Скифы культура: Цивилизация скифов. История и культура.

Древние скифы: их история, религия, культура

Где жили скифы
  • Происхождение скифов

  • История скифов

  • Культура скифов

  • Обычаи скифов

  • Искусство скифов

  • Военное дело скифов

  • Религия скифов

  • Скифы, видео
  • Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

    В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

    Где жили скифы

    Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

    Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

    Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

    Происхождение

    На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды древнегреческого историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

    Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

    Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

    История

    Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

    В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

    Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

    Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

    Культура

    Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

    Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

    К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

    Обычаи

    В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

    Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

    Искусство

    Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

    Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

    Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

    Военное дело

    Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

    Религия

    В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

    Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

    Видео

    И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

    Исторический сайт Путешествия во времени


    Глава 8. КУЛЬТУРА СКИФОВ | Румянцевский музей

    Глава 8. КУЛЬТУРА СКИФОВ

     

    Древняя культура степных кочевников. Материальная и духовная культура скифов.

     

    Скифы и близкие им народы, обитавшие в первом тысячелетии до нашей эры в степях Евразии, не знали городских поселений. Поэтому их культуру воссоздают преимущественно на основе кратких сведений из источников других цивилизаций, а также по сравнительно небогатым находкам археологов в сохранившихся захоронениях. Есть основание полагать, что скифы – самоназвание одного из племён, положивших начало раннегосударственным образованиям кочевников степной Евразии.

    Современные исследования мира скифов возводят к Новому времени, когда стали систематизировать сведения о них на основании греко-римской традиции. Греки впервые встретились с этим народом на северном побережье Чёрного моря. Согласно рассказам Геродота и сообщению Диодора Сицилийского скифы пришли в Причерноморье из Азии и вытеснили киммерийцев. Прародина скифов, названная у Диодора долиной у реки Аракс, относится современными историками к территории от Центральной Азии до реки Дон. Скорее всего, появление скифов в Причерноморье было не единовременным, а сравнительно длительным процессом противоречивого взаимодействия нескольких близких групп племён. На протяжении седьмого века до нашей эры скифские и киммерийские воины активно участвовали в конфликтах между государствами Передней Азии. Древневосточная цивилизация оставила прочный след в культуре скифов. Потерпев поражение, скифы переместились в Причерноморье и господствовали здесь приблизительно четыреста лет. Имеющиеся скудные данные позволяют учёным утверждать, что скифский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Полагают, что язык савроматов по сути диалект скифского.

    Наиболее популярными у скифов были изображения животных: копытных, хищников из семейства кошачьих и птиц. Так называемый звериный стиль считается ведущим элементом скифской культуры. Строго определёнными образами животных украшались предметы воинского снаряжения, ритуальных сосудов. Смысл звериного стиля остаётся предметом дискуссий. Одни полагают, что в его основе магические представления, другие связывают с мифологией, третьи видят в нём знаковую систему, передающую представления скифов о мире.

    Исследователи полагают, что в рассказах античных авторов о военном противостоянии скифов персидской армии Дария содержатся сведения из скифского фольклора. В навязанной персам классической тактике ускользания кочевников от столкновения с мощной армией противника, включающей мелкие удары, постоянно тревожащие врага, а также тактику «выжженной земли» на пути его следования, скифы оказались неуязвимыми. После ухода персов из Причерноморья наступает почти двухсотлетний период расцвета Скифии.

    Абсолютное большинство скифских памятников этого периода – погребальные курганы. Невысокие погребения простых воинов сложно увидеть в современной степи, зато гигантские земляные холмы (около и свыше 20 метров в высоту), сооружаемые над могилами вождей или царей, видны издалека. Могила, располагающаяся под насыпью, является пещерой-камерой, вырытой под боковой стенкой глубокого входного колодца. Камер может быть несколько. В камере размещали основной инвентарь, сопровождавший усопшего. В погребениях знатного скифа укладывали тела прислуги и верховых коней. Подданные усопшего воздвигали курган и участвовали в тризне – грандиозном поминальном ритуале. По количеству обнаруженных археологами при раскопках одного из курганов костей животных, съеденных в ходе тризны, учёные предположили, что число участников поминального ритуала приближалось к трём тысячам человек. Набор предметов в скифских могилах традиционен независимо от места умершего в социальной структуре общества; в могилах простых воинов инвентарь тот же, но проще по материалу. В мужских погребениях находятся предметы оружия. Распространённым оружием у скифов были мощные луки с бронзовыми наконечниками стрел, копья. Мечи-акинаки чаще встречаются в богатых захоронениях. Для женских могил типичны личные украшения – браслеты, перстни, серьги, — а также зеркала. В погребениях знати предметы часто украшены золотыми пластинами с изображениями. Золотыми накладками украшались женский головной убор, одежда усопших и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Ритуальные сосуды разной формы выполнены из драгоценного металла или из дерева с металлическими накладками.

