Шумеро-Аккадская культура
Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Шумеро-Аккадская культура
Историк С. Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях «История начинается в Шумере» и таким образом внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье или Междуречье) или долина Нила. В настоящее время находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства следует отдать именно Шумеру, маленькому, но поразительно мощному с точки зрения достижений в самых разных областях культуры государству, история которого по последним данным
началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер.
Шумерское царство было богатейшим государством. Богатству своему оно обязано интенсивнейшему развитию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что «они – хвала богам — уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор — вырубать кусты, медный серп — жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады.
Умели шумеры использовать и изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Вот, например, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики. (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой – пиршество по случаю победы. На основании этих изображений можно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско.
Шумерские воины еще не применяли луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.
Шумеры создали клинопись, древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Таким образом из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма «Песнь о Гильгамеше». Её герой, Гильгамеш — шумерский царь, попытавшийся даровать своему народу бессмертие.
Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ.
На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его.
Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком не были оставлены без внимания; но порядок этот не был безопасным и успокаивающим. Именно поэтому житель Шумера постоянно ощущал необходимость единения и защиты. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский «Список царей» упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса и даже правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов.
Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров «добронравная жизнь» рассматривалась как «послушная жизнь». Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как «дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему». Житейская мудрость подсказывала, что иначе им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и прочим благам.
Другой фундаментальной проблемой, занимавшей древних шумеров, являлась правомерность смерти, которая представлялась ими как зло и высшее наказание. Почему человек должен умереть, если он не совершил ничего дурного? Тем более что реалистичность и рациональность мировоззрения шумеров исключали какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. В знаменитом эпосе о Гильгамеше герой говорит: «…Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек – сочтены его годы, что б он ни делал, – все ветер!» В результате мечта о вечной славе заменяет мечту о бессмертии. Гильгамеш немало постранствовал по свету, желая найти для своего народа источник бессмертия и вечной молодости, но потерпел поражение. И теперь главной задачей становится прославление его героических деяний. В поэме проводится мысль о том, что смерть — это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Смерть же, хотя и знаменует конец жизненного пути, но как бы подстегивает человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей.
Поражают и научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. Наша неделя именно потому насчитывает семь, а не восемь или девять дней. 7 было одним из священных чисел древних шумеров.
Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. Ну и, конечно, по положению звезд, по движению планет они старались узнать будущее. В них глубоко жила вера, что ничто на земле не может произойти без того, чтобы это же не случилось и на небе. Сами того не ведая, они стали основоположниками астрологии.
Поистине огромной в шумерской культуре была роль жреца — посредника между человеком и богом. В древнейшие времена жрецы, судя по рельефам и изображениях на печатях, отправляли службу богам нагими. Позднее они стали облачаться в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв. Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инструментах. Наравне со жрецами почитались и жрицы, которые отнюдь не всегда давали обет непорочности. Напротив, в число их обязанностей входило «служение богине телом». Храмовая проституция была окружена ореолом святости, и доходы от нее увеличивали богатства «дома бога».
Заслуживают внимания и разработанные шумерами правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Шумерские законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, были новаторством для тех времен.
Существенно то, что эти законы должны были соблюдать все граждане.
Первым в истории Шумера законодателем и поборником справедливости был правитель Уруинимгина (последняя треть IV тысячелетия до н. э.), первый царь-реформатор в истории человечества. Силой установленных законов он добился того, что ни один жрец «в сад матери бедняка не вхаживал», что, если «сын бедняка закинет сеть, никто не заберет его рыбу». Последователем Уруинимгина стал царь по имени Шульга. Шульга составил и ввел в действие собственный свод законов. Он тоже пытался сделать справедливость основой жизни, искоренить беспорядок и беззаконие, заботился о том, чтобы «сирота не становился жертвой богача, вдова жертвой сильного». По мнению исследователей, свод законов Шульги послужил образцом для позднейших законодателей и прежде всего для царя Вавилонии Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).
Сохранились и любопытные сведения о семейной жизни шумеров. Главой семьи считался отец, чье слово имело решающее значение.
Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, в определенной степени она отражала отношения между богами и их подданными. Но и роль матери еще была весьма существенной и почетной. Нормой был моногамный брак, где муж и жена были почти равноправными партнерами, защищенными брачным контрактом. Семьи не были слишком большими: в среднем двое-четверо детей. Шумеры любили детей, заботились о них, считая это своей святой обязанностью, и продолжали выполнять ее даже тогда, когда ребенок превращался в подростка.
Культуру шумеров невозможно представить без искусства. Прежде всего нужно отметить достижения в области градостроительнства. Шумеры положили начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратов – храмов-алтарей (в дальнейшем — типичных храмовых построек Древней Месопотамии), которые составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками.
По своей конструкции зиккуратом являлась и знаменитая Вавилонская башня, строительство которой завершилось уже в вавилонский период. Зиккураты часто использовались для нужд ученых-жрецов, занимавшихся математикой и астрономией.
Шумеры —художественно одаренный народ. Несмотря на то что в стране было очень мало камня, они создали оригинальную каменную скульптуру. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах. В более поздние времена появляются статуи из диорита, такие как, например, изображение знаменитого царя Гудеа (ок. 2300 г. до н. э.). Эта скульптура, отличающаяся простотой и незамысловатостью, очень выразительна, что говорит о большом мастерстве ее создателя. Шумеры создавали также пластику в металле, впервые использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, перламутром и бронзой. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л. Були обнаружил искусно выполненные драгоценности, оружие, высококачественные музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, металлические статуэтки и тд.
Шумерские сказания, многие из которых впоследствии вошли в более поздние памятники эпической литературы, в том числе в Библию, первоначально представляли собой простой пересказ событий. Однако пройдя несколько этапов, к концу III тысячелетия до н. э. шумерская литература уже содержала в себе многие черты литературы современной. Многообразие жанров и поэтических приемов, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического, философская глубина обобщений — все это говорит о таланте и новаторстве безымянных авторов. Появляются наряду с эпическими и первые в истории лирические произведения. Именно шумеры считаются авторами первых элегий.
Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, втом числе греками и древними евреями. Некоторые легенды шумерского эпоса легли в основу Библии. Человек, согласно шумерскому эпосу, был создан из глины, так же как и человек библейский.
Библейский рай расположен на территории Месопотамии. В шумерском эпосе впервые содержатся сведения о всемирном потопе, о Ное с семьей (естественно, что в шумерском эпосе у него было другое имя — Утнапишти), о городе Иерихоне, о Вавилонской башне и т. д. Жизнеописание же Саргона I очень напоминает историю пророка Моисея: они оба были найдены в младенческом возрасте в прибрежных зарослях, оба стали великими царями не без божественной на то воли.
Список примеров можно продолжить, как, впрочем, и рассказ о культуре шумеров в целом. Это была величайшая культура, достижения которой были развиты другими цивилизациями Месопотамии: вавилонской, ассирийской и халдейской.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Какие тайны шумеров открыли учёным раскопки древнего города Лагаш в Месопотамии
Месопотамия — одна из первых колыбелей всей человеческой цивилизации.
Древний край стал родиной сразу нескольких могущественных государств древности. Величайшим из них, безусловно, является шумерское. Этот загадочный народ воистину уникален. Их процветающие города-государства отличались сказочным богатством и властью. Самым известным из них был Лагаш. Он хранит невероятно богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков и покрытую мраком тайны. Крупицы сведений о нём представляют собой подлинный ящик Пандоры. Только сейчас историкам удалось его приоткрыть…
История возникновения Лагаша
Лагаш был могущественным городом-государством.
Лагаш не был впечатляюще большим городом по своим размерам. Но по экономической мощи и политическому влиянию ему на тот момент трудно было найти равных даже в развитой Месопотамии. Маленькое государство состояло из трёх крупных для той эпохи городов, которые располагались на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Это были: Лагаш (сейчас Аль-Хиба), религиозный центр Гирсу (сейчас Теллох) и Нина-Сирара (сейчас Зургул).
Также были несколько городков поменьше. В их числе Эрим и Уруазагга. В это сложно поверить, но некогда Лагаш был прибрежным городом. Он стоял близко к морю тогда потому что в то время Персидский залив простирался гораздо дальше вглубь суши, чем в наши дни. Такая же участь постигла города Ур и Нину. Они тоже в древности стояли практически на берегу, а сегодня — в сотнях километров от воды.
Карта древней Месопотамии.
Точная дата того, когда был основан Лагаш, учёным по сей день неведома. Редкие сохранившиеся исторические тексты утверждают, что это был важный шумерский центр в 3-м тысячелетии до нашей эры. Город уютно раскинулся на благодатной равнине между легендарными реками Тигр и Евфрат. Сейчас эти территории принадлежат государству Ирак. Историки считают, что первоначально поселение на этом месте было основано где-то в период Убайд. Этот период продолжался примерно 2 тысячи лет. Эксперты датируют его с 5200 по 3500 год до нашей эры. В период с 247 года до нашей эры по 224 год нашей эры, Лагаш ещё сохранял тень былой славы, но постепенно он исчез с лица Земли.
Не так давно было обнаружено, что холм недалеко от современного горда имеет искусственное происхождение и под ним — руины древнего города. Это открытие вызвало обширные археологические раскопки.
Остатки шумерского города-государства Лагаш.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как жили шумеры, которые изобрели колесо, законы, налоги и письменность, и куда они исчезли
В процессе учёные выяснили, что остатки строений — это бывший великий и могущественный город Лагаш. На его месте археологи раскопали множество бесценных артефактов. Среди них несколько десятков тысяч глиняных табличек. На них было множество текстов написанных клинописью. Эти исторические документы и стали главным источником разгадки этой таинственной головоломки под названием Лагаш. Там была масса информации о царях, истории, ключевых событиях и влиянии в регионе. Тексты также помогли установить всю хронологию развития и падения Лагаша. Они содержали важные сведения не только об истории шумеров, но и об их искусстве.
Лагаш Ки («Страна Лагаш») на надписях Гудеа.
Шумерская колыбель цивилизации
Лагашские правители именовали себя лугал, что дословно значит «царь». Так стало понятно, что Лагаш — это был не просто город-государство, это было царство. Странно, что они не числились в дошедшем до наших дней шумерском «Списке царей». Несмотря на это, Лагаш был чрезвычайно важным игроком на политической и экономической арене той эпохи. Пик славы его пришёлся на период между 2450 и 2300 годами до нашей эры. Это совпало с упадком двух соседних государств-конкурентов — Киша и Урука. Лагаш оставался центральным политическим центром вплоть до краха Третьей династии Ура в конце 3 тысячелетия до нашей эры.
Раскопки помогли полностью восстановить историю престолонаследия правящей династиии Лагаша. Эти цари помогли городу-государству стать великим и могущественным, достичь невероятного процветания. Но до того, как это случилось, власть была в руках другого царя. Его звали Месилим, царь Киша, правивший примерно около 2600 года до нашей эры и господствовавший над несколькими независимыми городами, включая Лагаш.
Это означало, что первые правители Лагаша были в подчинениии у своих соседей. Первым задокументированным правителем был Эн-Хегал, подданный города-государства Урук. Следующим был Лугал-ша-Энгу, который был наместником Лагаша и подданным царя Месилима. Примерно в этот период Лагаш приобретает политическую независимость и приобретает военное и экономическаое превосходство над соседями.
Король Месилим всегда выступал в роли посредника в пограничных спорах своих подданных. Заклятым врагом Лагаша было государство Умма. Их конфликт длился десятилетиями, часто перерастая в междоусобные войны. Когда Лагашем стал править царь Ур-Нанше, то он смог побороть соперников и добился независимости государства. Это был первый царь, который основал правящую династию. Она просуществовала пять поколений. При этом правителе были возведены многочисленные величественные храмы. Также он построил оросительные каналы и массу других сооружений. Ур-Нанше наладил мощные торговые отношения с другими государствами.
Рельеф Ур-Нанше. Наверху он закладывает основу для храма, внизу руководит посвящением.
Золотой век Лагаша
Внук Ур-Нанше продолжил славные дела деда и прославился ещё больше. Его звали Эаннатум. Он был третьим по счёту царём Лагаша. Этот царь сумел значительно расширить границы государства, упрочить его влияние на политической арене и подчинить себе большую часть шумерских городов. Среди них были Ур, Ларса, Урук, Ниппур и Акшак. Эаннатум также завоевал соседнее царство Элам, разрушив их столицу Сузы. Все достижения этого великого правителя хорошо задокументированы в найденных учёными записях на глиняных табличках.
Умма и Лагаш беспрерывно враждовали на протяжении всей истории царства. Они вели территориальные споры. Чаще всего это казалось приграничных плодородных земель. После смерти царя Месилима случилось так, что восставший правитель Уммы Уш пошёл на Лагаш войной. Эаннатум, один из самых выдающихся правителей своего времени, решительно разгромил тогда силы Уммы, убив Уша.
Преемник его был вынужден заключить весьма невыгодное мирное соглашение. Многочисленные достижения великого правителя были увековечены в самой известной реликвии Лагаша: Стеле стервятников.
Возвышение Аккадского царства
В следующих поколениях конфликт с Уммой неоднократно возобновлялся. Преемники Эаннатума победили королей Уммы, восстановив господство Лагаша. Увы, после того, как они умерли, власть Лагаша начала ослабевать. Это были великие цари. Их последователям не удалось добиться столь впечатляющих успехов. Внутри Лагаша стали происходить междоусоные стычки, внутренние распри раздирали государство. Это ослабило его. В Умме восстал могущественный правитель и завоевал Лагаш и большую часть Шумера. Он прославился своими мощными социальными и этическими реформами — одними из самых ранних в истории человечества. После него случилась настоящая катастрофа. Следующий царь Уммы был непомерно амбициозен и агрессивен. Он практически сровнял прекрасный город Лагаш с землёй, рразрушив все его великолепные храмы.
Эаннатум , царь Лагаша, верхом на боевой колеснице.
Конец господству шумерской цивилизации положило резкое возвышение Аккадийского царства. Началась другая эпоха. Век её был недолог — она не просуществовала и двух столетий. Как восстало, так рухнуло. Царь Ур-Намма, основатель Третьей династии Ура стал шансом Лагаш вновб обрести величие и независимость. Это было воистину возрождение из пепла. Своего абсолютного апогея и золотого века царство достигло в период с 2080 по 2060 год до нашей эры.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему исчезло пацифистское царство Нри, которое существовало 1000 лет в Африке
Закат Лагаша
Царь Лагаша Гудеа.
Царь по имени Гудеа задокументирован во многих исторических текстах. Кроме этого сохранились даже пара десятков его изваяний. Гудеа вёл активную внешнюю торговлю с разными странами. Царство процветало. В это время заново разгорелся конфликт с эламитами. Пока был жив Гудеа, он сдерживал врагов государства.
Когда же он умер, к власти начали приходить слабые правители, а через несколько десятков лет пришла к власти Третья династия Ура. Лагаш в период их правления слыл богатейшей провинцией так называемого Неошумерского государства. Заплатить за это пришлось дорого — собственной независимостью.
Таким был некогда великий город шумеров.
Лагаш упрямо удерживал лидерство в области культурного и художественного развития, в сфере искусства. Также он был мощным и экономически развитым регионом. Археологи выяснили, что Лагаш являлся великим религиозным культурным центром. Его знаменитые храмы: «Храм семи врат» и Э-Нинну, «Дом пятидесяти», резиденция верховного божетсва Энлиля, покровителя Лагаша поражают воображение современного человека. Великим достижением в области архитектуры Лагаша была их плотина. Она помогала сохранять самую величайшую драгоценность в пустыне — воду. Для этого были построены огромные резервуары.
Символ «Орёл Лагаша» на барельефе Дуду в Лувре.
Некогда великий город, полностью забытый историей
После того, как в Лагаш снова вторглись эламиты, Третья династия Ура пала. Лагаш потихоньку начал терять своё значение. Вековая история Месопотамии была очень бурной, резко меняющейся. Постоянно восставали новые цари и династии. Возникали новые государства, строились великие города и появлялись новые народы. Аморреи, касситы, хетты и другие нации сформировали будущее Месопотамии. Могущественный Лагаш постепенно перестал упоминаться в исторических документах. Шли века, сливаясь в тысячелетия, регион Месопотамии полностью изменился. История сделала то, что она умеет лучше всего на свете: этот когда-то величавый город незаметно канул в небытие. Память о нём была стёрта. Только пустыня и курганы теперь там, где когда-то гордо возвышались его величественные здания.
Подробнее о шумерах и их вкладе в развитие современной цивилизации прочтите в другой нашей статье 9 изобретений шумеров, которые стали основой современных инноваций.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
цивилизация, царство, древности, загадки, тайны, Шумер, Лагаш, мир, история, археология
Шумеры | Мировая цивилизация
Цель обучения
- Понять историю и достижения шумерского народа
Ключевые моменты
- Шумеры были народом, жившим в Месопотамии в 27-20 веках до нашей эры.
- Основными периодами шумерской истории были период Убайдов (6500–4100 гг. до н. э.), период Уруков (4100–2900 гг. до н. э.), ранний династический период (2900–2334 гг. Гутианский период (2218–2047 гг. до н. э.), шумерское Возрождение/Третья династия Ура (2047–2019 гг.40 г. до н.э.), а затем упадок.
- Многие шумерские глиняные таблички были найдены с письменами. Первоначально использовались пиктограммы, затем клинопись, а затем идеограммы.
- Шумеры верили в антропоморфный политеизм или во многих богов в человеческом обличии, характерных для каждого города-государства.

- Шумеры изобрели или усовершенствовали многие виды техники, в том числе колесо, математику и клинопись.
Термины
Города-государства
Город, который вместе с прилегающей территорией образует независимое государство.
клинопись
Клиновидные буквы, используемые в древних системах письма Месопотамии, сохранившиеся в основном на глиняных табличках.
идеограммы
Письменные знаки, символизирующие идею или сущность без указания звуков, используемых для ее произнесения.
пиктограммы
Графический символ для слова или фразы. Это самые ранние известные формы письма.
пантеон
Коллективные боги народа или религии.
Эпос о Гильгамеше
Эпическая поэма времен Третьей династии Ура (около 2100 г. до н. э.), считающаяся самым ранним сохранившимся великим литературным произведением.
антропоморфный
Обладающий человеческими характеристиками.
«Шумер» — это название, данное семитоязычными аккадцами несемитскоязычным людям, живущим в Меспотамии.
Города-государства в регионе, которые были организованы каналами и пограничными камнями и посвящены богу-покровителю или богине, впервые пришли к власти в доисторические периоды Убайд и Урук. Шумерская письменная история началась в 27 веке до нашей эры, но первая понятная письменность появилась в 23 веке до нашей эры. Классический Шумер заканчивается с возвышением Аккадской империи в 23 веке до нашей эры и переживает кратковременное возрождение только в 21 веке до нашей эры. В конце концов шумеры были поглощены аккадско-вавилонским населением.
В период Убайд (6500–4100 гг. до н. э.) в южной Месопотамии появились первые поселения фермеров, которые занимались орошаемым земледелием. В это время была очевидна характерная, тонко расписанная керамика.
В период Урук (4100–2900 гг. до н. э.) было несколько переходов. Во-первых, гончарные изделия стали производиться массово. Во-вторых, торговые товары начали течь по водным путям в южной Меспотамии, и для облегчения этой торговли возникли большие города с центром в храмах (скорее всего, теократические и управляемые жрецами-царями).
Использовался и рабский труд.
В раннединастический период (2900–2334 гг. до н. э.) письменность, в отличие от пиктограмм, стала обычным явлением и поддавалась расшифровке. В «Эпосе о Гильгамеше» упоминаются несколько лидеров, включая самого Гильгамеша, которые, вероятно, были историческими королями. Первым династическим королем был Этана, 13-й царь первой династии Киша. Война усиливалась, и города возводили стены для самосохранения. Шумерская культура начала распространяться из южной Месопотамии в прилегающие районы.
Шумерские ожерелья и головные уборы Шумерские ожерелья и головные уборы, обнаруженные в царских (и индивидуальных) могилах, показывают, как их могли носить.
В период Аккадской империи (2334–2218 гг. до н. э.) многие жители региона стали говорить на двух языках: шумерском и аккадском. Однако к концу империи шумерский все больше становился литературным языком.
Период гутиев (2218-2047 гг. до н.э.) был отмечен периодом хаоса и упадка, поскольку варвары гути нанесли поражение аккадским военным, но не смогли поддержать существующие цивилизации.
Шумерское Возрождение/Третья династия Ура (2047-1940 гг. до н.э.) видели правителей Ур-Намму и Шульги, чья власть распространялась на южную Ассирию. Однако регион становился все более семитским, и шумерский язык стал религиозным языком.
Шумерское Возрождение закончилось вторжением амореев, чья династия Исина просуществовала до 1700 г. до н.э., после чего Меспотамия перешла под власть Вавилона.
Было обнаружено множество шумерских глиняных табличек, написанных клинописью. Они не являются самым старым образцом письменности, но, тем не менее, представляют собой большой прогресс в человеческой способности записывать историю и создавать литературу. Первоначально использовались пиктограммы, затем клинопись, а затем идеограммы. Письма, квитанции, гимны, молитвы и истории были найдены на глиняных табличках.
Купчая на глиняной табличке. На этой глиняной табличке изображена купчая на раба-мужчину и здание, датируемая примерно 2600 годом до н. э.
Шумеры верили в антропоморфный политеизм или во многих богов в человеческом обличии, которые были характерны для каждого города-государства.
Основной пантеон состоял из Ана (небеса), Энки (целителя и друга людей), Энлиля (давал заклинания, которым должны подчиняться духи), Инанны (любви и войны), Уту (бога солнца) и Сина (бога луны). .
Шумеры изобрели или усовершенствовали широкий спектр технологий, включая колесо, клинопись, арифметику, геометрию, орошение, пилы и другие инструменты, сандалии, колесницы, гарпуны и пиво.
Источники
Шумерская цивилизация — Восстановление Ближнего Востока
Шумерская цивилизация (5000 г. до н.э. — 1750 г. до н.э.) зародилась в Шумере, регионе древней Месопотамии, который считается колыбелью цивилизации. Название «Шумер» происходит от аккадского языка, наиболее распространенного в этом регионе в то время, и означает «Земля цивилизованных царей».
Фото: Карта Ближнего Востока второй половины 3-го тысячелетия до н.э.
Шумеры известны тем, что они изобрели первую систему письма, а также многие другие изобретения, которые мы до сих пор используем в наших современных обществах.
В книге историка Сэмюэля Ноа Крамера «: История начинается в Шумере » перечислено большое количество «первых» событий в истории человечества, происходящих из Шумера. К ним относятся, например, первые школы, первый свод законов, первые пословицы и поговорки, первые рассказы о мессиях, первая песня о любви, первый аквариум, первые судебные прецеденты в судебных делах, первая сказка о умирающем и воскресший бог, первые надгробные песнопения и т. д.
Шумеры также изобрели современную систему измерения времени с их «шестидесятеричной» системой счета (система, основанная на числе 60), которая создала 60-секундную минуту и 60-минутный час). Они также были теми, кто разделил ночь и день на периоды по 12 часов, установил предел «рабочего дня» со временем начала и окончания и установил понятие праздников.
1/ Убайдский период и развитие первых городов:
Фото: скульптура шумерской принцессы (2150 г.
до н.э.).
Область Шумера была заселена по крайней мере с 4500 г. до н.э. Первыми поселенцами были не шумеры, а люди неизвестного происхождения, которых археологи называли «народом Убайд» (из кургана Аль-Убайд, где были найдены артефакты, относящиеся к ним). К 3600 г. до н.э. в регионе прочно утвердилась шумерская цивилизация. В то время шумеры уже изобрели колесо, письмо, парусную лодку, сельскохозяйственные процессы, такие как орошение, и концепцию города. Принято считать, что первые города мира возникли в Шумере. Важнейшими шумерскими городами были Эриду, Урук, Ур, Ларса, Исин, Адаб, Кулла, Лагаш, Ниппур и Киш. Изначально все они были независимы друг от друга со своим правительством. Тем временем город-государство Урук быстро стал самым большим и могущественным. Все эти города были вовлечены в многочисленные торговые отношения с зарубежными землями. Действительно, торговля была основным фактором, который привел к развитию первых систем письма в Шумере, потому что шумерские купцы за границей нуждались в точном способе междугородной связи.
2/ Расцвет Аккадской империи:
Изображение: Изображение Саргона Аккадского.
С 2900 г. до н.э. по 2334 г. до н.э. города-государства Шумера боролись за контроль над пахотными землями и правами на воду до прихода к власти Первой династии Лагаш в 2500 г. до н.э. При лагашском царе Эаннутуме Лагаш стал центром небольшой империи, включавшей большую часть Шумера и некоторые части Элама (современный Иран). Несмотря на свою силу, Империя наконец-то почувствовала себя под властью короля Лугал-Заге. Молодой человек, утверждавший, что он был садовником короля и впоследствии известный как Великий Саргон Аккада, захватил трон. Саргон (умер в 2279 г.до н.э.) построил большую Аккадскую империю. Эта империя была первой многонациональной империей в мире. В то время Аккадская империя управляла большей частью Месопотамии, пока кутии не вторглись в нее с севера и не разрушили крупные города империи.
Гутианский период (2218-2047 гг. до н.э.) сами шумеры считали темным веком.
3/ Шумерское возрождение и упадок:
Картина: Король Ура на троне.
Последний крупный период шумерской истории известен как период Ура III (2047–1750 гг. до н. э.). Он назван так как ссылка на Третью династию города Ур. Этот период также известен как шумерское Возрождение из-за всех основных культурных достижений. Короли Ура, такие как Ур-Намму (правивший с 2047 по 2030 год до нашей эры) и Шульги (правивший с 2029 по 1982 год до нашей эры), были особенно обеспокоены вопросами культуры, технологий и искусства в целом. Они также были сильно озабочены тем, чтобы произвести впечатление на своих людей и отличиться от других. Например, в древних гимнах говорится, что царь Шульги пробежал 160,9 км.километров между религиозным центром Ниппура и столицей Ур за один день, чтобы проводить фестивали в обоих городах.
Даже если историки считают, что это может быть преувеличением, этот гимн отражает дух правления Шугли: вызывает у его подданных чувство восхищения усилением его власти. Однако в какой-то момент, несмотря на такие усилия, как строительство большой стены преемниками Шульги, шумерские цари не смогли противостоять иноземным вторжениям. Войска из Элама (современный Иран) прорвали стену Шумера и взяли город Ур в 1750 г. до н.э. Затем амореи контролировали Шумер в течение короткого периода времени. Голод последовал за падением Ура из-за изменения климата и чрезмерного использования земли, что привело к тому, что жители покинули этот регион. Считается, что патриарх Авраам был одним из этих амореев, которые покинули Ур и поселились в Ханаане. В более широком смысле падение Ура привело к концу шумерской цивилизации. Шумерский больше не был разговорным языком (даже если он все еще был письменным), его заменил семитский аккадский язык.
Сосредоточьтесь на списке шумерских царей:
Картина: Шумерский список царей.
Шумерский список царей — это клинописный документ, написанный писцом из города Лагаш около 2100 г. до н.э. В этом документе перечислены все короли региона и их достижения. Считается, что Список царей был создан для узаконивания правления короля Уту-Хегала из Урука (который правил около 2100 г. до н.э.), показывая его как самого последнего в длинной череде успешных царей. Уту-Хегал хотел связать себя с древними и героическими правителями. Вот почему, например, в списке фигурирует Этана, знаменитый герой мифа о человеке, вознесшемся на небо на спине орла.
Изображение: компьютерная реконструкция зиккурата, расположенного в Уре:
Зиккураты были огромными храмами, построенными в древней Месопотамии для поклонения богам. Известные зиккураты включают Великий зиккурат Ура или зиккурат Агар-Куф (недалеко от Багдада).
Источники:
Веб-сайт Энциклопедии древней истории: https://www.

