Шамаханская царица из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» — Персонажи и идеи в кино и литературе
Категории:
Сказка, миф , Герои советских мультфильмов , Красивые женщины , Пушкин, Александр Сергеевич
Его сказочные герои учат добру, справедливости, честности. Запоминающиеся женские образы становятся эталонами красоты, чистоты, очарования.
Героини произведений поэта обладают различными характерами. Среди них есть достаточно противоречивые персонажи.
Образ Шамаханской царицы
Главная героиня «Сказки о золотом петушке» — натура загадочная. Читателю неизвестно ее происхождение. А. С. Пушкин не рассказывает прошлые события ее жизни. Она внезапно появляется на страницах сказки, становится причиной трагических событий.
Шамаханская царица — обворожительная женщина, умело пользующаяся своей неземной красотой. Она обладает волшебной силой, способной заставлять людей подчиняться ее воле, совершать необдуманные поступки.
Сыновья царя Дадона, отправившиеся воевать с Шамаханской царицей, найдены мертвыми возле шатра повелительницы. Автор не описывает произошедшие события, но мы понимаем: поводом для ссоры братьев была красивая женщина. Вместо того, чтобы сражаться с войском Шамаханской царицы, царевичи уничтожают друг друга, подчиняясь колдовским чарам.
Сам Дадон, старый, немощный старик, воспылал любовью, увидев перед собой неземной красоты женщину. Под влиянием ее внешности царь забывает нанесенные обиды, не думает о погибших сыновьях. Он, как загипнотизированный, подчиняется воле царицы. Остается пировать у нее в гостях. Ради обладания красавицей Дадон отказывается выполнить данное обещание, совершает преступление. Он жестоко убивает мудрого звездочета, подарившего золотого петушка. Затем погибает сам.
Шамаханская царица умело пользуется своей красивой внешностью. Она хитра, жестока, безжалостна. Добиваясь цели губит людей, не испытывая жалости, не мучаясь угрызениями совести.
Вдоволь наигравшись судьбами окружающих, жестокая дева таинственно исчезает.
Прототипы
Образом Шамаханской царицы автор доказывает мысль о том, что иногда красивая внешность скрывает уродливую душу, жестокость, безжалостность, эгоизм.
Считается, что прототипом героини сказки стала супруга русского царя Ивана Грозного, которая отличалась безжалостным, беспринципным характером.
Некоторые исследователи считают, что черты бесстрашной воительницы А. С. Пушкин позаимствовал у грузинской царицы Тамары.
Ясно одно: Шамаханская царица — литературный персонаж, созданный богатым воображением талантливого поэта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Царь Салтан из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Отец Гвидона, обманутый прислужницами.
Царь Дадон из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
Создавая сказку «О золотом петушке» А. С. Пушкин продолжает лучшие традиции русских народных сказок.
Соперники Руслана в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — поэтическое изображение истории любви и преданности.
Руслан — главный герой поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Руслан — центральная фигура системы образов поэмы. Он основной персонаж сюжетной линии произведения, жених Людмилы.
Тюремная почта
Отрывок из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (1951).
Жуткие иллюстрации Юри Аррака к сказке «Большой Тылль»
Иллюстрации сделаны по мотивам мультфильма Рейна Раамата «Большой Тылль» (1980).
Специфика кулинарных предпочтений северных народов
Любовь к жирной пище в народной эскимосской сказке.
Как надо нанимать работника
Русская народная сказка «Как поп работницу нанимал».
Смерть русских богатырей из былин
Согласно одной из былин киевского цикла, былинных богатырей погубило хвастовство.
сказка, пушкин, царь, шамаханская царица
какая тайна скрыта между строк
Многим знакомо произведение Пушкина «Сказка о золотом петушке», написанное в 1834 году. Но вот кто такая Шамаханская царица, до сих пор непонятно. Речь могла идти о второй жене русского царя Ивана Грозного Марии Темрюковной, или героине, позаимствованной из сказки-пьесы Катенина «Княгиня Милуша». Также есть версия, что Пушкин придумал этот образ на основе исторических данных про древний город Шемах, что был столицей азербайджанского государства Ширвана. Там жили женщины неописуемой красоты, способные пленить любого одним только взглядом.
Произведение Пушкина «Сказка о золотом петушке» и Шамаханская царица
Многие слышали о царице, прочитав произведение Пушкина «Сказка о золотом петушке». Речь идет о старом царе Дадоне, который просит помощи у мудреца. На его земли часто стали нападать соседние государства, и царь хотел покончить с этим. Тогда мудрец приносит Дадону золотого петушка. Эта птица безошибочно могла указать направление, откуда угрожала опасность русским землям. Взамен мудрец хотел, чтобы царь выполнил все, о чем он попросит у него. Золотой петушок исправно нес службу. Армия Дадона была готова к коварным планам врага. Тогда соседние государства перестали пытаться завоевать русские земли, и наступил долгожданный мир.
Царь Дадон получает от мудреца золотого петушка, который предупреждает об опасности. / Фото:knigiskartinkami.ru
Спустя время петушок указал на Восток. Именно оттуда исходила новая опасность для царства Дадона. Но два войска, ушедшие в восточном направлении, так и не вернулись. Тогда царь сам возглавляет третье войско и отправляется в поход. Долго они скитались, пока не вышли на место огромного сражения. Царь увидел тела своих двоих сыновей и шатер посреди поля. А из него вышла неземной красоты Шамаханская царица. Он влюбляется в нее и увозит к себе в царство. Увидев Дадона и царицу, мудрец-звездочет напомнил об обещании царя отдать все, что тот пожелает. Конечно, мудрец хотел красавицу царицу. Но царь убивает его со злости. Однако ему не суждено было остаться с восточной красавицей. Золотой петушок клюет его прямо в голову, и Дадон тут же умирает. А царица исчезает бесследно.
Царь Дадон встречает в шатре Шамаханскую царицу и везет ее в свое царство.
Вероятно, Пушкин представил Шамаханскую царицу как образ, соединяющий в себе жестокую красоту, ради которой даже близкие люди готовы совершить преступление. Возможно, образ восточной царицы Пушкин частично взял из сказки Катенина «Княжна Милуша», написанный в 1833 году. Речь идет о царице Зюльфире, которая наделена невиданной красотой и очарованием. Но она, по сути, оборотень-ведьма, которая как призрак может исчезнуть в любой момент. Интересно, что Катенин был хорошо знаком с Пушкиным. После выхода из печати своей сказки-поэмы он сразу же выслал ее Пушкину для ознакомления, о чем и написал в личном письме.
Что известно о древнем городе Шемах и государстве Ширвана
Древний город Шемах был столицей азербайджанского государства Ширвана. / Фото:ahhar-786.livejournal.com
Действительно, такой город существовал и не раз упоминался в ряде исторических документов. Город Шемах был столицей азербайджанского государства Ширвана. Территориально он находился в предгорьях Большого Кавказа в юго-восточном направлении. Город возвышался на 1000 метров над уровнем моря. Известно, что Шемах – это древний город с богатой тысячелетней историей. Это был центр торговли, культуры и науки. Город отличался благоприятным климатом, наличием многочисленных источников чистой воды и живописными садами. О Шемахе говорили как о рае на Земле. Здесь богатство и роскошь лились рекой. И это, конечно, привлекало других правителей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откуда Пушкин брал героев для своих произведений и о ком писал Александр Сергеевич в своих книгах
Шемах считали раем на Земле.
В Шемахе жили особенные люди, которые отличались неземной красотой, наличием ума и воспитанности. Особенно это касалось женщин. Большинство из них были не просто красивы, но и обладали какой-то магией. Их взгляд завораживал мужчин. Каждый хотел обладать такой исключительной женщиной. Однако этот величественный город, как и людей, проживающих в нем, постигла трагедия. Сильное землетрясение разрушило все вокруг, повлекло многочисленные жертвы. В один миг райское место превратилось в руины.
Источники Пушкина, которые создали образ Шамаханской царицы
Скорее всего, образ царицы был собирательный, основанный на наблюдениях Пушкина и архивной информации.
На тему произведения Пушкина «Сказка о золотом петушке» написано немало работ. Поэтому эксперты выделяют несколько вариантов того, кто же стал прототипом для царицы и какой глубокий смысл в ней скрыт:
1. Образ был позаимствован у писателя Катенина из его сказки-поэмы «Княжна Милуша».
2. Образ царицы собирательный, но своим названием обязано землям Северного Кавказа, где путешествовал Пушкин.
3. Возможно, Шамаханская царица – это образ второй жены царя Ивана Грозного, которая родом с Кавказа, а именно из Шемахи.
Интересно, что последняя версия вполне могла стать реальностью. Согласно историческим документам, Иван Грозный был женат на Анастасии Романовой, но в 1560 году она умерла. Тогда был рассмотрен вариант привезти жену с Северного Кавказа. Дело в том, что Россия активно присоединяла к себе новые земли. Сначала это были Астраханское и Казанское ханства. Потом приблизились к Кавказским горам. Но завоевывать кавказский народ никто не собирался, поскольку они и сами были не против, чтобы их приняли в российское государство. Дворяне при дворе Ивана Грозного предложили жениться на кабардинке, чтобы закрепить союз между русским и кавказским народом.
Вторая жена царя Ивана Грозного Мария Темрюковна могла быть прототипом Шамаханской царицы.
Гонцы от русского царя поехали по всем землям Северного Кавказа, в том числе и в Шемаху. Ивану Васильевичу предложили одну из дочерей черкеса (выходца из Кабарды) Темрюка Юнгича, которой едва исполнилось 18 лет. Звали молодую красавицу Кученей Темрюковна и жила она в городе Шемахи. Но привезти ее сразу к царю не удалось. Ее отец не отпустил дочку, поскольку не был уверен в серьезности планов относительно Кученеи. Тогда Иван Грозный попросил нарисовать портрет его невесты. Красота девушки его поразила, и он принял решение жениться. Правда, кабардинка должна была принять православие. Так Кученей Темрюковна стала Марией Черкасской. Венчание с русским царем состоялось в августе 1561 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выбирал жён Иван Грозный и сколько их было у первого русского царя на самом деле
Молва о ее неземной красоте разнеслась по всем русским землям. Однако она была не просто кроткой красавицей, часто сопровождала царя в его военных походах. Также известно, что Мария была очень жестоким и надменным человеком. Она любила присутствовать и наблюдать «медвежьи забавы», организовала специальный отряд для охраны русского царя.
Кем была царица на самом деле
Пушкин отправился в путешествие на Кавказ в 1829 году, на тот момент шла османская война.
Эксперты предполагают, что Пушкин в своей сказке действительно придумал образ царицы Шамахана. Скорее всего, не было реального прототипа этой роковой героини. Это собирательный образ после его путешествия на Северный Кавказ и Закавказье, в которое, кстати, тот отправился самовольно. Начиная с 1826 года поэт неоднократно просил власти дать разрешение на путешествие на Кавказ или за кордон, но ему не пошли на уступки. Взяв в марте 1829 года придорожную в канцелярии Петербурга, Пушкин отправляется в рискованное путешествие. Поскольку тогда уже началась русско-турецкая война, то он попадает в ставку фельдмаршала Паскевича. Именно он впервые видит солдат азербайджанцев, которые героически сражались на поле боя. Но перед Паскевичем стояли другие задачи, и он не хотел отвечать за безопасность поэта.
Пушкин отправляется в Тифлис и там изучает исторический архив для будущего своего произведения.
Поэтому Пушкин отправляется в Тифлис и живет там, наблюдая за традициями народа Кавказа. Писатель не только наблюдал, но и занимался там изучением важных исторических архивных документов. Известно, что Александр Сергеевич очень любил и отлично знал историю. Он постоянно интересовался и регулярно пополнял свою собственную библиотеку разными изданиями исторической направленности. О Шемахе он знал немало. Именно поэтому в своем очередном произведении Пушкин ввел образ Шамаханской царицы, подразумевая жрицу огня и волшебницу.
Исторические хроники и народные предания упоминают загадочную царицу государства Ширвана со столицей Шемах. Причем эта особа упоминается в различных трудах, но под разными именами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Действительно ли существовала шамаханская царица из пушкинской «Сказки о золотом петушке»
Категории: Культура | История |
Всем знакома сказка А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», написанная поэтом в 1934 году. Если вы даже не читали, то наверняка помните замечательный советский мультфильм, созданный режиссером и аниматором Александрой Снежко-Блоцкой. Самым ярким персонажем в этой истории, без всякого сомнения, является Шамаханская царица. Образ роковой восточной красавицы, оказывается, снят Пушкиным не с потолка.
В сказке король Донон в поисках двух своих не вернувшихся из походов войск во главе с сыновьями отправляется на Восток. Там он находит мертвые армии и шатер рядом с прекрасной шамаханской царицей. Король берет девушку с собой и хочет жениться.
Действительно ли существовала шамаханская царица из пушкинской «Сказки о золотом петушке»Но царский астролог требует отдать ему красавицу в оплату за золотого петушка, предупредившего царя о приближении неприятеля. Додон убивает неожиданного противника, но сам погибает после нападения волшебного петушка. Королева бесследно исчезает после трагедии.
Шамаханская царица у Пушкина — олицетворение беспощадной красоты. Ради нее человек со слабыми моральными качествами способен пожертвовать даже близкими людьми. Некоторые специалисты считают, что некоторые черты красоты поэт позаимствовал из сказки поэта и драматурга Павла Катенина «Царевна Милуша», изданной в 1833 году.
Интересно, что Катенин и Пушкин были хорошо знакомы и высоко ценили творчество друг друга. Катенин прислал один из первых экземпляров своей «Принцессы Милуши» в подарок Александру Сергеевичу. Но это всего лишь предположение. У Пушкина хватило данных и таланта, чтобы самому выдумать царицу. Русский поэт много времени провел на Востоке и хорошо знал историю и культуру народов Кавказа и Закавказья.
Прозвище царицы «Шамахан» ясно указывало на ее происхождение. Шамаханского царства никогда не существовало. А вот Ширванское царство, когда-то находившееся на территории Азербайджана, хорошо известно. Какая связь с королевой, спросите вы. Все просто, ведь столицей этого государства был город Шамаха. Кстати, этот город существует до сих пор — это центр Шемахинского района Азербайджана.
Царство Ширваншахов существовало с 8 по 16 век нашей эры и оставило значительный след в истории. Современники писали, что Шамаха был большим городом, построенным с неслыханной роскошью. А еще он славился женщинами удивительной красоты.
Ширванские красавицы высоко ценились в средневековом мире и привлекали врагов не меньше, чем богатство местных шахов. Больше всего царству досталось от монголов и персов, которые неоднократно его захватывали. По этой причине и даже из-за землетрясений большинство грандиозных сооружений Шамахи не сохранилось до наших дней.
Существовала ли на самом деле шамаханская царица из пушкинской «Сказки о золотом петушке» Пушкин, объездивший Кавказ вдоль и поперек, прекрасно знал о царстве Ширваншахов и красоте местных женщин. По крайней мере, прозвище царицы из сказки связано с названием древней столицы Ширвана. Некоторые исследователи пушкинского творчества считают, что у царицы был вполне реальный прототип. Вторая жена царя Ивана Грозного, Мария Темрюковна (Кученей Темрюковна), была с Кавказа. Царь женился на ней не только из-за ее красоты, но и по политическим мотивам.
В то время Московское царство активно расширялось на Восток и воевало с Казанским и Астраханским царствами. В зоне интересов оказался и лояльный Москве Кавказ. Брак с кабардинской принцессой должен был укрепить доверие. Сначала государю принесли портрет девушки и он пленил Ивана. После этого княгиню привезли в Москву и обвенчали в августе 1561 г.
Эта царица очень отличалась по своему нраву от других жен Ивана Грозного. Она прекрасно держалась в седле, умело владела саблей и превосходно стреляла из лука. Одним из любимых занятий Марии была охота на медведя. К сожалению, и эту жену постигла незавидная участь — она умерла через 8 лет, предположительно отравленная боярами.
Есть и другое мнение о личности королевы фей. Многие исследователи творчества Пушкина уверены, что прототипа восточной красавицы не было. Они считают, что это собирательный образ, навеянный долгим путешествием поэта по Кавказу и Закавказью.
Александр Сергеевич просил власти разрешить ему выезд за границу с 1826 года. Молодой поэт, считавшийся неблагонадежным, постоянно получал отказы, поэтому решился на авантюру . В начале весны 1829 года Пушкин совершил выезд из Петербургской канцелярии и отправился в путешествие без разрешения.
Путь его лежал на Кавказ, где в то время гремела русско-турецкая война. Тогда Пушкин планировал отправиться дальше, в Закавказье. Некоторое время он находился в штабе фельдмаршала Паскевича, руководившего русской армией. Но потом командующий избавился от гостя, сославшись на опасное положение на фронтах.
Пушкин переехал в Тифлис (Тбилиси), где долгое время пользовался гостеприимством грузин. В Тифлисе поэт много общался с местными жителями, путешествовал по окрестным горам и, конечно же, творил. Образ шамаханской царицы вполне мог зародиться в голове великого поэта именно в этот восточный период его жизни.
Сегодня очень сложно точно определить происхождение образа шамаханской царицы. Все будет осложняться тем, что Пушкин любил вкладывать в свои произведения глубокий смысл. Мы уверены, что творчество великого поэта скрывает еще немало тайн, которые предстоит разгадать нескольким поколениям.
источник
1958 Шамаханская царица и русский царь ПУШКИН Сказка Редкая советская открытка СССР | Темы — Иллюстраторы и фотографы — Иллюстраторы — Подпись
ID: 26765627 Закрыто
Этот товар больше не продается.
- Листинг
- Подробности
- Продавец
- История
- Вопрос
$5,50
Продавец: kilyana78 (1141)
Редкая винтажная русская советская открытка СССР
Художник: Зубковский Г. Опубликовано: 1958 г.
СОСТОЯНИЕ: Б/у, не выставлено. Нормальный износ, связанный со старой открыткой, на ней могут быть складки, угловой удар, чернила на лицевой стороне, изгибы и т. д. См. рисунок для изображения … Подробнее
Редкая винтажная русская советская открытка СССР №
Автор: Зубковский Г.
Год выхода: 1958
СОСТОЯНИЕ: Б/у, не размещено. Нормальный износ, связанный со старой открыткой, на ней могут быть складки, угловой удар, чернила на лицевой стороне, изгибы и т. д. См. рисунок для описания состояния (используйте масштабирование).
Размер: прибл. 6 х 4,1 (15 х 10,5 см).
Пожалуйста, не стесняйтесь спрашивать меня, если у вас есть вопросы по этому товару!
Оплата и доставка
— Стоимость доставки указана за любое количество одной открытки. Плата за дополнительные одиночные открытки не взимается, если они оплачиваются одной транзакцией. Пожалуйста, используйте «добавить в корзину», пока все товары не будут добавлены. Вы должны оплатить товары вместе в одной транзакции. Хип-касса должна автоматически рассчитывать почтовые расходы. Если это не так, пожалуйста, подождите, и я вышлю вам счет, в котором будет указана правильная комбинированная стоимость доставки.
— Я принимал только PayPal. Покупатель должен оплатить в течение 5 дней после окончания аукциона.
— Отправляю в течение 2-3 рабочих дней заказной авиапочтой с номером отслеживания. Если вам нужен другой способ доставки, пожалуйста, свяжитесь со мной.
— Я комбинирую доставку всех купленных товаров, если это позволяет сэкономить ваши деньги на стоимости доставки. Пожалуйста, подождите, пока мой счет-фактура Hip придет по электронной почте.
— Срок доставки из России может занять 14-30 дней.
Спасибо за внимание и удачных торгов!
Информация о продавце
- Продавец
- киляна78 (1141)
- Зарегистрировано с
- 08.
11.2018
- Обратная связь
- 100%
- Предложения
- Продажи
История предложений
В этом списке нет предложений.
История продаж
Товар еще не продан.
- Местонахождение товара
- Сыктывкар, Российская Федерация
- Отправляется на
- Весь мир
Почтовый калькулятор
- Выберите страну
- СШААвстралияКанадаВеликобританияАфганистанАлбанияАлжирАндорраАнголаАнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаОстров БувеБразилияБританская территория в Индийском океанеБрун ei DarussalamБолгарияБуркина-ФасоБирмаБурундиКамбоджаКамерунКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая РеспубликаОстрова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаВосточный ТиморЭквадорE ЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиОстрова Херд и МакдональдсСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКорея (Юг)КувейтКыргызстанЛаосЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскар МалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы островаМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты oМолдова, Республика МонакоМонголияЧерногорияМонсерратМароккоМозамбикНамибияНауруНепалНидерландыНидерландские Антильские островаНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуев Остров НорфолкСевер ИрландияНорвегияОманПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Винсент и ГренадинСамоа (Независимая)Сан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияS ловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Джорджия и Южная СаИспанияШри-ЛанкаSt.