Схема государственный строй спарты: Access to this page has been denied.

Организация власти в Спарте

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти.

Это привело к «ликургову строю», сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности.

Иногда они смещались и без этой процедуры.

Но в целом положение архагетов было почетным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Первона чально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

В Древней Спарте совет старейшин (герусия), как и архагеты, — орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание.

Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. В решении всех этих вопросов роль собрания в силу существовавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах.

Но все же преуменьшать ее не следует. Право избрания должностных лиц, право отклонять внесенные ими предложения позволяли ему если не контролировать их, то во всяком случае оказывать на них влияние, заставлять считаться с собой. Только к IV в. до н.э. оно становится пассивным, и роль его падает.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов — в походе их сопровож дали два эфора.

Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией опи могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась — они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

 

  • Назад
  • Вперёд

Как сравнить государственное устройство Афин и Спарты

Все вопросы /История / класс

0 /10000

Ответы4

Афины и Спарта в древние времена считались самыми главными полисами и центрами античной культуры. Правда, они имели ряд различий, в том числе и в управлении государством.

Главная власть в древних Афинах была сосредоточена у народа, то есть все вопросы: политика, культура, торговля и тд. — решались на народном собрании. Там же и проводилось назначения на государственные должности.

В древней Спарте всегда правил царь, фактически он представлял власть, и он принимал главные государственные решения.

Сходство : считали в древние времена самыми полисами.
Отличия:У Афин власть была сосредоточена у народа, то есть все вопросы: политика, культура, торговля и тд. — решались на народном собрании. Там же и проводилось назначения на государственные должности. У Спарты всегда правил царь, фактически он представлял власть, и он принимал главные государственные решения.

  Афинский и спартанский полисы были несколько похожи в своём государственном устройстве, но не одинаковыми. Разница в том, что в Афинах власть была в руках демоса, а в Спарте создавался вид власти народа. Спарта была первым сформировавшимся государством, в котором были переплетены институты характерные для монархического, олигархического и демократического режимов. 

Устройство Спарты

  • Два царя, символизирующие две династии. Власть царей была наследственной, но не полновластной, они были главнокомандующими и верховными жрецами;
  • реальная власть была в руках совета старейшин — герусии. Она состояла из 30 человек: 28 граждан не моложе 60 лет, которые выбирались из авторитетных спартиатов и двух царей.  Герусия руководила государственными делами;
  • народное собрание — апелла. Собрание могло объявить войну, принимать законы, но созывалась редко и имела ограниченную власть. Если апелла принимала не угодное решение для герусии, то вторые могли отменить его;
  • позднее появилась коллегия из 5 надзирателей — эфиров, которые избирались раз в год. Они наблюдали за выполнением должностных обязанностей.

Устройство афинского полиса

  • Совет пятисот — буле. Готовил проекты для народного собрания, управлял полисом. В совет каждый год избирались по 50 человек из территориальной единицы;
  • коллегия стратегов. Изначально стратеги занимались лишь военными делами, но потом вытеснило архонтов из системы государственного управления. Стратегом мог стать любой гражданин и избираться на эту должность один раз в год. Всего в коллегии стратегов было 10 человек;
  • закон об остракизме. Дабы в Афинах не было тирании раз в год на народном собрании писали на глиняном черепке имена политиков, которые по их мнению заслуживали изгнания. Поводом для этого могло стать чрезмерная влиятельность. Изгнанный не мог вернуться в полис в течении 10 лет.  

   Политические режимы нашли отражение и в военной организации. Так, у афинского полиса основой войска была гоплитская фаланга, состоявшая из представителей народа. В Спарте основой войска была тоже тяжеловооруженная гоплитская фаланга, однако, ей руководили цари.

Афины и Спарта в древние времена считались самыми главными полисами и центрами античной культуры. Правда, они имели ряд различий, в том числе и в управлении государством.

Главная власть в древних Афинах была сосредоточена у народа, то есть все вопросы: политика, культура, торговля и тд. — решались на народном собрании. Там же и проводилось назначения на государственные должности.

В древней Спарте всегда правил царь, фактически он представлял власть, и он принимал главные государственные решения.

Древняя Греция и политическая система Спарты

Спартанским политическим мышлением была война. Закон запрещал всем спартанским мужчинам заниматься чем-либо, кроме военной службы. Из-за этого у Спарты была единственная постоянная армия во всей Греции. Другие греческие города-государства имели почти полностью ополченческую армию. Они вели войну в узкий сезон, который был построен вокруг посадки и сбора урожая, поскольку большинство мужчин были фермерами. Из-за этого Спарта могла иметь гораздо лучше обученных солдат и более дисциплинированную армию, чем любой другой греческий город-государство. Единственное, что сделало это возможным, — это илот.

Илоты были покоренными племенами и народами, которых спартанцы завоевали и держали в рабстве. Они выполняли все торговые и сельскохозяйственные обязанности, освобождая спартанских мужчин для службы исключительно в армии. И илоты, и спартанские женщины пользовались гораздо большей свободой, чем рабы и женщины в любом другом греческом городе. Спартанские женщины имели почти равные права со спартанскими мужчинами и пользовались большим уважением. У илотов было гораздо больше прав и гораздо больше поводов для страха перед своими спартанскими хозяевами. Илотам было разрешено жениться, владеть небольшим количеством имущества и практиковать свои религиозные права — во всех трех вещах часто отказывали рабам в других городах. Чтобы защитить эти права, илоты часто сопровождали спартанскую армию на войну, хотя редко принимали участие в реальных боевых действиях. Если сын-илот получит спонсорство от полноправного спартанского гражданина, он может даже записаться на агоге, невероятно жесткую и жестокую спартанскую программу обучения, через которую проходят все граждане мужского пола, и, возможно, сам однажды станет гражданином.

С другой стороны, илоты стали жертвами многочисленных террористических атак со стороны Спартанца, пытавшегося держать их в узде. Одним из способов их проведения была деятельность «секретных служб». Эта элитная и тайная организация состояла из воинов моложе 30 лет. Им было поручено сдерживать любые разговоры или действия восстания любыми необходимыми средствами. Эта специальная оперативная группа будет работать в течение двух лет. Они часто бродили по ночам и убивали любого илота, найденного на улице. Они могли бастовать даже днем, если убийство служило примером для других. Вдобавок к этому каждый год во время криптеи спартанским гражданам разрешалось убивать любого илота, не опасаясь последствий. Поскольку численность илотов значительно превосходила спартанских граждан, считалось, что эти действия необходимы для предотвращения восстаний.

В Спарте было два царя, которые правили по касательной, и совет, предлагающий своего рода систему сдержек и противовесов в их версии демократического общества. Для преемственности один король мог затем остаться дома, чтобы продолжать править, в то время как другой вел спартанцев в битве. Хотя это и не была настоящая демократия, homoioi, или полные спартанские граждане мужского пола, которые уже служили в армии, имели право голосовать по ряду законов, принятых королями и советом.

Подробнее о Древней Греции — Спартанском Агоге

Алекс Смит, штатный сотрудник MRL

Клеомброт по приказу Леонидаса II, короля Спарты, Бенджамин Уэст, отправлен в изгнание, 1768

Женщины в мировой истории: тематические исследования

Первичные тексты о женщинах в классической литературе Спарта представляет собой отличный, хотя и экстремальный пример одной из основных тем в 100-уровневом «Всемирной истории до 1500 года». Эта тема — отношения между социальной структурой и политическими институтами. Причина, по которой я выбрал политику и общество в качестве одной из своих основных тем, заключается в том, что я хотел бы, чтобы студенты поняли, что социальные отношения, обычаи и предубеждения не являются продуктами природы, а формируются в результате сложного переплетения систем убеждений, политических институтов, экономических предметы первой необходимости и множество других элементов.

Причина, по которой я выбрал именно эти тексты для иллюстрации отношений между обществом и политикой, заключается в том, что они демонстрируют два совершенно разных представления о роли женщины в том, что студенты считают одной культурой — классической Греции.

Читаем два афинских текста. Один из них представляет собой сборник отрывков из речи Лисия «Об убийстве Эратосфена », где нам дается представление об отношениях между мужьями и женами в Афинах. В этой речи мужчина защищает себя от обвинения в убийстве, утверждая, что убийство любовника его жены было оправданным убийством. Случай отражает структуру семьи, наличие «женских кварталов» в афинском домашнем хозяйстве и отношение к женщинам в вопросах целомудрия, верности и слабости. Мы также читаем отрывки из речи Аполлодора Против Неаиры , который вращается вокруг деятельности неафинской куртизанки и по умолчанию раскрывает информацию о «правильных» афинских женщинах.

Поскольку не сохранилось сочинений спартанцев о спартанских женщинах, мы читаем отрывки из Конституции лакедемонян афинянина Ксенофонта, в которых обсуждается, как спартанские женщины получали образование.

Кроме того, мы читаем у Плутарха «Жизнь Ликурга », где говорится о спартанском воспитании и брачных обычаях, и его Moralia , где он сообщает высказывания о спартанских женщинах.

Студентам любопытно наблюдать, что в колыбели демократии, где каждый гражданин мужского пола имел право на полноценное гражданское участие, женские движения были ограничены, а женщины были лишены большинства гражданских обязанностей и привилегий. В то же время милитаристская структура спартанского общества в конечном итоге предоставила женщинам гораздо большую свободу передвижения и финансовую независимость, чем любой другой современный греческий город-государство.

В быстром темпе мировой истории до 1500 года за 30 дней я не нашел способа предоставить контекст в лекциях до того, как они прочитают источники, хотя этот метод я все еще надеюсь использовать в будущем. Вместо этого, чтобы предоставить контекст для первоисточников, которые мы читаем в изобилии, я назначаю чтения из специализированных учебников, которые доступны в Интернете или которые я сканирую и размещаю в Интернете для доступа студентов.

1 Это короткое задание по чтению даст учащимся общее представление об организации греческого города-государства и немного о политической структуре классической Спарты и Афин. Я ожидаю, что учащиеся, ответив на некоторые правильно поставленные вопросы, смогут установить связь между политической структурой каждого города-государства и его социальной структурой. Это фоновое чтение предоставит учащимся достаточно общей информации об Афинах и Спарте, чтобы их первоисточники имели некоторый контекст.

Учащиеся получают вспомогательные вопросы, которые помогут им в чтении основных текстов. Они публикуют ответы на эти вопросы в списке онлайн-обсуждений. Затем я читаю лекцию о том, как цели политических институтов в классической Греции влияют на социальную структуру. В частности, я отмечаю, что, поскольку в Афинах классовые различия не столь строги, как во многих других древних обществах, различие по полу становится более важным. Что касается Спарты, я указываю на то, что все спартиаты, независимо от пола, обязаны служить милитаристским целям государства. В результате спартанские женщины обладают большей мобильностью и независимостью, чем женщины в любом другом греческом городе-государстве. Я надеюсь, что учащиеся могли бы рассмотреть некоторые из них и в своих дискуссиях.

Сообщения в обсуждениях основаны на чтении первичных текстов. Таким образом, прежде чем они войдут в класс в тот день, когда я расскажу об этих текстах, они уже критически обдумают их и опубликуют свои ответы на вопрос (или более одного вопроса), заданный одноклассником — ведущим на этой неделе. . Вот пример одного из вопросов ведущего, который я нашел умеренно успешным:

«ВОПРОСЫ: Пожалуйста, помните, что женщины Спарты и женщины Афин жили их жизнь двумя разными способами! Имея это в виду:

— Как, казалось, изображали афинянок? Какими представлялись женщины Спарты? Сравните сходства и различия между женщинами и их образом жизни.

—Чем роль женщин в Афинах отличалась от роли женщин в Спарте? Как вы думаете, каковы были женские роли, и как вы думаете, они были в порядке со своими женскими ролями?

— Как женщины в Афинах и женщины в Спарте сравниваются и контрастируют с женщинами в современной Америке? Помните, не каждая женщина в Америке живет так, как могли бы жить вы».

Я нахожу эти вопросы вдумчивыми, но не такими критическими, как мог бы задать более опытный вопрошающий. Например, при постановке вопросов о сравнении обсуждение может закончиться просто перечислением сходств и различий. Это хорошие предварительные вопросы для решения вопросов, которые я хотел бы, чтобы студенты рассмотрели. Например, как изображение этих женщин могло быть связано с характером политической системы, в которой они жили? Я также хотел бы, чтобы студенты задумались над тем, является ли изображение женщин точным отражением тех ролей, которые они на самом деле играли.

Сочинения учащихся для класса получены в результате выполнения заданий по фасилитации. Каждый учащийся написал одно эссе за неделю, в течение которой этот учащийся вел онлайн-дискуссию. Эссе предназначено для демонстрации того, что учащийся критически относится к исходному тексту и пытается сделать из него выводы. Имея это в виду, задание состоит в том, что они должны взять один из своих вопросов и ответить на него в двухстраничном аргументе, используя подтверждающие доказательства из основных текстов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *