Боги Рима – список и описание
Древнейшие боги Италии и Рима
Сатурн – отец Юпитера. Древний римский бог жизненных сил и земледелия. Соответствовал греческому Крону.
Сатурн, пожирающий своего сына Нептуна. Картина П. Рубенса, 1636-1638
Опа – жена Сатурна, римская богиня плодородной земли. Соответствовала греческой Рее
Юпитер – верховный римский бог. Олицетворение неба. Источник справедливости, охранитель посольств и договоров, дарователь победы. Ему был посвящёно главное святилище древнего Рима – храм Юпитера Капитолийского. Соответствовал греческому Зевсу
Бог Юпитер, римская статуя I в. по Р. Х.
Автор фото – Andrew Bossi
Юнона – жена Юпитера, римская богиня небесного света, покровительница женщин и семейной верности. Соответствовала греческой Гере
Боги Рима — Юнона
Автор фото – shakko
Нептун – римский бог моря. Соответствовал греческому Посейдону
Плутон – римский бог подземного царства мёртвых. Соответствовал греческому Аиду
Аполлон (Феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем
Диана – римская богиня луны и охоты. Соответствовала греческой Артемиде
Минерва – римская богиня мудрости. Соответствовала греческой Афине
Марс – римский бог войны. Соответствовал греческому Аресу
Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х.
Автор фото – Andrea Puggioni
Венера – римская богиня любви. Соответствовала греческой Афродите.
Амур — сын Венеры, римский бог любви. Соответствовал греческому Эроту. Миф об Амуре и Психее дал сюжет многим произведениям литературы и изобразительного искусства.
Вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. Соответствовал греческому Гефесту
Меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. Соответствовал греческому Гермесу
Церера – римская богиня земледелия. Соответствовала греческой Деметре
Прозерпина – дочь Цереры. Подземная богиня, жена Плутона. Соответствовала греческой Персефоне
Веста – римская богиня домашнего очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. В римском храме Весты на Палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. Соответствовала греческой Гестии
Боги Рима — Веста
Вакх – бог вина. Соответствовал греческому Дионису
Эскулап – римский бог врачевания. Соответствовал греческому Асклепию
Янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). Охранял входы и выходы, как страж ворот
Квирин – бог битв, сын Марса. По его имени римляне часто именовали себя квиритами
Беллона – богиня военной ярости. Дочь или жена Марса
Фавн (Луперк) – римский бог гор и пастбищ, дающий приплод скоту и детей людям. Соответствовал греческому Пану
Сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. Пугал людей криком. Иногда считался одним из олицетворений Фавна.
Пик – отец Фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. Священная птица Пика – дятел
Ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – Ферония)
Флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни
Палеса – богиня пастухов Палатинского холма
Теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой
Конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий
Дия (Дея) – покровительница земледельческого округа города Рима. Ей служила жреческая коллегия Fratres Arvales («Полевых братьев»)
Позднейшие римские абстрактные боги, олицетворения отвлечённых понятий
(Подробнее — см. в статье Служение богам во времена римской республики)
Фортуна – богиня судьбы
Ювентус – богиня молодости
Фидес – богиня верности Рима данным обещаниям, государственной добросовестности
Термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности
Пакс – богиня мира
Паллор и Павор («бледность» и «страх») – спутники Марса. Соответствовали греческим Деймосу и Фобосу
Виктория – богиня победы. Соответствовала греческой Нике
Салус – богиня здоровья
Фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки
Аргентина – бог серебра
Гонор – бог чести и почета
Либертас – богиня свободы
Спес – богиня надежды
Фелицитас – богиня счастья
Конкордия – богиня согласия
Клеменция – богиня милосердия
Деа Рома – богиня-олицетворение города Рима
Второстепенные римские духи и волшебные существа
Подробнее — см. в разделе Боги и духи в римской мифологии)
Пенаты – римские гении дома
Лары – доброжелательные духи умерших предков
Лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
Маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
Фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. Соответствовали греческим сатирам
Жреческие коллегии Древнего Рима
Подробнее — см. в разделе Главные римские жреческие коллегии
Понтифики – главная жреческая коллегия Рима. Устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. Вели летопись гражданских и военных событий. При тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
Авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
Гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания этрусского типа по внутренностям жертвенных животных
Фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
Салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов Марса (ancilia), один из которых упал с неба. На мартовский праздник Марса исполняли военный танец с песнями
Арвальские братья (Fratres Arvales) – жрецы земледельческого культа богини Дии
Фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. Особенно важны были три великих фламина: главный жрец Юпитера (flamen Dialis), главный жрец Марса (flamen Martialis) и главный жрец Квирина (flamen Quirinalis).
Весталки – девственные жрицы богини Весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма
rushist.com
Греческие боги и римские боги 2019
Греческие боги против римских богов
Древние мифологии часто были смущены. В частности, между греческими и римскими богами многие по-прежнему путаются, если конкретный бог принадлежит к греческой или римской мифологии. Тем не менее, существует много параллелизма между ними, и разница, скорее всего, связана с различиями между греческой и римской культурами.
Греческая культура была первой, около тысячелетия до римлян. Правда в том, что римляне только что приняли идею о том, что у греков есть боги и богини. Это было тогда, когда им удалось захватить эллинистический режим. Но, чтобы дать им ощущение уникальности и индивидуальности, они несколько изменили имена греческих божеств, кроме бога музыки и поэзии «Аполлон», имя которого практически одинаково для обеих культур.
Существует одно явное различие в одном божестве «бог войны». Основанный на греках, этот бог назван Аресом, но в римском мифе его называют Марсом. Арес был назван как бог войны греками, в то время как римляне также признают Марса богом плодородия и сельского хозяйства. С этим Марс считается добрым богом, которого уважали большинство римлян. С другой стороны, греки считают Ареса очень сильным и страшным богом из-за его чисто божества войны.
Боги и богини греческих мифов: Зевс, Посейдон, Гестия, Гермес, Гера, Хафауст, Аид, Дионис, Деметра, Афина, Артемида, Арес, Аполлон и Афродита. Для своих римских коллег они называются (в соответствующем порядке) Юпитер, Нептун, Веста, Меркурий, Юнона, Вулкан, Плутон, Либер, Церера, Минерва, Диана, Марс, Аполлон и Венера.
Очевидно, ясно, что римляне имеют особое сходство с тем, чтобы называть своих божеств звездами или планетами. Также ясно, что Венера и Афродита — одни и те же богини любви, а Минерва и Афина — богини мудрости. Юнона и Гера — королевы богов, в то время как Юпитер и Зевс являются конечными правителями богов в их соответствующих мифологиях. То же самое верно при тех же параллелизмах между другими божествами.
В целом, эти божества носили символизм к человеческим особенностям. Разница в мифологии каждой культуры заключается в том, как люди интерпретируют их и как они изображают свою жизнь. В итоге: 1. Существует различие между богом войны двух мифологий, в котором Арес (греческий) рассматривается только как бог войны, тогда как Марс (римский аналог) также воспринимается как бог плодородия и сельского хозяйства, не являющийся богом войны. 2. Многие из римских божеств были названы в честь звезд или планет, в отличие от греческих божеств. 3. В исторической литературе греческие боги возникли сначала, чем римские боги.
ru.esdifferent.com
Греция | Описание | Рим |
---|---|---|
Аид или Гадес | бог царства мёртвых | Плутон, Орк, Диспатер |
Амфитрита | жена Посейдона (Нептуна) | Салация |
Аполлон | бог солнца и покровитель искусств, бог врачевания | Феб (Аполлон) |
Арес | бог войны | Марс |
Артемида | богиня охоты, лесов | Диана |
Асканий | персонаж мифов (сын Энея) | Юл |
Асклепий | бог врачевания | Эскулап |
Атлас или Атлант | титан, эпоним океана и гор | Атлант |
Афина | богиня мудрости и справедливой войны | Минерва |
Афродита | богиня любви и красоты | Венера |
Борей | бог северного ветра | Аквилон |
Геба | богиня юности | Ювента |
Геката | богиня лунного света, магии, колдовства | Тривия |
Гелиос | титан солнца | Сол |
Гемера | божество дня | Диес |
Гера | царица богов, богиня семьи, семейных уз, женщин | Юнона |
Геракл | герой мифов, сын Зевса (Юпитера) | Геркулес |
Гермес | вестник богов, покровитель путников и торговцев | Меркурий |
Геспер | сын Атланта или Астрея, божество вечерней звезды (Венеры) | Веспер |
Гестия | богиня домашнего очага | Веста |
Гефест | бог огня и кузнечного ремесла | Вулкан |
Гея | богиня земли | Теллус (Терра) |
Панацея | богиня здоровья | Салюс |
Гименей | божество брака | Талассий |
Гипнос, Морфей | Бог сна (сновидений) | Сомн |
Деметра | богиня полей и плодородия | Церера |
Дидона | персонаж мифов, основательница Карфагена | Элисса |
Дионис,Вакх | бог винограда и виноделия | Бахус,Либер |
Зевс | верховный бог, бог-громовержец | Юпитер |
Зефир | бог западного ветра | Фавоний |
Илифия | богиня родов |
ru-wiki.ru
Римские боги. Мифы и легенды Греции и Рима [litres]
В Риме двенадцать великих олимпийцев превратились в римлян. Влияние греческого искусства и литературы там настолько было велико, что древние римские божества приобрели черты сходства с соответствующими греческими богами, а затем полностью с ними слились. Большинство из них, правда, имели римские имена: это Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Нептун (Посейдон), Веста (Гестия), Марс (Арес), Минерва (Афина), Венера (Афродита), Меркурий (Гермес), Диана (Артемида), Вулкан или Мулькибер (Гефест), Церера (Деметра).
