Сибирскотатарская государственность: элита, население и экономика
Часть 2
«Миллиард.Татар» продолжает серию публикаций украинского историка Ярослава Пилипчука, посвященную истории Сибирского ханства в XV-XVII веках — одного из интереснейших, по его оценке, аспектов истории татар. В второй части своего исследования наш постоянный автор рассказывает о внутренней структуре ханства.
Первая часть здесь
Структура сибирскотатарской элиты
В первой половине XVI в. беклярибеками снова станут Тайбугиды из буркутов. В 1555 г. они начали себя титулировать сибирскими князями. Касательно беклярибека при Кучуме, то В. Трепавлов считали, что это был Маметкул, а Д. Исхаков предполагал, что это был Бегиш. В ханстве также существовал институт гургенов, то есть ханских зятьев. Сибирского хана во время интронизации поднимали на белой кошме карачами.
К высшим слоям управления относился базарский князь Чюмгур, который был главным над ордобазаром (базар) во время правления Айбака.
В Сибирском ханстве упоминаются сеййиды Дин-Али и Ярым. При ханах также были муллы, хафизы, муфтии, мударрисы. Хафизы и сеййиды были воспитателями ханских детей. Они также собирали ясак для хана. Хафизы также разрешали имущественные и правовые вопросы. В 1601 г. Кучумович Хаджим отправил собирать с башкир дань сеййида Хаджимберди и хафиза Алибая.
Делами ставки и двора руководили ички. В Сибирском ханстве существовал институт тарханства. Тарханы не были обязаны платить дань господину, в отличии от кыштымных.
Источник: wikipedia.orgНаселение и экономика ханства
Ясачное население было организовано по областям. Тобольские татары жили около Искера по Тоболу и Исети. Тарские татары жили по Иртышу до Тары. Томские татары-эуштинцы жили по Томи. Ареалом сосредоточения сибирских татар были районы Искера, Чимги-Туры и Ялы. Служилые татары были организованы в тысячи, сотни и десятки.
В Центральную Азию сибирские татары поставляли меха, моржовью и мамонтову кость.Центральная Азия была связана с Сибирью со времени улуса Шибана. Сыновья Муртазы Ахмед-Гирей, Кучум, Чайлу принимали участие в усобицах в Бухарском ханстве. По материнской линии ногайские бии из Шимамаевичей были связаны с потоками Айбака. Опираясь на традиционную поддержку Шихмамаевичей Шибаниды в 1563 г. вернули себе Сибирское ханство, однако в 1569 г. казахский хан Хакк-Назар разгромил Шихмамаевичей, и в 1570 г. Кучум отправил в Москву два письма в которых в принципе соглашался стать вассалом русских, если они помогут против казахов.
Впрочем, через некоторое время Кучуму удалось наладить отношения с казахами. Дочери Шигая стали женами Ахмед-Гирея и Кучума, а одна из жен Шигая была из племени чатов. Около 1577-1578 гг. Ахмед-Гирей был убит своим тестем Шигаем. В борьбе против Хакк-Назара Кучум объединился с ногайцами Шихмамаевичами и бухарским ханом Абдуллой II. В 90-е гг. XVI в. Кучум опирался на Шихмамаевичей, а бухарцы не смогли оказать реальной помощи.
Торговые пути и внешние связи
С Центральной Азией сибирцы торговали через Ишимский и Иртышский пути. Также существовали Вишерско-Лозьвинский путь, который шел с Вычегды через Вишеру, Лозьву, Тавду, Тобол на Искер. Также существовал путь через Тагильский волок. Он шел через Каму, Чусовую, Серебрянку, Баранчу, Тагил, Туру на Тобол и Чымги-Туру. Казанский путь по Каме, через Исетские степи на Чымги-Туру и Явлу-Туру. Из Чымги-Туры через Искер, вдоль Иртыша, через Барабинскую степь в кочевья ойратов и Китай.
Источник: wikipedia.org
Традиционно Сибирское ханство было тесно связана с ногайцами. Знатные ногайцы окружали Кучума до 1597 г. Ногайцы имели во владениях Сибирского ханства Тайбугин юрт и заняли позиции которыми раньше владели буркуты. В 1603 г. Али б. Кучум получил поддержку от Шихмамаевичей. Прибыло триста воинов во главе с Урусом. Отношения с русскими сибирцы установили в 1481 г., когда против хана Большой Орды Ахмата выступил Айбак. После победы над Ахматом Айбак отправил посольство в Москву.
Претензии русских
Преемник Айбака (Ибрахим) Мамук же соперничал с Москвой за контроль над Казанью. В 1499 г. сибирцы организовали поход на Казань, а в 1505 г. на Великую Пермь. В 1555 г. Тайбугиды из буркутов на некоторое время узурпировавшие престол прислали посольство, а в 1563 г. их посол Чигибень принес дань. В 1569 г. уже Кучум обещал дань, а в 1571 г. в Сибирь прибыл русский посол с проектом «шертной» грамоты.
В 1573 г. сибирцы совершили поход на Великую Пермь. В 1574 г. Иван IV дает грамоту Строгановым в которой указывал, что Шибаниды узурпаторы, а Тайбугиды легитимные правители, тем самым обосновывая будущие завоевания. Указывалось, что нужно перетянуть на свою сторону Югру, хантов и манси и брать с них дань.
О Сибири говориться как о царской вотчине. В 1577 г. Кучум попытался договориться с русскими и обещал им дать дань со своего ханства. Русские отказались поддерживать претензии ногайского нуреддина Хан-мирзы на владения Кучума.
В 1581 г. пелымский князь Аблайкерим совершил нападение на волости Строгановых, что послужило причиной наема войска Ермака. В 1582 г. мансийский князь Бегбелия пришел на Чусовую и Сылвенский острожек. Вместе с ним шли войска сибирцев во главе с Али. В сентябре 1582 г. выступил в поход Ермак. Среди угорских княжеств протатарскую позицию занимало Пелымское княжество и подвластная ему Конда. Среди элиты Пелыма кроме манси были и татары. Также начал распространяться ислам. В 1571 г. Кучум начал подстрекать хантов к восстанию против русских, а в 1573 г. запретил давать дань. В 1572 г. при подстрекательстве сибирцев на Каме и Чусовой восстали марийцы. Во время крымского похода на Москву Кучум отказался от дани русским. В 1573 г. Мамектул ходил на Пермь и убил многих лояльных русским хантов. В 1581-1582 гг. манси и сибирцы напали на Пермь. Ответом был поход на Сибирское ханство со стороны Ермака в 1582 г.
Источник: wikipedia.orgАдминистративные центры ханства
После поражения войск Кучума в битве на Чувашском мысу ханты оставили сибирцев. Хантыйский князь Бояр дал дань русским. В 1595 г. однако куноватско-ляпинский князь Шатров Лягуев восстал против русский. В 1593 г. мансийский кондинский князь Игичей Алачеев совершил удачный поход на селькупскую Пегую Орду правитель которой Воня был союзником Кучума.
Касательно же собственно татарских владений, то Чымги-Тура в 1429-1430 гг. было центром вилайета Туран. Синонимом Чымги-Туры в русских источниках было Тюмень. Касательно же Искера, то он выступал в европейских источниках как Сибирь. Существовало еще 67 городков (тура). 47 из них известны по нарративным источникам. На реке Туре располагались Епанчин городок, город Кучумова брата, Киндырский городок, Чымги-Тура, Чубар-Тура. На реке Тобол находились Явлу-Тура, Тарханский пограничный городок, Укрепление на холме Цытырлы, Акцибар-кала, Алышая сторожевой городок, городок Карачин.
На реке Иртыш Бицик-Тура, Сузга-Тура, Крепкий татарский городок, Тургасское городище, городок князя Демаяна, Рачево городище, Нарымский городок, Колпуховская крепость, Городок Самар. Городки на Тавде Лабутинский городок, Паченка, Кошуцкий городок, Чандырский городок, Табары. На Вагае находился Агитский городок. По Иртышу находились Атинский городок, Чувашский городок, Искер, Абалак, Бегиша городок, Каурдак, «Старости древнее поставление царя Сагарчика Ишимского», Тебендя, Ишимский острог, Кызыл-Тура, Кулары, Ташатканский городок, Ялом, Малый городок, Черный городок, Тунус, Лиуба, Мирзагали, Тон-Тура, Тоянов городок. Еще 20 городков известны по археологическим исследованиям.
Армия ханства
Касательно вооружения, то воины Сибирского ханства были вооружены луками и стрелами нескольких типов, имели колчаны и налучники, пращи, палаши нескольких типов, копья нескольких типов, сабли нескольких типов, топоры, кинжалы. Также было две пушки и несколько пищалей.
Сибирские татары отдавали преимущество дистанционному бою, сидя верхом на своих конях. В случае необходимости они вступали в рукопашный бой. Городки сибирцев были окружены рвами, вадами и стенами. Для защиты тела применялись ламеллярные панцири, пластинчато-нашивные панцири (куяк, бригандина, берен), кольчатые панцири, шлемы и мисюрки.
Религия населения
Для барабинцев были характерны пережитки шаманизма. Они поклонялись кургану оба подобно алтайцам и тувинцам. У практически всех сибирских татар были антропоморфные идолы курчак. Ислам как государственная религия в Сибирском ханстве был введен ханом Кучумом. Религиозные воззрения Сибирского ханства представляли собой смесь ислама и шаманизма.
Верхушка общества познакомилась с исламом уже в XIII-XVI вв., время хана Кучума была времен утверждения ислама как государственной религии, XVII-XVIII вв. были временем формирование исламских общин в Сибири, а окончательная исламизация происходила в XIX – начале ХХ в.
В Сибирском ханстве также существовал культ святых. В Сибири существовала Тюрметякская астана. Носителями мусульманской книжности в Сибири были выходцы из Центральной Азии – сарты (узбеки и таджики). Однако и у сибирских татар была своя рукописная традиция.
Продолжение следует
Ногайская Орда. Сибирское ханство – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД
Ногайская орда
После распада Золотой Орды и ослабления Ак Орды на северо-западе Казахстана было образовано государство Ногайская Орда.
Ногайская Орда занимала территорию между Волгой и Уралом. Столицей Орды был Сарайчик, основанный в низовье Урала. По названию наиболее многочисленного племени мангытов Ногайскую Орду называли Мангытским Юртом.
Название Орды происходит от имени военачальника Золотой Орды Ногая. Ногай участвовал в завоевательных походах Бату, был военачальником у пяти ханов Золотой Орды. Он сыграл очень важную роль в истории Золотой Орды.
Основное население Ногайской Орды составили племена, входившие в состав войска Ногая.Основатель Ногайской Орды Едыге носил титул «беклар-беги» («великий эмир»), имел неограниченную власть и в конце XIV – начале XV веков в течение многих лет управлял Золотой Ордой. Существовала традиция, по которой без согласия потомков Едыге утверждение ханов из числа Чингизидов считалось недействительным.
В Ногайской Орде предводителей племен именовали мурзами. В его обязанности входили сбор налогов с подвластного населения, выставление определенного числа воинов с полным вооружением для отправки в военные походы.
Обособление Ногайской Орды от Золотой орды началось при Едыге. Абсолютно самостоятельным государством Ногайская Орда стала во время правления сына Едыге Нур ад-Дина (годы правления 1426–1440 гг.) в середине ХV в.
Судя по письменным источникам, ногаи (мангыты) в середине XV века доходили до среднего течения Сырдарьи, захватывая укрепленные города. Например, в 1446 г. мангыт Уакас-бий правил городом Узгенд. Важную роль в политической жизни Восточного Дешт-и-Кыпчака в XV веке играли потомки Едыге Муса-мырза, Жанбыршы.
В начале XVI века в Ногайской Орде начался упадок. В 1550-х гг. после присоединения Казанского, Астраханского ханств к России Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных владений, после чего часть ногайского населения вошла в состав Младшего жуза казахов.
Столица Сарайчик была разрушена до основания в 1580 году донскими и волжскими казаками.
Чокан Валиханов называл «двумя родными ордами» ногаев и казахов, которые при первом казахском хане Жаныбеке жили в дружественных отношениях.
Северный Казахстан и Западная Сибирь в XIII–XV вв.
Сибирское ханство.
Издревле тюркские племена населяли бескрайние земли Западной Сибири. Основным ядром казахских племен, соседствовавших с племенами Западной Сибири и оказавших на них значительное влияние, являлись кыпчаки. На землях от Тобола до Улытау и Сырдарьи жили найманы, кереи, меркиты и онгуты. В Западной Сибири было образовано объединение тюркоязычных племен, в котором главенствующую роль играли кереи.
После монгольского нашествия Западная Сибирь вошла в состав улуса Жошы и формально принадлежала династии Шайбанидов, хотя управление было оставлено в руках местной знати тюркской династии тайбугинцев. Как дань уважения памяти Чингисхана Тайбуга-хан переименовал свою столицу Тура в город Чинги-Тура (или Чимги-Тура), ныне город Тюмень.
Потерпев поражение от Едыге, в 1398 г. захватившего власть в Золотой Орде, Тохтамыш бежал в Западную Сибирь, здесь он правил уделом. После смерти Тохтамыша тайбугинцы признали над собой власть Едыге. Но после смерти Едыге в этом регионе вновь разгорелась междоусобная борьба за власть между представителями династии Шайбанидов.
В 1428 г. Абулхаир-хан совершил завоевательный поход в Западную Сибирь и, одержав победу над Махмуд-ходжой, присоединил Западную Сибирь к своему ханству.
После смерти Абулхаир-хана в 1468 г. большая часть территории Западной Сибири перешла к Шайбаниду Ибак-хану. Он стал единоличным правителем в Чинги-Туре, прилегающих районах Тобола и Иртыша.
Основным ядром Сибирского ханства были земли по среднему течению Иртыша, Тары, Тобола и Туры, где жило в основном тюркоязычное население Западной Сибири. Туда же входили степные районы Притоболья. В 1481 и 1483 годах Ибак-хан посылал в Русское государство посольства. Он заключил с царем Иваном III договор о дружбе и союзе, установил торговые отношения с русскими городами. Однако местная феодальная знать во главе с тайбугинцем Мухаммедом в 1495 г. неожиданно напала на Чинги-Туру, Ибак-хан был убит.
Правителем Западной Сибири был провозглашен Мухаммед-хан. После его смерти власть по-прежнему оставалась в руках тайбугинской династии.
Во II половине XVI века при правление хана Кучума Сибирское ханство усилилось. Распространился ислам. В 1581 году Сибирское ханство на время захватил Ермак. В 1598 году Сибирское ханство пало и вошло в состав России. Большая часть племен откочевало в Казахское ханство.
Исчезновение Ногайской Орды и Сибирского ханства приблизили Казахское ханство к границам России.
ТЕЗИСЫ
Ногайская Орда (XIII–XVI вв.)
На северо-западе Казахстана было образовано государство Ногайская Орда.
Ногайская Орда занимала территорию между Волгой и Уралом.
Столица – город Сарайчик, основанный в низовье Урала.
По названию наиболее многочисленного племени мангытов Ногайскую Орду называли Мангытским Юртом.
Название Орды происходит от имени военачальника Золотой Орды Ногая.
Основатель Ногайской Орды – эмир Едыге.
Едыге носил титул «беклар-беги» («великий эмир»), имел неограниченную власть и в конце XIV– в начале XV веков в течение 15 лет управлял Золотой Ордой.
Без согласия потомков Едыге утверждение ханов из числа Чингизидов считалось недействительным.
В Ногайской Орде предводителей племен именовали мурзами. Они занимались сбором налогов с подвластного населения, выставлением определенного числа воинов с полным вооружением для отправки в военные походы.
Обособление Ногайской Орды от Золотой Орды началось при Едыге.
Ногайская Орда стала независимой во время правления сына Едыге Нур ад-Дина (1426–1440 гг.) в середине ХV в.
В 1446 г. мангыт Уакас-бий правил городом Узгенд.
В начале XVI века в Ногайской Орде начался упадок.
В 1550-х гг. после присоединения Казанского, Астраханского ханств к России Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных владений, после чего часть ногайского населения вошла в состав Младшего жуза казахов.
Столица Сарайчик была разрушена до основания в 1580 году донскими и волжскими казаками.
Чокан Валиханов называл «двумя родными ордами» ногаев и казахов.
Тезисы по теме «Сибирское ханство в XIII–XV вв. »
Сибирское ханство в XIII–XV вв.
Основным ядром казахских племен Западной Сибири являлись кыпчаки.
В Западной Сибири было образовано объединение тюркоязычных племен, в котором главенствующую роль играли кереи.
Западная Сибирь вошла в состав улуса Жошы.
Формально власть принадлежала династии Шайбанидов,
Управление было у местной знати тюркской династии Тайбугинцев.
Столица – Тура, который Тайбуга-хан переименовал в город Чинги-Тура (или Чимги-Тура), ныне город Тюмень.
Потерпев поражение от Едыге в 1398 г., Тохтамыш бежал в Западную Сибирь, здесь он правил уделом. После смерти Тохтамыша тайбугинцы признали над собой власть Едыге. В 1428 г. Абулхаир-хан совершил завоевательный поход в Западную Сибирь и, одержав победу над Махмуд-Ходжой, присоединил Западную Сибирь к своему ханству.
После смерти Абулхаир-хана в 1468 г. Западная Сибирь перешла к Шайбаниду Ибак-хану.
В 1481 и 1483 годах Ибак-хан посылал в Русское государство посольства. Он заключил с царем Иваном III договор о дружбе и союзе, установил торговые отношения с русскими городами.
В 1495 г. Тайбугинец Мухаммед напал на Чинги-Туру, Ибак-хан был убит.
Во 2-й половине XVI века при правление хана Кучума Сибирское ханство усилилось.
Распространился ислам.
В 1581 году Сибирское ханство на время захватил Ермак.
В 1598 году Сибирское ханство пало и вошло в состав России. Большая часть племен откочевало в Казахское ханство.
сибирских татар | Encyclopedia.com
ЭТНОНИМЫ: сибтатары, тарлыки, тоболики
Ориентация
Идентификация. В настоящее время в Сибири насчитывается более 500 000 татар. Из них только около 200 000 являются сибирскими татарами, т. е. теми, чьи предки жили в Западной Сибири до появления русских переселенцев в конце XVI века. (В конце XVII века их было 16 500, в конце XVIII — 28 500, а в конце XIX — 47 000. ) Остальные татары Сибири — более поздние переселенцы, плюс их потомки с Поволжья. и Уральские области (казанские татары, мишеры, кряшенские татары и другие группы европейских татар). В двадцатом веке некоторых из них также стали называть «сибтатарами».
Коренные сибирские татары состоят из трех больших этнических групп, каждая из которых имеет дополнительные подразделения. Томские татары состоят из калмаков, чатов и эуштинцев. Живут по рекам Томи и Обь в Томской области, частично в Кемеровской и Новосибирской областях. Среди барабинских татар в последнее время выделяются следующие подгруппы: барабо-турашская, теренино-чойская и любейско-тунусовская. Они расселены в Барабинской степи и Новосибирской области. Наиболее многочисленная группа, тоболо-иртышская, состоит из тарских, курдакско-саргатских, тобольских, тюменских и яскольбинских татар. Обитают в бассейнах рек Иртыш и Тобол в Омской и Тюменской областях России.
Среди сибирских татар было еще тугумов (генеалогических групп), в том числе Куян (Кролик), Торна (Журавль), Пульмух (Тупоумный), Чунгур и Шагир (личные имена), Сарт, Курчак, Нугай . Для сибирских татар используется более 250 этнонимов, включая родовые, племенные и тугумные обозначения.
Советские ученые сходятся во мнении о полиэтническом составе всех групп сибирских татар. В самом общем смысле этногенез сибирских татар шел через смешение угорских, самодийских, тюркских и, в меньшей степени, иранских и монгольских племен и народов. Угорская группа (предки венгров, манси и хантов) и тюркоязычные кипчаки сыграли центральную роль в формировании барабанских и тоболо-иртышских татар, а самоеды (предки ненцев и селькупов) и кипчаки были центральными в формировании барабанских и тоболо-иртышских татар. к объединению томских татар. Проникновение тюркоязычных народов на территорию Западно-Сибирской равнины с Алтая и Саян фиксируется между V и VII вв.; считается, что увеличение притока тюркских групп из Средней Азии и Казахстана произошло с одиннадцатого по двенадцатый век.
Таким образом, к XIV веку основные этнические составляющие сибирских татар уже сложились. Другим слоем сибирских татар были сибирские бухарцы, состоящие из узбеков, таджиков и, в меньшей степени, казахов, туркмен и других, которые мигрировали из Средней Азии в Западную Сибирь с XIV по XIX века.
Во второй половине XIX и первой трети ХХ века татары Поволжья и западного Урала, в основном казанские татары и мишари, селились в общинах сибирских татар.
Языковая принадлежность. Язык сибирских татар входит в северо-западную кыпчакскую группу тюркской ветви алтайской языковой семьи. Отличается от языка поволжских татар и состоит из трех диалектов: барабанского, тоболо-иртышского и томского. В пределах тоболо-иртышского диалекта выделяются заболотная, тобольская, тюменская, тарская и тевризская формы речи, а в составе томского диалекта — калмакская и чат-эуштинская формы речи.
История и культурные связи
Древнейшее государство сибирских татар, Тинмэньское ханство, образовалось в XIV в. с центром в Чимге-Туре (на месте современной Тюмени). В конце XV века возникло Сибирское ханство, столицей которого стал город Сибирь (Кашлык). В середине XVI века территория этого государства простиралась от Урала на западе до Барабинской степи на востоке и от реки Тавды на севере до реки Ишим на юге. В 1563 году власть захватил Кычум, по происхождению казах или ногайский татарин. В 1582 году начались русские военные походы в Сибирь, Сибирское ханство было ликвидировано, а сибирские татары вошли в состав Русского государства.
В 1394-1395 годах некоторые тоболо-иртышские татары приняли ислам. Постепенно почти все сибирские татары стали мусульманами и представителями исламской цивилизации. Их система письма была основана на арабском алфавите, развивалось искусство городского строительства, и были построены характерные здания, такие как мечети и школы. Во второй половине XIX века сибирские татары переняли литературный язык казанских татар. Русская культура оказала влияние на западносибирских татар, как и культура соседних народов Сибири, Казахстана и Средней Азии.
В советский период подавляющее большинство сибирских татар стало грамотным, возросла роль интеллигенции, появились ученые, художники, выдающиеся спортсмены. Негативным явлением 1960-х и 1970-х годов стало прекращение обучения татарскому языку и преподавания татарского языка в школах. Стандартизация этнических культур через управление культурными и социальными процессами была целью советской административной системы. Во время перестройки такая культурная политика подверглась переоценке: во многих селах и поселках вновь введено изучение татарского языка, в некоторых учебных заведениях введены татарские отделения, возрождается народное творчество, строятся новые мечети, планируется празднование 1994 г. — 600-летие принятия ислама сибирскими татарами. Среди всех групп сибирских татар сформировались центры и клубы татарской культуры. В Омской и Тюменской областях ведутся радиопередачи на татарском языке, появилась первая газета на татарском языке. Тем не менее культурное возрождение и развитие идет медленно. Продолжается интеграция культуры сибирских татар с культурами других народов России, в частности культуры казанских татар с культурой русских.
Поселения
Сибирские татары называли свои поселения аул или йорт, , хотя более ранние названия улус и аймак до сих пор используются томскими татарами. Наиболее распространенным типом поселка был приречный или озерный. В более отдаленном прошлом у татар было два вида поселений: зимнее и летнее. Со строительством дорог пришла новая форма поселения с прямой прямолинейной планировкой улиц. На фермах имелись, кроме дома, постройки для скота, амбары, амбары, бани.
В XVII веке и позже у некоторых татар были обычны дерновые дома и полуподземные жилища. Но с некоторых пор используют каркасные дома над землей и кирпичные жилища. Позже татары стали строить дома по русскому образцу, в том числе двухэтажные каркасные, а в городах и кирпичные. Среди зданий социального назначения можно выделить мечети (деревянные и кирпичные), здания районной администрации, почтамтов, школ, складов и лавок.
Центральное место в большинстве жилищ занимали нары, покрытые коврами и войлоком. Сундуки и постельные принадлежности были забиты вдоль стен комнат. Там были столики на коротких ножках и полки для посуды. Дома зажиточных татар были обставлены шкафами, столами, стульями, диванами. Дома отапливались специальными печами с открытым очагом, но татары пользовались и русскими печами. Одежду подвешивали на шестах, подвешенных к потолку. На стене над кроватями татары повесили молитвенник, содержащий изречения из Корана и виды мечетей Мекки и Александрии.
Дома обычно не украшались снаружи, но в некоторых домах были украшены окна и карнизы. Орнамент этот был в основном геометрическим, но иногда можно было различить изображения животных, птиц и людей, что вообще запрещено исламом.
Экономика
Жизнеобеспечение и коммерческая деятельность. В течение девятнадцатого и первой трети двадцатого веков все сибирские татары занимались земледелием и держали скот. У барабинских татар главную роль играло озерное рыболовство, а у ясколбинских татар и северных групп тобольских, курдак-саргатских и барабинских татар — речное рыболовство и охота. В XVII и XVIII веках в хозяйстве томских татар преобладали последние виды деятельности.
Промышленное искусство. Сибирские татары занимались кожевенным делом, изготовлением веревок из луба (из липовой коры у тюменцев и ясколбинов), лепкой рыболовных сетей, плетением лисьих корзин из ивняка, изготовлением из вяза и др. леса посуды, повозки, сани, лодки и лыжи. Среди них было много плотников, сапожников, ковровщиков, кузнецов, ювелиров, жестянщиков, медников и даже часовщиков. Часть татар занималась торговлей, перевозя товары на лошадях (до Верхней Алма-Аты и Кульджи на юге, Верхнеудинской области на востоке и Нижнего Новгорода на западе). Некоторые мужчины-татары служили в армии.
В качестве средства передвижения татары повсеместно использовали лошадей для верховой езды, а также запрягали их в нарты, сани и повозки. Татарам издревле была известна двухколесная повозка типа арба . Бухарские татары использовали для транспорта верблюдов, но это животное не прижилось к условиям Сибири. Охотники использовали так называемые ручные нарты для вывоза добычи, иногда привязывая ее к собаке. Татары везде пользовались лыжами, как голыми, так и меховыми. Летом пользовались лодками. Томские татары иногда использовали плоты. Основным видом лодок были землянки — блочные на озерах и остроконечные для плавания по рекам; также использовались лодки из досок. Томские татары иногда вырезали головы овец, лошадей и собак на носах своих лодок.
Еда. Национальная кухня сибирских татар насчитывает сотни блюд. Наиболее распространены сметана, масло, творог, простокваша на воде и другие кисломолочные продукты. Мясо — баранина, говядина, конина и домашняя птица — составляли основной компонент рациона. Они также ели дичь, включая кроликов, лосей и дичь. Мясо готовили копчением и вялением; еще колбасу делали. Также были распространены перловая крупа с картофелем и горохом, различные супы из мяса, другие супы, такие как уха, и различные рыбные блюда. Татары ели кашу и талкан, блюдо из ячменя, овса, муки и воды или молока. Они умели делать плов. Другие блюда из зерна включали блины (иногда тонкие), баурсаки (жареные кусочки теста из муки, яиц и воды), сансу (длинные ленты теста, обжаренные на жире или масле), пироги с разнообразными начинками. , и халва. Татары пили чай, айран, сок, кобылье молоко.
Одежда. Одежду часто украшали. По крайней мере, с девятнадцатого века многие сельские жители не носят нижнего белья; рубашки и штаны носили на голое тело ( служили нательной одежды ). Поверх этого мужчины и женщины носили бешмет (ватник с рукавами), камзол (кафтан без рукавов), халат и тулуп. Примерно в 1900 году мужчины переняли русские рубашки с открытым воротом и штаны, а женщины стали носить платья.
Женские головные уборы имели декорированную основу и расшивались спереди бисером; повязка на голову была специфичной для местности. Женщины также носили большие ночные колпаки, связанные или сшитые из шелковых или бархатных тканей. Другие стили ночных колпаков были меньше и частично сшиты из бархата. Эти шапки украшались золотым и серебряным шитьем, пришивались бусы и монеты. Женщины также носили цилиндрические шапки, платки и шали, а мужчины — тюбетейки, войлочные шапки и зимние шапки из стеганого материала. Все сибирские татары носили кожаные сапоги, украшенные криволинейным орнаментом из вышитой мозаики, кожаные тапочки, валенки (рус.: 9).0014 валенки ). Для личного украшения сибирские татары использовали браслеты, перстни, перстни с камнями, серьги, бусы, нити и ленты, а на косы прикрепляли монеты.
Небольшая моногамная семья была основной социальной единицей. Вся власть была сосредоточена в руках главы семьи, самого старшего мужчины. Положение женщин было ниже положения мужчин. У них не было свободы выбора мужа, их можно было выдать замуж в очень молодом возрасте, и они унаследовали меньшую долю. Сегодня расширенные семьи исчезли, и супруги юридически равны.
За последние десятилетия изменились многие семейные обряды, связанные, например, с рождением ребенка: приглашение акушерки (роды теперь происходят в «роддомах»), совершение священного омовения, натирание губы мальчика смесью меда и масла или жира ( масло ), меры борьбы с нечистой силой и праздник колыбели. Иногда все, что сегодня наблюдается, — это «чудо-праздник детей».
В прошлом брак заключался по договоренности, путем добровольного выхода невесты или путем похищения. Сегодня последние две формы исчезли, и аранжировка нередко разыгрывается как драматическое представление. Выплата выкупа за невесту также вышла из употребления. Сохранились некоторые национальные традиции: религиозный обряд, сама свадьба, приветствие женихом родителей невесты, передача молодой девушки в дом мужа, посещение молодой парой дома родителей невесты.
Религия и культура самовыражения
Религиозные верования и обычаи. Несмотря на то, что ислам стал основной религией татар Сибири, сохранились традиционные религиозные верования, в том числе вера в духов (так называемых хозяев местности), в куколов (хранителей семьи), в культы священных деревьев, земли, огня, солнца и различных животных и птиц.
Практически все татары отмечают Сабантуй, Рамазан, Курбан-байрам и некоторые другие праздники.
Ст. Наиболее развитой стороной народного искусства был и остается фольклор. Существует множество сказок, легенд, пословиц, загадок и песен. Исполнение песен сопровождалось народными инструментами, в том числе деревянной дудкой, кобызом (инструмент с металлическим листом, играемый языком), бубном, двухструнным скрипкоподобным инструментом и губной гармошкой. «Исторические» песни (считавшиеся ценными) сочинялись и записывались на бумаге. Нормы народного этикета нашли отражение в таких пословицах, как «Не спрашивай старика, спроси у опытного», «Знает, кто по дороге бежит, не тот, кто на печи спит» и др. Рассказчиков было немало: от одного из них был записан сибертатарский вариант героического эпоса Эдигер. Выдающаяся сибирско-татарская интеллигенция внесла свой вклад в развитие татарской литературной культуры — письменности, книг на татарском языке с использованием арабской графики, поэзии.
Немалую роль в духовной культуре татар играли народные знания: метеорологические наблюдения; медицинские знания; знания, связанные с производством; знание повадок и анатомии животных и поведения рыб; представления о географии и топографии окружающих местностей, частей света, звезд и планет. К барабским татарам приезжали со всех концов России, чтобы лечиться применением пиявок.
В городах и селах много татарских творческих коллективов и народных театров. Отдельные народные и профессиональные художники, как правило, художники и скульпторы. Развивается искусство украшения домов и предметов быта. Татары предпочитают вышивать узоры на ткани гладью; они также используют свободный барабанный стежок. Техника аппликации широко используется для изготовления ковров.
Увеличивается число татарских ученых и специалистов: профессора М. Булатор, Ф. Валеев, Д. Тумашева, Х. Ярмухаметор; народная танцовщица СССР Г. Исмаилова; директор Большого театра Ф. Мансуров; и чемпионка мира по гимнастике Г. Шергурова всем хорошо известны.
Библиография
Храмова В.В. (1964). «Западно-Сибирские татары». В Народы Сибири, под редакцией М. Г. Левина и Л. П. Потапова, 423-439. Перевод Стивена П. Данна и Этель Данн. Чикаго: Издательство Чикагского университета. Первоначально опубликовано на русском языке в 1956 году.
Мотэ, Виктор Л. (1984). «Татары». В мусульманских народах: всемирное этнографическое исследование, под редакцией Ричарда В. Уикса, 758-764. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
А. А. ТОМИЛОВ (Перевод Пауля Фридриха)
Сибирское ханство
- Siberia Khanate
Infobox Former Country
native_name =
conventional_long_name = Khanate of Sibir
common_name = Khanate of Sibir
continent = Asia
region =
country =
era = Renaissance
status =
event_start =
year_start = 1490s
date_start =
event1 =
date_event1 =
event_end = Conquered by the Tsardom of Russia
year_end = 1598
date_end =
p1 =
flag_p1 =
s1 = Tsardom of Russia
flag_s1 =
flag_type =
flag_type =
image_map_caption = Сибирское ханство в 15-16 вв. 0004 Mansi
NENET
SELKUP
Религия = шаманизм
Правительство_тип = монархия
Лидер1 = Тайбуга
Год. фактическое название Сибирское ханство , Татарское ханство в позднерусской Сибири. Ханство имело этнически разнообразное население, состоящее из сибирских татар, хантов, манси, ненцев и селькупов.История
Сибирское ханство было основано в пятнадцатом веке, в то время, когда монголы из дома Джучи в целом находились в состоянии упадка. Первоначальной столицей ханов была Чимги-Тура. Первым ханом был Тайбуга, не входивший в состав борджигин. Ему наследовал его сын Ходжа или Ходжа, которому, в свою очередь, наследовал его сын. Шайбаниды, потомки Джучи, часто претендовали на эту территорию как на свою. Ибак-хан, представитель младшей ветви дома Шейбанидов, убил Мара и захватил Чимги-Туру. Восстановление тайбугидов произошло, когда внук Мара Мухаммед бежал на восточные территории вокруг Иртыша и убил Ибака в бою в ок. 1493. Мухаммед решил не оставаться в Чимги-Туре, а избрал новую столицу под названием Искар (или Сибирь), расположенную на Иртыше.
Завоевание Казани русскими в 1552 году побудило тайбугидского хана Сибири Ядигара искать дружеские отношения с Москвой. Однако Ядигару бросил вызов Шейбанид, внук Ибака Кучум. Несколько лет борьбы (1556-1563) закончились смертью Ядигяра и избранием Кучума ханом.
Покорение Сибири
Кучум пытался обратить в ислам сибирских татар, которые в основном были шаманистами. Его решение совершить набег на Строгановские фактории вылилось в поход под предводительством казака Ермака против Сибирского ханства. Войска Кучума потерпели поражение от Ермака в битве у Чувашского мыса в 1582 году, и позже в том же году казаки вошли в Искар. Кучум реорганизовал свои силы, убил Ермака в бою в 1584 году и восстановил свою власть над Сибирью. Однако в течение следующих четырнадцати лет русские медленно завоевывали ханство. В 1598 Кучум потерпел поражение на берегах Оби и был вынужден бежать на территории ногайцев, положив конец своему правлению.
ee также
*Завоевание Сибири русскими
*Список тюркских государств и империй
*История СибириСсылки
*Форсайт, Джеймс. «История народов Сибири: Североазиатская колония России 1581–1990». Издательство Кембриджского университета, 1992. ISBN 0521403111
*http://www.ozturkler.com/data_english/0003/0003_10_11.htm
*http://pandora.cii.wwu.edu/vajda/ea210/tatar.htm
*http://timelines.ws/countries/SIBERIA.HTMLВнешние ссылки
* [ http: //newasp.omskreg.ru/hist/fotatlas/rezumeen.htm Сибирские татары ]
* [ http://artsweb.bham.ac.uk/mdraper/transnatsufi/Research_Papers/Landa.htm Суфизм в России сегодня ]
* [ http://www.sunbirds.com/lacquer/box/250149 Ермак ]
* [ http://www.suvenirograd.ru/sights.php?lang=2&id=57&filtr_s=57&pid=500 Хан Кучум ]
* [ http://src-h.