Кем был Сергий Радонежский? — Детская энциклопедия Потому.ру
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года. Его отец был служилым человеком ростовских удельных князей.
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители ушли в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже жил его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом ПосадеВысоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др. ), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… »
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены «нетленными» его мощи( останки) В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Кем был для Руси Сергий Радонежский
7 октября 2022
ГлагоL
Имя Сергия Радонежского – одно из самых почитаемых в Русской православной церкви. Но он сыграл огромную роль и в истории страны в целом, ученые без тени сомнения отмечают его влияние на объединение разрозненных земель, указывают на духовное лидерство, нравственный авторитет. А началось все 685 лет назад, 7 октября 1337 года, когда Сергий был пострижен в монахи.
Фото: ГлагоLГлагоL
Если зарождение русского монашества связывают с Феодосием Печерским в XI веке при Ярославле Мудром, то его возрождение после монгольского разорения однозначно связано с Сергием. Историки приводят такие цифры – за сто лет до Радонежского было основано около 30 монастырей, а в последующий век появилось сразу 150.
Видео дня
Тут стоит отметить, что благодаря монастырям были освоены многие земли. Монахи, ранее селившиеся в городах, после нашествия Батыя, уходили в пустынные земли, а уже затем туда подтягивались ремесленники и крестьяне – так был освоен практически весь русский север. Кроме того, это были укреплённые форпосты, защищавшие окрестное население от набегов монголов. Именно поэтому у многих монастырей такие мощные укрепления – в этот период они играли ту же роль, что и города в средневековой Европе.
О жизни Радонежского мы в основном знаем из труда его более позднего современника Епифания Премудрого, который написал житие святого. Это такая особая форма церковной литературы, которая включает в себя исторические факты и рассказы о чудесах совершенных святыми. Современные ученые отмечают, что Епифаний очень тщательно и скрупулезно работал с источниками. Кроме того, он много общался со старшим братом Сергия – Стефанием.
Сергия Радонежского в миру звали Варфоломей, родился в семье обедневшего ростовского боярина Кирилла и Марии. Церковь считает датой рождения 3 мая 1314 года, но некоторые источники называют 1322 год. Между тем, исследователи указывают, что церковная традиция скорее всего более верная, поскольку монастырь Сергий основывает в 1337 году, а это можно было сделать только достигнув возраста Христа. В 1328 году семья переселяется в город Радонеж, который принадлежал младшему сыну Ивана Калиты князю Андрею.
Ростов и окрестные земли были разорены нашествием монголов в меньшей степени, и они сохранялись как очаг старорусской культуры. Остались здесь среди прочего и школы, где обучали даже греческому языку. Вот туда и отправили учиться родители трех своих сыновей – старшего Стефания, Варфоломея и Петра. Но Варфоломею учеба совершенно не давалась несмотря на все его старания. И с этим связано первое чудо.
Однажды его отправили пасти жеребят, и он грустил у старого дуба размышляя о своей бездарности и прося Бога вразумить его. В этот момент подошел некий пожилой монах и начал расспрашивать о жизни. Отрок поведал ему о своих горестях, а затем попросил и старца политься за него, чтобы учеба пошла впрок. Монах сделал это тут же, на месте, и угостил куском хлеба, который Варфоломею показался слаще меда. С этого момента юноше все науки давались легко, церковь даже утверждает, что он враз постиг всю книжную премудрость.
Тем временем оба брата женились, а Варфоломей предпочитал вести одинокий образ жизни. Его все чаще посещала мысль постричься в монахи, но родители попросили отложить это решение и позаботиться о них в старости. К моменту их смерти овдовел и старший брат Стефан, после чего стал монахом Хотьковского монастыря. Варфоломей уговаривает старшего брата удалиться в пустынное место и таким образом начинает фактически монашескую жизнь еще до пострига.
Однако Стефан не выдержал всех трудностей пустынного жития и ушел в Москву, где поселился в Богородицком монастыре. Оставшись один, Варфоломей призывает игумена Митрофана и тот совершает постриг. Произошло это 7 октября 1337 года, он берет себе имя в честь одного из мучеников память которых отмечается в этот день – Сергия и Вакха.
Еще со Стефаном они поставили небольшую церквушку Святой Троицы, вокруг нее и стал возникать монастырь, когда слух о благочестивом отшельнике начал распространятся по округе. Но первым настоятелем монастыря был Митрофан, поскольку Сергий отказывался от всякого подобия власти. Как впоследствии он категорически откажется от сана митрополита вся Руси. И только под давлением насельников согласится стать игуменом своего монастыря.
Со временем моральный авторитет Сергия Радонежского стал неоспоримым. Когда войска Дмитрия Донского выстроились на Куликовом поле и увидели бесчисленное войско Мамая, то в их сердца закрались страх и сомнение. В это время прискакал гонец от Сергия, который огласил его благословение и это действительно подняло боевой дух армии. Церковная традиция считает, что он следил за сражением духовным зрением и умудрялся благословлять каждого бойца.
После победы на Куликовом поле значение Сергия Радонежского поднялось до общерусского масштаба. Историки считают неоспорим его положительное влияние на великих князей. И даже после смерти, он оставался моральным ориентиром для властителей сдерживая их от произвола и нечестных поступков. Наверное, этим и объясняется то значение, которое приобрела в истории России Троице-Сергиевская лавра, основанная Сергием Радонежским, который стал монахом 7 октября 1337 года.
Люди,Жизнь после смерти,Иван Калита,Дмитрий Донской,Сергий Радонежский,РПЦ,
Сергий Радонежский — Etsy.
deEtsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 45 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
- Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Больше похоже на это
Преподобный Сергий Радонежский | Православная церковь Святой Марии Магдалины
Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, что под Ростовом, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные дворяне Кирилл и Мария (память 28 сентября). Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни, и когда священник произнес: «Святое для святых».
Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.
В возрасте семи лет Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Петром. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.
Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников» (См. известную картину М. Нестерова «Видение Варфоломея»).
Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в гости к родителям. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.
Старец ответил, что следует сначала принять духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».
После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.
Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.
Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав тягот жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским. (12 февраля).
7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал с силой в силу. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.
Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела.
Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.Братия была поражена, что при таких тяжелых нагрузках здоровье их проводника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто монахи имели скудное питание, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.
Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны даже в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от св., не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел в трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и дал ответное благословение святому Стефану. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.
Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо говорить об этом до самой смерти.
Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет вызывал к себе преподобного Сергия и просил его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.
Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в Сергиев монастырь просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время боя преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.
За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необычайно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.
Достигнув старости и предвидя за полгода свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика преподобного Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В спокойном уединении преподобный Сергий почил ко Господу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз созвал братию, чтобы дать им последнее наставление: «Братия, внимайте себе.