Северо восточная русь это: Северо-восточная Русь — урок. История, 6 класс.

Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в.

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в.

     Владимиро-Суздальское княжество. Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Лишь в VIII — IX вв. здесь появилось племя вятичей, передвинувшееся сюда с юго-запада, из района Воронежа. До этого здесь обитали угро-финские, а западнее — балтские племена, которые были основными жителями края. Славянская колонизация этих мест шла по двум направлениям — с юго-запада и запада, из района Среднего Поднепровья и с северо-запада, из новгородских земель, из района Белоозера, Ладоги. Здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгородской Руси на Волгу; следом за торговцами шли по этой дороге поселенцы, которые вместе с местным племенем вятичей, а также жившими неподалеку кривичами и угро-финскими жителями и начали освоение этих мест.

     Почему же славянское население так упорно шло в эти, казалось, забытые Богом места? В междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало пригодных для земледелия пахотных земель. На сотни километров простирались здесь великолепные заливные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство. Густые леса были богаты пушниной, здесь в изобилии росли ягоды, грибы, издавна процветало бортничество, что давало столь ценимые в то время мед и воск. Широкие я спокойно текущие реки, полноводные и глубокие озера изобиловали рыбой. При упорном и систематическом труде эта земля могла вполне накормить, напоить, обуть, согреть человека, дать ему материал для постройки домов, и люди настойчиво осваивали эти неприхотливые места.
     К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий. Сюда не доходили волны яростных набегов степняков. Позднее сюда не доставал меч предприимчивых балтийских завоевателей — варягов, не добиралась в эти дали и половецкая конница, разбивавшаяся о непроходимые лесные чащи.

Жизнь здесь текла не так ярко и динамично, как в Поднепровье, но зато спокойно и основательно. Позднее Владимиро-Суздальская Русь, держащаяся на отлете, хотя и принимала активное участие в междоусобных битвах XII в., сама редко становилась ареной кровопролитных схваток. Чаще ее князья водили свои дружины на юг.
     Все это содействовало тому, что пусть и в замедленном ритме, но жизнь здесь развивалась, осваивались новые земли, строились и богатели города; позднее, чем на юге, но зарождалось вотчинное землевладение. В XI в. здесь уже стояли крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе возникли построенный им и названный в его честь Владимир-на-Клязьме и Переяславль.
     Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, посланный отцом Всеволодом Ярославичей. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав «отчины» Мономаховичей. В пору трудных испытаний, в пору жестоких поражений дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь, поддержку.
Здесь они смогут набраться новых сил для жестоких политических схваток со своими соперниками. Сюда в свое время Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей Юрия.
     По мере мужания Юрия, по мере того как уходили из жизни старшие князья, голос ростово-суздальского князя звучал на Руси все громче и его претензии на первенство в общерусских делах становились все основательней. И дело было не только в его неуемной жажде власти, стремлении к этому первенству, за что он и получил прозвище Долгорукого, но и в экономическом, политическом, культурном обособлении огромного края, который все более стремился жить по своей воле. Особенно это относилось к большим и богатым северо-восточным городам. Если «старые» города — Ростов и особенно Суздаль — были, кроме того, сильны своими боярскими группировками и там князья все более чувствовали себя неуютно, то в новых городах — Владимире, Ярославле — они опирались на растущие городские сословия, верхушку купечества, ремесленников, на зависимых от себя землевладельцев, получавших землю за службу у князя.

     В середине XII в. усилиями в основном Юрия Долгорукого Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины, которая прежде покорно посылала свои дружины на подмогу киевскому князю, превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.
     Юрий Долгорукий неустанно воевал с Волжской Булгарией, которая в пору ухудшения отношений пыталась блокировать русскую торговлю на волжском пути. Вел он противоборство с Новгородом за влияние на смежные и пограничные земли. Уже в XII в. зародилось соперничество Северо-Восточной Руси и Новгорода, которое позднее вылилось в острую борьбу новгородской аристократической республики с поднимающейся Москвой. В течение долгих лет Юрий Долгорукий упорно боролся также за овладение киевским престолом.
     Участвуя в междукняжеских усобицах, воюя с Новгородом, Юрий имел союзника в лице черниговского князя Святослава Ольговича, который был старше ростово-суздальского князя и ранее него предъявил свои права на киевский престол. Юрий помогал ему войском, сам же предпринял успешный поход на новгородские земли. Святослав не завоевал себе киевского престола, но «повоевал» смоленские земли. А потом оба князя-союзника встретились для переговоров и для дружеского пира в пограничном суздальском городке Москве. Юрий Долгорукий пригласил туда, в маленькую крепостицу, своего союзника и написал ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве. Так в исторических источниках впервые была упомянута Москва. Но не только с этим городом связана деятельность Юрия Долгорукого. Он построил ряд других городов и крепостей. Среди них — Звенигород, Дмитров, Юрьев-Польской, Кснятин.
     В 50-е гг. XII в. Юрий Долгорукий овладел киевским престолом, но вскоре умер в Киеве, в 1157 г.
     Историк В. Н. Татищев, в руках которого находилось немало старинных русских летописей, не дошедших до нас, так описал внешность и характер Юрия Долгорукого: «Сей великий князь был роста немалого, толстый; брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития; более всего о веселиях, нежели о расправе (т. е. управлении) и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев». Известия о пирах Юрия Долгорукого в Москве и в Киеве как будто подтверждают эту характеристику, но в то же время нельзя не видеть и ее некоторую односторонность. Юрий Долгорукий был одним из первых крупных государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при котором этот край прочно занял ведущее место среди других русских земель. И даже то, что он передоверял все дела своим помощникам и советникам, никак не умаляет его некоторых достоинств: князь умел подбирать людей, которые проводили его политику в жизнь.
     Андрей Боголюбский. В 1157 г. на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич, рожденный от половецкой княжны, первой жены Юрия.
     Андрей Юрьевич родился около 1120 г., когда еще был жив его дед Владимир Мономах. До 30 лет князь прожил на севере. Отец отдал ему в удел город Владимир-на-Клязьме, и именно там провел Андрей свои детские и юношеские годы.
Он редко бывал на юге, не любил Киева, смутно представлял себе все сложности династической борьбы среди Рюриковичей. Все его помыслы были связаны с севером. Еще при жизни отца, который после овладения Киевом наказал ему жить рядом в Вышгороде, независимый Андрей Юрьевич против воли отца уехал на север в свой родной Владимир. В юности Андрей Юрьевич проделал с отцом не одну военную кампанию на юге и прослыл смелым воином и умелым военачальником. Он любил начинать битву сам, врубаться в ряды врагов. О его личном мужестве ходили легенды.
     После смерти Юрия Долгорукого бояре Ростова и Суздаля избрали своим князем Андрея, стремясь утвердить в Ростово-Суздальской земле собственную династическую линию и прекратить такой порядок вещей, когда великие князья посылали в эти земли на княжение то одного, то другого из своих сыновей.
     Однако Андрей сразу же спутал все их расчеты. Прежде всего он согнал с других ростово-суздальских столов своих братьев, которые «сидели» по разным городам.
Среди них был и знаменитый в будущем Всеволод Большое Гнездо. Затем Андрей удалил от дел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его поседевшую в боях дружину. Летописец отметил, что Андрей стремился стать «самовластцем» в Северо-Восточной Руси.
     На кого же опирался Андрей Юрьевич в этой борьбе? Прежде всего на города, городские сословия. Подобные стремления проявили в это время и властелины некоторых других русских земель, например Роман, а потом Даниил Галицкие. Укреплялась тогда королевская власть во Франции, Англии, где городское население также начало активно поддерживать королей и выступать против своеволия крупных землевладельцев. Таким образом, действия Андрея Боголюбского лежали в общем русле политического развития европейских стран. Свою резиденцию он перенес в молодой город Владимир; близ города в селе Боголюбове он построил великолепный белокаменный дворец, отчего и получил прозвище «Боголюбского». С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством, по имени ее главных городов.

     В 1169 г. вместе со своими союзниками Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, выгнал оттуда своего двоюродного племянника Мстислава Изяславича и отдал город на разграбление. Уже этим он показал все свое небрежение по отношению к прежней русской столице. Андрей не оставил город за собой, а отдал его одному из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Позднее Андрей предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Воевал он, как и Юрий Долгорукий, с Волжской Булгарией.
     Действия Андрея Боголюбского вызывали все большее раздражение среди ростово-суздальского боярства. Их чаша терпения оказалась переполненной, когда по приказу князя был казнен один из родственников его жены, видный боярин Степан Кучка, чьи владения находились в районе Москвы, эта местность тогда носила название Кучково. Захватив владения казненного боярина, Андрей приказал построить здесь укрепленный замок. Так в Москве появилась первая крепость.
     Брат казненного, другие родственники организовали заговор против Андрея Боголюбского, в заговор были вовлечены его жена и ближайшие слуги князя — осетин Анбал, дворцовый ключник и слуга еврей Ефрем Мозевич.
     Накануне заговора Анбал выкрал из спальни меч князя, а в ночь на 29 июня 1174 г. заговорщики вошли во дворец и приблизились к княжеским покоям. Андрей отозвался на их стук, а когда заговорщики ответили, что это пришел Прокопий — любимец князя, Андрей Боголюбский понял, что ему грозит беда — из-за двери прозвучал незнакомый голос. Князь приказал постельничьему отроку не открывать дверь, а сам тщетно пытался найти меч. В это время заговорщики выломали дверь и ворвались в спальню. Андрей Боголюбский отчаянно сопротивлялся, несколько раз сбрасывал с себя врагов, но их было много и они были хорошо вооружены. Они нанесли ему несколько ударов мечами, саблями, кололи его копьями. Наконец князь бездыханным упал к их ногам. Решив, что Андрей убит, заговорщики покинули спальню и уже выходили из хором, когда вдруг Анбал услыхал стоны князя. Андрей Боголюбский очнулся, встал и из последних сил направился в сени, а оттуда стал спускаться вниз, но силы оставили его и он присел внизу лестницы. Здесь и обнаружили его вернувшиеся противники. Они тут же прикончили князя мечами. Затем заговорщики расправились с близкими князю людьми, ограбили его сокровищницу.
      На следующее утро весть об убийстве Андрея Боголюбского облетела стольный город. Во Владимире, Боголюбове и окрестных селах начались волнения. Народ поднялся против княжеских посадников, тиунов, сборщиков налогов; нападениям подверглись и дворы богатых землевладельцев и горожан. Лишь через несколько дней бунт утих.
     Расцвет Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо. Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. Когда боярство Ростова и Суздаля попыталось посадить на престол племянников Андрея и управлять за их спиной княжеством, поднялись «меньшие люди» Владимира, Суздаля, Переяславля, других городов и пригласили на владимиро-суздальский престол Михаила — брата Андрея Боголюбского. Его конечная победа в нелегкой междоусобной борьбе с племянниками означала победу городов и поражение бояр.
     Когда в 1177 г. после тяжелой болезни Михаил умер, его дело взял в свои руки вновь поддержанный городами третий сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич.
     В 1177 г. он, разгромив своих противников в открытом бою близ города Юрьева, овладел владимиро-суздальским престолом. Мятежные бояре были схвачены и заточены в тюрьму, их владения конфискованы. Поддержавшая противников князя Рязань была захвачена, а рязанский князь попал в плен. Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо», так как имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. В своей борьбе с боярством Всеволод Большое Гнездо опирался не только на города, но и на мужающее с каждым годом дворянство, которое выступает в источниках под именем «отроков», «мечников», «вирников», «гридей», «меньшей дружины» и служило князю за землю, доходы, другие милости. Эта категория населения существовала и прежде, но теперь она становится все более многочисленной и влиятельной. С увеличением значения великокняжеской власти в некогда заштатном княжестве их роль и влияние также вырастали год от года. Они по существу несли всю основную государственную службу: в войске, судопроизводстве, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.
     Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество. Он успешно противоборствовал Волжской Булгарии. Его поход на Волгу в 1183 г. закончился блестящей победой.
     Тяжело заболев в 1212 г., Всеволод Большое Гнездо собрал своих сыновей и завещал престол старшему сыну Константину, сидевшему в то время в Ростове в качестве наместника отца. Но Константин, уже крепко связавший свою судьбу с ростовским боярством, попросил отца так и оставить его в этом городе, а сам престол перенести туда из Владимира. Это могло нарушить всю политическую ситуацию в княжестве. Больной Всеволод пришел в ярость. При поддержке своих соратников и церкви он передал престол второму по старшинству сыну Юрию и наказал ему оставаться во Владимире и отсюда управлять всей Северо-Восточной Русью.
     Вскоре Всеволод умер в возрасте 64 лет, «просидев» на великокняжеском престоле 37 лет. Его преемнику Юрию не сразу удалось взять верх над старшим братом. Последовала новая междоусобица, продлившаяся 6 лет, и только в 1218 г., после смерти Константина, Юрий Всеволодович сумел овладеть престолом. Тем самым была окончательно нарушена старая официальная традиция наследования власти по старшинству, отныне воля великого князя — «единодержавца» стала сильней, чем былая «старина».
     Северо-Восточная Русь сделала еще один шаг к централизации власти. В борьбе за власть Юрий, однако, вынужден был заключить компромиссы со своими братьями. Владимиро-Суздаль-ская Русь распалась на ряд уделов, где сидели дети Всеволода. Но процесс централизации был уже необратим. Татаро-монгольское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.

???
1. Как и почему менялась княжеская власть во Владимиро-Суздальском княжестве?
2. В параграфе говорится о первом летописном упоминании о Москве. Можно ли, на ваш взгляд, считать 4 апреля 1147 г. днем основания города?
3. На кого в своей борьбе с боярами опирался Андрей Боголюбский, на кого Всеволод Большое Гнездо? Какие стороны политики этих князей вызывали поддержку со стороны значительной части населения княжества и почему?

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Как начиналась Северо-Восточная Русь

2089

Добавить в закладки

Ученые Института археологии РАН при поддержке фонда «История отечества» впервые изучили современные села Суздальского Ополья с почти тысячелетней историей: как показали исследования, села, основанные в XI-XII веках, стали основой Северо-Восточной Руси, пережили монгольское нашествие и до сих пор являются большими и устойчивыми поселениями.

«Это новый подход к изучению русских сел, тысячелетняя история которых специально никогда не рассматривалась. Есть такое представление, что единственные „узлы прочности», раскрывающие преемственность исторического развития от древности до наших дней, — это старые русские города. Ранее считалось, что сеть сельских поселений была неустойчива и территории современных сел неинтересны для археологического изучения. Мы впервые проследили реальную историю конкретных поселений, которые сложились в самом начале формирования Руси и в течение столетий обеспечивали стабильность и благосостояние центральных областей государств», — сказал Николай Макаров, директор Института археологии РАН.

В XII веке в Волго-Окском междуречье формируется новый политический центр Руси, бросивший вызов Киеву и Новгороду. Северо-Восточная Русь становится процветающей областью с многочисленными городами, владимирские князья — наиболее влиятельные политические фигуры на общерусской сцене. Но предыстория возвышения Северо-Восточной Руси, факторы, которые обусловили ее неожиданный и стремительный подъем, до сих пор недостаточно прояснены: в летописях они получили скудное освещение. Археология позволяет проследить историю освоения центра Северо-Восточной Руси, формирования в этих местах новых поселений и новых типов хозяйства.

Суздаль, один из двух старейших городов Северо-Восточной Руси, возник на возвышенности с исключительно плодородными землями, которые были полностью очищены от леса средневековыми земледельцами и получили название «Ополье». В отличие от большинства средневековых поселений X-XI веков, которые группировались возле водных путей, все территория Суздальского Ополья уже в конце I тысячелетия была покрыта сетью очень больших поселений, причем площадь некоторых достигала 15-19 гектаров и превышала размеры средневековых малых русских городов. Часть этих поселений прекратила свое существование, но некоторые села существуют до сегодняшнего дня. Именно они стали объектом изучения археологов, которые с 2001 года исследуют средневековые поселения Суздальского Ополья.
 

Село Глебовское. Суздальское Ополье

Для исследований 2019 года были выбраны четыре села возле Суздаля, которые впервые упоминаются в земельных грамотах 1530-1550 годов: Гнездилово, Вышеславское, Туртино и Глебовское. По данным письменных источников известно, что они в это время представляли собой крупные поселения с собственными сельскими старостами, приходскими храмами и священниками. Три из них были во владении суздальского архиерейского дома (Гнездилово, Туртино, Глебовское), и одно — во владении суздальского Покровского монастыря (Вышеславское).

Археологи заложили большие разведочные шурфы в разных частях поселений. Эти работы показали, что история этих сел начинается в домонгольскую эпоху, причем все четыре села изначально формировались как большие поселения, площадь которых во второй половине XII — XIII веков составляла от 8 до 15 гектаров.  Средневековые поселения в Гнездилове и Вышеславском располагались в верховьях оврагов: очевидно, находившиеся здесь родники служили источником водоснабжения. 

Как отмечают археологи, на памятниках не обнаружено больших перерывов в их развитии во второй половине 13-14 века — это свидетельство того, что все четыре поселения пережили монгольское нашествие. 

«Часть поселений, сложившихся при суздальских князьях в 12 веке, выдержала удар. Вероятно, они были сожжены, скорее всего, часть населения была уничтожена или угнана, но эти села довольно быстро восстановились. Здесь нет следов столетнего разрыва, который хорошо виден во Владимире, где слой второй половины 13-14 века отсутствует почти повсеместно. Города как будто нет: соборы стоят, в документах он упоминается, а найти какие-то археологические следы жизни Владимира в это время довольно трудно», — отметил Николай Макаров.

Также археологи смогли проследить, как изменилась пространственная организация сел в XVIII веке: их территория расширилась и сформировалась новая планировка с расположением усадеб вдоль широких улиц. Участки, занятые усадьбами в предшествующее время, частично оказались за пределами застройки на открытых пространствах в центре села.

Шпора. Гнездилово, Суздальское Ополье

Во время археологических работ, помимо обычных предметов, характеризующих хозяйственную деятельность и повседневную жизнь сельских поселений (ножи, оселки, пряслица, кресты-тельники, металлические украшения женского костюма) было найдено несколько неожиданных артефактов. К ним относится целая шпора, найденная в селе Гнездилово. Этот предмет, связанный с воинской средой, относится к XIII-XIV векам и может служить доказательством того, что среди жителей Гнездилова в этот период были не только крестьяне, но и лица более высокого статуса, занятые военным делом.
 

Навершие меча с фрагментами серебряного декора

Также археологи обследовали средневековые селища за пределами современных населенных пунктов в Суздальском Ополье. Полевые работы 2019 года пополнили коллекции крестов-энколпионов XII-XIII веков., крестов-тельников, декорированных эмалью, амулетов-змеевиков. Самой яркой находкой стала обнаруженная на одном из селищ деталь навершия рукояти меча, инкрустированная серебряным декором. Находки клинкового оружия и его фрагментов, относящиеся к домонгольскому времени, исключительно редки на археологических памятниках: ранее в Суздале и его округе таких находок ранее было известно лишь две. По словам ученых, новая находка, предварительно датированная XI веком, подкрепляет сделанные ранее наблюдения о присутствии «усадеб знати» на суздальских селищах и дает новый импульс для их поиска.

Суздальское Ополье является единственной исторической областью, где в настоящее время ведется систематическое выявление и обследование средневековых сельских поселений. На основе полученных сведений составляется единая электронная база данных. За 19 лет исследований обследовано около 380 средневековых поселений, что по примерным подсчетам составляет примерно четверть от всех, существовавших в средние века в Суздальском Ополье. Примерно три четверти до сих пор остаются неизвестными. 
 

Амулет-змеевик. На одной стороне изображение христианской символики, а на другой – змеевидная композиция (изображение Горгоны)

Как пояснил Николай Макаров, проект «Начало Суздальских сел: археологическое изучение исторических поселений», предполагающий исследование ныне действующих поселений, созвучен европейской практике и проектам, которые развиваются сейчас в европейском средневековой археологии и позволяют отследить преемственность и разрывы в историческом расселении, динамику развития поселенческих структур. В частности, подобные исследования в Британии на территории действующих поселений позволили найти следы основания деревень в англо-саксонское время, до эпохи викингов, а также следы запустения значительной части поселений в XIV веке, после эпидемий чумы. Британский проект, координатором которого является профессор Каренза Льюис из Линкольнского университета, рассматривается как один из способов привлечения общественного интереса к местной истории и приобщения жителей исторических сельских поселений к охране археологических памятников и культурных ландшафтов.

«Наши работы в селах важны не только для академической науки, они по-новому открывают местную историю для современных жителей сел, на конкретных материалах демонстрируют ее хронологическую «глубину». Мы пытаемся сделать археологию более открытой, понятной, более ориентированной на людей, которые живут в тех или иных областях, и работы в суздальских селах – очередной шаг на этом пути», – отметил Николай Макаров.

средневековая русь суздальское ополье

Источник: www. archaeolog.ru

Развернуть

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

НАУКА ДЕТЯМ

Ученые КФУ обнаружили три новые пещеры в Абхазии

12:00 / География

Новую архитектуру имплантов для ускоренной регенерации костной ткани предложили нижегородские учёные

14:00 / Медицина

В ВИРе создана паспортная база диких видов подсолнечника

12:00 / Биология

Лобные доли могли перенять часть функций поясной коры в ходе эволюции

11:00 / Нейронауки

Санкт-Петербург — колыбель российской науки

10:30 / История, Наука и общество, 300 лет Академии наук

Наука начинается с библиотеки

10:00 / Наука и общество

Физики исследовали магнитные свойства полуметаллов, перспективных для микроэлектроники

19:00 / Физика

В МГУ у пары соколов-сапсанов появилось 3 птенца

18:05 / Биология

Определена область мозга, которая реагирует на изменение уровня сахара в крови

18:00 / Медицина

Первая масштабная научная детская площадка откроется в Сочи

17:05 / Наука и общество

«Сергей Петрович Капица был голосом науки для миллионов людей». Академик К.В. Анохин о программе «Очевидное — невероятное»

24.02.2023

«Его передача до сих пор остается непревзойденным стандартом». Академик Валерий Тишков к юбилею «Очевидного — невероятного»

24.02.2023

«Подобно комете на усыпанном звездами небе». Академик А.Л. Асеев о программе «Очевидное — невероятное»

24.02.2023

Татьяна Черниговская: «Нам всем повезло, что мы знали Сергея Петровича Капицу как просветителя»

24.02.2023

Ректор РосНОУ Владимир Зернов: «Очевидное — невероятное» — это квинтэссенция человеческого интеллекта

24.02.2023

Леопольд Лобковский: «Сергей Капица — человек самого высокого уровня, с которым было просто общаться»

24.02.2023

Смотреть все

Киевская Русь

Нашествие татар в середине XIII века произошло, когда Русь была разорвана двумя родственными и вместе с тем враждующими ветвями дома Рюриковичей: младшая ветвь обосновалась в северной (в настоящее время средняя) часть страны; старцу, после многих битв и неудач, удалось вернуть свое наследство, древнюю метрополию Киев и все южные княжества. Обе ветви несли мстительную память о своих взаимных распрях, и в то время как старшая с завистью наблюдала за постепенным возвышением северных князей, вторые завидовали твердой хватке, с которой южные князья ухватились за свое долгое оспариваемое господство. Отсюда и получилось, что, когда полчища татар заполонили северные княжества, южные князья не прислушались к мольбам своих северных братьев о помощи. Отсюда и причина того, что эти последние оставались инертными и покорными своим недавним завоевателям, татарам, когда эти завоеватели опустошали плодородные земли, простиравшиеся вдоль юга России.

Вскоре после этого закарпатские части России, Красная Россия, т. е. Галиция, Лодомерия и т. д., перестали уже считаться частью России. Болотистые участки земли к востоку от Польши, Белая Россия, сформировали новую и самостоятельную державу, Литву, которой вскоре суждено было слиться с Польшей. Северу России, Великой России, предстояло еще два столетия вынести иго татар. В это время Южная или Малороссия, именуемая также Украиной (т. е. границами), породила новый народ — казаков.

Задолго до возникновения Киевской Руси на территории современной Украинской Республики жили иранцы и другие народы. Самыми известными из них были скифы (ок. 600–200 гг. до н. э.), чьи стилизованные под животных украшения можно увидеть в музеях всего мира. С 100 по 900 г. н.э. готы и кочевые гунны, авары и мадьяры проходили через этот регион, но не оставили после себя ничего прочного. Более значительным было одновременное распространение восточных славян, которые были земледельцами и пчеловодами, а также охотниками, рыболовами, скотоводами и звероловами. Восточные славяне демографически доминировали в регионе.

Мало что известно о происхождении славян. Филологи и археологи предполагают, что они очень рано поселились в Карпатах или на территории современной Белорусской Республики. К 600 году нашей эры они лингвистически разделились на южную, западную и восточную ветви. Восточные славяне расселились вдоль реки Днепр и его притоков, а затем распространились на север до Ладожского озера и бассейна реки Невы, на северо-восток до северного района Волги и на запад до бассейнов северного Днестра и западного Буга. В восьмом и девятом веках многие восточнославянские племена платили дань хазарам, тюркоязычному народу, проживающему в южном Поволжье и на Кавказе.

К девятому веку скандинавские воины и купцы, называемые варягами, проникли в восточнославянские области. Согласно самой ранней летописи Киевской Руси, варяг по имени Рюрик впервые обосновался в Новгороде около 860 [862?], а затем двинулся на юг и распространил свою власть на Киев. Летопись называет Рюрика родоначальником династии Рюриковичей. Этот княжеский род должен был править в Восточной Европе до 1598 года. Другой варяг, по имени Олег, двинулся на юг от Новгорода, изгнал хазар из Киева и основал Киевскую Русь ок. 880. В течение тридцати пяти лет он покорил различные восточнославянские племена. В 907 возглавил поход на Константинополь, а в 911 г. подписал торговый договор с Византийской империей на началах равенства. Новое государство процветало, потому что оно контролировало торговый путь от Балтийского до Черного морей, а также потому, что оно имело в изобилии меха, воск, мед и рабов на экспорт. Историки спорят о роли варягов в создании Киевской Руси. Большинство русских — и особенно советских — историков подчеркивали славянское влияние в развитии государства. Хотя к 860 г. славянские племена сформировали свои региональные образования, варяги, несомненно, ускорили кристаллизацию Киевской Руси.

Киев доминировал в Киевской Руси в течение следующих двух столетий. Выбор Владимиром восточного православия отражал его тесные политические связи с Константинополем, который доминировал на Черном море и, следовательно, в торговле по реке Днепр. Его решение имело далеко идущие политические, культурные и религиозные последствия. В Восточной Православной Церкви была литургия, написанная кириллицей, и корпус переводов, сделанный ранее для южных славян. Эта литература способствовала обращению в христианство и познакомила восточных славян с рудиментарной греческой философией, наукой и историографией без необходимости изучения греческого языка. Напротив, образованные люди в средневековой Западной и Центральной Европе изучали латынь. Восточные славяне не знали ни греческого, ни латыни и, таким образом, были изолированы от византийской культуры, а также от культуры своих европейских соседей на западе.

Несчастное положение России усугублялось появлением половцев, византийских команов, кочевого народа, пришедшего из пустынь Средней Азии и расположившегося станом в стране, простиравшейся к северу от берегов Черного и Черного морей. Азофф, около середины XI в. Эти кочевники совершали постоянные набеги на территории русских князей, но также часто использовались ими в качестве вспомогательных средств в их внутренних и внешних войнах.

В одиннадцатом и двенадцатом веках князья и их свита — смесь варяжской и местной славянской элиты плюс небольшие финно-угорские и тюркские элементы — доминировали в обществе Киевской Руси. Ведущие воины и чиновники, которые иногда составляли совещательный совет или думу, получали доход или землю от князей в обмен на свои услуги. В обществе Киевской Руси не было классовых институтов, концепции правовой взаимности или автономных городов, которые характеризовали западный феодализм. Тем не менее городские купцы, ремесленники и рабочие иногда оказывали политическое влияние через народные собрания или вече. В некоторых случаях вече либо заключало соглашения с князьями, либо изгоняло их и приглашало на их место других. Внизу общества находилась небольшая прослойка рабов. Более важное значение имели дань-крестьяне, постепенно попадавшие под влияние православной церкви и помещиков. Как и в остальной части Восточной Европы, крестьяне были обязаны трудовой повинностью князьям, но широко распространенного личного крепостного права, характерного для Западной Европы, в Киевской Руси не существовало.

Киевская Русь не смогла сохранить свои позиции могущественного и процветающего государства. Многие факторы способствовали его упадку, в том числе объединение разрозненных земель, удерживаемых вместе правящим кланом. По мере того как потомки Рюрика множились, они отождествляли себя с региональными интересами, а не с большим вотчиной. Князья воевали между собой, часто заключая союзы с половцами, поляками, венграми и др. Упадок Киевской Руси еще больше ускорился из-за изменения европейских торговых путей в результате крестовых походов. Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году сделало Днепровский торговый путь маргинальным. По мере своего упадка Киевская Русь раскололась на множество княжеств и несколько крупных региональных центров. Люди, населявшие областные центры, эволюционировали в несколько национальностей: украинцы на юго-востоке и юго-западе, белорусы на северо-западе и русские на севере и северо-востоке.

На севере Новгород процветал, потому что контролировал торговые пути от реки Волги до Балтийского моря. Когда Киевская Русь пришла в упадок, Новгород стал более независимым. Им управляла городская олигархия, и основные решения, включая избрание или увольнение князя, принимались на городских собраниях. В двенадцатом веке Новгород обрел собственного архиепископа — знак его важности и политической самостоятельности. По своему политическому устройству и торговой деятельности Новгород, ставший республикой в ​​1136 г. , больше походил на североевропейские города Ганзейского союза, чем на другие княжества Киевской Руси.

Во время своего распада Киевская Русь столкнулась с самой большой угрозой со стороны вторжения монголов. Войско Киевской Руси вместе с тюрками-половцами встретило монгольский набег в 1223 году на реке Калке. Войско Киевской Руси и его половецкие союзники потерпели сокрушительное поражение. Зимой 1237–1238 годов гораздо более крупная монгольская армия захватила большую часть Киевской Руси. В 1240 г. город Киев был разграблен, а монголы двинулись в Польшу и Венгрию. Из княжеств Киевской Руси только Новгородская республика избежала нашествия; однако он платил дань монголам. Одна ветвь монголов отошла в Сарай на нижней Волге и основала Золотую Орду. Из Сарая монголы Золотой Орды контролировали Киевскую Русь, правя косвенно через ее князей и мытарей.

Воздействие монгольского нашествия было неравномерным. Некоторые центры, например Киев, так и не оправились от опустошительного первого нападения. Новгородская республика продолжала процветать невредимой, а новое образование, город Москва, процветало под властью монголов. Хотя русская армия разгромила Золотую Орду у Куликова в 1380 г., монгольское господство на территориях, населенных русскими, и требования дани с русских князей продолжались примерно до 1480 г. Однако в начале четырнадцатого века Литва вытеснила монголов с территорий, населенных русскими. украинцы и белорусы и претендовали на эти земли. Литовцы приняли русинский язык (украинско-белорусский) в качестве государственного и сохранили судебную и административную практику Киевской Руси. Великий князь литовский стал претендентом на политическое и культурное наследие Киевской Руси. В конечном итоге традиции Киевской Руси были вытеснены польским влиянием в Литве.

Историки спорят о долгосрочном влиянии монгольского правления на российское и советское общество. Монголов обвиняли в разрушении Киевской Руси; распад старой «русской» национальности на украинскую, белорусскую и русскую составляющие; и введение в России «восточной деспотии». Но большинство историков согласны с тем, что Киевская Русь не была однородным политическим, культурным или этническим образованием и что монголы лишь ускорили ее распад, начавшийся еще до вторжения. Тем не менее, современные историки склонны приписывать монгольскому режиму очень важную роль в развитии Московии как государства. Московия, например, переняла у монголов свою сеть почтовых дорог, ценз, налоговую систему и военную организацию.

Киевская Русь оставила мощное наследие. Под предводительством династии Рюриковичей большая территория, населенная восточными славянами, была объединена в важное, хотя и неустойчивое государство. После принятия восточного православия Киевская Русь была объединена церковной структурой и развивала византийско-славянский синтез в культуре, искусстве и традициях. В западной части этого ареала эти традиции способствовали формированию украинской и белорусской народностей. На северо-восточной окраине Киевской Руси эти традиции были адаптированы для образования русского самодержавного государства.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Средневековая геополитика Помогите объяснить современную Россию и Украину

Объяснения войны России на Украине в 2022 году часто восходят к 2014 году, когда Революция Достоинства заменила союзника Кремля Виктора Януковича прозападным правительством, и Владимир Путин ответил аннексия Крыма и спонсирование сепаратистских анклавов на востоке Украины. Другие сосредотачиваются на 2005 году, когда Оранжевая революция впервые привела к власти в Киеве ориентированное на Запад руководство. Некоторые аналитики обращаются к запутанной истории украинского национализма в 19-м веке.30-х и 40-х годов, в том числе антисоветских борцов, сотрудничавших с гитлеровцами.

Но история России и Украины уходит корнями в средневековье. Это поднимает увлекательные вопросы о роли, которую различные взгляды на свободу и государство сыграли в их развитии.

Средневековая и ранняя современная история России и Украины настолько актуальна, что прошлым летом Путин написал эссе под названием «Об историческом единстве русских и украинцев», которое было размещено на сайте Кремля на русском, украинском и английском языках. Главный тезис Путина заключался в том, что русские и украинцы являются частью одной семьи, объединенной языком и религией, но разделенной в XIII веке, когда северо-восточная часть Киевской Руси была завоевана Золотой Ордой хана Батыя, а большая часть ее юго-запада вошла в состав Великого княжества Литовского. В последующие века, писал Путин, северо-восточные русские освободились от ордынского ига, в то время как их юго-западные православные братья оказались все более порабощенными польско-литовским католическим правлением, что в конечном итоге подтолкнуло их к поиску покровительства русского царя.

После этого в путинском нарративе все было в принципе хорошо, пока царская империя не закончилась русской революцией. В 1921 году родился Советский Союз, и Украина после короткого периода независимости стала одной из его республик, а ее территория была дополнена землями, ранее принадлежавшими России. Спустя семьдесят лет Советский Союз распался, и Украина ушла сама по себе, забрав с собой по праву русские земли.

Суть этого якобы ученого трактата, высмеянного российскими и украинскими учеными вне путинского двора, сводилась к трем аспектам: 1) украинцы могут реализовать свою национальную идентичность только в союзе с Россией, 2) украинцы никогда не притеснялись царской империей или большевики, и 3) Россию лишили земли (хотя Украина фактически потеряла больше земли, чем приобрела, когда большевики провели границы республики). Истинная цель эссе кажется особенно ясной в ретроспективе: оправдать российскую агрессию против Украины.

В ходе обсуждения на русскоязычном веб-сайте BBC News в июле 2021 года историк Андрей Зубов, которого в 2014 году выгнали из Московского государственного института международных отношений после критики аннексии Крыма, согласился с тем, что отделение Золотой Орды от оккупированной восточной Россия и протоукраинский запад были началом развития украинцев как отдельного народа с гораздо более сильными «западными» ценностями, чем Россия. ( Украина , что первоначально означало «пограничные земли», стало названием этого конкретного региона в 17 веке.) Его европейский импорт включал университетское образование, самоорганизующиеся ремесленные гильдии и «магдебургское право» самоуправления для городов. и города.

В эссе, опубликованном в марте 2022 года в «Новой газете» , независимом издании, которое с тех пор было приостановлено из-за цензуры, историк Московского государственного университета Юрий Пивоваров предложил более подробный анализ этой истории. Пивоваров пишет, что распад Киевской Руси после монгольского нашествия в конечном итоге привел к возникновению двух крупных государств: Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского, государи которых иногда именовались великими князьями литовскими и малороссийскими. Русины , или Русины , был термином для западного населения Руси, которое позже станет украинцами и белорусами. Эти два княжества боролись за политическое и культурное превосходство в качестве доминирующего восточнославянского государства — по сути, «настоящей» Руси — с конца 14 века до конца 16 века, когда победила Московия.

Великое княжество Литовское, говорит Пивоваров, было во многих отношениях типичным европейским феодальным государством, отличавшимся «разделением власти между аристократами-землевладельцами» и иерархией вассалитета с великим князем в качестве верховного сюзерена. В некотором смысле она была более «либеральной», чем большая часть Западной Европы того времени: вместо наследственного монарха у нее была господарь  (государь) избирается собранием знати. Напротив, Великое княжество Московское было сильно централизовано, и великий князь, а затем царь, не просто находился на вершине аристократической иерархии, но «парил над ней, как земной бог».

Со временем власть царя становилась еще более концентрированной, достигнув кульминации в царствование Ивана IV в XVI веке, чей кровавый террор против боярской знати опирался на особую гвардию — примерно 6-тысячную опричнину — составлен в основном из низших чинов и получил широкое право искоренять «измену». Хотя опричнина  (которую Пивоваров рассматривает как воспроизведение ордынского правления с домашним угнетателем) была продуктом паранойи Ивана, она также служила для того, чтобы уравнять всех его подданных как фактических рабов царя. Тем временем Великое княжество Литовское, ставшее частью Речи Посполитой, двигалось к большей региональной автономии и большему ограничению полномочий монархии.

Бинарное представление истории Украины и России как «свобода против самодержавия/рабства» было бы слишком упрощенным. Право голоса в Великом княжестве Литовском было ограничено дворянами. Историк МГУ Федор Гайда, защитивший трактат Путина, утверждает, что привилегиями горожан пользовалась около десятой части населения, а крестьянство на землях, отошедших Польше, подвергалось крепостному праву, в чем-то более жесткому. чем у России. В XVI и XVII веках, например, крепостные крестьяне в России, но не в Польше, могли жаловать государя о плохом обращении со стороны своих господ. Православные подверглись репрессиям при польско-литовском католическом правлении, хотя Пивоваров отмечает, что с начала XVII века украинцы оттеснялись, создавая свои собственные православные учреждения: школы и семинарии, благотворительные учреждения, больницы, типографии и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *