Схоластика это в средневековье: 2.3.3 Средневековая схоластика. Фома Аквинский

что это такое в философии

Обновлено 30 января 2023 Просмотров: 102 466 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Философия — служанка богословия», — эту знаменитую фразу приписывают сразу нескольким выдающимся мыслителям Средневековья.

Монах-бенедиктинец Петр Дамиани, философ и богослов Фома Аквинский, католический историк Цезарь Бароний — все они в разное время так или иначе формулировали похожие утверждения.

*Франсиско де Сурбаран, «Апофеоз Святого Фомы Аквинского», 1631 г.

Из науки, познающей и пытающейся объяснить окружающий мир, философия на целых 10 веков превратилась во вспомогательную дисциплину, призванную трактовать Святое Писание так, как этого требовала церковь.

И именно в этот период (Средние века) сформировалась схоластика.

Схоластика — это …

Схоластика — это сплав философии и богословия, целая эпоха в развитии философских учений, совпадающая с огромным периодом в истории человечества, который мы называем Средними веками.

Начало Средневековья совпало с падением Римской империи в V веке. Это слом эпох, кризис, который определил развитие Европы на много веков вперед. Культура, образование, философия и религия — все круто меняется. На смену языческому многобожию Древнего мира приходит новая религия — христианство.

Если в начале своего пути христианство подвергалось гонениям, то теперь ситуация в корне меняется: уже язычество становится «вне закона», а молодая религия набирает обороты и становится все более агрессивной.

Среди общего упадка христианские монастыри становятся центрами развития культуры и образования.

Здесь же зарождается новое направление философии, призванное «переводить» сложные и непонятные обывателям тексты Святого Писания на доступный язык, трактовать Слово Божие в интересах активно формирующегося института церкви.

*Монастырь Сен-Виктор близ Парижа стал центром схоластики в XII веке

Новую философию называют схоластикой. Это направление, опираясь на лучшие достижения древнегреческих мыслителей (в основном на логику Аристотеля и учение Платона), повернуло философию в христианское русло.

В развитии схоластики можно выделить четыре периода:

  1. VI–IX века. Подготовка почвы.
    Значимые имена: ирландский философ Иоанн Скот Эриугена (около 810–877), римский философ Боэций (480–524).
  2. IX–XII века. Интенсивное формирование.
    Значимые имена: итальянский архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), французский теолог Пьер Абеляр (1079–1142).
  3. XIII век. Расцвет.
    Значимые имена: итальянский философ-богослов Фома Аквинский (1225–1274), немецкий алхимик Альберт Великий (1193–1280), английский монах-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (1221–1274).
  4. XIV-XV века. Упадок.
    Ярчайший представитель — английский монах-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285–1349).

Первые университеты — центры схоластического учения

Этимология слова схоластика отсылает нас к истокам этого явления. В переводе с древнегреческого σχολαστικός — это «школьный или ученый».

Изначально схоластикой называли школьные предметы в монастырских школах, а схоластами — учителей.

В конце концов сложилась система образования, где для освоения схоластической науки нужно было пройти несколько ступеней.

  1. Первая ступень — тривиум. Включала три базовых предмета: латинскую грамматику, диалектику и риторику.
  2. Вторая ступень — квадривиум. Включала арифметику, геометрию, музыку и астрономию.
  3. Освоившие «семь свободных искусств» могли переходить к обучению в университете на богословском факультете.

В XI–XII веках в Болонье и Париже появились первые университеты, и при активной поддержке католической церкви к XV веку в Европе сформировалась сеть университетов.

*Болонский университет основан в 1088 году

Церкви нужны были ученые, способные трактовать Священное Писание, но чтобы пресечь невежество и самодеятельность, к истолкованию и изучению Библии допускались только студенты, прошедшие все ступени обучения.

Суть средневековой схоластики

Основная задача схоластики в философии — это найти рациональные доказательства существования Бога и логически обосновать христианские догматы, сформулированные «отцами церкви».

Схоласты считали, что Бога можно и нужно постигать через логику и философские рассуждения.

Что нужно для хорошего схоластического диспута?

  1. Библейские тексты и комментарии к ним непререкаемых авторитетов — патрициев.

    «Отцами церкви» называют группу церковных деятелей, стоящих у истоков христианства. Именно они составили канонический список Священных книг, сформулировали общепризнанные догматы веры, разработали структуру Церкви и правила богослужения. Их учение — патристика — предшествовало схоластике.

    Особо почитаются три Великих Святителя:

    1. Василий Великий (Кесарийский) (330–379),
    2. Григорий Богослов (Назианзин) (329–389),
    3. Иоанн Златоуст (около 347–407).

    *Три Великих Святителя

    Если патриции — это Отцы церкви, то схоласты — это Учителя церкви.

  2. Философские трактаты древних язычников Платона и Аристотеля, представляющих величайшие образцы человеческой мысли.
  3. Пытливый богослов или ученый монах, пытающийся обосновать разумность веры.

В схоластике Святое писание и труды патрициев воспринимались как аксиома, не требующая доказательств. Религия принимается верой безо всяких условий.

Но натуральную философию и логику Аристотеля средневековые мыслители тоже не могли скинуть со счетов, поэтому труды древних греков стали методом изучения религии.

Схоласты хотели привести к гармонии веру и разум.

Удивительно, но схожая проблема у церкви возникла в XIX веке, когда научные открытия снова нужно было как-то увязывать с религией.

«Проклятый» вопрос схоластов

Главный спор схоластов развернулся вокруг универсалий. Универсалии — это общие понятия, абстрактные объекты, вбирающие в себя множество конкретных предметов.

Например, универсалия «растение» — это и ромашка в поле, и репа в огороде, и баобаб в африканской саванне. Универсалия «человек» складывается из конкретных Маши, Саши, Фомы и т.д.

Про реальное существование универсалий первым задумался Платон. Универсалия, по его мнению, существует в некоем высшем мире, а ромашки и баобабы — всего лишь ее порождения в нашем подлунном мире. Схоласты, вслед за Платоном признавшие реальность существования универсалий, стали называться реалистами.

Средневековый реализм опирается на утверждение, что универсалии создал Бог при сотворении мира, они предшествуют единичным материальным вещам.

Иными словами, Бог создал идею растения, а уж потом эта идея получила материальное воплощение в форме репы и баобаба.

К лагерю реалистов относятся Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский.

*Материальное воплощение универсалии «растение» — баобаб в Африканской саванне

Оппонентами реалистов стали номиналисты, не признающие реального существования универсалий в каком-то идеальном мире. Номинализм получил название от латинского nomen — имя.

Бог сразу создавал репу и баобабы во всем их многообразии, а люди, познавая мир вокруг, по ходу жизни придумывали этим вещам названия. Номиналисты (Беренгар Турский, Уильям Оккам) считали, что универсалии — это имена вещей.

Из номинализма вышло любопытное учение, основанное Пьером Абеляром, — концептуализм (от лат. conceptus — понятие). Сами по себе универсалии не существуют реально, но в человеческом разуме они получают реальное воплощение в виде концептов, которые обобщают частные свойства вещей. Католическая церковь не оценила оригинальные идеи Абеляра и объявила их ересью.

Фома Аквинский

В разговоре о том, что такое схоластика, невозможно обойтись без упоминания крупнейшего философа Средневековья Фомы Аквинского. Его учение томизм до сих пор является официальной философией католицизма.

Наследие Фомы Аквинского — более 60 трудов, в которых он выстраивает логическую систему христианской схоластики. Мыслитель разводит философию и теологию, определяя каждой из них свою роль.

Философия познает «истины разума», а теология — «истины откровения». При этом философия делает возможным познание веры.

Хоть вера и разум, теология и философия принципиально разные категории, но вместе они создают гармоническое единство, т.к. их объединяет общая цель — постижение Бога.

*Фома Аквинский, причислен к лику святых за свои философские труды

Бог у Фомы Аквинского — это и первопричина всего сущего, и конечная цель.

А вопрос универсалий он трактует с позиции их трех уровней:

  1. «До вещи», как идея Бога до сотворения им мира;
  2. «В вещи», как воплощение Богом своего замысла в материи;
  3. «После вещи», как понятия, сохраняющиеся в памяти людей даже после исчезновения материальной вещи.

Почему схоластика стала ругательным словом

Кризис и закат схоластики связывают с именем монаха-францисканца и преподавателя Оксфорда Уильяма Оккама, который придерживался идей номинализма, не признавал реальность универсалий и продвигал мысль, что обосновывать логикой существование Бога — величайшая глупость.

В Бога надо просто верить. Философия не должна больше быть служанкой религии, ее предназначение заниматься природой.

*Уильям Оккам

Оккам критиковал своих предшественников-схоластов за излишнее «мудрствование», нагромождение бесконечных выводов и поисков первопричин там, где достаточно простого анализа реальных предметов.

«Не следует множить сущности без необходимости», — принцип, известный далеко за пределами философии под кодовым названием «бритва Оккама».

Суть принципа в том, чтобы отбросить все лишнее и избыточное. Как правило, простого объяснения явления вполне достаточно, а лежащее на поверхности решение оказывается самым верным.

С одной стороны, схоластика «сделала» культуру и науку Средневековья. Диспуты и споры по важнейшим философским вопросам вывели Аристотелевскую логику на недосягаемые высоты. Искусство поиска и формулировки доказательств, ведения споров было отточено до совершенства.

Но есть и другая сторона медали. Схоласты часто затевали споры ради споров, вели бессмысленные многословные дискуссии из-за проблем, не стоящих и выеденного яйца. За это критиковал схоластику Оккам, за это над ней стали потешаться мыслители Ренессанса и последующих эпох.

Со времен Возрождения до наших дней термин «схоластика» приобрел негативный, ругательный характер.

Схоластика ассоциируется, в первую очередь, со словоблудием, заумью, казуистикой. Так называют тяжеловесные теории, не имеющие ничего общего с реальным опытом, оторванные от жизни.

Схоластика сыграла огромную роль в становлении средневекового мировоззрения, но вместе с потерей позиций церкви в период Реформации и Возрождения пришло время новой философии.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo. ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Философия

Схоластика | Понятия и категории

СХОЛАСТИКА (греч. scholastikos — школьный, ученый) — 1) средневековая философия, опирающаяся на систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания церковных догматов; 2) знания, утверждения, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом, практикой.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 519.

 

СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos — ученый, школьный) — 1) средневековая христианская философия, главной целью которой было обоснование религиозных догматов. Против схоластики выступили гуманисты эпохи Возрождения; остро критиковали схоластику, как нечто мертвое, застывшее, философы-просветители. С начала 19 века получила распространение так называемая неосхоластика, которая в борьбе с материализмом стремится соединить религиозную веру с новейшими достижениями знания, культуры; 2) (перен.

) оторванное от жизни, бесплодное умствование.

Tags: 

Философия

СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Подчинение мысли авторитету догмата – по известной формуле, восходящей к Петру Дамиани (De divina omnipotentia, 5, 621, MPL, t. 145, col. 603), philosophie ancilla theologiae, «философия служанка богословия», – присуще ортодоксальной схоластике наряду со всеми другими типами правоверно-церковной религиозной мысли; специфично для схоластики то, что сам характер отношения между догматом и рассудком мыслился при несомненной авторитарности необычно рассудочным и ориентированным на императив внутренней и внешней системности.

Tags: 

Философия

Методология

СХОЛАСТИКА (лат. scholastica от греч. σχολαστικός – школьный) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья.

Tags: 

Религия

Философия

ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА — направление в философии 2-й половины 16 века, главным образом в Италии и Испании (Л. Молина, Ф. Суарес и др.). В качестве философского течения вторая схоластика сформировалась как реакция Римско-католической церкви на идеологию Реформации в лице М. Лютера, Ж. Кальвина, Ф. Меланхтона и др. Большинство ее представителей принадлежали к ордену иезуитов, основанному в 1540 году И. Лойолой.

Tags: 

Философия

СХОЛАСТИКА. Искусство рассуждения и обучения, развившееся в средневековых университетах, основанное на четкости изложения мысли, точности подбора выразительных средств, ясности доказательств и ссылках на авторитеты. Расцвет схоластики пришелся на XIII столетие, после чего начался ее постепенный закат, выразившийся в XIV в. в пустых абстракциях и словопрениях, придавших ей уничижительный оттенок.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 332.

Tags: 

Философия

СХОЛАСТИКА (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholastica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. проходит в своем развитии следующие периоды: I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы: 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцелин (ок.

Tags: 

Философия

СХОЛАСТИКА — господствующее направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, схоластика при всем своем догматизме и казуистике, побуждала занимающихся ею к скрупулезному анализу текстов признанных церковью авторов, развивала способность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

Tags: 

Философия

СХОЛАСТИКА (лат. scholasticus — школьный) — 1. В широком смысле — словесная игра, бесплодное умствование, оторванное от жизни. 2. Этап развития средневековой религиозной философии, для которого характерно соединение религиозной догматики и рациональной аргументации, систематизация христианского учения с помощью философии и логики. Схоластическое движение наиболее характерно для Западной Европы IX-XIV вв., хотя сходные тенденции наблюдаются и в философии стран Востока. Импульсом к привлечению рациональных аргументов в создании теологической системы послужило наличие многочисленных противоречий в религиозных текстах. Развитие европейской С. связано с преподаванием христианской доктрины сначала в школах, а затем в университетах…

Tags: 

Философия

СХОЛАСТИКА (SCOLASTIQUE). Учение и приемы школы, то есть, в наиболее распространенном толковании термина, — средневековых европейских университетов. Схоластика — это смесь христианского богословия и древнегреческой философии (в первую очередь философии Платона, оказавшей огромное влияние на мировоззрение бл. Августина, в дальнейшем — философии Аристотеля), логики и авторитаризма, научной строгости и однообразия.

Tags: 

Философия

СХОЛАСТИКА [лат. scholastica, от греч. σχολαστικός  — ученый, школьный, … — ученая беседа, школа] — религиозно-философские учения западноевропейского Средневековья и Нового времени, которые, в противоположность мистике, видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В теологической форме схоластика разрабатывала и собственно философскую проблематику, главным образом в рамках номинализма и реализма, но в целом для схоластики философия была, по выражению одного из ранних ее представителей Петра Дамиани (1007-1072), «служанкой теологии» (philosophia est anculla theologiae).

..

Tags: 

Философия

Теология

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Схоластика | Природа, история, влияние и факты

Гольбейн Младший: Боэций

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Ансельм Лаон Блаженный Иоанн Дунс Скот Святой Ансельм Кентерберийский Хью де Сен-Виктор Джайлз из Рима
Похожие темы:
томизм диспут Современная логика сумма Логика Ветус

Просмотреть все материалы по теме →

Схоластика , философские системы и умозрительные течения различных средневековых христианских мыслителей, которые, работая на фоне устоявшейся религиозной догмы, стремились по-новому решить общефилософские проблемы (как веры и разума, воли и интеллект, реализм и номинализм, доказуемость бытия Божия), первоначально под влиянием мистической и интуитивной традиции святоотеческой философии, особенно августинианства, а затем под влиянием Аристотеля.

Со времен Возрождения и по крайней мере до начала XIX века термин «схоластика», мало чем отличающийся от названия «средневековье», использовался как выражение порицания и презрения. Средневековый период широко рассматривался как незначительная интермеццо между греко-римской древностью и современностью, а схоластикой обычно называли философию, занятую бесплодными тонкостями, написанную на плохой латыни и, прежде всего, подчиненную римско-католической теологии. Даже немецкий философ-идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своем Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie

(1833–36; Лекции по истории философии ), заявил, что он «наденет семимильные сапоги», чтобы перескочить через тысячу лет между VI и XVII веками и , добравшись, наконец, до Рене Декарта, сказал, что теперь он может «плакать на землю, как моряк». Зато в те же первые десятилетия XIX века романтики резко качнули маятник в противоположную сторону, к огульной переоценке всего средневекового.

Более поздние ученые, казалось, были более способны противостоять средневековой эпохе, а также схоластике, т. е. ее философии и теологии, без предубеждений. Обширные исследования, посвященные этой эпохе, выявили ее истинную природу как значительного продолжения подлинно философской традиции и как периода образцовых философов, вполне способных выдержать сравнение с кем-либо из великих деятелей древности или современности.

Схоластика настолько многогранное явление, что, несмотря на интенсивные исследования, ученые все еще значительно расходятся в определении этого термина и в акцентах, которые они делают на отдельных сторонах явления. Некоторые историки, как будто почти капитулировавшие перед сложностью предмета, ограничиваются общим положением о том, что схоластику можно определить только денотативно как ту философию, которая в европейское средневековье преподавалась в христианских школах. Однако остается вопрос о ее коннотации, а именно: что это была за философия?

Ответ, что схоластика была «школьной» философией и, по сути, «христианской» школьной философией, можно понять, только рассмотрев исторические потребности, породившие потребность в школах. Таким образом, поиск возвращает исследователя к переходу от античности к средневековью — моменту, отмеченному, согласно Гегелю, символической датой 529 г. н. э., когда указом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская академия в Афинах и «падение физических установлений языческой философии». Однако в том же году произошло еще одно событие, которое указывает не столько на прошлое, сколько на грядущую эпоху и, особенно, на подъем схоластики, а именно: основание Монте-Кассино, первого бенедиктинского аббатства, над одним из дороги великого народного переселения. Этот в высшей степени символичный факт не только предполагает первоначальное смещение сцены интеллектуальной жизни из таких мест, как Академия, в монастыри христианских монастырей, но и знаменует еще большую смену действующих лиц. Новые нации были готовы захватить Римскую империю и ее эллинистическую культуру с далеко идущими последствиями: когда столетия спустя, например, родился один из великих схоластов, св. Фома Аквинский, хотя он по праву был южным итальянцем, его мать была нормандского происхождения, а его сицилийская родина находилась под контролем Центральной Европы ( Гогенштауфен ).

Решающим и поразительным фактом было то, что так называемые варварские народы, проникшие с севера в древний мир, часто становились христианами и намеревались овладеть совокупностью найденных ими преданий, включая богатый урожай святоотеческого богословия, а также философские идеи греков и политическая мудрость римлян. Это обучение могло быть осуществлено только на языке завоеванной империи (т. е. на латыни), который, следовательно, должен был быть изучен в первую очередь. В самом деле, включение как иностранной лексики, так и иного способа мышления, а также усвоение огромного количества заранее развитой мысли было главной проблемой, с которой столкнулась средневековая философия на заре ее становления. И только в свете этого факта становится понятной одна из решающих черт средневековой схоластики: схоластика была прежде всего беспрецедентным процессом обучения, буквально огромным «схоластическим» предприятием, длившимся несколько столетий. Поскольку имеющийся материал необходимо было упорядочить и сделать доступным для изучения и преподавания, то весьма прозаический труд и «школьная работа» по систематизации, сортировке и классификации материалов неизбежно приобретали небывалое значение. Следовательно, сочинениям средневековой схоластики совершенно естественно не хватает магии личной непосредственности, ибо школьные учебники оставляют мало места для оригинальности. Таким образом, вводит в заблуждение, хотя и понятно, что некоторые полемисты ошибочно характеризовали схоластику как предполагающую не более чем использование специальных дидактических методов или узкую приверженность традиционным учениям.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Во-первых, если важнейшей исторической задачей той эпохи действительно было изучение, приобретение и сохранение богатства традиции, то известная степень «схоластики» была не только неизбежна, но и необходима. Нет никакой уверенности в том, что сегодняшние историки имели бы прямой интеллектуальный доступ к Платону, Аристотелю и святому Августину, если бы схоласты не проделали свою кропотливую подготовительную работу. Кроме того, переход от стадии простого сбора данных предложений и их интерпретации ( expositio , catena , lectio ), систематическому обсуждению текстов и проблем ( quaestio , disputatio ) и, наконец, грандиозным попыткам дать всеобъемлющее представление о достижимой истине в целом (). summa ) необходимо было в то же время четким продвижением к интеллектуальной автономии и независимости, которые, чтобы достичь кульминации, как это произошло в XIII веке, в великих произведениях Золотого века схоластики, требовали, кроме того, силы гения, философы, такие как святой Альберт Великий и Аквинский.

С другой стороны, должен был наступить момент, когда господствовавшая озабоченность существующими знаниями уступила место новым вопросам, требующим рассмотрения и ответов, которые могли возникнуть только из непосредственного опыта. К позднему Средневековью процедуры использования и обсуждения предшествующих инсайтов были в значительной степени институционализированы, и возникло очевидное искушение увековечить господство этих процедур, что могло привести лишь к полной бесплодности. Широко распространено мнение, что именно это и произошло в 14 веке в так называемом «упадке» и распаде схоластики.

1.13: Схоластика — Гуманитарные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    21435
    • Christopher Brooks
    • Portland Community College

    Если и было событие, изменившее образование и науку в позднем Средневековье, так это появление утерянных трудов древнегреческого философа Аристотеля. Аристотель был одним из величайших гениев древнего мира, создавшим научные труды по философии, астрономии, физике, биологии, литературной критике и, что наиболее важно для средневековой Европы, по логике. Некоторые работы Аристотеля сохранились в Европе после падения Рима, но большая их часть исчезла. В течение одиннадцатого века в Европе вновь появились переводы работ Аристотеля по формальной философской логике. Большинство из них сохранилось в арабском мире, где Аристотель считался самым важным доисламским философом и тщательно изучался арабскими учеными. Предприимчивые ученые, многие из которых были еврейскими философами, жившими в Северной Африке и Испании, перевели сочинения Аристотеля по логике с арабского на латынь. Позже греки из Византии пришли в Европу с оригиналами на греческом языке и тоже перевели его на латынь.

    Важность этого нового открытия Аристотеля заключается в том, что его работа по логике предложила формальную систему для оценки сложных трудов, таких как сама христианская Библия. Неотъемлемой проблемой, с которой сталкиваются верующие любой религии, основанной на одном основном тексте, является выяснение того, что этот текст по существу означает . А именно: христианская Библия полна притч, историй и рассказов о событиях, которые зачастую ужасно трудно интерпретировать. Даже в четырех евангелиях, описывающих жизнь Христа, не все действия или высказывания Христа легко понять, и евангелия иногда предлагают противоречивые описания. Что имел в виду Христос, когда сказал: «Истинно говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мф. 19).:24)? Что он имел в виду, говоря: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир пришел Я принести, но меч» (Матфея 10:34)? Не говоря уже о том, как христианину понять сурового, мстительного Бога, описанного в Ветхом Завете, и божества мира и прощения, представленного Христом? Большинство средневековых христиан довольствовались тем, что просто принимали таинства и возносили молитвы святым, не заботясь о богословских подробностях, но все чаще образованные священники сами хотели понять нюансы своей религии.

    Таким образом, формальный подход Аристотеля к логике оказался неоценимым для толкователей Библии. Вооружившись его недавно открытой системой логического толкования, ключевые фигуры в Церкви начали анализировать Библию и труды ранних христианских мыслителей с новой энергией и вниманием. Результатом стала схоластика, которая была основным интеллектуальным движением Высокого Средневековья. Схоластика была строгим применением методов логики, первоначально разработанных Аристотелем, к христианским писаниям. А поскольку соборные школы позднего Средневековья все больше полагались на схоластику для подготовки и обучения новых священников, она быстро распространилась по всей Европе.

    Примерно к 1100 г. н.э. новой формой формального образования, основанной на схоластике, стал метод обучения в соборных школах. Преподаватель читал короткий отрывок из Библии или раннехристианского интеллектуального лидера, а затем цитировал различные авторитеты по смыслу отрывка. Это называлось лекцией, что означает просто «чтение». Затем студенты рассматривали возможные значения отрывка в период медитации. Наконец, студентов можно призвать к обсуждению их соответствующих интерпретаций. В дебатах студенты должны были цитировать не только сам отрывок, но и любые подтверждающие доказательства, которые они могли найти из обширного массива священных и древних писаний. В результате, по крайней мере в лучших кафедральных школах, появилось большое количество новоиспеченных священников с сильным пониманием христианской мысли и столь же сильным пониманием риторики, дебатов и логики.

    Некоторые учителя схоластической традиции стали незначительными интеллектуальными знаменитостями, наиболее известным из которых был Пьер Абеляр (1079–1142), блестящий учитель и участник дебатов в Париже, который читал обширные лекции, исследуя как плюсы, так и минусы различных важных вопросов, которые рассматривались отцы церкви. Основное внимание Абеляра уделялось использованию и применению разума к вере — он был убежден, что абсолютная истина может и должна поддерживать аргументированное исследование ее заповедей, позиция, из-за которой у него были серьезные проблемы с некоторыми церковными лидерами. Абеляр считал, что образованные христиане должен бросить вызов своим собственным убеждениям и попытаться понять их; для него, поскольку христиане были в безопасности в предположении, что Библия всегда будет окончательным источником истины, их собственные попытки понять ее очевидные противоречия и двусмысленности только укрепили христианскую религию в целом.

    Новая строгость образования и расширение кафедральных школ, чему отчасти способствовала популярность таких фигур, как Абеляр, привели, в свою очередь, к появлению первых настоящих университетов. Первоначально их можно было сравнить с ремесленными гильдиями, когда организации студентов и преподавателей договаривались о стоимости занятий и не позволяли неуполномоченным лекторам воровать студентов. В 1158 году студентам юридического факультета Болоньи на севере Италии была дарована княжеская хартия, что делает его первым признанным университетом. Однако наиболее значительным средневековым университетом была парижская Сорбонна 1257 года. Она выросла из соборной школы Нотр-Дам, в которой преподавал Абеляр, и обычно считается старейшим крупным университетом западного мира (до сих пор сегодня очень активно работает).

    Средневековые университеты создали ряд практик, которые до сих пор существуют в высшем образовании. Они разработали учебную программу, установили выпускные требования и экзамены и присвоили ученые степени. Мантии и характерные шляпы выпускных церемоний напрямую произошли от средневековых моделей. Все учителя были членами духовенства, «исповедующими» религию, отсюда и термин «профессор». Основные дисциплины, восходящие к римским временам, были разделены между свободными искусствами грамматики, риторики и логики (называемыми тривиумом) и тем, что сейчас можно было бы назвать более «техническим» набором дисциплин: арифметикой, геометрией, астрономией. и музыка (квадривиум) — это подразделение было самой ранней версией учебной программы «искусств и наук». Наконец, четыре вида докторских степеней: PhD (доктор философии), JD (доктор юриспруденции, то есть права), ThD (доктор богословия, священник) и MD (доктор медицины).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *