Шатобриан писатель: Франсуа-Рене де Шатобриан / Централизованная библиотечная система Канавинского района

Франсуа-Рене де Шатобриан / Централизованная библиотечная система Канавинского района

Франсуа-Рене де Шатобриан (фр. François René de Chateaubriand).

Годы жизни: 1768 — 1848.

Французский писатель и государственный деятель, родоначальник романтизма во французской литературе.

 

Родился 4 сентября 1768 в Сен-Мало (Бретань, Франция). Отпрыск древнего угасающего рода, детство свое он провел в Комбуре – мрачном средневековом замке на берегу моря, приобретенном его отцом.

Получил классическое образование, учился в иезуитском колледже, но предпочел карьере священнослужителя военную. Однако и это занятие скоро ему наскучило.

В 1788 году поселился в Париже. Старший брат познакомил его со знаменитыми в те годы литераторами Андре Шенье, Жаном де ла Арпом, Луи де Фонтану. В 1789 году юноша опубликовал первые свои стихи в «Альманахе муз», но Великая Французская революция, изначально встреченная им с сочувствием, поразила его разгулом насилия и жестокости. И в 1791-м году он отправился в Северную Америку, где провел пять месяцев. Под впечатлением этого путешествия впоследствии создал основные свои произведения.

По возвращении во Францию примкнул к роялистской армии, был тяжело ранен в сражении при Тионвиле, бежал в Англию, где жил в течение семи лет в бедности, зарабатывая на жизнь уроками французского и переводами.

В написанном им в 1997 году «Историческом опыте о революциях древних и новых в связи с французской революцией» выступил с критикой как революции, так и монархизма, ее породившего, чем вызвал негодование эмигрантов-монархистов.

Амнистия позволила ему вернуться во Францию в 1800 году, где уже через год он становится популярен благодаря повести «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне», написанной под впечатлением американского путешествия.

Квинтэссенцией всего творчества Шатобриана является трактат «Гений христианства» (1802), оказавший неоценимое значение в развитии романтического движения в литературе.

Литературный успех и политическая карьера, путешествия в Грецию и на Ближний Восток, многолетняя романтическая дружба с прекрасной мадам Рекамье… Такова жизнь Шатобриана – насыщенная, богатая яркими событиями и встречами.

Шатобриан умер в Париже во время Революции 4 июля 1848 и был похоронен около Сен-Мало на острове Гран-Бе.

 

Татьяна Шепелева

 

Подробную информацию о жизни и творчестве Франсуа-Рене де Шатобриана см. в энциклопедии «Вокруг света».

См. также:

ВикипедиЯ

В библиотеке Мошкова

Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Шатобриан. «Замогильные записки»

 

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

Произведения:

Шатобриан Ф. Раб: стихотворение / пер. А. Наймана // Восточные мотивы. — Москва, 1985. — С. 331-332.

О жизни и творчестве:

  1. Моруа А. Три Дюма; Литературные портреты : пер. с фр. / под ред. В.Т. Башкирова. — Москва : Правда, 1986. — 672 с.
  2. Коршунов С. Черная кошка замка Комбур : [о книге французского писателя Франсуа-Рене де Шатобриан «Замогильные записки»] // Чудеса и приключения. — 2011. — № 5. — С. 18-19. — цв. ил.

 

 

Рене Шатобриан — биография, лучшие книги, цитаты, рецензии и факты на Readly.ru

Франсуа Рене де Шатобриан

дата рождения: 4 сентября 1768 г.

место рождения: Сен-Мало, Франция

дата смерти: 4 июля 1848 г.

жанры: литература 18 века , литература 19 века


Биография писателя

Франсуа Рене де Шатобриан — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе.

Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж. В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратясь во Францию на пике Великой французской революции, вступил в ряды роялистских войск. В 1792 г. женился на Селесте де ла Винь-Бюиссон (брак был бездетен). В том же году эмигрировал в Англию. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции.

Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме. Однако через год, после подлого убийства герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку. В 1811 году он был избран членом Французской академии.

В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.

После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом.

После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку.

После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.

Лучшие книги автора

Показать все книги



Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне

Ренэ, или Следствия страстей

Замогильные записки


Похожие авторы:

Цитаты из книг автора

Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне

<p>Даже в самом полном блаженстве всегда скрыто жало тревоги, которое побуждает нас не упускать ни единого быстролетного мига счастья; тяжелая скорбь, напротив, бременем своим усыпляет: глаза, утомленные слезами, невольно смыкаются, а это означает, что и в несчастье мы не оставлены милостью провидения. </p>

Добавила: mitsuki

Фото Рене Шатобриан

  • Книги (3)
  • Рецензии (0)
  • Цитаты (1)
  • Читатели (26)
  • Отзывы (0)
  • Подборки (0)
  • Рассказать друзьям об авторе

Изменить информацию об авторе →


Лучшие книги — Топ 100

17.

Шерлок Холмс при смерти

9.3 (389 оценок)

18.

Последний лист

9.2 (797 оценок)

19.

В списках не значился

9.2 (708 оценок)

20.

Последнее дело Холмса

9.2 (639 оценок)

Весь рейтинг

Шатобриан, Франсуа Рене де (1768–1848)

Франсуа Рене де Шатобриан, французский писатель, родился в Сен-Мало в Бретани и получил образование в Доль-де-Бретань и Ренн, готовясь к обучению на священника в Коллеже. де Динан. Обнаружив, что у него нет призвания, он последовал традициям своего социального класса и вместо этого стал армейским офицером. В 1788 году он вступил в орден мальтийских рыцарей, отправился в Париж и начал общаться с литераторами. С тех пор литература стала его главным интересом в жизни, хотя его литературная карьера совпадала с карьерой в дипломатии и политике. В 1803 году он был назначен атташе французского посольства в Риме, а по возвращении Людовика XVIII к власти играл важную роль в политике в Министерстве внутренних дел. Его основной дипломатический пост был пост французского полномочного представителя на Веронском конгрессе, отчет о котором он опубликовал в 1838 г.

Политические и религиозные взгляды Шатобриана постоянно менялись. В молодости он благосклонно относился к революции, но вскоре разочаровался и в 1792 году отправился в добровольное изгнание в Лондон. Там он опубликовал свой «Исторический, политический и моральный очерк о революциях», , от которого позже отказался. На эту работу явно повлияли философы, особенно Жан-Жак Руссо, и, хотя она была далека от атеизма, она определенно поддерживала деизм и противостояла христианству. Как показал полвека спустя Шарль-Огюстен Сент-Бёв в своей книге « Causeries du Lundi, печатная версия взглядов Шатобриана была гораздо менее радикальной, чем он думал на самом деле. Пережив личный кризис, когда он узнал о смерти своей матери, он вернулся из ссылки в 1800 году и начал подготовку одного из своих самых известных произведений, Le Genie du Christianisme. Цель тома заключалась в том, чтобы убедить публику в том, что в христианстве столько же тем, достойных художественного выражения, сколько и в язычестве. По словам Сент-Бёва, это породило «целую армию салонных христиан». Именно в этом и заключалась цель ее автора, сделать христианство модным.

В сентябре 1816 года Шатобриан опубликовал свою брошюру De la monsterie selon la charte, , в которой проповедовал политический либерализм в условиях конституционной монархии. Это привело к его временному политическому краху, но вскоре он выздоровел и был использован правительством на различных дипломатических должностях. Ближе к концу своей жизни он сблизился с мадам. Рекамье и ее круг, но ушел из политики и посвятил себя подготовке своих мемуаров, Mémoires d’outretombe (опубликовано посмертно в 1849 г.).

Вклад Шатобриана во французскую философию был косвенным. В начале Essai sur les révolutions было ясно, что он считает любую философию антирелигиозной, а религию заменой философии. В нем он пытался показать, что никакая философия не может надеяться достичь истины, ибо истина открывается не посредством рассуждений, а каким-то внутренним светом, своего рода чувством ( сентимент ), возможно, тем, что Блез Паскаль называл сердцем. Именно это убеждение появилось в таких работах, как Atala, , где развивается тема Благородного дикаря. Хотя сама Атала христианка, она христианка по чувству, а не по разуму, и ее изобретатель считал, что ее форма христианства выше и благороднее, чем та, которая выводится на основе аргументов.

Точно так же Шатобриан опередил Уильяма Вордсворта, утверждая, что даже в молодости в созерцании природы, в смысле пейзажа, происходит спонтанное откровение истин морали и религии. Знаменитый пассаж «Ночь среди американских дикарей», которым заканчивается Essai и был частично перепечатан в Génie du Christianisme, — это не только описание сцены при лунном свете возле Ниагарского водопада, но и пробуждение благородства души, которое принадлежит только людям, которые жили в состоянии культурного примитивизм далек от заразы общества. Подобно Руссо, Шатобриан противопоставил природу и общество друг другу, и знаменательно, что в этом пассаже индейцы — это всего лишь две женщины, два грудных ребенка и два воина. Нет никаких упоминаний о племени или деревне. Единственный контакт этих людей с чем-либо вне их самих — это «океан деревьев». Но следует отметить, что это соприкосновение не только не усиливает чувство индивидуальности, но, напротив, вызывает отсутствие всех отчетливых мыслей и чувств, своего рода мистическое единение с тем Богом, которым является сама природа.

Этот тип антиинтеллектуализма вновь появился в Génie du Christianisme. Шатобриан сказал в предисловии к этой работе, что он отвернулся от либерализма восемнадцатого века, когда узнал о смерти своей матери. В то время он находился в изгнании в Лондоне. «Я плакал, — писал он, — и верил». Свидетельства слез были доказательством истин католицизма, как в Эссе чувства, вызванные природными пейзажами, были доказательствами истинности деизма. Но католицизм вряд ли можно назвать религией, стихийно загоревшейся в сердцах всех людей. Это религия, инициированная и развитая в обществе. Таким образом, Шатобриан оказался на стороне традиционалистов, группы, настолько далекой от руссоистского сентиментализма, насколько это можно себе представить. В то время как Жозеф-Мари де Местр и виконт де Бональд считали разум способностью, объединяющей людей, сентименталисты считали, что именно он разделил их на конфликтующие секты.

Возможно, по этой причине Шатобриан подчеркивал те дары, которые христианство сделало европейской культуре. Он писал в разгар неоклассического движения, когда мастерами были Жак Делиль в поэзии, Антонио Канова в скульптуре и Жак Луи Давид в живописи. Они, конечно же, черпали вдохновение в классической мифологии и истории. Шатобриан пытался доказать, что в католической традиции можно найти нечто большее. Каким бы верным это ни было, он имел в виду, что в той мере, в какой любой набор убеждений увеличивает количество красоты и добра в мире, этот набор убеждений верен. Здесь имеется скрытая прагматическая проба, представляющая исторический интерес и, вероятно, не выдерживающая критики. Но в то время, когда люди пережили период ужаса, вызванного подавлением религии, было понятно, что они должны приписывать ужасы философии, которая, по их мнению, породила антирелигиозные практики. Для Шатобриана в то время единственной альтернативой философии был католицизм, а не та естественная религия, которую он восхвалял в XIX веке.0005 Эссе. И от этой веры он никогда не отказывался. Он был не из тех писателей, которые устанавливали набор предпосылок, из которых можно было бы сделать определенные выводы. Наоборот, его ненависть к философии была такова, что он просто излагал свои выводы так, как диктовало его сердце; другим оставалось распутать форму его аргументации. Он создал культурную атмосферу, а не набор доктрин, и его произведения правильнее рассматривать как длинные стихотворения чисто лирического характера, чем как доктринальные трактаты.

работы Шатобриана

Исторические, политические и моральные очерки о революциях. Лондон, 1797 г.

Джин христианства. Париж, 1802 г. См. особенно предисловие.

Мученики. Париж, 1809 г.

Полные произведения, 20 томов. Париж, 1858–1861 гг. Введение К. А. Сент-Бева.

работы над шатобрианом

Бертрен, аббат Жорж. Религиозная искренность Шатобриана. Paris, 1899.

Блюм, Кристофер О., изд. и тр. Критики Просвещения: Чтения по французской контрреволюционной традиции. Wilmington, DE: ISI, 2004.

Chinard, G. Американский экзотизм в творчестве Шатобриана. Париж: Hachette, 1918.

Гримсли, Рональд. Сорен Кьеркегор и французская литература: восемь сравнительных исследований. Кардифф: Издательство Уэльского университета, 1966.

Рукоять, Дуглас. Десятка против Наполеона. Чикаго: Нельсон-Холл, 1975.

Лоу, Рид Г. и Бобби В. Лоу. От разума к романтизму. Денвер: Big Mountain Press, 1966.

Сент-Бёв, Калифорния «Шатобриан, годовщина Джини дю Христианизм». В Causeries du Lundi. Том. X, стр. 74–90. Paris: Garnier, 1855.

Sainte-Beuve, CA Chateaubriand et son groupe littéraire sous l’Empire. Париж, 1869 г.

Джордж Боас (1967)

Библиография обновлена ​​Тамрой Фрей (2005 г.)

Шатобриан, Франсуа-Рене | Encyclopedia.com

ШАТОБРИАН ФРАНСУА-РЕНЕ (1768–1848), французский государственный деятель и писатель

Солдат, дипломат, государственный деятель, один из выдающихся авторов французской литературы XIX века, основоположник литература о путешествиях на Ближний Восток, хранитель памяти и переводчик романов Мильтона « Потерянный рай», Франсуа-Рене Шатобриан был тесно связан с эпохой великих потрясений и преобразований и может считаться представителем течений мыслей и чувств своего времени. Все события его жизни переплетены с политикой и огромными изменениями, вызванными Французской революцией и Первой империей. Его высказывание точно отражает его собственное положение и положение его поколения: «Я очутился между двумя веками, как при слиянии двух рек; я нырнул в их мутные воды, с сожалением удаляясь от старого берега, на котором родился, надежду к неизвестному берегу, где высаживались новые поколения». («Предисловие завещателя», Mémoires d’outre-tomb, стр. 1–6).

Шатобриан родился в Сен-Мало 4 сентября 1768 года и был младшим сыном Рене Огюста де Шатобриана, графа Комбургского, Бретани, и Полины Сюзанны де Беде. Он учился в школе-интернате Дола, затем в Колледже Динаров, прежде чем вернуться в семейный дом. Перед смертью отца 6 сентября 1786 года Рене получил звание второго лейтенанта Наваррского полка в Камбре на севере Франции. В этот период он провел время в Париже, став свидетелем падения Бастилии и последовавших за этим беспорядков, а также формирования Национального собрания в Париже. Он предвидел падение монархии. Он поддерживал некоторые республиканские идеи, но не любил буйства толпы. В январе 179 г.1 он подготовил свой отъезд в Соединенные Штаты. Шатобриан покинул Сен-Мало 8 апреля 1791 года на корабле Saint Pierre, , зафрахтованном Орденом Сен-Сюльпис для перевозки французских семинаристов в Балтимор, штат Мэриленд. Корабль прибыл в Балтимор 19 июля 1791 года.

Шатобриан немедленно отправился в Филадельфию, стремясь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном (1732–1799). Он был впечатлен простотой и вежливостью Вашингтона. Шатобриан называл президента «гражданином-солдатом, освободителем мира» (9).0005 Mémoire d’outre-tomb , стр. 280). Из Филадельфии Шатобриан посетил Нью-Йорк; Бостон; Лексингтон, Массачусетс; Олбани; и Ниагарский водопад. Он утверждал, что посетил Каролину и Флориду и проследовал по Миссисипи до страны Натчез. Самым важным элементом его путешествия было то, что он собрал материал для Atala (1801 г.) и Les Natchez (1826 г. ).

После ареста короля Людовика XVI (годы правления 1774–1792) при попытке бегства из Франции Шатобриан решил вернуться во Францию ​​в январе 179 г.2. По возвращении он женился на подруге своей сестры Селесте Бюиссон де ла Винье (1774–1847), присоединился к эмигрантской армии принцев, состоявшей в основном из дворян, и участвовал в короткой кампании против французской революционной армии. При осаде Тионвиля он был ранен и заболел оспой. Демобилизовавшись из эмигрантской армии, он пешком пересек Бельгию и, наконец, достиг порта Остенде, где его посадили на корабль. Он прибыл на остров Джерси, где семья его дяди вылечила его. Затем он уехал в Лондон. Он попал в эмигрантскую колонию, выживал за счет переводов и преподавания французского языка, и опубликовал свой первый труд: Essai Historique, Politique et Moral sur les révolutions anciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la révolution française ( Исторический, политический и моральный очерк о революциях, древних и современных ) в марте 1797 года начал работу над переводом Джон Мильтон (1608–1674) Потерянный рай и закончил Les Natchez и Atala.

Шатобриан вернулся во Францию ​​6 мая 1801 года. Le génie du Christianisme ( Гений христианства ) был опубликован в 1802 году. Наполеон I (годы правления 1804–1814/15) увидел потенциал книги Шатобриана о христианстве как инструмента для примирения своего правительства с Римом и для поощрения принятия французами. люди Конкордата между Наполеоном и Папой Пием VII (годы правления 1800–1823) 8 апреля 1801 года. Когда Наполеон назначил дядю Шатобриана, кардинала Феша, послом в Риме, Шатобриан стал секретарем посольства. Однако он не был счастлив в этом положении, и его отношения с послом были напряженными. Он хотел также вернуться в Париж. Наполеон успокоил его, назначив консулом в кантоне Вале в Швейцарии, но Шатобриан так и не занял свою новую должность. В ужасе от казни герцога Энгиенского (Луи-Антуан-Анри Конде, 1772–1804), последнего из королевских принцев Бурбонов-Конде, 21 марта 1804 года, он ушел в отставку на следующий день и больше никогда не служил при наполеоновском режиме. .

По совету жены Шатобриан подготовился к путешествию на Ближний Восток. 13 июля 1806 года он покинул Париж. Отчет о путешествии был опубликован как L’Itinéraire de Paris a’ Jérusalem (1811; Маршрут из Парижа в Иерусалим), который стал образцом девятнадцатого века почти для всех французских путешественников, побывавших в этом регионе.

После восстановления монархии в 1815 году Шатобриан служил Людовику XVIII (годы правления 1814–1815, 1815–1824) послом в Берлине (1821–1822) и послом в Великобритании (1822), а затем стал членом французская делегация на Веронском конгрессе, состоявшемся в октябре 1822 г. Конгресс, состоящий из делегатов из России, Пруссии, Франции, Австрии и Великобритании, был обеспокоен положением в Испании. Шатобриан сыграл важную роль в принятии решения в пользу французской военной интервенции. Конгресс разрешил Франции отправить войска. В 1824 г. Фердинанд VII (годы правления 1808, 1814–1833) был восстановлен на испанском престоле до своей смерти.

Шатобриан был назначен министром иностранных дел в январе 1823 года; несмотря на успех испанской экспедиции, он был уволен в 1824 году. В 1827 году журнал его первых путешествий по Новому Свету был опубликован под названием Voyage en Amérique ( Путешествия по Америке ). В 1828 году король Карл X (годы правления 1824–1830) назначил его послом в Рим, где после смерти Льва XII (годы правления 1760–1829) он начал деятельность по содействию избранию папы, благоприятного для французских интересов. Действительно, новый папа Пий VIII (годы правления 1829 г.–1830), склонялся к Франции. В 1829 году, по возвращении Шатобриана во Францию, он ожидал получить еще одну должность в кабинете министров, но когда антилиберал Огюст-Жюль-Арман-Мари Полиньяк (1780–1847) стал премьер-министром, Шатобриан ушел с поста посла; после отречения Карла X в июле 1830 г. он отказался присягнуть на верность Луи-Филиппу (годы правления 1830–1848) и ушел из палаты пэров. Он продолжал работать над своими мемуарами с 1833 по 1841 год. В 1836 году он опубликовал свои Essai sur la littérature anglaise (Очерк английской литературы) и французский перевод «Потерянный рай» . В 1844 году он опубликовал, предположительно в качестве наказания, наложенного его духовником , La Vie de Rancé («Жизнь Рансе»), медитативную биографию Армана-Жана Рансе (1626–1700), основателя ордена траппистов. Шатобриан продал права на свои мемуары корпорации в обмен на годовую пенсию, но в 1844 году Эмиль де Жирарден (1806–1881), директор ведущей парижской газеты La Presse, купил права на публикацию воспоминаний в своей газете до их публикации в виде книги.

Шатобриан решил переписать некоторые части своих мемуаров, которые, по его мнению, были слишком деликатными для публикации в газетных сериях; в 1847 г. были опубликованы его воспоминания. Его жена Селеста умерла 22 февраля 1847 года. 4 июля 1848 года Шатобриан умер в своей квартире на улице Бак в Париже, став свидетелем свержения Луи-Филиппа и рождения Второй республики. Он похоронен на маленьком острове Гранд-Бе в бухте Сен-Мало.

В своих мемуарах Шатобриан описал себя как «путешественника, солдата, поэта, публициста, именно среди лесов я воспевал лес, на кораблях я изображал море, в лагере я говорил об оружии, в изгнании что я научился знать изгнание, в судах, в делах государства, в парламенте, что я изучал князей, политику, право и историю». (Предисловие к завещанию, Mémoires d’outre-tomb, , стр. 4).

Как писатель Шатобриан был выдающимся представителем французской романтической школы, «великим сахемом романтизма», как выразился Теофиль Готье (1811–1872). Его новеллы Atala и René воплощают дух и пафос романтического акцента на себе, эмоциях и взаимопонимании с природой.

Как путешественник, Шатобриан был одним из лучших толкователей Америки для европейской публики, а также предшественником ориентализма девятнадцатого века и моды на путешествия на Ближний Восток. Его Itinéraire de Paris à Jérusalem пробудили новые представления о Ближнем Востоке.

Как государственный деятель и литератор, Шатобриан лучше всего олицетворял собой убежденного писателя, активно занимающегося политикой. Его брошюра De Buonaparte et des Bourbons et de la nécessité de se rallier à nos Princes Légitimes pour le bonheur de la France et celui de l’Europe (1814; Бонапарт, Бурбоны и необходимость сплотиться вокруг наших законных принцев для счастья Франции и Европы), по словам Людовика XVIII, «стоило сто тысяч человек». В книге Шатобриана « De la monsterie selon la charte » (1816; монархия согласно Хартии) анализируется природа представительного правительства и предпринимаются попытки примирить династию Бурбонов с конституционным правительством, а нацию — со старой династией. Как государственный деятель и писатель, Шатобриан видел свою главную задачу в примирении между прошлым и будущим, между монархией и демократией, между Францией и Бурбонами. Для него конституционная монархия была идеальной формой правления; его политическим кредо было «Король, религия, свобода». Он твердо считал, что противодействие правительственной политике, ограничивающей свободу, было не только законным, но и необходимым для жизнеспособной конституционной монархии. В палате пэров он красноречиво обличал цензуру печати, считая периодическую печать огромной силой, которую нельзя задушить насилием и цензурой.

Нельзя отрицать, что в политической позиции Шатобриана во время Реставрации проявляется определенная непоследовательность. Личные симпатии и антипатии во многом определяли его поведение; тем не менее, на своем общественном посту он всегда стремился к величию Франции и ее славе, даже когда это приводило к личным и финансовым потерям. В своих поздних работах он провозглашал господство демократии, постоянную борьбу личности против власти государства, предвидя, что прогресс есть и кризис, что история никогда не кончается. Шатобриан заслуживает своего места в качестве крупного новаторского писателя и мыслителя во французской литературе и истории девятнадцатого века.

См. также Франция; Наполеон; Романтизм.

Первичные источники

Шатобриан, Франсуа-Рене . Атала/Рене . Перевод Ирвина Паттера. Беркли, Калифорния, 1952 г. Имеет отличное введение, очень удобный для чтения текст и примечания, поясняющие текст, но без библиографии.

——. Путешествие Шатобриана по Америке. Перевод Ричарда Свитцера. Лексингтон, Кентукки, 1969 г. Введение посвящено фактическому путешествию и публикации о путешествии в 1826 г.

——. Гений христианства. Перевод Чарльза И. Уайта. Альбукерке, Нью-Мексико, 1985.

—— . Воспоминания Шатобриана . Выбрано и переведено Робертом Болдиком. Нью-Йорк, 1961. Сокращенная версия шедевра Шатобриана, Mémoires d’outretombe ; перевод хорошего качества, и эта книга является отличной отправной точкой для студента.

Вторичные источники

Дюбе, Пьер и Энн Дюбе. Bibliographie de la Critique sur François-René de Chateaubriand . Париж, 1988.

Библиография из 5000 статей, посвященных Шатобриану и его семье, его переписке, литературе и культуре его времени, диссертациям, критическим книгам и статьям.

Эванс, Джоан. Шатобриан: Биография. 1939.

Лайнс-младший, Карлос. Шатобриан как критик французской литературы. Нью-Йорк, 1973. Научное исследование близости Шатобриана к классицизму во французской литературе. Верен эпохе Людовика XIV.

Моруа, Андре. Шатобриан, Поэт, Государственный деятель, Любовник . Перевод Веры Фрейзер. Нью-Йорк и Лондон, 1938 г. Занимательная общая биография одного из самых известных французских биографов, подробно описывающая достижения Шатобриана в литературе, политике и любви.

Художник Джордж Д. Шатобриан: биография . Том. 1: Вожделенные бури . Нью-Йорк, 1978. Выдающаяся работа, которая представляет Шатобриана в его повседневной жизни, подробно описывает его личную личность и жизненный опыт.

Портер, Чарльз А.

Шатобриан: композиция, воображение и поэзия .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *