Шеллинг фридрих краткая биография: Фридрих Шеллинг (27 января 1775

Фридрих Шеллинг — биография, творчество, отзывы, лучшие книги.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг — один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии.Родился 27 января 1755 года в Леонберге близ Штутгарта в семье лютеранского диакона, знатока Библии и древних языков (впоследствии ставшего пастором). 1785 — получает начальное образование: сначала в латинской школе в Нюртенгене, через год переводится в семинарию в Бебенхаузене. 1790 — становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гёльдерлином)….

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг — один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии.Родился 27 января 1755 года в Леонберге близ Штутгарта в семье лютеранского диакона, знатока Библии и древних языков (впоследствии ставшего пастором). 1785 — получает начальное образование: сначала в латинской школе в Нюртенгене, через год переводится в семинарию в Бебенхаузене. 1790 — становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гёльдерлином). 1792 — защищает магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. 1793 — знакомится с Иоганном Готлибом Фихте и на долгое время увлекается его философской системой. Осваивает идеи наукоучения Фихте и публикует ряд работ, выдержанных в фихтеанском духе: «О возможности формы философии вообще» (1794), «Я как принцип философии» (1795), «Письма о догматизме и критицизме» (1795). Правда, уже в последней работе обнаруживается ряд тенденций, из которых впоследствии выросла его оригинальная философия. 1797 — выходят в свет «Идеи к философии природы». 1798 — знакомится с Гёте и заинтересовывает его своей натурфилософией. По рекомендации Фихте, Шиллера и Гёте становится профессором Йенского университета. После переезда в Йену входит в кружок йенских романтиков, в котором знакомится с братьями А. и Ф. Шлегелями, Новалисом, Шлейермахером и др. Выходят работы «О мировой душе» (1798), «Первый набросок системы натурфилософии» (1799), «Введение к наброску системы натурфилософии» (1799). 1800 — публикует «Систему трансцендентального идеализма» и «Всеобщую дедукцию динамического процесса». Одновременно работает над уточненным вариантом фихтевского наукоучения — «трансцендентальной философией». 1801 — в издаваемом Шеллингом «Журнале умозрительной физики» появляется работа, обозначившая поворот в его философском творчестве — «Изложение моей философской системы». 1802 — учение об абсолюте получает развитие в диалоге «Бруно, или О божественном и природном начале вещей», двух частях «Дальнейшего изложения моей философской системы». 1803 — женится на бывшей жене А. Шлегеля Каролине — «музе» йенских романтиков. В последние годы пребывания в Йене вместе с Гегелем издает «Критический философский журнал», пришедший на смену «Журналу умозрительной физики». 1803 — 1806 — вместе с женой живет в Вюрцбурге, позже перебирается в Мюнхен, где получает место в Баварской академии наук. 1804 — выходит в печать «Философия и религии». 1808 — становится генеральным секретарем Академии художеств, организует впоследствии ряд интересных выставок и занимает эту должность до 1823. 1809 — выходят в печать «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (этот трактат, вышедший в качестве первого тома его «Философских сочинений», стал последней значительной работой, опубликованной самим Шеллингом). Осенью неожиданно умирает жена Каролина. 1810 — читает популярный курс по своей философии — так называемые «Штутгартские приватные лекции». Начинает работу над «Мировыми эпохами», продолжавшуюся несколько лет. 1812 — женится на Паулине Готтер, вскоре становится отцом большого семейства. 1821 — профессор Эрлангенского университета, читает курс «Философии мифологии» и готовит к публикации одноименную работу. 1826 — получает приглашение на профессуру в новообразованном университете в Мюнхене. 1827 — становится президентом Баварской академии наук. Начинает чтение лекций в университете Мюнхена курсом по «Истории новой философии» и продолжает «Мировыми эпохами», «Философией мифологии» и «Философией откровения». 1830-е — регулярно читает «Философию мифологии», «Философию Откровения» и «Систему позитивной философии» (с зимнего семестра 1832). 1841 — профессор Берлинского университета. Среди слушателей знаменитого курса по «Философии откровения» были М. Бакунин, С. Кьеркегор, Ф. Энгельс. Чтение курсов по философии мифологии и философии откровения продолжает до 1845. Конец жизни Шеллинга был омрачен судебным процессом против Паулуса, обнародовавшего без разрешения его лекции в берлинском университете, читанные в 1841-1842 гг. Процесс окончился не в пользу Шеллинга. Оскорбленный Шеллинг навсегда прекратил чтение лекций. Последние годы глубокой старости он провел окруженный оставшимися ему верными друзьями и многочисленной семьей.Умер 20 августа 1854 года в местечке Бад Рагац в Швейцарии. Вскоре после смерти его сын К. Ф. А. Шеллинг издал собрание сочинений отца в 14 томах.
На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Фридриха Шеллинга в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Фридриха Шеллинга в жанрах .

Краткая биография: Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Краткая биография

Гегель Георг Вильгельм Фридрих, немецкий философ, родился 27 августа 1770 г. в Штутгарте в семье чиновника.

Окончив гимназию, в 1788 г. поступил в Тюбингенский университет на богословский факультет в качестве герцогского стипендиата. Познакомился с известным в будущем поэтом И. Гельдерлином, философом Ф. Шеллингом. Состоял в студенческом клубе, проповедовавшем идеи французской революции.

С 1793 по 1801 г. работал  домашним учителем в богатых семьях в Швейцарии и Германии. Созданные в эти годы теологические труды «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», «Народная религия и христианство», были изданы лишь в XX веке.

В 1801 г. Гегель переехал в Иену, где  в университете преподавал Ф. Шеллинг. Вместе они издавали «Критический журнал философии. В том же 1801 г. защитил  диссертацию «Об орбитах планет», а после переезда Шеллинга в Мюнхен Гегель стал преподавать в Йенском университете философию.

В 1807 г. перебрался в Бамберг и стал редактором «Бамберг-ской газеты».В ней опубликовал свое самое известное произведение — «Феноменология духа», где изложил идеи и принципы своей философской концепции.

С 1808 по 1816 г. работал в Нюрнберге  директором гимназии и создал «Науку логики».

В 1817 г. была опубликована его «Энциклопедия  философских наук».

С 1818 г. преподавал в Берлинском университете. В 1821 г. была опубликована его книга  «Философия права».

В 1831 г. заболел холерой и умер 14 ноября.

 

 

 

 

Общая характеристика учения

В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился  к познанию целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую  тематику в общих рассуждениях о  сущности и значении духа.

Учение  Гегеля оказало огромное влияние  на формирование марксистской мысли, мировоззрение  Фейербаха и философию жизни. В «Лекциях по философии религии» Гегель размышляет о свободе, соотнося ее с проблемой назначения человека, его природы. Гегель приводит два  противоположных определения человека — «человек по природе добр» и  «человек по природе зол», пытаясь  сопоставить эти два понятия  и показать не столько их различия, сколько неотделимость одного от другого.

Художественное  и научное творчество Гегеля занимает уникальное положение в культуре рубежа XVIII—XIX вв. Характерной его  особенностью является стремление к  универсальному, цельному знанию, понимание  и видение мира как совокупности живых форм, органически развивающихся  на всех уровнях бытия, где нет, считал мыслитель, ничего «устойчивого, ничего покоящегося, законченного», где все, напротив, «зыбится в непрестанном движении».

Познание  мира возможно, если «держаться во всем естественности и видеть вещи такими, каковы они на самом деле», т.е. «жить  в идее», изучать явления в  пластической цельности, преодолевая  дуализмы между Богом и миром, языком и вещью, субъективным переживанием и внешним событием. Природа и  человеческое познание находятся в  глубоком соответствии (видимого и  видящего, света солнц и глаза), поэтому познание природы человеком, по мнению Гегеля, есть вместе с тем  самопознание природы через человека.

Утверждая, с одной стороны, полнейшее тождество  внутреннего и внешнего, видимого и невидимого, сущности и явления, Гегель, с другой стороны, переживает природу как сокровенность, тайну, которая, как он считает, постигается  человеком лишь в отблесках, отражениях, пронизывающих весь мир природы  и нравственности.

 

 

 

 

Место данной работы в творчестве автора

Феноменология духа — первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма.

Посвящена анализу форм развития или явлений (феноменов) знания. Подготовлена к печати в 1805 — 1806, опубликована в 1807 под названием «Система науки. Первая часть. Феноменология духа» (одним из заголовков книги является также «Наука об опыте сознания»). Несмотря на уведомление о будущих публикациях «прочих частей» гегелевской философии, последние в свет так и не вышли, и  «Феноменология духа» навсегда осталась не только первой, но и единственной частью его системы в данной редакции. Начиная с 1812, Гегель радикально изменит структуру своего учения, в котором феноменология уже не будет фигурировать в качестве самостоятельного раздела. Изложенная кратко по новой схеме в «Энциклопедии философских наук», его система предстанет уже как состоящая из логики, философии природы и философии духа, как она и подается в традиционном изложении. В связи с этим в истории философии постоянно возникал ряд вопросов относительно соотношения «Феноменологии духа» и новой системы Гегеля, а также ее первой части — логики. В самом деле, круг вопросов и их решение в логике — первой части нового варианта его системы — и в «Феноменологии духа» как первой (и единственной) части ее исходного варианта, не совпадают, ибо основополагающая часть содержания «Феноменологии духа» была затем включена Гегелем в третью часть его системы — философию духа.

С другой стороны, «Феноменология духа» можно считать своего рода введением к гегелевской логике, а, следовательно, и всей его философии в целом, так как кульминационным пунктом работы «Феноменология духа» стало дедуцирование Гегелем понятия абсолютного знания, что, по сути, является своеобразным предвосхищением и результатом «Науки логики» и всей его системы. И все же «Феноменология духа» остается во многом как бы самостоятельным произведением, стоящим несколько особняком по отношению к гегелевскому философскому наследию в целом. Сам мыслитель не оставил нам однозначного и ясного ответа на этот вопрос; известно, что в более поздние годы Гегель так и не пожелал внести какие-либо серьезные изменения в текст работы, хотя был в значительной мере не удовлетворен им. Это, по-видимому, могло бы быть объяснено не столько ностальгическими воспоминаниями об эпохальных событиях начала века, совпавшими с годами его раннего творчества, сколько более весомыми причинами чисто теоретического характера, не позволившими ему органично вписать полученные здесь результаты в общую логику идей его зрелого периода.
Не случайно, что вокруг данной работы в истории философии возник ореол таинственности и загадочности (‘истинный исток и тайна гегелевской философии’, по оценке Маркса), связанные не только с трудностями установления ее места и роли в процессе становления гегелевских идей, но и с проблемой интерпретации самой сути изложенной в ней концепции. Отсюда небезынтересна и последующая, очень непростая судьба работы, которая в 20 в. окажется чуть ли не самым читаемым философским произведением — и не только гегелевским — при том условии, что во время жизни мыслителя книге так и не была дана достойная ее высокая оценка, более того, она не была признана не только официальными, но и неформальными кругами его современников, включая и его тогдашнего ближайшего друга и сподвижника Шеллинга.

Общая проблема и  структура «Феноменологии духа» 


Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Немецкий философ-идеалист и романтик Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) разработал метафизическую систему, основанную на философии природы.

Родившийся в Вюртемберге 27 января 1775 г., сын ученого лютеранского пастора, Ф. В. Й. фон Шеллинг получил образование в теологической семинарии в Тюбингене. Он подружился с двумя старшими одноклассниками, Г. В. Ф. Гегелем и Фридрихом Гёльдерлином, и разделил их горячую поддержку Французской революции. Шеллинг широко читал философии Баруха Спинозы, Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте. Его первые два трактата, Ü ber die Möglichkeit einer Philosophie überhaupt (1795; О возможности формы философии вообще ) и Vom Ich als Prinzip der Philosophie … (1795; Об эго как принципе философии). под влиянием философии Фихте об Абсолютном Я. Действительно, критики Фихте насмешливо называли Шеллинга «уличным торговцем Эго».

Реклама

Натурфилософия

Во второй фазе своей мысли Шеллинг повернулся против концепции Фихте о природе. Затем он утверждал, что природа не является простым препятствием, которое нужно преодолеть посредством моральных устремлений субъекта. Природа скорее была формой духовной деятельности, «бессознательным разумом». Эта органистическая, виталистическая концепция природы была разработана в Ideen zu einer Philosophie der Natur (1797; Идеи к философии природы ), в Von der Weltseele (1798; О мировой душе ), а также в нескольких работах по физическим наукам, опубликованных между 1797 и 1803. Блеск Шеллинга был быстро признан; благодаря влиянию И. В. фон Гёте, он отказался от должности частного репетитора и получил звание профессора в Йене. Ему было всего 23 года.

Йена была центром немецкого романтизма. В этот престижный круг входили Людвиг Тик, фольклорист; Новалис, поэт; Фридрих и Август фон Шлегель, переводчики Шекспира; Кэролайн, жена Августа; а в соседнем Веймаре — Гёте и Фридрих фон Шиллер. Шеллинг был ненадолго помолвлен с дочерью Кэролайн от первого брака, но она умерла при загадочных обстоятельствах. Его привязанность быстро обратилась к Кэролайн, женщине потрясающего ума и интеллекта.

В 1803 году, после развода с Шлегелем, Каролина вышла замуж за Шеллинга.

В 1800 году Шеллинг опубликовал наиболее систематическое изложение своей философии, System des Transzendentalen Idealismus (Система трансцендентального идеализма ). В этой работе и в Darstellung meine Systems der Philosophie (1801; An Exposition of My System ) Шеллинг приводил доводы в пользу абсолютного тождества природы и разума в форме разума. Хотя на этот третий поворот мысли Шеллинга, вероятно, повлияла философия Гегеля, он вызвал у него лишь презрение со стороны Гегеля.

Реклама

Мюнхенский период

С 1803 по 1806 год Шеллинг преподавал в Вюрцбургском университете. В 1806 году он был назначен секретарем Академии художеств в Мюнхене, что позволило ему завершить свои самые интересные работы и читать лекции в Штутгарте. В этот период его самой важной работой было Philosophische Untersuchungen über das Wesen der Menschlichen Freiheit . ( 1809; О свободе человека ). Акцент Шеллинга на человеческой свободе — «начало и конец всякой философии есть свобода» — предвосхищает основные проблемы современного экзистенциализма.

Всего за 14 лет калейдоскопическая философия Шеллинга претерпела несколько изменений. Гегель немилосердно заметил, что Шеллинг «делал свое философское образование публично». Однако Шеллинг был строгим мыслителем, хотя он так и не построил законченной метафизической системы. Шеллинг писал красноречивую и страстную прозу, освобождая немецкую философию от ее напыщенного жаргонистического стиля.

Реклама

Поздний период

Жена Шеллинга умерла в 1809 г., и в том же году отмечен рост известности Гегеля. Эти два события ослабили философский энтузиазм и самоуверенность Шеллинга. Шеллинг снова женился в 1812 году на Полине Готтер, подруге Кэролайн, но за оставшиеся 42 года своей жизни не опубликовал ни одной книги. С 1820 по 1827 год он читал лекции в Эрлангене, а в 1827 году Шеллинг стал профессором в Мюнхене. Чрезвычайно огорченный успехом Гегеля, он принял пост прусского тайного советника и члена Берлинской академии, чтобы подавить популярность учеников Гегеля, так называемых младогегельянцев.

Для дальнейшей борьбы с влиянием Гегеля Шеллинг 5 лет читал лекции в Берлине. Его лекции по мифологии и религии знаменовали последний этап его мысли, противопоставление негативной и позитивной философии. Бога нельзя познать через разум (негативная философия), но Его можно познать через миф и откровение (позитивная философия). Этот относительно малоизученный аспект философии Шеллинга вызвал значительный интерес у сегодняшних протестантских теологов. Так и не восстановив прежнюю известность, Шеллинг умер 20 августа 1854 года в Бад-Рагаце, Швейцария.

Шеллинга называли «принцем романтиков». Своим безмерным обаянием, остроумием и лучезарной душой он расположил к себе кружок интеллектуалов, известных как немецкие романтики. С ними он прославлял и словом, и делом видение художественного гения и принципы органицизма и витализма в природе.

Реклама

Дополнительная литература о Фридрихе Вильгельме Йозефе фон Шеллинге

Краткая критическая биография содержится во введении Джеймса Гутмана к его переводу книги Шеллинга Свободы Человека (1936). Фредерик Коплстон, A History of Philosophy (7 томов, 1946 г.; исправленное издание, 7 томов в 13, 1962 г.), дает подробное изложение мысли Шеллинга. Другие отчеты о развитии более поздней философии Шеллинга содержатся во введении к книге Шеллинга The Ages of the World (фрагмент Die Weltalter ), переведенной Фредериком де Вульфом Болманом (1942), и в книге Пола Коллинза Хейнера, Reason. и экзистенция: философия истории Шеллинга (1967). На фоне идеализма и романтизма рекомендуются Джозайя Ройс, Дух современной философии (1892 г.), и Эрик Д. Хирш, Вордсворт и Шеллинг (1960 г.).

Реклама

Дополнительные источники биографии

Зайдель, Джордж Дж. (Джордж Джозеф), Деятельность и основание: Фихте, Шеллинг и Гегель, Хильдесхайм; Нью-Йорк: Г. Олмс, 1976.

Сноу, Дейл Э., Шеллинг и конец идеализма, Albany: State University of New York Press, 1996.

White, Alan, Schelling: введение в систему свободы, New Haven: Yale University Press, 1983.

Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling | Биография, философия, произведения и факты

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

См. все СМИ

Дата рождения:
27 января 1775 г. Германия (день рождения завтра)
Умер:
20 августа 1854 г. (79 лет) Бад-Рагац Швейцария
Механизм/стиль:
Романтизм
Предметы изучения:
Абсолют сознание эго свободная воля

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг , (родился 27 января 1775, Леонберг, близ Штутгарта, Вюртемберг [Германия] — умер 20 августа 1854, Бад-Рагац, Швейцария), немецкий философ и педагог, крупная фигура немецкого идеализма , в посткантианском развитии немецкой философии. Он был возведен в дворянство (с добавлением фон ) в 1806 году.

Ранняя жизнь и карьера

Отец Шеллинга был лютеранским священником, который в 1777 году стал профессором восточных языков в теологической семинарии в Бебенхаузене, недалеко от Тюбингена. Именно там Шеллинг получил начальное образование. Он был очень одаренным ребенком и уже в восемь лет выучил классические языки. На основании его быстрого интеллектуального развития он был принят в возрасте 15 лет в теологическую семинарию в Тюбингене, известную школу для служителей области Вюртемберга, где он жил с 179 г.с 0 по 1795 г. Молодежь в Тюбингене была вдохновлена ​​идеями Французской революции и, пренебрегая традициями, отвернулась от доктринального богословия к философии. Однако молодого Шеллинга вдохновляли мысли Иммануила Канта, поднявшего философию на более высокую критическую ступень, и идеалистическая система Иоганна Фихте, а также пантеизм Бенедикта де Спинозы, рационалиста XVII века. . Когда ему было 19 лет, Шеллинг написал свой первый философский труд, Über die Möglichkeit einer Form der Philosophie überhaupt 9. 0006 (1795; О возможности и форме философии вообще ), которую он послал Фихте, выразившему решительное одобрение. За ним последовал Vom Ich als Prinzip der Philosophie ( «Эго как принцип философии» ). Обе эти работы подчинены одной основной теме — Абсолюту. Однако этот Абсолют не может быть определен как Бог; каждый человек есть Абсолют как Абсолютное эго. Это Я, вечное и вневременное, постигается в непосредственной интуиции, которую, в отличие от чувственной интуиции, можно охарактеризовать как интеллектуальную.

С 1795 по 1797 год Шеллинг был частным репетитором в дворянской семье, которая отдала под его опеку своих сыновей во время учебы в Лейпциге. Время, проведенное в Лейпциге, стало решающим поворотным моментом в мышлении Шеллинга. Он посещал лекции по физике, химии и медицине. Он признавал, что Фихте, которого он раньше почитал как свою философскую модель, не уделял должного внимания природе в своей философской системе, поскольку Фихте всегда рассматривал природу только как объект, подчиненный человечеству. Шеллинг, напротив, хотел показать, что природа, рассматриваемая сама по себе, обнаруживает активное развитие по направлению к духу. Эта натурфилософия, первое самостоятельное философское достижение Шеллинга, сделала его известным в кругах романтиков.

Период интенсивной продуктивности

В 1798 году Шеллинг был призван на должность профессора в Йенский университет, академический центр Германии того времени, где собрались многие выдающиеся умы того времени. В этот период Шеллинг был чрезвычайно продуктивным, опубликовав быструю смену работ по натурфилософии. Это было желание Шеллинга, о чем свидетельствует его знаменитая работа System des transzententalen Idealismus (1800; System of Transcendental Idealismus 9).0006), чтобы объединить свою концепцию природы с философией Фихте, взявшей за отправную точку Я. Шеллинг видел, что искусство является посредником между природной и физической сферами, поскольку в художественном творчестве соединяются природные (или бессознательные) и духовные (или сознательные) произведения. Естественность и духовность объясняются как возникающие из первоначального состояния безразличия, в котором они были погружены в еще неразвитый Абсолют, и как восходящие по последовательности ступеней все более высокого порядка. Фихте, однако, не признавал эту концепцию, и два писателя резко нападали друг на друга в интенсивной переписке.

Время, проведенное в Йене, было важным для Шеллинга и в личном отношении: там он познакомился с Каролиной Шлегель, одной из самых одаренных женщин немецкого романтизма, и женился на ней в 1803 году. Неприятные интриги, сопровождавшие этот брак и спор с Фихте заставили Шеллинга покинуть Йену, и он согласился на назначение в Вюрцбургском университете.

Сначала Шеллинг читал там лекцию о философии тождества, задуманной в последние годы его пребывания в Йене, в которой он пытался показать, что во всех существах Абсолют выражает себя непосредственно как единство субъективного и объективного. Именно в этот момент G.W.F. Гегель положил начало своей критике Шеллинга. Гегель сначала встал на сторону Шеллинга в разногласиях между Шеллингом и Фихте, и казалось, что между ними существовало полное единодушие в 1802 г., когда они вместе редактировали Критический журнал философии ( Критический философский журнал ). Однако в последующие годы философская мысль Гегеля стала значительно отдаляться от шеллинговской, и его « Phänomenologie des Geistes » (1807; The Phenomenology of Mind ) содержали сильные обвинения против системы Шеллинга. На шеллинговское определение Абсолюта как неразборчивого единства субъективного и объективного Гегель ответил, что такой Абсолют сравним с ночью, «в которой все коровы черные». Кроме того, Шеллинг никогда явно не показывал, как можно подняться к Абсолюту; он начал с этого Абсолюта, как если бы он был «выстрелен из пистолета».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Эта критика нанесла Шеллингу тяжелый удар. Дружба с Гегелем, существовавшая с тех пор, как они вместе учились в семинарии в Тюбингене, распалась. Шеллинг, считавшийся ведущим философом того времени до публикации «Феноменологии » Гегеля, был оттеснен на задний план.

Эта ситуация заставила Шеллинга уйти из общественной жизни. С 1806 по 1841 год жил в Мюнхене, где в 1806 году был назначен генеральным секретарем Академии пластических искусств. Он читал лекции с 1820 по 1827 год в Эрлангене. Смерть Кэролайн 7 сентября 1809 г., побудил его написать философский труд о бессмертии. В 1812 году Шеллинг женился на Полине Готтер, подруге Каролины. Брак был гармоничным, но великая страсть Шеллинга к Каролине была неповторимой.

В годы, проведенные в Мюнхене, Шеллинг пытался по-новому обобщить свою философскую работу, произведя ревизию, инициированную гегелевской критикой. Шеллинг подверг сомнению все идеалистические рассуждения, построенные на предположении, что мир представляет собой разумный космос. Разве не существуют также неразумные вещи, спрашивал он, и не является ли зло господствующей силой в мире? В его Philosophische Untersuchungen über das Wesener menschlichen Freiheit (1809; О свободе человека ), Шеллинг провозгласил, что человеческая свобода является настоящей свободой только в том случае, если она является свободой добра и зла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *