ШАИ — это… Что такое ШАИ?
Шаи — Шаи в египетской мифологии бог урожая винограда, виноградной лозы; бог судьбы и бог покровитель человека. Шаи было не только именем бога, но и означало также предопределение, судьбу, участь. В противоположность греческим мойрам или римским… … Википедия
ШАИ — (др. егип. судьба) в египетской мифологии божество хранитель человека, бог доброй судьбы, изобилия и богатства. Почитался также как бог покровитель виноградарства. Культовый центр город Шасхотеп на западном берегу Нила … Большой Энциклопедический словарь
шаи́р — (поэт на Востоке) … Русское словесное ударение
ШАИ — (др. егип. судьба), в египетской мифологии божество хранитель человека, бог доброй судьбы, изобилия и богатства. Почитался также как бог покровитель виноградарства. Культовый центр город Шасхотеп на западном берегу Нила … Энциклопедический словарь
шаи
Шаи — в егип. миф. бог виноградной лозы. С образом Ш. связаны представл. о довольстве, изобилии, богатстве. Имя Ш. часто встречается в добрых пожеланиях. Впослед. Ш. стал божеством судьбы, определяющим срок человеч. жизни … Древний мир. Энциклопедический словарь
Шаи — (егип.) – бог виноградной лозы, олицетворяющий богатство и процветание, впоследствии – бог судьбы, определяющий срок человеческой жизни … Мифологический словарь
Шаи-Хулуд — Шаи Хулуды (в экранизации Д. Линча) Шаи Хулуд (англ. Shai Hulud фременское название, искаж. араб. или пе … Википедия
Шаи-Шаи — Город Шаи Шаи Xai Xai … Википедия
Шаи-халуд — Песчаный червь в экранизации «Дюна» Дэвида Линча Во Вселенной Дюны Шаи Хулуд гигантский песчаный червь, Geonematodium arraknis (также Shaihuludata gigantica) уникальное животное, существовавшее лишь на планете Арракис до эпохи императора Лето… … Википедия
dic.academic.ru
Ш. Словарь египетской мифологии
Ш
ШАИ, бог виноградной лозы. С образом Шаи связаны представления о довольстве, изобилии, богатстве, ему близка Рененутет. Имя Шаи часто встречается в добрых пожеланиях. Впоследствии Шаи стал божеством судьбы, определяющим срок человеческой жизни.
ШЕСЕМТЕТ, одна из богинь-львиц. Её имя происходит от украшавшего её пояс минерала «шесемт», который она постоянно носила. Ее почитание было сосредоточено на острове Элефантина, она почиталась также в Пунте.
ШЕСЕМУ,
ШУ, имя обозначает «пустоту», «свет», бог воздуха, разделяющий небо и землю. Обычно изображался человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землёй. Входит в гелиопольскую эннеаду богов, его отец — Атум, сестра и жена — Тефнут. Ба — один из элементов сущности человека — Illy является Хнум. Дети Шу: Геб — земля и Нут — небо; их он разъединил, когда они поссорились, подняв Нут наверх, а Геба оставив внизу. Спутник и защитник Атума, солнечный змееборец. Согласно «Книге мёртвых», Шу — один из судей над умершими. В мифе о возвращении Тефнут из Нубии Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками заманивает её назад, в Та-Кемет. Последующее вступление Тефнут в брак с Шу предвещает весенний расцвет природы.
1. Шy «держатель» — этот образ древние мастера часто использовали при изготовлении предметов обихода
2. Шy, поддерживающий небо — Нут
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Боги Древнего Египта — Страница 3 — Язычество
Бог Шаи в египетской мифологии считался покровителем человека, покровителем изобилия и богатства, богом доброй судьбы, а также богом винограда и виноградной лозы. Слово «Шаи» в переводе с древне-египетского означает «судьба, участь, предопределение». Бог Тот использовал бога Шаи для определения продолжительности человеческих жизней. Также совместно с богиней Месхенет Шаи следил за поступками человека при жизни, а…
Если вспомнить египетскую мифологию, бог Банебджедет является весьма почитаемым богом плодовитости, рождаемости и плодородия. В городе Джедет можно увидеть стены, на которых этот бог изображен как человек, но при этом у него голова как у барана, так же весьма часто он изображается как четырехглавое существо. Для покупки автомобиля, который так нужен для путешествий, предлагаем авторынок…
Считается, что мужем Сешат был бог мудрости Тот. Сешат в египетской мифологии была богиней письма. Она покровительствовала письму. Для древних египтян письмо на папирусе было священным действом. Благодаря своей высокой популярности, культ Сешат был распространен по всему Египту. Эту богиню часто отождествляли с другими богинями. В Гермополе Великом богиня Сешат считалась также покровительницей зодчества и…Как гласит предания египетских мифологии, Кебексенуф являлся одним из сыновей бога Гора. Кебексенуф вместе с братьями Дуамутефом, Амсетом и Хапи на Северном небе били спутниками созвездия, которое ранее называли как «Бедра коровы». На сей день данное созвездие известно человечеству как «Большая медведица». У этих богов основная работа заключалась в том, чтобы защищать бога Осириса от…
В греческой мифологии Психея олицетворяет дыхание, душу. В представлении древних греков душа умерших людей приобретала вид летящей птицы или бабочки. В царстве Аида души мертвых были изображены летящими — как фантомы и тени вылетали из крови жертв. Души мертвых людей олицетворяют вихрь из призраков, которые вьются вокруг Гекаты. Если вспомнить мифы о царевне Психее, так…
Одним из самых древних божеств Египта является Бата. В мифологии он представлен как в мужском, так и в женском образе. У Бата и Анубиса центром культа является один город – Касса, поскольку они были братьями. Существует сказка под названием «Сказка о двух братьев», и в ней рассказывается следующее: Жили два обычных брата Бата и Анупу….
В египетской мифологии богиня Уто была хранительницей фараонов и бога Ра. Богинь Верхнего и Нижного Египта, Нехбет и Уаджет, фараоны считали источником своей власти и верили, что их покровительство помогает им одерживать победу в войнах. На царских уборах обязательно присутствовало изображение одной из этих богинь. Богиня Уто изображалась в виде кобры либо женщины с головой…
Если вспомнить все древние культуры, то практически у всех был символ, который значил мировой змей, в египетской мифологии так же существовал данный символ. Исходя от египетских традиций то пара змей, означали активное и пассивное состояние некого вещества так же и энергии в одной космической области. Функция, которая была в качестве темноты, называется Кук, что касается…
Хатор была Богиней любви и неба, также считалась покровительницей материнства. Египтяне представляли её в образе небесной коровы, на рогах которой каждый день рождался солнечный диск. Её изображения можно встретить на папирусах: женщина с головой коровы. Супругом Хатор был Бог Гор, а отцом Бог Ра. Хатор почитали, как Богиню-львицу. По приданию, против немощного Бога Ра восстали…
В древнем Египте Bennu была самой священной птицей. Она является аналогом феникса. В Египте её еще называли как Heliopolis. Ссылаясь на легенды, птица Bennu — это душа бога солнца, которого называют Ра. Данная птица получила свое название от слова «вебен», которое в переводе означает «сиять». Как гласит нам египетская легенда, птица Bennu рождена из огня,…
pagandom.ru
Боги Древнего Египта — Страница 4 — Язычество
Хаппи считался щедрым и добрым Богом Нила. Он повелевал наводнениями, которые приносили плодородный ил на поля египтян. Он проявлял заботу о том, дабы не засыхали берега реки, пашни приносили обильный урожай и луга покрывала сочная трава для выгула скота. Хаппи был самым любимым и почитаемым Богом Египтян, они воздавали ему великие почести. Статуэтки Хаппи красили…
Согласно египетской мифологии богиня Таурт была покровительницей новорожденных, беременных женщин и рождения в Древней Египте. В египетской мифологии ее изображали в образе самки гиппопотама или крокодила, стоящей на львиных ногах. Изначально богиня Таурт считалась богиней плодородия, которая отгоняла злых духов от жилищ и домов и покровительствовала покойным в загробном мире. Поэтому ее часто изображали на…
Египетская богиня Иунит считается одной из жен бога Менту, покровителя города Гермонта (религиозный и культурный центр Верхнего Египта). Первые изображения богини Иунит относятся к периоду Среднего Царства, но, несмотря на это, в Гермонте ее чтили задолго до этого. Некоторые историки полагают, что Иунит также была покровительницей города Гелиополь (Иуну), в Нижнем Египте. Официальной покровительницей Гелиополя…
В Египетской мифологии Бог Упуаут – это бог-волк, провожающий умерших людей в Дуат. Главным местом культа этого божества – город Сиут. Упуаут почитался как воинственный бог, но одновременно его считали как бы вожатым. Его атрибуты, с которыми его можно увидеть на фресках – это лук и булава. Он кроме всего еще был покровителем мертвых и…
Согласно египетской мифологии богиня Серкет (также именуется Селчис, Селкет, Селкис, Серкхет, Селкит, Серкет-хетит и Серкуэт) является покровительницей мертвых. Она помогала своему отцу, богу Ра, убивать врагов. Богиня Серкет была очень почитаема в Нижнем Египте. Ее священным животным считается скорпион. В египетской мифологии богиню изображают в виде женщины, у которой на голове находился скорпион, либо в…
В древнем Египте есть женское божество по имени Бастет или же Баст – она воплощает домашний очаг. Её главным атрибутом считается систр – это музыкальный инструмент древнего Египта. Весьма часто у ног богини были изображены четыре котенка. Культура Бастеты начала процветать, когда в Египте правила Двадцать вторая династия, в этот момент центром поколения стал город…
В егопетской мифологии Богиня Тефнут являлась покровительницей влаги. Вооплащалась она на земле в виде львицы Тефнут и мужа ее звали Шу. Это перавя пара близнецов Богов, рожденных от Ра-Атума. Тефнут и Шу родили богов Нут и Геб. Богиня Тефнут — это любимое око Божества Ра. Когда Ра утром восходил на горизонте, богиня Тефнут сияла огненным…
В египетской мифологии Собек считался богом воды и разлива Нила. Как известно, священным животным Нила является крокодил, поэтому Собек изображался в виде человека с крокодильей головой. Центром культа бога Собека был город Хатнечер-Собек или по-гречески – Крокодилополь, который являлся столицей Фаюма. Говорили, что в озере, которое примыкало к главному алтарю Собека, в качестве олицетворения бога…
В египетской мифологии числится такой бог – Инмутеф. Его отцом является Онурис, иногда его просто нарекают богом охоты. Центром культа египетского бога Онурис является город Тинис. В этом городе народ почитал его как творца вселенной и богом войны. Матерью Инмутефа и женой бога Онуриса была богиня Мехит, её имя переводится как «северный — ветер». Точнее…
Покровительница фараонов и врачей, богиня войны Сехмет согласно одной из легенд помогает богу Ра истреблять восставших против его власти людей и защищает его от злых демонов. Египтяне верили, что Сехмет приносит войны, голод и засуху, что она не знает жалости и жестоко карает людей за любые прегрешения перед богами. Сехмет образует триаду Мемфиса вместе со…
pagandom.ru
Ях — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ях | |
---|---|
Jˁḥ | |
Мифология | древнеегипетская |
Тип | бог |
Толкование имени | Луна |
Латинское написание | Iah, Yah, Jah, Jah(w), Joh, Aah |
Пол | мужской |
Связанные персонажи | Тот, Хонсу, Осирис, Мин |
Культовый центр | Фивы и Гермополе |
Атрибуты | юношеский локон, бородка, жезл, иногда атеф |
Упоминания | Тексты пирамид |
Отождествления | Ях-Тот |
Медиафайлы на Викискладе |
Ях[1] (или Аах[2]; (ег. Jˁḥ — луна)[1][3] — древнеегипетский бог Луны и её обозначение[4].
Луна, которая освещает землю ночью, считалась противоположной солнцу. Её образно называли «Счётчиком времени», который «разделяет месяцы и годы»[4]. Луна и Солнце считались левым и правым глазами Гора, у кого в противоборстве за власть Сет их вырвал и закопал; по другой версии — солнце называли «глазом Ра», а луну — «глазом Гора»[4]. Хнум, Тот и Мин выходили из дома Луны, что объединяло их с Яхом. По этой причин
ru.wikipedia.org
Мешент, бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор
Назад к разделу
Мешент, бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор
Как только у роженицы начинаются схватки, к ней на помощь вместе с Хатхор и Исидой спешит богиня Мёшен(и)т, покровительница рожениц и помощница повитух; красивая молодая женщина в головном уборе из разноцветных перьев. Добрую богиню сопровождает её свита: мохнатые уродцы-карлики Бэсы, их жёны — богини Бэсит и богиня Таурт (греч. Тоэрис) — беременная самка гиппопотама с женскими грудями, руками и волосами и с зубами крокодила. Когда младенец появится на свет и заголосит, Мешент и её свита от радости пускаются в пляс вокруг колыбели новорожденного.
Но слишком долго плясать и радоваться нельзя! Услышав громкий плач малыша, к нему со всех сторон слетаются силы зла, и если их вовремя не прогнать, они с помощью колдовства напустят на ребёнка или его молодую мать хворь, какую-нибудь болезнь, — и радость в доме египтянина сменится безысходной печалью. К тому же около дома, в траве, много скорпионов и ядовитых змей: они могут переползти порог и забраться в колыбельку. Поэтому Бэсы и Бэсит всегда настороже. Почувствовав приближение злых демонов, мохнатые карлики ударяют в бубны и, корча ужасающие гримасы, с громкими воплями начинают прыгать и метаться по дому: Бэс-Аха — «Воин» — потрясает оружием, Бэс-Хит — «Танцующий» — пляшет. К ним присоединяется и Таурт.
Добрая богиня Таурт когда-то была наложницей Сета, но после того, как Хор одержал над Сетом победу, Таурт бежала от него и присоединилась к свите Хора. Обозленный Сет в отместку натравил на Таурт змея. Хор защитил богиню, изрубил змея на куски.
…Напуганные гримасами Бэсов, грохотом бубнов и лязганьем крокодильих зубов Таурт, скорпионы, гады и злые духи кидаются наутёк.
Тем временем Мешент и её супруг — бог Шаи — отправляются к Небесному Дереву. Небесное Дерево, или Дерево Хатхор, растет в заоблачной вышине, среди звёзд. В его пышной кроне живут Семь Хатхор — семь молодых богинь с коровьими рогами и солнечными дисками на головах. Богини играют на тамбуринах и — систрах, кормят в Загробном Царстве души умерших и предсказывают людям судьбу.
Шаи и Мешент приходят к Семи Хатхор, чтобы узнать судьбу новорожденного. Ведь если малютка появился на свет в девятый день месяца Паофи, ему предначертано умереть естественной смертью, а если он родился тремя днями раньше, то, став взрослым, он умрёт, перепившись вином. Так гласит священный папирус — «Календарь счастливых и несчастливых дней» :
«День пятый месяца Паофи — очень опасный день. Ни под каким видом не выходи в этот день из дома. Не приближайся ни к какой женщине. В этот день свершились все дела в присутствии бога. Величество [бога] Монту было удовлетворено в этот день. Всякий рожденный в этот день погибнет, предаваясь любви. День шестой месяца Лаофи. Необычайно счасчиивый день. День праздника Ра в небе. Боги умиротворены в его присутствии <…> Всякий рожденный в этот день умрёт от опьянения. День девятый месяца Паофи. Чрезвычайно счастливый день. Боги торжествуют, предаваясь радости. Погиб противник Ра. Тот, кто родился в этот день, умрёт от старости. День семнадцатый месяца Тиби. Очень несчастливый день. Не купайся в этот день ни в какой воде. Это день, когда Нун вышел из храма, в котором пребывали боги. То, что наверху, низверглось, и мрак окутал землю в этот день. Поэтому множество опасных семян входит в одежду и смешивается с ней. Всякий, кто приблизится [в этот день] к женщине, почувствует дурноту и будет поражен болезнью».
Однако то, что записано в папирусе, может сбыться, а может и не сбыться: ведь человек — не игрушка слепого рока, а полновластный хозяин судьбы. Соблюдая осторожность, следуя всем заповедям и не делая того, что возбраняют делать священные папирусы, он может благополучно избежать всех несчастий, и хоть бы ему даже было предначертано умереть молодым, в нищете, он, вопреки судьбе, доживёт до глубокой старости и умрёт в благополучии и достатке. И вообще: хоть тексты папирусов продиктованы самими богами, но записали их всё-таки жрецы — люди. А земное слово не имеет такой силы, какую имеет Слово Небесное. Поэтому Мешент и Шаи спрашивают о судьбе новорожденного у Семи небесных богинь.
Семь Хатхор объявляют Мешент и Шаи, что ожидает их подопечного: будет он беден или богат, когда женится и родятся ли у него дети, от чего он умрёт и многое другое; а Мешент и её супруг внимают богиням-прорицательницам, запоминая каждое их слово. Ведь Шаи отныне должен стать «ангелом-хранителем» человека: наблюдать за его поведением на протяжении всей жизни, чтобы на Загробном Суде Осириса рассказать судьям, добрый это был человек или злой, какие он совершал поступки, есть ли у него на сердце грехи, — и если Суд оправдает умершего, Шаи проводит его к месту вечного блаженства — в Поля Иалу.
А Мешент надо знать судьбы всех людей, потому что она — богиня-оракул. Правда, добрая супруга Шаи предсказывает только хорошее: богатство, удачу, счастье; обо всех же горестях, которые ожидают человека, она предпочитает умалчивать.
Если Семь Хатхор предрекают малютке доброе будущее, Мешент от радости пляшет и смеется. Но когда ребенку выпадает плохой жребий, — например, гибель от укуса ядовитой змеи, — Мешент тоже не слишком огорчается: ведь человек в силах изменить даже то, что предопределено самими богами! Вот как победил неумолимый рок один юноша, сын фараона, которому Семь Хатхор предсказали неизбежную смерть.
Назад к разделу
world-of-legends.su
WS Мифы Египта — Боги и демоны древних египтян
WS Мифы Египта — Боги и демоны древних египтянАнглийская пословица:
Главная Sayings Помощь Каталог
Мифы Египта
БОГИ И ДЕМОНЫ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
АКЕР — бог земли и подземного мира. Изображается в виде двойного сфинкса или льва, считался грозным обитателем Загробного Мира, стражем ворот и помощником Ра-солнца в борьбе с Апопом. Акер не принадлежал к кругу великих богов и, несмотря на свою роль в Загробном Мире, не имел своих храмов и мест культа.
АММАТ — «Пожирательница», богиня-чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Съедала сердце человека, если Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор после взвешивания его сердца на «Весах истины».
АМОН, АМОН-РА — «Сокровенный», или «Незримый». Впервые упоминается в «Текстах пирамид». Бог солнца, центром его почитания был город Фивы. Когда Фивы сделались столицей Египта, Амона стали считать главным богом, отождествляя его с Ра. Священными животными Амона были баран, гусь и змей. Бог изображался часто в виде человека с бараньей головой и в короне из двух высоких перьев, с телом голубого цвета, что указывает на связь Амона с небом. Греки отождествляли Амона с Зевсом.
АНУБИС — бог-бальзамировщик, покровитель умерших. Изображался в виде черного животного — собаки или шакала, либо в виде человека с головой шакала. Покровитель некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых. Священные животные Анубиса шакалы и собаки. Вблизи храмов Анубиса археологи находят захоронения мумий собак. Греки отождествляли его с богом времени Кроносом.
АНХ — символ жизни, жизненной силы. Анх представлял собой крест, получивший название египетского, у которого вместо верхнего конца была петля. Часто служил амулетом, дающим жизненную силу человеку. Анх одевали новорожденному на шею, чтобы тот выжил.
АПИС — священный бык, символ плодородия, почитавшийся в Египте до самых последних времен. Центром культа был город Мемфис. В храме Пта в Мемфисе находилось место культа живого быка Аписа и специальный оракул, делавший предсказания по поведению животных. Бег живых быков, олицетворявших Аписа, праздновался как церемония, приносящая плодородие и достаток. Похороны Аписа и выбор его приемника считались крупными религиозными событиями. Мумии быков в громадных саркофагах складывали в подземельях мемфисского некрополя.
АПОП — огромный змей, обитатель подземного царства, олицетворение мрака. Извечный враг солнца и мирового порядка, он, вместе с тем, участвовал в наказании осужденных на Суде Осириса, помогая вершить правосудие. Чаще всего Апоп изображался в виде огромного связанного змея, пронзенного ножами. Греки считали Апопа братом Гелиоса.
АСТАРТА — сирийско-палестинская богиня. В Египте она считалась богиней-воительницей, дочерью Ра, и была вместе с Анат покровительницей боевых колесниц. В Мемфисе Астарте и ее супругу Ваалу был посвящен храм.
АТУМ — «Полный», «Совершенный» — бог-творец, старейший из Гелиопольской Великой Девятки. Со времени составления «Текстов пирамид» его отождествляли с Ра, и он стал воплощением заходящего солнца. Изображали Атума обычно в облике человека, увенчанного двойной короной Египта. Но иногда он выступал также в виде змея, жука-скарабея или обезьяны.
БЕН-БЕН — первый клочок твердой земли, холм, возникший по воле Атума-Ра из вод первозданного океана.
БЕНУ — священная птица в Гелиополе, прообраз греческого Феникса, изображался в виде цапли. Египтяне считали, что Феникс-Бону появился в начале творения и летал над водами Нуна-хаоса, из которых возник изначальный холм Бен-Бен. Бену жил на священной вербе (Дом Бен-Бен). Изначальное существо, он не был никем сотворен, подобно Атуму или Ра. Иногда Бену воспринимался египтянами как одно из воплощений Ра. Позже, с распространением культа Осириса, Бену стал олицетворять душу Осириса, являясь символом возрождения.
ВААЛ — сирийско-палестинский бог, почитавшийся в Мемфисе. Иногда его отождествляли с Сетом.
«ВЕЛИКАЯ ДЕВЯТКА» богов — в Гелиополе в нее входили: первый бог Ра, его дети — творения Шу и Тефнут, их дети — Геб, Нут и боги третьего поколения Осирис, Сет, Исида, Нефтида.
В различных городах Египта были девятки богов, в которые входили боги, считавшиеся главными богами города.
ВЕЛИКИЙ ЧЕРТОГ ДВУХ ИСТИН — зал Суда в Загробном Царстве, куда попадал умерший, и где должен был перед богами-судьями отвечать за свои земные поступки. В зале сидели две группы богов — Великая и Малая Эннеады — и человек должен был перед каждой поклясться в своей безгрешности.
ВЕННОФРЕ — одно из имен Осириса, в переводе означает «прекрасный».
ГЕБ — «Земля» — древний бог земли. Согласно «Текстам пирамид» умерший входит во врата Геба на пути в Загробное Царство. Известен очень древний миф, где говорится о том, что Геб и Нут вместе породили солнце. В Гелиополе Геба считали сыном Шу и Тефнут, тем самым относя его к третьему поколению богов.
В одном из папирусов сообщается, что Геб был предшественником Осириса на престоле. Египтяне обычно изображали Геба в виде человека со знаками царской власти. Известны также его изображения с головой змея.
ГОР, ХОР — бог солнца, изображался в образе сокола или солнечного диска с соколиными крыльями. Согласно древнему преданию, Гор был богом неба, а солнце и луна — его глазами, считался покровителем власти фараона.
Египтяне верили во многих богов с именем Гор. Считается, что Хароерис (Гор Старший, или Великий Гор, Гор Бехдетский) — изначальный бог, от которого произошли затем другие ипостаси Гора. Наиболее известные: Гор сын Исиды (Харпократ), Гор — обитатель горизонта (Хорахте), Гор объединитель Обеих Земель (Харсомт).
Противоборство между Гором — сыном Исиды и Сетом многозначно. С одной стороны, это отражение противоречий, заложенных в природе: Гор представлял небо и свет. Сет — землю, бурю, мрак. С другой стороны, вероятно, в древности какое-то время Гор был главным богом Нижнего Египта, а Сет Верхнего.
Греки отождествляли Гора с Аполлоном.
ДУАТ — одно из названий Загробного Царства.
ИМАХУЭМАНХ — демон, предводитель свиты Осириса. Ему подчинялся другой демон, Джесертеп. Изображался в виде человека с головой сокола и с двумя ножами в руках.
ИСИДА — жена (сестра) Осириса, мать Гора. Богиня плодородия, покровительница детей и матерей. Вместе с сестрой Нефтидой, в облике соколицы и коршуна, они оплакивали погибшего Осириса. Поэтому их часто изображали на саркофагах в роли охранительниц умершего.
Культ Исиды, чей образ служил символом супружеской преданности и материнской любви, приобрел огромную популярность в Египте, а в греческую эпоху — и за его пределами, распространившись практически во всех странах Средиземноморья. В античном мире Исиду отождествляли со многими богинями, прежде всего с Афиной, Селеной, Персефоной, Фетидой.
«КНИГА МЕРТВЫХ» — священный папирус, содержащий описание Загробного Царства, имена всех демонов и заклинания, которые должен был знать умерший, чтобы, избежав опасностей, благополучно добраться до Чертога Двух Истин. Эту книгу каждый египтянин должен был прочесть еще при жизни, а когда он умирал, ее обязательно клали в гроб, на тот случай, если он забудет какие-либо заклинания.
ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ — ладья, в которой из года в год, из века в век путешествуют боги во главе с великим Ра и перевозят солнце по небесному Нилу. Днем Ладья Вечности имеет имя Манджет, ночью — Месектет. Иногда Ладью Вечности называют Ладьей Миллионов лет.
МААТ — богиня законов и справедливого миропорядка. Она руководила всеми явлениями природы — разливами Нила, сменой времен года, движением созвездий на небе, строго следила за их выполнением. Изображалась с высоким пером в головном уборе.
МАНДЖЕТ — ладья, в которой бог Ра перевозит солнечный диск днем по небесному Нилу.
МЕСЕКТЕТ — ладья, в которой бог Ра и другие боги плывут по Загробному Миру в то время, когда на земле ночь.
МЕСХЕНТ — добрая богиня-покровительница, встречавшая человека при его появлении на свет. Вместе со своим мужем богом Шаи следила за поведением человека всю жизнь, и на Загробном Суде перед Великой Эннеадой они рассказывали о плохих и хороших поступках этого человека. Изображалась в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев в сопровождении мохнатых уродцев — карликов Басов и богини Таурт — самки бегемота с человеческими волосами и зубами крокодила.
МЕХЕН — «Тот, кто окружает» — великий змей, сопровождавший Ра в его странствии по подземной стране. Иногда Мехен служил даже буксирным канатом для ладьи Ра или обвивал кольцами то место, где возлежал бог.
НЕЙТ — «Устрашающая» — богиня-воительница. Изображалась в виде женщины в короне Нижнего Египта с луком и стрелами в руках. Почитался также ее символ — две скрещенные стрелы и щит. Греки отождествляли ее с Афиной.
НЕПРИ — бог зерна, чей праздник торжественно отмечали в первый день месяца сбора урожая. По верованиям египтян, он играл большую роль не только в земной жизни земледельцев, но и в потустороннем мире, где Непри — «Тот, кто живет после смерти»- как величают его «Тексты саркофагов», помогал умершим выйти из гробниц, чтобы они могли отправиться в царство мертвых, кормил и поил их пивом. Непри изображался в виде змея или как мужчина с телом, покрытым колосьями.
НЕФЕРТУМ — бог, олицетворявший первозданный лотос. Его изображали то в виде младенца на цветке лотоса, то в образе человека с короной в форме лотоса.
НЕФТИДА — «Владычица Дома» — младшая из детей Геба и Нут, сестра Исиды и жена Сета. Греки объединяли Нефтиду с Афродитой и с Никой.
НЕХЕБКАУ — демон подземного царства, привратник у ворот подземного мира. Имел человеческое тело и змеиную голову.
НУН — водное божество, хаос, из которого возник бог солнца Атум-Ра.
НУТ — «Небо» — богиня неба, супруга Геба, мать Исиды, Нефтиды, Осириса и Сета. Она обычно изображалась в виде женщины, перекинувшейся дугой через все небо и опирающейся на землю кончиками пальцев рук и ног. По одному из мифов, она по утрам рождала солнце, чтобы вечером снова проглотить его. Звезды были ее детьми. Иногда ее изображали в виде женщины с распростертыми руками-крыльями и с иероглифом на голове, означавшим ее имя.
ОСИРИС — бог Загробного Мира, судья в царстве мертвых, бог природы. Символом Осириса был столб Джед. Изображение этого столба было одной из самых распространенных священных эмблем. В канун юбилея царствования фараона в городе Мемфис происходила церемония поднятия столба Джед с участием фараона и жрецов, которые сами тянули канаты. Эта церемония должна была обеспечить фараону долгое и благополучное царствование.
Изображался Осирис в облике человека, чье тело перевито бинтами подобно мумии. Лицо его окрашивали в зеленый цвет, что указывает на то, что он является богом растительности. На голове Осириса корона с перьями корона Атеф. Иногда изображали только одну корону с символами царской власти.
ПОЛЯ КАМЫША — место вечного блаженства, куда попадал умерший человек, если его признавали безгрешным на Суде Осириса.
ПТА, ПТАХ — в Мемфисе бог-творец и глава всех богов, которые являются его воплощениями. Покровитель искусств и ремесел. Верховный жрец бога Пта носил титул «начальника-ремесленников».
PA — бог солнца, странствующий в ладье по небосклону, создатель богов и людей. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта и с другими атрибутами царской власти. Иногда изображался человек с головой овна или просто голова овна, окруженная светящимся нимбом. С Ра отождествляли множество богов, давая им имена: Амон-Ра, Монту-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра и другие. Его часто называли Ра-Амон-Хепри, объединяя имена утреннего, заходящего и светящего днем солнца.
Имя Ра являлось составной частью имени фараона, так как они носили титул сыновей Ра.
Когда столицей был город Гелиополь, где почитали Ра, он считался царем всех богов.
СЕБЕК — бог-крокодил. Крокодил, живущий в воде, приобрел большое значение, так как считалось, что он властвует над водой, которая так ценилась в Египте. Его изображали или в виде крокодила с короной на голове, или в виде человека с головой крокодила.
СЕТ — бог пустыни, бог грозы, олицетворяющий собой злое начало. Младший брат Осириса. Изображался часто с ослиной головой или в облике гиппопотама.
Первоначально этот бог, видимо, не был воплощением зла. Однако по мере распространения культа Осириса образ доброго бога, коварно убитого братом, завоевал всенародную любовь. Возникло и постепенно утвердилось представление о Сете как о ненавистном боге.
В разных городах и областях в разные исторические периоды складывались совершенно разноречивые представления о Сете. Одни мифологические тексты рисуют Сета злодеем, представителем сил тьмы — змей, крокодилов и гиппопотамов, называют его врагом солнца, нередко отождествляют с Апопом. Другие причисляют Сета к свите Ра; вместе с другими богами, охраняющими солнце в Небесной Ладье, Сет сражается с Апопом. В эпоху правления фараонов XIX династии (14–13 вв. до н. э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны, всходя на престол, брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй).
Самое интересное, что эти взаимоисключающие верования просуществовали бок о бок на протяжении почти всей истории Древнего Египта. «Положительный» и «отрицательный» образы Сета нередко присутствуют в пределах одного и того же текста, одного сказания.
СЕШАТ — богиня письма и счета, которая вела также и летопись царей. Она присутствовала при составлении планов постройки различных сооружений, поэтому ее почитали как покровительницу строительства и строителей. Она была тесно связана с богом Тотом, считалась его сестрой или дочерью. Сешат изображали в виде женщины со сложным головным убором: семиконечной звездой на полукруглой дуге с двумя перьями наверху.
СОХМЕТ, СЕХМЕТ — «Могучая» — страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара. Гнев ее, по египетским представлениям, приносил мор и эпидемии. Часто Сохмет отождествляли с Хатхор и Тефнут.
Священное животное Сохмет была львица, и изображалась она с львиной головой. Фараон Аменхотеп III установил шестьсот крупных статуй Тефнут-Сохмет в виде женщины с львиной головой.
ТЕФНУТ — богиня влаги, супруга бога Шу, являвшаяся вместе с ним первой парой богов, созданных Ра-Атумом. Считалось, что она родилась из слюны Атума. Тефнут была так тесно связана с Шу, что часто их воспринимали как единое целое, а в римский период эту пару богов включили в созвездие Близнецов.
ТОТ — бог мудрости, счета и письма. Священные животные Тота — павиан и птица ибис. Бог изображался с головою ибиса или в образе павиана.
Тот имел для древних египтян огромное значение. Считаясь владыкой Луны, он охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе. Он ведал порядком, справедливостью и гармонией в мире. Как лунный бог, он был Владыкой счета и Исчислителем лет, ибо на основе фаз луны составлялся календарь. Тот считался изобретателем письменности, творцом священных книг, покровителем писцов, врачей, а также всех видов знаний. В окружении богов Тот исполнял роль судьи.
УДЖАТ — Всевидящее Око. «Оком» в египетских текстах называются разные божества: Шу, Тефнут, Хатхор-Сохмет, Маат и др. Под другим Оком («Великолепным») подразумевается змея-урей, охраняющая Ра.
Особая роль отводилась глазу Гора, которое вырвал у него Сет во время битвы. Чаще всего Око Уджат является именно этим глазом. Его изображение стало могущественным амулетом, защищавшим от всевозможных бед. Глаз Гора имел также еще одну функцию: в математике с его помощью обозначали дроби. По одной из версий мифа, Сет разрезал глаз Гора на 64 части. Рисунок зрачка означал дробь 1/4, брови — 1/8 и т. д.
УПУАУТ — бог-волк, привратник подземного царства.
ХАПИ — древнеегипетское имя Нила, бог животворных сил реки, берущей свое начало в водах первозданного океана Нуна. Разлив Нила называли приходом Хапи. Хапи регулировал уровень воды в реке, пребывая в пещере недалеко от города Асуана. Было также место на острове в дельте, именуемое Домом Хапи, откуда он следил за разливом Нила в Нижнем Египте. Изображали Хапи в виде мужчины с женской грудью (символ кормильца), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове. В его изображениях преобладали цвета воды — зеленый и голубой. Хапи был одним из самых любимых в народе богов.
ХАТХОР — «Дом Хора» — богиня неба, богиня любви, веселья, пляски, от которой зависело также и плодородие. Священное животное Хатхор — корова. Изображалась она в виде женщины с коровьими рогами на голове, между которых находился солнечный диск. В «Текстах пирамид» Хатхор является матерью Хора, хотя в Гелиополе эту роль играет Исида.
Египтяне отождествляли Хатхор с богинями Нут, Тефнут, Сохмет и Исидой. Часто говорили о ней как о Солнечном Оке, охраняющем Ра от врагов.
ХЕПРИ — «Тот, кто возникает», «Тот, кто приводит к возникновению» бог-скарабей, отождествлявшийся с Атумом и являвшийся символом утреннего солнца. Одно из имен бога солнца Ра.
Такое отношение к скарабею объяснялось тем, что египтяне считали, что этот жук способен возникать из ничего, отсюда его божественная созидательная сила. А вид маленького скарабея, толкающего перед собой огромный шар, подсказал образ бога, катящего солнце по небу. Приписываемая этому невзрачному насекомому могучая сила стала причиной его необычайной популярности — бесчисленные амулеты с изображением скарабея, преподносимые живым и мертвым, должны были защищать их от всевозможных сил зла и, что самое главное, помочь после смерти возродиться к вечной жизни, как возрождается сам скарабей.
ХНУМ — бог в облике барана или человека с бараньей головой, почитавшийся во многих местах Египта как бог плодородия, покровитель гончаров; согласно мифу, он вылепил из глины на гончарном круге первого человека. Часто изображался вместе с гончарным кругом, на котором он создает человека.
ШАИ — бог-покровитель человека. Следил за его поведением всю жизнь и на Загробном Суде Осириса рассказывал, праведный это был человек или нет. И если Суд признавал умершего безгрешным, Шаи проводил его душу в Поля Камыша.
ШУ — бог воздуха, его имя означало пустоту. Он родился из Атума, как воздух, который тот выдохнул через нос. Он приносил освежающий северный ветер. Изображения Шу в виде человека с распростертыми крыльями, держащего в руках символы жизни и воздуха, помещали в храмах вблизи окон, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Умершим давали с собой в дорогу в Загробный Мир маленькие фигурки Шу, чтобы они под землей не задохнулись. Бог должен был обеспечить им свободное дыхание.
В «Текстах саркофагов» Шу называют «тем, кто мраку приносит свет», так как он вместе с Тотом поймал в сети пропавшую Луну и водворил ее на прежнее место.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
С помощью поиска можно
выбрать лучшую народную мудрость мира,
необходимую именно Вам и именно сейчас.
Поиск по всей коллекции:
«Пословицы и поговорки народов мира»
World Sayings.ru
Главная | Sayings | Помощь | Литературный каталог
NZV © 2001 — 2017
www.sayings.ru