Двое из них сохранили свои греческие имена: Аполлон и Плутон; причем второй из них никогда не назывался в Риме Аидом. Бог вина, виноградарства и виноделия Вакх (но никогда Дионис!) имел также и латинское имя: Либер.
Принять греческий пантеон богов римлянам было довольно легко, поскольку их собственные боги не были достаточно персонифицированы. Римляне обладали глубоким религиозным чувством, но не слишком большим воображением. Они никогда бы не сумели создать образы олимпийцев – каждого с живыми, четко выраженными чертами. Своих богов, прежде чем тем пришлось уступить место греческим, они представляли себе довольно туманно, едва ли более ярко, чем просто «тех, кто находится наверху». Их называли общим, собирательным именем: Нумины (Numina), что по-латыни означает Силы или Воли, быть может, Воли-Силы.
Пока греческие литература и искусство не проложили себе путь в Италию, римляне не испытывали нужды в красивых, поэтичных богах. Они были людьми практики и не очень беспокоились «о музах в венках из фиалок» или «лиричном Аполлоне, что сладкие мелодии извлекает из лиры своей» и т. п. Они хотели поклоняться прагматичным богам. Так, важной Силой в их глазах был «тот, кто охраняет колыбель». Еще одной такой Силой был «тот, кто распоряжается детской пищей». Мифы о них никогда не слагались. По большей части никто даже не знал, какого они пола – мужского или женского. С ними были связаны простые акты повседневной жизни; эти боги придавали им определенное достоинство, чего нельзя было сказать о греческих богах, за исключением Деметры и Диониса.
Наиболее известными и почитаемыми из них были Лары и Пенаты. Каждая римская семья имела своего лара, духа предка, и несколько пенатов, хранителей очага и стражей домашнего хозяйства. Это были собственные боги семьи, принадлежащие только ей, ее самая важная часть, защитники и покровители дома. Им никогда не возносили молений в храмах; это делали только дома, где во время каждой трапезы им предлагалась некоторая толика пищи. Были также и общественные лары и пенаты, выполнявшие по отношению к городу те же функции, что и личные – к семье.
Существовало также множество Воль-Сил, связанных с ведением домашнего хозяйства: например, Термина, страж границ; Приап, бог-податель плодородия; Палее, покровительница домашнего скота; Сильван, помощник пахарей и дровосеков. Их перечень довольно обширен. Все, что было важно для ведения хозяйства, находилось в ведении некоей благодетельной силы, которой никогда не придавалась какая-либо определенная форма.
Сатурн был одной из этих Воль-Сил – покровителей сеятелей и посевов, а его супруга One выступала в качестве помощницы сборщиков урожая. В более позднюю эпоху Сатурна стали отождествлять с греческим Кроном и считать отцом Юпитера, греческого Зевса. Таким образом, ему были приданы личностные свойства; о нем был сложен ряд мифов. В память о «золотом веке», когда он правил в Италии, каждый год зимой в Риме устраивался праздник – Сатурналии. Его идея состояла в том, что на время празднеств на землю возвращается «золотой век». В это время запрещалось объявлять войну; рабы и хозяева совершали трапезу за одним столом; наказания откладывались; все дарили друг другу подарки. В человеческом мозгу таким образом поддерживалась мысль о равенстве людей, о том времени, когда все находились на одном и том же общественном уровне.
Янус первоначально тоже был одной из таких Воль-Сил, точнее, «божеством добрых начинаний», которые, естественно, должны заканчиваться также хорошо. Со временем он в определенной мере персонифицировался. Фасады его главного храма в Риме выходили на восток и на запад, то есть туда, где восходит солнце и где оно заходит; храм имел две двери, между которыми стояла статуя Януса с двумя лицами: старым и молодым. Если Рим находился с соседями в состоянии мира, обе двери были закрыты. За первые семьсот лет существования Рима они закрывались всего три раза: в правление доброго царя Нумы Помпилия, после Первой пунической войны в 241 г. до н. э. и в правление императора Августа, когда, по словам Мильтона,
Ни грома войн, ни кликов битв
Уж слышно не было в подлунном мире.
Естественно, новый год начинался с месяца, посвященного Янусу, то есть с января.
Фавн был внуком Сатурна. Он представляет собой что-то вроде греческого Пана; это был довольно грубоватый, неотесанный бог. Впрочем, он обладал также пророческим даром и являлся людям во сне. Фавны стали римскими сатирами.
Квирин – имя обожествленного Ромула, основателя Рима{13}.
Маны – это души находящихся в Аиде праведников. Иногда их считали божественными и поклонялись им.
Лемуры или Ларвы – души грешников и злодеев; их очень страшились.
Камены – первоначально весьма полезные с практической точки зрения богини, заботившиеся об источниках, водоемах и пр., целили болезни и предсказывали будущее. С приходом в Рим греческих богов были отождествлены с совсем непрагматичными Музами, которые покровительствовали только искусству и науке. По одной из версий Эгерия, дававшая советы царю Нуме Помпилию, была такой Каменой.
Луцина иногда рассматривается как римская богиня-родовспомогательница; однако обычно это имя используется как эпитет к именам Юноны или Дианы.
Помона и Вертумн первоначально считались Волями-Силами, покровительствующими садоводству и огородничеству. Позднее они были персонифицированы и был даже сложен миф о том, как они полюбили друг друга.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
culture.wikireading.ru
Боги греческой и римской мифологии в сравнении:
Имя божества в греческой мифологии | Имя божества в римской мифологии | Значение божества в греческой мифологии | Значение божества в римской мифологии |
Зевс | Юпитер | Сын Реи и Кроноса, самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель людей и богов; | Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле; |
Посейдон | Нептун | Колебатель земли, властитель морей; | Царь морей и океанов, бог морского царства; |
Гера | Юнона | Супруга Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов; | Супруга Юпитера, царица неба, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия; |
Аид | Отожде- ствлялся с Орком и Дитом | Брат Зевса, великий повелитель загробного царства; | Орк- бог смерти; Дит — бог преисподней; |
Дионис | Вакх | Бог растительности, вина и виноделия; | Бог вина, виноделия, веселья; |
Пан | Фавн | Бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов; | Веселый, деятельный бог лесов, рощ, полей; |
Деметра | Церера | Богиня плодородия и земледелия; | Богиня жатвы, покровительница плодородия; |
Тюхэ | Фортуна | Богиня счастливой судьбы; | Богиня счастливой судьбы, как и у греков; |
Артемида | Диана | Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах; | Покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов; |
Афродита | Венера | Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Афродиту рассматривали также как богиню – покровительницу мореплавания; | Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы; |
Эрот | Амур или Купидон | Сын Афродиты — веселый, шаловливый, коварный; его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут страдания, муки любви и даже гибель; | Подобно Эроту пускает свои любовные стрелы в жертвы, принося им радости и муки любви; |
Гименей | Гименей | Бог брака; | Бог брака; |
Гефест | Вулкан | Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии; | Бог огня и очага, искуснейший кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров; |
Афина | Минерва | Богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира так и во время войны; | Покровительница городов и мирных занятий их жителей; |
Арес | Марс | Бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий; | Яростный, неукротимый бог войны; |
Гермес | Меркурий | Покровитель торговли, ловкости, обмана, воровства; | Исполняет функцию посланца богов, наделен смекалкой, наблюдательность и хитростью; |
БИБЛИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ
Библия возникла как Священное писание древних евреев, отражающее веру в существование единого, невидимого Бога, в отличие от языческого политеизма греков и римлян и выражающее Союз (Завет) Бога с человечеством (народом). В Ветхом Завете, написанной во 2- м тысячелетии до н.э. было сказано, что Яхве создал мир, Землю и первых людей. Эту религию мы называем иудаизмом. В Палестине, в 1 в. н.э., возникла и новая религия, христианство, через деятельность Апостолов, распространявших «благую весть» об Иисусе Христе.
Как историко-культурный памятник, Ветхий Завет сохранил древние мифы народов Ближнего Востока (мифы о сотворении мира, о жизни первых людей в раю, потопе и др.).
Польский ученый Зенон Косидовский в книге «Библейские сказания» проводит параллели с имеющимися реальным фактами истории народов Ближнего Востока (потопе, строительстве Вавилонской башни, истории первых еврейских государств, пребывании евреев в Египте, Вавилоне и т.д.). Так что, с одной стороны, в нем можно проследить и мифы, и народные предания, и фактическую историю.
Для нас важны не столь изыскания, подтверждающие или опровергающие отдельные сюжеты из Ветхого Завета (о его фольклорном характере уже писали И. Гердер и Дж. Фрезер), сколько его литературный материал, в котором мы можем увидеть реалии состояния общественной психологии тех далеких времен.
Наряду с основной религиозной идеей монотеизма, Ветхий Завет отражает историю нравов и обычаев еврейского и других народов Ближнего Востока, включает поэтические песнопения (псалмы Давида), свадебно-обрядовые песни («Песнь песней» Соломона), народные притчи, известные, как притчи Соломоновы.
Ветхий Завет (его отдельные книги) создавался на протяжении с 13 в. д. н.э до 2 в. до н.э. Слово «Завет» означает «договор» — человека с Богом. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, а более поздние – по-гречески. Ветхий Завет почитается и иудеями, и христианами. Далеко не все древние тексты вошли в Библию, часть из них — так называемые апокрифы, не включенные в число богослужебных книг. Они были написаны позднее окончательной редакции Ветхого Завета, которая произошла во 2 веке до н.э. (Так наз. перевод 70 толковниками, сделанный в Египте на греческий язык).
Ряд книг Ветхого Завета носят легендарно-исторический характер и повествуют об истории еврейского народа, о правлениях царей, проповедях пророков, высказывавших мудрые, философские мысли (Екклесиаст, напр., говорил: «Все суета сует и томление Духа, лишь Душа нетленна».) Пребывание евреев в Египте, их военные вторжения, подтверждаемые надписями 13 в. до н.э. на стеле фараона Мернептаха.
Ветхий Завет делят на 3 части: 1-я, Тора (5-книжье): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. 2- я, Пророки в т.ч., исторические книги Иисуса Навина, Судей, Царств, четыре книги «Больших Пророков», двенадцать книг «Малых Пророков». 3-я, Писания: (книга псалмов Давида, книга любовной лирики «Песнь Песней Соломона», книга притчей Соломона, Екклесиаст (книга Проповедника, имя его мы не знаем), книги хроник, книги Руфь, Иова, Ездры, Есфирь, Даниила и др.
Новый Завет — христианская часть Библии, книги которого на греческом языке были созданы в 1 веке н.э. – начинается Евангелиями от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, повествующими о Боговоплощении — о пришествии в мир Мессии, Иисуса Христа. Далее следуют Деяния Апостолов — учеников и сподвижников Иисуса Христа, и Послания Апостолов (Петра, Павла и др.). Это — их духовно-нравственные наставления.
Евангелистами называют Матфея и Иоанна, непосредственных учеников Иисуса Христа, Другие евангелисты — Лука, (врач, иконописец, создавший изображения Богоматери) — спутник апостола Павла, а евангелист Марк, спутник апостола Петра. Трое из них пишут свои Евангелия в 60-е годы, а Иоанн — в 90-е годы, будучи в ссылке на о. Патмос.
Новый Завет в христианском понимании — исполнение Ветхого Завета, знаменующее реальное богочеловеческое единство во Христе, сменяющий предзнаменующий и пророческий Ветхий Завет.
Следует подчеркнуть слова из «Нагорной проповеди» Иисуса. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Возлюби Господа твоего», как раскрытия внутренней сути божества — любви, лежащей в основе мироздания и спасения мира. Они стали основополагающими в новой системе морали, распространявшейся не только среди рабов и простонародья, но и среди состоятельных римских граждан. В конечном итоге, именно новая мораль, поклонение единому Богу, и созданная христианами церковь, обеспечила крушение культуры античного мира.
92
studfiles.net
Римская мифология её отличия от греческой 1
Римская мифология, её отличия от греческой
1. Культура Древней Греции и Рима Греческая и римская культуры несомненно имеют много общего, однако между этими цивилизациями существовали и различия. Особенностью греческого общества было соединение принципа общности, коллективного начала в труде, владении собственностью и состязательного начала. Существование индивида вне полиса было невозможно. Отличительной особенностью римского общества был патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты.
2. Греческая мифология и её особенности Понятие античная мифология включает в себя греческую мифологию и сформированную позднее на её основе римскую мифологию. Источником античных богов были также мифологические боги всех народов. В итоге сложились пантеоны богов ( группы богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии, также храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии) , которые соединили в себе знания всех народов. Древние греки обобщали в мифах всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Каждый бог или богиня являлись покровителем определённой сферы деятельности человека . При этом греческие боги были носителями многих человеческих черт характера и страстей. Некоторые мифы объединяются в циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях.
3. Римская мифология и её отличия от греческой 1. Изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. 2. Римские боги не были близки к человеку, если у греков боги — живые, человекоподобные, олицетворенные, то у римлян религиозность иная — искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. 3. Римские боги не имели своего Олимпа, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали мифов о них — об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях. Боги не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. 4. Первоначальная система римской мифологии сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти;
5. Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. 6. Мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени. 7. Примерно в конце VI — начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры. 8. Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти. Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др. )
4. Классификация богов в римской мифологии Иерархия римских богов имела сравнение с социальным устройством Римской империи , которое отличается от социального устройства греческой демократии, согласно которой была устроена иерархия греческих богов. Римские боги соотносятся с тремя социальными функциями: идеологической, военной и хозяйственной, что образует триады богов. Либер и Либера Юпитер и Юнона Минерва
Янус Боги государства Его имя происходит от `div` (разделяться), и первоначально он назывался Дианус. Его отличительные знаки: ключи и волшебный жезл, который служит ему для отстранения всего, что не должно пройти через двери. Его двойное лицо наблюдает за тем, что происходит внутри и вовне. Янус также имеет отношение к путешествиям и коммуникации. Покровительствовал над всеми начинаниями, над всеми новыми началами. Не только началом дня, а день в Римской империи начинался с того, что оглашалось имя Януса, оно ставилось перед Юпитером и другими богами. И первое января, и первое число каждого месяца посвящалось именно Янусу. Храм Януса представляет собой две арки, двое ворот, которые соединены между собою стенами. Ворота, храма были закрыты, если в Риме был мир, и были открыты, если была война. Правда, всего три раза за римскую историю эти ворота были закрыты. Остальное время Рим воевал.
Юпитер (Зевс) Имя означает “сияние” или “Небесный свет”. Божество, имеющее отношение к солнечному и к лунному свету, а также управляющее небесными явлениями, прежде всего – молнией. Юпитер давал благосостояние Риму, поэтому римляне почитали его особо, ему были посвящены самые лучшие дни каждого месяца, середина каждого месяца, и в дни его чествования создавалась специальная коллегия жрецов — понтификов, (кстати, само слово «понтифик» очень интересное, переводится как «строитель постов» ) Эти жрецы не только служили Юпитеру, но и надзирали над всеми остальными жрецами, были верховными жрецами в Риме, такими своеобразными строителями мостов между миром богов и миром людей.
Сатурн(Кронос) Сатурн – отец Юпитера- божество, очень характерное для Рима. Поэтому, наверное, в Риме были столь любимы праздники, посвященные этому богу, сатурналии. Начинались они 17 декабря, проходили неделю, и в эти дни все в государстве перемешивалось: раб становился царем, царь был в роли раба, пировали все за одним столом, и очень часто за этими обедами господа прислуживали своим рабам. С одной стороны это такой образ хаоса, который всегда должен предшествовать новому рождению, потому что, за сатурналиями следовал как раз Янус — первое января, начало нового цикла времени. С другой стороны, есть еще один интересный аспект Сатурна. Римские легенды рассказывают, что в доисторические времена Сатурн был царем, и правил италийскими народами в Золотой век, когда еще не было патрициев и плебеев ( патриции – коренное население, входившее в родовую общину, родовая аристократия. Плебеи – пришлое население без политических прав) , не было рабов, когда все были равны и, как пишут римские историки и поэты, когда землю не надо было пахать — она сама давала огромные урожаи. И сатурналии существовали как напоминание о том времени; воскрешали его.
Юнона(Гера) Римская женщина — матрона — это свободнорождённая замужняя женщина, пользующаяся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию -была особенной гранью Римской цивилизации. Римские женщины окрасили эту цивилизацию очень красивыми принципами и добродетелями. Причем, если мужчины занимались в основном политикой и воевали, то в руках женщин находились все остальные вопросы и проблемы в государстве. Как и богиня Юнона, матроны славились своей мудростью, и во многом благодаря римским женщинам существовал этот идеал долга, чести; в их руках было и воспитание будущего поколения. На Капитлийском холме был воздвигнут храм Юноны монеты (убеждающей).
Минерва(Афина) Эта богиня этрусского происхождения и была ассимилирована греками. Возможно, она символизирует ментальный Огонь, связанный с мудростью. Богиня, которая управляла мирными занятиями и повседневной жизнью римлян, давала им мудрость в этой жизни.
Марс(Арес) Марсу служили особые жрецы. Их называли салии. И атрибутом Марса долгое время являлись священное копье и священный щит. Они хранились в храме, и очень почитались. Копье под страхом смертной казни запрещалось даже трогать. Если оно шевелилось само, и жрецы замечали движение этого копья, то это считалось предвестием войны. А когда Рим сам собирался объявлять войну, то жрецы брали это копье и священный щит Марса, с песнями и плясками обходили вокруг города, и после этого объявлялась война. При служении Марсу жрецы обязаны были ежедневно входить в святилище Марса и обращаться к нему с такими словами: «Марс, здравствуй!» . Считалось, что Марс как раз то божество, которое защищает Рим . Изначально Марс не имел своего лика, своего изображения. Это уже греки подарили римлянам такой облик Марса, с бородой, с копьем и щитом. Его священные деревья и растения: смоковница, дуб, лавр и бобы.
Веста(Гестия) Вулкан(Гефест) Меркурий(Гефест)
Земледельческие божества Венера(Афродита) Диана(Артемида) Фавн(Пан)
Вертумн и Помона Церера(Артемида) Флора(Хлорис)
Божества вод Нептун(Посейдон) Ютурна
Подземные божества Плутон(Аид) Прозерпина(Персефона)
Божества города Фортуна
Обожествлённые герои Эней Геркулес(Геракл) Ромул и Рем
Теллус(Гея) Феб(Апполон) Бахус, Вакх(Дионис)
5. Миф об Энее и Дидоне
6. Вывод Античные мифы получили достаточно широкое распространение и были глубоко изучены благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа . Греческая мифология и римская мифология несут осмысление жизни, ставят перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными. Греческая и римская мифология были различны не только из-за сложности связи между ними и большого расстояния, но и из-за особенностей развития общества, мировоззрения. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства. Создавая на их основе художественные произведения, древнеримские авторы сохранили для потомков всю красоту и эпичность греческой и римской мифологии. Подвиги героев древнего Рима легли в основу трагедий Шекспира и Расина, романов и повестей писателей различных времен, оживали в скульптурах и на живописных полотнах эпохи Возрождения, вдохновляли художников-классицистов. Таким образом, гражданский идеал гордого благородства, верности долгу и свободолюбия, возникший в римской мифологии, обрел свое бессмертие в европейской культуре.
Тест и вопросы для самопроверки Какие боги являлись супругами и олицетворяли императора и императрицу? А) Либер и Либера Б)Вертумн и Помона В) Юпитер и Юнона 1.
Ответ: В) Юпитер и Юнона
2. Кто является героем эпической поэмы Вергилия «Энеида» ? А) Персефона Б) Эней В) Феб
Ответ: Б – Эней, храбрый защитник Трои. Вергилий прославляет Энея, идеального древнеримского героя.
3. Как звали бога, который изображался с двумя лицами? А) Янус Б) Сатурн В)Марс
Ответ: А — Янус
4. Кто такая Дидона и что с ней произошло?
Ответ: Дидона — царица, основательница Карфагена. По легенде, Дидона покончила с собой после того как Эней, которого она любила, был вынужден покинуть ее.
5. Какое животное ассоциируется с богом Фавном? А) Бык Б) Лань В) Козёл
Ответ: В — Козёл
6. Где жили римские боги? А) На Олимпе Б) В лесах В) У них не было Олимпа
Ответ: В – у них не было Олимпа
7. Кто, согласно мифам, положил начало всей римской цивилизации? А)Ромул и Рем Б) Эней В) Юпитер
Ответ: А) Ромул и Рем
8. Назовите героев Римской мифологии
9. Эта богиня изначально была богиней весны и плодородия. Позднее стала богиней любви, молодости, красоты. А)Флора Б)Венера В) Персефона
Ответ: Б — Венера
10. Что такое анимизм?
Ответ: Анимизм – обожествление и наделение душой объектов природного мира.
Спасибо за внимание!
present5.com
Греция | Описание | Рим |
---|---|---|
Аид или Гадес | бог царства мёртвых | Плутон, Орк, Диспатер |
Амфитрита | жена Посейдона (Нептуна) | Салация |
Аполлон | бог солнца и покровитель искусств, бог врачевания | Феб (Аполлон) |
Арес | бог войны | Марс |
Артемида | богиня охоты, луны | Диана |
Асканий | персонаж мифов (сын Энея) | Юл |
Асклепий | бог врачевания | Эскулап |
Атлас или Атлант | титан, эпоним океана и гор | Атлант |
Афина | богиня мудрости и справедливой войны | Минерва |
Афродита | богиня любви и красоты | Венера |
Борей | бог северного ветра | Аквилон |
Геба | богиня юности | Ювента |
Геката | богиня лунного света, магии, колдовства | Тривия |
Гелиос | титан солнца | Сол |
Гемера | божество дня | Диес |
Гера | царица богов, богиня семьи, семейных уз, женщин | Юнона |
Геракл | герой мифов, сын Зевса (Юпитера) | Геркулес |
Гермес | вестник богов, покровитель путников и торговцев | Меркурий |
Геспер | сын Атланта или Астрея, божество вечерней звезды (Венеры) | Веспер |
Гестия | богиня домашнего очага | Веста |
Гефест | бог огня и кузнечного ремесла | Вулкан |
Гея | богиня земли | Теллус (Терра) |
Панацея | богиня здоровья | Салюс |
Гименей | божество брака | Талассий |
Гипнос, Морфей | Бог сна (сновидений) | Сомн |
Деметра | богиня полей и плодородия | Церера |
Дидона | персонаж мифов, основательница Карфагена | Элисса |
Дионис,Вакх | бог винограда и виноделия | Бахус,Либер |
Зевс | верховный бог, бог-громовержец | Юпитер |
Зефир | бог западного ветра | Фавоний |
Илифия | богиня родов | Люцина |
Ипполит | герой, сын Тесея | Вирбий |
Кибела | богиня-владычица гор, лесов, зверей | Опа |
Кора | божество матери Земли | Теллус |
Кронос | титан времени | Сатурн |
Лето | титанида (дочь Кея и Фебы) | Латона |
Ливия | нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна | Ливия |
Лисса | божество безумия | Мания |
Мегера, Немезида | богиня мести | Фурина |
Мойры | богини человеческой судьбы | Парки |
Музы | покровительницы наук, поэзии и искусств | Камены |
Ника, Нике | богиня победы | Виктория |
Нот | бог южного ветра | Австр |
Нюкта | божество ночи | Нокс |
Одиссей | герой, главное действующее лицо «Одиссеи» | Улисс |
Осса | олицетворение молвы, вестница Зевса | Фама |
Пан | бог лесов, охотников и пастухов, всей природы, бог-сатир | Фавн |
Персефона | богиня плодородия и царства мёртвых | Прозерпина, Карне, Фуррин |
Пистис | богиня верности клятве | Фидес |
Плутос | бог богатства | Плутон |
Полидевк | герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора | Поллукс |
Понт (мифология) | бог-олицетворение Моря, самый первый водный бог | Понтус |
Посейдон | бог морей, коней и землетрясений | Нептун |
Рея | титанида, мать богов | Опс (Опа) |
Селена | титанида луны | Диана |
Семела | мать Диониса | Стимула либо Либера |
Силен | божества лесов | Сильван |
Танатос | бог смерти | Морс |
Тартар | бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов | Тартаррус |
Тихе, Тюхе, Тиха | богиня случая и судьбы | Фортуна |
Уран | бог неба, отец титанов, отец Сатурна (Кроноса) | Целум |
Фемида | богиня правосудия | Юстиция, Эквитас |
Фосфор | божество утренней звезды (Венеры) | Люцифер |
Хариты | богини красоты и изящества | Грации |
Хлорис | богиня цветов | Флора |
Эвр | бог восточного ветра | Вольтурн |
Энио | богиня неистовой войны | Беллона |
Эос | богиня утренней зари | Аврора |
Эрида | богиня раздора | Дискордия |
Эреб,Скотос | олицетворение мрака | Эребус |
Эринии | богини мщения | Фурии |
Эрот, Эрос | бог любви | Амур, Купидон |
Эхо | нимфа | Мута, Тацита |
wiki2.red