Законы Хаммурапи
То, что Хаммурапи в качестве кредитора указывает лишь тамкара, наводит на мысль о том, что именно они и были главными ростовщиками. И это не удивительно, ведь ведя торговлю они получали приличные прибыли, это и позволяло им вести ростовщическую деятельность, которая, в свою очередь, тоже приносила немалый доход. Однако это не значит, что другие свободные общинники не могли заниматься ростовщичеством, просто они, наверное, занимались этим гораздо реже чем тамкары.
Тут же речь идет
и о торговых и кредитных сделках содержательниц
питейных домов ( п. 108 — 111 ). За обвешивание
они караются «женской» смертной казнью —
утоплением.
«Если корчемница не принимает хлеб в уплату
за сикеру, принимает серебро по слишком
большой гире и тарифное количество сикеры
уменьшает по отношению к тарифному количеству
хлеба, то эту корчемницу должно изобличить
и бросить ее в воду».
Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько облегчить положение задолжавшей свободной бедноты и ограничить ростовщичество.
Устанавливался
общий принцип партнёрства ( п. 99 ):
«Если человек даст человеку серебро в порядке
товарищества, то прибыль или убыток, который
будет, они должны перед богами разделить
поровну».
( т. е., скорее всего, в храме бога Шамаша,
покровителя купцов ).
Торговое «товарищество» хорошо известно
в старовавилонский период, однако оно
не являлось обязательно чем-то вроде «акционерного
общества», куда партнеры вкладывают свои
капиталы и затем делят прибыль или убыток
в соответствии со вкладом каждого. Дело
скорее всего заключалось в том, что один
из партнёров участвовал в товариществе
лишь своими деньгами, а другой непосредственно
осуществлял торговое предприятие — труд
наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании
торгового путешествия он возвращал «вкладчику»
его капитал, а прибыль или убыток делился
между партнёрами пополам.
Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись, ШАМАЛЛУМАМИ — торговыми агентами и ТАМКАРАМИ — крупными государственными служащими, находящихся, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот. Текст п. 100 заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму «его дни», т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье.
«Если тамкар даст
шамаллуму серебра для продажи
и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум
в путешествии будет умножать доверенное
ему серебро, то если там, куда он отправится,
шамаллум наживет прибыль, то он должен
подсчитать проценты на все серебро, сколько
взял, и затем должен сосчитать свои дни
и удовлетворить тамкара».
При этом вавилоняне, видимо, четко различали
торговую прибыль и рост по займу. Очевидно,
что торговая прибыль подсчитывалась
после того, как «отложат» основной капитал
и проценты на него. Именно поэтому в п.100 предусматривается
подсчет роста на доверенный шамаллуму
капитал: прежде всего он должен был возвратить
тамкару капитал и рост на него. Затем уже
из «чистой» прибыли тамкар расчитывался
с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно,
полагали, что деньги, переданные другому
лицу, должны в любом случае давать рост
(в том числе и деньги, вложенные в «товарищество»).
Сверх того они могут приносить и прибыль.
Величина торговой прибыли была, видимо,
очень значительной, ибо шамаллум обязан
был в любом случае вернуть тамкару удвоенный
капитал (что и говорится в п.101 ), т. е. минимальная
прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная,
следовательно, могла быть намного выше.
И лишь в том случае, если тамкар предоставлял
шамаллуму беспроцентный займ, тот должен
был вернуть ему основную сумму даже в том
случае, если он не получил никакой прибыли
( п.
Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи ( п. 104 ). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью.
«Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он дал».
Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать лишь при строгом учете и честности всех партнеров.
Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос, насколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять свои права бедняком, каким к нему поподал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к «защите» царского или храмового хозяйства.
Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Задача
Согласно ст. 42 суд должен обязать Авилума Имгур- Даму отдать Куданну зерно в соответствии с урожаем его соседей, если же имущества ответчика не хватит для возмещение долга, В этой ситуации он
может погасить долг, используя члена своей семьи, находящегося
под его патриархальной властью, как собственность: либо он
продает его третьему лицу «за серебро» и этим серебром уплачивает
долг собстеннику поля, либо он отдает его в услужение («кабалу») самому
собственнику поля в качестве уплаты долга (возможно, потом, раздобыв
средства, он имел бы право выкупить члена своей семьи обратно).
Во всяком случае, с момента выдачи «в кабалу» должник считался
чист от долга (иначе эта ситуация была бы неотличима от ситуации
ст.114, где человек может отдать члена семьи в залог долга,
остающегося за ним). Без вмешательства государства тем бы дело и
кончилось, однако «Законы» возвращают по истечении какого-то
времени отторгнутого от семьи члена обратно, т.е. как бы
аннулируют долг задним числом. Характерно, что дальнейшую
перепродажу членов семьи «человека» Законы Хаммурапи запрещают: все три года они должны обслуживать именно первого покупателя или
закабалителя.
Из ст.117, 119 также видно, что продавать или выдавать в
«кабалу» членов своей семьи иначе, как в уплату уже существующего
долга, «человек» не может. Очевидно, возможности свободно
(например, не ради уплаты долга, а ради простого обогащения)
распоряжаться членами своей семьи его лишил именно Хаммурапи.
довольно строго, однако, с другой стороны, освожденный часто не
имел средств и вынужден был возвращаться в то же положение, из
которого только что вышел.
Наконец, подчеркнем, что ЗХ говорят лишь о продаже в рабство
«человеком» членов его семьи, но не о самопродаже «человека» в
рабство, несомненно, широко распространенной. Причины этого
неясны.
Литература:
1. Артемов В. В. Всемирная
история: вопросы и ответы. М., 1996.
2. Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства
и права. М., 1996.
3. История Древнего Востока: материалы
по историографии. Учебное пособие / Под
ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. — М., 1991.
4. История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия./
под ред. И. М. Дьяконова. — М., 1983.
5. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. —
М., 1988.
6. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей
истории. М., 1993.
Законы Хаммурапи
90. Если
тамкар откажется и превысит процент в
100 ка зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля
и 6 ше на 1 сикль и взыщет повышенный процент,
то он теряет все, что дал в долг.
…
93. (Если
тамкар, давший в долг под проценты и получивший
часть суммы долга зерном, в соответствии
с тем), сколько он взял, не указал уменьшения
долга и не написал дополнительного документа,
или прибавил проценты к основной сумме
долга, то этот тамкар должен возвратить
двойное количество зерна, полученного
им.
94. Если
тамкар дал в долг под проценты зерно или
серебро, и, когда он давал в долг, он дал
серебро малой гирей и зерно малой мерой,
а когда получил назад долг, он принял
серебро большой гирей и зерно большой
мерой, то этот тамкар теряет все, что он
дал в долг.
95. Если
тамкар дал хлеб или серебро в долг под
проценты без государственного контролера,
то он теряет, что дал.
96. Если
человек взял у тамкара зерно
или серебро и не имеет зерна или серебра,
чтобы вернуть, а имеет только другое движимое
имущество, то все, что он имеет в своих
руках, он может отдать своему тамкару,
как только он это принесет при свидетелях;
тамкар не может отказываться, он должен
принять.
99. Если человек
дал человеку серебро в
Ст.99-107 посвящены
совместным операциям с деньгами,
как правило торговым операциям с вкладом
капитала одной из сторон и выполнением
операции другой. Там, где речь идет о торговле,
под тамкарами имеются в виду люди, занимающие
должность тамкара (всем прочим заниматься
крупной торговлей было, по-видимому, запрещено,
см. выше), однако речь идет именно о той
части их операций, в которую был вовлечен
их частный капитал и которую они проводили
на свой частный страх и риск.
100. Если тамкар
дал шамаллуму серебро для продажи и покупки
и послал его в торговое путешествие, а
шамаллум в пути серебро тратил (имеется
в виду на путевые издержки), то если там,
куда он отправился, он получил прибыль,
он должен сосчитать проценты на все серебро,
сколько он взял, и дни его они должны сосчитать,
а затем он должен уплатить своему тамкару.
Шамаллуму
дословно означает разносчик, торговый
агент тамкара. Тамкар вручает шамаллуму
определенный капитал, который тот должен
вернуть ему с процентами (см. ст.102). Смысл
дела для самого шамаллума заключался
исключительно в высокой доходности внешней
торговли, которая позволяла ему нажить
больше, чем сумма, предназначенна к возврату.
Отношения шамаллума и тамкара — договорные
(ст.105-106). Шамаллум должен вернуть тамкару
основной капитал, доверенный ему, отдельно
сосчитать проценты, которые он должен
был нажить по договоренности с тамкаром,
из них возместить себе путевые расходы,
подсчитанные согласно условному поденному
расчету, а оставшуюся часть процентов
отдать тому же тамкару.
101. Если
там, куда он отправился, он
не получил прибыли, то
Законодатель,
несомненно, исходил из того, что
внешнеторговые операции сами по себе
весьма прибыльны, а шамаллум взял на
себя ответственность за получение процентов
для тамкара.
102. Если
тамкар дал серебро шамаллуму без процентов
(дословно из милости), а там, куда он направился,
он понес убыток, то он должен вернуть
тамкару только капитал.
103. Если
при его продвижении в пути
враг заставил его отдать все,
что он нес, то шамаллум должен
произнести божественную клятву, и он
свободен.
104. Если
тамкар дал шамаллуму для продажи зерно,
шерсть, масло или всякое другое добро,
то шамаллум должен сосчитать серебро
и вернуть тамкару; шамаллум должен получить
документ с печатью на серебро, которон
он дал тамкару.
Ст.104 сл., в
отличие от предыдущих, касаются ситуации,
когда тамкар вручает шамаллуму не
серебро, а товар; между тем возвращать
ему нужно, естественно, серебро.
105. Ecли шамаллум
был небрежен и не получил документ с печатью
на серебро, которое он дал тамкару, то
серебро без документа к счету не будет
причислено.
106. Если
шамаллум взял у тамкара серебро, а затем
спорит со своим тамкаром, то этот тамкар
может перед богом и свидетелями уличить
шамаллума во взятии серебра, и шамаллум
должен отдать тамкару все серебро, сколько
он взял, в трехкратном размере.
107. Если тамкар
доверил шамаллуму, а шамаллум вернул
своему тамкару все, что тамкар дал ему,
но тамкар отрицал все, что шамаллум дал
ему, то этот шамаллум может уличить тамкара
перед богом и свидетелями, и тамкар, так
как он со своим шамаллумом спорил, должен
отдать шамаллуму все, что он получил от
него, в шестикратном размере.
Обратим внимание
на то, что тамкар платит за обман шамаллума
вдвое больше, чем шамаллум — за обман
тамкара. Здесь Хаммурапи руководствуется,
во-первых, принципом возрастания ответственности
должностного лица по сравнению с ответственностью
нанятого им лица частного (или его подчиненного)
и общим стремлением защищать слабых перед
лицом сильного.
108. Если
шинкарка не принимала зерно
в качестве платы за сикеру
или принимала серебро большой гирей,
или уменьшала отношение стоимости сикеры
к зерну, то эту шинкарку должно изобличить
и бросить ее в воду.
Т.е. увеличивала
цену сикеры в зерне. Данная статья свидетельствует
о государственном установлении и регулировании
цен на основные товары (сикеру, зерно,
серебро) и их соотношения. Обращает на
себя внимание свирепость кары за нарушение
этих установлений.
109. Если
шинкарка, в доме которой собирались
преступники, не схватила этих
преступников и не привела
их во дворец к властям, то
эта шинкарка должна быть
Очевидно, постоялые
дворы часто превращались в притоны
преступных группировок.
110. Если
надитум или энтум ( категория жрицы), которая
не живет в обители, откроет шинок или
ради сикеры вошла в шинок, то эту полноправную
женщину должны сжечь.
111 .Если
шинкарка дала в долг 60 ка пива,
то во время сбора урожая она может получить
50 ка зерна.
112 .Если
человек, находясь в пути, дал
человеку cеребро, золото, драгоценные
камни или другое имущество, что у него
на руках, и послал его для доставки на
место, а этот человек все, что было послано
с ним, там, куда было послано, не отдал,
а забрал себе, то хозяин посылки может
уличить этого человека в том, что тот
не отдал всего, что было послано с ним,
и этот человек должен будет отдать хозяину
посылки все, что ему было дано, в пятикратном
размере.
113. Если
человек имел за другим
Данная статья
призвана исключить насильственное
взыскание долга заимодавцем, т.е.
защищает должника.
114. Если
человек не имел за другим
человеком зерна или серебра,
а его заложника взял в залог,
то за одного заложника он
должен отвесить 1/3 мины серебра.
Ст.114-117 устанавливают
патриархальное право отца семейства
распоряжаться членами своей
семьи как своей
115. Если
человек имел за другим
116. Если
заложник умер в доме
117. Если
долг одолел человека и он продал
за серебро свою жену, своего сына и свою
дочь или отдал их в кабалу, то три года
они должны обслуживать дом их покупателя
или их закабалителя, в четвертом году
им должна быть предоставлена свобода.
Ст.117-119 касаются
долгов авилумов, т.е. полноправных общинников
и призваны оградить их от наихудших последствий
долговой зависимости (долгового рабства
и т.д.). Смысл статьи: «человек» находится
в долгу, который он не имеет ни надежды,
ни возможности заплатить. В этой ситуации
он может погасить долг, используя члена
своей семьи, находящегося под его патриархальной
властью, как собственность: либо он продает
его третьему лицу за серебро и этим серебром
уплачивает долг заимодавцу, либо он отдает
его в услужение (кабалу) самому заимодавцу
в качестве уплаты долга (возможно, потом,
раздобыв средства, он имел бы право выкупить
члена своей семьи обратно). Во всяком
случае, с момента выдачи в кабалу должник
считался чист от долга (иначе эта ситуация
была бы неотличима от ситуации ст. 114, где
человек может отдать члена семьи в залог
долга, остающегося за ним). Без вмешательства
государства тем бы дело и кончилось, однако
Законы возвращают по истечении какого-то
времени отторгнутого от семьи члена обратно,
т.е. как бы аннулируют долг задним числом.
Характерно, что дальнейшую перепродажу
членов семьи «человека» Законы запрещают:
все три года они должны обслуживать именно
первого покупателя или закабалителя.
Из ст.117, 119 также видно, что продавать
или выдавать в кабалу членов своей семьи
иначе, как в уплату уже существующего
долга, «человек» не может. Очевидно, возможности
свободно (например, не ради уплаты долга,
а ради простого обогащения) распоряжаться
членами своей семьи его лишил именно
Хаммурапи. По старовавилонским документам
видно, что ст.117 выполнялась довольно
строго, однако, с другой стороны, освожденный
часто не имел средств и вынужден был возвращаться
в то же положение, из которого только
что вышел. Наконец, подчеркнем, что Законы
говорят лишь о продаже в рабство «человеком»
членов его семьи, но не о самопродаже
«человека» в рабство, несомненно, широко
распространенной. Причины этого неясны.
118. Если
раба или же рабыню он отдал
в кабалу, то тамкар может передать
их дальше, продать их за серебро и не должен
быть оспариваем по иску.
Логика ст.118
заключается в том, что раб, в
отличие от «людей», считается вещью,
а не личностью, и его возвращать
поэтому не требуется. Рабами, как и имуществом,
долг выплачивается раз и навсегда. Исключение
делается для рабыни — матери детей «человека»
(ст.119), приближающейся тем самым к члену
семьи. Продажа за серебро в ст.118, в отличие
от ст.117, не рассматривается: тот факт,
что проданным рабом покупатель может
распоряжаться по своей воле, очевиден
и так.
119. Если
долг одолел человека и он продал
за серебро свою рабыню, которая родила
ему детей, то серебро, которое тамкар
отвесил, хозяин рабыни может отвесить
ему и выкупить свою рабыню.
120 .Если
человек ссыпал свое зерно в доме другого
человека для хранения, а в амбаре произошла
пропажа, или же хозяин дома открыл амбар
и взял зерно, или же он совсем отрицал,
что зерно было ссыпано в его доме, то хозяин
зерна может перед богом поклясться относительно
своего зерна, и хозяин дома должен будет
удвоить количество зерна, которое он
взял, и отдать хозяину зерна.
121. Если
человек ссыпал зерно в доме
другого человека, то за каждый
гур зерна он должен платить 5 ка зерна
в год как арендную плату за ссыпку.
122. Если
человек захочет отдать на
хранение другому человеку
Ст.120-127 касаются
отдачи на хранение. Хлеб сюда не относится:
его не отдают на хранение, а ссыпают.
123. Если
он дал на хранение без
124. Если
человек дал на хранение
Смысл статьи: если в нарушение ст.