0013 Истории , 4.46). С таким оружием и тактическими способностями неудивительно, что разные народы часто обращались к скифам за воинскими услугами.
В 490 г. до н.э. конные лучники саков помогали персам против греков в битве при Марафоне и снова в битве при Платеях в 479 г. до н.э. Скифские воины также были среди переклички, присоединившейся к Дарию III (годы правления 336–330 до н. э.) против Александра Великого (356–323 до н. э.) в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э. Аппиан, римский историк, показывает «скифских князей» с Черного моря, которые сыграли важную роль в победе Помпея (106–48 до н. э.) над Митридатом VI (годы правления 120–63 до н. э.) в 63 г. до н. э. ( Митридатовы войны, 17.119) Кроме того, как двоюродные братья и соседи парфян, скифы пришли на помощь Парфии, когда после династической неурядицы парфянский царь Синатрук I (ок. 75–69 г. до н. э.) был возведен на престол с помощью скифов. Согласно Кассию Диону, скифы также сыграли ключевую роль в помощи Артабану II (годы правления 12–38/41 гг. Н. Э.), Сам наполовину скифу, в защите Армении для Парфии. (57.26) Тацит поддерживает это утверждение, показывающее, что Артабан «собирает вспомогательные средства в Скифии» перед вступлением в битву. ( Анналы , 6.44.1)
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Скифские воины
Издание Encyclopedie Larousse Illustree 1900 г. (общественное достояние)
Однако скифы были не просто создателями королей или могущественными союзниками. Пожалуй, самая впечатляющая победа Скифии была над персидской империей Ахеменидов. Стратегией истощения — заведя врага вглубь дружественной территории, растянув линии снабжения, а затем применяя тактику наездов и засад, добивая противника стрелами, выпущенными с коня, — скифы помешали Дарию Великому (годы правления 522–522 гг. до н. э.). 486 г. до н.э.) вторжение на территорию скифов. Это дало им репутацию непобедимых. Вдобавок к этому успеху Атеас (429 г.-339 г. до н.э.), царь понтийских скифов, расширил интересы скифов во Фракии, установив самый западный участок Скифии от Дона до Дуная.
После поражения и смерти Атея от рук Филиппа II Македонского (годы правления 359–336 до н. э.) в 339 г. до н. э., а затем попадания Александра Македонского в ловушку у реки Яксарт, скифы больше никогда не восстановят свою репутацию. как непобедимый. Еще больше ударов было нанесено, когда скифы попытались захватить монополию греков на черноморскую торговлю, напав на их колонии. Придя на помощь грекам в конце II в. до н. э., Митридат VI нанес скифам сокрушительное поражение, как и римлянам в 63 г. н. э., когда скифы снова напали на Херсонес. Наконец, в 4 веке нашей эры скифы полностью исчезли из исторических записей, когда они были опустошены гуннами и ассимилированы готами.
Скифское Правительство
В то время как Геродот ссылается на скифских «царей», а некоторых поименно, как и на большинство племенных народов, скифское правительство было скорее конфедерацией племен и вождей. Конфедеративная племенная структура Скифии раскрывается в рассказе Геродота о вторжении Персии в Скифию, когда Дарий насмехался над верховным царем Скифии Идантирсом, чтобы тот встал и сражался «или пришел к соглашению со своим хозяином». Идантирс ответил, сказав, что это не способ войны Скифии; они будут сражаться на своих условиях. Но когда другие «скифские цари» услышали угрозу Дария, они были в шоке. Эти короли сразу же применили тактику «бей и беги». Затем они призвали разрушить мост, по которому персы должны были сбежать. Хотя скифам не удалось разрушить мост, призыв царей к действию заставил Дария отступить. ( Histories , 4.126-142) В конечном счете, рассказ Геродота показывает, что в то время как верховный царь или вождь представлял скифскую нацию в обмене сообщениями между знатными людьми, другие владыки также высказывали свое мнение и имели значительное влияние на осуществление действий.
Удалить рекламу
Реклама
Стакан Кул-Оба
Джоанбанджо (CC BY-SA)
Столь же важная, как и их племенная структура, общинная организация скифских вооруженных сил была бы невоспетой частью их успеха. На золотом кубке, изготовленном в IV веке до н. э. из кургана Куль-Оба в Крыму, изображены солдаты, расположившиеся на ночлег. В то время как двое с копьями и луками наготове, кажется, обдумывают свою судьбу в предстоящем бою, один демонстрирует, как натягивать лук; один удаляет зуб своему товарищу, а другой перевязывает больную ногу товарища. Другой артефакт с золотым рельефом из того же кургана демонстрирует распространенный ритуал, когда два воина вместе пьют из рога. Такие изображения раскрывают образ жизни, призванный привить солдатам общую цель и дух товарищества, когда люди, сражающиеся за друзей против врагов, создают единый, более устойчивый фронт. Тем не менее, хотя скифская лояльность между солдатами была действительно прочной, групповая лояльность была по отношению к своему племени и вождю.
Кочевой образ жизни и скифская архитектура
Хотя скифы не известны своей инфраструктурой, это не значит, что им не хватало архитектурных типов, отвечающих их потребностям. Хотя широко распространено мнение, что они были полностью кочевниками, Геродот упоминает два других типа скифов: «царские» и «земледельческие». Некоторые фермеры, а не просто земледельцы, фактически продавали или экспортировали свою продукцию. Они не только построили бы постоянные дома, но, поскольку их усилия, вероятно, были совместными, они также создали бы поселения. К северу от Черного моря, в окрестностях современного Днепра, Геродот упоминает земледельцев, населявших землю шириной «три дня пути» и длиной «одиннадцать дней пути» ( Истории , 4.17-20). Размер этого района отражает значительный спрос на зерновые продукты. Архитектурно такие предприятия также потребуют наличия системы складов для хранения и дорог к пунктам перевалки.
Скифские повозки-дома тянулись упряжками волов и могли иметь две или три комнаты.
Что касается царских скифов, то, хотя мы знаем архитектуру их курганов, называемых курганами тщательно засыпанных земляных валов и катакомб, похоже, что они также проживали с определенной степенью постоянства в укрепленных поселениях. Размер земляных валов Бельского укрепления в долине реки Днепр в Украине не только отражает преодоление значительной надстройки (32 км или 20 миль в окружности), но и указывает на то, что это был центр ремесел, богатства и широко распространенного торговля. Тем не менее, как свидетельствуют древние источники, скифы в основном были кочевниками. Их дома на колесах упоминаются не в одном источнике. Эти крытые дома-фургоны тянули упряжки волов и могли иметь две или три комнаты. В зависимости от ранга обитателя полы и стены могли быть богато украшены. Более того, в собранном виде дома-вагоны имели бы вид города.
Удалить рекламу
Реклама
Скифская культура: искусство, музыка и одежда
Многое из того, что известно о скифской культуре, получено из недавних курганных находок к северу от Черного моря. В то время как древние письменные источники сосредотачиваются на их кочевом воинственном характере, скифские захоронения добавляют еще один слой понимания их замечательной культурной сложности и социальной активности. Помимо уровня замысловатого мастерства в сверкающем золоте, многие изделия рассказывают историю жизни, поэтому гребень — это не просто гребень, он создан, чтобы показать воинов в жестоком бою. Нагрудник или горжет из кургана Толстая могила, на котором в верхнем регистре с изысканными сегментированными деталями показаны сцены из повседневной жизни: доение овцы, двое мужчин шьют рубаху, кормление теленка и жеребят. Напротив, в нижнем регистре показаны драматические сцены жертвы / хищника, когда кошки убивают оленя, а грифоны кусают и царапают лошадей. Затем в выбранных местах ближе к шее миниатюрные козочки, кролики, собаки, кузнечики и птицы.
Скифская золотая пектораль из Толстой Могилы
Терминатор (общественное достояние)
Таким образом, артефакты Черного моря предлагают уникальные, иногда драматические снимки скифской моды, интересов, верований, привычек и повседневной жизни, как немногие погребальные предметы. Многие, как горжет, имеют темы добычи / хищника, в то время как лежащие кошки или лежащие олени также были обычным явлением. Скифская склонность колебалась между удивительно реалистичным захватом предмета в середине действия и абстрактным отображением реальности. Таким образом, олень или кошка могли быть точно изображены или уникально стилизованы.
Не уступая своему воображению в золоте, «замерзшие гробницы Алтая дают ни с чем не сравнимое видение явного изобилия одежды кочевников: любовь к ярким, контрастным цветам и замысловатым украшениям, образованным шитьем, вышивкой и креплением кожаного кроя. ауты» (Канлифф, 207). Элементы одежды включают замысловато украшенные туфли, леггинсы, рукава и женскую накидку с меховой каймой. Точно так же изысканность их одежды в равной степени соответствовала склонности к татуировкам. Знатоки татуировки сегодня оценили бы мастерство рук одного человека в Пазырке. Неизгладимо татуированы абстрактные изображения свернувшихся кошек, оленей, баранов, антилоп и коз.
Удалить рекламу
Реклама
Мумия принцессы Укока
Кобсев (общественное достояние)
Кроме того, в то время как открытия Черного моря также показывают практичный выбор брюк и туник для всадников в холодном климате, они также показывают любовь Скифии к музыке и танцам. На некоторых снимках изображены эротические танцоры (снова искусно запечатленные в середине действия), покачивающиеся в такт музыке. В кургане Сачновка была найдена золотая повязка с изображением мужчины, играющего на лире. Курганы из костей птиц найдены в кургане 5 на Скатовке. В нескольких гробницах в Пазырыке были обнаружены барабаны из бычьих рогов, а удивительная находка похожего на арфу инструмента, имевшего по крайней мере четыре струны, была обнаружена в кургане 2. Барри Канлифф описывает его как «сделанный из единого выдолбленного деревянного резонатора, средняя часть корпуса прикрывалась деревянной декой, а над открытой частью корпуса натягивались звуковые перепонки» (226-227). Тона, издаваемые этим инструментом искусным музыкантом, должны были быть замечательными.
Религиозное происхождение
Одна из вещей, которую обнаруживает скифский курган, — это вера в загробную жизнь. Помимо предметов искусства, в курганы для умершей элиты помещали оружие, доспехи, части повозок, ковры, различные ткани, предметы быта, продукты питания и вино, запечатанные в амфорах. Такая забота и забота об их умерших отражают, как говорит Рената Ролл, «ожидание загробной жизни» ( Скифы , 118).
Поклонение и символика стихий были неотъемлемой частью скифской системы верований.
Как и во всех древних культурах, поклонение стихиям и их символика были неотъемлемой частью системы верований скифов. При плоском пространстве степи, по которому они шли, выдающейся характеристикой повседневной жизни было бы небо, встречающееся на горизонте с землей. Еще одна очевидная черта, от которой евразийская степь мало что может спасти, — это солнце. Потом был огонь. Обеспечивая защиту от диких зверей ночью и повседневную практическую пользу в кулинарии и металлургии, огонь в древние времена был необходим и имел значительное символическое влияние. Неудивительно поэтому, что земля, небо, солнце и огонь стали иметь для скифов особое богословское значение. И неудивительно, что в своем опровержении Дария Иданфирс утверждал, что Гестия (богиня огня) и Зевс (бог неба) были единственными богами, которым он преклонялся (Геродот, 9).0013 Истории , 4.127.4.).
Геродот рассказывает о восьми божествах, которым поклонялись скифы. Помимо Гестии и Зевса, известных скифам как Табита и Папей, были Апи (мать-земля), Гетосирус (Аполлон) и Аргимпаса (Афродита). Хотя Геродот опускает их скифские имена, он также упоминает Геракла, Ареса и Посейдона. Эти боги представляли элементы, с которыми были знакомы скифы: Арес ассоциировался с войной, а Аполлон с солнцем. Визуальное соединение земли и неба выразилось в вере в то, что когда бог неба Папей заключил союз с Матерью-Землей, родились все остальные боги. Хотя о ней мало что известно, считается, что скифским эквивалентом Афродиты была Аргимпаса, родственница Арти, иранской богини материального изобилия. Наконец, что касается важного элемента их военного успеха, лошади, Геродот упоминает Тагимасадаса как эквивалент Посейдона, хотя и не как бога моря, а как покровителя лошади.
Хотя Геродот понимал веру скифов с точки зрения греческого пантеона, он говорит, что у скифов не было ни изображений, ни жертвенников, ни храмов. И действительно, курганные находки раскрывают нескольких богов, и то только Аргимпасу, их богиню-мать. Как упоминает Канлифф, «божества высших уровней пантеона, кажется, не были антропоморфизированы, или, по крайней мере, не известны их определенные изображения» (276).
Скифские женщины-воительницы: связь с амазонками
Наконец, удивительным аспектом в изучении Скифии является выдающаяся роль женщин в военной и политической жизни их народа. Беспрецедентно до наших дней, кажется, что некоторые получили — как группа — социальный статус, равный своим мужчинам. В то время как рассказы об амазонках находят свое отражение в современных знаниях (Чудо-женщина), реальность их истории уже давно обсуждается. Рассказ Геродота повествует о чужеземной расе женщин-воительниц, пришедших к берегам Скифии. Как группа они сохранили свою независимость, но в конце концов смешались с группой молодых скифов, присланных к ним скифскими старейшинами. Хотя они говорили на разных языках, эти две группы отправились на восток, чтобы создать свое собственное племя. Геродот утверждает, что сарматы были результатом этого союза и говорили на гибридном скифском языке. Более того, эти свирепые женщины-воины сохраняли свою независимость, следуя своим древним обычаям, часто охотясь в одиночку и сражаясь вместе со своими мужчинами. Они также запрещали своим дочерям выходить замуж, пока они не убьют человека в бою. ( Истории , 4.110-117)
Детали амазономахии
Дадерот (общественное достояние)
Аппиан подтверждает статус суверенной/воительницы скифских женщин. Описывая триумф Помпея при победе над Митридатом VI, он включает в процессию пленных царей и полководцев «женщин-правительниц Скифии» ( Митридатовы войны , 17.116-17). Тот факт, что Аппиан упоминает женщин-правителей во множественном числе и современных, указывает на широкий, общий, общий и кооперативный статус правления. Кроме того, упоминание Геродота о Томирис, скифской царице-воительнице, победившей Кира Великого (ок. 600-530 гг.0013 Истории , 1.205-14).
Данные археологических раскопок также указывают на широкий воинский, если не на суверенный статус скифских женщин. В 1993 году на самой восточной окраине Скифской конфедерации в Ак-Алахе на плато Укок в Горном Алтае археологами было обнаружено захоронение богатой скифской женщины.