    По форме и перечню предметов исследователи сделали вывод, что между скифами и греками существовали культурные связи. Многие изделия, в том числе с классическими скифскими изображениями, выполнены греческими мастерами.

    Космологические представления скифов, полагают исследователи, выполнены на сохранившейся пекторали (нашейное украшение, охватывающее грудь и плечи). Композиция состоит из трёх ярусов: нижний символизирует потусторонний мир хаоса и смерти, верхний – противостоящий хаосу мир людей, средний соединяет нижний и верхний миры. На серебряной вазе из погребального кургана исследователи обнаружили сцену жертвоприношения коня в полном соответствии с описанием ритуала у Геродота. На предметах из курганов встречаются сюжеты греческих мифов.

    По Геродоту, скифы выделяли семь богов. Первая по значимости Табити – богиня огня, стихии, почитаемая древними индоиранскими народами. Почитали богов-супругов неба и земли Папая и Апи, считавшимися прародителями человечества и земного мира. Последующие четыре бога, видимо, были связаны с земным миром. Один из них воплощался в древнем железном мече-акинаке, ему приносили в жертву домашних животных и одного из ста пленников. Полагают, что святыней для скифов был большой котёл из бронзы, символизирующий единство и многочисленность скифов.

    Скифы делились на три сословия: воинов, жрецов и общинников. Каждое сословие считало своим прародителем одного из сыновей легендарного предка. Священный атрибут: воинов – боевой топор, жрецов – чаша, общинников – плуг с ярмом. По мифу скифов, эти предметы из золота упали с неба в самом начале мира. Первоначально, свидетельствуют мифы, во главе скифов стояли три царя, затем один Атей. Легендарный Атей погиб в трагическом для скифов сражении с македонским войском, возглавляемом царём Филиппом. Окончательное крушение Скифии произошло в результате нашествия сарматов. По описанию Диодора, сарматы преследовали и уничтожали скифов поголовно, так что большая часть страны превратилась в пустыню.

    Культура скифов сохранилась в нартском эпосе – достоянии многих народов Кавказа. Среди преемников скифских племён исследователи, прежде всего, называют осетин, ираноязычный народ Кавказа.

    Скифы: кто они были?

    Скифский гребень с батальной сценой, конец V-IV вв. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    Скифы были ранним кочевым народом с общей культурной, языковой и, возможно, генетической историей. Впервые они начали появляться в евразийской степи где-то в 8 веке до нашей эры, когда они заменили киммерийцев в качестве доминирующей державы в регионе. Принято считать, что они были иранцами по происхождению и говорили на скифской ветви иранского языка. В античности многие кочевые группы на обширной территории считались скифскими племенами. Несмотря на свою силу и влияние, кочевая Скифская империя оставила после себя немного записей, так что большая часть того, что мы знаем о ней, исходит из археологических находок и письменных отчетов ее соседей.

     

    Литературное, археологическое и генетическое происхождение
    Щит в виде оленя, ок. 600 г. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    По сообщению Геродота, скифы считали себя потомками Таргитая, сына бога-неба и дочери великой реки Днепр. У Таргитая было трое сыновей, которые однажды наткнулись на четыре золотых орудия — плуг, ярмо, чашу и боевой топор, — упавшие с неба. Только самый младший из трех детей смог прикоснуться к этим орудиям, не загоревшись, и его потомки стали правителями своего народа.

     

    Сам Геродот считал, что скифы произошли из более южной части Средней Азии, пока война с другой кочевой группой не вынудила их мигрировать на запад. Со времен Геродота современная археология и генетическое тестирование предполагают, что они были связаны с несколькими индоиранскими кочевыми группами. Некоторые прослеживают их до срубной культуры, предполагая, что они произошли от местных групп вдоль Черного моря.

    Другие связывают их с андроновской культурой Западной Сибири и Средней Азии или с ямной культурой.

     

    Скифские племена и родственные им народы
    Пластинка с изображением пантеры изогнутой круглой формы, VII-VI вв. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    Часть того, что делает определение происхождения скифов таким трудным, заключается в том, что на такой обширной территории существовало множество различных групп. Хотя существовали отдельные этнические группы, часто называемые классическими скифами, понтийскими скифами, европейскими скифами или западными скифами, существовала и более крупная культурная группа. Таким образом, большинство ученых используют термин «скифы» для описания кочевого иранского народа, который доминировал в Понтийской степи вокруг Черного моря с 7 по 3 века до нашей эры.

    Вам нравится эта статья?

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

     

    Две части скифской конской упряжи, начало VI в. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    Помимо классических скифов, существовало множество народов, которые считались принадлежащими к более крупной культурной группе с похожим оружием, конским снаряжением и искусством. К числу тех, кто признан частью этой культурной группы, относятся абии, агафирсы, армади, амиргианцы, андрофаги, апрахараджи, будины, киммерийцы, дахаи, гелаи, гелонцы, гамаксобии, камбоджи, массагеты, меланхлены, ортокорибанты, саки, сарматы, синды, спали. , тапуры, тавры и тисагеты, а также ранние славяне, балты и финно-угры. Многие другие либо были описаны как потомки, либо утверждали, что произошли от них, несмотря на то, что не имели с ними никакого отношения. К ним относятся гунны, остготы, авары, франки, турки, хазары, русы, венгры, поляки, гэлы, пикты, скотты и ирландцы.

     

    Ранняя Плеть
    Скифские наконечники стрел, конец VII-начало VI вв. до н.э., Государственный Эрмитаж; со скифским шлемом, VIII-VII вв. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    Утвердившись в качестве хозяев степи, скифы начали совершать набеги через Кавказские горы на Ближний Восток. Их первой целью было царство Урарту в Армянском нагорье Восточной Анатолии. К 670-м годам до нашей эры они совершали набеги дальше на юг, в Ассирию. Ассирийский царь Асархаддон смог примириться с ними, заплатив им огромную дань и выдав свою дочь замуж за скифского царя Вартатуа. Однако после смерти Бартатуа в 645 г. до н.э. его сын Мадий возобновил нападения. Мадиус совершил «Великий рейд» на Ближний Восток, опустошив Левант и достиг Египта. Он также некоторое время доминировал над мидянами где-то около 650–630 гг. до н.э.

     

    В 620-х гг. до н.э. мидяне смогли вновь заявить о себе после того, как их царь Киаксар вероломно убил на пиру большое количество скифских вождей. Постоянные набеги сильно ослабили Ассирийскую империю, раздираемую гражданской войной и вавилонским восстанием под предводительством Набопаласара. Пообещав большие богатства, Киаксар смог заключить союз со скифами и внезапно напасть на Ассирию в 615 г. до н.э. После нескольких лет ожесточенных боев скифы и их союзники захватили все крупные ассирийские города и в 612 г. до н.э. разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Война против остатков Ассирийской империи продолжалась до 608 г. до н.э. Однако участие скифов в операциях после 612 г. до н.э. неясно.

     

    Скифская империя против ахеменидских персов
    Рельефная плакетка с изображением конного и пешего боя, IV век до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    В 6 веке до н.э. скифы вступили в контакт с греками и персами. Отношения с греческими колониями на побережье Черного моря в это время были относительно мирными. Однако отношения между скифами и персами были решительно враждебными. Согласно Геродоту, около 529 г.до н.э. первый персидский царь Кир Великий вел кровопролитную войну с массагетами. Хотя массагеты не были классическими скифами, они были частью более широкой скифской культурной сферы. Их королева Томирис убила Сайруса в битве, затем обезглавила его тело и бросила голову в винный мешок, полный крови.

     

    Вскоре после этого в 513 г. до н.э. персидский царь Дарий Великий вел войну против классической Скифской империи вокруг Черного моря. Скифы отреагировали на персидское вторжение отступлением, вводя персов в заблуждение с помощью уловок и набегов и отказывая им в поставках с помощью тактики выжженной земли. Поскольку у них не было городов или поселков, которые нужно было бы защищать, Дарий не мог заставить их вступить в бой. Однако ему удалось сохранить инициативу, и скифы потеряли свои лучшие земли, а их союзники понесли тяжелые потери. Персидская армия двинулась через реку Дунай к берегам Волги. В конечном итоге кампания зашла в тупик, но заставила скифов, по крайней мере, уважать силу персов.

     

    Золотой век
    Накладка на горит (футляр для лука и стрел), IV в. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    После разгрома вторжения Дария мощь скифов быстро возросла. Они начали наступление на фракийцев, которое достигло Херсонеса, прежде чем фракийское царство Одриса в конце концов остановило их. После этого отношения между ними и Одырским царством в целом были хорошими, с большим количеством смешанных браков между правящими династиями. Скифия также расширилась на северо-запад до современных Румынии и Болгарии. Возможно, их самые важные завоевания были на берегах реки Дон и северо-западной окраине Черного моря. Там они взяли на себя политический контроль над многочисленными греческими колониальными портами.

     

    Гребень скифский с батальной сценой, конец V — начало IV вв. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    Эти завоевания привели к расцвету скифской культуры в 4 веке до н.э. при их царе Атее, объединившем классические скифские племена в единую Скифскую империю. Скифский контроль над греческими колониями вокруг Черного моря принес огромное богатство, поскольку они могли экспортировать огромное количество пшеницы, сыра и животных от своих стад в материковую Грецию. Однако большая часть их богатства была получена за счет контроля над северной работорговлей. Ключом к экономическому успеху скифов было разделение труда. Кочевые скифы занимались политическими и военными делами, в то время как оседлое городское население занималось торговлей и выполняло проекты, требующие ручного труда.

     

    Скифы и Шелковый путь
    Чаша с изображением львиной охоты, V-IV вв. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    Еще одним важным источником богатства древних скифов был Шелковый путь. Скифские культурные группы населяли земли, простирающиеся от Венгерской равнины до китайской провинции Ганьсу. Эти кочевые народы зависели от своих оседлых соседей в отношении различных товаров, которые они могли приобрести в результате войны или торговли. Контакты со скифами и их ненасытная потребность в товарах побуждали купцов путешествовать на большие расстояния по Средней Азии в поисках новых рынков сбыта для своих товаров. Затем торговля между различными скифскими группами через степь помогла переместить эти товары с востока на запад, способствуя созданию торгового пути, известного как Шелковый путь.

     

    Большинство скифских групп населяли земли к северу от торговых путей Шелкового пути. Таким образом, они не были прямыми бенефициарами большей части проводимой торговли. Однако у них были широкие возможности для организации набегов на торговые караваны или сбора дани. Многие скифы также торговали с купцами, путешествующими по Шелковому пути, поэтому их товары были найдены от Западной Германии до Центрального Китая. Скифские воины также путешествовали по Шелковому пути, чтобы продавать свои услуги в качестве наемников или телохранителей.

     

    Сарматы и закат
    Навершие в виде грифона, вторая половина IV в. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    К середине 4-го века сила и влияние скифов начали снижаться, поскольку они столкнулись с растущим давлением с Востока и Запада. Экспансия Атея на фракийские земли привела скифов к конфликту с растущим могуществом Македонии. Филипп Македонский убил Атея в битве в 339 г.

    до н.э., но более поздняя кампания под предводительством одного из полководцев Александра Македонского в 331 г. до н.э. потерпела поражение Македонии. После конфликта с Македонией кельты вытеснили скифов с Балкан. Тем временем греческие колонии вдоль северо-восточного побережья Черного моря начали восстанавливать свою независимость. Некоторые из этих городов объединились, чтобы образовать могущественное Боспорское царство, что нанесло скифам серьезный политический и экономический удар.

     

    Возможно, самым важным фактором, способствовавшим упадку Скифской империи, было прибытие сарматов. Сарматы представляли собой конфедерацию восточно-иранских кочевых племен, принадлежавших к более крупной скифской культурной группе. В 310/309до н.э. сарматы и Боспорское царство нанесли поражение скифам в битве на реке Татис. После этого скифы в значительной степени были ограничены Крымским полуостровом. Они потерпели поражение от армий Митридата Великого во II веке до нашей эры и Рима в I веке нашей эры. Это привело к тому, что их территория была присоединена к Боспорскому царству, а скифы стали вести более оседлый образ жизни. В последующие века скифы были ассимилированы соседними сарматами, аланами и ранними славянами.

     

    Золотое наследие скифов
    Конус с грифонами, пальметтами и лотосами, IV-III вв. до н.э., Государственный Эрмитаж

     

    Скифы надолго запомнились их более оседлым и цивилизованным соседям как воплощение дикости и варварства. В период поздней античности и средневековья термин «скифы» стал использоваться для описания всех кочевых «варваров», живших в Причерноморской степи в районе Черного моря. По мере того как страх перед кочевниками отступал, эти народы романтизировались. Многие современные народы и этнические группы до сих пор заявляют о своем происхождении, реальном или воображаемом, от кочевой Скифской империи.

     

    Сегодня мы, скорее всего, встретимся со скифами через их искусство и археологические находки, которые они оставили после себя. Поскольку они были кочевниками, большинство археологических находок было извлечено из их курганов или курганов. Предметы, извлеченные из этих курганов, легли в основу российского Эрмитажа, когда они были подарены Петру Великому в XVIII веке. Большинство артефактов относительно малы, поскольку они должны быть портативными. Однако скифы также оставили возле своих курганов большие каменные стелы. В иконографии представлены энергично стилизованные животные и люди, изображенные поодиночке или в бою, антропоморфные фигуры, чудовища, божества, энергичные геометрические мотивы. Еще долго после их исчезновения их иконография продолжала оказывать огромное влияние на народы Степи и на искусство, которое они создавали.

    Expedition Magazine — Penn Museum

    Греческий историк Геродот (490/480-425 гг. до н.э.) в своей «Истории персидских войн» включил экскурс в этнографию скифов и других кочевых групп, с которыми греки были знакомы. Некоторую информацию, предоставленную Геродотом об этих кочевых народах, он, по-видимому, собрал во время своего собственного путешествия в Причерноморье, которое привело его на восток до города Ольвия и реки Днепр (называемой греками Борисфеном). Многое. информация, которую он собирал, должна была быть получена из вторых рук от причерноморских греков, которые торговали со скифами, которые снабжали греков, среди прочего, полицаями, рыбой, пшеницей и т. д. Прочие сведения были, по-видимому, слухами и вместе с такими товарами достигли греческого мира. как шелк, продаваемый из Восточной Азии.0005

    Насколько точна эта информация, записанная Геродотом?

    Достоверность его этнографической информации можно проверить с помощью археологических данных от причерноморских степей на восток до Китая.

    Но перед этим мы должны сделать два предположения. Во-первых, поскольку мы знаем из археологических данных, что культуры народов евразийской степи были относительно однородными в течение средних веков первого тысячелетия до н. ) региона для обоснования наблюдений Геродота о причерноморских скифах.

    Во-вторых, Геродот описывает множество племен, называя их и помещая в географические рамки. Но мы не можем соотносить имена, данные Геродотом, с конкретными местами или группами артефактов, поэтому мы будем рассматривать геродотовские имена кочевников как по существу однородную культуру, хотя среди них должны были существовать этнолингвистические различия.

    Справедливость этих предположений подтверждается исследованием, как мы надеемся показать ниже.

    Археологические свидетельства

    Греческий историк Геродот (490/480–425 гг. до н. э.) в своей «Истории персидских войн» включил экскурс в этнографию скифов и других кочевых групп, с которыми были знакомы греки. Некоторые сведения, предоставленные Геродотом об этих кочевых народах он, по-видимому, собрал во время своего собственного путешествия в Причерноморье, которое привело его на восток до города Ольвии и реки Днепр (называемой греками Борисфеном). Многие сведения, которые он собрал, должны были дойти до нас. из вторых рук причерноморских греков, которые торговали со скифами, которые снабжали греков полицаями, рыбой, пшеницей и т. д. Прочие сведения, по-видимому, были слухами и достигли греческого мира вместе с такими товарами, как шелк, продаваемый из Восточной Азии
    Ножки шестиножки и кадило на ножках из камеры кургана 2 на Пазырыке. от С. И. Руденко. Замерзшие гробницы Сибири , University of California Press, 1970, Pl. 35Б.

    Насколько точна эта информация, записанная Геродотом?

    Достоверность его этнографической информации можно проверить с помощью археологических данных от причерноморских степей на восток до Китая.

    Но перед этим мы должны сделать два предположения. Во-первых, поскольку мы знаем из археологических данных, что культуры народов евразийской степи были относительно однородными в течение средних веков первого тысячелетия до н. ) региона для обоснования наблюдений Геродота о причерноморских скифах.

    Во-вторых, Геродот описывает множество племен, называя их и помещая в географические рамки. Но мы не можем соотносить имена, данные Геродотом, с конкретными местами или группами артефактов, поэтому мы будем рассматривать геродотовские имена кочевников как по существу однородную культуру, хотя среди них должны были существовать этнолингвистические различия.

    Справедливость этих предположений подтверждается исследованием, как мы надеемся показать ниже.

    Археологические данные для этого исследования получены главным образом из двух регионов. Во-первых, это Причерноморье, где греки основали поселения для торговли между местными народами, с которыми они вступили в прямой контакт. Артефакты, которые мы будем рассматривать из этого региона, происходят в основном из захоронений богатых вождей скифов и других племен и датируются 7-4 веками до н.э. Эти курганы сосредоточены в низовьях Днепра, по обе стороны Керченского пролива (между Черным и Азовским морями), в горах Кавказа (главным образом по Кубани) и в Крыму. В погребениях были обнаружены предметы, изготовленные самими кочевниками, а также многие предметы, изготовленные для скифов греческими, а в более ранние периоды и ближневосточными мастерами.Предметы, изготовленные некочевыми мастерами, вероятно, обменивались кочевниками на продукты питания и другие предметы. товары

    Вторым регионом, богатым археологическими находками, являются Алтайские горы. Погребения в Горном Алтае Пазырык и другие памятники содержали предметы особого интереса, которые в большинстве случаев утеряны для археологов. Вскоре после того, как захоронения были завершены, они были взломаны ворами, как это часто происходило и с богатыми захоронениями в Причерноморье. При ограблении могил вода с поверхности попадала в подземные погребальные камеры, засыпанные насыпями из земли и камней. Эта вода замерзла в холодном климате высоких гор и осталась навсегда замороженной из-за изоляции кургана наверху. Так, дерево, кожа, войлок, тела и другие органические вещества, захороненные на Пазырыке в V-IV вв. до н.э. еще достаточно хорошо сохранились, когда русские археологи раскопали их в XIX в.20-х и 1940-х годов.

    Метод, традиционно используемый Миннсом и другими учеными для проверки точности сообщений Геродота, заключался в том, чтобы прочитать разделы, в которых он описывает скифов и другие кочевые группы (главным образом Книга 4, главы 1440), и сравнить его описания с археологическими данными. из Евразии в VII-IV веках до н. определить пределы точности и полезности Геродота для этнографических целей.Будет процитирован отрывок, а затем соответствующие археологические свидетельства.



    Общий вид золотой пекторали из кургана Толстая Могила, Днепропетровского р-на, близ г. Орджоникидзе. 4 век до н.э. Греческое мастерство, но сделано для скифского рынка. Фотографии предоставлены Советская жизнь


    Фрагмент золотой пекторали из кургана Толстая Могила Днепропетровского района близ г. Орджоникидзе. 4 век до н.э. Греческое мастерство, но сделано для скифского рынка. Фотографии предоставлены Советская жизнь

    Скифы-кочевники

    Первый отрывок, который мы рассмотрим, из книги IV, глава 46: «Не имея ни городов, ни крепостей, и возя жилища свои с собою, куда бы ни их, чтобы стрелять с коня: и живя не земледелием, а своим скотом, их фургоны — единственные дома, которые у них есть, как могут они не быть непобедимыми и даже неприступными? Модели крытых повозок были найдены в Причерноморье. Кроме того, в Пазырыке было найдено множество предметов, предназначенных для переносного проживания, в том числе деревянные сосуды и кожаные фляги, а также более хрупкие керамические емкости и небольшие столики со съемными ножками для удобной транспортировки.

    Изображения скифов, стреляющих из лука верхом на лошади, проиллюстрированы на предметах из скифских гробниц.

    Археологические свидетельства их зависимости от домашнего скота и лошадей включают множество изображений скифов с домашним скотом, в том числе ожерелье, недавно найденное русскими в богатом захоронении на Украине.

    Однако в последние годы в низовьях Поднепровья были обнаружены следы поселений, и было высказано предположение, что эти люди кочевали только летом, возвращаясь на одни и те же зимовки в последующие годы. Аналогичные гипотезы выдвигались и о проживающих на Алтае. Но вероятно ли, что их экономической базой были их стада и что зерно, продаваемое грекам, выращивалось местными земледельцами, которых скифы контролировали реальной или угрожаемой силой оружия? Так что Геродот в целом был прав в этом утверждении, но, вероятно, преувеличивал малооседлый характер их образа жизни.



    Общий вид скифского серебряного топора с железным лезвием. 6-5 век до н.э. Фотография предоставлена ​​Метрополитен-музеем: Покупка, 1965 г. Подарок Кольта Х. Данскомба.


    Деталь скифского серебряного топора с железным лезвием. 6-5 век до н.э. Фотография предоставлена ​​Метрополитен-музеем: Покупка, 1965 г. Подарок Кольта Х. Данскомба.

    Оружие и доспехи

    В качестве дополнительной проверки точности Геродота рассмотрим утверждение Книги I, глава 215: «По своей одежде и образу жизни массагеты напоминают скифов. Они сражаются как верхом, так и пешком, оба способа им не чужды: они используют луки и копья, но их любимое оружие — боевой топор. Все их оружие либо из золота, либо из бронзы. Для своих копий, наконечников стрел и боевых топоров они используют бронзу; для головных уборов, поясов и поясов из золота. То же и с попонами своих лошадей: они снабжают их бронзовыми нагрудниками, но используют золото для поводьев, удила и нащечники. Они не используют ни железа, ни серебра, поскольку их нет в их стране; а меди и золота у них в избытке».

    «По одежде и образу жизни массагеты напоминают скифов». Сам Геродот усматривает в этом утверждении сильное сходство двух кочевых групп, которые, как и мы, были далеко друг от друга географически. Он помещает массагетов (Книга I, глава 204) на «огромную равнину» к востоку от Каспийского моря. Скифы жили в районе к северу от Черного моря (Книга IV, главы 17-20, 48-57).

    «Они дерутся и верхом, и пешком, им не чужд ни тот, ни другой способ». Доказательства, подтверждающие это утверждение, включают украшение на золотом гребне греческого производства из скифской гробницы IV века на Днепре, на котором изображена группа из трех скифов в бою. Один верхом, а двое других пешие, один, по-видимому, потому, что его лошадь была убита, а другой изображен без коня.

    «Они используют луки и копья, но их любимое оружие — боевой топор». В этой же сцене на гребне мы видим конную фигуру, сражающуюся с копьем, а также луки и стрелы, подвешенные слева от конной и непокрытой фигуры. (Особый футляр, в котором находились и скифский составной лук, и стрелы, называется горитус. )

    Копья и луки также можно увидеть в руках фигурок на золотом сосуде из могилы Куль-Оба на Керченском полуострове. Искусно украшенный, покрытый золотом железный боевой топор был найден в скифской гробнице на Кавказе, а скифы изображены на металлических изделиях с боевыми топорами. Здесь показана другая форма скифского боевого топора, в данном случае сделанного из железа и серебра.

    «Все их оружие либо из золота, либо из бронзы. Для своих копий, наконечников стрел и боевых топоров они используют бронзу». В предыдущем абзаце перечислено много оружия, покрытого золотом. Скифы также использовали кинжалы и короткие мечи с покрытыми золотом ножнами и рукоятками. В изобилии были найдены бронзовые наконечники копий, наконечники стрел и боевые топоры.

    Прочее оружие, включая щиты; щит из Пазырыка из параллельных шестов, стянутых кожей, очень напоминает щиты, которые держат фигуры на гребне Солохи. Этот факт подтверждает наше первоначальное предположение, что мы могли бы использовать геродотовские описания конкретных кочевых групп, чтобы дать нам общее представление о евразийском кочевом образе жизни в середине первого тысячелетия до н. э.

    «На головные уборы, пояса и пояса из золота». Существуют скифские шлемы как из бронзы, так и из золота. Здесь показана часть широкого золотого пояса, украшенного скифскими мотивами, найденного в Иране. Кочевники носили на себе золото и в других местах, особенно в виде небольших золотых бляшек, подобных тем, которые наносились на рубахи, найденные на Кавказе.

    «Так же и с попоной своих лошадей, они дают им нагрудники из бронзы, но используют золото для поводьев, удила и нащечники». В Причерноморье и на Алтае найдены конские упряжи, многие из которых были из бронзы, иногда с позолотой. Также были раскопаны золотые псалии и налобники, а также роговые и костяные уздечки. На Алтае были раскопаны деревянные уздечки, покрытые сусальным золотом.

    «Они не используют ни железа, ни серебра, так как их нет в их стране; а меди и золота у них в избытке». Действительно, на Алтае было много золота, а на Кавказе — медь. Однако из топора, показанного выше, мы также можем видеть, что скифы использовали железо и серебро, а также бронзу и золото, хотя они, по-видимому, были менее распространены. Однако, за исключением заявления об использовании серебра и железа, Геродот записал информацию, которая была точной во всех отношениях; однако во всех перечисленных Геродотом категориях использовались дополнительные материалы изготовления. В этом отрывке Геродот, кажется, обобщает отчеты и / или наблюдения, которые не полностью отражают реальную практику.



    Золотая табличка, часть клада Зивие, Северо-Западный Иран, вероятно, 7 век до н.э. Считается одним из самых ранних образцов скифского искусства. Музейная коллекция Университета
    Номер музейного предмета: 53-31-2A / 53-31-2B / 53-31-2C


    Золотые украшения из Майкопа с изображением грифонов, оленей с маленькими головами между рогами, бляшки, некоторые на которых изображены рогатые львиные грифоны и шпильки. век до н.э. Собрание университетского музея. Серебряная ткань, к которой пришиты украшения, современная.

    Погребальные обычаи

    В Книге IV, глава 71, Геродот описывает погребальные обычаи царских скифов: «Гробницы их царей находятся в земле Герри, которые живут в том месте, где Борисфен становится судоходным. Здесь, когда король умирает, роют могилу квадратной формы и больших размеров. Когда оно будет готово, берут труп царя и, вскрыв брюхо и очистив внутренности, заполняют полость препаратом из рубленого кипариса, ладана, семян петрушки и аниса, после чего зашивают рану. вскрывая, заключают тело в воск и, положив его на повозку, возят через все разные племена… тело умершего царя кладут в приготовленную для него могилу, растянув на тюфяке; копья вбиты в землю по обеим сторонам трупа, а над ним натянуты балки, образующие крышу, покрытую соломой из веток. На открытом пространстве вокруг тела царя хоронят одну из его наложниц, предварительно убив ее удушением, а также его виночерпия, его кухарку, его конюха, его лакея, его посыльного, некоторых его лошадей, первенцев всех другое его имущество и несколько золотых кубков; ибо они не используют ни серебра, ни бронзы. После этого они приступили к работе и воздвигли над могилой огромный холм, все они соперничали друг с другом и старались сделать его как можно выше».

    В этом описании могут быть подтверждены все детали, кроме настойчивого утверждения Геродота об исключительном использовании золотых сосудов. Река Борисфен — это Днепр, и в районе Никополя сгруппировано множество богатых захоронений. Многие могильные ямы квадратные, хотя есть и круглые, и они очень большие. В Пазырыке были раскопаны забальзамированные трупы, в том числе и женщина из могилы 5, где хорошо видны швы, закрывающие тело. Повозки сохранились в могилах в Пазырыке, а фрагментарные останки происходят из могил в Причерноморье. На разрезе Пазырыкской могилы на стр. 17 видна деревянная облицовка могильной ямы.

    В другом могильнике в бассейне реки Кубани найдены скелеты 360 лошадей, погребение раскопано не полностью. Курган, насыпанный над могилами, может быть проиллюстрирован здесь пазырыкским погребением.

    Рассуждая о погребальном обряде, Геродот говорит (книга IV, главы 73 и 75): «Для омовения делают шалаш, втыкая в землю три палки, наклоненные одна к другой, и натягивая вокруг них шерстяные войлока, которые раскладывают чтобы поместиться как можно теснее: внутри будки на землю ставится блюдо, в которое кладут несколько раскаленных камней, а потом добавляют конопляного семени. .. тотчас дымит и дает такой пар, как никакая греческая паровая баня не может превзойти; Скифы в восторге кричат ​​от радости».

    Здесь его информация о цели немного искажена, так как он явно перепутал купание с ритуалом опьянения. Однако он точен в отношении эффекта сжигания конопли и связанных с ним принадлежностей; в одной из пазырыкских гробниц был набор шестов, бронзовый сосуд, наполненный камнями и семенами конопли, и матерчатое покрытие.

    Народы Востока

    Курильница, покоившаяся во льду кургана 2. От Руденко, Ледяные могилы , табл.42.

    Геродот становится более расплывчатым, но остается полезным, поскольку он пытается описать людей далеко к востоку от Черного моря. В Книге IV, глава 23, мы находим следующее описание: (Есть) «люди, живущие у подножия высоких гор, о которых говорят, что все — и мужчины, и женщины — лысые от рождения, с плоскими носами и очень длинные подбородки…. Каждый из них живет под деревом, а на зиму накрывает дерево тканью из толстого белого войлока. Их называют агриппеями».

    Очевидно, эти «лысые» люди были монголоидами, которые грекам показались бы относительно безволосыми. Войлок, покрывающий дерево, должен был быть их палатками, как это было скопировано в интерьере пазырыкских погребальных камер, которые были обшиты войлочными драпировками. Некоторые из похороненных в Пазырыке были монголоидами; возможно, этот отрывок относится к народу, жившему в Горном Алтае.

    В этой краткой статье нецелесообразно представлять сравнительный археологический материал по каждой главе геродотовского описания кочевников. Приведенные примеры типичны. Подводя итог, мы видим, что Геродот дает относительно точные описания образа жизни кочевников, находившихся в достаточно тесном контакте с греками, как, например, в его описании процесса погребения. Но он гораздо более расплывчат в подробностях о далеких племенах, где свидетельства, которые у него были, были слухами и переходили из рук в руки, как в его рассуждениях об агриппеях. Однако у него есть склонность преувеличивать или обобщать конкретные или уникальные наблюдения. Тем не менее, из сравнения с доступными в настоящее время археологическими свидетельствами становится ясно, что Геродот как этнограф чаще был прав, чем ошибался.

    Конечно, мы можем непосредственно оценить только те из его описаний, в которых зафиксированы артефакты, которые могут быть обнаружены археологами. Он дает другие виды этнолингвистической информации, такие как религиозные ритуалы и имена богов, методы ведения войны, социальные структуры, торговые пути и языковые группы. Хотя это невозможно проверить, вероятно, можно с уверенностью предположить, что Геродот так же точен в описании этих нематериальных культурных явлений, как и в описании артефактов, и что информация, которую он предлагает, достаточно точна во многих деталях. Мы должны, конечно, быть чрезвычайно осторожными в использовании такой этнолингвистической информации, так как она остается неподтвержденной. Однако тот факт, что Геродот предоставляет нам информацию, которую нельзя восстановить археологическими средствами, в дополнение к конкретным деталям, подобным тем, которые обсуждались выше, делает его сочинения особенно полезными. Безусловно, труд Геродота остается бесценным и сегодня.

    Заключение

    Медная кадильница на ножках, из кургана 2 на Пазырыке. Часть аппарата для курения гашиша. от Руденко, Ледяные Могилы , пл. 62А.

    В этой краткой статье нецелесообразно излагать сравнительный археологический материал по каждой главе геродотовского описания кочевников. Приведенные примеры типичны. Подводя итог, мы видим, что Геродот дает относительно точные описания образа жизни кочевников, находившихся в достаточно тесном контакте с греками, как, например, в его описании процесса погребения. Но он гораздо более расплывчат в подробностях о далеких племенах, где свидетельства, которые у него были, были слухами и переходили из рук в руки, как в его рассуждениях об агриппеях. Однако у него есть склонность преувеличивать или обобщать конкретные или уникальные наблюдения. Тем не менее, из сравнения с доступными в настоящее время археологическими свидетельствами становится ясно, что Геродот как этнограф чаще был прав, чем ошибался.

    Конечно, мы можем непосредственно оценить только те из его описаний, в которых зафиксированы артефакты, которые могут быть обнаружены археологами. Он дает другие виды этнолингвистической информации, такие как религиозные ритуалы и имена богов, методы ведения войны, социальные структуры, торговые пути и языковые группы. Хотя это невозможно проверить, вероятно, можно с уверенностью предположить, что Геродот так же точен в описании этих нематериальных культурных явлений, как и в описании артефактов, и что информация, которую он предлагает, достаточно точна во многих деталях. Мы должны, конечно, быть чрезвычайно осторожными в использовании такой этнолингвистической информации, так как она остается неподтвержденной. Однако тот факт, что Геродот предоставляет нам информацию, которую нельзя восстановить археологическими средствами, в дополнение к конкретным деталям, подобным тем, которые обсуждались выше, делает его сочинения особенно полезными. Безусловно, труд Геродота остается бесценным и сегодня.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *