Шиллер фридрих где родился: Фридрих Шиллер биография поэта кратко

Иоганн Фридрих Шиллер | это… Что такое Иоганн Фридрих Шиллер?

Запрос «Шиллер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

Фри́дрих Ши́ллер, полное имя Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре, Германия — 9 мая 1805, Веймар, Германия) — немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Останки Шиллера
  • 3 Значение Фридриха Шиллера
  • 4 Наиболее известные произведения
    • 4.1 Пьесы
    • 4.2 Проза
  • 5 Произведения Шиллера в других видах искусства
    • 5.1 Экранизации и фильмы по мотивам произведений
    • 5.2 Музыкальный театр
  • 6 Ссылки
  • 7 Примечания

Биография

Дом в Марбахе, где родился Фридрих Шиллер

Шиллер родился 10 ноября 1759 года в городе Марбах-на-Неккаре в семье полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера (1723—1796).

Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера. Обратив на себя внимание Вюртембергского герцога, в 1773 г. Шиллер поступил в элитную военную академию (Hohe Karlsschule), где посвятил себя сначала юриспруденции, а затем медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы Иоганна Антона Лейзевица (1752—1806) «Юлиус Тарентский» (1776) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» — драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца. Но автор уничтожил эту пьесу. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру. Более известна читателям его драма «Разбойники», завершённая в 1781 году .

В 1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте .

После постановки пьесы «Разбойники» в Мангейме 13 января 1782 года Шиллер был посажен на гауптвахту, и ему было запрещено публиковаться. Он бежал из Штутгарта в 1783 году. Две пьесы, которые Шиллер начал ещё до бегства, «Заговор Фиеско в Генуе» (нем. Die Verschwörung des Fiesco zu Genua) и «Коварство и любовь», были впоследствии поставлены в том же Мангеймском театре.

В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден, где гостевал у одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре. В 1789 году он был назначен профессором истории и философии в университете Йены, а в 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери.

Дом Шиллера в Веймаре

Он вернулся в Веймар в 1799 году, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до своей смерти в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) — Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), ставшие знакомыми российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года.

Останки Шиллера

Княжеская усыпальница на веймарском кладбище, где похоронены Шиллер и Гёте

Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», проводившейся совместно радиостанцией «Mitteldeutscher Rundfunk» и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Значение Фридриха Шиллера

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие — оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Сочинения Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.

Наиболее известные произведения

Пьесы

Портрет Фридриха Шиллера работы Людовики Симановиц. 1793—1794

  • «Разбойники» (1781)
  • «Заговор Фиеско в Генуе» (1784)
  • «Коварство и любовь» (1783)
  • «Дон Карлос, инфант испанский» (1787)
  • драматическая трилогия «Валленштейн» (1800)
  • «Орлеанская дева» (1801)
  • «Мария Стюарт» (1800)
  • «Мессинская невеста» (1803),
  • «Вильгельм Телль» (1804)
  • «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

Памятник Гёте и Шиллеру у здания Немецкого национального театра в Веймаре

Проза

  • Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
  • «Духовидец» (неоконченный роман)
  • Eine großmütige Handlung

Произведения Шиллера в других видах искусства

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

Музыкальный театр

  • 1829 — «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1834 — «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти
  • 1845 — «Джованна д`Арко» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1847 — «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1849 — «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1867 — «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1879 — «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
  • 1883 — «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
  • 1896 — «Андре Шенье» (опера), композитор У. Джордано
  • 1957 — «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
  • 2001 — «Мария Стюарт» (опера), композитор С.Слонимский

Ссылки

  • Шиллер, Фридрих в библиотеке Максима Мошкова
  • Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих — о творчестве писателя
  • Projekt Gutenberg-DE — Kultur — Friedrich Schiller
  • Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих — Стихи на русском языке
  • Сочинения Шиллера на сайте Lib.ru: Классика

Примечания

Фридрих Шиллер — Поэт — Биография

Поэт. Философ. Драматург. Историк. Теоретик искусства. Профессор истории и военный врач. Издатель литературных журналов. Представитель направлений Буря, Натиск и Романтизма в литературе. Наследие поэта хранится и изучается в Архиве Гёте и Шиллера в Веймаре.


Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 года в городе Марбах-на-Неккаре, Германия. Семья была небогатой и жила весьма скудно. На блестящее будущее мальчик едва ли мог рассчитывать. В детстве Шиллер хотел стать священником, но на него обратил внимание Вюртембергский герцог, и Шиллер получил возможность учиться в элитной военной академии. Он изучал там юриспруденцию и медицину, но сердце его лежало к литературе — еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. В 1770 году Фридрих Шиллер закончил Академию и стал военным врачом. Профессия не доставляла ему радости, и он тайно писал свою первую пьесу «Разбойники».

    В 1799 году Шиллер переехал в Веймар, где купил себе дом. В это время им были написаны пьеса «Дон Карлос» и драма «Мария Стюарт».  В 1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте. После постановки пьесы «Разбойники» в Мангейме 13 января 1782 года Шиллер был посажен на гауптвахту. Ему было запрещено публиковаться. Он бежал из Штутгарта в 1783 году. В этом же году из-под его пера вышла пьеса «Коварство и любовь», которая впоследствии была поставлена в том же Мангеймском театре. В июле 1787 года Шиллер покинул Дрезден, где гостил у одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре.

    В 1789 году он был назначен профессором истории и философии в университете Йены, а в 1790 году женился на Шарлотте фон Ленгефельд. В этом браке у них родились два сына и две дочери. Он вернулся в Веймар в 1799 году и стал издавать на деньги меценатов несколько литературных журналов. Став близким другом Гете, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии.

    Поэт остался в Веймаре до своей смерти 9 мая 1805 года — умер Фридрих Шиллер от туберкулеза в возрасте 45 лет. Был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов.

В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии, а череп некоторое время находился в доме Гёте, написавшего в эти дни (16-17 сентября) стихотворение «Реликвии Шиллера», известное также под названием «В созерцании черепа Шиллера». 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долго шли споры о том, какой же из них настоящий. Только весной 2008 года, в рамках акции «Код Фридриха Шиллера», организованной совместно радиостанцией Mitteldeutscher Rundfunk и Фондом «Веймарский классицизм», проведённая в двух независимых лабораториях экспертиза ДНК показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.


Семья Фридриха Шиллера

Отец — Иоганн Каспар Шиллер (1723-1796) — был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога.

Мать — Элизабет Доротея Кодвайс (1732-1802) — из семьи провинциального пекаря-трактирщика. 

В 1790 году Фридрих женился на Шарлотте фон Ленгефельд. В этом браке у них родились два сына и две дочери.

Наиболее известные произведения Фридриха Шиллера

Пьесы

1781 — «Разбойники»
1783 — «Заговор Фиеско в Генуе»
1784 — «Коварство и любовь»
1787 — «Дон Карлос, инфант испанский»
1797-1799 — драматическая трилогия «Валленштейн»: Лагерь Валленштейна, Пикколомини, Смерть Валленштейна
1800 — «Мария Стюарт»
1801 — «Орлеанская дева»
1803 — «Мессинская невеста»
1804 — «Вильгельм Телль»
«Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

Проза

Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
1794 — 1805 «И. -В. Гёте» Ф. Шиллер Переписка
«Духовидец» (роман, окончен Хансом Хайнцем Эверсом)
Eine großmütige Handlung

Философские работы

Philosophie der Physiologie (1779)
О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Über den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
Über den Grund des Vergnügens an tragischen Gegenständen (1792)
Augustenburger Briefe (1793)
О грации и достоинстве / Über Anmut und Würde (1793)
Kallias-Briefe (1793)
Письма об эстетическом воспитании человека / Über die ästhetische Erziehung des Menschen (1795)
О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)
О дилетантизме / Über den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
О возвышенном / Über das Erhabene (1801)

Исторические труды

История отпадения соединённых Нидерландов от испанского владычества (1788)
История Тридцатилетней войны (1791)

Переписка

И. -В. Гёте Ф. Шиллер. Переписка / Перевод с немецкого и комментарий И. Е. Бабанова. — М.: Искусство, 1988. — Т. I-II. — ISBN ББК 84(4Г) Г44.

Адаптация произведений Шиллера в музыке

1815 — «Ода к радости», «Прощание Гектора», «Водолаз», песни Ф. Шуберта
1816 — «Рыцарь Тогенбург», песня Ф. Шуберта
1824 — Симфония № 9 Л. ван Бетховена
1829 — «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини
1835 — «Мария Стюарт» (опера), композитор Г. Доницетти
1845 — «Жанна д`Арк» (опера), композитор Дж. Верди
1847 — «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
1849 — «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
1850 — «Перчатка», песня Р. Шумана
1865 — «Ода к радости», кантата П. И. Чайковского
1867 — «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
1868 — «Фиеско» (опера), композитор Э. Лало
1878 — «Заключительная сцена из „Мессинской невесты“, по Шиллеру», кантата А. К. Лядова
1879 — «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
1881 — «Нения», кантата И. Брамса
1882 — «Димитрий» (опера), композитор А. Дворжак
1882 — «Ода к радости», кантата П. Масканьи
1883 — «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
1902 — «Кубок», кантата А. С. Аренского, посвящена памяти В. А. Жуковского
1955 — «Элегические гимны», композитор К. Орф
1956 — «Нении и дифирамбы», композитор К. Орф
1957 — «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
1978 — «Мария Стюарт» (опера), композитор Р. Твардовский
1980 — «Мария Стюарт» (опера), композитор С. М. Слонимский
2009 — «Ode an die Freude», кантата В. Полевой

Постановки в России

1919 — «Дон Карлос». Большой драматический театр. Режиссёр Андрей Лаврентьев, композитор Борис Асафьев.

В ролях: Николай Монахов (Филипп II), Владимир Максимов (дон Карлос), Александра Колосова (Елизавета Валуа), Юрий Юрьев (маркиз де Поза)..

1976 — «Мария Стюарт».  МХАТ имени Горького. Режиссёры Виктор Станицын и Феликс Глямшин. Автор перевода Борис Пастернак.

В ролях: Ангелина Степанова (Елизавета), Людмила Сухолинская (Мария Стюарт), Павел Массальский (Роберт Дадли), Марк Прудкин (Джордж Тальбот), Иван Тарханов (Вильям Сесиль), Владимир Пешкин (граф Кент), Сергей Сафонов (Вильям Девисон), Зиновий Тобольцев (Амиас Паулет), Александр Дик (Мортимер), Виталий Беляков (граф Обепин), Константин Чистяков (граф Бельевр), Константин Градополов (Окелли).

1980 — «Заговор Фиеско в Генуе». Малый театр. Режиссёры Феликс Глямшин и Леонид Хейфец. Композитор Николай Каретников.

В ролях: Виталий Соломин (Фиеско), Михаил Царёв (Верина), Наталья Вилькина (Леонора), Нелли Корниенко (Джулия), Ярослав Барышев (Джанеттино), Евгений Самойлов (Герцог Дориа), Александр Потапов (Хассан, мавр), Владимир Богин (Бургоньино), Юрий Васильев (Кальканьо), Евгений Буренков (Сакко), Борис Клюев (Ломеллино), Анна Жарова (Берта), Маргарита Фомина (Роза), Галина Буканова (Арабелла).

1980 — «Дон Карлос». Театр имени Моссовета. Режиссёр Евгений Завадский, композитор Альфред Шнитке.

В ролях: Михаил Львов (Филипп II), Геннадий Бортников (дон Карлос), Нелли Пшённая (Елизавета Валуа), Аристарх Ливанов (маркиз де Поза), Геннадий Некрасов (герцог Альба), Аркадий Рубцов (граф Лерма), Анатолий Баранцев (Доминго), Константин Михайлов (великий инквизитор), Валентина Карева (принцесса Эболи), Сара Брегман (герцогиня Оливарес), Мария Кнушевицкая (маркиза Мондекар), Маргарита Юдина (графиня Фуэнтес), Сергей Проханов (паж королевы).

2009 — «Дон Карлос». Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. Режиссёр Темур Чхеидзе, композитор Гия Канчели. Автор перевода Елена Шварц.

2013 — «Коварство и любовь». Малый драматический театр — Театр Европы (Санкт-Петербург). Режиссёр Лев Додин, художник Александр Боровский.

В ролях: Валерий Ивченко (Филипп II), Игорь Ботвин (дон Карлос), Ирина Патракова (Елизавета Валуа), Валерий Дегтярь (маркиз де Поза), Дмитрий Быковский (герцог Альба), Геннадий Богачёв (великий инквизитор), Елена Попова (принцесса Эболи).

09.05.2018

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница недоступна

Приносим извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Дайте определение: математические термины

21 гробница по всему миру

Почему части поклонения Страстной пятнице вызывают споры

Фридрих Шиллер

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (1759-1805)

Родившийся в 1759 году в маленьком герцогстве Вюртемберг, Фридрих фон Шиллер был сыном армейского офицера. Хотя мальчику не нравилась строгая регламентация выбранной отцом профессии, герцог Вюртембергский заставил его поступить в военную академию. Попавший в ловушку и охваченный депрессией, Шиллер начал сочинять болезненные стихи. Он находил некоторое утешение в этих литературных развлечениях, но после сочинения своей первой пьесы…0183 Разбойники (1782) — Сочинения Шиллера были обнаружены его начальством, и ему запретили писать. Молодой драматург быстро решил дезертировать из армии и бежать в Мангейм, где он жил под вымышленным именем и зарабатывал на жизнь придворным драматургом и режиссером. В этот период он написал такие пьесы, как Фиеско (1783), Интриги и любовь (1784) и Дон Карлос (1787).

Между 1787 и 1798 годами Шиллер не писал пьес, вместо этого посвятив себя историческим исследованиям— Восстание в Нидерландах и История Тридцатилетней войны , которые принесли ему известность как историка. Однако в 1794 году Шиллер подружился с Иоганном Вольфгангом фон Гёте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *