Бунин незнакомка: Незнакомка — Блок. Полный текст стихотворения — Незнакомка

Загадка «Незнакомки». На каком вокзале Блок написал известное стихотворение?

андрей жданов

Наследие 22 июля 2022

«По вечерам над ресторанами горячий воздух дик и глух…» Кому не знакомы эти строки из знаменитой блоковской «Незнакомки»? Под стихотворением есть пометка «24 апреля 1906 года, Озерки». Принято считать, что поэт написал его в вокзальном ресторане в Озерках. Но где именно? В этом популярном дачном пригороде было два вокзала: один — на Финляндской магистрали, другой — на Озерковской ветке Приморской (Сестрорецкой) железной дороги…

На фото начала ХХ века — вокзал на станции Озерки Финляндской железной дороги. Скорее всего, тот самый, где Блоку явилась «Незнакомка»…/Репродукция. ФОТО автора.

Тот год для Блока оказался весьма непростым, его отношения с женой Любой Менделеевой, дочерью великого химика, зашли в тупик.

Пытаясь вернуть себе душевное спокойствие, он скитался по петербургским пригородам. Излюбленным местом стал железнодорожный вокзал в Озерках, куда Блок, по словам поэта Владимира Пяста, отправлялся «пить красное вино». Об этом вине вспоминал и ближайший друг Блока публицист, детский писатель Евгений Иванов: «Терпкое, главное — с лиловатым отливом ночной фиалки. В этом вся тайна».

Поэт в бронзе. Где установят памятник Александру Блоку?

Поэт заходил в ресторан, садился у широкого венецианского окна, выходившего на железнодорожную платформу, медленно пил дешевое вино и наблюдал за перронной суетой. Евгений Иванов вспоминал: «Поезда часто проносятся мимо. С этими пролетающими машинами связано появление Незнакомки… Я начинаю почти видеть ее. Черное платье, точно она или весь стан ее прошел в окне, как пиковая дама перед Германом. Одна без спутников»

Поэт Андрей Белый в своих воспоминаниях отразил момент создания стихотворения:

«Запомнился день; был он душен и мутен: гроза приближалась… в 12 ночи входит Блок в мятом своем сюртуке, странно серый, садится; и каменеет у стенки». Люба спрашивает: «Саша, — пьяный?». Блок соглашается: «Да, Люба: пьяный…». После чего вынул из кармана листок со строчками «По вечерам над ресторанами…».

В мае 1906 года Евгений Иванов в своем дневнике рассказывал о совместной поездке с Александром Блоком в Озерки: «Поехали на пароходе. Вышли у Новой Деревни. Заехали в Озерки на поезде Озерковском… Приехали. Пошли на озеро, где «скрипят уключины» и «визг женский». В Шувалово прошли. Там у вокзала кафе. В кафе пили кофе».

Может быть, поэт хотел повторить путь того вечера, когда появилась Незнакомка?.. «Наконец (он. — Ред.) привел на вокзал Озерковский (Сестрорецкой ж. д.). Из большого венецианского окна видны «шлагбаумы», на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога, Финляндская ж. д. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается»,

— продолжал Евгений Иванов.

На первый взгляд, автор точно указывал на вокзал Приморской железной дороги, которой Блок часто пользовался. Но это утверждение вызывает сомнения, поскольку у исследователей есть большие претензии к Иванову как мемуаристу. К тому же не стоит забывать, что во время прогулки он был не совсем трезв.

Есть и еще одно обстоятельство: в Озерковском вокзале Приморской дороги, построенном в 1893 году, не было венецианских окон, все они имели прямоугольную форму. Венецианским называлось большое окно с полукруглой аркой, подобные были на Озерковском вокзале Финляндской дороги. Кроме того, вокзал Приморской линии находился в торце железной дороги и его окна выходили на юг. Так что вечерний закат из него едва ли можно было наблюдать. И, наконец, на вокзалах Приморской железной дороги имелись только буфеты, а вот ресторан был на вокзале Финляндской дороги. Так, значит, скорее всего, дело происходило именно там?

Здание вокзала было возведено в 1902 году финским архитектором Главного управления железных дорог Финляндии Бруно Гранхольмом. На кирпичном основании он воздвиг красивый деревянный объем с подчеркнутым фахверком. Первый, каменный, этаж занимали большой зал ожидания и служебные помещения, в центральной части размещался ресторан. Над входом в вокзал был установлен большой металлический кованый зонт, цоколь и ступени входов вытесаны из финского гранита.

По своему прямому назначению здание использовалось до конца 1991 года. В следующем году его арендовали коммерсанты, по некоторым сведениям, там располагалась швейная мастерская. Уже через год произошел пожар, в результате которого деревянный второй этаж сгорел.

Затем окна и двери оставшегося первого этажа были забиты железными листами, а над остатками здания возвели крышу. Дальнейшая судьба постройки остается неясной, хотя полностью сохранились проектные чертежи архитектора Бруно Грангольма, и восстановление исторического облика вполне возможно…

Что же касается вокзального здания Приморской ветки, то оно в 1907 году сгорело, через некоторое время построили новое. Пассажирское движение по Озерковской ветке прекратилось в 1919 году. Здание вокзала использовали как жилье, но уже к 1980‑м годам оно пришло в ветхое состояние и было разобрано. По части трассы бывшей Приморки ныне проходит Детская железная дорога.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #поэты #вокзал #Блок #поэзия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7216) от 22.07.2022 под заголовком «Вино и «Незнакомка»».


Материалы рубрики

17 марта, 16:09

Звезда Юга. Лев Миронов послужил прототипом для героя повести «Ранчо «Каменный столб»

17 марта, 12:38

В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Партизанский край»

10 марта, 11:37

В библиотеке имени Маяковского открылась творческая выставка «Эхо блокады»

16 февраля, 20:00

В Севастополе работает исторический селфи-квест

16 февраля, 19:30

На «Ленфильме» открылась выставка о кино в блокадном Ленинграде

Комментарии

Загрузка. ..

Новости партнеров

Александр Блок. «Незнакомка» / Централизованная библиотечная система Канавинского района

Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжим путешествие по миру русской поэзии? Кстати, вам никогда не приходило в голову, что некоторые литературные произведения заучены и зачитаны нами до такой степени, что мы перестаём замечать очевидное? Вот и получается, что мы их совсем не знаем. На мой взгляд, таким является стихотворение А.А. Блока «Незнакомка».

Вместе с полотном И. Крамского «Неизвестная», которое почему-то считают его иллюстрацией – хотя картина была написана на 23 года раньше – блоковская «Незнакомка» превратилась в конфетные фантики и жуткий настенный кич. Пожалуй, ни про одного поэта Серебряного века мы не знаем столько, сколько про Блока. Блок – это знамя символистов. Он автор теории Вечной Женственности и её литературного воплощения (в философии эта идея принадлежит В. Соловьёву), он увековечил свою теорию в цикле «Стихи о прекрасной даме». Сразу оговоримся: «Незнакомка» в этот цикл изначально не входила, и, вообще, с Прекрасной дамой у неё мало общего.

Почему? А давайте вместе разберёмся, что не так с «Незнакомкой»?

Не так много стихотворений, историю которых и место, описанное в них, мы можем воспроизвести с такими же подробностями, как с «Незнакомкой». Напомню кратко: описан дачный поселок Озерки и привокзальный трактир. Много деталей и привязок к конкретному месту: шлагбаум, озеро, где «скрипят уключины», булочная со стандартной вывеской – позолоченный крендель, трактир с отнюдь не высокодуховной публикой –  «пьяницы с глазами кроликов». В этом грязноватом кабаке Блок проводил вечера летом 1906 года. Поэт почему-то решил, что ему, чтоб избавиться от депрессии, нужно упасть на самое дно, познать жизнь клоак и трущоб. Причина была веская – изменила жена. Крушение идеала Вечной Женственности. Свержение с пьедестала Прекрасной Дамы. Где теперь искать этот идеал? Там, где до Блока его никто не искал – в привокзальном трактире! Впрочем, почему никто? А Гоголь? Достоевский?

Давайте обратимся к тексту:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Знакомая нам картина: «отдых на природе». Весенний воздух отравлен запахами кухни, дымом разгульной жизни. «Горячий воздух дик и глух». Скука загородной жизни, орущие младенцы на дачах, пыль. «Бюджетные» вечерние развлечения: облачиться в выходной костюм и котелок и прогуляться с дамой вдоль железнодорожного пути, «среди канав». Можно ещё на лодке покататься:

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг…

Всё это по́шло, скучно, бессмысленно. Даже луна не вызывает поэтических чувств. Блок называет её «диск». Луна не светит, не сияет, она кривится: «Бессмысленно кривится диск». Отвращение, достигшее высшей точки.

Зачем же поэт приходит сюда каждый вечер? Смешной вопрос: выпить! А куда ещё? Здесь никто не узнает, не подсядет за столик с разговорами. Завсегдатаи ресторана – «пьяницы с глазами кроликов» – вряд ли заинтересуются визитом известного поэта. Только он и его отражение в стакане: «И каждый вечер друг единственный в моем стакане отражен». Значит ли это, что у Блока не осталось друзей, окончательное одиночество, даже выпить не с кем? Зная его биографию, можно смело утверждать: да!

Через пятнадцать лет он умрёт. Диагноз его болезни будет абсолютно непонятен. В голодном, тифозном 1921 году умирали многие, но о Блоке скажут: «У кого-то был инфаркт, инсульт, рак – у Блока была поэма “Двенадцать”». Внимательно прочитав текст стихотворения «Незнакомка», можно с уверенностью утверждать, что «самоизоляция» поэта (прошу прощения за одиозный термин) началась задолго до написания знаковой поэмы.

Можно ли в чаду второразрядного загородного кабака встретить Прекрасную Даму? – Сколько угодно! И прекрасных, и менее прекрасных. Они приходят с нетрезвыми спутниками, с удовольствием составят компанию всем, кто позовёт за свой столик и угостит. А вот она появляется «Всегда без спутников, одна». Садится на одно и то же место у окна и весь вечер проводит в одиночестве. Она явно не «дама определённого сорта», а настоящая дама из высшего общества. Блок описывает детали её туалета. Незнакомка одета согласно стилю Серебряного века. В моде всё натуральное, укорачиваются юбки, дамы отказываются от корсетов, носят свободные платья из струящегося шёлка, которые, подобно античным одеждам, подчёркивают формы. «Девичий стан, шелками схваченный». Обязательна шляпа, большая или маленькая, со страусовыми перьями. Меняются и взгляды общества на то, что можно и нельзя. Исчезают многие моральные запреты. Дамы, пользуясь предоставленной свободой, открыто появляются там, куда им раньше вход был заказан. В местах с сомнительной репутацией они носят вуаль, как и блоковская Незнакомка: «И странной близостью закованный,
смотрю за темную вуаль».

Чуть раньше:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

«Узкая рука», как и «узкий следок» (Достоевский) – признаки аристократки голубых кровей. Чёрные траурные перья на шляпе – значит, дама носит траур? Уже слышу голоса: «Бросьте! Блок это для рифмы написал! Не стоит искать особый смысл там, где его нет!». Но Блок был слишком большим поэтом, чтоб писать что-то для рифмы. Ему были подвластны все формы и методы стихосложения. И ещё: «И каждый вечер, в час назначенный…», незнакомка появляется в строго определённое время, в час назначенный. Кто его назначил? Назначают свидание, деловую встречу.

Что она вообще делает в этом заведении? «И медленно, пройдя меж пьяными»… почему медленно? Кого-то ищет? Того, кто назначил ей встречу здесь? Но так и не пришёл! Искать его среди опустившихся людей, ждать его за столиком каждый вечер в определённое время – её последняя надежда.

Блоку кажется, что между ним и незнакомкой есть нечто общее, он околдован, «закован» странной близостью. Но у каждого из них своя тайна, свой путь в бездну, поэтому он не делает никаких попыток подойти, поговорить. Незнакомке не нужны его участие, помощь. В какой-то момент поэту кажется, что он разгадал её тайну: «очарованный берег» и «очарованная даль» – прекрасное прошлое было разрушено, теперь она на пути к гибели. Можно ли её спасти? Поэту кажется:

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…

Но в этот момент он опрокидывает очередной стакан вина. И все для него снова становится видением и наваждением:

И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

Он с омерзением признаёт себя «пьяным чудовищем», согласен с тем, что «истина в вине».

Прочтите стихотворение Блока. Откройте для себя его истинный смысл. Только обязательно на трезвую голову!

Ольга Кузьмина. 26 октября 2020 года


 

Нравится

Звездный свет на побережье: Незнакомцы в поезде

Фрэнк Шек

★★★★☆ Пьеса Кита Бунина вращается вокруг шести пассажиров, которые представляют себе, что они могли бы сказать друг другу

Компания The Coast Starlight. Фото: Т. Чарльз Эриксон

Есть что-то романтичное во встрече с попутчиками в поезде, особенно в поезде дальнего следования. У вас мало общения с другими пассажирами самолета из-за ограниченного пространства. И у вас не так много общего с другими пассажирами метро, ​​потому что вы хотите избежать поножовщины или выстрела. Но долгая поездка на поезде, кажется, таит в себе бесконечные возможности, будь то убийственные разновидности, как в Незнакомцы в поезде

или Убийство в Восточном экспрессе , или романтическая возможность, например Перед восходом солнца .

Однако чаще всего возможности вообще отсутствуют. Мы можем поболтать или просто посидеть, посмотреть на наших попутчиков и задаться вопросом, кто они и какова их жизнь. Это тщеславие новой драмы Кита Бунина, которая сейчас играет Off-Broadway в театре Линкольн-центра Митци Ньюхаус после премьеры в 2019 году.в La Jolla Playhouse в Сан-Диего. Ничего серьезного в Побережье Звездный свет не происходит, за исключением того, что мы знакомимся и полностью наслаждаемся компанией его персонажей, которые никогда не узнают друг друга, кроме как в своем воображении.

The Coast Starlight (даже название романтичное, будто его всадники отправляются в небесное путешествие) — так называется настоящий поезд, курсирующий из Лос-Анджелеса в Сиэтл. Он обеспечивает сеттинг для пьесы Бунина, в которой мы знакомимся с шестью персонажами в том порядке, в котором они садятся. Первыми являются Ти-Джей (Уилл Харрисон), молодой военно-морской медик, которого собираются отправить обратно в Афганистан, и Джейн (Камила Кано-Флавиа), киноаниматор, которая проводит время, рисуя рисунки своих попутчиков, в том числе Ти-Джея, для которого она чувствует притяжение.

Вскоре появляется Ной (Рис Койро), мачо-бармен, который едет посмотреть, как его пожилая мать начинает страдать слабоумием; Лиз (Миа Бэррон) взволнована из-за того, что только что рассталась со своим парнем после участия с ним в «Необыкновенном семинаре для пар» в Институте Эсалена; Эд (Джон Норман Шнайдер), сгоревший бизнесмен из технологической отрасли, путешествующий на поезде, потому что он потерял водительские права из-за вождения в нетрезвом виде; и Анна (Мишель Уилсон), возвращающаяся домой после того, как ей пришлось опознать тело своего отчужденного брата, зависимого от героина, которого она не видела десять лет.

Мы узнаём эту интимную информацию из монологов, произносимых всеми персонажами, и разговоров, которые происходят между ними. За исключением того, что, как мы вскоре выясняем, все их взаимодействия происходят в их головах, поскольку они представляют ситуации друг друга и то, что они могли бы сказать друг другу, если бы у них хватило наглости.

Все это может показаться очень ценным, шутливые махинации всеведущего драматурга, заставляющего своих персонажей проходить произвольные темпы. Но это каким-то образом работает благодаря чутким характеристикам и звучным диалогам, которые делают все фигуры привлекательными.

И временами очень забавная, особенно гиперэнергичная Лиз, которая врывается в машину и ведет громкий односторонний телефонный разговор с подругой, описывая свой недавний разрыв в гневных, непристойных подробностях. По мере того, как идут захватывающие дух монологи, он соперничает с бурным появлением Тича в «

American Buffalo » Дэвида Мэмета, и Бэррон максимально использует его, демонстрируя демонстрацию силы, в которой она пережевывает декорации с веселым удовольствием, но при этом остается полностью приземленной. эмоциональная реальность.

Центральная драма пьесы вращается вокруг тихого, воспитанного Ти Джея, который ушел в самоволку из флота и путешествует по украденному удостоверению личности. Несмотря на то, что он боится, что его разоблачат, он борется с дилеммой: должен ли он следовать своему опасному плану, который потребует от него жизни в бегах. Ной, сам ветеран, изо всех сил пытается отговорить его от этого, напоминая ему о его долге перед людьми, с которыми он служил, и о вреде, который его опрометчивое решение может нанести всей его жизни.

Простая, но элегантная постановка режиссера Тайна Рафаэли прекрасно служит воображаемой конструкции пьесы. Декорации Арнульфо Мальдонадо состоят не более чем из сидений поезда на приподнятой платформе, которая вращается в зависимости от действия с абстрактными изображениями, проецируемыми на задний план, а звуковые эффекты Даниэля Клюгера и оригинальная музыка способствуют воздушному настроению. Ансамбль из шести человек прекрасно справляется со своими эмоциональными и физическими темпами (иногда вы беспокоитесь, что один или несколько из них упадут с быстро движущейся платформы), демонстрируя нюансы игры, которые заставляют нас по-настоящему участвовать в судьбах их персонажей.

The Coast Starlight — это игра, которая надолго останется в вашей памяти. Особенно в следующий раз, когда вы окажетесь в замкнутом пространстве с кучей незнакомцев, о которых вы, вероятно, будете придумывать собственные воображаемые сценарии.

The Coast Starlight открылся 13 марта 2023 года в Театре Митци Э. Ньюхаус и продлится до 16 апреля. Билеты и информация: lct.org

О Фрэнке Шеке

Франк Шек занимается кино, театром и музыкой более 30 лет. В настоящее время он является нью-йоркским корреспондентом и художественным обозревателем The Hollywood Reporter. Ранее он был редактором журнала Stages Magazine, главным театральным критиком Christian Science Monitor, а также театральным критиком и автором статей о культуре в New York Post. Его произведения публиковались в таких изданиях, как New York Daily News, Playbill, Backstage, а также в различных национальных и международных газетах.

Кит Бунин О том, как появились THE COAST STARLIGHT : Блог театра Линкольн-центра | Эссе

Брендан Лемон | 1 февраля 2023 г.

В 2014 году Кит Бунин устроился сценаристом « Вперёд, », фильма Disney/Pixar, который был выпущен в 2020 году. Он переехал в Эмеривилль, Калифорния, небольшой город Ист-Бэй, где находится Pixar. «Изначально я останавливался в Hyatt House», — сказал Бунин, который разговаривал со мной на днях во время репетиционного перерыва с 9.00.0011 The Coast Starlight , его пьеса, по которой 16 февраля начнутся выступления в театре Митци Э. Ньюхаус LCT.

Поделиться на Facebook Твитнуть

«Работа была с 9 до 17, — продолжал Бунин, — и я не знал никого в этом районе, поэтому я искал, чем бы заняться в свободное время». Один вариант был очевиден: «Hyatt находился по соседству со станцией Amtrak, а Emeryville — это остановка The Coast Starlight, 36-часового поезда, курсирующего между Лос-Анджелесом и Сиэтлом».

Бунин, выросший в северной части штата Нью-Йорк и приехавший в Нью-Йорк изучать кинематографию в Нью-Йоркском университете, а затем получивший диплом в Колумбийском университете, начал время от времени ездить на этом поезде. Эти путешествия легли в основу его новой пьесы, премьера которой состоялась в La Jolla Playhouse в 2019 году в постановке Тайна Рафаэли, который возвращается для постановки LCT вместе с тремя актерами: Миа Бэррон, Камила Кано-Флавиа и Рис. Койро. «Я чувствовал себя очень одиноким в этих поездках, — сказал Бунин. «И я начал думать о том, каково это быть одному на публике. И что другие люди вокруг меня в поезде могут перевернуть в своих головах во время долгого пути».

Пьеса представляет собой серию воображаемых встреч шести персонажей, трех мужчин и трех женщин, путешествующих в одиночку. «В одиночку далеко не поедешь, — заметил Бунин, — не имея для этого глубокой причины. Вы находитесь между пространствами и, вероятно, полны ожиданий того, что произойдет, когда вы приедете».

В поезде или самолете часть нашего интереса к незнакомцам вокруг нас связана с тем, что мы находим в них какие-то привлекательные стороны. Трогательная и смешная комедия-драма Бунина подтверждает эту тенденцию. «Когда мы думаем о близком незнакомце, мы иногда ловим себя на том, что фантазируем о нем в романтических отношениях. Одна из героинь пьесы думает о прекращении своих первых настоящих отношений. Она находится в уязвимом месте, и ей интересно, будет ли она когда-нибудь снова так сильно влюблена. Представление еще одной возможной истории любви с незнакомцем в поезде помогает ей поверить, что она, вероятно, сможет уйти от отношений, которые она, возможно, переросла».

Один из персонажей пьесы — ветеран, а другой — на действительной службе. Интерес Бунина к жизни военных начался десять лет назад, когда он поставил более раннюю пьесу в La Jolla Playhouse в рамках фестиваля «Без стен». «Пьеса была поставлена ​​в баре в Сан-Диего, городе с большим населением служащих, как активных, так и пенсионеров. Большинство барменов служили в армии, и я много разговаривал с ними. Их политические взгляды и опыт военной службы были невероятно разнообразны и разнообразны, и они непосредственно вдохновляли персонажей пьесы».

Бунин продолжил: «Удовольствие от написания такой пьесы состоит в том, чтобы выяснить, как эти шесть невероятно разных персонажей могут спорить и спорить, находя при этом точки соприкосновения, на которых они все могут стоять. Мне всегда нравилась цитата Грейс Пейли: «Я не спорю, когда есть настоящие разногласия». Ни в театре, ни в жизни неинтересно, когда люди застревают на своих позициях».

У Бунина ум набит отсылками к кино и театру. Он считает Джона Гуара и Лэнфорда Уилсона фирменными референсами для своей сценической работы, в том числе для Прибрежный звездный свет .

«Первый спектакль, который я увидел в Ньюхаусе, — сказал Бунин, — это возрождение «Дома синих листьев» . Пьесы Гуаре, какими бы разными они ни были, разделяют то, что я люблю: идея о том, что глупо притворяться, будто зрители не в театре. Они здесь. Они часть события».

Что касается Уилсона, то Бунин восхищается его умением собрать разрозненную группу людей и найти в них человечность. «Одна из моих любимых пьес — The Hot L Baltimore , — сказал Бунин, — и мне особенно нравится, как Уилсон отскакивает друг от друга 15 персонажей в публичном пространстве вестибюля отеля. И в Бальзаме в Галааде , как он искривляет время и пространство, чтобы рассказать истории всех тех друзей и незнакомцев в этом деревенском кафе и вокруг него».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *