Скандинавский бог тор: Бог Тор – кратко — Русская историческая библиотека

Тор Скандинавская мифология

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Тор («громовник»), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн. Название боевого молота бога, Мьёлльнир, могло некогда означать слово «молния». Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом – за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми. Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр («скрежещущий зубами») и Тангриснир («скрипящий зубами»).

Тор и великаны,
Мартен Эскиль Винге, 1890

Тор сражается с Ёрмунгандом,
художник Генрих Фюссли, 1789 год

В волшебное снаряжение Тора входили: молот (боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим.

Тор, Тюр и Хермод,
Говард Джонсон

Тор в бронзовой колеснице,
Говард Джонсон

Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал бог огня Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже. Примером этому – история с волшебным молотом Тора, похищенным великаном Трюмом. Новый хозяин в качестве выкупа запросил за молот ни много ни мало – руку богини плодородия Фрейи.

Локи уговорил Тора переодеться в платье Фрейи и вместо нее пойти к Трюму.

Несмотря на волчий аппетит «невесты», удививший жениха, «служанка» (это был Локи) представила «невесту» образцом девичьей скромности. Обрадованный Трюм передал Тору молот, а тот, избив великана, восстановил свою репутацию, слегка подмоченную фактом переодевания в женское платье.
Еще одно приключение Тора в стране великанов также связано с Локи. В земле людей, Мидгарде, Тор нанял слуг, Тьяльви и Рёскву, брата и сестру. Случилось это так. Поскольку козлы Тора служили источником неисчерпаемой пищи, на ночлегах громовник убивал и жарил их, оставляя нетронутыми только кости, а затем возвращал животных к жизни.

Тор Бог грома,
художник Артур Ракхэм

Во время обеда в крестьянском доме сын хозяина, Тьяльви, ослушался бога и, добираясь до костного мозга, разгрыз одну из костей. Наутро Тор волшебным молотом вернул козлов к жизни и заметил, что один из них охромел. Так, в качестве выкупа, Тьяльви и Рёсква навечно стали его слугами. Не доходя до Ётунхейма, Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква заночевали в огромном пустом доме.

Утром они поняли, что приняли за дом большой палец рукавицы великана по имени Скрюмир («огромный»). От ударов молота по голове спящий великан отмахивался, словно от упавшего сухого листа. Добравшись до стен Утгарда, путешественники были изумлены величиной крепости. Ее обитатели, великаны, устроили несколько состязаний, в которых Локи, Тор и Тьяльви не сумели победить. Сначала бог огня проиграл состязание кто быстрее ест; затем Тьяльви остался далеко позади в соревнованиях по бегу; Тор не смог осушить рог, наполненный хмельной влагой, поднять кошку и даже не сумел побороть Элли, «старую-престарую женщину». Покидая Утгард, Тор признал свое поражение, но предводитель великанов поведал ему, что все это – колдовство. Выяснилось, что Локи соревновался с огнем, Тьяльви – с собственной мыслью, а Тор пытался выпить океан, поднять в воздух мирового змея Ёрмунганда и побороть старость.

Тут Утгард внезапно исчез. Только тогда Тор понял, что Скрюмир и Утгард были иллюзиями, колдовством, к которому прибегли устрашенные великаны.

Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны. В день Рагнарёк Тор принял смерть от отпрыска Локи, змея Ёрмунганда. Громовник снес уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мертвой твари.

Тор — Бог Грома | Freinheim

Силен и страшен Тор громовержец. Самые могущественные великаны и свирепые чудовища, не в силах устоять против Тора и его молота Мьёльнира.

Кратко о Торе

Для тех, кто не хочет читать большие и интересные тексты, над которыми я так стараюсь, а просто заглянул за краткой, основной информацией:

  1. Тор — бог грома, сын Одина и богини земли Ёрд. Главный защитник всех богов и людей от великанов и чудищ.
  2. Тор передвигается на колеснице запряженной козлами Тангниостром и Тангрисниром.
  3. Носит Тор волшебный пояс силы — Мегингъёрд и железные рукавицы, которыми держит легендарный молот Мьёльнир.
  4. Во всём своём снаряжении, Тор считается неуязвимым.
  5. Со своей семьёй, бог грома живёт в Асгарде, в чертоге Бильскирнир что означает «Скрежет Молний».
  6. Женщины Тора: Златовласая Сив и великанша Ярнсакса.
  7. Дети Тора: Моди, Магни, Труд и Улль.
  8. Тор участвует во множестве событий скандинавской мифологии. В основном это походы в Ётунхейм — страну великанов.
  9. Во время походов, Тора часто сопровождает Локи, а также мальчик Тьялфи и его сестрёнка Рёсква.
  10. Когда наступит Рагнарёк — конец света, Тор сразиться с морским змеем — Ёрмунгандом и оба они погибнут. Так закончится история Тора — бога грома.

Здоровья тебе, друг. Рад видеть тебя здесь. И это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл. Я увлекаюсь историей мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой Северный дневник — Freinheim.

Тор — основной персонаж мифов и легенд древних скандинавов. Рыжебородый, участвует во многих мифах и историях. Как и все записи о главных богах, запись о Торе я откладывал долгое время, потому что боялся писать на такую объемную тему. Ибо записи даются мне тяжело.

Я пишу их долго и часто переделываю. Затем откладываю текст на несколько дней или недель. После возвращаюсь и переделываю снова. Некоторые тексты ждут месяцами — вроде этого. После публикации, я всё равно не успокаиваюсь — постоянно переписываю и дополняю. Многие мои записи преображаются уже после выхода в свет. Мои читатели уже к этому привыкли, но я считаю это непрофессиональным и постоянно работаю над собой.

Ну хватит отступлений, вот и пришло время для истории о боге грома Торе. Устраивайся поудобнее — будет интересно.

Рождение Тора

Начну историю Громовержца с его рождения. Много лет назад, во время великого урагана. Под раскаты грома и вспышки синих молний, родила богиня земли Ёрд сына, от верховного бога Одина. Тором назвали этого крепкого мальчика. И всякий знал, что в эту ночь родился бог грома.

Великий ураган — рождение Тора

Ураган был и правда великим, звери и птицы покидали свои норы и гнёзда, предчувствовали беду. Люди и великаны готовились к худшему. Даже боги тревожились в эту ночь. Настолько сильный был ветер, что в Мидгарде сносило крыши с домов. А многовековые деревья Ётунхейма ломались как хворостинки. Знаешь откуда взялись большие выжженные воронки, на полях и в лесах вокруг Асгарда? Это молния радовалась рождению Тора.

  • Ты спросишь меня, что за великаны? В скандинавской мифологии, вообще, каждый второй великан. Если хочешь узнать подробнее об этих существах, вот в этой записи — Ётуны скандинавские великаны — я подробно рассказываю читателям об этих жителях Ётунхейма.

И вот еще, пока мы не ушли далеко. Если ты путаешься в мирах, богах, богинях и существах скандинавской мифологии. Я хочу предложить тебе краткие удобные списки с небольшими описаниями. Я бережно составил их для удобства своих читателей.

  1. Девять миров
  2. Боги и богини
  3. Существа

В общем, ты наверное уже понял. Что у меня в дневнике очень много интересного и не только о скандинавской мифологии. Впереди будет еще лучше — ведь я только начал его вести. Ладно, что хотел — предложил. А теперь вернёмся к нашему богу грома.

Детство Тора

Ох как радовался великий Один своему сыну. Не было мальчика сильнее и красивее. Красивее, после Бальдра, разумеется. Но за всё нужно было платить. Тор рос капризным и задиристым, за что ему постоянно доставалось от отца. Любимым развлечением маленького громовержца было — ломать. Ломать всё что плохо лежит. Да и все что хорошо лежит. Да и вообще и лежит и стоит и висит тоже — Тор крушил всё.

Вся Асгардская мебель и домашняя утварь дрожала от страха, когда огневолосый карапуз забегал в дом, дико крича и размахивая дубинкой, которую он сделал из ножки очередной поверженной им скамьи или старого стула. Тор крушил и дубасил всё до чего дотягивался. Столы, тарелки, горшки и кувшины, домашних животных и своих сверстников. Даже во сне, щекастый задира размахивал кулаками, побеждая очередного великана.

Пока громовержец был маленький, его по очереди носили в зубах волки Одина Гери и Фреки. Присматривали они за Тором, оберегали от неприятностей. Если мальчик уползал слишком далеко, приносили обратно в дом.

Но Тор взрослел, становился тяжелее и сильнее, хотя куда еще больше. И даже два крупных волка не могли удержать его здоровенную хулиганскую задницу.

Однажды, Тор украл отцовское копьё — Гунгнир. И пока Один спал, Тор так сильно метнул копьё в дерево, что пробил его насквозь. Тут боги поняли — не будет воина лучше чем этот прямодушный юноша. Тренировать они начали будущего защитника Асгарда.

Тор во всём своём снаряжении. Довольно грозно, правда?

Как выглядит бог грома

Громадину эту ты ни с чем не спутаешь, разве что с сараем. Вымахал Тор в рыжебородого бугая.

Всё своё время Тор посвящал тяжелым тренировкам и боевым умениям. Ну а чем ему еще заниматься? Не цветочки же собирать, хотя каждому своё. Да, Бальдр?

  • Опять этот Бальдр, кто это такой? Поясню, для тех кто не знает. Бальдр — еще один сын Одина, бог весны и красоты. Самый завидный жених, и любимчик богов.

Нет Тору равных в силе и военном ремесле. Превосходит он всех богов и великанов в силе, даже своего отца Одина. Во всех девяти мирах нет ни одного существа, способного победить его. Все боятся грозного Тора.

В обыкновенные двери громовержец проходит только боком и то, постоянно задевая головой потолочные балки. Благо в Асгарде проходы широки, не все конечно. Но шире чем в Мидгарде — это точно.

Когда Тор злится или готовится к бою — глаза его горят синим пламенем, а воздух вокруг начинает искриться от вспышек молнии.

Тор защищает стену Асгарда

  • Знаменитая стена Асгарда была построена давным-давно великим строителем. Но это уже отдельная история, которую я рассказываю в записи о Слейпнире.

Оружие и предметы Тора

Никто так не любит оружие и доспехи как наш Тор. Как маленькая девочка, выбирает сладости, гуляя по деревенской ярмарке. Так Тор выбирает себе новый меч или шлем. Часто, громовержец пропадает в подземных мастерских Свартальвхейма. Подолгу рассматривая творения местных оружейников и бронников.

Вот тебе небольшое описание Свартальвхейма из моей записи о мирах скандинавской мифологии, чтобы было понятно, насколько там интересно погулять хорошему воину:

Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.

Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.

Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.

Много разного оружия и брони было у Тора. Но не сравнятся они с его легендарными волшебными предметами:

  1. Мьёльнир — основным и любимым оружием Тора является молот Мьёльнир. Который для него выковали братья-карлики Брок и Синдри, во время большого кузнечного спора. Самое мощное оружие в девяти мирах. Про его магические свойства и необычную короткую рукоять я обязательно расскажу тебе в отдельной записи — много интересного таит история молота.
  2. Мегингъёрд — носит бог грома волшебный пояс силы Мегингёрд. Пояс увеличивает и без того огромную силу Тора в два раза. Есть у меня и отдельная запись об истории пояса, почитай, если интересно.
  3. Рукавицы хватки — чтобы крепче держать свой молот, носит громовержец волшебные металлические рукавицы. Мертвой хваткой сжимают они оружие в руках носителя.

Роль Тора в мифологии

Знаешь, кто защищает и людей и богов от злых великанов и свирепых чудищ? Я думаю ты уже догадался. Тор — защитник Асгарда и Мидгарда. Как только боги чувствуют опасность — они зовут Тора.  Постоянно пропадет бог грома в походах против чудищ и великанов. Заработал Тор себе славу великого воина. Много раз побеждал он в сражениях. За это враги и боятся его.

Главные противники асов — это великаны Ётунхейма. Но даже самые большие и сильные из них, начинают дрожать при одном упоминании о боге грома и его молоте.

Тор победил короля великанов Хрунгнира, добыл огромный пивной котел гиганта Хюмира. На рыбалке с которым, смог поймать змея Ёрмунганда. Отмстил за украденный молот, проникнув в Ётунхейм — страну великанов, переодевшись в женщину. Много подвигов и деяний совершил Тор — бог грома.

Со временем, в своём дневнике, я с большим удовольствием расскажу тебе о всех подвигах Тора громовержца. Следи за новыми записями раздела северная мифология.

Тор сражается с Хрунгниром — королём великанов

Все деяния Тора

Как бы мне не хотелось, я не буду сейчас подробно рассказывать о всех подвигах и походах громовержца. Ибо этой записью можно было бы опоясать Мидгард. Сейчас я вкратце познакомлю тебя со всеми событиями, в которых бог грома принимал участие. Чтобы ты знал основы:

  1. Сокровища богов — Однажды, Локи украл у жены Тора — Сив, её волосы. Сердитый Тор заставил коварного Локи вернуть их, но Локи не может этого сделать, потому что срезал волосы с корнями. Хитрец просит помощи у мастеров карликов Свартальвхейма. Карлики делают для сив новые золотые волосы и еще пять волшебных предметов:
    1. Молот Тора Мьёльнир
    2. Копьё Одина Гунгнир
    3. Кольцо Одина Драупнир
    4. Корабль Скидбладнир
    5. Золотой вепрь для Фрейра
  2. Стена Асгарда — Безымянный великан притворяется строителем и на спор строит стену вокруг Асгарда. Если великан успевает в срок, то забирает солнце, луну и красавицу Фрею в жены. Но богам это не по нраву и они просят Локи превратиться в кобылу и отвлечь коня строителя. Который помогает таскать камни для стены. Локи так хорошо отвлекает, что после этой истории появляется на свет восьминогий жеребёнок — Слейпнир. Без коня строитель не успевает и проигрывает спор и впадает в ярость, показывая свои истинный великаний облик. Но тут то его и встречает Тор, только что вернувшийся из похода.
  3. Котёл Хюмира — Тор вместе с богом храбрости Тюром, отправляются за огромным котлом к великану Хюмиру и добывает его.
  4. Рыбалка Тора — Вместе с тем же великаном Хюмиром, Тор отправляется на рыбалку. Но вместо рыбы ловит морского змея Ёрмунганда. Начинает сражаться с ним но верёвка обрывается и змей уходит.
  5. Состязания с великанами — Тор вместе со своими спутниками отправляется в большой великаний город Утгард. Правитель города Утгард-Локи устраивает состязания для каждого из спутников и для самого Тора.
  6. Украденный Мьёльнир — Чтобы скрытно попасть в Ётунхейм и вернуть украденный молот. Локи переодевает Тора в невесту Фрейю для великана Трима, а сам превращается в её служанку. Асы обманывают великана и как только Тор получает Мьёльнир как свадебный подарок — убивает всех великанов на свадьбе.
  7. Бой с Гейррёдом — Как то раз, Локи попадает в плен к великану Гейррёду. Чтобы выкупить свободу, хитрец предлагает привести к Гейррёду ничего не подозревающего Тора без пояса силы и молота. Тор попадает в ловушку к великану, но справляется с опасностью и убивает Гейррёда голыми руками.
  8. Бой с Хрунгниром — После большого спора между богами и великанами. Тор выходит на бой с королём великанов Хрунгниром и побеждает его в сражении.

Дом и семья

Тор готовится к бою

На краю Асгарда, располагается туманное и грозное королевство, имя которому Трудхейм. В самом его центре, гордо стоит, задевая облака исполинский дворец Бильскирнир, в котором живёт бог грома и его семья.

Синие молнии вырезали Бильскирнир прямиком на вершине громадной горы. Древние каменные стены и мощные колонны держат на себе покои Тора. Ибо обычные деревянные чертоги, не выдерживают храпа, спящего Громовержца. В его просторных и высоких залах и тренируется  Тор.

Любит Тор искренне и навсегда. Всем смертным нужно брать с него пример. Всего было у него две женщины — златовласая богиня Сив и великанша Ярнсакса.

Детишки от Сив:

  • Труд — сильная девушка-воительница. Такая же рыжеволосая и задиристая как Тор, любит метать копья во всё что движется, ну и конечно же вкусно поесть. Не дочь, а мечта.
  • Моди — бог воинской ярости. Когда кто-то начинает дико кричать и плохо себя вести, ему говорят: «В тебя что вселился Моди? А ну ка выплюнь».
  • Улль — нет на свете лыжника быстрее и искуснее, чем Улль. Говорят, что именно он изобрёл первые лыжи и сани, а затем подарил их людям. Потому что добрый был. А еще, даже на ходу, он мог попасть из лука в летящую снежинку.

Сынок Ярнсаксы:

  • Магни — сильный наследник молота Мьёльнира. Здоровенный, как его отец. Именно Магни вытащил Тора из под тела убитого им великана Хрунгнира. Когда громовержца придавило великаньим трупом.

Спутники Тора

  1. В свои путешествия, Тор отправляется в колеснице запряженной двумя горными козлами Тангниостром и Тангрисниром. Скачут козлы по небу, словно по земле. Когда Тор голоден — он убивает и съедает своих козлов. А затем возрождает их силой молота Мьёльнира. Удобно, не правда ли? Какая экономия. Скандинавские боги ерунды не придумают.
  2. Мальчик Тьяльфи — самый быстрый и ловкий юноша путешествует вместе с Тором. Тьяльфи попал в служение к Тору по своей вине. Но это уже другая история.
  3. Ну и куда же без Локи? Как только Тор начинает собираться в очередной поход, где-нибудь рядом появляется пьяница Локи и напрашивается в помощники. Да только все беды в девяти мирах по его вине происходят.

Смерть бога грома

Во время Рагнарёка — гибели богов. Когда силы света и тьмы сойдутся в последней битве. Тор будет биться с мировым змеем Ёрмунгандом. Победив змея, громовержец погибнет в реках яда которые польются из умирающего чудовища. Так и закончится история Тора.

Тор плывёт в гости к морскому змею Ёрмунганду

Культ Тора в Скандинавии

Давным-давно, в средневековой Скандинавии, Тор, вместе с Одином и Фрейром был одним из трех главных языческих божеств. Бородатые скандинавы, считали Тора богом плодородия и защиты. Поэтому именно символ тора — Мьёльнир и носили язычники у себя на шее. Чтобы защищал от напастей.

Главным божеством, без сомнения был Один, но недолго. Со временем, образ прямодушного и сильного бога громовержца стал более простым и понятным для большинства людей. В отличии от таинственного образа Одина — многоликого и хитрого колдуна и шамана. И Тор постепенно сместил Одина и стал самым популярным богом в скандинавском язычестве.

  • Если долго всматриваться в тёмное небо, во время грозы. Можно увидеть, как Тор громовержец, бьёт свои молотом по каменной наковальне.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось, заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Запись украшают работы художников:

  1. Conor Burke — Thor commission
  2. Alvaro Estrada — The Tempest’s Face
  3. Alvaro Estrada — Defender of the Mighty wall
  4. Alvaro Estrada — Fierce attack
  5. Unknown — Thor
  6. Alex Alice — Sea Monster

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера и его мифологии.

Тор — Энциклопедия всемирной истории

Тор (древнескандинавский: Торр) — скандинавский бог грома, неба и земледелия. Он сын Одина, вождя богов, супруга Одина Йорд (Земля) и муж богини плодородия Сиф, которая является матерью его сына Моди и дочери Труд; его другой сын, Магни, может быть от союза с великаншей Джарнсакса.

Тор был защитником Асгарда, царства богов, и Мидгарда, царства людей, и в первую очередь ассоциируется с защитой великими боевыми подвигами при убийстве гигантов. Фактически, в большинстве сказок о Торе он сталкивается с великаном или со своим заклятым врагом Змеем Мидгарда (Ёрмунганд, «огромный монстр»), чудовищным змеем, который извивается и извивается по всему миру. Как и почти все скандинавские боги, Тор обречен на смерть при Рагнарёке, конце мира и сумерках богов, но падает только после того, как убьет великого змея своим могущественным молотом Мьёльниром, умирая от его яда; его сыновья Магни и Моди пережили Рагнарёк вместе с небольшим количеством других богов и унаследовали его молот, который они используют для восстановления порядка.

Удалить рекламу

Реклама

Он развился из более раннего германского бога Донара и стал самым популярным божеством скандинавского пантеона. Тор продолжает оставаться популярным богом и в наши дни, а современные английские и немецкие слова, обозначающие пятый день недели — четверг и Donnerstag — оба намекают на Тора/Донара («День Тора»/«День Донара»). ). Считалось, что он правил небом из своей земли Трудвангр («Поле Силы» или «Равнины Силы»), где он построил свой великий зал Билскирнир, дворец из 540 комнат.

Тор вырвется из своего большого зала на своей колеснице, запряженной двумя козлами, которых можно убить и съесть, а затем оживить на следующий день, если их кости останутся целыми.

Популярность Тора достигла своего апогея в эпоху викингов (ок. 790-1100), когда он считался величайшим соперником Христа, когда, примерно с 10 века, христианство было введено в Скандинавию. Больше амулетов и амулетов молота Тора относится к периоду, когда христианство и скандинавская религия враждовали, чем к любому другому периоду. Христианство окончательно возобладало, и к XII веку культ Тора постепенно был заменен новой религией.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Функции

Тор функционировал прежде всего как бог-защитник, хотя рассказы о нем также объясняли природные явления, тем самым связывая его с этиологическим типом мифа (тот, который объясняет, как возник какой-то аспект жизни). Говорят, что он вырвался из своего большого зала на своей колеснице, запряженной двумя козлами — Таннгнйостром (Зубастом) и Таннгрисниром (Рычащим Зубом), которых бог мог убить и съесть, а затем воскресить на следующий день. пока их кости оставались целыми. Рев грома был грохотом колес колесницы Тора по небесному своду, и, в другой истории, ему приписывают создание приливов.

Однако по большей части его призывали для защиты и решения проблем. Ученый Пребен Меуленграхт Соренсен комментирует, что Тор «был повелителем грома и молнии, бури и дождя, хорошей погоды и урожая, а также язычников, приносимых ему в жертву, когда им угрожал голод или болезнь» (Сойер, 203). У него было три волшебных предмета, которые помогали ему защищать Асгард и Мидгард: его молот Мьёлльнир, его пояс силы Мегингьёрд (который удваивал его силу, когда он носил его) и его большие железные перчатки, которые ему были нужны, чтобы владеть своим молотом.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Тор сражается с гигантами

Мортен Эскил Винге (общественное достояние)

Тора призывали для заключения деловых контрактов и освящения браков, для изобилия в сельском хозяйстве, для защиты во время путешествий (особенно в море) и для победы в битвах, но, кажется, его призывали всякий раз, когда возникала какая-либо необходимость. Примечания Соренсена:

Отношения с языческими богами были своего рода дружбой, договором, по которому человек приносил жертвы богам и взамен имел право на их поддержку… примерно через 900, верил во Христа, но призывал Тора, когда терпел бедствие в море. Он также попросил Тора показать ему, где построить его новую ферму, но назвал ее в честь Христа. (Сойер, 223)

Принятие христианства в Скандинавии поначалу не уменьшило значения Тора в жизни людей. К богу продолжали призывать на протяжении большей части эпохи викингов, о чем свидетельствуют не только амулеты и обереги, упомянутые выше, но и гравюры, изображения, скульптуры и истории, которые продолжали рассказывать о нем.

Удалить рекламу

Реклама

Атрибуты и персонаж

ТОР БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ БОГОМ ВОИНА ВИКИНГОВ: ЕГО СИЛА И ПРЯМОЙ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМЫ, ОБРАЩАЕМЫЕ В РАЗНОМ СОЦИАЛЬНОМ КЛАССЕ ЭПОХИ ВИКИНГОВ.

Во всех этих историях атрибутами Тора являются его три ранее упомянутых магических предмета – молот Мьёлльнир, пояс Мегингьорд и его железные перчатки, из которых Мьёлльнир является наиболее характерным, – а также эта колесница, запряжённая козами. Эти предметы украшают большую силу Тора, которая является его главной чертой, а еще Тор обладает вспыльчивостью и проявляет нетерпение к следованию чужим правилам.

Он никогда не изображается как тонкое или осторожное божество и предпочитает прямое действие обсуждению или планированию в решении любой проблемы. Тор совершенно лишен коварства или способности обманывать и поэтому не может распознать эти качества в других; в результате его часто обманывают магические заклинания или существа, меняющие форму, которые заставляют вещи казаться не такими, какие они есть.

Вопреки популярному в наши дни образу Тора из комиксов и фильмов Marvel, он не был братом Локи и никогда не изображался чисто выбритым или светловолосым, за исключением главы 3 из 9.0011 Прозаическая Эдда (составлена ​​около 1220 г.), мифография более ранних скандинавских мифов, переработанная исландцем Снорри Стурлусоном в одно структурированное изложение, написанное в христианском контексте. В других местах и ​​почти на каждом изображении Тор всегда показан с длинными рыжими волосами и большой бородой, часто как будто он не бросается в бой с гигантами или не убивает гномов, не останавливаясь, чтобы рассмотреть альтернативы насилию. Он тесно связан с водой во многих мифах и изображается гребущим дальше в море, чем другие, а также пересекающим опасные реки — оба аспекта его роли бога-защитника, который стирает границы или идет перед верующим в качестве проводника. .

Удалить рекламу

Реклама

Скандинавы эпохи викингов особо почитали Тора не только как проводника по морям и защитника от бурь, но и как чемпиона в битвах. Ученый Х. Р. Эллис Дэвидсон пишет:

Из всех богов именно Тор кажется характерным героем бурного мира викингов. Бородатый, откровенный, неукротимый, полный энергии и азарта, он полагается на свою сильную правую руку и простое оружие. Он шагает через северное царство богов, подходящий символ для человека действия. (74)

Однако

Тор был не просто любимым богом воинов-викингов, поскольку его сила и прямое реагирование на любую проблему были одинаково привлекательными для всех социальных классов эпохи викингов. Домохозяйка могла обратиться к Тору за помощью в решении домашних проблем так же, как фермер, ткач или пивовар со своими собственными трудностями, и, о чем свидетельствует его популярность, Тор помогал им. Таким образом, Тор стал скандинавским богом каждого человека; здравомыслящее, серьезное божество, к которому каждый мог относиться и на которого мог положиться каждый.

Амулет Молот Тора

Гуннар Кройц (CC BY-SA)

Мифы, связанные с Тором

Истории, в которых фигурирует бог, кроме того, что отмечают его силу и нетерпение к задержкам, все подчеркивают его надежность. Даже когда Тор обманут наших перехитривших, его прошлые победы и уверенность в будущих триумфах оправдывают его; он может не выиграть битву, но в конце концов выиграет войну. Эта концепция ясно объяснена в главе 44 Прозаической Эдды , когда рассказчик Хай отвечает на вопрос о победах Тора:

Удалить рекламу

Реклама

Хотя некоторые вещи из-за своей мощи или силы помешали Тору победить, нет нужды рассказывать о них, хотя бы потому, что всем следует иметь в виду, что есть так много примеров, где Тор был самым могущественным. (53)

Несмотря на то, что Хай утверждает, что истории, в которых Тор не побеждает, не стоят того, чтобы их рассказывали, некоторые из них являются одними из самых известных. Один из них связан с замком великана Утгарда-Локи и тремя розыгрышами Тора. Тор часто путешествовал со своим слугой-человеком Тьяльфи или с Локи, но в этом путешествии его сопровождали оба. В лесу они встречают гиганта по имени Скримир, который предлагает нести мешок с едой, но завязывает его так крепко, что Тор не может его открыть. Трижды Тор атакует Скрюмира своим молотом, пока великан спит, но безрезультатно; каждый раз Скримир просыпается и спрашивает, не упал ли ему на голову лист или желудь.

Скандинавская аудитория, развлекающаяся историями о том, как Тора обманывают и предают, получила бы утешительное сообщение: даже у Тора могут быть плохие дни.

После того, как Скрюмир покидает их, все трое прибывают в цитадель гиганта Утгарда-Локи, который насмехается над ними за то, что они такие маленькие, и говорит им, что, если они хотят остаться, они должны участвовать в соревнованиях, которые показывают их ценность. Локи предлагает соревноваться в еде быстрее всех и противостоит Логи из двора Утгарда-Локи. Локи съедает все мясо в корыте, а Логи ест мясо, кости и само корыто; поэтому Логи объявляется победителем. Далее Тьяльфи предлагает участвовать в гонке и трижды проигрывает своему противнику Хуги.

Когда наступает очередь Тора, он выбирает соревнование по выпивке, и Утгарда-Локи предлагает ему большой рог. Тор выпивает три раза, но не может опорожнить рог. Утгарда-Локи издевается над ним и предлагает ему поднять с пола большого серого кота; Тору удается поднять его только так, чтобы одна лапа была в воздухе. В очередной раз Утгарда-Локи издевается над Тором и говорит, что, возможно, он сможет победить в борьбе со старухой — своей няней Элли. Тор и Элли борются через холл, пока Тор, наконец, не оказывается на одном колене. В этот момент Утгарда-Локи прекращает состязания и позволяет троим провести ночь.

На следующее утро Утгарда-Локи выезжает из замка с Тором и его товарищами и раскрывает правду о последних днях. Сначала он говорит им, что был Скримиром в лесу и что он обманывал Тора каждый раз, когда Тор ударял его; На самом деле Тор наносил удары по горам, вершины которых теперь сровнялись с землей от каждого удара. Как только они оказались в замке, обман продолжился, поскольку противник Локи в соревновании по поеданию на самом деле был лесным огнем, который сжег мясо, кости и деревянное корыто, в то время как противник Тьяльфи в гонке считался летящим быстрее, чем чьи-либо ноги.

Тор, замаскированный под Фрейю

Хаукурт (общественное достояние)

В случае состязания Тора, объясняет Утгарда-Локи, дно рога для питья было в море, так что, сколько бы Тор ни пил, он никогда не смог бы его опустошить. Однако ему удалось выпить так много, что уровень моря упал, и теперь Тор создал приливы. Серый кот на самом деле был змеем Мидгарда, который окружает мир, и тот факт, что Тору удалось поднять его так высоко, был невероятным. Наконец, старуха, с которой он боролся, была самой старостью, которую никто не может победить, и Утгарда-Локи говорит, как все были впечатлены и трепетали, когда Тора заставили опуститься только на одно колено.

Тор отвечает на эту речь, вытаскивая свой молот, чтобы разбить череп Утгарды-Локи, но великан исчез, как и его крепость. Тор и его товарищи покидают землю гиганта, но Тор клянется отомстить Змею Мидгарда за то, что он смог противостоять ему. Вскоре после этого он идет на рыбалку с гигантом Химиром и ловит змея, но Химир, боясь утонуть, поскольку битва Тора со зверем угрожает их лодке, перерезает леску. Змей Мидгарда убегает, и Тор, сбросив Хюмира за борт, выходит на берег.

Ни одна из этих историй не показывает Тора в лучшем виде, потому что он обманут в первой и предан, так же, как он собирался затащить змея в корабль, во второй. Однако он остается героической фигурой, потому что его недостатки не являются его собственной ошибкой. Никто не смог бы лучше противостоять магии Утгарды-Локи, и никто не может предсказать, что может сделать товарищ в момент кризиса. В другой популярной сказке гиганты украли молот Тора, и он должен замаскироваться под богиню Фрейю и притвориться невестой великана, чтобы вернуть его. Скандинавская аудитория была бы развлечена этими историями, но также получила бы утешительное сообщение: даже у Тора могут быть плохие дни.

Рунический камень викингов (Санда, Швеция)

Эмма Грюневельд (авторское право)

Культ Тора

Такого рода заверения, которые давал Тор, породили его популярный культ. Очень мало известно об особенностях поклонения Тору из-за характера скандинавской религии, в которой не было письменных писаний или официальной литургии, но, как уже отмечалось, о его популярности свидетельствует количество амулетов, гравюр и других намеков на него. Соренсен комментирует культ Тора и скандинавские религиозные обычаи в целом, написав:

Важнейшее различие между языческим и христианским культом заключалось в том, что языческие культы не имели регулярной организации христианской церкви. Религия не была отдельным институтом с особыми храмами и священниками. Он был частью обычной жизни и поддерживался отдельными членами общества, то есть йоменами и домохозяйками, а ритуалы совершались в домах земледельцев и вождей. (Сойер, 213)

Однако из этого общего правила, похоже, есть исключения, поскольку более поздние авторы упоминают храмы Тора. Самым известным из них был храм Уппсалы в Швеции, посвященный поклонению Фрейру, Одину и Тору. По сообщению Адама Бременского (ок. 1050–1085), в 9 в.0011 Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum , в этом храме каждые девять лет приносились жертвы, в ходе которых самцов каждого вида убивали и подвешивали на деревьях в священной роще. Хотя рассказ Адама был оспорен как слух и как ненадежный, кажется вероятным, что в Упсале, а также в других местах имели место какие-то ритуальные жертвоприношения. Комментарии Дэвидсона:

Говорят, что фигура бога с его молотом стояла во многих храмах в конце языческого периода. Мы чаще слышим об изображениях Тора, чем об изображениях других богов, и когда он делил храм с другими божествами, обычно говорят, что он занимал почетное место. Упоминаются богатые одежды, и говорят, что ему приносили в жертву мясо и хлеб в его храмах в Норвегии. Его почитатели будут искать руководства у образа Тора, когда придет время принять какое-то трудное решение (75)

Все эти храмы были разрушены, когда христианство восторжествовало над скандинавскими языческими верованиями. Дэвидсон рассказывает историю о печально известном норвежском короле Олафе Трюггвасоне (годы правления 995–1000), который насильно обратил свое королевство в христианство с помощью насилия и пыток, разрушив храм после того, как ему показали, как действует статуя Тора (она двигалась). Дэвидсон цитирует описание статуи из исландской рукописи Flateyjarbók (ок. 1394 г.), сборника более ранних работ о скандинавских вождях, в котором подчеркивается величие статуи Тора:

Тор сидел посередине. Он был самым почитаемым. Он был огромен и весь украшен золотом и серебром. Тора усадили в колесницу; он был очень великолепен. Перед ним были запряжены две козы, очень хорошо выкованные. И машина, и козы ехали на колесах. Веревка вокруг рогов козлов была сделана из скрученного серебра, и вся работа была сделана с исключительным мастерством. (76)

Кажется, что эта статуя двигалась, когда кто-то тянул за веревку вокруг рогов, и при этом издавал звук, похожий на гром. Дэвидсон продолжает:

Скегги, человек, который привел Олафа Трюггвасона в храм, чтобы увидеть Тора, убедил его натянуть веревку вокруг козлов, и когда он это сделал, козы легко пошли вперед. После этого Скегги заявил, что король оказал услугу богу, и Олав, что неудивительно, рассердился и призвал своих людей разрушить идолов, а сам сбил Тора с колесницы. Подразумевается, что буксировка хорошо смазанной колесницы была частью ритуала в честь Тора. (76)

Амулеты с изображением молота Тора соперничали с амулетами с христианскими крестами, поскольку скандинавская религия изо всех сил пыталась выстоять против посягательств новой веры, которая казалась противоположной всем ценностям, воплощенным Тором. Те самые качества, которые сделали Тора таким популярным богом, были очернены новой религией, которая, по крайней мере теоретически, поощряла мирное разрешение конфликтов и размышления перед действием.

Несмотря на то, что христианские короли, такие как Олаф Трюггвасон, обратили больше людей горящими углями и сталью, чем теологическими аргументами, идеалы христианства не оставляли места для бога, такого как Тор, и его поклонники либо умерли, сопротивляясь обращению в христианство, либо приняли новую веру и забыли о нем. . К 12 веку н.э. культ Тора стал воспоминанием, и церкви стояли там, где были его храмы.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Скандинавская мифология для умных людей

«Битва Тора с великанами» Мортена Эскила Винге (1872 г.) , «Гром» [1] ) — одна из самых выдающихся фигур скандинавской мифологии. Он был главным богом всех ветвей германских народов до их обращения в христианство, хотя достиг пика своей популярности среди скандинавов поздней эпохи викингов.

Бог-воин Par Excellence

Тор, мускулистый бог грома, является архетипом верного и благородного воина, идеалом, к которому стремился средний человеческий воин. Он неутомимый защитник богов асов и их крепости Асгард от посягательств великанов, которые обычно (хотя и далеко не всегда) являются врагами богов.

Никто не подходит для этой задачи лучше, чем Тор. Его мужество и чувство долга непоколебимы, а физическая сила практически не имеет себе равных. У него даже есть безымянный пояс силы (древнескандинавский megingjarðar ), что делает его силу вдвойне грозной, когда он носит пояс. Однако его самым известным достоянием является молот Мьёльнир («Молния» [2] ). Лишь изредка он куда-то ходит без него. Для языческих скандинавов, так же как гром был воплощением Тора, молния была воплощением его молота, убивающего великанов, когда он ехал по небу в своей запряженной козами колеснице. (Конечно, они не верили, что он физически ехал в колеснице, запряженной козами — как и все остальное в германской мифологии, это символ, используемый для выражения невидимой реальности, по образцу которой воспринимается материальный мир.)

Главный враг Тора — Ёрмунганд, огромный морской змей, окружающий Мидгард, мир человеческой цивилизации. В одном из мифов он пытается вытащить Ёрмунганда из океана во время рыбалки, и его останавливают только тогда, когда его гигантский товарищ от страха перерезает леску. Однако Тор и Ёрмунганд наконец сталкиваются друг с другом во время Рагнарока, когда они положили конец друг другу.

Учитывая его неустанную защиту упорядоченного космоса дохристианской Северной Европы от сил хаоса, разрушения и энтропии, представленных гигантами, несколько иронично, что сам Тор является гигантом на три четверти. Его отец, Один, наполовину великан, а его мать, которую по-разному называют Йорд (древнескандинавское «Земля»), Хлёдин или Фьёргин, имеет исключительно гигантское происхождение. Однако такая родословная очень распространена среди богов и показывает, что отношения между богами и великанами, какими бы напряженными и полными раздора они ни были, не могут быть сведены к 9.0011 просто вражда.

Освящение

Его деятельность на божественном плане отражалась в его деятельности на человеческом плане (Мидгард), где к нему обращались нуждающиеся в защите, утешении, благословении и освящении мест, вещей, и события. Многочисленные сохранившиеся рунические надписи призывают его освятить слова и их предназначение, [3] и именно его призывали освящать свадьбы. [4] (Доказательства этого сохранились, среди прочего, в сказке о Торе, переодетом в невесту.) Первые исландские поселенцы умоляли его освятить их участок земли, прежде чем они будут строить здания или сажать урожай. [5]

Молот Тора можно было использовать как для освящения, так и для разрушения – и, по сути, эти два свойства были одним и тем же, поскольку любое очищение обязательно включает в себя изгнание враждебных сил или стихий. . Благословение свадеб, например, производилось с помощью его молота. Однако, пожалуй, самым поразительным примером этого является его способность убивать и есть козлов, которые управляют его колесницей, собирать их кости вместе в их шкурах, благословлять шкуры молотком и возвращать животных к жизни, как здоровых и жизненно важно, как прежде. [6]

Плодородие и сельское хозяйство. уже было предложено его благословением земель, на которых поселились первые исландцы). Это было еще одним расширением его роли бога неба, особенно связанным с дождем, который позволяет выращивать урожай. Как отмечает немецкий историк XI века Адам Бременский, «Говорят, Тор правит воздухом, который управляет громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем». [7] Его редко упоминаемая жена, Сиф, прежде всего известна своими золотыми волосами, которые, несомненно, являются символом пшеничных полей. Таким образом, их брак является примером того, что историки религии называют «иерогамией» (божественным браком), который, особенно у индоевропейских народов, обычно происходит между богом неба и богиней земли. Плодородие земли и сопутствующее ему процветание народа есть результат полового союза неба и земли. [8]

Роль Тора в социальном мире эпохи викингов

Благодаря археологическим свидетельствам почитание Тора можно проследить до бронзового века, [9] , и его культ претерпел многочисленные изменения во времени и пространстве. . Однако одна из особенностей, которая оставалась неизменной от бронзового века до эпохи викингов, — это роль Тора как главного божества второго класса или «функция» трехуровневой социальной иерархии традиционного европейского общества — функция воинов. и военная мощь. (Первая функция была функцией правителей и суверенитета, а третья — функцией земледельцев и плодородия.) [10]

Тор, по-видимому, всегда был тесно связан как с третьей функцией, так и со второй, и в эпоху викингов, во время великой социальной неразберихи и нововведений, эта связь с третьей функцией, по-видимому, исчезла. укрепился еще больше. Это сделало его главным богом простых людей в Скандинавии и колониях викингов. [11]

Эту роль можно прояснить, сравнив Тора с богом, который фактически был его функциональной противоположностью: Одином. Один был главным божеством, к которому обращались правители, изгои и «элита» всех мастей. Основные ценности Одина довольно редки: экстаз, знание, магическая сила и творческая свобода. Они резко контрастируют с более домашними достоинствами Тора. Эдды и саги изображают отношения между двумя богами в результате часто непростыми. В какой-то момент Один насмехается над Тором: «Один — дворяне, павшие в битве, а Тор — рабы». [12] В другом эпизоде ​​Один благословляет своего любимого героя, Старкадра, и каждое благословение сопровождается проклятием Тора. В наиболее показательном примере Один дарует Старкадру благосклонность знати и правителей, в то время как Тор заявляет, что простые люди всегда будут презирать его. [13]

Из-за демографических сдвигов, в результате которых вторая и третья функции стали в значительной степени неотличимы друг от друга, известность Тора, похоже, увеличилась за счет Одина на протяжении всей эпохи викингов (ок. 79 г.).3-1000 г. н.э.). Источники позднего периода описывают Тора как передового из всех асов, [14] утверждение, которое было бы довольно нелепым до эпохи викингов, когда Один и его англо-саксонские и континентальные эквиваленты занимали это положение.

Нигде эта тенденция не была так ярко выражена, как в Исландии, которая первоначально была заселена в девятом веке колонистами-земледельцами, спасавшимися от того, что они считали деспотичным и произвольным правлением поклоняющегося Одину норвежского короля. Саги изобилуют примерами пылкого почитания Тора среди исландцев, а в 9 в.0011 Landnámabók , исландская «Книга поселений», примерно четверть из четырех тысяч человек, упомянутых в повествовании, имеют имя Тора или явный намек на него где-то в своих именах. [15] Известный древнескандинавский ученый Э.О.Г. Турвиль-Петре превосходно резюмирует: «В этих [исландских источниках поздней эпохи викингов] Тор фигурирует не только как главный бог поселенцев, но также как покровитель и защитник самого поселения, его стабильности и закона». [16]

Есть еще одна причина всплеска поклонения Тору в эпоху викингов. Когда христианство впервые достигло Скандинавии и колоний викингов, люди терпели культ нового бога так же, как они терпели культ любого другого бога. Однако, когда стало ясно, что христиане вовсе не собирались распространять эту же терпимость на тех, кто продолжал придерживаться поклонения старым богам, а вместо этого хотели искоренить традиционную религию Северной Европы и сопутствующий ей образ жизни и заменить это с чужой религией, северные европейцы отомстили. А кто лучше Тора защитит свой традиционный образ жизни и мировоззрение от враждебных, вторгающихся сил? Одной из многих сфер жизни, в которой проявлялась эта борьба, и одной из наиболее легко прослеживаемых методами современной антропологии, была одежда. В противовес амулетам-крестам, которые христиане носили на шее, те, кто продолжал следовать старым обычаям, стали носить на шее миниатюрные молоты Тора. Археологические находки этих подвесок-молотов сосредоточены именно в тех районах, где христианское влияние было наиболее выраженным. [17] Хотя в конечном счете они обречены, их усилия по сохранению традиций предков, без сомнения, получили пользу от божественного покровителя, на которого они могли смотреть как на образец.

Ищете дополнительную информацию о скандинавской мифологии и религии? В то время как этот сайт представляет собой полное введение в тему онлайн , моя книга Дух викингов представляет собой окончательное введение в скандинавскую мифологию и религию периода . Я также составил популярный список из 10 лучших книг по скандинавской мифологии, который, вероятно, поможет вам в ваших поисках.

Ссылки:

[1] Орел, Владимир. 2003. Справочник по германской этимологии. п. 429.

[2] Турвиль-Петре, Э.О.Г. 1964. Миф и религия Севера: религия древней Скандинавии. п. 81.

[3] Там же. п. 82-83.

[4] Там же. п. 81.

[5] Эллис-Дэвидсон, Хильда Родерик. 1964. Боги и мифы Северной Европы. п. 84.

[6] Снорри Стурлусон. Прозаическая Эдда. Gylfaginning 44.

[7] Адам Бременский. в. 1080. История архиепископов Гамбург-Бремена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *