Штилей ломоносова: Теория “трех штилей” Ломоносова в литературе кратко в таблице

Теория трех штилей Ломоносова М.В. В чем суть теории трех штилей?

Ломоносов – один из самых великих русских ученых, внесших большой вклад в науку. В статье рассказывается о теории «трех штилей» Михаила Васильевича.

В чем заключается теория «трех штилей» Ломоносова?

Очень значимый вклад в науку о нашем языке внес Ломоносов. Важной и по сей день остается его роль в формировании литературного языка. С именем этого великого лингвиста связан длительный период становления русскоязычной речевой культуры. Также его очень заботила словесная эстетичность. Русский язык, по мнению Михаила Васильевича, хранит в себе безграничные возможности, которые с успехом помогают ему оказывать влияние на все сферы общенациональной культуры, такие как, например, искусство, наука, литература. И тем не менее, отдавая дань очарованию родного языка, великий лингвист наиболее трезво выделял те обстоятельства, которые, по его мнению, благоприятствовали формированию литературной речи.

С присущим ему упорством он также развивал идею о необходимости укоренить в литературном языке приобретенные им путем длительного исторического развития ценности. Постоянная полемика с противниками церковнославянизмов, которые всячески отрицали необходимость их интеграции в разговорной речи, побудила его к написанию труда «О пользе книг церковных в российском языке», где он подробно расписал всю важность употребления данных слов. Этот трактат так же, как и теория «трех штилей» Ломоносова, был написаны с целью наиболее ясно и полно донести до народа необходимость наличия сих церковнославянских изречений в языке великодержавного народа, а также указать на их исконно близкое и родственное отношение друг к другу. И труды эти актуальны даже спустя несколько веков и обязательны для изучения.

О теории «трех штилей» в общих словах

Суть теории трех «штилей» Ломоносова невозможно объяснить в двух словах. По мнению Михаила Васильевича, каждый «штиль» вбирал в себя уже организованный состоявшийся базис речевых средств выразительности, за которым, в свою очередь, был зафиксирован определенный круг жанров беллетристической литературы. Проще говоря, жанр в терминологии Ломоносова оказывался в таком отношении к «штилю», в котором существует в биологии вид по отношению к роду. Высоким «штилем», например, писались оды, поэмы о героизме, в которых воспевались подвиги великого русского народа, различные торжественные речи, публичные выступления. Причем данная селекция по трем стилям производилась в силу не только их идейно-тематического замысла, но и языкового, и стилистического, так как, например, для изречений торжественного характера речевые средства отбирались в соответствии с содержанием предстоящего мероприятия.

Теория «трех штилей» Ломоносова заключает в себе более широкий смысл, чем это рассматривается в современной стилистике русского языка.

Следовательно, литературные жанры для Михаила Васильевича несли в себе производное от «штиля» значение и были закреплены за каждым из них. В соответствии с вышесказанным, все устоявшиеся жанры были заключены им в три «штиля» устного и письменного творчества: высокий, средний (или, иначе говоря, посредственный) и низкий. Ниже мы более подробно рассмотрим, в чем значение теории «трех штилей» Ломоносова.

Высокий «штиль»

Высокому «штилю» Ломоносова уподоблялись слова и выражения, которыми писались в свое время старинные письмена. Эти слова, окруженные ореолом древности и возвышенности, способствовали созданию «великолепного» и благородного слога.

Ломоносов выступал за чистоту русской речи, стараясь исключить из языка «обветшалые» слова, утратившие их первоначальную значимость. Поэтому при представлении народу русского литературного языка он старался вобрать в него как можно больше возвышенных элементов церковно-книжной культуры. Кроме того, наряду с церковнославянскими речениями, в высокий стиль включались также и некоторые архаизмы, употреблявшиеся в древнерусской письменности. Теория «трех штилей» Ломоносова раскрывает именно таким высокий, возвышенный литературный стиль русского языка.

Низкий «штиль»

Упомянутый выше «штиль» Ломоносов освобождает от церковнославянских изречений, характеризуя его употреблением уже привычных простонародных слов. Им пишутся песни, комедии, дружеские письма, сценарии и другие литературные жанры.

Прибегая к компонентам непосредственной разговорно-бытовой речи, Ломоносов создал теорию «трех штилей» и тем самым заметно расширил границы литературного языка, обогащая его стилистический порядок. При этом он акцентировал внимание на том, что низкому «штилю» характерно и употребление «изречений средних, посредственных», указывая тем самым на необходимость интеграции просторечия с общепринятыми средствами речи.

Средний (посредственный) «штиль»

К формированию среднего «штиля» Ломоносов подошел уже весьма лояльно. В нем он допускал употребление самых разнородных речевых средств, начиная от высокоторжественных изречений и заканчивая так называемыми «низкосортными» словами.

Уникальность его заключалась прежде всего в свободе и широте употребления различных по происхождению и стилистическому замыслу слов. Из церковнославянских изречений в него допускались лишь немногие.

Опираясь на мастерство писателей в отношении грамотного подбора и комбинации слов, Михаил Васильевич не счел нужным оставить какие-либо конкретные указания относительно словарного состава среднего «штиля».

Он только лишь указал на важность разграничения в речи слов церковнославянских и простонародных.

Средний «штиль», характеризующийся разнообразием речевых средств и характером жанров, закрепляемых за ним, был впоследствии признан весьма универсальным. Таковой предстает перед нами теория «трех штилей», обоснованная Михаилом Васильевичем.

«Три рода изречений»

Ломоносов М.В. выделял в русском языке «три рода изречений», то есть три стилистически окрашенных, не похожих друг на друга речевых пласта.

К первому лингвист относил широко употребляемые и хорошо знакомые славянскому народу слова.

Второй речевой пласт составляла словесность, малоупотребительная в повседневной речи, но широко известная беллетристам и ценителям архаичной письменности. Здесь встречаются преимущественно церковные слова.

Из этого можно сделать вывод, что теория «трех штилей» Ломоносова не была готова включить в литературный язык все без разбора слова, встречающиеся в общецерковных книгах.

Совсем другой лексический состав был приурочен им к изречениям третьего рода. Здесь уже не наблюдалось церковнославянизмов, а встречались лишь слова и выражения, испокон веку известные русскому народу.

Грамматические формы «штилей»

Помимо лексических, теория «трех штилей» М.В. Ломоносова включала для каждого из них и грамматические формы, уже упомянутые им в рассуждении о «Российской грамматике».

Полное и точное представление о них дают труды М.В. Ломоносова, исполненные как высоким, так и низким, и средним «штилем».

Грамматическое дифференцирование их видов базировалось прежде всего на соотнесении грамматических форм. В высоком, например, сохранились немногие устаревшие формы имен числительных.

Отличительной чертой высокого «штиля» выступают также причастные формы, преобразованные в большинстве своем от книжных слов.

Глаголы-междометия же были отличительной чертой низкого.

Высокий также характеризовался употреблением сравнительной степени имен прилагательных и большого числа восклицательных предложений. Таким видел будущее языка Михаил Васильевич Ломоносов, теория «трех штилей» которого и по сей день пользуется широкой популярностью и порой вызывает споры.

В заключение

Концепция эта повлекла за собой всевозможные трения, обсуждения и споры в отношении последующего становления отечественной беллетристики. Теория трех «штилей» Ломоносова предписывала решение проблем употребления славянизмов, прописанных в церковных книгах, а также слов, исконно известных русскому народу. Кроме того, Ломоносов создал эту теорию в доказательство того, что полностью отказаться от слов старославянского происхождения нельзя, ведь они являют собой ценное культурное наследие народа.

теория трех штилей Ломоносова и ее жанры, кратко

Ньютон

Автор:

Ньютон

31 октября 2019 14:51

Метки: iskusstvo   Михаил Ломоносов   знания   классицизм   три штиля   

Что такое Теория «трех штилей» ? Иерархия жанров и классицизм. Ломоносов и русский язык. Какие жанры относятся к каждому из трех штилей Ломоносова.

Что такое теория трех штилей?

Теория трех штилей — это теория Михаила Ломоносова, которая вводит в русскую литературу «иерархию жанров». Ломоносов описывает, какой лексикон необходимо использовать в том или ином жанре: проще говоря, высокими словами следует писать на высокие темы, низкими на низкие.

Иерархия была особенно актуальна в период классицизма. Смешивание разных стилей в академических кругах не позволялось, считалось дурным тоном.

В европейских языках, включая русский, классически стиля три: высокий, средний и низкий.

Когда появилась теория трех штилей?

Разделение языка в риторике и литературных произведениях на три разные стиля было еще в период эллинизма: тогда это было применимо как к театральным постановкам, так и к ораторскому искусству. Попытки разделить искусство на «высокое» и «низкое» продолжались и все средние века, однако настоящего расцвета нормирование языка и искусства достигло в эпоху классицизма, в конце XVII — начале XVIII веков.

Иерархия стилей в живописи

В эпоху классицизма теория иерархии жанров возродилась не только в литературе и ораторском искусстве, но и в живописи: так, под влиянием Андре Фелибьена была разработана система «высоких» и «низких» жанров Французской академии искусств. Из Франции теория распространилась на всю остальную европу, пока в конце XVIII века не достигла и России.

Главной задачей искусства классицизма было «увеселяя поучать», поэтому все искусство оценивалось исходя из этой цели. Выше всего ценились картины на исторические темы и сюжеты из мифологии. Ниже — картины на повседневные темы: портреты, пейзажи и натюрморты.

Иерархия стилей в литературе

Деятели эпохи классицизма активно реформировали и вводили новые нормы и в литературный язык. В Европе из таких «реформаторов» можно назвать Фенелона, который в своем «Рассуждении о красноречии» по сути ввел три стиля французской риторики. В России реформами русского языка занялся Михаил Ломоносов.

Ломоносов и язык

В русском языке времен Ломоносова свободно сосуществовали разные влияния: постоянно звучали как очевидно устаревшие слова из церковнославянского, так и заимствования из европейских языков, просторечия и вульгаризмы соседствовали со старыми и величавыми словами. Для классицизма это было совершенно неприемлемо. Ломоносов задался целью реформировать язык так, чтобы он мог прогрессивно развиваться.

Три штиля Ломоносова

В искусстве классицизма тема литературного произведения определяла, какими словами автор должен о ней говорить. Поэтому Ломоносов разделил жанры и словарный запас на три группы: высокий, низкий и средний стиль.

Высоким стилем должны быть написаны оды, героические поэмы и «прозаичные речи о важных материях» — то есть, высокая патетика. Слова, которые употребляются в произведениях высокого стиля должны соответствовать теме, но все еще быть понятны. В этот стиль Ломоносов определил общеславянские слова и понятные церковнославянизмы.

Средним стилем должны быть написаны театральные произведения, элегии, сатира, стихи и научные сочинения. Эти произведения должны быть написаны пристойно, но без лишнего пафоса и непонятных слов, допускаются церковнославянизмы, но с «великой осторожностью».

Низким стилем должны быть написаны комедии, письма, басни и песни. Эти произведения могут быть написаны простонародным языком. Хотя стоит отметить, что Ломоносов предупреждал против грубости и в этой категории.

Влияние Ломоносова

Михаил Ломоносов до сих пор считается первым и важнейшим реформатором русского языка. Благодаря ему язык скинул лишний «балласт» церковнославянских слов, и смог защитить себя от ненужных заимствований. Именно на основе учения Ломоносова о трех штилях вырос тот язык, которым писали в России все последующие века.

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

Метки: iskusstvo   Михаил Ломоносов   знания   классицизм   три штиля   

Новости партнёров

реклама

20 неприятных фактов, которые хочется сразу же забыть

Краундфандин здорового человека: российские орнитологи собирают деньги на трекеры для птиц

45 восхитительно абсурдных фото с животными, о контексте которых остается лишь догадываться

А мы здесь все точно поместимся?

Показать ещё
Удиви меня!

Успокоение цитокинового шторма

  • РЕКЛАМА Рекламодатель несет исключительную ответственность за содержание этой статьи

Препараты, регулирующие гены, являются потенциальной мишенью для исследования по предотвращению «цитокинового шторма», связанного с тяжелым заболеванием COVID-19.

Произведено

Роман Зиновкин занимается изучением вирусов более десяти лет. Совсем недавно он исследовал противовоспалительную роль Nrf2. © Jackyenjoyphotography/Moment/Getty Images

Индукция белка, регулирующего гены, называемого Nrf2, может быть полезно изучить как средство подавления гиперактивного иммунного ответа, который вызывает тяжелое заболевание и смерть у некоторых людей, инфицированных вирусом SARS-CoV-2.

«Основным фактором, вызывающим смертность от COVID-19, является не сам вирус, а чрезмерная иммунная реакция организма на инфекцию», — объясняет вирусолог, ставший клеточным биологом, Роман Зиновкин из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Большая часть текущих исследований Зиновкина связана с противовоспалительными функциями «нуклеарного фактора 2-родственного эритроидного фактора 2» (Nrf2) в некоторых иммунных клетках человека.

Он и его коллега Олег А. Гребенчиков из Российской академии медицинских наук предполагают, что есть веские основания для испытания использования индукторов Nrf2 для предотвращения развития некоторых из более тяжелых проявлений COVID-19.болезнь.

Nrf2 — фактор транскрипции, регулирующий активацию некоторых генов. Когда активные формы кислорода накапливаются в клетках во время окислительного стресса, Nrf2 перемещается в ядро ​​клетки, чтобы активировать гены-мишени, которые запускают антиоксидантный ответ. Nrf2 также выполняет множество противовоспалительных функций, включая ингибирование специфических молекул, связанных с иммунитетом.

Интересно, что исследования показывают, что активность Nrf2 снижается с возрастом и у людей с высоким уровнем сахара в крови, в то время как самки мышей имеют более высокую активность Nrf2, чем самцы — факторы, которые были связаны с более высоким риском развития тяжелой формы COVID-19.симптомы.

В своем исследовании, опубликованном в журнале Биохимия (Москва) , Зиновкин и Гребенчиков предполагают, что индукция Nrf2 может быть способом предотвращения или лечения так называемого цитокинового шторма и высвобождения активных форм кислорода, которые происходят в тяжелых случаях COVID-19 инфекция. Эта реакция повреждает клетки дыхательных путей, нарушая газообмен в легких, а также может привести к образованию тромбов и полиорганной недостаточности.

Препараты, индуцирующие Nrf2, уже одобрены для использования при хронических заболеваниях, таких как рассеянный склероз и псориаз. Также проводятся клинические испытания для проверки их использования при хронической обструктивной болезни легких, астме, артрите и некоторых видах рака.

Однако, как указывает Зиновкин: «Они не применялись для лечения острых воспалительных состояний».

Индукторы Nrf2 могут стать альтернативой доступным в настоящее время методам лечения, таким как кортикостероиды, которые могут вызывать вторичную бактериальную пневмонию, и препараты, воздействующие только на специфические хемокины.

Вместе с другими Зиновкин и Гребенчиков сейчас проводят клинические испытания индукторов Nrf2 для предотвращения и лечения цитокинового шторма, связанного с тяжелыми случаями COVID-19.болезнь. Они также исследуют противовоспалительные механизмы индукторов Nrf2 на клеточных моделях вирусной инфекции.

Эта подборка результатов исследований подготовлена ​​подразделением «Партнерство и заказные медиа» компании Nature Research для Pleiades Publishing. Рекламодатель несет ответственность за содержание.

Прочитайте бесплатно оригинальную исследовательскую статью здесь.

Литература

  1. Зиновкин Р., Гребенчиков О. Транскрипционный фактор Nrf2 как потенциальная терапевтическая мишень для профилактики цитокинового шторма при COVID-19Пациенты. Биохимия Москва 85 , 833–837 (2020). http://dx.doi.org/10.1134/S0006297920070111

    Статья пабмед Google ученый

Скачать ссылки

Связанные статьи

  • Основные моменты публикации Pleiades

Ломоносов, Россия Фарфоровая фигурка пуделя, белый

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

660 продаж |

5 из 5 звезд

582,63 шведских крон

Загрузка

Доступен только 1

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

Редкая находка — этот предмет трудно найти.

Исследуйте связанные категории

Внесен в список 23 октября 2022 г.

19 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *