Сибирского ханства хозяйство: народы, территория,столица, занятия населения (кратко)

Сибирские татары — происхождение народа, где и как живут, фото

Евгений Форов

  • Скопировать ссылку

Оглавление

[Скрыть]

История Характер Культура Жизнь Традиции

Сибирские татары появились в Российской Федерации достаточно давно. Они занимали часть территории Сибири еще до прихода славянских племен и делились на группы, которые сейчас называют томской, тоболо-иртышской и барабинской.

История

Историки расходятся во мнении о том, когда появились сибирские татары и кто является из прародителями. Ряд ученых полагает, что таковыми могут быть древние тюрки или кыпчаки. До наших дней сохранились свидетельства 9 века, которые указывают, что на территории Томской области жил народ кимаки, потомками которых стали кыпчаки. Далее происходило довольно сложное формирование разных этносов, среди которых оказались башкиры, мишари, бухарцы-узбеки, туркмены и другие.
Сибирские татары сумели создать ханство, центром которого стала Чинги-Тура. Располагалось оно на территории Тюменской области. Предположительно формирование ханства происходило в 14 веке. До него здесь правил хан Батый. К началу 16 века формируется Сибирское ханство, а итогом становится формирование сибирских татар в 16 веке. Становление проходило в условиях разобщенности, постоянной угрозы войны с соседями, в сложных климатических условиях, что сказалось на жизненном укладе народа.

Характер

Сибирские татары считают, что татарский этнос един. Мозаичность только украшает культуру и делает ее более разнообразной. Отметим, что слово «Сибирь» возникло еще в 5 веке нашей эры. Этим словом татары обозначали пургу. Примечательным фактом является использование названия сугубо по отношению к этносу. Только после 13 века им начали называть территорию проживания. Удивительно, но одними из первых слово «Сибирь» стали использовать иранцы.
Русские прибывали сюда как завоеватели, посланные Иваном Третьим. К концу 16 века здесь оказываются казаки. Все это в совокупности с образованием мест для регулярной ссылки формирует русско-сибирский генофонд. Однако, по отметкам самих сибирских татар, история не только не изменила, а лишь укрепила их характер. Они остаются по-прежнему стойкими, терпеливыми, выносливыми.
Самой важной чертой у сибирских татар, как и у сибиряков в целом, является самостоятельность. С детства их обучают вести домашнее хозяйство, мужчины с юных лет осваивают ремесло, в том числе охоту. Сибирскому татарину надлежит быть искренним, толерантным, благодушным. Негативное отношение к скупости, инфантильности и лени. Если сибирский татарин сделал все дела, но вечер еще не наступил, значит, самое время помочь соседям и друзьям.
Отсюда формируется еще одно качество — желание прийти на выручку.
Сибирские татары считаются более гостеприимными, чем русские сибиряки, которые не часто готовы принимать гостей. Для татар как этноса характерна приверженность к семье. Разводы случаются редко, люди дружат семьями и часто проводят время вместе. От природы сибирские татары считают себя превосходными торговцами.
Нрав их довольно миролюбив, однако даже если такой человек разозлится, он все равно подумает о том, что хочет сказать, прежде чем начнет говорить.

Культура

На культуру сибирских татар повлияли ислам и верования сибирских тюрков. Поэтому многие названия и материальную культуру народ позаимствовал со стороны. Сибирско-татарские селения называются в честь рек и основателей.

Особое значение для татар имеют похоронные обряды. Для покойных готовят лучшие платья, а гробы делаются из колоды. Обязательно в могилу нужно положить табак, любимые вещи человека при жизни и вино. Гроб нести нельзя, его предписано поставить на сани и крепко привязать, затем нужно довезти покойного до места погребения. Подготовка могилы начинается только после того, как гроб окажется на самом кладбище. По окончании похорон проводят поминальный обряд.

  • При рождении детей принято выстреливать в воздух, что сулит малышу стать отличным стрелком. Имя могут дать разное, например, связанное с какими-либо предметами или животными;
  • В связи с приверженностью к исламу, сибирские татары используют мечети для ведения службы. Строят их из деревянного сруба. Традиционным сооружением коммерческого и жилого назначения является изба. Интересно, что деревянное строительство всегда у сибирских татар было в почете;
  • Даже вокруг могил устанавливали оградки из сруба, а непосредственно у места погребения на мужской могиле ставили столб с полумесяцем, на женской — два столба;
  • До момента начала влияния исламской веры дома богато украшали орнаментом с изображением птиц и животных. Внутреннее убранство было небогатым;
  • Люди спали на нарах, застилая их перинами, которые называются тушек. Это довольно теплый вид перин, которые делаются из перьев птицы. Спать под ними комфортно зимой и летом;
  • Неизменным предметом интерьера у сибирских татар всегда был сундук, где можно хранить утварь и пожитки;
  • Шкафы, стулья, а также другая мебель могла быть лишь у богатых. Простые люди позволяли себе нары и маленькие столики. Сейчас материальная культура претерпела много изменений благодаря возможности приобретения благ современной цивилизации и налаженному транспортному сообщению, поэтому в домах татар стало появляться все больше мебели.

Да и сами сибирские татары могут жить в многоквартирных домах благодаря строительству в регионе. В традиционных домах сохранились печи мейец, которые используют для приготовления пищи и обогрева помещения. Также есть погреб, позволяющий хранить мясо, так как температура в этой части помещения всегда отрицательная.
Несмотря на влияние цивилизации, до сих пор сибирские татары стремятся выполнять постройки из дерева, однако этнический колорит постепенно уходит в прошлое.

Жизнь

Сибирские татары в основном занимаются скотоводством. С давних времен они выращивали лошадей, различные виды рогатого скота, в редких случаях растили верблюдов. Овец разводили много, что позволяло получать большое количество шерсти для собственных нужд и продажи. Рыболовство и охота развиты, как и сенозаготовка. Из рыбы в основном добывают карася, а на охоте отстреливают лосей и косуль.
Сибирские татары вручную шили тулупы и делали обувь из шерсти домашнего скота. Из пуха и перьев делали подушки и перины. Всегда ценился козий пух, который служил основой для изготовления шалей. Люди занимаются обработкой льна, из которого шьют сети, предназначенные для ловли рыбы. Из ивы делаются лодки, сани, лыжи, разные виды посуды.

Традиции

Традиции сибирских татар сильно изменились ввиду влияния ислама. Однако некоторые празднества до сих пор отмечают.

  1. Например, восточный Новый год Амаль, пришедший от тюрков, до сих пор празднуют во время весеннего равноденствия. Частично он связан с исламом, однако напрямую к нему не относится. Во время праздника люди едят всем коллективом, дарят подарки и играют в игры.
  2. Праздник Карга бутка уже не отмечается, хотя ранее считался священным. Он был связан с воронами и грачами, которые считались священными птицами. По прилете грачей люди собирали крупу и начинали варить каши, которые потом ели всем аулом.
  3. Если лето выдается засушливым, сибирские татары прибегают к молитве о ниспослании дождя. Этот обряд схож со многими, связанными с молитвами о ниспослании урожая.
  4. Среди традиций сибирских татар сохранилось почитание суфийских шейхов. Считается, что именно они принесли народу ислам. Шейхов хоронят в особых могилах, которые называют «астана». За каждой такой могилой закрепляют хранителя, чтобы он стерег ее и следил за надлежащим состоянием. Проезжающий мимо астаны обязан останавливаться и читать молитвы, затем передать награду. Наградой делятся не только с умершими, но и родственниками шейха.
  5. Очень важную роль для татар играл тугум, представляющий собой общину с несколькими семьями, что являло собой подобие клана, ведь для формирования тугума должен быть один предок. Тугум регулировал хозяйственно-бытовые отношения, контролировал соблюдение ритуалов, занимал важное положение в религиозной жизни. Также ранее существовали общины-волости, общины-селения, занимающиеся соответствующими делами в отношении пользования хозяйством и фискальной политикой.

Этнос сибирских татар требует пристального изучения. Пока что ученым точно неизвестна детальная история происхождения. Поэтому информации на этот счет остается мало. Однако мы точно знаем, что у сибирских татар есть признаки сформировавшегося народа, в том числе литература, язык, особый быт и приверженность традициям.

Читайте также:

  • Китоглав — самая необычная птица Африки
  • Что привезти из Португалии: сувениры и подарки
  • Восточные Карпаты — прекрасное место для отдыха
  • ТОП 5 лучших отелей в Хургаде для семейного отдыха
  • Паттайя для отдыха с детьми

Есть что добавить?

Хозяйственный уклад: занятия и промыслы

 Татары – оседлый народ с глубокими земледельческими традициями. Уже в период Волжской Булгарии её жители занимались сельским хозяйством. О высоком уровне земледелия у булгар свидетельствуют и археологические данные.

Середина лета. Худ. Р. Г. Загидуллин. 1984 г.

  Во время раскопок обнаружены железные сошники, лемехи и резаки от плуга, наральники, орудия уборки и серпы, жернова. Крестьяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох. Важной отраслью сельского хозяйства являлось скотоводство. Оно обеспечивало население мясом и молочными продуктами. Шерсть шла на изготовление войлока и ткани. Булгары разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз. Лошади использовались как тягловая сила на пашне. Земледелие удовлетворяло не только внутренние потребности страны в хлебе. Булгары вывозили хлеб в русские княжества. В «Повести временных лет» (1024) сообщается, что во время голода в Суздальской земле русские отправлялись в «Булгары и привезоша жито (хлеб) и тако ожиша». Таким образом, в домонгольское время были заложены основы агрикультуры татар: система земледелия, традиционный набор сельскохозяйственных растений, пахотные орудия, терминология, в общих чертах сохранившиеся и в более позднее время.

Сабан (пахота). Худ. Р. Г. Загидуллин. 2015 г.

  Сельское хозяйство было одной из ведущих отраслей экономики Золотой Орды и позднее – Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, Ногайской Орды. Известно, что Золотая Орда являлась основным поставщиком хлеба и других товаров на рынки Европы. Татарские крестьяне, особенно в Поволжье и на Урале, пользовались заслуженным уважением в крае. Современник писал: «Хлебопашество у татар идёт очень успешно, и это надо отнести (…) исключительно к их трудолюбию». Традиционное земледелие и земледельческая культура народа были высокоразвитыми для своего времени.

Соха. Конец XIX – начало XX в.

  В XIX – начале ХХ в. ведущей системой земледелия у татар, прежде всего в Среднем Поволжье, Прикамье и Окско-Сурском междуречье, была паровая в форме трёхполья, возникшая ещё в булгарское время. Пахотные земли подразделялись на три клина: паровое, озимое и яровое поле, равные по размеру и ежегодно меняемые. Паровое поле, особенно на выпаханных почвах, по возможности удобрялось. Ещё одной, некогда широко распространённой в булгаро-татарской агрикультуре системой земледелия являлась залежно-переложная. С падением плодородия пашни забрасывали (они отдыхали 5 – 20 лет), а затем распахивали как новый участок.

Татарские крестьяне за уборкой сена

  Развитой агрикультуре татар соответствовал и широкий набор полевых сельскохозяйственных растений. В зоне господства паровой системы земледелия в Окско-Сурском междуречье, в Среднем Поволжье и Прикамье, почти половина всех хлебов приходилась на долю озимой ржи. Большую часть ярового клина занимал овёс. Товарной культурой была яровая пшеница. Довольно популярной являлась пшеница-двузернянка – полба. Почти повсеместно татары возделывали ячмень, о традиционности которого свидетельствует и другое название – ашлык (хлеб). Характерной культурой было просо. Гречиху в малых количествах выращивали почти в каждом хозяйстве. Из бобовых возделывали горох и чечевицу, из прядильных растений – лён и коноплю. Как доступное лакомство во многих хозяйствах выращивали подсолнечник.

  Татарские земледельцы использовали разнообразный инвентарь – орудия пахоты и боронования. Первые применялись для обработки земли и делились на два типа: плуги и сохи. Орудия плужного типа – это традиционный тяжёлый деревянный плуг с колёсным передком и упряжкой из нескольких тягловых животных.

Рябинка. Худ. И. К. Зарипов. 1996 г.

  Соха в земледелии татар была старинной конструкции: с двумя перовыми сошниками, перекладной полицей и запряжкой в одну лошадь.

  Орудия боронования пашни сводились в основном к разным вариантам одной и той же деревянной рамной бороны с деревянными, а к концу XIX в. – преимущественно железными зубьями.

  Важной порой для земледельца являлась уборка хлебов и сенокос. Повсеместно для жатвы озимой ржи, в меньшей степени – овса и полбы применяли серп фабричного, иногда кустарного производства. Низкорослые хлеба при плохом урожае, а также гречиху, горох, чечевицу убирали косой. В конце XIX в. для уборки яровых начинает использоваться коса современного вида (литовка, стойка), часто с грабельками. Для сенокошения, помимо обычной косы, на лесных опушках, заболоченных лугах применяли косу-горбушу.

Сани и телеги

Сбор сена. ТАССР. 1940 – 1950-е гг.

  Сжатый хлеб для дозревания и просушки ставили в поле в копнообразные или продолговатой формы клади из 25 – 100 снопов, преимущественно яровых хлебов. Другую группу кладей составляли островерхие, из 5 – 20 снопов. Урожай сушили в степной зоне прямо в поле, а в лесостепной и, особенно, в лесной прибегали к огневой сушке в овинах и зерносушилках. Овины у татар были двух типов: шиши и срубные.

  Наиболее распространённым способом обмолота снопов была молотьба цепами и животными. Цеп применялся для обмолота ржи, особенно в деревнях лесной и лесостепной полосы. Копытами лошадей топтали горох и гречиху, овес и полбу. Зерно сортировали вручную деревянной лопатой. Иногда веяли из ведра, пудовки на сквозняке в проёме ворот, дверей сарая. В XIX в. стали применять большие решёта – грохоты, а концу столетия в практику стали быстро входить ручные веялки местного кустарного производства. Для помола зерна на муку служили стационарные мельницы, водяные и ветряные. Практически в каждом крестьянском хозяйстве были ручные ротационные мельницы, деревянные, реже каменные. Распространены были и ступы, предназначенные для рушения крупы, давления конопляного масла, использовались они и как льномялки. Зерно, муку, крупу и другие продукты крестьяне хранили в клети или амбаре. Для зерна в клети сооружали срубные закрома; муку держали в деревянных кадках. У зажиточных крестьян хлеб находился в каменных или кирпичных кладовых. В лесостепной и степной полосе были распространены и подвалы.

Ветряная мельница

Водяная мельница

  Садоводство, огородничество и собирательство являлись важной частью традиционной сельскохозяйственной культуры татар. Они издавна употребляли культурные и дикорастущие плоды, ягоды и овощи. Знаток народного быта К. Фукс отмечал: «В огородах у трудолюбивых татар насажено всего в изобилии: картофель, лук, свёкла, морковь и капуста – все эти овощи они запасают на зиму». Большую часть огородной, а иногда и близлежащей полевой земли у татар Среднего Поволжья на рубеже XIX – ХХ вв. занимал картофель. Из овощей особой популярностью пользовался лук. Выращивали капусту, которую солили на зиму, морковь, огурцы, свёклу, редьку, чеснок. Кряшены возделывали табак. Популярным растением на огороде была тыква. Многие из распространённых в наше время культур: томаты, перец, кабачки – появились лишь после Великой Отечественной войны.

Каменный жёрнов 

Мельница ручная. XIX в.

  Для татар, особенно в Заказанье, были характерны небольшие садики перед фасадом дома. Здесь росли декоративные кустарники, рябина, черёмуха. Из плодовых деревьев и кустарников предпочтение отдавалось яблоне, вишне, смородине.

  С незапамятных времён для татар дикорастущие плоды, ягоды служили существенным дополнением к столу. Собирали лесную малину, землянику, чернику, ежевику, бруснику, клюкву; в степной зоне – вишню, тёрн, боярышник. Большой популярностью пользовалась черёмуха. Охотно собирали дикий лук, чеснок, борщевик, щавель. В сибирских деревнях по Иртышу важное место занимало шишкование кедра.

Весы. Начало XX в.

Щедрый август. Худ. Х. А. Якупов. 1989 г.

  Животноводство у поволжских татар было важным, но в XIX в. больше носило подсобный земледелию характер. Оно являлось преимущественно натуральным: скот и птица были источником продовольствия  (мясо, молоко, яйца) и сырья для домашних ремёсел и кустарной промышленности (шкуры, кожа, шерсть, пух, кость), а лошади и быки (волы) – основной тягловой силой в хозяйстве.

Седло. 1970 –1990-е гг.

Плётка. Середина XX в.

  Пчеловодство (бортничество и его пасечная форма) – древнее и распространённое занятие у татар. Первоначально оно существовало в форме собирательства мёда диких пчёл, затем – собственно бортничества: искусственного изготовления бортей в дуплах больших деревьев. На протяжении ХVIII – ХIХ столетий по мере истребления старых лесов оно изживало себя. Борти сменили колодные ульи, которые первоначально подвешивали на деревьях. В ХIХ в. Пчеловодство приобрело пасечную форму. В начале ХХ столетия стали внедряться рамочные ульи современного вида. Казанские татары держали ульи преимущественно на усадьбе.

Ульи. Дер. Сулабаш Арского района. Начало XX в.

  Охота в прошлом играла заметную роль в хозяйстве татар и их предков. Ещё для булгар важное значение имела добыча пушнины, свидетельством этому являются многочисленные находки на археологических памятниках специализированных наконечников стрел. Подобная охота не утратила значения и позже. Способы добычи зверя и птицы у татар, как и у их соседей, имели две традиции – лесную и степную. При первой преобладали пассивные приёмы охоты – устройство всевозможных ловушек: ловчих ям, силков, сетей-тенет, капканов, самострелов. Степная традиция просматривалась в активных способах добычи: травля зверя собаками, ловчими птицами, облавная охота, гоньба на лыжах по глубокому снегу, особенно охота верхом на волка, лису. Охотились на разного зверя, от белки до лося и медведя, на боровую и водоплавающую птицу. Там, где существовали условия, приоритет отдавался пушному зверю. Особенно развитой охота была на Урале и в Сибири, в Тоболо-Иртышском междуречье.

Булгары на охоте. Худ. Р. Г. Загидуллин. 2008 г.

  Рыболовство в большей степени любительское, не промышленное, практиковалось во многих татарских деревнях. Повсеместно использовались разнообразные снасти и сооружения для добычи рыбы: удочки, блесна, ловушки-морды, вентеря, сети, бредни, неводы, перемёты. Искусными рыболовами являлись сибирские татары.

Приспособления для ловли рыбы. Середина XX в.

  Татары издавна были ремесленным народом. Разнообразная продукция мастеров Волжской Булгарии не только служила нуждам населения, но и была важной статьёй экспорта. Ремесленники в своей работе опирались на собственный богатый опыт, также активно перенимали традиции народов Кавказа, Ирана, Средней Азии. Для последнего создались особые условия после вхождения булгарских земель в состав Золотой Орды. В итоге сложились передовые для своего времени техники и технологии разнообразных ремёсел, производства разнообразных и оригинальных изделий.

Плотник. ХХ в.

Заготовка дров для промышленности Казани. Работа лучковой пилой. Лаишевский район ТАССР. 1939 г.

  Ремёсла поволжских татар ХIХ – начала ХХ в. были разнообразны и многочисленны: по отдельным подсчётам, их было от 50 до 150. Это обработка древесины и лесохимия, переработка волокнистых веществ растительного и животного происхождения, обработка кожи, металла, камня, минеральных веществ. Одними из самых распространённых являлись промыслы и ремёсла, связанные с деревом и деревообработкой: лесохимические, рогожно-кулеткацкий, плотницкий, столярный, токарный, бондарный, экипажный. Почти в каждой деревне, особенно у казанских татар, имелись профессиональные плотники, занимавшиеся строительством домов, общественных и хозяйственных построек, мечетей, изготовлением мебели, домашней и кухонной утвари. В Казанской губернии в ХVIII – ХIХ вв. процветало производство телег, саней. В экипажном промысле активно участвовали татарские мастера. Многие татары, в основном в Предкамье, занимались добычей и обработкой луба и лыка, ткачеством рогож и сшиванием кулей, плетением лаптей, витьём верёвок.

Мастера-сапожники режут заготовки для обуви. Казань.1930 г.

Обувная мастерская Алафузовских фабрик. Начало XX в.

  Практически каждый крестьянин мог произвести простейшую обработку шкуры для собственных хозяйственных нужд. Качественной выделкой этого сырья занимались профессиональные ремесленники. Именно благодаря татарским мастерам Среднее Поволжье и Прикамье, особенно районы Заказанья, стали главными центрами обработки кожи в России. Здесь выделывались знаменитые юфть (особым образом обработанная, прочная, предназначенная, главным образом, для обуви кожа крупного рогатого скота, окрашенная в чёрный или красный цвет) и сафьян (мягкая козья, реже овечья и телячья кожа, окрашенная в яркие зелёные, жёлтые, красные цвета, используемая для обуви и галантерейных изделий), с раннего Средневековья известные во всём мире как «аль-булгари». Производство долгое время существовало в форме кустарного ремесла. Именно в Казани Петром Великим была основана одна из первых в России «пумповых» (кожевенных) мануфактур.

Ткачиха. Челябинская обл., дер. Попово

  Обработанная кожа предназначалась для галантерейных, шорных изделий, но в первую очередь – для выделки обуви. Сельские кустари повсеместно изготавливали относительно простую повседневную обувь: кожаные калоши, туфли, сапоги. Но татары славились прежде всего выделкой татарской или казанской узорной обуви из юфти и сафьяна. Особым образом выкроенные кусочки разноцветной кожи сшивались специальным швом шёлковыми или металлизированными нитками, образуя мозаичный узор изделия. Центр производства, к концу XIX в. принявшего характер рассеянной мануфактуры, сосредотачивался в Казани и в селениях Лаишевского и Казанского уездов. В момент расцвета промысла на рубеже XIX – ХХ вв. в нём участвовало около 10 тысяч человек, преимущественно татар, выпускавших ежегодно около 3 млн пар обуви. Яркие, красиво орнаментированные сапоги и туфли пользовались любовью среди зажиточных слоёв общества, причём не только татарского; такую обувь охотно носили и русские; её поставляли в Сибирь, Среднюю Азию, на Кавказ, в обе столицы, даже за пределы России – в Англию, Францию. Узорная кожаная обувь с потайным швом встречается на памятниках волжских булгар; кожаные сапоги с аппликацией, подобные ичигам, найдены в раскопах ханской Казани. Ныне широко распространённые слова «сапоги», «башмаки», «чёботы», «чулки» имеют тюркское происхождение.

Рыбнорядская улица. Барабусы. Около 1895 г.

Грузчики на пристани «Кавказ и Меркурий».Начало XX в.

  Повсеместно распространено было ткачество, к середине ХIХ в. существовавшее в виде домашнего и мануфактурного производства и фабрик. Татарки занимались плетением кружев, салфеток, особенно распространённым в Предкамье. В южных уездах Оренбургской губернии занимались вязанием изделий из козьего пуха, особенно знаменитых пуховых платков. В промысле участвовало около 10 тысяч женщин, причём пряли нить почти исключительно татарки.

  Изготовлением простой повседневной одежды, особенно нижней и для членов семьи, занимались женщины. Но издавна существовало и профессиональное ремесло по пошиву верхней одежды. Портные, почти исключительно мужчины, обслуживали своё селение и ближайшую округу, работая на заказ из материала клиента. В Казанской губернии, например, в 70-е гг. ХIХ в. татары составляли свыше двух третей всех мастеров. Среди ремёсел казанских татар выделялось золотошвейное дело – расшивание женских и мужских головных уборов шёлковой, золотой или серебряной нитью, а также бисером, искусственным жемчугом, стеклярусом.

  К концу ХIХ столетия, по мере развития промышленности, транспорта, роста городов, среди татар всё большее распространение получило отходничество крестьян. Они работали в городах дворниками, кучерами, банщиками, истопниками. Их охотно нанимали, поскольку татары отличались трудолюбием и добросовестным отношением к своим обязанностям. Много татар трудилось на приисках и в шахтах Урала, Сибири, Донбасса, на нефтепромыслах Баку, рыбных тонях Астрахани, на лесоповале и лесосплаве. Распространённым и весьма характерным промыслом являлся гужевой извоз.

  Торговлей и торгово-посреднической деятельностью татары занимались издавна, поскольку находились в самом центре торговых путей между странами Запада и Востока. Они не только активно посредничали в этой торговле, но и сами вели меновой торг с народами Севера, откуда экспортировали меха, кость и многое другое. В торговлю из-за конкуренции с русской буржуазией в ХVII – XVIII столетиях устремился и нарождавшийся национальный капитал. Правительство поощряло торговое предпринимательство татар, хорошо знавших обычаи и языки местных и восточных соседей.

Татарин-галантерейщик

  Самой массовой была мелкая разносная и разъездная торговля, которую татары в Поволжье и на Урале практически монополизировали. Состоятельные татары держали лавки и магазины, причём в этом качестве они опережали в Прикамье русскую буржуазию. Крупные купцы, зачастую выходцы из тех же крестьян, вели масштабную торговлю не только в своём крае, но и далеко за его пределами, включая другие государства. Торговый капитал выступил организатором промыслов и промышленных предприятий в Заказанье, Сеитовой слободе, Троицке, Касимове. Татары издавна отличались деловитостью и предприимчивостью, позволившими выдвинуться из их среды немалому числу известных промышленников и торговцев. Так, в знаменитом ичижном производстве видную роль играли предприниматели С. Каримов, Г. Сабитов, Ф. Монасыпов, в прошлом сами крестьяне, начинавшие карьеру на этом поприще в качестве закройщиков. Характерно, что многие из них были крупными меценатами, немало сделавшими для развития татарской культуры и образования, формирования интеллигенции.

Чагатайское ханство — Энциклопедия всемирной истории Узбекистан, южный Казахстан и западный Таджикистан. Ханство было основано Чагатаем (1183-1242 гг. н.э.), вторым сыном Чингисхана (годы правления 1206-1227 н.

э.). Возможно, это было единственное монгольское ханство, сохранившее верность своим кочевым корням, но это также означало, что оно менее развито в экономическом и культурном отношении, чем другие. Административной столицей и самым известным городом был Самарканд, центр верблюжьих караванов, пересекавших Азию. Постоянно воюя со своими соседями, ханство редко достигало какой-либо стабильности и было захвачено монгольским лидером Кайду II на три десятилетия с 1272 по 1301 год нашей эры. В последние десятилетия своего правления чагатайские ханы заметно продвигали ислам, но династические ссоры привели к расколу государства на две части и их окончательному распаду к 1363 г. н.э.

Фонд

Чагатайское ханство было основано, когда Чингисхан дал каждому из своих четырех сыновей территорию для автономного управления в рамках Монгольской империи, которую он создал в 1206 году н.э. Чагатай (он же Чагадай) был вторым по старшинству сыном, и ему была отдана та часть империи в Средней Азии, которая в основном охватывает сегодняшний южный Казахстан и часть его соседей.

Таким образом, его государство было окружено тем, что впоследствии стало тремя другими монгольскими ханствами: Ильханатом на западе, Золотой Ордой на севере и Империей Великого хана (Империей династии Юань) на востоке.

Удалить рекламу

Реклама

Чагатайское ханство было втянуто в гражданскую войну между братьями Хубилаем и Ариком Боке из-за того, кто станет Великим ханом монголов.

Чагатайское ханство, как оно стало известно, образовалось из бывших восточных территорий Хорезмской империи, завоеванных войсками Чингисхана в 1220 г. н.э. Чагатай был консервативным правителем, и после его смерти в 1242 г. большинство его преемников продолжали в том же духе, максимально сохраняя традиции кочевых монгольских племен на своей территории, но, в то же время, смешиваясь с кочевым тюркским племенем. племена, уже присутствующие в регионе. Кроме того, киданьские племена составляли значительное меньшинство в государстве.

Четыре ханства Монгольской империи

Ариен Кинг (CC BY-NC-SA)

Раскол Монгольской империи

Когда Мункэ-хан, «универсальный правитель» или Великий хан Монгольской империи (годы правления 1251-1259 гг. н.э.), умер в 1259 г. н.э., последовала гражданская война между двумя основными кандидатами на его место, двумя его младшими братьями Хубилаем. (1215-1294 гг. н.э.) и Арик Боке (1219-1266 гг. н.э.). Хубилай пользовался поддержкой Хулагу, который тогда правил Ильханатом, в то время как правитель Чагатая в то время, королева-регент Оргина (годы правления 1251–1260 н.э.), предпочла не поддерживать ни того, ни другого и оставаться нейтральной. Однако Чагатайское ханство привлекло Арика Боке, который выбрал Алгу, внука Чагатая, чтобы занять вакантный ханский трон и, таким образом, предоставить ему столь необходимую базу для людей и материалов в его войне с Хубилаем. К несчастью для Арика Боке, у Алгу (годы правления 1260–1266 гг. Н. Э.) Были свои амбиции, и он объявил ханство полностью независимым. Хуже того, Алгу напал на соседнее ханство Золотой Орды, которое было союзником Арика Буке, а затем заявил о своей поддержке Хубилая.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Тем временем Хубилай, располагавший гораздо более богатыми ресурсами, стал признанным новым Великим ханом в 1260 г. н.э., даже если гражданская война продолжалась еще четыре года. По сути, это был момент, когда четыре ханства стали полностью независимыми государствами, а Хубилай сосредоточился на Китае, где он основал династию Юань (1271–1368 гг. Н. Э.), Которой он правил как китайский император до 1294 г. н. э.

Вернувшись в Среднюю Азию, Арик Боке, вытесненный из монгольской столицы Каракорум, мобилизовался против Чагатайского ханства, но был вынужден отступить из-за отсутствия припасов. Затем, в аккуратном смешении старого и нового режимов, Алгу женился на Оргине в 1264 году нашей эры. Благодаря опыту опытного министра финансов Масуда Бега государство теперь было на пути к достижению столь необходимой стабильности.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Монгольский лучник

Stonnefrety7777 (CC BY-SA)

Кайду II

Проведя одного самозванца, чагатаи остались с другим опасным врагом, Кайду II (1235-1301 гг. н.э.), который был внуком Угедей-хана (годы правления 1229-1241 н.э.). Мункэ-хан, принадлежавший к толуйской ветви потомков Чингисхана, приступил к безжалостной чистке соперничающего клана Угедей, но Кайду был тогда слишком молод, чтобы считаться угрозой, и поэтому ему удалось бежать в Сибирь. Теперь Кайду увидел свой шанс обрести собственное собственное ханство, тем более что он получил согласие Золотой Орды напасть на территорию Алгу. Когда Алгу умер в 1266 году н.э., а Хубилай воевал на востоке, Кайду воспользовался своим шансом. При военной поддержке Золотой Орды и бывших сторонников Арика Боке Кайду продвигался как на восток, так и на запад в течение следующих пяти лет, захватив Алмалык, победив преемника Алгу, Барака (годы правления 1266-1271 н.э.), в битве при Ходженте и установив себя как доминирующего правителя в регионе, положение, которое он занимал с 1272 по 1301 год нашей эры. Такова была угроза стабильности всего региона, между Золотой Ордой, Чагатайским ханством и царством Кайду был заключен мирный договор с разделом как отдельных территорий, так и доходов от караванной торговли, проходящей через регион.

Это соглашение иногда называют Таласским соглашением.

Слабый контроль над собственным государством не удержал Кайду от попыток расширения на восток за счет территории Хубилай-хана.

Новые договоренности с северными и восточными соседями позволили чагатайцам попытаться расшириться на юг за счет Ильханства. В 1270 г. н.э. Барак напал, но затем был побежден Абакой, правителем Ильханата (годы правления 1265-1282 н.э.). Выяснилось, что Кайду поддерживал Абаку, и после смерти Барака в следующем году Кайду сам провозгласил себя правителем Чагатайского государства, хотя и не принял титул 9.0051 хан , предпочитая вместо этого выдвигать на эту должность выбранных им самим кандидатов. Тем не менее, потомки Барака все еще слышали шум восстания, а в 1273 г. н.э. Абака даже разграбил Бухару.

Удалить рекламу

Реклама

Ненадежный контроль над собственным государством не удержал Кайду от попыток расширения на восток за счет территории Хубилай-хана, в чем его поддерживали многие традиционные монгольские лидеры, считавшие Хубилая слишком восприимчивым к китайским обычаям, и поэтому, отказавшись от своих монгольских корней, он точно так же лишился монгольской поддержки в Центральной Азии. Граница между двумя государствами будет постоянно меняться по мере того, как будут выиграны и проиграны сражения, захвачены и оставлены города. Только после смерти Кайду в 1301 г. н.э. конфликт закончился, и к 1304 г. н.э. наконец воцарился относительный мир в Азии, период, известный как 9-й век н.э.0051 Пакс Монголика . С 1309 г. н.э. линия Огедей не получила никакого влияния, и чагатаи вернули себе контроль над своим государством.

Кебек и Тармаширин

Пограничные конфликты продолжались со всех сторон, несмотря на всеобщий «мир», но правление Кебека (годы правления 1318-1327 гг. н.э.), по крайней мере, снова принесло некоторое экономическое процветание, в основном благодаря его поощрению использования валюты. Мелкие серебряные монеты, широко используемые в настоящее время в ханстве, были известны как кебеков в честь самого хана, и их имя сохранилось в России, поскольку их термин копейка превратилась в копейки. Кебек также централизовал государство и сформировал новую и более безопасную столицу в Карши (на юге Узбекистана).

Следующим значительным правителем был Тармаширин (годы правления 1331-1334 н.э.), который обратился в ислам и продвигал эту религию в своем царстве. Однако это обращение не помешало хану совершить набеги на мусульманский султанат Дели. Были и проблемы теперь дома, поскольку традиционные монголы, большинство из которых практиковали шаманизм, тибетский буддизм (ламаисим) или несторианское христианство, рассматривали переход к исламу как предательство своих монгольских корней. Кульминацией этого недовольства стало восстание, свергнувшее Тармаширина в 1334 г. н.э., хотя, как оказалось, большинство последующих ханов также были мусульманами, и, в частности, в западной части государства господствовала эта религия.

Удалить рекламу

Реклама

Самарканд

Основное экономическое богатство Чагатайского ханства было связано с оседлым районом вокруг Бухары и прохождением верблюжьих караванов по маршрутам Шелкового пути. Другим известным городом, одним из великих романтических названий Азии, был Самарканд (Самарканд), который действовал как административный центр монголов после его захвата в 1220 г.

н.э. и после разрушения Бухары, сделавшего этот город непригодным для проживания в 1219 г.СЕ. Большой участок крепостных стен из сырцового кирпича был раскопан в Самарканде, и участки такой же стены до сих пор стоят в цитадели Бухары. Оба города, до некоторой степени перестроенные, были почти невероятно разорены во второй раз собственным правителем Чагатайского ханства Бараком. Это такой же хороший показатель, как и любой другой, что чагатаи все еще были кочевниками, подозрительно относились к городам и стремились грабить их ради легкой, но лишь краткосрочной выгоды, особенно во время войны. Официальной столицей ханства был Алмалык, расположенный на северо-востоке государства, но на самом деле это был лишь географический пункт доступа купцов к императорскому двору.

Статуя Марко Поло

Кшиштоф Голик (CC BY-SA)

Венецианский исследователь Марко Поло (1254-1324 гг. н.э.) путешествовал по Азии и служил при дворе Хубилай-хана между ок. 1275 и 1292 гг. н.э.

По возвращении в Европу Марко описал свой опыт в своей книге Путешествия Марко Поло или Путешествия (Описание мира) , впервые опубликованной ок. 1298 г. н.э. В Книге 1, главе 31 этого необычного труда, Марко описывает Самарканд, который он называет Самарканом, как:

…благородный город, украшенный прекрасными садами и окруженный равниной, на которой произрастают все плоды, какие только может пожелать человек. Жители, частью христиане, частью магометане, подчиняются владычеству племянника великого хана, с которым, однако, он не в дружеских отношениях, а, напротив, между ними вечные распри и частые войны.

Отказ

Ханство действительно страдало от непрекращающихся войн и пришло в дальнейший упадок после свержения Тармаширина, поскольку различные монгольские фракции боролись за контроль, и последовала линия недолго правивших ханов. Вследствие этой слабости государство фактически разделилось на восточную (Мавераннахр или Трансоксания) и западную (Могулистан) половины, при этом многие местные вожди племен затем игнорировали правительства обоих. Кроме того, местные тюркские эмиры взяли под свой контроль южную часть государства. Дальнейшие разрушения были вызваны приходом Черной смерти в регион в 1340-х годах нашей эры. К середине 14 века н.э. монгольская элита в значительной степени стала частью оседлых обществ, которые они когда-то стремились завоевать, и последний хан, Туглуг Тимур (годы правления 1347-1363 н.э.), не смог предотвратить распад монгольского общества. ханство как определяемое политическое образование. С 1370-х годов н.э. бывшие территории Чагатайского ханства были захвачены Тимуром (он же Тамерлан), основателем Империи Тимуридов (1370-1507 гг. н.э.) и новой доминирующей силой в регионе.

Удалить рекламу

Реклама

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Приобретение и миграция в России | Колонизация | Статьи и очерки | Встреча границ | Цифровые коллекции

Прослушать эту страницу

Это эссе было опубликовано в 2000 году как часть первоначального веб-сайта «Встречи на границах».

Схематическая карта Амурской области. Коллекции карт LC. Заселение Амурской области концентрировалось вдоль реки Амур и было наиболее плотным вокруг города Благовещенска, основанного в 1856 г. как военный пост.

За четыре столетия Сибирь вошла в легенды как край невольного изгнания и заточения. Волны вынужденной миграции заселили территорию к востоку от Урала, дав Сибири уникальную историю. Наряду с вынужденными переселиться в Сибирь другие группы, в том числе миссионеры, крестьяне и религиозные нонконформисты, нашли и возможность, и новую жизнь на самых дальних границах царского государства.

В первые годы после завоевания Ермаком Сибирского ханства в конце XVI века все возрастающее число промышленников (пограничников) и православных священнослужителей начало пересекать русские глубинки, направляясь на восток в поисках новообращенных и меховых шкурок. . Следуя за притоками великих сибирских рек, они основывали крепости и города в своем неумолимом походе к Тихому океану.

Карта-Южно-Уссурийского края , А. Албин. Коллекции карт LC. Поселение в Южно-Уссурийском крае было закреплено в портовом городе Владивосток. К началу ХХ века он стал российской метрополией Дальнего Востока.

Вслед за этими первооткрывателями прибыло множество вновь прибывших, в том числе многие из тех, кто стремился избежать преследований в центральной России и начать новую жизнь вдали от Москвы и Санкт-Петербурга. Религиозные ревнители, такие как старообрядцы, нашли убежище в далеких дебрях фронтира. После строительства Транссибирской магистрали многие мигранты двинулись на восток, создавая сельскохозяйственные и промышленные поселения вдоль нового транспортного коридора.

Однако, как страна с суровым климатом и местностью, Сибирь никогда не была магнитом для свободного заселения. Заключение и ссылка оставались основным способом заселения региона и развития его экономики. Помимо труда, вынужденная миграция также принесла в некоторые районы Сибири образование и культуру. Многие из декабристов, сосланных на Восток после 1825 г., были эрудированными военными офицерами. Поляки, отправленные в Сибирь после неудавшихся восстаний против русского владычества в девятнадцатом веке, принесли европейскую культуру и римский католицизм в такие города, как Томск и Иркутск.

Деталь Карта Азиатской России . Коллекции карт LC. Подпись: На этой политической карте Азиатской России 1868 года показаны обширные владения Российской империи в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке.

В советское время Сталин создал обширную сеть исправительно-трудовых лагерей, в которых заключенные работали в рабстве, чтобы помочь в проведении его амбициозной кампании индустриализации. Эта система, известная как ГУЛАГ и простиравшаяся во все уголки Сибири и советского Дальнего Востока, включала в себя многочисленных заключенных из Восточной Европы и других зарубежных стран, что помогло придать сибирским общинам многонациональный характер, который сохраняется и по сей день.

В царском самодержавии многоуровневая бюрократия регулировала жизнь по всей России. В двадцатом веке советское правительство заново изобрело и даже усовершенствовало методы централизованного контроля. В обоих случаях громоздкое правительственное здание одновременно служило населению и угрожало ему. Рычаги власти исходили из столицы, будь то Москва или Санкт-Петербург, и простирались далеко за границу. В Сибири генерал-губернаторы и другие областные чиновники осуществляли царскую политику через сеть губернской и местной администрации. После большевистской революции советские комиссары возродили аналогичные модели управления под видом новой идеологии.

  • Obʺi︠a︡snenīe kʺ planu techenīi︠a︡ bumagʺ. Общие коллекции ЛК. Прославившаяся сатирическими сказками Николая Гоголя, царская бюрократия широко распространилась по российской провинции. Диаграммы из этой книги подробно описывают «бумажный поток» в середине XIX века, которым управляла региональная администрация по всей стране, включая Сибирь и Дальний Восток России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *