Сизифов труд миф – краткое содержание. Сизифов труд в Древней Греции

краткое содержание. Сизифов труд в Древней Греции

Среди мифов Древней Греции, одним из самых известных является миф о Сизифе — царе, обманувшем богов. Но не одно деяние не остается без наказания, когда дело касается властителей Олимпа, и царь Сизиф получил свою кару, обреченный на вечный «сизифов труд».

 

 

Краткое содержание мифа о Сизифе

Жестокой каре подвергнут коринфский царь Сизиф. Когда-то он осмелился обмануть самого Зевса. Разгневанный бог послал за ним Смерть. Но хитрый Сизиф устроил Смерти почетную встречу и пригласил ее к столу. Когда она уселась, он привязал ее к сиденью, а затем крепко запер. С того момента никто в мире не умирал, больные мучились и напрасно просили, чтобы смерть прекратила их страдания. В городах и деревнях быстро увеличивалось число стариков. Сам Гадес удивлялся, почему так долго никто не является в подземное царство, и послал узнать, куда подевалась Смерть. Когда ее нашли, могучий бог Арес выпустил Смерть на свободу и первым отдал ей Сизифа, с тем чтобы она отвела его в преисподнюю. Но и в этот раз верх взяли изворотливость и коварство Сизифа.

 

Приказал он своей жене не предавать его тело земле и не совершать никаких погребальных обрядов. Оказавшись после этого в подземном царстве, Сизиф начал жаловаться на жену — просить позволения выйти наверх, дабы он мог наказать ее. С помощью лести и заискивания Сизиф в конце концов уговорил жену Гадеса – Персефону, разрешить ему вернуться на три дня домой. Но Сизифу куда больше нравилось находиться на белом свете, чем в подземелье, поэтому он и не думал возвращаться. Пришлось явиться за ним самому богу Гермесу и насильно доставить обратно в преисподнюю.

 

За последние две уловки и за обманы, совершенные ранее, он понес тяжкое наказание. Сизиф осужден вкатывать на крутую гору огромный камень. По всему подземному царству слышимо его тяжелое дыхание. Пот ручьями стекает по его лицу. И в тот момент, когда уже близка вершина горы, и можно вскоре присесть отдохнуть, камень вырывается из рук и скатывается вниз. Приходится Сизифу бежать вслед за ним и вновь толкать его в гору. И так изо дня в день. Никогда не кончается тяжелый, но напрасный Сизифов труд.

historitime.ru

Сизиф — Мифы Древней Греции

Подробности
Категория: Мифы Древней Греции

Сизиф (миф древней Греции)


Жил в те времена в Греции один хитрый и изворотливый герой по имени Сизиф, сын бога Эола, повелителя всех ветров. Никто из смертных не мог сравняться с ним в хитрости и коварстве. Да что там смертные – могущественные боги и те попадали впросак, когда имели дело с Сизифом. Он не убоялся даже самого Зевса, всесильного громовержца. Зевс любил похищать красивых девушек и часто занимался этим. И вот однажды он похитил прекрасную Энгину, одну из 12 дочерей речного бога Асона. Сизиф увидел, как громовержец уносил девушку, и сообщил об этом ее отцу. Он даже указал место, где Зевс спрятал ее. В обмен за это Сизиф потребовал, чтобы Асон дал воду из своей реки для нового города Эфира, который он в то время основал. Потом этот город стал называться Коринфом, а Сизиф стал царем Коринфа.

Рассерженный Асон бросился вдогонку за похитителем. Он затопил водами все места, где бывал Зевс, речные потоки залили все пещеры и гроты, поля и луга. Погибали животные, люди спасались от наводнения только на высоких вершинах гор. Асон, конечно, ничем не мог повредить Зевсу. Наоборот, он только разозлил его. Разгневанный Зевс метнул свои сверкающие молнии, и Асон сдался, он вернул речные воды в их русла и опять стал послушным и сговорчивым. Но и Сизифу досталось от Зевса, ведь громовержец знал, кто настроил против него Асона.
Позвал Зевс богиню смерти Танатос и велел ей идти к Сизифу и забрать его в царство мертвых. Спустилась Танатос на землю и пришла в Коринф во дворец Сизифа. Она застала его за трапезой и предложила идти за ней.
– Хорошо, хорошо, – сразу же согласился хитрый Сизиф. – Позволь мне только пойти отдать последние распоряжения своей жене и детям.

Согласилась Танатос подождать Сизифа, и пока она оставалась в комнате, Сизиф собрал всех городских кузнецов и велел им встать за дверью.
– Теперь пойдем, я все сделал, – грустно сказал Сизиф, входя в комнату.
Но только они вышли за дверь, как кузнецы схватили Танатос и заковали ее в крепкие оковы.
Прошел год, другой, третий уже на исходе. Забеспокоился Аид. Перестали умирать люди, не приходят больше их души в царство мертвых. Примчался он в своей крылатой колеснице к Зевсу и потребовал у него навести порядок на земле, чтобы все шло как положено. Чтобы люди не только рождались, но и умирали.
Зевс послал к Сизифу бога войны, жестокого Ареса. Арес освободил Танатос из оков, и первой ее жертвой стал, конечно, Сизиф. Она исторгла его душу и увела в царство мертвых. Но и там ловкий Сизиф сумел обмануть богов и единственный из всех смертных вернулся на землю.
Еще тогда, в своей первой жизни, когда Сизиф понял, что ему все-таки придется отправиться к Аиду, он предупредил свою жену, чтобы она не устраивала ему погребение и не приносила жертвы подземным богам. Жена послушалась своего мужа и ничего этого не сделала. Ждали-ждали Аид с Персефоной, когда же им принесут жертвы по Сизифу, и не дождались. Тогда пришел Сизиф к Персефоне и говорит ей:
– О великодушная и всемогущая богиня, уговори Аида отпустить меня на землю. Моя жена нарушила священный обет и не принесла жертвы вам, бессмертным и всемогущим богам. Я должен строго наказать ее. Как только я это сделаю, сразу же вернусь сюда. Признаться, мне и уходить отсюда не хочется, так мне здесь понравилось.
Поверила хитрому Сизифу доверчивая Персефона и отпустила его на землю. Вернулся он в свой дворец и стал себе спокойно жить дома. Прошло время, боги ждут, а Сизиф не возвращается. Послал Зевс быстроногого Гермеса посмотреть, что же делает коринфский царь дома и почему он не возвращается в подземное царство. Прилетает Гермес к Сизифу, а тот сидит в своем роскошном дворце и весело пирует, да еще и хвастается всем, что он единственный из смертных сумел возвратиться из мрачного царства мертвых. Гермес понял, что своевольный и хвастливый царь и не собирается возвращаться к Аиду. Так и доложил он своему отцу Зевсу. Разгневался Зевс, опять отправил он к Сизифу богиню Танатос, и она увела его с собой, на этот раз навсегда.
Боги не простили Сизифу его своеволия. Сурово наказали они его после смерти. Беспрерывно вкатывает Сизиф громадный камень на высокую крутую гору. Напрягая все силы, катит он его вверх и, кажется, вот-вот уже достигнет вершины, но каждый раз камень срывается и падает вниз. И опять приходится Сизифу начинать все сначала. Люди узнали об этом, и с тех пор любую бессмысленную и бесконечную работу называют «сизифов труд».


— КОНЕЦ —

www.planetaskazok.ru

Сизиф PR в Античной мифологии

PR в Античной мифологии

Полонская Евгения

Сизиф

 

 

Краткое содержание мифа

 

Тициано Вечеллио «Сизиф»

Сизиф (Сисиф), сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой.

Во всей Греции никто не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости   ума с Сизифом. Благодаря своей хитрости он собрал неисчислимые богатства у себя в Коринфе; далеко распространилась слава о его сокровищах.

Когда к нему пришел бог смерти мрачный Танат, чтобы низвести его в печальное  царство Аида, то Сизиф коварно обманул бога Таната и заковал его в оковы. С того момента на  земле перестали умирать люди. Нигде не  совершались  большие  пышные похороны; никто не приносил жертвы богам подземного царства. На  земле нарушился порядок, который был заведен Зевсом. Громовержец Зевс послал к Сизифу могучего бога войны Ареса, который освободил Таната из оков. В свою очередь Танат исторг душу Сизифа  и отвел ее в царство теней умерших.

Но и тут хитрый Сизиф нашел способ помочь себе. Он сказал своей жене, чтобы она не погребала его тело и не приносила  жертвы  богам подземного царства. Жена Сизифа послушалась его. Аид (владыка  царства  умерших) и Персефона (богиня плодородия и царства мёртвых) долго ждали похоронных жертв. Но их все не было.

Вскоре Сизиф приблизился к Аиду и сказал ему: «О, властитель душ умерших,  великий Аид, равный могуществом Зевсу, отпусти меня на светлую землю. Я велю жене моей принести тебе богатые жертвы и вернусь обратно в царство теней».

Сизиф

Так обманул Сизиф владыку Аида, и тот отпустил его на землю. Конечно, Сизиф и не думал возвращаться в царство Аида. Он остался в своем пышном дворце и весело пировал,  радуясь,  что  один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.

Аид разгневался и снова послал бога смерти  Таната за душой Сизифа. Танат исторг душу Сизифа; теперь навсегда отлетела  его душа в царство теней.

С тех пор Сизиф несет тяжкое наказание в загробной жизни за все коварства, за все обманы, которые совершил на  земле.  Он  осужден  вкатывать  на  высокую, крутую  гору огромный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Все ближе вершина; еще усилие, и окончен будет  Сизифов труд; но вырывается из его рук камень и с шумом катится вниз, подымая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит свой камень Сизиф  и  никак  не  может  достигнуть  цели  — вершины горы.

                                                                                                                                                  

Образы и символы мифа

 

Франц фон Штук «Сизиф»

Из мифа о коринфском правителе пришли крылатые выражения «сизифов труд», «сизифов камень», «сизифовы муки». Они означают тяжелую, изнурительную, бесконечную, безрезультатную и бессмысленную работу.

Некоторые из современных исследователей полагают, что камень, который поднимает Сизиф, является солнечным диском, а гора символизирует небесный свод.  Так перед нами предстает картина Летнего Солнцеворота: Солнце ежегодно поднимается на гору Солнцестояния и неизменно скатывается вниз к самому короткому дню. Это мнение подкрепляется существовавшим в Коринфе культом Солнца.

Аид

Царство Аида. Оно начинается далеко на               западе, где солнце опускается в морскую пучину. Так возникает идея ночи, смерти, тьмы, зимы. Когда Аид отправляется на собрание богов на Олимп, черные кони влекут его колесницу. Символ Аида — двузубые вилы — указывает на то, что он правит жизнью и смертью.  Стихия Аида — земля, которая вновь забирает к себе своих детей, но в ее лоне таятся семена новой жизни. Аид — антитеза своему брату Зевсу, свет противопоставляется тьме, жизнь — смерти. Аид правит прошлым. Изображают Аида с головой, повернутой назад. Он становится, таким образом, «не глядящим в глаза», внушающим страх богом смерти, который заставляет исчезнуть и делает невидимым все живое. Жертвы ему приносили, отвернув лицо от места жертвоприношения. Греки боялись вслух произносить его имя, чтобы не привлечь к себе внимание Аида.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Сисиф, Иксион и Тантал в подземном царстве
Фрагмент рельефа римского саркофага
Ок. 170 г. н.э. Рим, музеи Ватикана

Сизиф, вкатывающий в гору камень, изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах (на картине Полигнота в Дельфах изображены фигуры, обычно называемые Данаидами; они символизируют людей, которые не прошли посвящения и в иной жизни должны вечно наливать воду для очистительного обряда, но усилия их бесплодны).

В Коринфе было святилище Сизифа и существовал его культ как героя. Но, следует сказать, что только там его и почитали, так как остальные греки относились к Сизифу очень отрицательно — ведь тот посмел противиться воле богов.

Сизиф — действующее лицо сатировских драм Эсхила «Феоры, или Истмийские состязания» (фр.78-79 Радт), «Сисиф-беглец» (фр.225-230 Радт) и «Сисиф-камнекат» (фр.233 Радт), пьесы Софокла «Сисиф» (не дошло ни одной строки), сатировской драмы Еврипида «Сисиф», пьесы Крития «Сисиф».

Сюжет «Сисиф толкает в гору камень» изображен на метопе самосского храма Геры, также он использовался в вазописи, на геммах, саркофагах.

Образ Сизифа нашел отражение в древнегреческой драматургии, литературе нового времени (А. Камю, Р. Мерль) и изобразительном искусстве (Тициан, Джордано).

Наиболее известная интерпретация мифа в литературе — «Миф о Сизифе» А. Камю. На примере образа Сизифа  Камю ярко раскрывает влияние абсурда на бытие человека. С одной стороны, муки, испытываемые Сизифом, обусловлены превосходящим человека миром. С другой стороны, ясность ума позволяет Сизифу противостоять этому миру: он возвышается над судьбой, осознавая, что это его собственный путь, и только он его хозяин. Камю представляет себе Сизифа счастливым, потому что все гнетущие его обстоятельства он осознает и признает, и таким образом становится выше их.

 

Социальное значение мифа

 

Сизиф

Образ Сизифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции — Коринфа.

Этот легендарный герой, а заодно и  отъявленный плут вызывал у греков самые противоречивые чувства. Для жителей Коринфа он был мудрейшим и справедливейшим из героев, героем-богоборцем, противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Имя Сизифа древними греками воспринималось на слух как «очень мудрый». В Коринфе было святилище Сизифа, его могилу коринфяне никогда и никому не показывали. Они также почитали Сизифа как основателя Истмийских игр, учрежденных им в память своего племянника Меликерта, чьё тело он нашёл на берегу моря.

Для жителей Аттики Сизиф был грабителем с большой дороги, а для прочих –хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей.

Прошли столетия, и в сознании людей образ Сизифа стал вызывать сочувствие. Ведь Сизиф был не просто заурядный злодей, но человек, который не побоялся разоблачить Зевса, водил за нос богов и построил прекрасный город. Его потомки Главк, Орнитион, Фок стали героями и  оставили свой яркий след в истории Эллады. Могила Сизифа, находившаяся в тайном месте неподалёку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Его грехи позабылись, а среди греческой аристократии стало престижным иметь Сизифа в ряду легендарных предков. Тяжёлая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов.

mifologia.osipova-pr.com

Сизиф и Сизифов труд — Русская историческая библиотека

Сын бога ветров Эола Сизиф был самый лукавый и самый корыстолюбивый из смертных; богам не уступал он ни в хитрости, ни в мудром совете. Он построил город Коринф и был первым его властителем. Умом своим и изворотливостью Сизиф нажил несметные богатства; сгубила только его корысть да чрезмерная самонадеянность. Лукавец заметил, как Зевс похитил дочь бога реки Азопа прелестную Эгину и как увлек ее на остров, впоследствии названный ее именем. Азоп стал разыскивать свою дочь и, прибыв в Коринф, спросил Сизифа, не знает ли он, где Эгина и как ее отыскать. Сизиф открыл Зевсову тайну, и за то Азоп должен был создать в Акрокоринфе – крепости (акрополе) города Коринфа – прекрасный источник и такой полноводный, что воды его хватало на целый город и кремль. В наказание корыстному предателю Зевс послал к нему Смерть и повелел ей отвести Сизифа в область Аида. Заметил, однако, Сизиф приближение Смерти, подстерег он ее и заключил в крепкие оковы. Перестали тогда люди умирать, и до тех пор не умерло на земле ни одного человека, пока мощный бог войны Арес не освободил узницу. Сизифа отвел Арес в царство теней; но еще до этого Сизиф наказал жене своей не предавать земле его тела и не приносить на могиле его надгробных жертв.

Властителям подземного мира Аиду и Персефоне не по сердцу пришлось такое пренебрежение жертвами, и хитрый Сизиф успевает уговорить их отослать его обратно на землю, чтобы наказать жену за ее нечестие. Так лукавый Сизиф поселился в другой раз на земле и задумал уже не возвращаться в подземный мир. Самым неумеренным, самым роскошным удовольствиям предался он на земле, но ненадолго. Раз бражничал он, как вдруг пришла за ним Смерть и, неумолимая, отвела его в область Аида. Там, в наказание за свои проступки, он осужден на страшные мучения – «сизифов труд».

Персефона смотрит на Сизифов труд в подземном царстве Аида. Аттическая чернофигурная амфора, ок. 530 до Р. Х.

 

Одиссей, видевший Сизифа в царстве теней, так повествует о них:

 

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись.
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкою ношей, – назад устремлялся обманчивый камень.
Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши.
Тело в поту, голова вся покрыта черною пылью.
(Гомер. Одиссея. XI, 594 – 600.)

 

Фразеологизм «Сизифов труд» с тех пор и имеет значение – «тяжкая, утомительная, но ненужная и бесполезная работа».

Наказание Сизифа. Картина Тициана, 1547-1548

 

Брат Сизифа, Салмоней, основатель элидского города Салмоны, также тяжело провинился пред богами. Гордец осмелился выдать себя людям за Зевса и требовать себе жертв. На медной грохочущей колеснице разъезжал он по земле; размахивая факелами, ударяя по медным сосудам и натянутой коже, думал он подражать молнии и грому Кронида. За это истинный Громовержец из густых туч послал свою молнию, насмерть поразил надменного хвастуна и стер с лица земли его город. В подземном царстве, где его брат занимается Сизифовым трудом, Салмоней со своими чадными факелами, со своими медными чашами принужден продолжать свое шутовское подражание громам и молниям Зевса.

 

rushist.com

Миф о Сизифе. Мифы и легенды Древней Греции :: SYL.ru

Значение мифов и легенд Древней Греции для последующего развития европейской культуры переоценить невозможно. Греческая мифология складывалась веками, и ее цивилизационный вклад в последующую эволюцию общества был весомым не только в сфере литературы и искусства, но и в области формирования религиозно-философской мысли.

Первоисточники

До наших времен дошли целые произведения (или отрывки) Гомера и рапсода (устного сказителя, рассказывающего поэмы с жезлом в руках) Гесиода, живших в VIII-VII веках до нашей эры, или Софокла, Эсхила и Еврипида, творивших в V-IV веках до н.э. А первые мифологи, то есть люди, собиравшие и систематизировавшие мифы, слагавшие их по циклам, появились в IV веке. Можно назвать некоторых: софист Гиппий и Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и Дионисий Самойский.

Бездонный кладезь

Греческая мифология – это бездонный запасник для всех видов литературы и искусства с древности до наших дней. Этот важнейший вид фольклорного творчества охватил все исторические периоды Древней Греции, донес до наших времен миропонимание и мироощущение ее народа. Множество героев, объединенных принадлежностью к одной стране, десятки характеров и судеб заставляют авторов многих стран мира вновь и вновь обращаться к ним. Имена очень многих героев, их судьбы и подвиги давно стали нарицательными. Русская дореволюционная литература постоянно апеллировала к героям мифов. Не зная древнегреческих легенд, многие высказанные мысли и сравнения понять сложно.

Нарицательные названия

Например, миф о Сизифе. Как образ Прометея, дарящего огонь, символизирует великую жертвенность и силу духа, так и Сизиф в загробной жизни олицетворяет собой человека, бесконечно совершающего один и тот же бесполезный, бессмысленный, изнуряющий труд. Сизифова работа, как и мартышкин труд, являются синонимами бесполезных, заведомо ненужных, бесплодных усилий. Только у Сизифа труд был не только бессмысленным, но и тяжелым и вечным.

Множество вариантов

Сизиф — кто он такой? Применимо ли к нему выражение «бог Сизиф»? Чем он знаменит? Этот коринфский царь не был олимпийцем, но богом был его отец – повелитель всех ветров Эол. Матерью была смертная женщина Энарета, подарившая мужу кроме Сизифа пятерых сыновей и пять дочерей.

Может быть, такое обилие сестер и братьев сделало будущего царя Коринфа олицетворением хитрости, жестокости, порочности и корыстолюбия. Миф о Сизифе имеет несколько вариантов его прижизненных деяний и причин для жестокого наказания, полученного им после смерти. Самым большим его грехом считалось абсолютное неуважение к богам. Он выбалтывал смертным все их тайны, причем совсем не бескорыстно.

Венценосный интриган

Надо понимать, что разболтался он после того, как стал царем Коринфа, хотя интригами и сплетнями он любил заниматься всегда. Существуют две версии получения им трона. Первая говорит о том, что этот лукавый и умный человек сам построил свой город и стал первым его правителем.

По второй версии, разочарованная в жизни и брошенная Ясоном Медея после отъезда мужа в Иолк отдала бразды правления Коринфом Сизифу. Почему ему? Потому что именно он открыл ей глаза на измену мужа. Так или иначе, но своим расцветом город обязан Сизифу, так как он стал несметно богатым потому, что не только удачливо вкладывал деньги, но и, по одной из версий, грабил богатых путешественников.

Махинатор

Он построил Акрокоринф – крепость на монолитной скале. Чтобы снабдить дворец водой, Сизиф попросил у божества местной реки Асопа в обмен на ценную информацию о местонахождении его пропавшей дочери Эгины провести в верхнюю часть города, в акрополь, воду. Источник существует до сих пор. Отцу можно было сразу догадаться, кто похитил его чадо – тот, кто крал мыслимыми и немыслимыми способами всех красавиц Греции, Зевс. Миф о Сизифе, вернее один из его вариантов, повествует, что они вместе с оскорбленным отцом даже попытались силой вернуть девушку. За это Зевс убил Асопа молнией, а Сизиф был обречен в загробной жизни вечно вкатывать камень на гору. Почему камень? Потому что, по некоторым сведениям, Сизиф на могилу убитых им или погибших в результате его интриг людей клал огромный камень.

Кара за грехи

Цинизму и жестокости этого царя не было меры. По одной из версий, он соблазнил собственную племянницу Тиру, родившую ему двоих сыновей. Затем он сообщил женщине ложное предсказание Оракула о том, что его брат и отец Тиры Салмоней погибнет от рук этих детей. Женщины Древней Греции как-то уж очень часто чуть что убивали своих детей – Медея, Тира. Сизиф тут же «разоблачил» убийцу, и Тиру заковали в цепи. Заключение дочери под стражу дало возможность выгнать Салмонея, который мог оспорить у Сизифа трон Фессалии, из города. Собственно, из-за этого вся каша и заварилась. Еще одна легенда о Сизифе, подтверждающая его коварство, говорит о том, что отцом Одиссея был именно он. Таким образом, он отомстил отцу Антиклеи, могучему герою Автолику, угнавшему у Сизифа огромные стада овец. Случилось это накануне свадьбы девушки с Лаэртом. Чаша терпения богов переполнилась, и за все грехи Сизифа наказали всем известным образом.

Нарушитель законов

Но самым популярным вариантом является тот, в котором главной виной Сизифа признается его непочтение к богам, и даже их пленение. Везде, и в «Легендах и мифах Древней Греции» Н. А Куна, и в «Мифологическом словаре» доминирующей является именно эта версия. Самый распространенный миф о Сизифе таков: почувствовав приближение смерти, то есть тот момент, когда к нему должен явиться ненавистный всем бог смерти Танат, чтобы исторгнуть душу и отправить ее в мрачное царство Аида, Сизиф хитростью, лицемерием и обманом пленил и заковал в цепи посланника Аида. На несколько лет на земле прекратились смерти, и был нарушен порядок, установленный Зевсом. Громовержец разгневался и послал своего сына, бога войны Ареса, освободить незадачливого Таната. По некоторым сведениям, Сизиф пленил и его. И только Гермесу удалось освободить всех и отправить наконец Сизифа по назначению.

Влюбленный в жизнь

Но и на этот раз хитрец обставил богов – он запретил жене хоронить тело и приносить подземным царям Аиду и его жене Персефоне жертвы, а они ведь были немалыми, царь все-таки. Заждавшимся хозяевам он объяснил все нерадивостью жены, которую он достойно накажет, если ему позволят вернуться на землю. Сквалыжники отпустили его. Надо ли говорить, что Сизиф не вернулся и еще несколько лет прожил счастливо под ярким солнышком? Ну а потом – финал.

И толкает он этот камень, и толкает, а когда остается до верха горы совсем чуть-чуть, объект труда вырывается и катится вниз, а Сизиф спускается, и все начинается заново.

Отец и дед древнегреческих героев

Многим известен миф о Сизифе, краткое содержание которого можно передать следующим образом. Смертному удалось перехитрить богов, на несколько лет отодвинуть смерть, вернуться после нее обратно в мир живых и прожить счастливо еще несколько лет. Это делает Сизифа действительно богоравным.

Известен первый царь Коринфа и тем, что сын Сизифа Главк был растерзан кобылицами, после чего превратился в божество, пугающее лошадей на бегах. Внук Сизифа Беллерофонт стал знаменитым героем и самым верным союзником троянцев в войне с греками.

Под другим ракурсом

Естественно, такой яркий, хотя и спорный образ древнегреческого фольклора не мог не привлечь к себе внимание писателей и художников. В 70-е годы в Театре сатиры шла пьеса о Сизифе, роль которого с блеском исполнял талантливый Б. М. Тенин, Ареса же играл молодой А. Д. Папанов. В этой пьесе Сизиф представал смелым человеком, не боявшимся богов, над которыми он постоянно издевался и подтрунивал. Но самым культовым является образ этого героя в произведении знаменитого автора «Чумы».

Сизиф Камю – бунтарь, бросивший вызов богам, любящий жизнь, полную страстей, и отказавшийся от богов, осознанно приняв наказание. Он относится к своему камню как к достоянию, заменившему ему весь мир. Он поднимается над абсурдом того, на что он обречен.

Чуждый русскому самосознанию

Французский писатель Альбер Камю (1913 –1960), названный при жизни современниками «совестью Запада» написал свой «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» в 1941-1942 годах. Это произведение считается программным документом философии абсурдизма. В этом сложном эссе, о котором написано очень много, решается один вопрос: «Стоит ли жить вообще, если твоя жизнь состоит из изнурительного, не приносящего радость труда?» Альбер Камю – западный писатель. Его взгляды на жизнь, позиционируемая им абсурдность человеческого бытия, атеизм, оправдание аморальности не совсем совпадают с самосознанием русского человека, для которого сострадание является одной из важнейших черт. У Камю, как говорит один из исследователей его творчества, идеи «являют собой типично западную рафинированную интеллигентщину в виде орнаментального блуждания ума».

www.syl.ru

Сизиф — это… Что такое Сизиф?

Сизиф (точнее Сисиф, др.-греч. Σίσυφος) — в древнегреческой мифологии[1] строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.

Отсюда выражения «сизифов труд», «сизифов камень», означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.

Согласно Гомеру — хитрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первым среди эллинов воспользовался хитростью и обманом[2].

Миф

Сохранились разные варианты мифов, дающие объяснения причин столь тяжёлой кары, постигшей Сизифа (разглашение тайн богов, многочисленные ограбления путешественников, похищение и заточение бога смерти Танатоса и др.). Уже Алкей и Феогнид упоминают, что он пытался обмануть смерть, но безуспешно[3].

Сизиф — сын Эола[4] и Энареты. Основал город Эфиру (древнее название Коринфа). Женился на плеяде Меропе, дочери Атланта. Их сыновья: Главк, Орнитион, Ферсандр и Альм[5]. Согласно поэме Евмела, получил власть в Эфире (Коринфе) от Медеи[6].

По одному рассказу, наказанию в Аиде подвергнут из-за Эгины, дочери Асопа. Когда Асоп разыскивал её, Сизиф согласился сообщить, что её похитил Зевс, при условии, что Асоп даст ему воду в Акрокоринф[7].

По другой версии, враждовал с братом Салмонеем и по предсказанию Аполлона изнасиловал Тиро, которая родила двух детей, которые должны были отомстить Салмонею. Узнав об этом, Тиро убила их. За это нечестие Сизиф наказан в Аиде[8].

Наиболее распространена версия мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. По другой версии, обманул и заковал в цепи самого Аида[9]. В отсутствие Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит её в царство теней умерших.

Но и тут сумел Сизиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю — наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения.

Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.

Прошло несколько лет, до тех пор, пока отсутствие Сизифа в царстве мертвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса.

За проступки при жизни (до и после смерти) боги приговорили Сизифа к наказанию — вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.

Образ Сизифа

В Аиде выполняет работу[10]. Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах, вкатывает камень[11]. Его могила на Истме известна немногим[12]. У подножья Пирены находился Сисифей с развалинами святилища или дворца[13].

Действующее лицо сатировских драм Эсхила «Феоры, или Истмийские состязания» (фр.78-79 Радт), «Сисиф-беглец» (фр.225-230 Радт) и «Сисиф-камнекат» (фр.233 Радт), пьесы Софокла «Сисиф» (не дошло ни одной строки), сатировской драмы Еврипида «Сисиф», пьесы Крития «Сисиф».

Образ Сизифа получил отражение в древнегреческой драматургии, литературе нового времени (А. Камю, Р. Мерль) и изобразительном искусстве (Тициан).

Так, у Камю Сизиф — это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрел свой смысл и свою гордость.

В компьютерной игре Rock of Ages Сизиф является главным действующим героем. В какой то момент Сизиф осознает, что при помощи булыжника, который он обречен вечно поднимать в гору, он может совершить побег из царства Аида, что он немедленно и приводит в исполнение. Побеждая по очереди множество известных исторических личностей (царя Спарты Леонида, Апостола Петра и т. д.) Сизиф двигается вперед.

В графическом романе Владимира Сакова Приключения капитана Донки устраивает в Аду революцию и сбегает вместе с милиционером в Рай.

Литература

  • Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 439.
  • Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 305.

Примечания

  1. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 3 далее
  2. Полиэн. Стратегемы I Введ. 5
  3. Алкей, фр.38 Лобель-Пейдж; Феогнид. Элегии 702—712
  4. Гомер. Илиада VI 153
  5. Павсаний. Описание Эллады II 4, 3
  6. Павсаний. Описание Эллады II 3, 11
  7. Павсаний. Описание Эллады II 5, 1
  8. Гигин. Мифы 60
  9. Схолии к Гомеру. Илиада VI 153 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.81
  10. Гомер. Одиссея XI 593—600
  11. Павсаний. Описание Эллады X 31, 10
  12. Павсаний. Описание Эллады II 2, 2
  13. Страбон. География VIII 6, 21 (стр.379)

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое сизифов труд на самом деле

Образ античного героя грандиозного полотна «Наказание Сизифа» был взят Тицианом Вечеллио из древнегреческого мифа, повествующего о том, как хитрейший греческий царь выдал людям тайны богов Олимпа, за что и понес тяжкое наказание.

Тициано Вечеллио «Наказание Сизифа». (1547-1549). Размер картины 237 x 216 см, холст, масло.

Это полотно, впечатляющее своими размерами — около двух с половиной метров в высоту и шириной более двух метров, у зрителя вызывает ощущение остановки течения времени и бесконечности.

Тициано Вечеллио «Наказание Сизифа». Фрагмент.1547-1549

Тициан за счет красочной палитры и мастерского использования света и тени сумел на холсте великолепно передать фактуру и склад атлетической фигуры античного героя, освещенной последними закатными лучами солнца.

Мускулистое его тело как бы намертво слилось с огромной каменной глыбой в единый монолит, не уступая ей в твердости; и которое олицетворяет бесконечный и бесполезный тяжкий труд, называемый «Сизифововым»

Миф о хитром Сизифе, посмевшем тягаться с богами Олимпа

Античная греческая мифология насыщена множеством ярких героев, одним из которых был коринфский царь Сизиф. Существует несколько версий легенды, связанной с этим именем, но все сводятся к одной сути: Сизиф, будучи чрезмерно хитрым, коварным и изворотливым человеком, умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов.

Зевс — Громовержец. Античная вазопись

Как повествует одно из древнегреческих преданий: однажды Сизиф осмелился разоблачить в неблагочестивых деяниях самого владыку Олимпа — бога Зевса, который страшно разгневавшись, послал к провинившемуся царю смерть в облике бога Танатоса. Дабы тот незамедлительно низверг Сизифа в царство мертвых к Аиду, а тот подверг его самым жестоким мучениям.

Однако хитрый Сизиф не оплошал, он устроил Танатосу почетную встречу за роскошным столом и, напоив бога, велел его заковать в оковы. На земле сразу же перестали умирать люди, даже тяжело больные и смертельно раненые воины, которые сами просили прекратить их страдания.

Но смерть не приходила к ним. И никто уже не приносил жертвы богам подземного царства. И сам владыка царства умерших — Аид удивлялся, почему так долго не появляются в его владении новые тени усопших. Этого беспорядка не вынес бог войны Арес, он лично прибыл в Коринф и освободил Танатоса из оков, первой жертвой которого стал, конечно же Сизиф

Бог войны — Арес. Античная вазопись.

Но и на этот раз хитрость и изворотливость царя взяли верх, он перед смертью приказал своей жене Меропе, чтобы та после его ухода в царство мертвых оставила тело без погребения и не совершала никаких заупокойных обрядов. И поскольку ритуальный обычай был дерзко нарушен, возмущенная душа Сизифа обратилась к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и хорошенько наказать нерадивую жену. И боги царства мертвых, растроганные его благородным негодованием, согласились отпустить неупокоенную душу Сизифа на этот срок.

Боги мертвых — Аид и Персефона. Античная вазопись.

Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф напрочь забыл о своем обещании. Куда уж лучше было хитрому коринфскому царю жить под голубым небом и нежиться под теплыми лучами солнца и радоваться, что посчастливилось ему одному из всех смертных вернуться из мрачного царства, а не быть тенью умершего во владениях Аида.

Но это уже не сошло с рук лжецу. Аид, сильно разгневавшись, вновь послал бога смерти за душой Сизифа, которую Танатас и низверг в преисподнюю.

Бог смерти Танатас. Античная вазопись.

С тех времен и несет тяжкую кару в загробной жизни за все свое коварство, за весь обман, которые совершил на земле коринфский царь. И вынужден подымать на высоченную, гору огромный камень. Изможденный тяжким трудом из последних сил доходит Сизиф почти до самой вершины: еще небольшой шаг и окончен будет Сизифов труд, но зловещий камень выскальзывает с его рук и с грохотом катится вниз, вздымая шлейф пыли. И вновь начинает свою работу коринфский царь.

Персефона смотрит на Сизифов труд в подземном царстве Аида. Аттическая чернофигурная амфора, ок. 530 до Р. Х.

Наказание за непослушание смерти продолжается и поныне: так и тащит свою тяжкую ношу Сизиф, но никак ему не суждено достигнуть горной вершины.

Сизиф, олицетворяющий «сизифов труд» в творчестве художников, скульпторов, поэтов:

Скульптура «Сизифов труд». 1534.

Одиссей, видевший Сизифа в царстве теней, так повествовал о нем:

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись.
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкою ношей, – назад устремлялся обманчивый камень.
Снова силился воздвигнуть тяжесть он, мышцы напрягши.
Тело в поту, голова вся покрыта черною пылью.

(Гомер. Одиссея. XI, 594 – 600.)

«Сизиф». Автор: Karl Kopinski.

«Сизиф». Автор: Наталья Папирна.

По прошествии многих столетий в восприятии людей образ героя античности Сизифа постепенно видоизменился – он стал вызывать не презрение, а сочувствие. На второй план отошли его нелицеприятные деяния, он стал восприниматься как человек, который построил прекрасный город, не побоялся разоблачить Зевса Громовержца, «водил за нос» саму смерть.

Сизиф. Италия.Озеро Маджоре.

«Сизиф». Автор: Аркадий Острицкий

Могила же Сизифа, издавна находившаяся в тайном месте неподалеку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Тяжкая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов.

А сам Сизиф — хитрейший из греков — после смерти нашел свое воплощение в творчестве многих художников, скульпторов и стал олицетворением бесплодного труда, называемым «Сизифовым».

«Сизиф». Автор: Николай Бурдыкин.

«Сизиф». Автор: Франц фон Штук.

interesno.cc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *