Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в.
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в.Владимиро-Суздальское княжество. Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Лишь в VIII — IX вв. здесь появилось племя вятичей, передвинувшееся сюда с юго-запада, из района Воронежа. До этого здесь обитали угро-финские, а западнее — балтские племена, которые были основными жителями края. Славянская колонизация этих мест шла по двум направлениям — с юго-запада и запада, из района Среднего Поднепровья и с северо-запада, из новгородских земель, из района Белоозера, Ладоги. Здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгородской Руси на Волгу; следом за торговцами шли по этой дороге поселенцы, которые вместе с местным племенем вятичей, а также жившими неподалеку кривичами и угро-финскими жителями и начали освоение этих мест.
Почему же славянское население так упорно шло в эти, казалось, забытые Богом места? В междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало пригодных для земледелия пахотных земель. На сотни километров простирались здесь великолепные заливные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство. Густые леса были богаты пушниной, здесь в изобилии росли ягоды, грибы, издавна процветало бортничество, что давало столь ценимые в то время мед и воск. Широкие я спокойно текущие реки, полноводные и глубокие озера изобиловали рыбой. При упорном и систематическом труде эта земля могла вполне накормить, напоить, обуть, согреть человека, дать ему материал для постройки домов, и люди настойчиво осваивали эти неприхотливые места.
К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий. Сюда не доходили волны яростных набегов степняков. Позднее сюда не доставал меч предприимчивых балтийских завоевателей — варягов, не добиралась в эти дали и половецкая конница, разбивавшаяся о непроходимые лесные чащи.
Все это содействовало тому, что пусть и в замедленном ритме, но жизнь здесь развивалась, осваивались новые земли, строились и богатели города; позднее, чем на юге, но зарождалось вотчинное землевладение. В XI в. здесь уже стояли крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе возникли построенный им и названный в его честь Владимир-на-Клязьме и Переяславль.
Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, посланный отцом Всеволодом Ярославичей. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав «отчины» Мономаховичей. В пору трудных испытаний, в пору жестоких поражений дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь, поддержку.
По мере мужания Юрия, по мере того как уходили из жизни старшие князья, голос ростово-суздальского князя звучал на Руси все громче и его претензии на первенство в общерусских делах становились все основательней. И дело было не только в его неуемной жажде власти, стремлении к этому первенству, за что он и получил прозвище Долгорукого, но и в экономическом, политическом, культурном обособлении огромного края, который все более стремился жить по своей воле. Особенно это относилось к большим и богатым северо-восточным городам. Если «старые» города — Ростов и особенно Суздаль — были, кроме того, сильны своими боярскими группировками и там князья все более чувствовали себя неуютно, то в новых городах — Владимире, Ярославле — они опирались на растущие городские сословия, верхушку купечества, ремесленников, на зависимых от себя землевладельцев, получавших землю за службу у князя.
В середине XII в. усилиями в основном Юрия Долгорукого Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины, которая прежде покорно посылала свои дружины на подмогу киевскому князю, превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.
Юрий Долгорукий неустанно воевал с Волжской Булгарией, которая в пору ухудшения отношений пыталась блокировать русскую торговлю на волжском пути. Вел он противоборство с Новгородом за влияние на смежные и пограничные земли. Уже в XII в. зародилось соперничество Северо-Восточной Руси и Новгорода, которое позднее вылилось в острую борьбу новгородской аристократической республики с поднимающейся Москвой. В течение долгих лет Юрий Долгорукий упорно боролся также за овладение киевским престолом.
В 50-е гг. XII в. Юрий Долгорукий овладел киевским престолом, но вскоре умер в Киеве, в 1157 г.
Историк В. Н. Татищев, в руках которого находилось немало старинных русских летописей, не дошедших до нас, так описал внешность и характер Юрия Долгорукого: «Сей великий князь был роста немалого, толстый; брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития; более всего о веселиях, нежели о расправе (т. е. управлении) и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев». Известия о пирах Юрия Долгорукого в Москве и в Киеве как будто подтверждают эту характеристику, но в то же время нельзя не видеть и ее некоторую односторонность. Юрий Долгорукий был одним из первых крупных государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при котором этот край прочно занял ведущее место среди других русских земель. И даже то, что он передоверял все дела своим помощникам и советникам, никак не умаляет его некоторых достоинств: князь умел подбирать людей, которые проводили его политику в жизнь.
Андрей Юрьевич родился около 1120 г., когда еще был жив его дед Владимир Мономах. До 30 лет князь прожил на севере. Отец отдал ему в удел город Владимир-на-Клязьме, и именно там провел Андрей свои детские и юношеские годы. Он редко бывал на юге, не любил Киева, смутно представлял себе все сложности династической борьбы среди Рюриковичей. Все его помыслы были связаны с севером. Еще при жизни отца, который после овладения Киевом наказал ему жить рядом в Вышгороде, независимый Андрей Юрьевич против воли отца уехал на север в свой родной Владимир. В юности Андрей Юрьевич проделал с отцом не одну военную кампанию на юге и прослыл смелым воином и умелым военачальником. Он любил начинать битву сам, врубаться в ряды врагов. О его личном мужестве ходили легенды.
После смерти Юрия Долгорукого бояре Ростова и Суздаля избрали своим князем Андрея, стремясь утвердить в Ростово-Суздальской земле собственную династическую линию и прекратить такой порядок вещей, когда великие князья посылали в эти земли на княжение то одного, то другого из своих сыновей.
Однако Андрей сразу же спутал все их расчеты. Прежде всего он согнал с других ростово-суздальских столов своих братьев, которые «сидели» по разным городам.
На кого же опирался Андрей Юрьевич в этой борьбе? Прежде всего на города, городские сословия. Подобные стремления проявили в это время и властелины некоторых других русских земель, например Роман, а потом Даниил Галицкие. Укреплялась тогда королевская власть во Франции, Англии, где городское население также начало активно поддерживать королей и выступать против своеволия крупных землевладельцев. Таким образом, действия Андрея Боголюбского лежали в общем русле политического развития европейских стран. Свою резиденцию он перенес в молодой город Владимир; близ города в селе Боголюбове он построил великолепный белокаменный дворец, отчего и получил прозвище «Боголюбского». С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством, по имени ее главных городов.
В 1169 г. вместе со своими союзниками Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, выгнал оттуда своего двоюродного племянника Мстислава Изяславича и отдал город на разграбление. Уже этим он показал все свое небрежение по отношению к прежней русской столице. Андрей не оставил город за собой, а отдал его одному из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Позднее Андрей предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Воевал он, как и Юрий Долгорукий, с Волжской Булгарией.
Действия Андрея Боголюбского вызывали все большее раздражение среди ростово-суздальского боярства. Их чаша терпения оказалась переполненной, когда по приказу князя был казнен один из родственников его жены, видный боярин Степан Кучка, чьи владения находились в районе Москвы, эта местность тогда носила название Кучково. Захватив владения казненного боярина, Андрей приказал построить здесь укрепленный замок. Так в Москве появилась первая крепость.
Накануне заговора Анбал выкрал из спальни меч князя, а в ночь на 29 июня 1174 г. заговорщики вошли во дворец и приблизились к княжеским покоям. Андрей отозвался на их стук, а когда заговорщики ответили, что это пришел Прокопий — любимец князя, Андрей Боголюбский понял, что ему грозит беда — из-за двери прозвучал незнакомый голос. Князь приказал постельничьему отроку не открывать дверь, а сам тщетно пытался найти меч. В это время заговорщики выломали дверь и ворвались в спальню. Андрей Боголюбский отчаянно сопротивлялся, несколько раз сбрасывал с себя врагов, но их было много и они были хорошо вооружены. Они нанесли ему несколько ударов мечами, саблями, кололи его копьями. Наконец князь бездыханным упал к их ногам. Решив, что Андрей убит, заговорщики покинули спальню и уже выходили из хором, когда вдруг Анбал услыхал стоны князя. Андрей Боголюбский очнулся, встал и из последних сил направился в сени, а оттуда стал спускаться вниз, но силы оставили его и он присел внизу лестницы. Здесь и обнаружили его вернувшиеся противники. Они тут же прикончили князя мечами. Затем заговорщики расправились с близкими князю людьми, ограбили его сокровищницу.
На следующее утро весть об убийстве Андрея Боголюбского облетела стольный город. Во Владимире, Боголюбове и окрестных селах начались волнения. Народ поднялся против княжеских посадников, тиунов, сборщиков налогов; нападениям подверглись и дворы богатых землевладельцев и горожан. Лишь через несколько дней бунт утих.
Расцвет Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо. Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. Когда боярство Ростова и Суздаля попыталось посадить на престол племянников Андрея и управлять за их спиной княжеством, поднялись «меньшие люди» Владимира, Суздаля, Переяславля, других городов и пригласили на владимиро-суздальский престол Михаила — брата Андрея Боголюбского. Его конечная победа в нелегкой междоусобной борьбе с племянниками означала победу городов и поражение бояр.
Когда в 1177 г. после тяжелой болезни Михаил умер, его дело взял в свои руки вновь поддержанный городами третий сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич.
В 1177 г. он, разгромив своих противников в открытом бою близ города Юрьева, овладел владимиро-суздальским престолом. Мятежные бояре были схвачены и заточены в тюрьму, их владения конфискованы. Поддержавшая противников князя Рязань была захвачена, а рязанский князь попал в плен. Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо», так как имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. В своей борьбе с боярством Всеволод Большое Гнездо опирался не только на города, но и на мужающее с каждым годом дворянство, которое выступает в источниках под именем «отроков», «мечников», «вирников», «гридей», «меньшей дружины» и служило князю за землю, доходы, другие милости. Эта категория населения существовала и прежде, но теперь она становится все более многочисленной и влиятельной. С увеличением значения великокняжеской власти в некогда заштатном княжестве их роль и влияние также вырастали год от года. Они по существу несли всю основную государственную службу: в войске, судопроизводстве, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.
Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество. Он успешно противоборствовал Волжской Булгарии. Его поход на Волгу в 1183 г. закончился блестящей победой.
Тяжело заболев в 1212 г., Всеволод Большое Гнездо собрал своих сыновей и завещал престол старшему сыну Константину, сидевшему в то время в Ростове в качестве наместника отца. Но Константин, уже крепко связавший свою судьбу с ростовским боярством, попросил отца так и оставить его в этом городе, а сам престол перенести туда из Владимира. Это могло нарушить всю политическую ситуацию в княжестве. Больной Всеволод пришел в ярость. При поддержке своих соратников и церкви он передал престол второму по старшинству сыну Юрию и наказал ему оставаться во Владимире и отсюда управлять всей Северо-Восточной Русью.
Вскоре Всеволод умер в возрасте 64 лет, «просидев» на великокняжеском престоле 37 лет. Его преемнику Юрию не сразу удалось взять верх над старшим братом. Последовала новая междоусобица, продлившаяся 6 лет, и только в 1218 г., после смерти Константина, Юрий Всеволодович сумел овладеть престолом. Тем самым была окончательно нарушена старая официальная традиция наследования власти по старшинству, отныне воля великого князя — «единодержавца» стала сильней, чем былая «старина».
Северо-Восточная Русь сделала еще один шаг к централизации власти. В борьбе за власть Юрий, однако, вынужден был заключить компромиссы со своими братьями. Владимиро-Суздаль-ская Русь распалась на ряд уделов, где сидели дети Всеволода. Но процесс централизации был уже необратим. Татаро-монгольское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.
???
1. Как и почему менялась княжеская власть во Владимиро-Суздальском княжестве?
2. В параграфе говорится о первом летописном упоминании о Москве. Можно ли, на ваш взгляд, считать 4 апреля 1147 г. днем основания города?
3. На кого в своей борьбе с боярами опирался Андрей Боголюбский, на кого Всеволод Большое Гнездо? Какие стороны политики этих князей вызывали поддержку со стороны значительной части населения княжества и почему?
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Как начиналась Северо-Восточная Русь
2089
Добавить в закладки
|
средневековая русь суздальское ополье
Источник: www. archaeolog.ru
РазвернутьИнформация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.
НАУКА ДЕТЯМ
Ученые КФУ обнаружили три новые пещеры в Абхазии
12:00 / География
Новую архитектуру имплантов для ускоренной регенерации костной ткани предложили нижегородские учёные
14:00 / Медицина
В ВИРе создана паспортная база диких видов подсолнечника
12:00 / Биология
Лобные доли могли перенять часть функций поясной коры в ходе эволюции
11:00 / Нейронауки
Санкт-Петербург — колыбель российской науки
10:30 / История, Наука и общество, 300 лет Академии наук
Наука начинается с библиотеки
10:00 / Наука и общество
Физики исследовали магнитные свойства полуметаллов, перспективных для микроэлектроники
19:00 / Физика
В МГУ у пары соколов-сапсанов появилось 3 птенца
18:05 / Биология
Определена область мозга, которая реагирует на изменение уровня сахара в крови
18:00 / Медицина
Первая масштабная научная детская площадка откроется в Сочи
17:05 / Наука и общество
«Сергей Петрович Капица был голосом науки для миллионов людей». Академик К.В. Анохин о программе «Очевидное — невероятное»
24.02.2023
«Его передача до сих пор остается непревзойденным стандартом». Академик Валерий Тишков к юбилею «Очевидного — невероятного»
24.02.2023
«Подобно комете на усыпанном звездами небе». Академик А.Л. Асеев о программе «Очевидное — невероятное»
24.02.2023
Татьяна Черниговская: «Нам всем повезло, что мы знали Сергея Петровича Капицу как просветителя»
24.02.2023
Ректор РосНОУ Владимир Зернов: «Очевидное — невероятное» — это квинтэссенция человеческого интеллекта
24.02.2023
Леопольд Лобковский: «Сергей Капица — человек самого высокого уровня, с которым было просто общаться»
24.02.2023
Смотреть всеКиевская Русь
Нашествие татар в середине XIII века произошло, когда Русь была разорвана двумя родственными и вместе с тем враждующими ветвями дома Рюриковичей: младшая ветвь обосновалась в северной (в настоящее время средняя) часть страны; старцу, после многих битв и неудач, удалось вернуть свое наследство, древнюю метрополию Киев и все южные княжества. Обе ветви несли мстительную память о своих взаимных распрях, и в то время как старшая с завистью наблюдала за постепенным возвышением северных князей, вторые завидовали твердой хватке, с которой южные князья ухватились за свое долгое оспариваемое господство. Отсюда и получилось, что, когда полчища татар заполонили северные княжества, южные князья не прислушались к мольбам своих северных братьев о помощи. Отсюда и причина того, что эти последние оставались инертными и покорными своим недавним завоевателям, татарам, когда эти завоеватели опустошали плодородные земли, простиравшиеся вдоль юга России.
Вскоре после этого закарпатские части России, Красная Россия, т. е. Галиция, Лодомерия и т. д., перестали уже считаться частью России. Болотистые участки земли к востоку от Польши, Белая Россия, сформировали новую и самостоятельную державу, Литву, которой вскоре суждено было слиться с Польшей. Северу России, Великой России, предстояло еще два столетия вынести иго татар. В это время Южная или Малороссия, именуемая также Украиной (т. е. границами), породила новый народ — казаков.
Задолго до возникновения Киевской Руси на территории современной Украинской Республики жили иранцы и другие народы. Самыми известными из них были скифы (ок. 600–200 гг. до н. э.), чьи стилизованные под животных украшения можно увидеть в музеях всего мира. С 100 по 900 г. н.э. готы и кочевые гунны, авары и мадьяры проходили через этот регион, но не оставили после себя ничего прочного. Более значительным было одновременное распространение восточных славян, которые были земледельцами и пчеловодами, а также охотниками, рыболовами, скотоводами и звероловами. Восточные славяне демографически доминировали в регионе.
Мало что известно о происхождении славян. Филологи и археологи предполагают, что они очень рано поселились в Карпатах или на территории современной Белорусской Республики. К 600 году нашей эры они лингвистически разделились на южную, западную и восточную ветви. Восточные славяне расселились вдоль реки Днепр и его притоков, а затем распространились на север до Ладожского озера и бассейна реки Невы, на северо-восток до северного района Волги и на запад до бассейнов северного Днестра и западного Буга. В восьмом и девятом веках многие восточнославянские племена платили дань хазарам, тюркоязычному народу, проживающему в южном Поволжье и на Кавказе.
К девятому веку скандинавские воины и купцы, называемые варягами, проникли в восточнославянские области. Согласно самой ранней летописи Киевской Руси, варяг по имени Рюрик впервые обосновался в Новгороде около 860 [862?], а затем двинулся на юг и распространил свою власть на Киев. Летопись называет Рюрика родоначальником династии Рюриковичей. Этот княжеский род должен был править в Восточной Европе до 1598 года. Другой варяг, по имени Олег, двинулся на юг от Новгорода, изгнал хазар из Киева и основал Киевскую Русь ок. 880. В течение тридцати пяти лет он покорил различные восточнославянские племена. В 907 возглавил поход на Константинополь, а в 911 г. подписал торговый договор с Византийской империей на началах равенства. Новое государство процветало, потому что оно контролировало торговый путь от Балтийского до Черного морей, а также потому, что оно имело в изобилии меха, воск, мед и рабов на экспорт. Историки спорят о роли варягов в создании Киевской Руси. Большинство русских — и особенно советских — историков подчеркивали славянское влияние в развитии государства. Хотя к 860 г. славянские племена сформировали свои региональные образования, варяги, несомненно, ускорили кристаллизацию Киевской Руси.
Киев доминировал в Киевской Руси в течение следующих двух столетий. Выбор Владимиром восточного православия отражал его тесные политические связи с Константинополем, который доминировал на Черном море и, следовательно, в торговле по реке Днепр. Его решение имело далеко идущие политические, культурные и религиозные последствия. В Восточной Православной Церкви была литургия, написанная кириллицей, и корпус переводов, сделанный ранее для южных славян. Эта литература способствовала обращению в христианство и познакомила восточных славян с рудиментарной греческой философией, наукой и историографией без необходимости изучения греческого языка. Напротив, образованные люди в средневековой Западной и Центральной Европе изучали латынь. Восточные славяне не знали ни греческого, ни латыни и, таким образом, были изолированы от византийской культуры, а также от культуры своих европейских соседей на западе.
Несчастное положение России усугублялось появлением половцев, византийских команов, кочевого народа, пришедшего из пустынь Средней Азии и расположившегося станом в стране, простиравшейся к северу от берегов Черного и Черного морей. Азофф, около середины XI в. Эти кочевники совершали постоянные набеги на территории русских князей, но также часто использовались ими в качестве вспомогательных средств в их внутренних и внешних войнах.
В одиннадцатом и двенадцатом веках князья и их свита — смесь варяжской и местной славянской элиты плюс небольшие финно-угорские и тюркские элементы — доминировали в обществе Киевской Руси. Ведущие воины и чиновники, которые иногда составляли совещательный совет или думу, получали доход или землю от князей в обмен на свои услуги. В обществе Киевской Руси не было классовых институтов, концепции правовой взаимности или автономных городов, которые характеризовали западный феодализм. Тем не менее городские купцы, ремесленники и рабочие иногда оказывали политическое влияние через народные собрания или вече. В некоторых случаях вече либо заключало соглашения с князьями, либо изгоняло их и приглашало на их место других. Внизу общества находилась небольшая прослойка рабов. Более важное значение имели дань-крестьяне, постепенно попадавшие под влияние православной церкви и помещиков. Как и в остальной части Восточной Европы, крестьяне были обязаны трудовой повинностью князьям, но широко распространенного личного крепостного права, характерного для Западной Европы, в Киевской Руси не существовало.
Киевская Русь не смогла сохранить свои позиции могущественного и процветающего государства. Многие факторы способствовали его упадку, в том числе объединение разрозненных земель, удерживаемых вместе правящим кланом. По мере того как потомки Рюрика множились, они отождествляли себя с региональными интересами, а не с большим вотчиной. Князья воевали между собой, часто заключая союзы с половцами, поляками, венграми и др. Упадок Киевской Руси еще больше ускорился из-за изменения европейских торговых путей в результате крестовых походов. Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году сделало Днепровский торговый путь маргинальным. По мере своего упадка Киевская Русь раскололась на множество княжеств и несколько крупных региональных центров. Люди, населявшие областные центры, эволюционировали в несколько национальностей: украинцы на юго-востоке и юго-западе, белорусы на северо-западе и русские на севере и северо-востоке.
На севере Новгород процветал, потому что контролировал торговые пути от реки Волги до Балтийского моря. Когда Киевская Русь пришла в упадок, Новгород стал более независимым. Им управляла городская олигархия, и основные решения, включая избрание или увольнение князя, принимались на городских собраниях. В двенадцатом веке Новгород обрел собственного архиепископа — знак его важности и политической самостоятельности. По своему политическому устройству и торговой деятельности Новгород, ставший республикой в 1136 г. , больше походил на североевропейские города Ганзейского союза, чем на другие княжества Киевской Руси.
Во время своего распада Киевская Русь столкнулась с самой большой угрозой со стороны вторжения монголов. Войско Киевской Руси вместе с тюрками-половцами встретило монгольский набег в 1223 году на реке Калке. Войско Киевской Руси и его половецкие союзники потерпели сокрушительное поражение. Зимой 1237–1238 годов гораздо более крупная монгольская армия захватила большую часть Киевской Руси. В 1240 г. город Киев был разграблен, а монголы двинулись в Польшу и Венгрию. Из княжеств Киевской Руси только Новгородская республика избежала нашествия; однако он платил дань монголам. Одна ветвь монголов отошла в Сарай на нижней Волге и основала Золотую Орду. Из Сарая монголы Золотой Орды контролировали Киевскую Русь, правя косвенно через ее князей и мытарей.
Воздействие монгольского нашествия было неравномерным. Некоторые центры, например Киев, так и не оправились от опустошительного первого нападения. Новгородская республика продолжала процветать невредимой, а новое образование, город Москва, процветало под властью монголов. Хотя русская армия разгромила Золотую Орду у Куликова в 1380 г., монгольское господство на территориях, населенных русскими, и требования дани с русских князей продолжались примерно до 1480 г. Однако в начале четырнадцатого века Литва вытеснила монголов с территорий, населенных русскими. украинцы и белорусы и претендовали на эти земли. Литовцы приняли русинский язык (украинско-белорусский) в качестве государственного и сохранили судебную и административную практику Киевской Руси. Великий князь литовский стал претендентом на политическое и культурное наследие Киевской Руси. В конечном итоге традиции Киевской Руси были вытеснены польским влиянием в Литве.
Историки спорят о долгосрочном влиянии монгольского правления на российское и советское общество. Монголов обвиняли в разрушении Киевской Руси; распад старой «русской» национальности на украинскую, белорусскую и русскую составляющие; и введение в России «восточной деспотии». Но большинство историков согласны с тем, что Киевская Русь не была однородным политическим, культурным или этническим образованием и что монголы лишь ускорили ее распад, начавшийся еще до вторжения. Тем не менее, современные историки склонны приписывать монгольскому режиму очень важную роль в развитии Московии как государства. Московия, например, переняла у монголов свою сеть почтовых дорог, ценз, налоговую систему и военную организацию.
Киевская Русь оставила мощное наследие. Под предводительством династии Рюриковичей большая территория, населенная восточными славянами, была объединена в важное, хотя и неустойчивое государство. После принятия восточного православия Киевская Русь была объединена церковной структурой и развивала византийско-славянский синтез в культуре, искусстве и традициях. В западной части этого ареала эти традиции способствовали формированию украинской и белорусской народностей. На северо-восточной окраине Киевской Руси эти традиции были адаптированы для образования русского самодержавного государства.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Средневековая геополитика Помогите объяснить современную Россию и Украину
Объяснения войны России на Украине в 2022 году часто восходят к 2014 году, когда Революция Достоинства заменила союзника Кремля Виктора Януковича прозападным правительством, и Владимир Путин ответил аннексия Крыма и спонсирование сепаратистских анклавов на востоке Украины. Другие сосредотачиваются на 2005 году, когда Оранжевая революция впервые привела к власти в Киеве ориентированное на Запад руководство. Некоторые аналитики обращаются к запутанной истории украинского национализма в 19-м веке.30-х и 40-х годов, в том числе антисоветских борцов, сотрудничавших с гитлеровцами.
Но история России и Украины уходит корнями в средневековье. Это поднимает увлекательные вопросы о роли, которую различные взгляды на свободу и государство сыграли в их развитии.
Средневековая и ранняя современная история России и Украины настолько актуальна, что прошлым летом Путин написал эссе под названием «Об историческом единстве русских и украинцев», которое было размещено на сайте Кремля на русском, украинском и английском языках. Главный тезис Путина заключался в том, что русские и украинцы являются частью одной семьи, объединенной языком и религией, но разделенной в XIII веке, когда северо-восточная часть Киевской Руси была завоевана Золотой Ордой хана Батыя, а большая часть ее юго-запада вошла в состав Великого княжества Литовского. В последующие века, писал Путин, северо-восточные русские освободились от ордынского ига, в то время как их юго-западные православные братья оказались все более порабощенными польско-литовским католическим правлением, что в конечном итоге подтолкнуло их к поиску покровительства русского царя.
После этого в путинском нарративе все было в принципе хорошо, пока царская империя не закончилась русской революцией. В 1921 году родился Советский Союз, и Украина после короткого периода независимости стала одной из его республик, а ее территория была дополнена землями, ранее принадлежавшими России. Спустя семьдесят лет Советский Союз распался, и Украина ушла сама по себе, забрав с собой по праву русские земли.
Суть этого якобы ученого трактата, высмеянного российскими и украинскими учеными вне путинского двора, сводилась к трем аспектам: 1) украинцы могут реализовать свою национальную идентичность только в союзе с Россией, 2) украинцы никогда не притеснялись царской империей или большевики, и 3) Россию лишили земли (хотя Украина фактически потеряла больше земли, чем приобрела, когда большевики провели границы республики). Истинная цель эссе кажется особенно ясной в ретроспективе: оправдать российскую агрессию против Украины.
В ходе обсуждения на русскоязычном веб-сайте BBC News в июле 2021 года историк Андрей Зубов, которого в 2014 году выгнали из Московского государственного института международных отношений после критики аннексии Крыма, согласился с тем, что отделение Золотой Орды от оккупированной восточной Россия и протоукраинский запад были началом развития украинцев как отдельного народа с гораздо более сильными «западными» ценностями, чем Россия. ( Украина , что первоначально означало «пограничные земли», стало названием этого конкретного региона в 17 веке.) Его европейский импорт включал университетское образование, самоорганизующиеся ремесленные гильдии и «магдебургское право» самоуправления для городов. и города.
В эссе, опубликованном в марте 2022 года в «Новой газете» , независимом издании, которое с тех пор было приостановлено из-за цензуры, историк Московского государственного университета Юрий Пивоваров предложил более подробный анализ этой истории. Пивоваров пишет, что распад Киевской Руси после монгольского нашествия в конечном итоге привел к возникновению двух крупных государств: Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского, государи которых иногда именовались великими князьями литовскими и малороссийскими. Русины , или Русины , был термином для западного населения Руси, которое позже станет украинцами и белорусами. Эти два княжества боролись за политическое и культурное превосходство в качестве доминирующего восточнославянского государства — по сути, «настоящей» Руси — с конца 14 века до конца 16 века, когда победила Московия.
Великое княжество Литовское, говорит Пивоваров, было во многих отношениях типичным европейским феодальным государством, отличавшимся «разделением власти между аристократами-землевладельцами» и иерархией вассалитета с великим князем в качестве верховного сюзерена. В некотором смысле она была более «либеральной», чем большая часть Западной Европы того времени: вместо наследственного монарха у нее была господарь (государь) избирается собранием знати. Напротив, Великое княжество Московское было сильно централизовано, и великий князь, а затем царь, не просто находился на вершине аристократической иерархии, но «парил над ней, как земной бог».
Со временем власть царя становилась еще более концентрированной, достигнув кульминации в царствование Ивана IV в XVI веке, чей кровавый террор против боярской знати опирался на особую гвардию — примерно 6-тысячную опричнину — составлен в основном из низших чинов и получил широкое право искоренять «измену». Хотя опричнина (которую Пивоваров рассматривает как воспроизведение ордынского правления с домашним угнетателем) была продуктом паранойи Ивана, она также служила для того, чтобы уравнять всех его подданных как фактических рабов царя. Тем временем Великое княжество Литовское, ставшее частью Речи Посполитой, двигалось к большей региональной автономии и большему ограничению полномочий монархии.
Бинарное представление истории Украины и России как «свобода против самодержавия/рабства» было бы слишком упрощенным. Право голоса в Великом княжестве Литовском было ограничено дворянами. Историк МГУ Федор Гайда, защитивший трактат Путина, утверждает, что привилегиями горожан пользовалась около десятой части населения, а крестьянство на землях, отошедших Польше, подвергалось крепостному праву, в чем-то более жесткому. чем у России. В XVI и XVII веках, например, крепостные крестьяне в России, но не в Польше, могли жаловать государя о плохом обращении со стороны своих господ. Православные подверглись репрессиям при польско-литовском католическом правлении, хотя Пивоваров отмечает, что с начала XVII века украинцы оттеснялись, создавая свои собственные православные учреждения: школы и семинарии, благотворительные учреждения, больницы, типографии и т.